Уроки дикции для детей: бесплатные видео для занятий на дому

Дикция лучше всего формируется в возрасте 4-5 лет, когда многие вещи воспринимаются в форме игры. Но начинать тренировать лучше с года, как только малыш научился выговаривать первые слова. Если ребенок не очень хорошо разговаривает для своего возраста, не стоит спешить обращаться к неврологу, логопеду. Проблему можно решить регулярными неутомительными занятиями: делать артикуляторную гимнастику, логопедические упражнения и массаж, произносить короткие скороговорки с трудно сочетаемыми звуками. Главное делать акцент на проблемных звуках: шипящих, рычащих, глухих.

ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН собрали в статье лучшие видео уроки по тренировке дикции для детей, по которым можно заниматься самостоятельно в домашних условиях.

Артикуляционная гимнастика

Для быстрого запоминания и восприятия каждое с забавным названием («Бегемотик», «Вкусное варенье», «Месим тесто», «Индюк» и т.д.) Названия отражают суть действия, демонстрируются детьми. Автор рекомендует выполнение объемной тренировки проводить под ритмичную музыку, чтобы ребенок делал все с удовольствием и меньше уставал.

Комплекс упражнений

Галина Резник предлагает вниманию зрителя полный комплекс артикуляционной гимнастики для детей 4-7 лет. Показан процесс обучения с подробным объяснением каждого движения губ, зубов, языка, количеством повторений. Для удобства восприятия лицо малыша снято крупным планом. Занятие дополняется показом картинок животных, предметов, так как они помогают понять смысл выполняемых движений: «Змейка»- высунуть тонко язычок, «Качели» — вверх-вниз и т.д. Ролик рекомендован к просмотру родителям. Для достижения результата следует заниматься ежедневно по 15-20 минут.

Создание препятствия

В видеоролике от канала «Поколение М» упражнения для улучшения дикции показывает педагог студии «Непоседы» Алена Булахова. Рекомендует начинать с артикуляционной гимнастики, затем переходить на другой уровень, с использованием скороговорок. Для занятий потребуется хорошо вымытый инструмент (пробка, ручка, карандаш), который помещается в рот и зажимается зубами. Создавая искусственное препятствие, звуки и буквы нужно стараться проговаривать так, чтобы речь была понятна окружающим.

С орехами

Автор канала «IceMary Live» – девочка-подросток. Она показывает игровой способ тренировки дикции с помощью грецких орехов за щекой. На разложенных перед ней листах бумаги написаны короткие скороговорки с разными звуковыми сочетаниями, которые она пытается выучить за одну минуту, засекая затраченное время на таймере. Тексты дублируются на экране, поэтому зритель может самостоятельно повторять в процессе просмотра.

Уроки логопеда, звук «С»

Профессиональный логопед Юлия Орлова дает урок родителям с рекомендациями, что делать, если ребенок неправильно воспроизводит звук или не произносит его вообще. Советует начать обучение самостоятельно, без привлечения специалистов. На первом этапе выполнять задания вдвоем, сидя рядом. Занятие необходимо обязательно проводить перед зеркалом, чтобы видеть артикуляцию, проанализировать допущенные ошибки. Показано положение зубов, губ и языка при произношении буквы «С», правильность выдыхания для получения воздушной тонкой струйки (упражнение «Заборчик»). Для корректировки можно пользоваться инвентарем: ватной палочкой, ложкой.

Звук «К»

На канале детской театральной студии «АртЭко» представлен видеоурок для улучшения дикции и техники речи. Особый акцент делается на отработку согласной буквы «К», которая иногда не звучит из-за недостаточной активности и тренированности речевого аппарата. Показан ряд упражнений для исправления положения и достижения четкого произношения: несложные фразы и примерные скороговорки, в которых буква проговаривается в сочетании с гласными. Маленькие актеры повторяют их медленно, с разной интонацией (поругать, похвалить, возмутиться). По мере освоения темп ускоряется. Занятие проходит в интересной игровой форме.

Труднопроизносимая «Р»

После просмотра видео от канала «Правильная речь Вашего ребенка» можно максимально быстро научить малыша выговаривать «Р». Предложен комплекс приемов для разминки языка: «Качели», «Красим потолок», «Лошадка». Показана отработка звука при помощи стихотворений, веселых песенок, легких загадок. Для воспроизведения названий животных и предметов с проблемной буквой использован игровой вариант с красочными картинками. Ролик с элементами мультипликации, будет интересен детям. Автор считает, что игра – самый лучший и естественный способ обучения.

Скороговорки

В видеоролике от канала «Ваш ребенок» зрителю представлена целая серия забавных скороговорок, понятных для детского восприятия. Каждая тематически проиллюстрирована. Из большого количества можно выбрать подходящую для развития правильной речи и улучшения дикции ребенка. Помимо формирования языковых навыков, они способствуют развитию воображения у детей. Ролик без авторских комментариев, с приятным музыкальным оформлением.

Веселые уроки

Видео канала «Deti TV» можно не только посмотреть, но и поучаствовать в процессе урока, повторяя пропущенные фразы в веселых скороговорках. Дополнительно рассказывается об их пользе для тренировки дикции. Интересная подача информации: общение двух девочек разной возрастной категории. Вначале с целью обучения скороговорку проговаривает старшая, постепенно убыстряя темп и выразительно жестикулируя. Затем пытается повторить младший ребенок. Ролик смотрится легко и непринужденно.

Распевка

Урок педагога Кристины Иваницкой, из которого зритель узнает об эффективном способе распевки на дикцию и разогрева голосового аппарата. Метод заключается в повторении под музыку легких слогов с использованием согласных и гласных букв (зи-зе-зу и т.д.). Присутствуют упражнения на плавное мычание, рычание с добавлением других звуков. Темп постоянно меняется с медленного на быстрый, усложняется воспроизведением словосочетаний на одной ноте. Благодаря хорошей артикуляции рта укрепляются мышцы языка. Кристина рекомендует занятия для детей 4-6 лет.

Прочитайте ребенку скороговорки. Пусть он повторит их несколько раз, чтобы лучше запомнить. Разложить детали пазлов картинками вверх. Ребенок подбирает к каждой цифре ту картинку, которая соответствует количеству персонажей. Игра стимулирует речевую активность. Совершенствует восприятие, внимание и память. Способствует развитию образного и логического мышления. Тренирует мелкую моторику.

Комплектность:
книжка «Скороговорки»;
12 пазлов, состоящих из двух элементов.

Бренд: Step Puzzle.
Страна обладатель бренда: Россия.
Возрастная группа: 3+

Мы понимаем, как для родителей важно, чтобы игра была безопасна для ребенка, соответствовала возрасту, была интересной, развивала и учила новому.
Поэтому изготавливаем продукцию из высококачественных, экологически чистых материалов.
В создании продукции участвуют детские психологи и педагоги, которые понимают особенности развития детей в каждой возрастной группе.
Каждая игра направлена на развитие определенных навыков и знаний. В игровой форме и с помощью методических рекомендаций родители смогут легко выстраивать воспитательный процесс.
Продукция сертифицирована и соответствует техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности игрушек»

Глава 8

Массаж и гимнастика в раннем детском возрасте

Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка.

Создание физиологически обоснованных методик проведения гимнастики и массажа в раннем возрасте основано на знании состояния и развития скелетной мускулатуры у детей.

Гимнастика и массаж должны применяться в комплексе со всеми другими воспитательными мероприятиями (режимом питания и сна, организацией бодрствования и пр.).

Гимнастика и общий массаж оказывают регулирующее влияние на функции центральной нервной системы, дыхания, кровообращения, пищеварения, кроветворения. Под их влиянием стимулируются окислительные, трофические, терморегулирующие процессы, улучшается обмен веществ.

Массаж и гимнастические упражнения являются наиболее выгодным и целесообразным способом воспитания у ребенка правильных и точных движений. При отсутствии целенаправленного воспитания развитие движений у ребенка запаздывает, а качество их заметно ухудшается.

При выборе специальных упражнений для ребенка необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и особенности его индивидуального развития. На каждом возрастном этапе у ребенка обнаруживаются двоякого рода реакции: преобладающие, более сильные, но имеющие тенденцию к угасанию; возникающие, еще очень слабые, но тем не менее имеющие тенденцию к неуклонному нарастанию.

Например, в первые 3 месяца жизни у детей резко выражена гипертония мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей. На этом фоне возникает и постепенно нарастает уравновешивание мышц-разгибателей.

Поскольку в ходе нормального развития ребенка гипертония мышц-сгибателей непрерывно идет на убыль, прогрессивной является первая реакция.

Содействие этой реакции (расслабление мышц-сгибателей) надо считать целесообразным. К средствам, способствующим этому, относятся ежедневные теплые ванны и легкий поглаживающий массаж, вызывающие расслабление мышц; стимулирование самостоятельных движений ребенка, связанных с разгибанием, для чего используется основной двигательный фон этого возраста – врожденные рефлексы.

В первые месяцы жизни целесообразно использовать в упражнениях только рефлексы, которые связаны с разгибанием, чтобы предупредить усиление и без того преобладающих сгибателей.

Если уравновешивание сгибателей и разгибателей верхних конечностей происходит своевременно, то создаются предпосылки для развитая умелости рук, что даст ребенку возможность тянуться к предмету, брать его, а затем, держась, подтягиваться, приподнимая туловище.

Таким образом, при своевременном развитии мелкой мускулатуры создаются предпосылки для развития крупной мускулатуры, что обеспечивает ребенку способность менять положение.

Физические упражнения показаны каждому здоровому ребенку начиная с 1,5—2-месячного возраста. К этому времени организм ребенка приспосабливается к условиям внеутробного существования, устанавливается определенный ритм жизни, совершенствуется терморегуляция.

Для детей грудного возраста упражнения должны быть очень просты и легко выполнимы.

Противопоказаний к назначению гимнастических упражнений и массажа здоровому ребенку в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями не существует. Гимнастику и массаж проводят в комнате при температуре 20–22 °C. Летом упражнения необходимо выполнять при открытом окне или на воздухе при этой же температуре.

Само занятие проводится на столе, покрытом сложенным вчетверо байковым одеялом, поверх которого стелют клеенку и чистую простыню.

Занятия проводят один раз в день за 45 мин до или через 45 мин после кормления. Руки медицинской сестры (или матери) должны быть чисто вымытыми, сухими и теплыми. Ребенка раздевают; тело его должно быть теплым. Во время занятия у ребенка необходимо поддерживать веселое настроение, разговаривать с ним, побуждать его к активности, улыбаться, использовать игрушки. Во время выполнения тех или иных упражнений медицинская сестра (или мать) должна внимательно следить за реакцией ребенка. При наличии отрицательной реакции (ухудшении настроения, плаче) процедуру следует прервать и успокоить ребенка. Ребенок не должен переутомляться.

Все движения надо делать ритмично, спокойно и плавно (без насилия), повторяя каждое 2–3 раза.

Основы общей методики массажа и гимнастики у детей раннего возраста

Развитие двигательной деятельности ребенка грудного возраста протекает в двух направлениях – статики и моторики. В соответствии с этим определяются и группы упражнений для детей этого возраста: они включают упражнения для развития координации, равновесия, а также дыхательные движения. Для развития дыхательной деятельности детей раннего возраста применяют пассивные и рефлекторные упражнения.

Пассивные упражнения производятся не ребенком, а массажистом (медицинской сестрой, матерью). Они рассчитаны на использование естественной двигательной фазы мускулатуры ребенка: сгибания при сокращении определенной группы мышц и разгибания при их расслаблении.

Пассивные упражнения не должны применяться до 3 месяцев жизни ребенка, так как при имеющейся гипертонии сгибателей выполнение их связано с опасностью насилия над ребенком.

После 3 месяцев жизни, когда наступает полное уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей верхних конечностей, можно постепенно вводить пассивные движения для рук, начиная с самых несложных и переходя в дальнейшем к более сложным.

Уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей нижних конечностей достигается между 4—5-м месяцами жизни, что дает возможность ввести пассивные движения для ног.

Рефлекторные упражнения. Для укрепления мышц шеи и туловища можно использовать рефлекторные упражнения, рассчитанные на движения, протекающие по типу безусловных двигательных рефлексов.

Врожденные двигательные рефлекторные реакции появляются в ответ на раздражение рецепторов кожи, мышц, нервного аппарата. Сначала в положении на вису на животе ребенок отклоняет голову назад. Приблизительно через месяц (к 4 месяцам) в том же положении у него начинает изгибаться все тело, образуя дугу, открытую кверху. Данное движение является энергичным раздражением и укреплением вестибулярного аппарата. С 4 месяцев в положении на спине на вису ребенок отклоняет голову вперед, напрягая мускулатуру передней поверхности тела.

Придавая регулярно указанные положения (держать ребенка на вису на животе, на спине), можно укрепить мышцы шеи и туловища.

В дальнейшем на базе этих врожденных рефлексов можно создать условные связи в ответ на такие сигнальные раздражители, как потягивание за ноги, звуковые сигналы, хватание и т. д.

Упражнения с помощью кого-либо (пассивно-активные). К ним относятся движения, которые выполняются ребенком самостоятельно только частично, например присаживание при подтягивании ребенка за руки, за кисти; стояние при поддержке под мышками и т. д.

Активные упражнения – произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно.

Массаж – один из видов пассивной гимнастики. Сущность его состоит в ритмично и систематически наносимых на тело ребенка механических раздражениях.

Массаж бывает общий и местный. Общий массаж оказывает значительное и многообразное влияние на организм ребенка. Различаются 5 основных приемов массажа:

1) поглаживание;

2) растирание;

3) разминание;

4) поколачивание;

5) вибрация.

Поглаживание. При поглаживании кожа освобождается от чешуек эпидермиса, что ведет к открытию протоков сальных и потовых желез.

Этот способ улучшает дыхание и питание кожи (кожные сосуды расширяются, улучшается артериальное и венозное кровообращение), повышается ее упругость и эластичность.

До 3 месяцев детям проводят массаж исключительно путем поглаживания. После 3 месяцев присоединяют другие приемы массажа: разминание, поколачивание. Общий поглаживающий массаж продолжается до 6 месяцев.

В дальнейшем он необходим главным образом при нарушении упругости мышц и мышечного тонуса, а также как отдых между упражнениями.

С поглаживания начинается массаж. Он чередуется с другими приемами и им заканчивается массаж. При поглаживании одна или обе руки массажиста плотно прилегают к массируемой поверхности, скользят медленно, спокойно, ритмично.

Поглаживание всегда выполняется с учетом венозного и лимфатического оттока (по ходу). Виды поглаживания:

1) охватывание. Выполняется двумя руками. Одной рукой массажист держит конечность за кисть или стопу, второй – охватывает конечность между большим и четырьмя остальными пальцами;

2) попеременное поглаживание. Выполняется двумя руками таким образом, что когда одна рука заканчивает движение, вторая сменяет ее;

3) крестообразное поглаживание. Выполняется двумя руками, пальцы которых переплетены;

4) спиралевидное поглаживание. Выполняется основанием ладони, или концевой фалангой большого пальца, или четырьмя остальными пальцами, или всей ладонью. При спиралевидном поглаживании, сохраняя основное направление движений, описывают дополнительные спиралевидные движения;

5) поглаживание с отягощением. Выполняется двумя руками. Одна рука ладонной или тыльной поверхностью лежит на массируемом участке, вторая – находится сверху и оказывает давление, помогает выполнять поглаживание.

Растирание имеет целью воздействовать главным образом на опорно-двигательный аппарат ребенка. При этом приеме улучшается питание сухожилий, сухожильных влагалищ, слизистых сумок; повышается эластичность и сократительная способность мышц.

При растирании кожа слегка потягивается пальцами. Растираются не только кожа, но и ткани, лежащие под ней.

Растирание выполняется в разных направлениях.

Виды растирания:

1) продольное растирание. Выполняется большими пальцами обеих рук. Пальцы параллельно плотно лежат на массируемой поверхности и растирают ее, двигаясь в противоположных направлениях;

2) растирание концами пальцев. Выполняется одной или двумя руками. Пальцы полусогнуты, концы направлены в кожу массируемого участка. Движения в разных направлениях;

3) спиралевидное растирание. Выполняется аналогично спиралевидному поглаживанию, но более энергично со смещением кожи и растиранием ее в разных направлениях;

4) граблеобразное растирание. Применяется при массаже спины. От шеи к ягодицам растирание выполняется концами пальцев обеих рук, которые скользят по обеим сторонам позвоночника. От ягодиц к шее растирание выполняется тыльной поверхностью рук;

5) пиление. Работают две руки. Кисти расположены параллельно реберной поверхностью и растирают участок, двигаясь в противоположных направлениях.

Разминание направлено на усиление кровоснабжения и улучшение питания массируемого участка.

Применяется главным образом для глубокого массажа мышц.

Мышцы или отдельные мышечные пучки захватываются пальцами массажиста, слегка отводятся и разминаются в разных направлениях.

Виды разминания:

1) продольное разминание. Движения выполняются вдоль мышечных волокон;

2) поперечное разминание. Мышца разминается в поперечном направлении по отношению к мышечным волокнам;

3) двойное кольцевое разминание. Выполняется двумя руками при массировании плеча. Плечо охватывается большим и четырьмя остальными пальцами. Кисти, двигаясь в противоположных направлениях, как бы окручивают трех– и двуглавые мышцы и тем самым разминают их.

Поколачивание как особый вид массажа способствует снижению возбудимости периферических нервов, улучшению кровоснабжения, а следовательно, и питанию мышц.

Поколачивание влияет также и на лежащие глубже внутренние органы.

Этот прием производится легким поколачиванием отдельных частей тела (более богатых мышцами) концами обеих пальцев рук.

У самых маленьких детей этот прием в виде ритмического похлопывания производится ладонной поверхностью пальцев то одной, то другой руки отдельных частей тела, чаще всего спины, бедер, реже задней поверхности голени.

Виды поколачивания:

1) поколачивание концами пальцев. Удары наносятся двумя руками, пальцы которых полусогнуты;

2) поколачивание ладонной поверхностью;

3) похлопывание. Выполняют двумя руками, пальцы которых собраны в «мягкий кулак», производят движения, напоминающие вымешивание теста;

4) рубление. Удары наносятся реберной поверхностью кисти.

Вибрация состоит в передаче телу быстро следующих друг за другом равномерных сотрясений. Этот прием в раннем возрасте применяется весьма редко.

Методика массажа и гимнастики в возрасте 1,5–3 месяцев

Поскольку у детей этого возраста резко выражен мышечный тонус сгибателей конечностей, усилия массажа должны быть направлены на расслабление этих мышц.

Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно-мышечных и защитных.

Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц-сгибателей.

У детей данного возраста необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.

Последовательность выполнения процедуры:

1) массаж рук (поглаживание);

2) массаж ног (поглаживание);

3) выкладывание на живот;

4) массаж спины (поглаживание);

5) массаж живота (поглаживание);

6) массаж стоп (растирание);

7) упражнения для стоп (движения рефлекторные);

8) разгибание позвоночника (рефлекторное) в положении то на правом, то на левом боку;

9) выкладывание на живот;

10) рефлекторное ползание.

Ребенок при выполнении процедуры лежит на спине.

Ребенок должен ежедневно принимать теплую ванну, нужно вызывать у него положительные эмоции во время процедуры, общения.

Методика массажа и гимнастики в возрасте 3–4 месяцев

При нормальном развитии у ребенка этого возраста исчезает физиологический повышенный тонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног. В этом возрасте можно начинать проводить пассивные движения для рук. В возрасте 3–4 месяцев в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные рефлексы положения.

На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.

Если у ребенка появляются первые попытки к изменению положения тела (переворачиванию со спины на живот), то ему следует помогать.

К 3 месяцам исчезает феномен ползания, и можно применять упражнения для нижних конечностей.

Процедура проводится в следующей последовательности:

1) массаж рук;

2) обхватывающие движения руками (пассивное упражнение);

3) массаж ног (поглаживание, растирание, разминание);

4) поворот на живот вправо (рефлекторное движение);

5) массаж спины (поглаживание, растирание, разминание);

6) рефлекторное движение головой назад в положении

на животе;

7) массаж живота (поглаживание);

8) массаж стоп (растирание, похлопывание);

9) упражнения для стоп (рефлекторные);

10) вибрационный массаж всей грудной клетки;

11) пассивное упражнение для рук и ног на сгибание и разгибание;

12) поворот на живот влево.

Все приемы массажа проводят в положении лежа.

Таким образом, необходимо содействовать полному уравновешиванию сгибателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела; обеспечить условия для развития мышц рук, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для захватывания их.

Методика массажа и гимнастики в возрасте 4–6 месяцев

В возрасте от 4 до 6 месяцев у ребенка происходит уравновешивание тонуса сгибателей и разгибателей нижних конечностей, поэтому необходимо вводить пассивные движения для нижних конечностей.

Укрепление передних шейных мышц к 4 месяцам происходит благодаря упражнениям на основе пищевого рефлекса с поворотами и подниманием головы ребенка.

В этом возрастном периоде можно вводить активные упражнения на изменение положения тела (из положения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.

Выполняя упражнения, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет вслух (раз, два, три, четыре).

Обязательное мероприятие – массаж нижних конечностей, спины, живота и стоп, верхних конечностей.

Последовательность проведения процедуры:

1) обхватывающие движения руками, движения пассивные перекрестные перед грудью;

2) массаж ног;

3) имитация велосипедных движений, «скользящие шаги» по поверхности стола;

4) поворот со спины на живот вправо, массаж спины (все приемы);

5) «парение» в положении на животе (движение рефлекторное);

6) массаж живота (поглаживание по часовой стрелке, по ходу косых мышц живота);

7) приподнимание верхней части тела ребенка из положения лежа на спинке при поддержке за обе отведенные в стороны руки;

8) массаж стоп (рефлекторные движения);

9) сгибание и разгибание рук («бокс»);

10) сгибание и разгибание ног вместе и по очереди;

11) упражнение рефлекторное на спине, «парение»;

12) массаж грудной клетки;

13) поворот со спины на живот.

Все приемы массажа проводят в положении лежа.

Основная задача – дальнейшее развитие мышц рук, изменение положения тела с поворотами его; подготовка к ползанию; при выкладывании на живот следует подавать ритмичные звуковые сигналы для слухового развития.

Методика массажа и гимнастики в возрасте 6—10 месяцев

В данном периоде можно вводить упражнения как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать.

Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы необходимо проводить на базе безусловных рефлексов.

Последовательность проведения процедур:

1) обхватывающие движения руками, с кольцами;

2) сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглаживание и растирание;

3) поворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией;

4) массаж спины (все манипуляции);

5) при поддержке за обе руки присаживание с речевой инструкцией;

6) круговые движения руками;

7) поднятие прямых ног с речевой инструкцией;

8) рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием;

9) поворот со спины на живот влево с речевой инструкцией;

10) приподнимание из положения лежа на животе при поддержке за руки с речевой инструкцией;

11) упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией;

12) массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией;

13) дыхательные упражнения, сдавливание на выдохе с боков.

Положение ребенка лежа, а при некоторых упражнениях – сидя. Необходимо стимулировать ребенка к ползанию, стремиться укреплять мышцы для сидения и стояния, воспитывать условные двигательные рефлексы с пониманием речи и координацию движений, соблюдать ритмичность в выполнении движений. Массаж должен предшествовать упражнению.

Методика массажа и гимнастики в возрасте от 10 месяцев до 1 года

В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба.

У ребенка появляются новые элементы моторики (например, сидение на корточках), поэтому рекомендуется больше упражнений на приседание.

У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Следует вводить больше речевых инструкций.

Последовательность проведения процедуры:

1) сгибание и разгибание рук в положении сидя, стоя с предметами;

2) движение «велосипед» с речевой инструкцией;

3) поворот со спины на живот по речевой инструкции;

4) массаж спины (все приемы);

5) из положения лежа на животе поднимание до вертикального положения при поддержке за руки или предметы (кольца);

6) наклон вперед (прижимая за коленные суставы ребенка к себе спиной);

7) массаж живота (все приемы);

8) поднимание выпрямленных ног до ориентира (палочки, игрушки) с речевой инструкцией и одобрением;

9) упражнение для сгибателей рук (присаживание);

10) напряженное выгибание с удержанием ребенка за ноги, доставание предмета с пола с речевой инструкцией;

11) приседание с поддержкой за руки, использовать предметы;

12) присаживание при поддержке то за одну, то за другую руку или самостоятельно с возвращением в исходное положение;

13) круговые движения руками с предметами.

Основная задача – стимулировать выполнение упражнений по речевой инструкции. Необходимо применять различные предметы – кольца, палочки, игрушки, давать ребенку возможность упражняться в навыках по влезанию, ходьбе, но, учитывая индивидуальные особенности ребенка, новые движения начинать из положения лежа, а затем (усложняя) – сидя, стоя. Массаж является отдыхом после проведенных гимнастических упражнений, поэтому его следует проводить сразу после них.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Детям от 2 до 7 лет

Памятка от логопеда «Речевая азбука для родителей»

Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребёнка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении,

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно, используя «взрослые» слова. Не позволяйте ребёнку говорить быстро.

Всегда рассказывайте ребёнку о том, что видите. Помните, что если для вас всё окружающее знакомо и привычно, то ребёнка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растёт, цветок цветёт, зачем на нём пчела. От вас зависит, будет ли развиваться ваш ребёнок.

Главные составляющие красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребёнка дуть тонкой струйкой на лёгкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щёки раздувать нельзя!).

Если ребёнку исполнилось 7-8 лет, он обязательно должен уметь говорить фразами.

Жесты дополняют нашу речь. Но если ребёнок вместо речи часто пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Побуждайте ребенка говорить.

«Золотая серединка» — вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, т. е. к норме. Присмотритесь к ребёнку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!).

Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребёнка, – прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображён на них; пусть ребёнок отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? почему? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

Критерии, по которым можно оценить речь ребёнка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы:

3 – 4 года – , , уже должны правильно произноситься;

4 – 5 лет – , , , ;

5 – 6 лет – – , ;

до 6 – 7 лет допускается замена самого сложного звука более простым звуком или его отсутствие в речи.

Леворукость — не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания, Это может привести к возникновению неврозов и заикания.

Мелкая моторика — так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки ребёнка. Это игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.

Нельзя заниматься с ребёнком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятия и в том случае, если ребенок чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова – после 2 лет, фраза – после 3.

Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

Режим дня очень важен для ребёнка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если ребёнок плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать натуральные масла, обладающие успокаивающим эффектом.

Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, чётко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, учитель, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения – заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребёнком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

Фольклор — лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются.

«Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный»- эту истину провозгласил ещё М Монтень. Информация, которая сообщается ребёнку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

Цветы (ромашки, одуванчики и др.) можно использовать для развития речевого дыхания. Предлагая ребёнку дуть на одуванчик (не раздувая щёки!), вырабатываем направленную воздушную струю; понюхать ромашку – вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом («Ах, как пахнет!»). Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!

«Часики» — упражнение для развития подвижности языка. Ребёнок смотрит в зеркало, рот широко открыт, язычок тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задаёт ритм: «Тик-та, тик-так!», а ребёнок качает языком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как ребёнок выполняет это упражнение.

Шепотной речи тоже нужно учить. Ребёнку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы ребёнок не перенапрягал голосовые складки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до 10 – 12 (!) лет, так как их голосовые связки находятся в стадии формирования.

Щётка (любая), используемая для массажа пальцев, ладошек стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев. Зубная щётка поможет повысить тонус мышц языка.

«Эхо» — игра, способствующая развитию умения менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребёнок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.

Юла, ёлка, ежи, яблоко — эти слова начинаются с йотированных гласных, сложных для произношения. Обратите на них внимание, они состоят из двух звуков:

= +

= +

= +

= +

Язык — орган артикуляции. Научите ребёнка перед зеркалом поднимать и опускать зык, делать его широким, узким, Достаточно 10-15 мин ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у ребёнка не было проблем с произнесением звуков.

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! ПОМНИТЕ!

Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.

  1. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.
  2. Первый образец речи для ребёнка— это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья – первая школа.
  3. Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова – это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.
  4. Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова – заменители типа ням – ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.
  5. При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.
  6. Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребёнка обращайтесь к специалистам.
  7. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.
  8. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Уважаемые родители!

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки – белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоравливающе воздействия.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой. Терпения и удачи вам в занятиях со своими детьми.

Показывая свой большой палец и, обращаясь к нему, на соответствующие слова необходимо загибать по очереди другие пальцы:

Пальчик – мальчик,

Где ты был? –

С этим братцем –

В лес ходил,

С этим братцем –

Щи варил,

С этим братцем –

Кашу ел,

С этим братцем –

Песни пел!

Поочередно загибая свои пальцы, приговаривайте:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Остается один большой палец. Обращаясь к нему, необходимо говорить:

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

После небольшой паузы, разгибая все пальцы и поднимая вверх руки, весело заканчивать:

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *