Вплоть до 1881 года Владыка Антоний, считающийся первым настоятелем монастыря, продолжает неустанные труды по строительству и благоустройству обители, преодолевая постоянно возникающие трудности. 15 мая 1881 г. епископ Антоний был переведен на Пензенскую кафедру, а каменный братский корпус обители, вероятно, был построен при его преемнике, епископе Исаакие (Положенском).

13 июля 1883 г. обители была Высочайше пожалована дача в Канском округе, однако она практически не использовалась за дальностью расстояния (около 300 верст). В 1886 г. монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, из них 15 — дойные коровы. Арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 г. в главном корпусе обители находились иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни. В 1888 г. в результате сильного наводнения монастырь потерял деревянный флигель, стоявший на берегу Енисея, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление необходимых путей сообщения, монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 г. из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с монастырской дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 тыс. руб., а монастырь — 1 тыс. бревен. Вскоре дорога была устроена, что в последующие годы позволило около 4000 богомольцам из Европейской и Азиатской частей России посещать Успенскую обитель. К 1890 г. в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомольцев-послушников.

С приходом большевистской власти начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 г. Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского Правительства. В это смутное время хозяйство обители оказывается в плачевном положении, что в значительной мере было виной тогдашних наместников. Епископ Назарий по этому поводу отмечал: «…хозяйство монастырей ведется без всякого контроля и зависит от произвола наместников. В Знаменском скиту игумен Серапион распродал весь запас рыбы, продал без нужды и не во время часть скота, не запас в прошлом году должного количества корма. Бывшие наместники Успенского монастыря отказались от аренды земли, лежащей вблизи монастыря и так ему необходимой». Тем не менее, в сентябре того же года при Успенском монастыре устраивается детский приют для детей солдат, отправившихся на войну.

Несмотря на свержение власти большевиков, отчуждение монастырских земель продолжалось. В 1919 г. по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей. В 1920 г. с окончательным установлением в регионе Советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому (в 1921 г. переименован в детский трудовой городок №2), на землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. Также в его зданиях размещались сыпно-тифозный госпиталь, затем госпиталь для выздоравливающих. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Дальнейшая судьба монахов и монастыря и скита, к сожалению, неизвестна. За 70 лет безбожия в монастырском комплексе размещались: с 1920-1946 г. известная уже нам школа-коммуна и детский дом, с 1946 г. Дом отдыха учителей, а в 1992 г. он упоминается как пионерский лагерь «Красноярский».

Ныне Успенский мужской монастырь г. Красноярска — один из духовных центров епархии, весьма посещаемый паломниками и почитаемый за благочестие как в народе, так и в среде благотворителей, а также и многими руководителями властных и административных структур. Возрождавшийся с трудами и молитвами из руин не один год, сейчас вновь являет собой подлинную жемчужину в ожерелье храмов и обителей епархии, украшение красноярской земли.

Успенский монастырь расположен в удалении от центра города, на красивейшем берегу Енисея, является одним излюбленных мест молитвы горожан, любящих уединенный и скромный образ богослужения. Люди, уставшие от городской суеты, нередко посещают монастырь, ища не только общения со священнослужителями, избравшими иноческий образ жизни, но и желая оказаться в прекрасном природном ландшафте, в коем сочетаются намоленность и красота здешних мест. По договоренности с епархиальной паломнической службой, в маршрут экскурсионной поездки по храмам города включено посещение монастыря. Также сложилась традиция во время летних каникул проводить посещение богослужений и экскурсии по монастырю для детей, отдыхающих в близлежащих детских лагерях отдыха. Благодаря этому молодое поколение знакомится с историей монастыря, с традициями и уставом монастырской жизни.

С 26 июля 2012 г. и по сей день наместником Успенского мужского монастыря г. Красноярска является игумен Иннокентий (Нилов), опытный духовный руководитель, положивший много сил для устроения духовной жизни обители и созидания благолепия внешнего облика монастыря, который кардинально изменился за последние годы.

Сегодня монастырь действительно пережил второе рождение — реконструкцию, до неузнаваемости преобразившую обитель. Это стало возможно благодаря огромным усилиям правящего Архиерея Красноярской епархии митрополита Пантелеимона, наместника игумена Иннокентия (Нилова) и неоценимой помощи государства в лице губернатора края В.А. Толоконского, председателя Законодательно собрания края А.В. Усса и многих других.

Монастырь ведет размеренную монашескую жизнь в соответствии с Уставом и традиционной практикой существования и функционирования мужских обителей. Сегодня монастырь действительно является духовным центром Красноярской земли, чем, вкупе со своим прекрасным расположением на берегу Енисея, и привлекает в свои стены многих и многих поломников-богомольцев, людей ищущих помощи и наставления на пути спасения и просто любопытствующих горожан, в сердце которых только начинает просыпаться интерес и тяга к вере Христовой. Так же на территории обители расположен культурно-исторический центр «Успенский» — совместный проект Красноярской епархии и министерства культуры края. Двери центра открыты для всех горожан, желающих познакомиться с историей края, приобщиться к культурной жизни Красноярья и, конечно же, получить знания о Православной вере.

Красноярск – город большой, а пляжей на всех катастрофически не хватает. Из тех, что имеют разрешение в черте города — всего два, на островах Отдыха и Татышеве. А они бывают в выходные дни слишком переполнены, там шумно, тесно, полно нетрезвых. Никакого релакса. Чему тут удивляться, если красноярцы готовы на любом зеленом пятачке у воды разложить плед и, скинув одежду, растянуться блаженно на солнышке в стороне от шума и гвалта. Одним из таких «пятачков» стал берег Енисей в Удачном. Все здесь хорошо: ландшафтный дизайн, благоустроенная территория, деревянные лавочки, газон, эффектные валуны. В общем – благодать.

Свято-Успенский монастырь на окраине Красноярска — удивительно тихоФото: Мария ЛЕНЦ

Если бы не одно «но»: рядом – Свято-Успенский мужской монастырь.

Красоту на набережной, к слову, создали своими на деньги попечителей в прошлом году. А этим летом, — первом после благоустройства, ахнули.

Дамы в бикини и джентльмены в трусах жарятся на солнышке и охотно делают селфи на фоне золоченых куполов. Стоило одному такому фото-пейзажу появиться в социальной сети, его тут же окрестили лежбищем голых тел. И, как у нас часто бывает, мнения разделились на диаметрально противоположные. Что в том ужасного, что люди отдыхают? Монахи ведь все равно за забором, своими делами заняты. И вообще в этом месте испокон веков пляж был, еще до того, как монастырь отреставрировали.

Но те, кто выступает против, говорят: дело тут не в оскорблении чувств верующих – культуры у людей маловато. Например, почему никто не ходит в театр в трусах и шлепках? Можно, но ведь не ходят, потому что некультурно. Тогда почему кто-то решил, что загорать у храма это не зазорно? Нашлись и любители неприличных шуток про монахов и полуобнаженных женщин.

«КП» отправилась на место, посмотреть и разобраться. Пляжем его эту зону отдыха назвать нельзя – нет песка на берегу, нет вышки спасателей и буйков в воде, за которые нельзя заплывать, нет кабинок для переодевания. Да и вода в основном русле Енисея слишком холодная для спа-процедур. Но для мам с маленькими ребятишками здесь превосходное место. Таких здесь оказалось большинство.

Дамы в бикини не видят ничего зазорного, что рядом — монашеская обительФото: Мария ЛЕНЦ

Первая же дама бальзаковского возраста в комплекции мадам Грицацуевой отправила нас подальше: типа много вас тут ходит, спрашивают, не мешайте отдыхать. Однако загорающие в трех метрах от нее подруги охотно рассказали, что близость монастыря их совсем не смущает:

— Мы ведь не на территории монастыря, а за его стенами, поэтому ничего страшного не видим в том, чтобы позагорать. Приехали сюда в первый раз, потому что увидели в соцсетях фото и решили сами проверить. Одна из нас живет в Солнечном, другая в Зеленой роще. Вот бы все пляжи в городе были такими чистыми и ухоженными. Нам здесь нравится, так что приедем еще раз.

Комментарий Красноярской епархии

Священник Свято-Успенского монастыря иеромонах Никон:

— У нас на это у нас двоякое мнение, с позиции религии и с позиции этики. По сути, то, что происходит за стенами монастыря, монастыря не касается – это другая жизнь и другое течение времени. Опять же прошло то время, когда монастыри стояли за тридевять земель от города и людей к ним не подпускали. Сегодня мы живем бок о бок с миром и вынуждены соприкасаться с тем, что в нем происходит.

Монаху положено абстрагироваться от всего лишнего, пребывать в духовном бдении. Им тяжело нести послушание, отдалятся от общения с миром и видеть все, что происходит за стенами монастыря.

Повторяю, одно дело, что все это происходит за стенами монастыря. И другое дело, что это касается непосредственно монастырского быта. Ведь бывает так, что люди позагорали в купальниках и, воспринимая обитель, как парк развлечения, в таком виде гуляют по территории монастыря, заходят в храм. А такое недопустимо. Душа священника всегда радуется, когда люди заходят в монастырь из любопытства. Ведь кто знает, что принесет мирскому человеку встреча с церковью. Но когда в купальнике и шортах – это уже дело внутренней морали человека.

Вид с территории монастыря на берег ЕнисеяФото: Мария ЛЕНЦ

Андрей Скворцов, пресс-секретарь Красноярской епархии:

— Эта территория не относиться к монастырю, поэтому запретить горожанам здесь загорать мы не можем. Да, попечители монастыря облагораживали эту территорию, чтобы люди отдыхали и подпитывались духовно, но ввести запрет на пляж может только администрация города. Отрадно, что наше общество волнуют вопросы нравственности и они высказывают свою негативное отношение к происходящему.

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Как рассказали «Комсомольской правде»-Красноярск в администрации города, поборы с отдыхающих за вход на пляж озера близ мясокомбината пресечены. Предприимчивых граждан, которые перегородили вход и брали по сто рублей с человека, прогнали с полицией, шлагбаумы спилили.

В скором времени там начнется благоустройство парка. По договору с мэрией инвестор облагородит территорию сквера Серебрянный и часть озера, примыкающего к ней. Ну а пока… пока на пляже началась анархия: горожане жалуются на мусор, пустые бутылки. Сетуют: вот как ушел арендатор, так и некому стало мусор убирать.

А может вопрос нужно ставить иначе? Почему у горожан такое потребительское отношение, что за нами всегда кто-то долен убирать? А самим слабо?

Выставка начнет работать 7 января 2020 года

В КИЦ «Успенский» принято отмечать Рождество Христово новой художественной выставкой. 2020 год начнется выставкой детского декоративно-прикладного творчества «Рождественский звон». Посетителям Культурно-исторического центра будет предложен новый авторский проект студии керамики Красноярского краевого Дворца пионеров – «Рождественские колокольчики».

Дети в возрасте от 9 до 13 лет под руководством своих наставников (И.В. Малогулко и И.Ф. Соловьева) разработали и изготовили из глины декоративные рождественские колокольчики – один из главных символов Рождества. Колокольчики, украшенные сценами на библейские темы, расскажут о чудесной истории рождения младенца Иисуса Христа, о Вифлеемской звезде, поклонении волхвов и подношение даров. Выставка «Рождественский звон» будет работать ежедневно с 7 января 2020 года по 26 января 2020 года включительно с 10:00 до 19:00.

Здесь будет много интересного

А 18 января в 12:00 в кино-, концертно-, лекционном зале Культурно-исторического центра в рамках проекта «Лекторий в Успенском» состоится лекция «Рождество Христово: как встречать сегодня». Лекцию проведёт Бардаков Андрей Васильевич, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, заведующий отделом духовно-просветительской работы Культурно-исторического центра.

Вход свободный. Ждём всех желающих по адресу: г. Красноярск, поселок Удачный, ул. Лесная 55а, строение 3. Маршрут автобуса № 12, остановка «Переулок послушников». Дополнительная информация по телефону 299-10-70.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *