Храм Успения Пресвятой Богородицы на Городке — шедевр раннемосковского зодчества дошедший до нас практически без искажений: в XVII в. прогнившую кровлю шедших от закомар к барабану кокошников сменила обычная скатная, куда более терпимая к нашим зимам, а в XIX в. были растесаны окна. Этот белокаменный четырехстолпный одноглавый храм был построен около 1400 г. на средства звенигородского князя Юрия Дмитривича.

Построен храм «бутовым» способом: между внешней и внутренней кладкой стен находится пространство, заполненное битым кирпичом и залитое раствором, что заметно усиливает устойчивость здания. Основной объем и наиболее крупные элементы здания слегка сужаются кверху, зрительно делая храм выше. Этому способствуют три узкие апсиды, разделенные на части полуколонками. Основной объем увенчан одной главой на массивном световом барабане. Храм украшен белокаменными резными поясами, делящими его объем попалим. Перспективные порталы с килевидным верхом врезаны в глубь стен и по бокам дополнены утолщениями-«дыньками».

В XIX в. был упразднен расположенный в дьяконнике Георгиевский придел. В начале века перед западным фасадом была воздвигнута звонница в какой-то мере воспроизводящая древнерусские образцы, правда увенчанная куполом со шпилем. С храмом она соединена невысокой галереей-переходом. В 1880 г. храм был расписан, однако под этими фресками в интерьере на стенах, столбах и барабанах фрагментарно сохранились росписи XV в. традиционно приписываемые Андрею Рублеву.

Храм был закрыт в 1930 г., однако сразу после окончания Великой Отечественной войны он был передан верующим, и начиная с апреля 1946 года в нем регулярно велись богослужения. С конца 1990-х является подворьем Саввино-Сторожевского монастыря.

Подробнее о работах по реставрации храма В можете прочитать в статье Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке.

В ходе реставрационных работ Успенского собора в Звенигороде найдены древние фрески, которые могут принадлежать, предположительно, кисти Андрея Рублева. Искусствоведы пока не спешат делать выводы, а продолжают изучать стену Успенского собора XV века.

Успенский собор города Звенигорода — один из самых известных среди сохранившихся памятников архитектуры Московской Руси рубежа XIV-XV столетий.

Первое подтверждение того, что роспись в храме принадлежит руке Андрея Рублева, открылось в 1960-х гг. Сняв слой штукатурки, между окон у самого купола специалисты обнаружили древние фрески, исчезнувшие со стен собора несколько веков назад. Оказалось, что на протяжении двух столетий древнюю роспись скрывала кирпичная кладка. В 19 веке храму требовалось укрепление, и старинную фреску заложили массивными арками. По словам реставраторов, во многом именно кирпич сохранил фрагменты практически неизвестного раннемосковского зодчества.

Увидев лишь первые фрагменты рисунка, специалисты не сразу поверили своему открытию — монументальная живопись принадлежит кисти Андрея Рублева. На подлинность изображения указывал не только стиль великого мастера, но и дата возникновения собора — то самое время, когда творил древнерусский художник. Эта находка стала настоящей сенсацией для архитекторов всего мира. Подлинных росписей Андрея Рублева практически не осталось: за шесть столетий они были безвозвратно утрачены. Сохранились лишь фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица».

Найденное в ходе последних реставрационных работ изображение располагается под сводами храма. Композиция достаточно хорошо сохранилась. В центральной ее части изображен круг с шестикрылым серафимом, а по сторонам от него — фигуры святых. Боясь повредить узор, с ювелирной точностью и при помощи медицинского скальпеля реставраторы очищают каждый новый слой штукатурки. Миллиметр за миллиметром, 600-ление росписи словно проявляются на сводах храма.

Дмитрий Седов, заместитель директора Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея:

Собор сохранил в своем интерьере наибольшее число по площади первоначальных фресок, в отличие от Троицкого собора, монастыря, Спасского. Ценность наиболее велика.

За несколько месяцев работы это не первое открытие реставраторов. После разбора завалов на чердаке собора специалисты обнаружили отлично сохранившиеся декоративные элементы храма. Каменные обломки даже удалось собрать в первозданную конструкцию.

Реставрация собора продлится как минимум год. Параллельно архитекторам предстоит закончить работу и над фресками. Для сохранности уникальных росписей в храме создадут специальные музейные условия.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Храмы Московской области

  • Рассказ о поездке в г.Звенигород.
  • Успенский собор

    Город Звенигород

    История. Этот древний город Подмосковья, предположительно, основан Юрием Долгоруким в 1152 г. Впервые упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты (1329 г.). С 1339 по 1492 г. Звенигород был центром удельного княжества. В 1389 г. Дмитрий Донской отдал Звенигород второму сыну — Юрию. На высоком холме, на левом берегу р. Москва, Юрий построил мощную крепость. Земляной вал имел высоту 8 м. В окрестностях города сохранились славянские курганы XI-XIV вв.

    В 1399-1407 гг. учеником Сергия Радонежского, Саввой, как военный форпост города был построен Саввино-Сторожевский монастырь — крепость на горе Стороже. Звенигород и монастырь сильно пострадали в годы польско-литовской интервенции; в 1812 г. — были заняты французами. Монастырь был разграблен, но в сентябре неприятель был выбит партизанами майора В. М. Фиглева.

    В XIX в. Звенигород и его окрестности приобрели значение подмосковной дачной местности, в наше время звенигородские места называют русской Швейцарией. Здесь отдыхали и работали: Н. М. Карамзин, А. П. Чехов, И. И. Левитан и многие другие известные художники, писатели, музыканты.

    В годы Великой Отечественной войны Звенигороду пришлось вновь стать ареной военных действий — враг был остановлен на подступах к городу, затем отброшен и разбит. В настоящее время красота подмосковной природы и исторические памятники города привлекают много туристов и паломников.

    Белокаменный Успенский собор в центре древнего кремля был построен в 1399 г. Это древнейший архитектурный памятник, отразивший строительные традиции Владимиро-Суздальской Руси. В соборе сохранились образцы древней живописи — фрески, расписанные молодым Андреем Рублевым и Даниилом Черным. До наших дней сохранились только собор и остатки валовых укреплений.

    Святыни. В соборе особо почитается Киккская икона Божией Матери, икона Иоанна Предтечи в иконостасе. Также здесь находится покров с мощей Саввы Сторожевского.

    Адрес: 143090, Московская обл., Одинцовский район, г. Звенигород.

    Проезд: от Москвы с Белорусского вокзала до ст. Звенигород (60 км).

    Храмы Одинцовского района

  • Никольская церковь. Село Аксиньино
  • Покровская церковь. Село Акулово
  • Храм св. блгв. кн. Вячеслава Чешского. Деревня Барвиха
  • Покровская церковь. Поселок Барвиха
  • Христорождественская церковь. Поселок Барвиха
  • Преображенская церковь. Село Большие Вяземы
  • Александро-Невская церковь. Город Голицыно
  • Богородицерождественская церковь. Село Дютьково
  • Никольская церковь. Село Дарьино
  • Богоявленская церковь. Поселок Жаворонки
  • Храм свв. Новомучеников и исповедников Российских. Поселок Заречье
  • Богоявленская церковь. Город Звенигород
  • Вознесенский собор. Город Звенигород
  • Успенский собор. Город Звенигород
  • Александро-Невская церковь. Город Звенигород
  • Христорождественская церковь. Город Звенигород
  • Знаменская церковь. Село Знаменское
  • Спасская церковь. Село Иславское
  • Троицкая церковь. Иоанно-Златоустовская церковь. Село Козино
  • Преображенская церковь. Село Крымское
  • Часовня Димитрия Донского на территории ЦМБВТ МО РФ. Поселок Кубинка
  • Казанская церковь. Село Лайково
  • Покровская церковь. Село Локотня
  • Никольская церковь. Село Луцино
  • Михаило-Архангельская церковь. Село Михайловское
  • Троицкая церковь. Село Назарьево
  • Христорождественская церковь. Поселок Немчиновка
  • Ильинская церковь. Поселок Немчиновка-1
  • Георгиевский собор. Город Одинцово
  • Гребневская церковь. Город Одинцово
  • Покровская церковь. Село Перхушково
  • Никольская церковь. Село Ромашково
  • Никольская церковь. Село Сидоровское
  • Пантелеимоновская церковь. Поселок санатория им. Герцена
  • Спасская церковь. Село Уборы
  • Спасская церковь. Село Усово
  • Успенская церковь. Село Успенское
  • Успенская церковь. Село Шарапово
  • В начало

    Успенский собор в Звенигороде (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Успенский собор в Звенигороде

    Успенский собор возвели московские мастера в 15 веке по заказу звенигородского князя Юрия Дмитриевича на территории обнесенной валами крепости, называющейся в наше время Городок. Он простоял в неизменном виде 400 лет, пока в 19 столетии к нему не пристроили звонницу. В 1930-х гг. храм закрыли, но уже в 1946 г. здесь возобновились богослужения. В настоящий момент здание принадлежит Саввино-Сторожевской мужской обители. Успенский собор — один из 4, полностью дошедших до наших дней храмов, выполненных в традиции московского белокаменного зодчества. Его архитектурные формы повторяют очертания религиозных сооружений Владимиро-Суздальского княжества домонгольского периода, но при этом имеют ряд оригинальных особенностей.

    Что посмотреть

    Здание представляет собой классическую крестово-купольную церковь с тремя алтарными апсидами. Его фасад традиционно разделяется на вертикальные прясла (участки стены) с помощью тонких колонн, посередине проходит горизонтальная полоса лепного растительного орнамента. В отличие от более древних построек, у Успенского собора кокошники и закомары имеют килевидную форму, что считается отличительной чертой архитектуры Московского княжества 14-15 веков.

    В 1918 г., во время реставрационных мероприятий в храме обнаружили три образа, приписываемых кисти самого Андрея Рублева: Апостол Павел, Архангел Михаил и Спас Вседержитель. Они считаются подлинными шедеврами мировой иконописи. Сегодня эти произведения искусства хранятся в Третьяковской галерее.

    Интерьер церкви представляет немалую культурную и историческую ценность, так как внутри сохранились фрагменты уникальных фресок, предположительно созданные представителями рублевской школы. Древние росписи находятся на северной преграде, восточных столбах, у алтаря и в северо-западном углу хоров, прочие изображения появились позже — в 19 веке.

    Практическая информация

    Адрес: Московская обл., Звенигород, ул. Городок, 1. Телефон: +7 (495) 597-11-77.

    Время работы: понедельник-пятница 10:00-14:00, суббота-воскресенье 10:00-19:00.

    Из рассказа «Звенигород — К Савве Сторожевскому»
    …Успенский собор на Городке — вторая главная достопримечательность Звон-города после Саввино-Сторожевского монастыря.
    …В 1390 – начинается возведение новой церкви необыкновенной дивной красоты – Успенского собора. Строили его таланты-самородки. Сам по себе собор белый. Простой. На гладких стенах – три непрерывных ленты каменной резьбы. Такой же рисунок и на барабане-шее. Узор – цветочно-растительный (как из древних русских народных сказок). Пропорции силуэта Успенской церкви – имеют в основе принцип «золотого сечения».
    И это ещё не всё!…
    Я в и

    Городок находится за 1,5км до монастыря, справа от дороги, там где родник, нужно подняться по крутой бетонной лестнице ивы выйдете на ул. Красную гору (Конюшенную), которая прямиком ведёт к храму.
    Внизу дорога (ул. Фрунзе), которая ведёт к монастырю и Москва-река
    Поднимаемся…
    И вот он, собор, красавец впереди
    Успенский собор на Городке — вторая главная достопримечательность Звон-города после Саввино-Сторожевского монастыря.
    Городок – это бывший Кремль, построенный князем Юрием Звенигородским. В стародревние времена (11-13вв.) здесь на горе уже стоял славянский город. Но 16-летний князь, переехавший сюда в Звенигород из Москвы, тут же энергично принялся его перестраивать.
    Первая задача была – укрепить стены. Результат — появились круговые высокие (8м) земляные валы, изнутри выложенные булыжником (для удобства воинам), а снаружи утрамбованные глиной, которую достаточно было полить водой, и она превращалась в скользкую поверхность (угол наклона 70˚). Для предохранения дерева от огня дубовые стены с внешней стороны были густо обмазаны обожженной глиной. По тем временам это было сильное фортификационное сооружение.
    Вторая задача – построить себе княжеские палаты (не сохранились).
    Третья задача – возвести личный княжеский храм.
    Так в 1390 – начинается возведение новой церкви необыкновенной дивной красоты – Успенского собора. Строили его таланты-самородки. Сам по себе собор белый. Простой. На гладких стенах – три непрерывных ленты каменной резьбы. Такой же рисунок и на барабане-шее. Узор – цветочно-растительный (как из древних русских народных сказок). Верхняя лента чуть более выступает вперёд, а две нижних, наоборот углубляются как ступеньки. Ширина «веточек» различна в разных лентах-полосах: у средней — более крупный и простой орнамент; у верхней и нижней – тонкий и более изысканный — что создаёт восхитительную игру светотени. Сверху над ними ещё незаметная полочка-отлив – чтобы дождик не заливал.
    Пропорции силуэта Успенской церкви – имеют в основе принцип «золотого сечения».
    При первом взгляде на древний храм сразу становится понятно, что звонница *то что перед самым входом» «была построена в начале XIX века». Некрасивая нелепая пристройка
    Вид со стороны Городка.
    Из Wikipedia: «В настоящее время кровля собора, как и формы оконных проёмов искажены поздними ремонтами»…
    Посмотрите, какой дивный узорчатый белокаменный пояс-украшение обвивает стены древнего храма
    И это ещё не всё!
    Внутри она была расписана Андреем Рублевым.
    И не просто гениально расписано, а … вы были в Третьяковке, вспомните три образа из «Звенигородского чина»: Христос, Михаил Архангел и Апостол Павел…. Всего икон было 7. Три – дошли до нас.
    Архангел Михаил и Апостол Павел – валялись на чердаке….
    Образ Спаса – служил ступенькой лестницы в амбар, перевёрнутый лицом вниз….
    Удивительное дело – года три назад я неслась куда-то как обычно (по подземному переходу). Справа от меня тянулись разные киоски. И вдруг я встала как вкопанная. Потому что край глаза углядел в церковной лавочке полустёртое изображение кудрявого святого в голубом плаще и малиновой повязке. Я сразу поняла, что это копия с какого-то древнего образа, и что, несмотря на это – сила изображения гипнотизировала. Покупая, я почему-то сразу же решила, что на иконе — Архангел Михаил (подписи не было). И долго потом думала, кто же автор, ну кто же автор, и откуда это изображение? И буквально через некоторое время, ходя по Иконному залу в Третьяковской галерее, я сталкиваюсь глазами с моим Михаилом. Подпись — Рублев.
    Теперь вернёмся к Городку – месту, где в стародревние времена стоял звенигородский Кремль.
    Оно потрясающее!
    Прекрасно сохранились древние валы-крутояры.
    Вообще место очень сильное, здесь хочется кружиться, кружиться, кружиться и взлететь куда-нибудь в звёздное небо. Древние предки наши, славяне, умели выбирать себе особые места под поселения.
    Вот он, древний город. Видите его?
    С другой стороны – храм
    Валы очень крутые и в прекрасной сохранности
    Сейчас мы заберемся и посмотрим вниз
    Транспортиром будете проверять угол наклона в 70˚?
    Живописный поворот какой
    Могучие сосны
    Вниз, если покатишься, то не остановишься
    Мы обошли валы по кругу
    Спускаемся
    Ещё раз любуемся прекрасным храмом, мысленно освобождая его от поздневременных пристроек
    И возвращаемся к нашей лестнице-спуску. По ходу движения, слева видим какой-то яркий дом с надписью «музей» (наверное, можно зайти, но мы торопимся)
    Справа деревенские домишки с роскошным видом на Москва-реку
    И, пожалуй, дополню «вторую главную» достопримечательность — ещё тремя.
    1. В Звенигороде на ул. Октябрьской в доме №6 жил фельдшер, к которому приходил в гости А.П.Чехов, который в свою очередь работал в звенигородской больнице. У дома – «нарядные наличники, похожие на вышитое полотенце», а напротив сквер с бюстом Чехова.
    2. В деревне Дютьково – Дом-музей композитора С.И.Танеева (ученика Чайковского).
    3. В деревне Дунино – Дом-Музей М.М.Пришвина.
    Рассказ «Звенигород — К Савве Сторожевскому»
    Посты по Звенигороду и его окрестностям:
    Звени-город. Саввино-Сторожевский монастырь
    Большие Вязёмы – Тройка. Семёрка. Туз
    Захарово — Душа наша, Пушкин
    Посты по Подмосковью:
    Таруса. Достопримечательности и музей Марины Цветаевой
    Серпуховские зарисовки: Красная Гора. Монастыри. Павлины. Вкусный хлеб
    Загадки Коломны. Хранители Либереи и Пояс Власти
    Коломенский Кремль. Маринкина башня
    Зарайский рай. Компактный путеводитель по городу
    Мелихово – Аромат Чехова
    Вознесенская Давыдова Пустынь
    Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова
    Глобус Боровска
    Бородино (Московская область, Можайский район)
    Гжель – в стране голубых роз и синих птиц
    Дулёво или тайна фарфоровых роз
    В Клину родилась «Елочка». Поездка на фабрику ёлочных игрушек[ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *