Ч. В. Найлор

В 1922-ом году была издана небольшая книжица «Heart talks» (Сердечные беседы), статья из которой предлагается вашему вниманию. Автор, — Ч. В. Найлор (1874-1950), которого в 35-летнем возрасте постигло несчастье и он на всю оставшуюся жизнь остался парализованным и прикованным к постели, — научился в своей школе страданий и полной зависимости от Бога всецело доверять Ему и жить в тесном общении с Богом.

 Во всей Библии нам указывается на важность доверия Богу. Но Библия также предупреждает нас, чтобы мы не уповали на людей, богатство и самого себя, потому что такое упование напрасно. Доверие к Богу означает уверенность в благословении, т.к. из этой уверенности развиваются очень благоприятные результаты. На этом уповании базируются наши надежда, сила, спокойствие и защищенность.

Полное доверие Богу – что это?

Это не беспечность и не равнодушие. Это не игнорирование каких-либо вещей и не высказывание типа: «Ах, я думаю, все будет в порядке». Беспечно плыть по волнам жизненного моря – тоже не означает упования на Бога. Представлять все свободному течению обстоятельств – тоже не упование. Доверие – это всегда пребывать в позитиве. Это не смутное представление, а ясное видение реальной действительности. Это определенное состояние души и равновесие духа (разума). В уповании мы можем открыть наши нужды, осознавая всемогущество Бога. Уповать – это значит протянуть свою руку к Богу; крепко за Него держаться.

Душа, имеющая истинную веру, не будет колеблема различными ветрами. Хотя волны высоко бьются об его жизненный корабль, но они не способны потопить его. Кто уповает на Бога, тот укрепил свой якорь за скалу силы Божьей.

Доверять Богу – не значит закрыть глаза на действительность. Доверять – значит видеть реальное положение вещей. Речь идет не о слепом доверии. Мы видим трудности и опасности и правильно оцениваем их. Доверие все взвешивает и направляет свой взгляд на Бога, на своего всемогущего Помощника. Это доверие осознает, что Бог могущественнее всех нужд, и потому не страшится их.

В доверии нет страха. Страх и доверие – две противоположности. Мы не можем иметь совершенного (полного) доверия, если в нас есть страх. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Ин. 4:18). Если мы имеем доверие к Богу, тогда страх трансформируется в сознание безопасности. Есть много людей, которые часто находятся в мучительном страхе. Их жизнь наполнена страхами перед различными обстоятельствами. Это происходит от того, что у них мало внутреннего мира и отягощено сердце. Но этим я не хочу сказать, что если ты уповаешь на Бога, то тебе никогда не встретятся вещи, которые будут страшить тебя. Но в таких ситуациях именно доверие дает нам ощущение безопасности, основанное на знании того, что Бог рядом, Ему все ведомо и Он обо всем позаботится, окажет своевременную помощь и защитит нас.

Когда Джон Уэсли плыл из Англии в Америку для миссионерской работы, то корабль попал в сильный шторм. Казалось, весь корабль с пассажирами потонет. Большинство людей были в полном отчаянии и страхе, да и сам Уэсли тоже. Но тут его внимание привлекли несколько пассажиров, которые, несмотря на ужас непогоды, были  спокойны и невозмутимы. На Уэсли это оказало большое впечатление, и он спросил о причине их спокойствия. Они просто и ясно ответили, что они доверяют Богу и их души сокрыты в Его присутствии и находятся под Его заботливой охраной. Они не испытывали страха, т.к. не было ничего такого, чего могли бы страшиться христиане. В это время Уэсли еще не пережил возрождения, но именно этот впечатляющий случай подстегнул его к тому, чтобы лично приобрести этот опыт.

В доверии нет озабоченности.

Если мы чем-то сильно озабочены, значит, мы не доверили это обстоятельство Богу. Доверие освобождает нас от любого беспокойства и заботы. Многие люди напрасно растрачивают большую часть своей силы и энергии в лишних заботах. Их постоянно что-то беспокоит. Их дни и ночи наполнены озабоченностью. Это стало их привычкой. В их жизни мало места для внутреннего мира, покоя и безопасности веры. Самое лучшее лекарство для таких состояний – полное упование. Тесная связь с Богом рождает доверие. Упование показывает, что Бог крепко держит руль нашего жизненного корабля. Это доверие требует от нас, чтобы мы пребывали в хорошем расположении духа, дает нам чувство безопасности, уверенность в том, что Бог наше прибежище и сила; оно дает нам понимание того, что наша жизнь, да и вообще все, находится в Его руках, и что Он желает сделать для нас все, что служит нам во благо.

О дорогой брат или сестра, оставь свои заботы и уповай на Бога! Это так облегчает жизнь! Если ты замечаешь, что обременен заботами, то прекрати заботиться. Отврати свой взор от всего, что отягощает тебя; обрати свой взгляд на Бога и не отводи его до тех пор, пока не познаешь Его вечную и верную заботу о тебе. Помни всегда о том, что если ты озабочен, то у тебя нет доверия к Богу. Но если ты Ему доверяешь, то не будешь заботиться! Заботы подавляют душу, ослабляют нас и лишают мужества, что мешает нам продвигаться вперед. Озабоченность – всегда препятствие в нашей жизни веры и упования на Бога. Бог хочет наполнить нашу жизнь мирным покоем, каким бывает покой красивого летнего вечера. Он желает, чтобы мы были бесстрашны и беззаботны точно так, как птицы или цветы на лугу. И мы можем это испытать, если доверяем Богу.

«Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:7).

Доверие не знает жалоб.

Если мы все отдаем в руки Бога, то мы довольны всем, что посылает Бог в нашу жизнь. Тогда мы можем от всего сердца петь: «Твой путь, Господь мой, самый лучший…» Если мы доверяем Ему, то нам не сложно славить Его, потому что наше сердце исполнено благодарным благоволением. Но если мы склонны к жалобе, то у нас нет доверия к Богу.

Если мы доверяем Богу, то в нас не возникает горечь, если обстоятельства складываются не по нашему желанию. Там, где возникает горечь и противление (непослушание), невозможно доверие к Богу. Доверие всегда способно сказать: «Не моя воля, но Твоя да будет» (Лук. 22:42).

В доверии – мир, именно – мир Божий, который «превыше всякого разумения».

Упование на Бога

Человек, уповающий на Бога, имеет покой в своей душе. В доверии нет сомнений, потому что изгоняются уверенностью в безопасности. Уверенность в безопасности в свою очередь дает мир и покой.

 Условием полного доверия Богу является тесное общение с Богом. Через доверие мы получаем способность познавать истинный характер Божий. И тогда мы до глубины осознаем его любовь к нам. Мы осознаем также как велика Его власть, в которой мы укрыты под сенью Его крыл. По причине нашего доверия наши враги и подстерегающие нас опасности теряют свою силу. Доверие дает нам чувство безопасности и защищенности, а они, в свою очередь, дают нам покой. Господь сказал: «…и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Душа, доверяющая Ему, найдет этот покой. Он сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27). Разве эти обетования не драгоценны? Не являются ли они реальностью в этой жизни? Реальны ли они и в твоей жизни? Бог ожидает, чтобы так было! Доверие осуществит эти обетования лично в тебе. Но они никогда не станут реальными, если ты не научишься доверять Богу.

 Доверие к Богу – это корень твоего жизненного древа, питающий и укрепляющий его. Доверие к Богу позволяет этому дереву цвести и приносить плоды. Чем больше наше доверие к Богу, тем богаче и лучше будут плоды праведности в нас.

 Я много вещей сказал о доверии, но теперь хочу сказать о другом, что тоже связано с нашим доверием. Доверие требует присутствия уничижения (смирения). Часто Бог не может помочь нам, потому что мы не позволяем Ему это сделать: мы сами хотим строить и претворять наши планы. Мы хотим все иметь и делать по своему пониманию, как бы ни были узки наши познания.

 Доверие включает в себя послушание. Это значит, мы трудимся для- и с Богом, чтобы достичь определенных результатов. Мы не можем бессмысленно сидеть сложа руки в ожидании что все свершится само собой. Если пахарь будет молиться о хорошем урожае и при этом не вспашет и не засеет поле, то напрасна его молитва. Труд и вера неразрывны. Мы должны позволить Богу управлять нашими усилиями. Мы должны быть готовы трудиться, когда и где Бог этого пожелает. Наши попытки доверять Ему будут напрасны, если мы не готовы быть послушными; именно это является причиной затруднений, которые возникают у большинства людей. Собственно, они хотят быть послушными настолько, насколько это сообразно их собственным представлениям. Но если что-то происходит не в соответствии с их представлениями, то готовность к послушанию исчезает. Наше послушание и готовность к действию не должны быть ограничены, иначе невозможно доверие.

 Доверие включает в себя и терпение. В большинстве случаев мы ожидаем немедленного ответа на свои молитвы. Если этого не случается, то мы становимся нетерпеливы и думаем, что Бог нас не слышит. Но нет никакой необходимости давить на Бога, потому что стоим у Него на пути мы сами! Он будет трудиться не по нашим представлениям и планам, а по Своим; Он сделает все в Свое время. Бог Сам распоряжается временем.

 Доверие к Богу указывает на нашу активную и позитивную жизненную позицию. Пассивное отношение к возникшей проблеме или уход от нее не являются признаками доверия к Богу. Доверять Богу, уповать на Его помощь означает: полностью полагаться на Него, считаться с Ним, верить, что Он желает исполнить нашу просьбу; и терпеливо ожидать ответа. Все это приведет нас к уверенности, что исполнение нашей просьбы – ясный свершившийся факт.

Мы не оставлены в сомнении, неуверенной надежде или предположениях; но мы имеем позитивное доверие, которое даст нам положительные результаты.

 Пророк Исаия говорит: «Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение» (12:2). Бог ожидает, чтобы мы доверяли Ему таким образом. Он хочет, чтобы мы все отдавали в Его руки. Псалмопевец говорит нам, что мы должны делать, если нас одолевает страх: «Когда я в страхе, на Тебя я уповаю» (Пс. 55:4). Оставайся в уповании! Бог никогда не упрекнет тебя в настоящем неизбежном страхе, более того, Он укажет тебе путь из боязни, которая исходит от твоего неверия. Уповай на Бога! Это самый верный путь, по которому мы можем идти. Бог не забудет нас, ни тем более не оставит!

Пока дышу, надеюсь.
Ант.

У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все.
Араб.

Те, кому есть на что надеяться и нечего терять, самые счастливые люди на свете.
Э. Бёрк

Надежда — самая великая и самая трудная победа из всех, какие человек способен одержать над своей душой.
Ж. Бернанос

Надежда и терпение… две самые мягкие подушки, на которые мы можем в лишениях преклонить голову.
Р. Бёртон

Наши надежды — это сновидения наяву.
П. Буаст

Надежды подобны паутине: маленькие мухи застревают в них, а большие прорываются.
Ф. Бэкон

Поддержка, которою человек наиболее часто пользуется в жизни, это — надежда.
А. Велыпман

Надежда — единственное благо, которым нельзя пресытиться.
Л. Вовенарг

Надежда — самое полезное или самое губительное из всех жизненных благ.
Л. Вовенарг

Жизнь есть вечная надежда. Как только она умирает, человеку уже нечего делать на этой земле.
Д. Волкогонов

Мы никогда не живем, а лишь надеемся, что будем жить.
Вольтер

Надежда выздороветь — половина выздоровления.
Вольтер

Обычно надежда — плохой проводник, хотя хороший попутчик.
Д. Галифакс

Надежда — хлеб бедняков.
Д. Герберт

В сердце человека запас надежд неистощим.
Геродот

Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться.
И. Гёте

Проста нашей психики сложность,
Ничуть не сложнее, чем прежде:
Надежда — важней, чем возможность
Когда-нибудь сбыться надежде.
И. Губерман

Даже когда мы отчаиваемся, мы все еще надеемся.
Р. Гурмон

Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния.
В. Гюго

Надежда — это стремление души убедить себя в том, что желаемое сбудется… Страх же есть склон ность душ и, убеждающая ее в том, что желание не сбудется.
Р. Декарт

Надежды на постыдную наживу — начало убытка.
Демокрит

Надежда есть самое полезное из всех пристрастий души: поелику она содержит здоровье через спокойствие воображения.
Г. Державин

В глубине ваших надежд и желаний лежит молчаливое знание запредельного; и, как семена, спящие под снегом, ваше сердце видит сны о весне. Верьте снам, ибо в них скрыты врата в вечность.
Д. Джебран

Надеяться — огромное счастье; быть может, даже самое большое счастье на свете; но за надежду, как и за всякое удовольствие, приходится платить: чем большие надежды мы возлагаем, тем большее разочарование испытываем…
С. Джонсон

Все произойдет, если только человек будет ждать и надеяться.
Б. Дизраэли

Надежда — последнее, что умирает в человеке.
Диоген Синопский

Надежда — лучший врач из всех, какие известны.
А. Дюма (отец)

Человек без надежды, осознав себя таковым, более не принадлежит будущему.
А. Камю

Чем трагичнее удел человека, тем более непреклонной и вызывающей становится надежда.
А. Камю

От пустых надежд человек сохнет.
И.

Как понять "уповать на Бога"?

Кант

Отнимите у человека надежду и сновидения, и он будет несчастнейшим существом на свете.
И. Кант

Человек только и живет надеждой; надежда, по сути, — его единственная собственность.
Т. Карлеилъ

Надежда — это самая прочная из самых бесплотных опор.
В. Кротов

Часто из самого отчаяния рождается надежда.
Курций

Где надежда, там и боязнь: боязнь всегда полна надежды, надежда всегда полна боязни.
Ф. Ларошфуко

Надежда, как она ни обманчива, все же служит и тому, чтобы довести нашу жизнь до конца по приятной стезе.
Ф. Ларошфуко

Даже самые старые люди питают надежды и составляют планы как-нибудь улучшить свое положение.
Д. Леопарди

Надежда на счастье, пусть даже обманчивая, никогда не причиняет человеку зла, потому что она облегчает жизнь.
Лопе де Вега

Вечно надеяться, никогда не отчаиваться — таково свойство человека большой души.
Луций Флор

Надежда и желание взаимно подстрекают друг друга, так что когда одно холодеет, то и другое стынет, и когда одно разгорается, то закипает другое.
Ф. Петрарка

Дурные надежды, как дурные путеводители, ведут к дурным поступкам.
Пифагор

Надежды — сны бодрствующих.
Платон

Долгая надежда слаще, чем скорый сюрприз.
И. Рихтер

Долгие надежды ослабляют радость так же, как долгие болезни ослабляют боль.
М. Севинье

Пока человек жив, он должен надеяться.
Сенека Младший

Вся моя надежда — на себя самого.
Теренций

Надежда всегда твердит, что в будущем будет легче.
Тибул

Надежда — продукт воображения. Отчаяние — тоже. Отчаянию слишком живо рисуются возможные беды; надежда — это энергия, и она побуждает ум испробовать все способы борьбы с ними.
Т. Уайлдер

Отрывки для чтения: Второзаконие 30, Исаия 2 и Деяния 28.

В основе сегодняшней проповеди лежит слово «надежда». Это слово несколько раз употреблено в Деяниях. Давайте начнем с главы 23 книги Деяний. В этой главе рассказывается, как Павел защищался перед синедрионом. Когда Павел узнал, что перед ним фарисеи и саддукеи (стих 6), он провозгласил: «Мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят». Хотя это обращение привело слушателей к разделению на две части, они не поддержали его надежду на воскресение.

Павел был убежден, что Иисус воскрес из мертвых. Он уже говорил об этом, когда проповедовал в Антиохии Писидской. Это описано в Деяниях 13:32-37. Так как Христос воскрес из мертвых, обетования Бога истинны.

На это надеялся Павел и не сомневался. Давайте спросим себя: «Наша надежда на воскресение такая же сильная, как и у Павла?»

Теперь давайте откроем Деяния 24:13-15. Здесь Павел предстал перед Ананией и снова ссылается на Бога Авраама, Исаака и Иакова (Исход 3:15), чтобы доказать им, почему его вера в воскресение так сильна. К тому же Павел видел воскресшего Господа Иисуса, явившегося ему в видении (Деяния 9:3-6). Этот факт подтвердил, что Бог не может не выполнить своих обетований.

Нет сомнений в том, что Павел помнил, что обетование Аврааму включало и то, что он навечно унаследует землю с обещанным семенем Иисусом Христом. А чтобы это произошло, Авраам должен воскреснуть из мертвых. Возможно, Павел также подумал о том, что написано в Иове 19:25-26: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога». Искупителем Иова (и нашим) является Иисус. Когда он воскрес, он явился Павлу (Деяния 9:3-6). Христос учил его тому же евангелию, которое он знал из Ветхого Завета, в центре которого сам Иисус. После того, как Павел увидел в видении Иисуса, он был убежден, что Иисус был центром Божьих обетований.

Ко всему этому мы должны относиться так же, как и Павел. Поскольку никто из нас не видел Иисуса в видении, как это было с Павлом, у нас в Библии есть полное Божье откровение. Божье откровение должно убедить нас, что у нас должна быть сильная вера и надежда на то, что если Бог пообещал, он это исполнит. Мы должны осознавать, что лучшее еще впереди.

Теперь откройте Деяния 26:6-8. Здесь Павел снова упоминает воскресение, как необходимое событие для верующих, которые заснули во Христе, чтобы наследовать обетование вечной жизни с Авраамом. Этот факт может нас сильно утешить после смерти наших братьев и сестер. Они уснули в Иисусе и когда он возвратится, он воскресит их из мертвых и мы увидим их снова. Всё это было бы невозможным, если бы Господь Иисус не подчинился бы Божьей воле и не стал совершенной жертвой за грех. В Евреям 9:15, когда говорится о том, что Иисус стал жертвой и пролил кровь, есть такие слова: «И потому Он есть ходатай нового завета, дабы… призванные к вечному наследию получили обетованное».

В свете этой темы «надежды» перейдем к Деяниям 28:20. Когда Павел жил два года в Риме в съемном доме, проповедуя царство Бога и об Иисусе Христе, он сказал: «Ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами». Павел никогда не забывал, что его народ, евреи, были богоизбранным народом, даже несмотря на то, что он проповедовал язычникам. Несмотря на то, что евреи противились его проповедованию, он всё же написал в Римлянам 11:1: «Неужели Бог отверг народ Свой? Никак». Он знал от ветхозаветных пророков, что будущее Царство Божье будет Царством восстановленного Израиля, а на троне Давида будет править Иисус. На это надеялся Павел, на это надеемся и мы. Давайте не забывать, что наша надежда на вечную жизнь основана на обетованиях еврейским патриархам – Аврааму, Исааку и Иакову. Как Иисус сказал в Иоанне 4:22: «Спасение от Иудеев». Поэтому тема проповеди для нас – мы должны остаться сильны в надежде Израиля. Мы знаем, что они частично возвратились на свою историческую родину в 1948 году. Мы не должны сомневаться в том, что скоро будет установлено Божье Царство, центром которого будет Израиль.

Теперь давайте разберем надежду Авраама, как об этом говорится в Римлянам, ее последствия для него и уроки для нас. Прочтите Римлянам с 4:18 до 5:2. Пример Авраама очень ободряет нас. Он не был слаб в вере. Хотя он знал, что он уже стар и что Сара уже стара, чтобы рожать детей, это не препятствовало ему верить, что Бог исполнит то, что пообещал (Римлянам 4:20-21). Здесь говорится, что он был силен в вере, славя Бога. Мы можем задать себе такие вопросы: «Могу ли я сравнить свою веру с верой Авраама?» и «Как бы я поступил, если бы я оказался в такой же ситуации?» Что касается меня, я уверен, что в моей душе возникли бы сомнения. Вопреки всем фактам у Авраама и Сары не могло быть детей, но он верил, что это возможно, потому что если Бог пообещал, Он это сделает. Вера Авраама вменилась ему в праведность (Бытие 15:6). Мы знаем, что не только Авраам считался праведником. Наша вера позволит нам тоже считаться праведными, если мы верим в Бога, который воскресил Иисуса из мертвых.

Теперь откройте Ефесянам 1:18. Здесь Павел молится за верующих, которым он пишет: «И просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых». Мы тоже должны сильно надеяться быть в Иисусе Христе. Как говорится в Ефесянам 2:12, когда-то мы были «без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире». Но, продолжает он, мы были приближены к Богу жертвой Господа Иисуса (стих 13). Если мы повинуемся Ему, отражает ли наша вера и наше повседневное поведение то, что мы ценим Божьи обетования? Как Павел написал в Галатам 3:29: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». Что произойдет когда возвратится Иисус и установится Божье Царство, описано в Данииле 7:18-27. Это наша надежда, братья и сестры. Поэтому имея великую надежду, мы остаемся сильными в вере, признавая как и Авраам, что то, что пообещал Бог, он исполнит. В Писании также ясно сказано, что наши поступки должны отражать нашу веру, иначе мы не наследуем Божье Царство.

В Ветхом Завете мы читаем о таких людях, как Авраам, которые не только верили в обетования, сделанные Богом, но и повиновались. Наша вера основана не только на вере, но и на действиях, которые угодны Господу Богу и которые дополняют нашу веру. В этом смысле Павел несколько раз вспоминает случаи из Ветхого Завета. Например, в 1 Коринфянам 10:7 он вспоминает непослушание народа Израиля, особенно в пустыне. Народ сел есть и пить, а потом встал играть (см. Исход 32:6). Эта «игра» не была безвинным развлечением или спортом, это была половая распущенность и, следовательно, противоречила Божьему закону морали. Это записано, чтобы мы обратили на это внимание; как пишет Павел в 1 Коринфянам 10:11-12: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть».

Послание понятно; мы должны учиться на ошибках израильтян, чтобы не повторять их. Не надо бахвалиться, что мы никогда такого не сделаем. При определенных обстоятельствах все мы можем легко поддаться влиянию толпы и совершить грех (Исход 23:2). В современном мире на нас оказывают влияние средства массовой информации, призывая нас присоединиться к той или иной группе, которая может принести социальные и политические перемены. Нас могут просто призывать не покупать товары определенной компании в знак протеста против их обращения с животными или поставить палатки на городской площади в знак протеста против капитализма или коррумпированных правителей. Являясь последователями Христа, мы не присоединяемся к протестам против властей. Иисус не пытался сбросить коррумпированных правителей Рима, хотя он знал, что они собираются казнить его, невиновного человека! Во всем мы должны равняться на его поведение. Глава 13 Римлянам является ключевой главой, она является мудрым путеводителем, как мы должны быть хорошими гражданами, даже живя при коррумпированном режиме. Мы должны верить Богу, Он контролирует всё.

Когда Павел писал Титу в Титу 2:11-14, он включил ссылку на нашу «веру». Чтобы получить Божий дар вечной жизни, мы должны жить благочестиво и праведно (стих 12). Мы знаем, что мир вызывает у нас греховные желания, но мы должны отвергнуть безбожность и мирские похоти. Ожидание возвращения Иисуса (стих 13) помогает нам справляться с нашим коррумпированным миром. Наша надежда стала возможной благодаря Иисусу. Давайте вспомним о нем с помощью символов хлеба и вина, как он заповедал нам (Луки 22:19).

Гордон Ролингс (13.05.2012г.)

Книги: Второзаконие, Деяния, Исаия |

А теперь пребывают сии три:
вера, надежда, любовь;
но любовь из них больше.
(1Кор.13:13)

Наде́жда – одна из главных христианских добродетелей, есть успокоение сердца в Боге с уверением, что Он непрестанно печется о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. Христианская надежда есть непоколебимое, спокойное и радостное ожидание будущего блаженства.

Надежда имеет своим основанием веру.

«Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим. 8:24-25).

Главным предметом христианской надежды является вечное спасение. Надежда ободряет дух в искушениях, воодушевляет на подвиги.

Познается надежда только в приключившейся скорби. Случившаяся неожиданность, внезапная потеря, болезнь близкого человека открывают христианину глаза – на кого в действительности он надеялся.

О надежде в Новом Завете говорится в разных местах. Приведем некоторые из них: надежда от опытности, а опытность от терпения (Рим. 5:4), сохранять надежду должно через терпение и утешение из Писаний (Рим. 15:4), Иисус Христос является надеждой для христиан (1Тим. 1:1), вся тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (Рим.8:19).

Почему надежда считается одной из высочайших христианских добродетелей?

В качестве добродетели, наряду с верой и любовью, признаётся далеко не всякая надежда, равно как и не всякая вера (ведь и демоны веруют (Иак.2:19)), и не всякая «любовь», но только богоугодная. По сути христианская надежда немыслима без искренней, подлинной веры, а истинная вера — без жертвенной любви к Богу и ближним (Мф.22:37-39). Именно вера, надежда и любовь выражают общее и личное отношение христианина к Богу.

В рамках Православного вероучения очерчиваются и раскрываются важнейшие религиозные истины, знание которых необходимо для формирования правильного представления о Боге, Его отношении к миру, о самом мире, призвании и предназначении человека.

По действию любви христианин стремится к теснейшему духовному единению с Богом и ближними. Надежда же служит важнейшим мотивирующим фактором, стимулом жить в соответствии с верой, в любви.

Если бы вера не сопровождалась надеждой, а представляла собой только знание догматов, она воспринималась бы человеком на уровне (хотя и высшей, но только) философии. Что бы в этом случае стимулировало его молиться, участвовать в церковных Таинствах, в жизни Церкви вообще? Исключительно чувство долга, обязанности? А разве мог бы он полноценно, свободно, желанно стремиться к тем высшим благам, о которых обещано в Божественном Откровении, не имей он надежды?

Надежда на Промысл Божий помогает человеку бороться с текущими трудностями, преодолевать страдания, скорби. Надежа на воскресение умягчает один из сильнейших человеческих страхов — страх перед физической смертью, облегчает скорбь при потери родных. Надежда на наследование Царства Небесного служила христианам отрадой во время тягчайших испытаний, перенесении пыток и мук.

Крайняя степень утраты надежды — состояние безнадежности — чревато отчаянием. При отчаянии у человека опускаются руки, помрачаются разум и воля. Он становится легкой добычей лукавых демонических сил. Отчаяние нередко служит причиной развития суицидального настроения.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *