В Москве храм Успения Пресвятой Богородицы считается истинным символом религии, который драгоценным камнем влился в историю России. Впервые о небольшой деревянной церквушке упоминается в начале 17 века. В ту эпоху Москва была сильно перенаселённым городом, а потому все здания отличались компактностью. Несмотря на плотность зданий, возле каждой дворцовой ремесленной слободы находился собственный храм. Видимо потому и сегодня в невероятной близости от Успенского собора находится Никольская церковь. Стоит отметить, что раньше святыня называлась «УспенияПресвятой Богородицы, что в Спасской слободе в Чигисах» по причине близости слободы, которая существовала до середины 17 века. Интересное название произошло от имени игумена Чигаса, который основал храм в 1483 году.

В начале 1654 года несколько городских гончаров построили себе небольшой однопрестольный Успенский собор, который был изготовлен из камня. И только в конце 1702 года его перестроили, сделав из него небольшую и уютную святыню. Интересен тот факт, что в оформлении храма участвовал популярный в то время мастер изразцового дела Степан Полубес. Ближе к 1770 году на территории Успенской церкви соорудили колокольню, которая состояла из трёх ярусов в величественном стиле барокко. Тогда же он приобрел окраску, которая сохранилась до наших дней.

Не лучшие времена пережил собор в 1812 году, во время нападения войск Наполеона. Всё самое ценное увезли с собой, а что осталось – подожгли. В конце 1836 года храм был отреставрирован и слегка перестроен.

В советское время многие правоверные церкви подвергались разрушениям и циничному уничтожению, но, к счастью, Успенскую церковь не постигла печальная участь.

Православные христиане празднуют Успение

Именно потому в целости и сохранности остались колокола, иконы и прочие ценные реликвии. Что касается колоколов, то длительное время в них не звонили, но это не мешало пробираться украдкой в святыню многим богомольцам. Например, во время Великого поста число посетивших храм Пресвятой Богородицы достигло нескольких тысяч людей, что является феноменальным количеством на то время. После войны, в 1945 году, штат священнослужителей увеличили по причине роста популярности собора. 

В 1948 году Успенский храм был благословлен Святейшим Патриархом Алексием I, после чего он стал подворьем Болгарского православного собора.

Святыни храма —Чудотворная  икона Божией Матери "Троеручица", Икона Божией Матери "Казанская" 

Страница 1 из 7

БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ СОБОР (1666–1667 гг.) – поместный Собор Русской православной церкви, созванный царём Алексеем Михайловичем (1645–1676 гг.) и русским духовенством для низложения патриарха Никона (1652–1658, 1666 гг.) и осуждения старообрядчества. Это бы самый представительный Собор по числу участников за всю предшествующую историю Русской церкви. Он проходил в два этапа: заседания, на которых присутствовало только русское духовенство (29 апреля – сентябрь 1666 г.), и с участием как русских, так и греческих духовных лиц (28 ноября 1666 г. – февраль 1667 г.). До настоящего времени дошёл сложный комплекс документов, отражающих период подготовки Собора, его проведение и сопутствующие события. Официальной обработкой материалов Собора является Книга соборных деяний, заверенная подписями греческих и русских участников и опубликованная сразу же после окончания соборных заседаний. Этот документ был создан в ходе Собора или сразу после его завершения, однако исследователи говорят, что его нельзя считать протоколом заседаний.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

В Книгу деяний входят сгруппированные отчасти по темам, отчасти по хронологии решения Собора. Они представлены как отдельные заседания (но исследователи говорят, что это едва ли точное воспроизведение реальной хронологии), вопросы восточным патриархам и их ответы, некоторые дополнительные тексты, например, сочинения Константинопольского патриарха Афанасия III Пателлария (1634 и 1652 гг.) о чине литургии. В Книге деяний отсутствует изложение заседаний, посвящённых суду над патриархом Никоном, и описание избрания патриарха Иоасафа II (1667–1672 гг.), не упоминается вызвавший острые дискуссии на Соборе вопрос о соотношении царской и первосвятительской власти и т.п. Не ранее сентября 1667 г. богослов, просветитель и мыслитель Симеон Полоцкий (1629–1680 гг.) создал литературную обработку деяний Большого Московского собора – «Сказание о святом Соборе», которое также содержит далеко не полную и, кроме того, не во всём достоверную информацию. Он заменил речь царя Алексея Михайловича к Собору собственным риторическим сочинением, вместо ответа царю Новгородского митрополита Питирима на открытии Собора 29 апреля сделал пометку: речь митрополита написать «или вместо ея сей ответ». Автор «Сказания» изменил и хронологию событий, зачастую объединяя несколько заседаний в одно. Он указал, что последнее заседание состоялось 2 июля, однако в тексте упоминаются заседания, проходившие 12 и 17 июля, а также в августе и в конце сентября. Симеон Полоцкий ничего не сообщает о большинстве допросов и решений по поводу Соловецкого монастыря, в частности о покаянии архимандрита Никанора и других соловецких иноков, кроме Герасима (Фирсова), о посылке на Соловки ярославского архимандрита Сергия с увещеванием и т.п. (эти события исследователям известны по другим источникам). В ряде статей им оставлены пробелы для числа и месяца. Исследователи считают, что свидетельства названных источников должны быть дополнены сведениями из документов о суде над старообрядцами, описанием деяний Собора в сочинении Газского митрополита Паисия Лигарида (1610–1678 гг.), документами по делу патриарха Никона, Житием Никона, написанным иподиаконом при патриархе Никоне Иоанном Шушериным (современное научное издание всех материалов, относящихся к Большому Московскому собору, отсутствует). Необходимость созыва церковного Собора была вызвана углублением старообрядческого раскола, возникновение которого было связано с богослужебными реформами, начатыми патриархом Никоном и преследовавшими цель сближения русской церковной обрядности с греческой. Одной из причин непринятия старообрядцами реформ являлось широко распространённое в русском обществе представление об искажении православия у греков под гнётом турецкого султана и под давлением католической пропаганды. Русская церковь, стремившаяся через «никоновскую справу» обрести обрядовое единство с греческими церквами, по мнению старообрядцев, сама отпала от истинной веры. Из Юго-Западной Руси старообрядцами была заимствована теория «трёх отступлений», согласно которой Рим, Константинополь (на Ферраро-Флорентийском соборе) и Киев (после принятия Брестской унии) подчинились антихристу. Идею третьего отступления старообрядцы перенесли на Москву.

<< Первая < Предыдущая1234567Следующая > Последняя >>

 

     Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах словно драгоценный камень, небольшой по размерам, вкраплен в старые улочки Москвы.

  Первые упоминания о деревянном Успенском храме, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В это время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом, с единственными воротами на Таганской площади, а плотность населения района становится одной из самых высоких в Москве. Здесь очень компактно были расположены различные дворцовые ремесленные слободы, практически у каждой из них имелся свой храм.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках (Москва)

Именно по этой причине буквально напротив Успенского храма стоит Никольский. Тогда церковь называлась «Успения Пресвятой Богородицы, что в Спасской слободе в Чигисах», что связано с располагавшейся здесь в древности слободе при Спасо-Чигасовском монастыре, просуществовавшем до середины XVII века. Необычное название монастыря произошло от имени игумена Чигаса, основавшего его в  1483 году.

     В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм. В 1702 году успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. Между 1764—1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которую можно увидеть и на современном храме.

     Успенская церковь получилась небольшой и уютной. В её оформлении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно. Полихромные изразцы Степана Полубе́са украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. Очень интересно оформлена глава придела Тихона Амафунтского. На ней размещён один из излюбленных сюжетов Полубе́са — панно с изображением четырёх евангелистов.

     В 1812 году Успенский храм был разграблен войсками Наполеона, были сожжены дворы прихода. К 1836 году храм был восстановлен и частично перестроен.

     В годы советской власти храм, к счастью, не постигла участь многих других православных церквей, подвергшихся надругательству и разрушениям. Храм никогда не закрывался и сохранил все свои колокола. Правда, в долгое время колокола не звонили, да и в храм многим богомольцам приходилось пробираться украдкой. Вопреки всему этому, количество желающих попасть в храм богослужения было огромным, а число причастников в Великий пост достигла несколько тысяч. В послевоенное время в Успенской церкви был увеличен штат священнослужителей.

     По благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1948 году Успенский храм становится подворьем Болгарской православной церкви.

Святыни храма

Икона Божией Матери "Троеручица"

Икона Божией Матери "Казанская"

Ковчег-мощевик

 

Фотогалерея храма Успения Пресвятой Богородицы

Описание Успенского собора Московского Кремля в г. Москва

Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475-1479 под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.

МОСКОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятыя Богородицы во исполнение пожелания Киевского митрополита Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

Успенский собор 1326-1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Это был четырёхстолпный, трехапсидный, трехпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотесаными элементами архитектурного декора.

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Русского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подперты древами толстыми.»

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведенный до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642-1644 годы собор был расписан заново, старые росписи не сохранились.

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по измененному рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1547 году здесь было впервые совершено «венчание на царство» Ивана IV.

В 1625 году в соборе была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахом Аббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля по юлианскому календарю).

В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 года епископом Дмировским Августином (Виноградским).

15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявшего в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда сюда правительства РСФСР.

Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года — 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина «Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Открыт как музей в 1955.

В феврале 1960 передан в ведение Министерства культуры СССР.

С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .

С 1990 совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея России.

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.

Здесь покоятся мощи: митрополитов Киевских Петра, Феогноста, Фотия, Киприана и Ионы; митрополитов Московских Макария и Филиппа; Патриархов Московских Иова и Гермогена .

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме Николая в Толмачах).

Паломнические поездки к Успенскому собору Московского Кремля в г. Москва

Заботы монархов об украшении и распространении своей столицы суть общее явление в истории. Усиливая и возвышая Московскую державу, великий князь Иван III (1462-1505) естественно хлопотал о возведении прочных красивых зданий в своем стольном городе и об его лучшем украшении. Начали с соборного храма. Существовавший уже ранее в Кремле Успенский собор, построенный Иваном Калитой, теперь сделался тесен для такого города как Москва; притом он так успел обветшать, что грозил разрушением, и своды его пришлось подпирать толстыми деревянными столбами. Митрополит Филипп в 1472 году призвал двух московских мастеров, Кривцова и Мышкина, и поручил им, разрушив старый храм, на его место соорудить новый, более обширный и совершенно подобный Владимирскому Успенскому собору, который продолжал составлять красу и удивление Северной Руси. На строительство новой церкви митрополит учредил обязательный денежный сбор с московских священников и монастырей, а бояре и купцы давали по своему усердию. Успенский собор в Москве заложили еще больших размеров, чем Владимирский; а посреди его построили временную деревянную церковь, в которой совершалось богослужение; в ней же происходило брачное венчание Ивана III с Софьей Палеолог. Спустя два года, при новом митрополите Геронтии, когда строящееся здание нового Успенского собора уже доведено было до сводов, вдруг часть его обрушилась. Причиной этого несчастья было неискусство московских каменных мастеров: внутрь стен они сыпали мелкий камень и заливали его известью, но последнюю растворяли с песком жидко, не клеевито; отчего и стены не получили надлежащей прочности.

Тогда великий князь Иван призвал было для постройки Успенского собора псковских каменщиков, которые учились своему делу у соседних немцев. Однако он не ограничился тем, и, отправляя в Венецию своего посла Семена Толбузина, поручил его достать там хорошего зодчего и механика. Толбузин удачно исполнил поручение и привез с собой некоего болонского уроженца Аристотеля Фиораванти, «мастера муроля, кой ставит церкви и палаты», как выражается русская летопись. Летописцы наши не преминули при сем случае восхвалить его как знаменитого художника, которому само имя Аристотеля дано было за его искусство и которого тщетно звал к себе на службу турецкий султан. Хотя похвалы эти несколько преувеличены, тем не менее, Аристотель Фиораванти пользовался почетной известностью в своем отечестве. (Между прочим, он отличился тем, что в Риме и в родной Болонье передвинул целые колонны и даже монументальную башню с одного места на другое). Он подрядился на московскую службу за десять рублей в месяц – цена по тому времени высокая. Аристотель прибыл в Россию вместе с сыном своим Андреем и еще одним учеником, по имени Петром. Великий князь послал его предварительно посмотреть Успенский собор во Владимире, чтобы строить по его образцу. Итальянец похвалил этот собор, заметив: «некиих наших мастеров дело».

Успенская церковь, Москва, Россия

Прежде всего, Фиораванти устроил за Андроньевым монастырем печь для обжигания кирпича, приготовляемого по своему способу: этот кирпич был уже и продолговатее прежнего русского, а также тверже. Разбив дубовым тараном остатки обвалившегося храма, он заложил его вновь и начал строить, употребляя густую клеевитую известь. Спустя четыре года строительство Успенского собора было окончено; новгородские мастера покрыли его сначала деревом, а по дереву «немецким железом».

Успенский собор Московского кремля. Построен в XV веке

12 августа 1479 года митрополит Геронтий с несколькими епископами, с московскими архимандритами, игумнами и протоиереями соборне освятил новопостроенный Успенский храм. А великий князь раздал при этом щедрую милостыню инокам и нищим и устроил большой пир для духовенства и бояр. После того в новый собор торжественно перенесли мощи митрополитов, сохранявшиеся во время стройки в ближней церкви «св. Ивана под колоколы».

Хотя образцом для собора в Москве должен был служить Владимирский собор, однако сооружение Аристотеля получило некоторые существенные отличия. Во-первых, Владимирский храм почти квадратный, а Московский, по выражению летописи, продолговат и заложен «палатным образом» (т.е. подобно дому); длина его почти на четверть более его ширины. Во Владимирском Успенском соборе четыре основных столпа, два алтарных и два посреди церкви; а в Московском по его длине понадобилось шесть столпов; из них два алтарных сохранили свою четырехгранную форму; а четыре остальные получили форму круглую, дотоле в русских храмах необычную. Число глав тоже пять, как и во Владимире: но там три алтарных выступа, а в Москве пять. В алтаре собора за престолом, над митрополичьим местом, Аристотель высек на камне крест продолговатой латинской формы; но митрополит потом велел его стесать. Наружные украшения Московского Успенского собора оказались гораздо проще и беднее Владимирского (сохранились только следы пояса из небольших колонок с арками). Очевидно, Аристотель умел хорошо и прочно строить, но не был искусен в орнаментации. О прочной постройке Успенского храма свидетельствует его более чем пятисотлетнее незыблемое существование. И он недаром получил значение московского палладиума или главной святыни. Это значение укреплено несколькими знаменитыми иконами, собранными сюда из разных частей Руси. Между ними главное место занимают: икона Всемилостивого Спаса, по преданию написанная императором Мануилом, перенесенная из Новгорода Иваном III и помещенная по правую сторону Царских врат, а по левую сторону известная икона Владимирской Богоматери, перенесенная из Владимира во время нашествия Тамерлана при Василии Дмитриевиче.

Кроме Успенского собора, Иван III заново перестроил придворный Благовещенский собор; а в конце своего княжения велел разобрать и вновь построить в большем размере Архангельский, служивший усыпальницей московских князей и сделавшийся для того уже тесным.

По произведениям крупнейшего русского историка Д. Иловайского

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *