Успенский собор Рязани (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Вид на Рязанский Кремль

Огромное краснокирпичное здание сразу же приковывает к себе взгляд на фоне белых построек Рязанского кремля. Силуэт Успенского собора — один из признанных графических символов города. Его возвели, когда старый Христорождественский храм перестал вмещать верующих. Первая попытка окончилась неудачей — недостроенное здание рухнуло по вине рабочих, заложивших слабый фундамент. Новым зодчим стал Яков Бухвостов, крепостной Татищевых, к этому времени уже заработавший прочную репутацию реализацией собственных проектов.

Резное белокаменное обрамление окон и такие же пилястры, делящие фасады по вертикали на три или четыре части, выдают приверженность строителя к стилю нарышкинского барокко, весьма популярному в конце 17 века. Интерьер украшал 7-ярусный резной позолоченный иконостас работы известного художника Сергея Христофорова.

В 1917 г. собор закрыли, иконы изрубили, фрески забелили известью. Долгие годы в помещении работал планетарий. Только в 1992 г. здание вернули Рязанской епархии, началась сложная реставрация. Фрагменты прежних фресок сохранились только на одной из колонн в центре зала.

С марта по сентябрь сюда перемещаются все святыни расположенного рядом Христорождественского собора, в том числе и рака с мощами Василия Рязанского, и начинается ежедневное служение. В холода их возвращают назад, а Успенский храм закрывают до весны.

Практическая информация

Адрес: Рязань, Рязанский кремль, 13. Веб-сайт.

Как добраться: на троллейбусе № 1 или маршрутке № 41 до ост. «Соборная площадь».

Величественный Успенский собор не просто возвышается над всеми постройками Рязанского Кремля, но и виден из многих частей города. Построенный в стиле нарышкинского барокко, он является символом Рязани.

В 17 веке было принято решение о строительстве просторного летнего собора в Рязанском Кремле, рядом с небольшим Христорождественским собором. В 1677 году начали возводить новый собор, но в 1692 году он обрушился. В мае 1693 года были начаты работы по возведению нового собора под руководством мастера Якова Бухвостова.

Высота Успенского собора достигает 72 метра — он доминирует над постройками Кремля Вход в алтарь Успенского собора Рязанского Кремля

В 1702 году собор был освящен. Его высота достигает 72 метров, а площадь 1600 квадратных метров. Это самый большой храм России, построенный в стиле нарышкинского барокко. Его огромные размеры привели к тому, что собор, спустя столетие после постройки, сильно обветшал. Его даже планировали разобрать, но в 1804 году была проведена масштабная реставрация, и восстановленный Успенский собор был освящен вновь.

Иконостас Успенского собора один из самых больших в России. Он был выполнен в 1699 году артелью резчиков Московской Оружейной палаты. Высота семиярусного иконостаса достигает 27 метров. Его колонны и капители очень богато украшены резьбой, характерной для барокко. Иконы (всего их в иконостасе 155) были написаны в конце 18 века иконописцем Николаем Соломоновым, последователем Симона Ушакова.

Снаружи собор также имеет богатый декор. На уровне второго этажа Дворца Олега собор окружает галерея, соединенная переходом с дворцом. Колонны, порталы и наличники украшены красивой белокаменной резьбой, выполненной мастерами под руководством Якова Бухвостова.

Постройка нового летнего храма рядом с древним Христорождественским кафедральным собором была обусловлена малыми размерами и ветхостью последнего, теснотой и духотой в нем. Собор построен при Рязанском митрополите Авраамие.

Высота Успенского собора (без подклета) до карниза составляет примерно 28 метров, в ширину – 31 метр, в длину – 45 метров, а с галереями – 41 метр в ширину и 56 метров в длину. Ширина стен достигает до 2,4 метра. Собор построен в стиле «нарышкинского барокко» и украшен редкой для своего времени кружевной белокаменной резьбой. Собор превосходит Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора устроен грандиозный 7-ярусный иконостас высотой 27 метров — шедевр резьбы по дереву. Он является одним из самых высоких иконостасов в России. В середине XIX века собор поновлялся, и в 1865 году его украсили росписями.

В 1929 году Успенский кафедральный собор был закрыт безбожными властями. Внутренние росписи на колоннах и стенах были выбелены. Некоторое время в храме действовал планетарий, позже стали проводить музейные выставки. 14 июня 1992 года, в праздник Святой Троицы, было вновь совершено освящение собора архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном (Новиковым), но выставки в нем продолжались до 2007 года.

Успенским назван один из красивейших храмов Рязанского кремля – так решили рязанцы, отдающие дань любви Той, которая родила Господа нашего Иисуса Христа. Рязанский историк, архивист, видный общественный деятель С.Д. Яхонтов, любивший Успенский собор кремля, и, как многие другие, считавший его уникальным, так описал в своих дневниках его историю: «Удивительно многострадальна судьба «красного собора». Недостроенный, он рухнул, вновь построенный, он недостроенным был освящен Стефаном Яворским в 1702 году и оставался недостроенным вплоть до 1840-х годов. В 18 столетии стоял долго запущенным, служа приютом голубям и галкам. Симон Лагов его поправил, но… опять был заброшен и назначался к слому. Усердием Малыпина и Рюмина — исправлялся и удивил своею грандиозностью царя Николая I; опять был заброшен, и только при Гаврииле стал местом летнего богослужения в 50-х годах. И был расписан внутри… Но вот показалась на западной стене трещина. Все встревожилось: собор разваливается». Эти слова историка относятся к 30-м годам XX столетия. Тогда настали сложные времена для Церкви, для храмов, православного священства… Надо напомнить, что сначала Успенским собором назывался Христорождественский собор, где теперь под спудом почивают мощи святого Василия, первосвятителя Рязанского.

Время построения старого Успенского собора — конец XIV-начало XV вв. Об этом свидетельствует кладка некоторых его частей, и в первую очередь, алтарная апсида из крупногабаритного белого камня, что характерно для данного периода. С годами храм пришел в ветхость, и стал мал для кафедрального собора, куда в праздники стекалось большое количество народа. Ходатайствовать о строительстве нового Успенского кафедрального собора начал еще в 1677 году митрополит Иосиф, который просил у царя Федора Алексеевича дозволения построить новую соборную церковь на том месте, где была зелейная (пороховая) палата. Вчерне собор был окончен к 1699 году: к этому времени делали уже кровлю. Необходимо было только позаботиться об устройстве иконостаса, и в 1689 году приступили к его исполнению артели Сергея Христофорова. Полную же заботу об иконостасе принял на себя преемник удалившегося на покой митрополита Авраамия — митрополит Стефан (Яворский). Ко времени его прибытия в Рязань Успенский собор не был отделан внутри. «Митрополит Стефан с присущею ему всегда ревностию о славе Божией постарался восполнить указанный недостаток. В 1700 году он подрядил конюшеннаго из оружейной палаты Якова Свидерскаго) вызолотить четыре первые (нижние) пояса иконостаса за тысячу рублей». Несмотря на то, что собор, казалось, был закончен, митрополит продолжал попечительство о нем даже тогда, когда уже не жил в Рязани: должность первенствующего члена Святейшего Синода вынуждала владыку Стефана жить в Санкт-Петербурге. С построением нового кафедрального собора старый собор стал сначала называться старо-Успенским и был превращен в теплый кафедральный собор. В 1753 году он был переименован в Христорождественский. К числу древностей и святынь Успенского собора исследователь и историк православных церквей священник Иоанн Добролюбов в первую очередь отнес Феодотьевскую икону Божией Матери, которая явилась близ села Федотьева в 1487 году и Муромскую икону Божией Матери, с которой Василий Рязанский приплыл на мантии из Мурома. Эти иконы попеременно переносились из зимнего Христорождественского собора в летний Успенский. Была в соборе древняя хоругвь с изображением Божией Матери, Плащаница, устроенная митрополитом Иосифом в 1681 году, золотой напрестольный крест, устроенный в 1611 году архиепископом Феодоритом, крест серебряно-позлащенный, устроенный в 1656 году архиепископом Мисаилом, водосвятная серебряно-вызолоченная чаша, сделанная из золотой Батыевой печати, приложенной некогда к иконе Евангелиста Иоанна Богослова. Был в храме и синодик, восходящий к 1631 году. Ежегодно с 1884 года прихожане этого собора видели чудотворную Боголюбскую Зимаровскую икону Божией Матери, приносимую из села Зимарова Раненбургского уезда.

После революции 1917 года в собор были собраны многие ценности из церквей и монастырей Рязанской епархии. Часть из них была предназначена для хранения в рязанском музее, который возглавлял тогда С.Д. Яхонтов. Сколько страдания в строках из дневника С.Д. Яхонтова, где он описывает передачу собора в руки светской власти. «Собор, захватили красные, от РЦУ — обновленцы». Позже собор возвратили православным, но ненадолго. В 1929 году Христорождественский собор был передан окружному архиву для его нужд. Это была еще одна трагедия для многих рязанцев. Вот что писал в своих воспоминаниях С.Д.Яхонтов — первый директор музея и архива: «Эта напряженная работа шла параллельно с борьбой верующих за собор (Христорождественский). Чтобы сохранить за собой зимний собор — совет соборный взялся сохранить летний Успенский собор. Мне пришлось принять самое деятельное участие в этом крупном деле… В дневнике С.Д. Яхонтова два собора — Успенский и Христорождественский — слиты в единую церковь. С 1992 года Успенский собор находится в совместном пользовании Рязанской епархии и Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В настоящее время собор окончательно передан епархии, в летнее время в нем проводятся богослужения.

В марте 1684 года «подмастерье каменных дел Федор Шаритин с товарищами» подрядился у митрополита Павла соорудить новую соборную церковь. В летописях записано, что «каменщики у преосвященнаго и у порядчиков за работу 1250 рублей, да запасу всякаго 300 четвертей, 140 пудов ветчины и прочая. А стать им к тому делу в 15 день и сделать оное в три годы». Итак, сроки были определены, материалы выделены, и мастера начали строительные работы. В 1692 году митрополит Авраамий доложил Патриарху и Государям Иоанну и Петру Алексеевичам, что «соборная церковь постройкой окончена, своды сведены и шеи, где быть главам, до половины сделаны…». Казалось, скоро собор предстанет во всем своём величии. Но радоваться было ещё рано. В ночь на 18 апреля 1692 года недостроенное здание собора рухнуло из-за неверных расчетов и слабости грунта под фундаментом. Рухнувший собор разрушил и соседнюю надвратную церковь преподобного Варлаама Хутынского в Спасском монастыре. Работы были приостановлены, и пришлось искать новых, более опытных мастеров. Тот же митрополит Авраамий в январе 1693 года остановил свой выбор на мастере каменных дел Якове Григорьевиче Бухвостове. Ему и предстояло строить Успенский кафедральный собор. 18 мая 1693 года приступили к работам, а в конце 1699 года пятиглавый храм был уже практически готов. Высота собора без подклета до карниза около 28 м, ширина 31 м, длина 41 м. Успенский собор построен в модном в те годы «нарышкинском барокко». Артель резчиков под руководством Сергея Христофорова изготовила для собора огромный иконостас в семь ярусов. В 1701 году иконостас был покрыт сусальным золотом московскими позолотчиками. Иконописец Николай Соломонов с товарищами написал для иконостаса чудесные иконы. Над великолепным орнаментом белокаменной резьбы порталов, колонн, наличников трудились мастера Никита Иустинов, Герасим Иванов, Иван Парфенов. Летом 1702 года красавец-собор был полностью отделан как снаружи, так и внутри. 15 августа 1702 года при большом стечении народа митрополит Стефан Яворский совершил освящение нового Успенского кафедрального собора.

В 1800 году преосвященный митрополит Симон заявил, что Священный Синод велел разобрать Успенский собор в связи с разрушением кровли церкви и появлении на стенах трещин. Причина этого заключалась в следующем. Высокий собор находился на открытом месте, на холме, и во время сильных ветров у храма часто срывало главы и кровлю крыши. В сводах и стенах появлялись трещины, в верхних окнах вставленная слюда ветрами выбивалась. Архиеписком Симон объявил Рязанской думе указ Синода и попросил граждан обсудить этот вопрос и сообщить ему своё мнение – как поступить с собором: разобрать или починить. Рязанские купцы Г. В. Рюмин и П. А. Мальшин предложили не ломать собор, а попытаться его отремонтировать. Для этого они пригласили из Москвы архитектора и каменных дел мастера. Мастера взялись исправить собор. Одну часть денег для работ выделила епархия, а другую пожертвовали именитые рязанские купцы. Они нашли каменотесов, строителей, живописца, и скоро закипела работа. К 1804 году Успенский кафедральный собор был полностью отремонтирован, а 15 августа того года вновь освящен. К этому времени граждане Рязани собрали 69100 рублей на церковные нужды храма.

Главной рязанской святыней считалась чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери, — явившаяся в 1487 году в поле у села Феодотьево, недалеко от города Спасска. В честь этой иконы 2 июля ежегодно совершались торжественные богослужения. В храме имелась другая, более древняя чудотворная икона Божией Матери Муромская. Этой иконой благословил на княжение св.блгв.кн. Константина Муромского его отец Святослав, великий князь Киевский, внук св.равноап.вел.кн. Владимира. При князе Константине христианство широко распространилось по Муромской и Рязанской земле. Перед этой иконой молился свт. Василий, епископ Рязанский, когда в 1288 году он плыл из Старой Рязани в Переяславль-Рязанский. В старинных описях эта икона именуется «моление свт. Василия». Также в соборе хранился очень почитаемый древний образ св. Иоанна Крестителя. Успенский собор неоднократно посещали царские особы России. Так в соборе побывали: Государь Император Александр I (30 мая 1819 г., 20 июля 1820 г., 24 августа 1824 г.), Государь Император Николай I (19 сентября 1832 г. и 12 сентября 1836 г.), Государь Император Александр II, будучи Цесаревичем (16 августа 1837 г.), Государь Император Николай II (8 мая 1904 г. и 8 декабря 1914 г.).

По материалам Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *