В период Смутного времени не обошла беда и Успен­ский монастырь. В царской грамоте 1621 г. новгородско­му воеводе князю Мезецкому сообщается, что «в про­шлом 125 (1617) году, как нам немецкие люди Великий Новгород с пригороды отдали (по Столбовскому миру -А.К.) а они-де (монастырские сестры — А.К.) от немец­кого разоренья скиталися меж двор и кормилися христо­вым именем, и по нашему указу велели им в тот (Успен­ский — А.К.) монастырь прибегати и монастырь строити и сестер сбирати и вотчинкою владеть по прежнему. И она-де старица Акилина (настоятельница — А.К.) камен­ный храм покрыла и Божья милосердия образы и книги и всякое церковное и монастырское строение устроила со­брав вклады и сестер, и собрала в тот монастырь 23 ста­рицы». Для сравнения отметим, что в конце XIX в. в мо­настыре находилось около 200 монахинь.
В XVII в. обитель была избрана для заточения (с 1718 по 1725 г.) бывшей царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, первой жены Петра I. В монастыре был раз­мещен военный караул, запрещался вход прихожанам, было приостановлено пострижение новых послушниц.
От внешнего мира святую обитель, ставшую тюрьмой для отвергнутой, ограждал двойной тесовый палисад.Главная достопримечательность монастыря — Ус­пенский собор. Время его сооружения установлено не­давно в ходе реставрационных работ (руководитель и автор проекта И.Л. Воинова). На одной из подпружных арок был обнаружен прорезанный по раствору гераль­дический знак Рюриковичей, принадлежавший, как уда­лось выяснить, князю Ростиславу Мстиславовичу, кня­жившему в Новгороде в 1154 и в 1157 гг. (в 1158 г. «на столе» в Новгороде остался его сын Святослав). В это время, то есть в 1157-1158 гг., очевидно, и строили цер­ковь2′. Судя по тому, что знак встречен в единственном числе, и сам князь, согласно летописям, ни в Новгоро­де, ни в Ладоге ничего не строил, заказчиками могли быть посадник и посадские люди. Косвенно это под­тверждается тем, что Успенская церковь строилась, возможно, как приходская, а не монастырская. В каче­стве монастырской она упоминается впервые в доку­менте около 1500 г., и тогда рассматривалась как центр Богородицкого конца.
Успенский собор полностью сохранился. В 1958-1960 гг. он был освобожден от более поздних при­строек, при этом выявилось строгое членение его фаса­дов плоскими лопатками, что соответствует его кресто-во-купольной конструкции. Понятие о размерах собора дают следующие цифры: длина около 18 м, ши­рина — около 14 м, высота более 19 м. Вместить он мог не один десяток людей. Здание было четырехстолпным, трехнефным, одноглавым, трехапсидным; барабан увенчивался куполом со шлемовидной главой. Два из трех его входов имели притворы, а с запада в более по­зднее время была устроена паперть. В толще западной стены помещалась лестница на хоры. Стены собора бы­ли расписаны. Архитектурные особенности Успенской церкви роднят ее с Георгиевской и другими церквями, построенными в Ладоге в середине XII в. Георгиевский и Успенский храмы — редчайшие сохранившиеся на се­веро-западе России культовые сооружения XII в.
Полагают, что Успенский собор — сооружение этапное. Он был первым воплотившим в себе архитек­турные особенности нового типа приходского храма. Последующие церкви, воздвигавшиеся в Ладоге, ему подражали.

Приглашаем посетить Никольский мужской монастырь — один из старейших в Санкт-Петербургской митрополии.

Наш адрес: 187412, Ленинградская обл., Волховский р-н, с. Старая Ладога, ул. Никольская, д. 16.

Как добраться:

1. Автодорога М18: расстояние: 127 км от г. Санкт-Петербурга (от шоссе 13 км.). Перед мостом через Волхов нужно повернуть направо.

2. Из Санкт-Петербурга электропоездом с Ладожского или Московского вокзалов до ст. Волховстрой (2,5 часа), далее автобусом № 23 до с. Старая Ладога (20 мин.).

3. Автобусом от автовокзала на Обводном канале направлением на Тихвин, Лодейное поле до остановки «Юшково», далее автобус № 23 на Волхов, остановка «Сельхозтехника».

Монастырь открыт для паломников с 08 до 18 часов ежедневно.

На восстановление монастыря обитель с молитвенной благодарностью примет Вашу помощь!

Платежные реквизиты (Внимание! Обновлены):

РЕКВИЗИТЫ Религиозной организации Никольский мужской монастырь с. Старая Ладога Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
187412, Ленинградская область, Волховский район, с. Старая Ладога, ул. Никольская д.16, Никольский мужской монастырь. Тел.: 8-813-63-49203, 8-813-63-32943, 8-813-63-49097, e-mail:nikmonas@gmail.com, skype: abbatnafanail, www.nikmonas.ru
ПЛАТЕЖНЫЕ РЕКВИЗИТЫ: Религиозная организация Никольский мужской монастырь с. Старая Ладога Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
ИНН 4718012426, КПП 471801001
Банк: Филиал «Центральный» ВТБ (ПАО) г. Москва
Р/сч. № 40703810543060007990
К/сч 30101810145250000411,
БИК 044525411
ОКПО: 51541619

Также можно пожертвовать через платежную систему на нашем сайте.

Или через мобильный банк

ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НУЖДЫ. МОЛИТЬСЯ О ЗДРАВИИ ( УКАЗАТЬ ИМЕНА), О УПОКОЕНИИ (УКАЗАТЬ ИМЕНА КРЕЩЕНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ).

Примерная сумма требы — пожертвования в обители в 2020 году:
Поминальная записка (10 имен) от 50 руб. (без просфор и свечей)
Отдельная ектения (10 имен) от 80 руб.
Отдельная панихида (10 имен) от 100 руб.
Отдельный молебен (10 имен) от 100 руб.
Водосвятный молебен (10 имен) от 200 руб.
Поминание на 40 дней (одно имя) от 200 руб.
Поминание на полгода ( одно имя) от 600 руб.
Поминание на год (одно имя) от 1200 руб.
Поминание на 2 года (одно имя) от 2000 руб.
Поминание на 3 года (одно имя) от 3000 руб.
Поминание на 5 лет (одно имя ) от 6000 руб.

Спаси Вас Господи!

Старая Ладога — небольшой поселок в Ленинградской области на берегу Волхова — замечательное место отдыха для тех, кто хочет насладиться тишиной и спокойствием, а заодно и посмотреть на земли, где начиналась древняя Русь. Здесь и Староладожская крепость со строгими башнями, и маленький Никольский мужской монастырь. Еще один монастырь буквально в двух шагах от крепости — Свято-Успенский девичий монастырь.

Успенский монастырь в Старой Ладоге. Святые Западные ворота.

Считается, что он был основан в 1156 году, хотя впервые в летописях упоминается в 15 веке. В 1611 — 1617 годах, монастырь был захвачен шведскими войсками под командованием Якоба Делагарди (осаждавшего в 1610 году Тихвинский монастырь). К этому времени относят исчезновение монастырского архива.

После заключения в 1617 году Столбовского мира (по которому России возвращались Новгород, Ладога и ряд земель, но отходили Швеции все Ижорские земли) монастырь был возобновлен.

В Староладожском Успенском монастыре.

Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы ( 1114 — 1116 гг) — Успенский собор — единственное здание, сохранившееся с тех древних времен. Она строилась одновременно с каменной крепостью Рюрика в Ладоге. Изначально была построена Новгородскими мастерами, как усыпальница княжеского рода,что подтверждается аркасольными (погребальными) нишами в его стенах и знаком «Рюриковичей» на аркаде свода церкви.

Успенский монастырь в Старой Ладоге. Успенский собор.

С 1856 года по 1895 года в монастыре были построены каменные здания трапезного корпуса (1858),больничного корпуса с домовой церковью Крестовоздвижения (1861), в котором болящие престарелые сестры могли слышать из своих келий богослужения.

Успенский монастырь в Старой Ладоге. Крестовоздвиженская церковь.

Успенский монастырь. Звонница у Крестовоздвиженской церкви.

Успенский монастырь. Часовня и колодец великомученицы Варвары.

Колодец закрыт, но вода из него есть в Крестовоздвиженской церкви.

Успенский монастырь. У колодца великомученицы Варвары.

Наружная розетка и выключатель (или звонок?) у дверей Трапезного корпуса.

Успенский монастырь. У дверей Трапезного корпуса.

Успенский монастырь. Часовня у Западной стены.

Вот и весна, и в монастырском саду все зацветает.

Успенский монастырь. Первоцвет в саду.

Но естественной красоты, видимо, не хватает — живописно уложенные валуны добавляют японский колорит.

Успенский монастырь. Монастырский сад.

А еще нужны фигурки — садовые украшения — их здесь, наверное, сотни. Разнообразные животные — лягушки, птицы, олени, собаки. Даже есть грибы из различных семейств.

Успенский монастырь. Садовые украшения — олени.

Успенский монастырь. Фонтан с декоративными птицами.

Успенский монастырь. Садовые украшения.

А вот настоящая, живая собака, правда, принявшая позу садовой фигуры.

Успенский монастырь в Старой Ладоге. Питомец.

Просьба питомца не кормить — он и так болеет.

Есть живность в монастыре и более полезная с практической точки зрения. Еще у ограды можно услышать победный петушиный клич. Птичий двор здесь достаточно большой, а его обитатели постоянно заняты делом.

Успенский монастырь в Старой Ладоге. Курятник у Трапезного корпуса.

Успенский монастырь в Старой Ладоге. Главный в курятнике.

И без огорода с теплицами, конечно, не деться. Очень полезно для хозяйства.

Успенский монастырь в Старой Ладоге. Монастырский огород.

Кирпичная ограда монастыря и ворота (западные и восточные, выходящие к Волхову) построены, как и многие здания на территории, уже в середине 19 века. Но отреставрированы сравнительно недавно.

Успенский монастырь в Старой Ладоге. Восточные (Водяные ворота).

Успенский монастырь в Старой Ладоге. Вид на Волхов.

Успенский монастырь в Старой Ладоге. Ограда и башни.

В Старой Ладоге: Успенский монастырь.







Этот монастырь был основан в середине ХII века на левом берегу реки Волхов. Время основания обители приходится на период между 1040 и 1116 годами. Соборная церковь монастыря — Успенская. Это самый северный их храмов домонгольской Руси, который дошёл до наших дней. Строился он в 1154-1159 годах новгородскими мастерами. И первоначально храм задумывался как усыпальница женского княжеского монастыря. По одной из версий, основал обитель князь Мстислав Владимирович Великий, сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской. Возможно, что строил её князь для своей первой жены Христины, шведской принцессы и дочери короля Инге Стенкильсона. Одна из гипотез предполагает, что Христина и была похоронена в пределах Успенского монастыря. Также существует версия, что монастырь основала принцесса Ингигерда Шведская, вторая супруга князя Ярослава Мудрого, мать его многочисленных детей, впоследствии прославленная в лике святых как святая Анна Новгородская. Так или иначе, но Успенский Староладожский девичий монастырь — один из древнейших на территории Санкт-Петербургской митрополии.

История обители до ХVII века покрыта мраком забвения. Однако известно, что в 1611-1617 годах монастырь подвергся шведскому разорению. Возобновила службы в монастыре старица Акилина в 1617 году. Немало знатных женщин в разное время жило за стенами Успенской обители. В 1718 году именно сюда, после дела царевича Алексея, была сослана первая жена Петра I царица Евдокия Фёдоровна Лопухина, принявшая постриг с именем Елена. Здесь прожила она до 1725 года. Царица Евдокия Лопухина была пострижена в монахини ещё в 1698 году, после девяти лет брака с Петром I. К опальной царице в народе сохранялось большое сочуствие, многие ждали, что она вернётся к мужу. Конечно, это не нравилось Петру. Кроме того, у Петра были плохие отношения с царевичем Алексеем, их общим сыном. В 1718 году Алексей был лишён права престолонаследия после обвинения в измене. Его отец инициировал следствие. Царевича пытали, его любовница Евфросинья дала показания против него. Были названы разные имена. Всплыло имя и матери царевича. В связи с этим царь отправил в Суздаль, в Покровский монастырь, где содержалась тогда Евдокия, капитана-поручика Григория Григорьевича Скорнякова-Писарева для розыска. Конечно, Пётр пытался уличить бывшую жену в измене. Но что стало известно достоверно, так это то, что у царицы есть любовник майор Степан Богданович Глебов. И Евдокия, и Глебов были привезены в Москву, где в Преображенском застенке их пытали и допрашивали. Евдокия призналась в связи с Глебовым, но категорически отрицала прчастность к заговору царевича Алексея, да и вообще отрицала наличие такого заговора. Кроме того, в Москву привезли несколько монахинь и игуменью Покровского монастыря, где жила Евдокия. Их обвиняли в пособничестве бывшей царице. Пётр страшно казнил Глебова и заставил Евдокию смотреть на его мучения. Он повелел казнить монахинь, которых обвинили в сочуствии Евдокии — игуменью Марфу, мать Мариамну, мать Капитолину и других. Саму Евдокию били кнутом, а после сослали сначала в Александровский Успенский монастырь, а затем в Староладожский. Всё это происходило в марте 1718 года, а 26 июня в застенке умер и царевич Алексей. Как уже было сказано, в Старой Ладоге она прожила до 1725 года. В 1754-м в Свято-Успенской обители поселилась Евдокия Андреевна Ганнибал, урождённая Диопер, первая жена того самого знаменитого Ибрагима Петровича Ганнибал, предка поэта Александра Сергеевича Пушкина. Совместная жизнь Евдокии с супругом была очень непростой. Согласно различным версиям, Евдокия мужа не любила, изменила ему, за что была подвергнута истязаниям. Ганнибал не стыдился бить жену и морить голодом. В 1736 году он, при живой жене, женился вторично, в то время как Евдокия, по обвинению в прелюбодеянии, жила в заключении одиннадцать лет в ужасных условиях. В 1743 году она была выпущена из застенка, тут и выяснилось, что она всё ещё состоит в браке с Ганнибалом. Затяжной бракоразводный процесс длился десять лет, до 1753 года, после чего Евдокию сослали в монастырь, а второй брак Ганнибала признали законным.

Успенский монастырь в Старой Ладоге неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский, обители покровительствовали граф Дмитрий Николаевич Шереметев, сын графа и крепостной певицы Прасковьи Жемчуговой; императрица Мария Александровна, супруга императора Александра II, и другие не менее знаменитые и богатые люди. После Октябрьской революции обитель пришла в запустение, возрождение монастыря началось только в 2004 году. Восстановительные работы ведутся здесь по настоящее время. Главной жемчужиной архитектурного ансамбля монастыря является храм Успения Пресвятой Богородицы. Точное время его сооружения не установлено, но оно относится к ХII веку. Это первая церковная постройка в Ладоге, по мнению учёных. Четырёхстолпный, трёхнефный, однокупольный храм сохранился таким, каким был построен 900 лет назад. В более поздние времена храм достраивался, но в процессе реставрации 1958-1960 годов был очищен от более поздних наслоений. На стенах собора было раскрыто около 50 квадратных метров фресок ХII века, и это просто потрясающая и редкая находка! Первая Божественная литургия после огромного перерыва состоялась в Успенском храме в 2005 году. Ныне он открыт для посещения в летний период по выходным и праздничным дням.

Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск № 392, ООО «Де Агостини», 2020

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *