История персонажа

Архангел Уриил — покровитель тех людей, которые посвятили свою жизнь науке. Главная миссия этого святого — показать, что душа — первична, а тело — вторично. К Уриилу обращаются с молитвами тогда, когда потерян вектор жизненного пути или пришло время определить верную дорогу.

История появления персонажа

В Священном Писании православной религии — Библии — архангел Уриил не упоминается. Зато подробно описывается в одном из апокрифов — Третьей книге Ездры. В этом источнике святой предстает посланником Божьим, который показывает Ездре правильный путь.

Согласно этому же апокрифу, в биографии Уриила значится заслуга охраны врат Рая после изгнания из него первых людей. В книге Еноха описание Уриила не противоречит Третьей книге Ездры. Правда, здесь добавляется еще одна характеристика архангела — повелитель грома.

View this post on Instagram

A post shared by Диана (@lechenie_molitvoy) on Jan 13, 2019 at 11:20pm PST

Икона с изображением Архангела Уриила

В католицизме поклонение этому чудотворцу стало популярно после того, как о нем написал монах — Амадей Португальский. После культ был перенесен Димитрием Ростовским в «Жития святых». Сегодня же в католической традиции культ Уриила прекращен, несмотря на то, что в нем как раз и зародился.

В исламе такого архангела нет. Но смежную миссию выполняет Исрафил. В отличие от православной и иудейской религии, у мусульман в канонах упоминается только четыре вождя ангелов, остальные же не носят конкретного имени, а дифференцируются по группам.

В переводе с еврейского имя чудотворца дословно переводится как «Бог — это свет». Значение имени интерпретируют как свет Божий — тот, благодаря которому удается ощутить одухотворенность, найти цель в жизни, избавиться от невежества.

Образ и житие архангела Уриила

Просветитель и наставник заблудших душ часто навевает чувство покаяния грешникам. К нему обращаются, что выбрать правильную дорогу. Днем памяти считается 29 сентября, хотя по традиции поминают святого 21 ноября — в общепризнанную дату, когда звучит колокольный звон и акафист в честь всех архангелов.

В православии Уриил помогает ученым, студентам и тем, кто посвящает жизнь научному труду. А владыка Иннокентий призывал поклоняться архангелу, как защитнику святынь и храмов России.

View this post on Instagram

A post shared by Духовный Мир (@sveato) on Oct 31, 2019 at 12:06pm PDT

Икона Архангела Уриила

Кроме того, с чудотворцем также связывают предсказание Ванги. Великая пророчица говорила о том, что Россия спасет весь мир, а Уриил созовет православных для этой миссии. Он считался также защитником царского и княжеского рода в период правления династии Рюриковичей.

На иконах и фресках наставник и просветитель изображается на коне. Среди обязательных атрибутов — меч и пламя. Это символы того, что Уриил пришел в мир и явил людям истину. С помощью меча в правой руке чудотворец освобождает себе дорогу, а языки пламени призваны рассеять тьму невежества.

Чтобы обратиться к помощи святого, вовсе не обязательно обзаводиться его изображением. Но икона помогает отвлечься от мирского и настроить энергию на общение с божественным.

Сфера ответственности архангела Уриила не ограничивается наукой. Если намерения человека чисты, то святой поможет «усмирить» несправедливого начальника. Кроме этого, чудотворец имеет непосредственное отношение к способностям созидать новое. Писатели и музыканты также просят о вдохновении в моменты творческого застоя.

Так как Уриил считается защитником России, то любой житель этой страны вправе обращаться к святому с просьбами о сохранении какого-то места, будь то жилье или же уголок природы.

Учитывая, что главная миссия просветителя — наставление на путь истинный, то каждый может молиться об исправлении своего близкого, если он отвернулся от Бога, а его поведение показывает неверно выбранную дорогу.

Советуют прибегать к помощи архангела в моменты депрессии и тоски, а также если разум одолевают мысли о суициде. Именно этот святой проливает свет на истинное положение вещей, показывает человеку важность жизни и служения Богу, раскрывает проделки демонов.

View this post on Instagram

A post shared by Мастер РейКИ. Целитель Кармы. (@milana_reiki_karma_celitel) on Nov 29, 2018 at 3:14am PST

Архангел Уриил и архея Аврора

Святой получил популярность в учении Рейки. В древнеиндийских практиках распространено общение с бесплотными силами для повышения уровня духовности, а также с целью очищения энергии. Уриил занимает особенное положение, поскольку может решить любую ситуацию мирным путем. Приверженцы учения Рейки обращаются к святому, когда нужно обрести спокойствие и контроль над внутренним миром, победить собственный страх и гнев, получить надежду.

Совместно с археей Авророй они предстают Архангелами Шестого луча и отождествляются с пастырством и служением. Согласно учениям Рейки, обитель святых расположена на юге от Польши, над горами Татры.

Задача этого союза — разбудить в людях почитание к Христу, а также сохранить пламя мира для человечества. Аврора несет людям любовь, материнское отношение к земле. Таким образом, Уриил и архея воплощают собой такие качества, как мир, братство, уважение. Согласно древнеиндийским практикам, обращаться к ним нужно в четверг. Тогда станет возможным получить больше космического сознания и энергии.

Образ архангела получил распространение и в художественной культуре. Так, он стал персонажем трагедий Йоста ван ден Вондела, где предстал могучим воином в борьбе с Люцифером. Также Уриил изгоняет Еву и Адама из Рая, а во время всемирного потопа не дает грешникам подняться в ковчег.

Интересные факты

  • В христианстве и иудаизме Уриил состоит в четверке основных архангелов вместе с Рафаилом, Гавриилом и Михаилом.
  • Папа Климент III приказал убрать иконы Уриила из всех храмов, так как посчитал, что этот архангел связан с ересью.
  • Еще одним символом святого считается молния. А ее вспышки отождествляют с моментами озарения и вдохновения.

Библиография

  • I век до н. э. — Третья книга Ездры
  • 1654 — «Люцифер»
  • 1664 — «Адам в изгнании»
  • 1667 — «Ной»
  • VIII век — Книга Еноха

СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ РАФАИЛ

(8/21 ноября)

Месяц ноябрь избран для праздника Ангелам потому, что он есть девятый от марта, который был некогда началом года, а число девять соответствует девяти чинам ангельским.

По Священному Писанию и преданию известны следующие Архангелы: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Но они не именуются Архангелами в собственном смысле, а принадлежат к чину Серафимов, Архангелами же они называются в качестве вождей ангельских сил. Они высшие из Серафимов, самые близкие к Богу (Денисов Л. Явления и чудотворения святых семи Архангелов. М., 1901).

«Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет и от семи духов, находящихся пред престолом Его» – читаем мы в Откровении Святого Иоанна Богослова (Апок. 1 , 4) . Эти семь духов и есть семь Архангелов.

Архангел Рафаил – целитель человеческих недугов, путеводитель, врач Божий.

Имя Рафаил в переводе с еврейского языка означает – помощь, исцеление Божие, врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 17; 12, 15).

Отправившись из дома Товита, Товия и Рафаил пришли вечером к реке Тигр. Когда Товия хотел искупаться, из реки показалась рыба, которая хотела поглотить его, но Рафаил сказал Товии: «Возьми эту рыбу, разрежь ее, вынь сердце, печень и желчь, и сбереги их». Товия все так и сделал. На его вопрос – к чему эта печень, сердце и желчь из рыбы? Рафаил ответил: «Если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться, а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится».

Когда они пришли в Екбатаны, где жила Сарра, дочь Рагуила, семь женихов которой погубил злой дух Асмодей, их хорошо приняли в доме Рагуила. Рагуил отдал Сарру, дочь свою, в жены Товии. Товия, входя в спальню, взял курительницу, положил сердце и печень рыбы и дымил. Демон, услышав это запах, убежал в верхние страны Египта.

Когда Товия с женой Саррой и Рафаилом пошли в обратный путь в Ниневию, где жил Товит то Рафаил сказал: «Я знаю, Товия, что у отца твоего откроются глаза: ты только помажь желчью глаза его, и он, ощутив едкость, оботрет их, и спадут бельма, и он увидит тебя».

Товия приложил желчь к глазам отца своего и сказал: «Ободрись, отец мой!» Глаза его заело и он отер их, и снялись с краев глаз его бельма и увидел он сына своего Товию.

Когда же Товит хотел в благодарность отдать спутнику Товии половину принесенного серебра, Рафаил, отозвав в сторону Товита и Товию, сказал им: «Благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас… Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас… Ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру. Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых, и восходят пред славу Святаго… Я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек».

Весьма поучительны и слова, сказанные Архангелом Рафаилом при разлучении с семейством Товита: «доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать. Грешники же суть враги своей жизни». Товит и Товия смутились и пали лицем на землю, потому что были в страхе. Но Рафаил сказал им: «Не бойтесь, мир будет вам. Благословляйте Бога вовек… Итак, прославляйте теперь Бога, потому что я восхожу к Пославшему меня, и напишите все совершившееся в книгу. И встали они и более уже не видели его».

Посему, кто желает сподобиться небесной помощи Архангела Рафаила, тому надобно самому быть милостиву к бедствующим. Тем более добродетель милосердия и сердоболия должна отличать носящих имя Рафаила – иначе у них не будет духовного союза с Архангелом.

Святая Церковь изображает Архангела Рафаила держащим в немного приподнятой левой руке сосуд с врачебными средствами и ведущим правою рукою Товию, несущего пойманную в реке Тигр рыбу.

Молитва Архангелу Рафаилу

О, Святый великий Архангеле Рафаиле, Престолу Божию предстояй! Ты благодатию, от Всемогущаго Врача душ и телес наших тебе данною, праведнаго мужа Товита от слепоты телесныя исцелил еси, и сына его, Товию, спутешествуя ему, от злаго духа сохранил еси. Всеусердно молю Тя, буди мне путеводитель в жизни моей, сохрани от всех видимых и невидимых враг, исцели душевныя и телесныя болезни моя, управи жизнь мою к покаянию во гресех и ко творению добрых дел. О, святый великий Рафаиле Архангеле! Услыши мене грешнаго молящагося тебе, и сподоби в здешней и будущей жизни благодарити и славити общаго Создателя нашего в безконечныя веки веков. Аминь. (Из древней рукописи).

Тропарь, глас 4

Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник вышних сил.

Кондак, глас 2

Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко безплотных Архистратиг.

СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ УРИИЛ

(8/21 ноября)

Архангел Уриил – огонь или свет Божий, просветитель потемненных и невежд, просветитель душевных и телесных чувств, наставник заблудших, возбудитель на молитву.

Имя Уриил в переводе с еврейского языка означает – свет или огонь Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20).

Уриил, будучи сиянием огня Божественного, есть просветитель потемненных. Как Ангел света он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовию к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные.

Об Архангеле Урииле пишется в Третьей книге Ездры (3 Езд. 4, 1—50; 5).

Архангел Уриил был послан Богом к Ездре предложить ему три подобия и показать три пути:

«Если ты одно из них объяснишь мне, то и я покажу тебе путь, который желаешь ты видеть, и научу тебя, откуда произошло сердце лукавое. Тогда я сказал: говори, господин мой. Он же сказал мне: иди и взвесь тяжесть огня, или измерь мне дуновение ветра, или возврати мне день, который уже прошел. Какой человек, отвечал я, может сделать то, чего ты требуешь от меня? А он сказал мне: если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны, или сколько жил над твердью, или какие пределы у рая, ты, может быть, сказал бы мне: «в бездну я не сходил, и в ад также, и на небо никогда не восходил». Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, и о том, без чего ты быть не можешь, и на это ты не отвечал мне. И сказал мне: ты и того, что твое и с тобою от юности, не можешь познать; как же сосуд твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего и в этом уже заметно растленном веке понять растление, которое очевидно в глазах моих?» (3 Езд. 4, 4—11):

Архангел Уриил ответил на это Ездре: «Стань на правую сторону, и я объясню тебе значение подобием. И я стал, и увидел: вот горящая печь проходит предо мною; и когда пламя прошло, я увидел: остался дым. После сего прошло предо мною облако, наполненное водою, и пролился из него сильный дождь; но как скоро стремительность дождя остановилась, остались капли. Тогда он сказал мне: размышляй себе: как дождь более капель, а огонь больше дыма, так мера прошедшего превысила, а остались капли и дым» (3 Езд. 4, 47—50).

Этими словами Архангел Уриил указал Ездре на близость наступления срока прихода Искупителя на землю, что от его времени до пришествия Спасителя осталось немного лет, значительно меньше, чем от сотворения мира до времени Ездры, жившего в пятом веке до Рождества Христова. Итак, Архангел Уриил служитель света истины, просветитель потемненных, наставник заблудших, возбудитель на молитву.

Люди, преданные наукам – это ваш Архангел! Не забывайте по примеру его быть служителями не только света истины, а и огня Божественной любви. Как сказал святой апостол Павел: «Разум убо кичит, а любы созидает» (1Кор. 8:1). Изображается святой Архангел Уриил держащим в правой руке, против груди, обнаженный меч, а в левой, опущенной вниз – пламень огненный, что знаменует особенно сильную ревность по Боге сего Архангела.

СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ СЕЛАФИИЛ

(8/21 ноября)

Архангел Селафиил (Салафиил) – молитвенник Божий, всегда молящийся Богу о людях и людей побуждающий к молитве, молитвенник о спасении и здравии людей.

Имя Селафиил в переводе с еврейского языка означает – молитва к Богу, молитвенник Божий, побуждающий к молитве.

Об этом Архангеле пишется в Третьей книге Ездры: «И было, во вторую ночь пришел ко мне Салафиил, вождь народа.. .» (3 Езд. 5, 16).

По верованию Церкви, святой Архангел Селафиил также явился Агари в пустыне Вирсавии, когда изгнал ее Авраам. В книге Бытия об этом повествуется так: «Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села поодаль против него, и подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока оттуда, где он был; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал

голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. И Бог был с отроком; и он вырос…» (Быт. 21, 14—20).

Итак, Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных, с их вождем Селафиилом, чтобы они чистым дохновением уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати.

Изображается святой Архангел Селафиил с лицом и очами, склоненными вниз и с руками, молитвенно сложенными на груди, как бывает у человека умиленно молящегося.

Видя в таком положении самого Архангела молитвы, будем стараться и сами во время молитвы быть всегда в положении, приличном молящемуся.

СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ ИЕГУДИИЛ

(8/21 ноября)

Архангел Иегудиил – покровитель подвизающихся и монашествующих, славитель Бога, укрепляющий трудящихся для славы Божией и ходатайствуюший о воздаянии им за их подвиги и труды, споспешник и наставник в работе, заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией.

Всякий из нас, от млада до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией. На нашей грешной земле всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, а многие – с великим и тяжким. Но Господь и Владыка наш не забудет никакого дела нашего и никакого труда любве во имя Его (Евр. 6:10) .

Имя Иегудиил в переводе с еврейского языка означает – славящий Бога, хвала Бога.

По верованию Церкви, основанному на Священном Предании, святой Архангел Иегудиил – один из семи Архангелов, покровительствовавший по Велению Божиему израильтянам в пути их во время 40-летнего странствования, а также имя Иегудиила усваивают тому Ангелу, который в столпе огненном и облачном предшествовал израильтянам при выходе из Египта, охраняя их от преследователей: «И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в середину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь» (Исх. 14, 19—20).

Когда Моисей, после сорокадневного поста и молитв, взошел на гору Синай, явился ему Бог и, вручая скрижали завета, дал ему закон, который должны были соблюдать люди Израиля. И сказал Господь: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела Моего хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил тебе; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» (Исх. 23, 20—21). «…Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аммореям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их от лица вашего, то не поклоняйся богам их, и не служи им» (Исх. 23, 23—24).

Итак, служение Архангела Иегудиила в том, чтобы укреплять людей труждающихся ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги.

Изображается святой Архангел Иегудиил держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трех черных веревок с тремя концами – этим знаменуется награда от Бога благочестивым и святым людям и наказание грешникам.

СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ ВАРАХИИЛ

(8/21 ноября)

Архангел Варахиил, по верованию Церкви, один из трех Ангелов, явившихся Аврааму у дуба Мамре. Он предсказал Аврааму и Сарре рождение Исаака и подтвердил обетование спасения, данное Богом в раю всему роду человеческому в лице Адама.

Святой Архангел Варахиил – податель людям благословений Божих на добрые дела и ходатай, испрашивающий людям милости Божии и благословение Божие проводить жизнь в душевном здравии и спасении, покровитель благочестивых семейств, хранитель чистоты души и тела.

Имя Варахиил в переводе с еврейского языка означает – Богом благословенный, благословение Божие.

Архангел Варахиил изображается несущим на своей груди, на одежде, белые розы, как предвестие блаженства в Царствии Небесном, а сам Архангел Варахиил является как бы предвестником блаженства и нескончаемого мира в Царствии Небесном.

Итак, Архангел Варахиил – это Ангел благословений Божиих, чрез него ниспосылаются людям благословения и благодеяния Божии. А поскольку благословения Божии различны, то и служение сего Архангела различны: чрез него посылаются благословения на добрые дела, на всякое доброе житейское занятие, но только тогда, когда земное благословение люди хотят принимать для стяжания благословений небесных и вечных. Например, когда ожидают обилия плодов земных, чтобы поделиться ими с бедностию, украсить храм Божий, призреть сирого, и тому подобное. В противном случае Господь не пошлет и Архангел не принесет благословения.

СВЯТОЙ АРХАНГЕЛ ИЕРЕМИИЛ

(8/21 ноября)

Архангел Иеремиил – внушитель благих и добрых помыслов, возноситель душ к Богу возношение к Богу милосердие Божие.

Имя Иеремиил в переводе с еврейского языка означает – возвышение к Богу, высота Божия.

О святом Архангеле Иеремииле в Третьей книге Ездры пишется так: «Не о том же ли вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: «доколе таким образом будем мы надеяться? И когда плод нашего возмездия?» На это отвечал мне Иеремиил Архангел: «когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера» (3Езд. 4, 35—37), т. е. будущий век наступит лишь тогда, когда количество умерших праведников достигнет определенного предела. Этот ответ дает им Архангел Иеремиил (Апокалипсис Иоанна Богослова дает точную цифру запечатленных из всех колен Израилевых, именно 144000 (7, 4)). Все девять Ангельских чинов соберутся в день Страшного Суда Господня, когда «приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангелы с Ним», «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24:30-31). И тогда услышат избраннии слова Спасителя мира: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

Молитва ко святым Ангелам

К вам, яко заступником и хранителем живота моего, аз окаянный припадая, молюся: подадите мне молитвами вашими дневное пребывание, богоугодно и неискусно от злых деяний и помышлений прейти. Отверзите слух ушию моею, да услышу и разумею дела и словеса Божия душеполезная, да прозрю внутреннима очима, тьмою греховною обдержимый. Молите за мя, по вся часы согрешающаго, да не пояст мене мечь ярости Господни: зело бо превзыдоша беззакония моя на главу мою, и яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Ты же, Господи мой Господи, призри на мя, и помилуй мя, и изведи из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отиду отсюду, и не прииду на Страшный оный Суд Твой. Приими молящияся за ны святыя Ангелы Твоя, иже окрест престола Твоего выну со страхом предстоят, и тех молитвами, изряднее же Пречистыя Матере, избави мя Страшнаго онаго и грознаго суда Твоего. Ты бо еси Агнец Божий, вземляй всего мира грехи, распятый на кресте нашего ради спасения; вонми молитве моей , и посли Ангела Хранителя души моей и телу, да тем наставляем, избавлюся от всяких врагов видимых и невидимых, и сподоблюся получити Твою милость, со всеми от века Тебе благоугодившими, яко Ты еси Бог наш, и к Тебе прибегаю, и на Тя надеюся, аще и согреших паче человек, но Тебе не отступих, ни руку моею воздех ко иному богу, Тебе молюся, Господи Иисусе Христе, Тя благословлю, и Тебе покланяюся от Троицы Единому, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. (Из каноника).

Тропарь Безсплотным Силам, глас 4

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняющее ны припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил.

Кондак Безплотным Силам, глас 2

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милось, яко безплотных Архистратизи.

Величание

Величаем вас, Архангели и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящие Господа.

Молитвы святым Архангелам на каждый день недели

Понедельник

Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от меня молниеносным мечем твоим духа лукаваго, искушающаго мя.

О великий Архистратиже Божий Михаиле победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов моих видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит меня Господь от скорбей и от всякия болезни, от смертоностныя язвы и напрасныя смерти, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вторник

Святый Архангеле Гаврииле, радость неизреченную с Небес Пречистой Деве принесший, исполни радостию и веселием сердце мое, гордостию преогорченное.

О, великий Архангеле Божий Гаврииле, ты еси благовестил Пречистой Деве Марии зачатие Сына Божия. Возвести и мне грешному день страшной смерти Господа Бога за грешную мою душу, да простит Господь грехи мои; и не удержат меня демоны на мытарствах за грехи мои. О великий Архангеле Гаврииле! Сохрани меня от всех бед и от тяжкой болезни, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Среда

О великий Архангеле Божий Рафаиле, приемый дар от Бога целити недуги, исцели неисцельные язвы моего сердца и многие болезни моего тела. О великий Архангеле Божий Рафаиле, ты еси путеводитель, врач и целитель, руководствуй меня ко спасению и исцели все болезни мои душевные и телесные, и проведи меня к Престолу Божию, и умоли Его благоутробие за грешную мою душу, да простит меня Господь и сохранит от всех врагов моих и от злых человек, от ныне и до века. Аминь.

Четверг

Святый Архангеле Божий Урииле, светом Божественным озаряемый и преизобильно исполненный огнем пламенной горячей любви, брось искру огня сего пламенного в мое сердце холодное, и душу мою темную светом твоим озари.

О великий Архангеле Божий Урииле, ты еси сияние огня Божественного и просветитель помраченных грехами: просвети ум мой, сердце мое, волю мою силою Святаго Духа, и настави меня на путь покаяния, и умоли Господа Бога, да избавит меня Господь от ада преисподняго и от всех врагов видимых и невидимых, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пятница

Святый Архангеле Божий Селафииле, даяй молитву молящемуся, научи меня молиться молитвой смиренной, сокрушенной, сосредоточенной и умиленной. О великий Архангеле Божий Селафииле, ты молиши Бога за людей верующих, умоли Его благоутробие за меня, грешного, да избавит меня Господь от всех бед и скорбей, и болезней, и от напрасныя смерти, и от муки вечныя, и сподобит меня Господь Царствия Небесного со всеми Святыми вовеки. Аминь.

Суббота

Святый Архангеле Божий Иегудииле, присный споспешниче всех подвизающихся на пути Христовом, возбуди меня от тяжкой лености и подвигом добрым укрепи меня. О великий Архангеле Божий Иегудииле, ты ревностный защитник славы Божией: ты возбуждаешь прославлять Святую Троицу, пробуди и меня, ленивого, славить Отца и Сына и Святаго Духа, и умоли Господа Вседержителя да созиждет во мне сердце чисто и дух правый обновит во утробе моей, и Духом Владычным утвердит меня и истиною Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Воскресенье

Святый Архангеле Божий Варахииле, благословение от Господа нам приносящий, благослови мя положить начало благое, исправление нерадивого моего жития, да угожду во всем Господу Спасителю моему во веки веков. Аминь.

Уриэль да Коста

Дата рождения 1585 год
Дата смерти 1640 год
Гражданство Нидерланды

Род деятельности философ

Уриэль да Коста (Уриэль Акоста, порт. Uriel da Costa, Гавриэль Коста, порт. Gabriel da Costa) — нидерландский философ, мыслитель-рационалист, боровшийся против раввинского иудаизма.

Биография

Уриэль да Коста родился в 1585 году (или в 1590 году) в Опорту, Португалия в в семье марранов. Отец Акосты был, по сообщению сына в автобиографии, «действительным христианином», то есть не притворным, подобно многим марранам, и воспитывал своего старшего сына Акосту в католическом духе.

Акоста получил разностороннее для того времени образование. По желанию отца он изучал юриспруденцию. Однако юношу гораздо больше занимали религиозно-этические проблемы; особенно волновали его те мрачные мысли о спасении души, о загробной жизни и муках ада, которыми наполнили его воображение наставники-иезуиты. Акоста старался ревностно исполнять все католические обряды и в ранней молодости стал каноником-казначеем монастырской церкви в Опорту; но его мятущаяся душа не нашла успокоения и здесь. От ортодоксального католицизма Акоста вскоре перешёл к скептицизму.

В возрасте 22 лет Αкоста, как он пишет в автобиографии, стал сомневаться в истинности католической догмы о загробной жизни (in dubium vocavi, accidit hoc mihi circa vicesinmm secundum aetatis annum, possetne fieri, ut ea, quae de altera vita dicebantur, minus vera essent).

Αкоста углубился в изучение книг Ветхого Завета и нашёл опору своим сомнениям в том, что в этих книгах ничего не говорится о загробной жизни. Библейское мировоззрение оказалось ближе ему по настроению, и возможно в силу атавизма.

В Португалии проживало тогда много марранов, возвращавшихся в иудаизм даже с риском попасть в когти инквизиции, — и Αкоста после долгих размышлений также решил вернуться к религии предков. О своём решении Αкоста сообщил матери и четырём своим братьям (отца тогда уже не было в живых), которые и сами, возможно, помышляли о перемене религии. Вскоре вся семья тайно, чтобы не возбудить подозрения агентов инквизиции, покинула Португалию в 1617 году и направилась в страну веротерпимости — Нидерланды, в Амстердам.

Приехав в Амстердам, Акоста с матерью и братьями (Аарон, Мордухай, Авраам и Иосиф) приняли еврейство, причём переменил своё имя Гавриэль на Уриэль.

Новообращенного Акоста ожидали в Амстердаме большие разочарования. Единственным источником, откуда он черпал свои сведения об иудействе, была Библия. Он надеялся встретить в Амстердаме евреев, живущих по библейским заповедям, с ветхозаветной патриархальностью, а увидел нечто иное. Он видел во всех наслоениях побиблейского периода, во всём обрядовом талмудическом и раввинском иудаизме явное «отклонение от Моисеева закона», сознательное измышление властолюбивых и корыстных людей, помышлявших лишь о том, как бы одурачить народ, чтобы он не вышел из повиновения. Разочарованный в своих ожиданиях, Акоста со свойственной ему горячностью стал нападать на «фарисеев» (как он, привыкший к языку церкви, называл раввинов), доказывая, насколько они своей сложной обрядностью и сухим формализмом отклонились от истинного пути и исказили чистое учение Моисея.

Акоста заявил:

Среди иудеев наблюдаются суеверия, которых не должно быть. Они свойственны некоторым самым отсталым народностям. Взгляды эти не только не соответствуют разуму, но и противоречат морали. Суеверие следует с корнем вырвать из сердца.

Таким образом, представления Акосты об иудейской религии, выработавшиеся у него на основании чтения Библии, существенно отличались от реально существовавшего иудаизма его времени, и Акоста опубликовал в 1624 году книгу «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом», в которой утверждал, что сложной обрядностью и сухим формализмом раввины исказили учение Моисея, и что доктрина о бессмертии и загробной жизни не вытекает из Библии.

Представители еврейской общины Амстердама, состоявшей в основном из пострадавших за свою веру бывших марранов, пригрозили вольнодумцу отлучением. Родные советовали Акосте отказаться от борьбы и подчиниться требованиям традиционного иудейства, на что тот возразил:

Неужели я, пожертвовавший столь многим для того, чтобы добиться свободы, отступлюсь теперь перед угрозой отлучения и стану скрывать истину во избежание кары.

В результате, за эту книгу в 1618 году раввины подвергли Уриэля херему, а светские власти — аресту и штрафу. Книга была сожжена.

Акоста оказался одиноким в многолюдном городе. Все от него отвернулись. Когда он выходил на улицу, мальчишки бросали в него камни и плевали на него; даже дома не оставляли его в покое, мешая ему работать. Родные братья, советовавшие ему смириться, теперь отреклись от него; об отношении матери Акосты к сыну после отлучения ничего определенного не известно, так как Акоста в автобиографии обходит этот пункт молчанием. Только в одном раввинском респонсе того времени, трактующем о вредном еретике, под которым очевидно подразумевается Αкоста, — вполне определенно говорится, что мать всецело разделяла заблуждения своего сына-отступника.

Отлучённый раввинами, Уриэль решил продолжать борьбу. Для обличения раввинского иудаизма он задумал издать книгу, в которой хотел доказать, что вера в загробную жизнь является измышлением «фарисеев» и что в Пятикнижии такой догмы нет. Еврейская община узнала об «опасности» и предупредила её. Прежде чем Акоста успел выпустить из печати свой труд, появилась направленная против него книга амстердамского врача Самуила да Сильва «Tratado da Immortalidade da Alma… em que Tambem se mostra а Ignoraneia de certo Contrariador etc.» /»Трактат o бессмертии души… с целью опровержения невежества известного противника»/ (Амстердам, 1623). На этот вызов возмущённый Акоста поспешил ответить книгой «Examen dos Tradiçoens Phariseas conferidas con а Ley Escrita… com Reposta а hum Semuel da Silva, seu Falso Calumniador» /»Испытание фарисейской традиции в сравнении с писанным законом и ответ лживому клеветнику Самуилу да Сильва»/ (Амстердам, 1624). Интересно, что и критика Сильвы, и антикритика Акосты были напечатаны в одной типографии — Равестейна, и что на заглавном листе книги Акоста автор именуется «Uriel, jurista hebreo».

Так как труд Aкосты было направлено не только против еврейской, но и христианской догмы бессмертия души, то амстердамская еврейская община написала донос в городской магистрат, прося принять меры против вредного еретика. Магистрат привлек Акосты к ответственности и заключил его в тюрьму, где он просидел около недели. Суд приговорил его к денежному штрафу в 300 гульденов, а книга была конфискована и публично сожжена, так что не осталось почти ни одного экземпляра; никто из биографов Акосты не цитировал ничего из этой книги. Биограф Перлес предполагает, что магистрат присудил Акосты к изгнанию из города на всё время отлучения; но сам Акоста в своей автобиографии говорит только о 15-летнем отлучении, не упоминая о своем изгнании из Амстердама.

После суда Акоста покинул Амстердам и уехал в Гамбург, где пережил много неприятностей, так как местная сефардская община не хотела его принять из-за тяготевшего над ним отлучения; с христианами же он не мог сойтись из-за незнания языка; поэтому он через некоторое время вынужден был вернуться в Амстердам.

В своём вынужденном одиночестве, постоянно размышляя над религиозными вопросами, Акоста всё дальше шёл по пути отрицания: он стал сомневаться и в истинности библейского иудаизма. Он думал, что и закон Моисея не может быть божественного происхождения, потому что в нем есть многое, противоречащее законам человеческой природы; если допустить, что закон есть продукт божественного Откровения, то пришлось бы прийти к абсурдному выводу, что Бог, творец законов Моисея природы, противоречит самому себе. Aкоста делает смелую для того времени попытку освободить мораль от теологической оболочки, от санкции «положительной религии»; высшую санкцию этических начал он видит не в религиозном кодексе, а в законах человеческой природы.

Любовь к ближнему, поучает Αкоста, есть основная догма человеческого общежития не потому, что так велит писаный закон, а потому, что этого требует природа человеческая, причем, что вполне понятно у писателя XVII века, под природой человеческой Акоста подразумевает нечто неизменное, раз навсегда данное, абсолютное. Акоста при этом не без едкости замечает, что сами «фарисеи» принуждены признать моральный авторитет естественной религии, свободной от обрядности; он ссылается на талмудическое мнение о достаточности для язычников натуральной религии, в форме семи законом Ноя, запрещающих убийство и прочее:

Ведь, если все другие народы, кроме евреев, соблюдают семь заповедей, которые, как вы говорите, соблюдал Ной и другие до Авраама, то и этого достаточно для их спасения. Есть, следовательно, религия, признаваемая и вами, на которую я могу опереться, хотя я еврейского происхождения.

Всё лучшее, что есть в так называемых религиях Откровения, говорит Αкосты, взято из естественной религии человека; но религии Откровения затемнили и исказили естественную религию, и вместо свойственной человеческой природе братской любви и солидарности они сеют злобу и ненависть из-за различия убеждений даже между родными братьями.

Не подлежит сомнению, говорит Αкоста, что если бы все люди использовали надлежащим образом свой природный разум и жили согласно естественной религии, они все любили бы друг друга, сочувствовали бы страданиям ближних и поддерживали бы друг друга в несчастии. Кто поступает иначе, тот поступает противно человеческой природе. И если люди совершают подобные поступки, то лишь потому, что они выдумали множество противоречащих природе законов.

По иронии судьбы именно в тот момент, когда Акоста внутренне окончательно порвал с еврейством, он вынужден был делать шаги к официальному примирению с ним. 15 лет отлучения надломили душевные силы Αкоста; его жена умерла, и он задумал вторично жениться, «чтобы иметь утешение и опору в последние годы жизни»; но, как отлученный, Акоста не мог осуществить своё намерение. Он решил поэтому «стать обезьяной среди обезьян»: при содействии одного из своих родственников он подал амстердамскому раввинату письменное заявление, что отрекается от своих заблуждений.

В 1633 году отлучение было снято.

Но примирение было непродолжительно. За поведением покаявшегося грешника был учрежден надзор. Тот самый родственник, который склонил Акоста к отречению, считал своим долгом довести до сведения раввинов, что отречение было неискреннее, так как Акоста не исполняет религиозных обрядов и ест запрещенную законом пищу.

Акоста не изменил своих взглядов и продолжал развивать и высказывать их. Теперь ему представлялась сомнительной даже Божественность самого происхождения учения Моисея, и все существующие религии стали рассматриваться им как изобретенные самими людьми. Не отрицая существования Бога, Акоста, однако, отказался от всякой обрядности и стал усматривать высшую санкцию этических принципов в законах человеческой природы, в свободной от обрядности деистической «естественной религии».

Вскоре раввинам было доложено ещё об одном проступке Αкосты: двое христиан, испанец и итальянец, приехавшие в Амстердам с намерением принять иудаизм, спросили у Aкосту совета, и он им ответил, что лучше им оставаться в прежней вере, так как не стоит добровольно налагать на себя тяжёлое ярмо обрядового иудейства.

Раввины под угрозой вторичного «херема» потребовали от Акосты публичного отречения в синагоге. Акоста не согласился на публичное унижение — и был подвергнут вторичному отлучению. Тогда еретику, как он пишет в автобиографии, была объявлена война с двух сторон: со стороны родных (bellum domesticum) и со стороны общины (publicum bellum, nempe rabbinorum et populi). Особенно притесняли его родные, желавшие сломить его непокорный нрав. 7 лет длилась борьба. В это время Aкоста, по его словам, черпал силы в сознании, что «его дело настолько правее дела его противников, насколько истина предпочтительнее лжи, ибо они отстаивают ложь и стремятся людей превратить в рабов, а он борется за истину, за естественную свободу человека». Но под конец он не выдержал тяжёлой опалы. «Не хватило сил», — признается он. И он решил согласиться «на все условия, какие они (раввины) поставят».

В 1640 году отлучение было снято. Новый акт отречения, подробно описанный самим Акоста в автобиографии, состоялся при крайне унизительной обстановке. В переполненной мужчинами и женщинами синагоге полуобнаженного, с привязанными к столбу руками, кающегося грешника подвергли традиционным 39 ударам («malkot»); затем заставили его лечь у порога синагоги, и все присутствующие при выходе переступали через него.

Дух Акосты был сломлен. Через несколько дней после этого Акоста выстрелил в проходившего мимо его окна родственника, которого он считал «самым заклятым врагом его чести, жизни и имущества»; пистолет дал осечку; Акоста взял другой пистолет и одним выстрелом покончил с собой в апреле 1640 года в Амстердаме.

Когда открыли дверь комнаты, на стол нашли небольшую латинскую рукопись, автобиографию Αкоста, под заглавием «Exemplar humanae vitae» («Пример человеческой жизни»). Написанная в минуты крайнего раздражения, автобиография пропитана чувством непримиримой ненависти к еврейству вообще и к «фарисеям», то есть раввинам, в частности. Акоста описывает свою печальную жизнь, подробно рассказывает о пережитых им унижениях и заканчивает свою исповедь следующими словами:

Вот вам истинное повествование о моей жизни; я указал на роль, какую я играл на суетной арене сего мира. В своей многосуетной и неустойчивой жизни я в особенности вас (фарисеев) клеймил. И теперь, сыны человеческие, судите справедливо без всякого пристрастия; выскажите своё мнение свободно, как повелевает истина… Если вы здесь найдете что-либо достойное сострадания, пожалейте о печальной участи людей, к которой и вы причастны. Для большей полноты я назову свое имя: в Португалии, как христианин, я назывался Габриель Акоста, а среди евреев — о если бы я никогда не приблизился к ним! — я с маленьким изменением назывался Уриель.

Акоста рассматривается как первый еврейский вольнодумец нового времени, предшественник и вдохновитель Бенедикта Спинозы. Почти все сведения об Акосте почерпнуты из его автобиографии «Пример человеческой жизни». На основании изучения архивов португальской инквизиции было выдвинуто предположение, что первоначально иудаизм Акосты не был результатом его занятий Библией, а представлял собой разновидность марранского иудаизма, почерпнутого им в семье по линии матери.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *