В 2010 году в некоторых регионах России провели эксперимент, который якобы подтвердил «успех» нового школьного предмета – «Основы православной культуры».

Никто не привел никаких данных, подтверждающих некую «эффективность», но после заявления о том, что это нужно преподавать всем детям, начался скандал. В итоге приняли половинчатое решение – ввели новый предмет под названием «Основы религиозных культур и светской этики». Там среди модулей есть и ОПК.

Важно сказать, что это не соответствовало церковным интересам. Попы хотели, чтобы никакой альтернативы ОПК не было. Еще в 1999 году патриарх Алексий IIговорил открыто:

«Если встретятся трудности с преподаванием „Основ православного вероучения“, назвать курс „Основы православной культуры“, это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе».

Так что они просто реализуют этот проект. В действительности ОПК – пропагандистский предмет, где не рассказывают о православной культуре, а именно пропагандируют религиозный культ. Дабы убедиться в этом, достаточно посмотреть на типичный урок ОПК в светской школе (https://www.youtube.com/watch?v=agPFRgc458A). Как видно, учитель не знакомит детей с культурой, а именно промывает мозги.

Стоит сказать, что ОПК – уникальный предмет постольку, поскольку автор – священнослужитель и миссионер, а не религиовед или культуролог. В 4 статье федерального закона «О свободе совести» указано, что государство:

«обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

Не совсем понятно, как это можно обеспечивать, когда четвероклассникам навязывают религиозное мракобесие, пользуясь невежеством или безразличием родителей и авторитетом учителя.

Впрочем, можно еще сказать, что пока есть выбор, от ОПК потихоньку отказываются. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл заявил, что в этом году только 14% уральских учеников выбрало ОПК. А в республике Коми только 10%. В интернете петицию против преподавания ОПК подписало более 80 тыс. человек.

И это несмотря на то, что данный предмет, несомненно, поддерживается властью. Ведь как-то даже завуча школы уволили из-за того, что, по мнению попов, недостаточно много людей выбрало ОПК.

Что же происходит на этих уроках? Во-первых, что самое главное, там не говорят о том, что православие – просто религиозный культ, часть истории России. Там говорят, что православие – истина и что как будто библейские события – истина, что якобы всякие «чудеса» действительно имели место и проч.

Причем, что самое интересное, РПЦ пропагандируют даже иногда преподаватели иных предметов, в частности «Основ мировых религиозных культур». Алина Наумова, мать ученика, рассказала, что происходило на уроке в светской школе:

«Директор обещала нам, что на занятиях будут рассказывать обо всех религиях. Но учительница, которая ведет этот курс, недавно сама уверовала, поэтому рассказывает детям только о православии. Делает особый акцент на теме „грех и наказание“. Сына такие рассказы пугают. Я попробовала ее убедить „снизить градус“, но учительница посоветовала мне пойти в храм и исповедоваться. Она раньше преподавала труд, потом прошла курсы повышения квалификации и напрасно думает, что может объяснять детям такие сложные темы. Я не против уроков православия, но не хочу, чтобы моего сына пугали мракобесными байками».

Ключевой вопрос: а для чего вообще нужно это в школе? Дети должны получить базовые знания, а затем выбрать, куда пойдут дальше. Религия – личное дело каждого. Наверное, сами разберутся со временем. Тут же их подталкивают к тому, чтобы сделать «правильный выбор».

Теперь об ОПК. Анна Сытина из Московской области сказала, что случилось с ее дочерью после посещения этих «культурологических» уроков:

«Она стала крестить перед уходом на работу меня, отца-атеиста, бабушку и деда-коммуниста. Даже нашу кошку. Дочь объяснила — учительница по ОПК сказала: так надо делать, чтобы близкие не умерли неожиданно. Я теперь требую, чтобы мою дочь освободили от этого странного предмета. Школа не должна лезть в душу к моему ребенку. Она приходит на занятия за знаниями. Всё остальное не школьная „епархия“».

Видимо, учительница связала «духовность» с утверждением Воланда о том, что человек «внезапно смертен». Конечно, многие люди думают, что это только отторгает детей от религиозного культа. Однако, увы, бывает и такое, что впечатлительных детей просто запугают.

Самое важное, что таких учителей не увольняют. Похоже, такие как раз самые ценные. Ведь все эти деятели проходят курсы подготовки. Если туда берут учителей труда, то даже сложно сказать, как их там готовят. Не исключено, что этим занимаются попы-миссионеры, которые как раз заинтересованы в том, чтобы православие дети выбирали любой ценой, а поэтому запугивание – один из лучших вариантов.

Вот уже 3 года преподают это в школах. Как же россияне в большинстве своем относятся к религиозной пропаганде в школе? В 2009 году, по данным «Левада-центра», почти 70% положительно относилось к тому, чтобы были предметы, которые знакомят детей с религией. Конечно, они имели в виду просто знакомство со всеми религиями, где рассказывают, например, историю религий. Однако уже в 2013 году поддерживали это только 22%.

Эти результаты говорят попам и чиновникам о том, что нужно активнее продвигать религию. Уже сейчас всерьез рассматривается возможность преподавания ОПК в других классах школы. Митрополит Калужский и Боровский Климент заявил:

«Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс».

Как видно, уже речь идет не о некой общей программе, а именно о православной пропаганде. Поп даже не говорит о том, что если эти православные так хотят, чтобы их ребенок знал культ, то могли бы отправить его либо в специальное учебное заведение религиозного толка, либо в воскресную школу.

Православие в школе как ещё один предмет

Попам нужно, чтобы это было для всех, т. е. и для тех, кому это вообще не нужно.

Председатель профсоюза учителей Андрей Демидов о ситуации, с которой знаком хорошо:

«У меня создалось ощущение, что РПЦ пытается расширить и углубить модуль ОПК в школе, а родителям это не нужно. Если ОПК будут преподавать аж до 9-го класса, то противников и этого предмета, и РПЦ в целом станет больше. Когда ОПК только начали преподавать и родителям предоставили выбор между этим предметом и светской этикой, многие выбрали ОПК. Школьная администрация под влиянием РПЦ лоббировала ОПК и люди под мягким давлением соглашались. Но опыт показал, что вместо просвещения на уроках ОПК происходит агрессивное навязывание догматов веры. Родители разочаровались».

Но важно учитывать, что, несмотря на критические замечания компетентных людей, данный предмет пока никто отменять не намерен. Возможно, именно из-за критики предмета нет во всех классах школы, но такая идея, несомненно, будет актуальна в ближайшее время.

Кураев, автор учебника, теперь в опале, поэтому все чаще критикует РПЦ. Даже ОПК раскритиковал. Но конечно, не свой учебник, а преподавание:

«Епархиальные центры ориентируют преподавателей на ложные цели: воцерковление детей, повышение духовности в церковном смысле этого слова. Я не вижу и методической настойчивости институтов повышения квалификации учителей в системе светского министерства образования, чтобы этот курс имел под собой достойную научную базу».

О какой научной базе в данном случае может идти речь? Предмет для четвероклассников. Неужели никто за все это время не смог додуматься, что, возможно, слишком рано начинают разбирать мировоззренческие вопросы, тем более есть разделение на группы, когда есть выбор между светской этикой, православием или исламом. С таким же успехом можно было бы преподавать в первом классе, например, «Онтологию в средневековой философии».

Но в том-то и дело, что основная задача не связана собственно с образованием. Ведь никаких реальных знаний дети на этих уроках не получат. В лучшем случае они просто потратят время впустую, в худшем – станут верующими фанатиками, на которых повлияли россказни «уверовавших» учителей.

Понятие культура, к сожалению, часто воспринимают как широту и объём знаний. Если человек читал Шекспира и Данте, имеет понятие о живописи, умеет хотя бы читать на иностранных языках, то он считается культурным. То есть культуру отождествляют с образованием. На самом деле культура происходит от слова "культ", а культурность зависит от того, насколько ты заповеди Бога исполняешь. Апостол Павел говорил: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто"

(1 Кор. 13, 1. 2).

В Православии и некогда во всей России под словом "культура" всегда понималась именно любовь к ближнему. Если неграмотный крестьянин, как добрый самаритянин, помогал и давал приют совершенно не знакомому человеку, — это был культурный человек. В русской деревне было принято здороваться с каждым встречным, и это было культурно. Культура — это боязнь оскорбить неосторожным словом или поступком окружающих людей. Культура — это прежде всего уважение к ближнему.

И если вы посочувствуете, пожалеете человека, пусть даже вам неприятного, вы проявите христианскую любовь к ближнему. И ваше сочувствие не обязательно должно выражаться какими-то внешними действиями или словами. Если вы хотя бы мысленно пожелаете ему исправления, то проявите христианскую, православную заботу о нём.

Потому, если православную культуру в школе преподаёт культуролог, для которого Православие — одна из многих религий, он стремится, чтобы его слушатели знали предмет, как историю, физику, биологию и т.п. Религиозное же образование ставит своей целью привести детей к Божией любви.

Боятся православной культуры не только сторонники других религиозных конфессий, но и бывшие коммунисты и атеисты. Ведь семьдесят лет борьбы с религией не могут пройти бесследно. И эти пережитки безбожного времени ещё долго будут сказываться даже там, где мы этого не ожидаем. Многие такие люди, даже объявляя себя верующими, веру свою ничем не проявляют.

Удивляет иногда поведение некоторых родителей. Они готовы послать своих детей в православную школу, но при этом сами остаются безразличными к вере, а то и посещают какую-нибудь протестантскую секту или увлекаются оккультизмом.

Мне приходится иногда беседовать в воинских частях с солдатами. К сожалению, странное отношение к вере можно наблюдать со стороны командиров. Офицеры иногда заявляют, что они сами неверующие, но такие беседы для солдат полезны: они улучшают дисциплину, уменьшают дедовщину и т.п. Но ведь солдаты — не дети и не наивные простецы. В конце концов они начнут воспринимать подобные беседы, как когда-то всем надоевшие политзанятия. Русский философ ХIХ века Юрий Самарин говорил: "Вера по существу своему несговорчива, и в сделки с нею входить нельзя. Нельзя признавать её условно, в той мере, в какой она нам нужна для наших целей, хотя бы и законных. Вера воспитывает терпение, самопожертвование и обуздывает личные страсти — это так; но нельзя прибегать к ней только тогда, когда страсти разыгрываются, и только для того, чтобы кого-нибудь урезонить или пристращать расправою на том свете. Вера — не палка, и в руках того, кто держит её, как палку, чтоб защищать себя и пугать других, она разбивается в щепы. Вера служит только тому, кто искренне верит; а кто верит, тот уважает веру; а кто уважает её, тот не может смотреть на неё как на средство. Требование от веры какой бы то ни было полицейской службы есть не что иное, как своего рода проповедь неверия, может быть опаснейшая из всех по её общепонятности". По мнению Ю. Самарина, такая казённая проповедь веры привела к распространению в России житейского безверия, когда веру стали использовать в практических, сугубо материальных целях.

Можно ли пробудить в бывших атеистах хотя бы интерес к вере, к Православию? К счастью, большинство из них не являются фанатиками. Они не верят только потому, что так воспитаны и не приучены обращаться к Богу. Поэтому стоит обратиться к основам, к самим истокам религии вообще.

В ближайшие сутки работа сайта восстановится.

Почему люди верят в Бога? Во времена научного атеизма нам говорили, что человек придумал богов, потому что боялся стихийных сил природы и своей зависимости от этих сил. Объяснение примитивное, унижающее человека и к тому же нелогичное. Ведь человек не просто придумал Бога или богов, но служил им, приносил жертвы, молился, совершал различные обряды. И делал это на протяжении многих тысяч лет. Если бы эти действия человека, его служения Богу были безответными и не давали бы результатов, вряд ли эти служения продолжались бы так долго. Значит, был ответ Бога, который человек чувствовал, то есть была связь человека с Богом. Человек знал, что Бог ответит на его просьбы, на его молитвы и служение. Но отступая от Бога, нарушая Его законы, накапливая свои грехи, человек по прошествии веков постепенно утрачивал это чувство, и вера его слабела, а служение становилось всё менее искренним. И Христос говорит: "Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле" (Лк. 18, 8).

Святые отцы Церкви называли это чувство духовным, Божественным чувством присутствия Божия. Приведу и слова выдающегося хирурга, профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, святителя Луки, архиепископа Крымского и Симферопольского. Кому, как не профессору медицины, знать человеческий организм, знать его биологию, физиологию, психологию, Он говорит: "Я полагаю, что несомненные факты психического порядка… обязывают нас не только допустить возможность обострения наших пяти чувств, но и прибавить к ним сердце как специальный орган чувств". То есть орган восприятия духовного чувства — сердце. Об этом говорится и в святоотеческих творениях Церкви, и в священных книгах не только христианской религии. Как важны и понятны слова Христа: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5, 8).

Чувство это есть в разной степени в каждом человеке, но особенно чисто и сильно оно у детей. Поэтому Христос говорит: "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18, 3). Очень важно с первых дней жизни ребёнка поддерживать и укреплять в нём это чувство сначала личным примером родителей, а затем и обучением в школе.

Духовное, Божественное чувство связывало человека, как часть природы, со всеми творениями её. Недаром христианские подвижники приручали диких зверей, могли предвидеть события, т. к. знали Божественный закон, по которому существует этот мир.

Кстати следует сказать, что проблема влияния религиозного чувства, молитв и обрядов на здоровье человека у нас совершенно не исследовалась. Думаю, что в этом отношении мы сильно отстали от западного мира, и это используется средствами западной пропаганды чаще всего в своих далеко не благородных целях.

Трудность преподавания Православной культуры и восстановления традиций заключается ещё и в том, что постоянно приходится сталкиваться с понятиями и стереотипами, заложенными в нашем обществе за 70 лет безбожия. В те времена образцом поведения и формирования общественного мнения были средства массовой информации: телевидение, радио, кино, театры и т.п. Поэтому сейчас наши люди оказываются незащищёнными от пропаганды пошлости, жестокости и разврата, которые преобладают в наших СМИ.

Многие поколения советских людей воспитывались на сказках Г.Х. Андерсена. Но для наших детей сказки Андерсена давались со значительными купюрами. Всё, что могло навести детей на мысль о Боге, из текстов исключалось. Например, в сказке о снежной королеве сестра Герда попала в её замок и спасла брата Кая с помощью молитвы "Отче наш". И когда они вдвоём вернулись домой, то застали бабушку за чтением Евангелия. У Андерсена даже было указано место из Евангелия: "Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное". Все подобные эпизоды из наших детских изданий были исключены.

Хотя Дания считается в Европе одной из самых атеистических стран, её дети, читающие сказки без сокращений, обладали некоторым иммунитетом против пошлости и разврата, знали, что молитва может помочь. Наши же дети такого иммунитета не получали.

В наше время юноши и девушки пели песни и читали стихи исключительно Владимира Высоцкого, Александра Галича, Иосифа Бродского, Булата Окуджавы. Вот воспитатели наших детей.

Православная вера всегда играла величайшую роль в истории России. Все, и хорошие, и плохие события происходили в прямой связи с тем, как веровал наш народ. Ведь и Октябрьская революция была результатом оскудения веры. Вот как говорит об этом предреволюционном времени известный церковный деятель митрополит Вениамин (Федченков): "…духовная жизнь и религиозное горение к тому времени начали падать и слабеть… Огня не было в нас и окружающих. Пример о. Иоанна Кронштадтского был исключением, но он увлекал преимущественно простой народ. А "высшие" круги — придворные, аристократы, архиереи, духовенство, богословы, интеллигенты — не знали и не видели религиозного воодушевления. Как-то всё у нас опреснилось…, мы перестали быть солью земли и светом мира. Нисколько не удивляло меня ни тогда, ни теперь, что мы никого не увлекали за собой: как мы могли зажигать души, когда не горели сами?!".

И сейчас лишь укрепление веры, восстановление традиций может, если не возродить великую Россию, то хотя бы замедлить её окончательный развал и падение. Закончу словами известного патриота, безвременно ушедшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева): "Пора признать, пока мы не восстановим традиционные нравственно-религиозные ценности, пока не остановим пропаганду насилия и разврата, пока не начнём воспитывать в россиянах чувство национального единства вместо нынешнего духа наживы — никто не сможет гарантировать, что трагедия не повторится вновь. Времени остаётся всё меньше и меньше. Дай Бог, чтобы на этот раз хватило мудрости и веры, чтобы избежать окончательной гибели России и русского народа".

 

с. Царёво, Пушкинский р-н

Из «Комсомольской правды» от 01.09.06

1 сентября такие занятия начались уже в 14 регионах России.

О том, чтобы ввести религию как школьный предмет, разговоры ходят давно. На том, чтобы включить основы своей религии в школьный план, конечно же, настаивают главы конфессий. Но дальше разговоров раньше дело не доходило. Оно и понятно: Россия — слишком многоконфессиональна, чтобы всем детям изучать только одну определенную религию. Но теперь основы православной культуры (ОПК) уже изучают в 15 регионах. И в некоторых из них ОПК — обязательный предмет, такой же, как математика с русским языком.

Сейчас педагоги, чиновники и представители других конфессий бурно обсуждают, насколько законно заставлять детей изучать именно православие, а не основы религий вообще. Дело в том, что ввести уроки православия на федеральном уровне, то есть одновременно во всех регионах, запрещает Конституция. Но по Закону «Об образовании» местные чиновники имеют право вводить у себя так называемый «региональный компонент». Так и сделали в ряде областей: основы православия включили в учебный план, и теперь православные священники 1 — 2 раза в неделю приходят в школы и ведут уроки.

Хотя, судя по социологическим опросам, в том числе и по мнению наших читателей (см. опрос «КП»), даже верующие православные люди не всегда согласны, чтобы их ребенок знакомился с основами религии на школьной скамье.

Где преподают

В Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях православные уроки будут обязательными. А в Рязанской, Тверской, Московской, Курской, Самарской, Владимирской, Новгородской, Свердловской, Архангельской областях и в Республике Мордовия основы православной культуры преподаются факультативно, то есть во внеурочное время и по желанию учеников.
_______________________________________________________

Обращение россиянина Артема Михеева

Граждане Российской Федерации!

30 августа 2006 года без объявления каких-либо претензий к народу и Конституции России, без объявления войны, ЦРО «Русская православная церковь» (Московская патриархия) напала на нашу страну, атаковав сознание и психику наших детей и подвергнув разрушению светское школьное образование в нескольких городах нашей Родины.

Ст. 14 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Ст. 29 п.2 также гласит: «Запрещается пропаганда религиозного превосходства». В Законе РФ «Об образовании» сказано, что государственная политика в области образования основывается на принципе «светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» (п.4 ст. 2).

Зачем нужны уроки православия в школах?

Введение обязательных уроков по «Основам православной культуры» в государственных школах прямо противоречит данным статьям, дискриминирует другие конфессии, а также покушается на право человека на свободу совести, гарантированное ст. 28 Конституции РФ. Детей будут методично «обращать в веру» в течение 10-ти (!) лет — со 2-го по 11 класс включительно и за плохие знания ставить «двойки».

Долг каждого здравомыслящего человека — любыми ненасильственными способами выразить свой протест этой вероломной и антиконституционной агрессии, нацеленной на самую незащищенную часть нашего общества — на неокрепшие умы и психику школьников. Мы, граждане России, должны воспрепятствовать введению этого предмета в школах как обязательного, требовать соблюдения своих прав и прав наших детей, а также изучения данной дисциплины только как факультатива.

наверх

Разработка урока православной культуры в 5 классе. Тема «Основы иконографии»

Разработка урока православной культуры в 5 классе.

Тема «Основы иконографии»

Урок в 5 классе 

Цели: 
Обучающие: 
1. Расширить представление учащихся о православных иконах, о православном храме.
2. Познакомить с историей создания некоторых икон, с чудотворными иконами.
3. Пополнить знания учащихся о достопримечательностях своей малой Родины.
Воспитывающие: 
1. Воспитывать зачатки православной культуры, почитание иконы, как образа Божьего.
2. Воспитывать чувства сострадания, любви к ближнему, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания.
Развивающие:
1. Развитие воображения, речи.
2. Формировать мыслительные операции: синтез, анализ и обобщение.
3. Учить предполагать, рассуждать и аргументировать свои ответы.

Оборудование: презентация, толковый словарь,  иллюстрации с изображением святых.
                                                                   Ход урока 
1. Орг. момент 
— Здравствуйте, ребята! Настройтесь на работу. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
2. Актуализация знаний. Слайд 1.
Священное изображение 
В летах – учение, 
Всех людей освещает, 
Умом — разумом наделяет.
(Икона) 
— Ребята, а как выглядит православная икона? (дощечка с изображением святых) 
— Что на ней изображено? (Иисус Христос, Божья Матерь, Николай Чудотворец и др.) 
3. Сообщение темы и целей урока 
— Тема нашего урока: «История православной иконы». Слайд 2.
— Ребята, а вы знаете, как появились иконы? Кто их создатель?
— Сегодня на уроке мы откроем некоторые тайны православных икон, узнаем, как появились иконы, что они нам рассказывают. Узнаем, когда нужно обращаться к православной иконе, о чем гласит православная вера.
4. Работа по теме урока 
— Что же такое икона?
— Заглянем в толковый словарь 
Слайд 3  «Икона – живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ»
— Верно, ребята, само слово икона в переводе с греческого языка означает образ.

Слайд 4.Икона пришла к нам из Византии в Х веке – много-много лет назад.

-У кого из вас дома есть иконы?

Самое видное место в доме называется красный угол. В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы. (Учитель зажигает свечу, которая находится в красном углу класса). Такой же свет зажигается в сердце того человека, который молится.

— Ребята, а любой из нас может написать икону, чтобы люди молились? (Нет, писать иконы может только монах, который долго молится и постится, прежде чем написать икону)

— Как называют людей, которые пишут иконы?

Правильно, иконописцы.

Уроки православия в школе. Во что это вылилось?

Иконописцы – люди, которые писали иконы. Большинство иконописцев не известны, так как свои работы они не подписывали. Однако иконы – величайшие произведения искусства доказывают нам то, что иконописцы были настоящие мастера, так как они умели видеть Божий образ мира. Давайте оставим на доске только имена иконописцев 14-15 веков, с чьими иконами мы повстречаемся на уроках.

Слайд 5.Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий

-Кто знает, как монах работает над иконой?

(1 ученик. Краткий порядок работы над иконой)

    Доска для иконы может быть из липы, сосны, лиственницы. На доску с выбранным углублением — «ковчегом» наклеивается матерчатая основа «паволока».

Далее наносится меловой или алебастровый грунт — «левкас».

После шлифовки поверхности грунта на него переводится рисунок будущей иконы.

Следующим этапом является позолота площадей нимбов и фона.

Первый этап непосредственно живописной работы — «роскрышь» — прокладка основных тонов. Краска (яичная темпера на натуральном пигменте) в первую очередь накладывается на фоны, затем покрываются элементы пейзажа, растительность («тра́вы»), строения («пала́ты») и пр., а также одежды персонажей — всё, что составляет так называемое «доли́чное» на иконе.

После этого тёмным тоном («санкирем») заполняются контуры ликов и другие обнажённые участки тела — «лично́е».

Далее следует повторная обводка контуров рисунка.

Следующий этап — «пробелка» доличного и «охрение» личного — постепенное высветление выпуклых частей изображения .

 Процесс работы над ликом завершает наложение «оживок» — светлых точек, пятен и черт в наиболее напряженных участках изображения.

Заключительный и обязательный этап живописи — выполнение подписи, однозначно связывающей изображение с первообразом.

Живописный слой иконы покрывается защитным слоем — натуральной олифой.

-А кто изображается на иконах?

Правильно. Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории. Самое красивое место в храме – иконостас.
— Давайте вспомним предание появления первых икон.

(2 ученик. Спас Нерукотворный). Слайд 6.

   В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Эта икона «Спас Нерукотворный» или другое название этой иконы «Спас на убрусе». Убрус – это полотенце, на котором отпечатался лик Иисуса Христа.

(3ученик.Одигитрия).Слайд7.
   Одигитрия – смоленская икона Божией Матери. Одигитрия – значит «путеводительница». По одной из версий, эта икона была написана святым Лукой во время жизни Пресвятой Богородицы на краешке стола, где трапезовало (обедало) святое семейство. Одигитрия — одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через свой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя, то есть, направляя,  к спасению.
Икона Георгия Победоносца. Слайд 8.

— Ребята, а где можно увидеть много икон? (в храме) Слайд 9.
— А как называются храмы Старого Оскола?
— А что вы о них знаете? Слайд 10, 11.
   Не случайно существуют именные иконы. Слайд 12 – 13.
— Какие же иконы мы называем именными? (те, которые носят имена людей) 
— Заглянем в словарь, именная икона — икона с изображением святого-покровителя,  в честь которого при крещении дано имя её владельцу.

     — Ребята, а некоторые иконы называют чудотворными. Как вы думаете, почему?
Чудотворная икона «Знамения Божией Матери». Слайд 14.Однажды очень давно во время Великого Поста в Соборе проходила служба. После неё икону унесли в отдельное помещение. В двух часов ночи вокруг раздался в соборе страшный взрыв, от которого содрогнулись не только стены собора, но и окрестные дома. Сторож побежал за монахом, у которого были ключи от комнаты, где хранилась Икона. Когда они открыли двери в храм, то увидели страшную картину: он был полон едкого дыма, потолок был полуразрушен, доски были отброшены в разные стороны, из железной решетки, за которой хранилась Икона, были вырваны прутья, в окнах побиты все стёкла, стена дала трещину. Каково же было удивление, когда монах увидел, что Чудотворная Икона оказалась совершенно целой, только чуть — чуть закоптела от дыма.
(5 ученик. Чудотворная икона «Троеручица». Слайд 15.

В 8 веке вспыхнули гонения на православную веру. Начали люди уничтожать иконы, преследовать, знать защищающих их христиан. Жил в то время в Сирии Иоанн Дамаскин. Он защищал иконы. А иконоборцы оклеветали его перед правителем (написали от его имени письмо с планом измены). Правитель приказал отрубить Иоанну руку. Иоанн попросил вернуть ему отсеченную руку. Дома, в молитве перед иконой Богородицы, он рассказал о несправедливости. Во сне ему предстала Богородица и сказала: «Ты исцелен. Трудись прилежно твоей рукой». Проснувшись, Иоанн увидел свою руку на прежнем месте. В память чуда Иоанн приделал к иконе серебряное изображение руки. С тех пор икона Богородицы  называется «Троеручница». Ее чудо-исцеления известны. Так, например, одна женщина четыре года была слепа, и в сонном видении приказано ей было сходить в церковь, помолиться святой иконе. Прошло некоторое время, болезнь ее стала мало-помалу улучшаться, и через год она уже могла ходить без проводника.
Известно исцеление женщины, у которой отнялась рука и стала сохнуть, боли были страшные и никакие лечения докторов не помогали, она приехала к иконе «Троеручнице» и помолилась пред иконой, боли в руке прекратились.

(6 ученик. Чудотворная икона «Нерушимая стена»).

Слайд 17. Во времена Великой Отечественной войны одного солдата ранило в руку, осколком перебило ногу. Не было спасения, как вдруг перед солдатом явился образ женщины, укрывшей его от опасности, которая дала сил и энергии спастись. Прошло несколько лет, зашел солдат в храм и окаменел от удивления. Он замер в рассматривании иконы «Нерушимая стена», на которой он увидел ту женщину, которая спасла его в той страшной битве.
 5.Закрепление изученного материала.
— Что такое икона?
— С какими иконами вы познакомились на уроке?
— Как называются иконы, которые творят чудеса? Почему их так называют?
— В честь каких икон названы храмы в нашем городе?
—Где расположены иконы в доме?
— Почему православные люди почитают иконы? Почему обращаются к иконам?
6. Минутка творчества. Добродетели. Слайд 18.

Конечно, написать икону может только человек, который обладает добродетелями. Что это? Добрые качества человека. Иконы тоже учат нас, какими мы должны быть.

У вас на столах карточки, на которых добродетели и страсти (недобрые качества). Выберите из них добродетели и прикрепите их на доску.

Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.

7. Рефлексия. Покажите смайлики:

-грустные – урок прошел скучно.

-веселые – урок прошел весело.

8. Итог урока. Слайд 19.
Вот и подошел к концу наш урок. Продолжите предложения: 
   — Сегодня на уроке я узнал, что… 
   — Сегодня на уроке я понял, что… 
   — Мне очень хочется, чтобы… 
9. Домашнее задание. Слайд 20.
Рассказать об одной из икон, которая хранится у вас дома.Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебный материал

5-bal.ru

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа №19 с. Ольгинка МО Туапсинский район

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОПК в 4 классе

Тема урока: «Культура и религия»

подготовила

учитель начальных классов

Кудас Алена Васильевна

с. Ольгинка

2014г

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОПК в 4 классе

Тема урока: «Культура и религия»

Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье,

Тебе он светлый дал удел,

Хранить для мира достояние,

Высоких жертв и чистых дел!

Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.

Задачи урока:

Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»

Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации на бумажном и электронном носителях, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа с учебником, работа в командах.

Основные термины и понятия: культура, религия, православие

Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения православных, буддийских и мусульманские храмы в презентации «Храмы», персональный компьютер и проектор, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, выставка книг.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

— Какое имя носит наша замечательная огромная страна?

— Как ещё уважительно мы называем Россию?

(Отчизна, Отечество, родина)

-Почему нашу страну мы называем Отечеством?

— Как называется многообразный мир, который нас окружает?

(материальный мир)

— А какой мир существует еще, другой мир?

(духовный мир)

— Что такое духовный мир?

( высказывания детей)

— О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?

(о культурных традициях)

— Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи, религиозных традициях?

3.Усвоение новых знаний.

Знакомство с темой урока.

— Сегодня мы часто произносим слово культура, а по какой причине?

(2014 год Президентом нашей страны объявлен годом культуры,1 сентября мы провели классный час, посвященный этому событию)

-Так что же такое «культура» и «религия», как вы думаете?

Христианский ФОРУМ

Какие ассоциации у вас возникают при произношении слова Культура и Религия.

(высказывания детей)

-Теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Культура и религия)

— Какие новые слова и понятия мы сегодня с вами начали разбирать?

(культура и религия)

— Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?

( Что такое культура? Что такое религия?)

— А я добавлю ещё один вопрос, на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?

Актуализация знаний учащихся.

-А теперь обратимся к толковому словарю и электронному источнику, чтобы точнее дать определение этому понятию (учитель предлагает детям войти в сеть интернет с телефонов и планшетов, на сайт «Википедия», а другим детям найти определение в толковом словаре Ожигова. Дети находят информацию и зачитывают определение из источников вслух)

Сопровождение урока показом слайдов презентации «Культура и религии»

Работа по учебнику.

Обратимся к учебнику, он нам тоже поможет разобраться в этих вопросах.

Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1 абзац.

— Как вы поняли, что такое культура?

— Что новое вы узнали о культуре, дополните уже сказанное о культуре?

Продолжим работать по учебнику.

— Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:

— Что вас удивило при чтении этих абзацев?

Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что такое культура?

(ответы детей)

-Пришло время более подробно поговорить о религии. Слово «религия» произошло как и слово «культура» от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Страница 7. Предпоследний абзац.

— Как вы поняли, что такое религия?

— Сегодня религией называют такое явление в жизни людей, которое включает в себя:

– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…

– поведение людей в повседневной жизни;

– участие людей в религиозных действиях – ритуалах (о них разговор на других уроках).

— Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.

— Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов из учебника литературы?(Велес-бог скота, Ярило-бог солнца, Перун- бог грозовых туч, грома и молнии и.т.д.)

Постепенно возникло много религий. В мире существует три самых распространенных мировых религии: ислам, буддизм и христианство.

-Мы с вами представители какой религии?

(христианской)

— А Максадбек?

(исламской религии)

— Ваши родители выбрали именно этот курс: Основы православной культуры. Конечно же коснемся и историй других религий для общего кругозора, т.к. теперь среди нас есть представитель мусульманской веры.

— Прочитайте внимательно слово «православие». Из каких двух слов оно состоит (право и славим)

— Что они могут означать? (правильно славим)

-На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят Бога и почему они это делают. Мы с вами будем изучать основы православной религии.

Можем теперь ответить на вопрос: Что такое религия?

Выяснение связи культуры и религии.

Работа в командах с анаграммами.

— Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса, заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос. Как связаны между собой культура и религия?

На примере следующей работы мы свами постараемся это выяснить.

-Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и решить анаграмму. Ваша задача найти среди множества букв слова, этим займутся 4 команды, а пятая команда найдет соотношение найденных вами слов с их происхождением на карточках.

(анаграмма ,и работа пятой команды у доски, прикрепляют магнитиками на доске слова «спасибо», «пожалуйста», «прости», «здравствуйте»)

Вывод: Как в этом случае связаны понятия культура и религия? Вы можете себе представить культурного человека без знаний и употребления этих слов?

Просмотр презентации «Храмы»

Ребята, мы с вами выяснили, что культура это то, что создано руками человека. Что создал человек большое, красивое? Скажите, куда идет верующий человек, что бы уединиться, когда ему плохо, тяжело или наоборот он счастлив?

Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

— Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

— В настоящее время эти замечательные сооружения –храмы – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой в разные страны. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения, предлагаю вам насладиться красотой храмов разных религий.

( слайд-шоу)

— Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?

— Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются мы узнаем на следующих уроках.

ВЫВОД:

— Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и религия между собой?

5.Физминутка.

6.Закрепление материала.

Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило?

— Прочитайте 1 абзац, стр. 7

(Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время?

7.Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями «культура» и «религия», поговорили о их взаимосвязи. Скажите, что для себя полезного, интересного вы вынесли из этого урока? Что вам понравилось больше всего? Обратите внимание на новые появившиеся книги на нашей выставке. Полистайте их, рассмотрите на переменах иллюстрации.

8.Домашнее задание.

Прочитать статью учебника стр.6-7 и выполнить задание. Узнать у родителей, найти информацию в сельской библиотеке какое название носит наш сельский храм, и почему так был назван.

Использованная литература:

Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом «Покров».2003

Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики преподавания уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – М: «Славянский дом». 2001

Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение» 2012

Основы православной культуры. Методические рекомендации — М: «Новое время». 2010

Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию Кураева А.В.

Интернет источники.

Обязательно поделитесь с друзьями: Скачать Размер презентации: 59.00 Kb

Посмотрите также:

— Урок математики в 4 классе «Повторение пройденного материала в разделе «Действия над числами и величинами»
— Конспект интегрированного урока для 4 класса (8 вид), закрепление. Окружающий мир по теме «Лес и его обитатели»
— Урок по литературному чтению в 4 классе по теме «Я в гости к Пушкину спешу»
— Урок-деловая игра по математике для 4 класса на тему «Решение задач»
— Урок по русскому языку для 4 класса по теме «Будущее простое время глагола»
— Урок литературного чтения для 2-4 классов на тему «Русское устное народное творчество»
— Схема конспекта урока математики на тему «Вычитание дробей» (4 класс)
— Разработка урока по ОРКСЭ 4 класс ОПК «Храм»
— Мастер-класс по развитию речи 4 класс УМК «Перспективная начальная школа»
— Урок технологии на тему «Объёмная скульптура. Создание образа из природных материалов» (4 класс)

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *