Такие похожие понятия, между которыми, однако, существует принципиальная разница.

Ощущение грусти и уныния знакомо всем, ведь оно абсолютно естественно для человеческой психологии. Разные люди по-разному испытывают такие чувства в зависимости от сложившихся обстоятельств, но каждый из нас наблюдает их появление с определенной периодичностью.

Робин Ди Пост – обладатель докторской степени и тридцатилетнего опыта психологической практики за плечами – считает, что в действительности грусть – «необходимое» чувство, вызываемое человеком осознанно.

«Мы часто думаем о грусти в негативном ключе, считаем ее «плохим» состоянием, хотя в действительности это не так. На самом деле грусть – полезное адаптивное чувство», – говорит он.

Грусть помогает человеку психологически пережить негативный опыт или какую-то тяжелую потерю. Переживание подобных негативных состояний приносит человеку чувство облегчения.

«Грустные чувства помогают не только выработать собственные механизмы «саморегуляции», но и сопереживать другим людям, когда те оказываются в подобных ситуациях», – объясняет Робин.

Тем не менее грусть – один из признаков депрессии. Эти понятия тесно сопряжены, но не являются взаимозаменяемыми. Ощущение грусти естественно и в большинстве случаев проходит бесследно само собой; депрессия же может нанести значительный вред здоровью, а избавиться от недуга удастся только с помощью специалиста.

Когда пора бить тревогу

Если вы пребываете в грустном расположении духа более двух недель, и ваше состояние сопровождается другими «тревожными звоночками», скорее всего, это уже не просто хандра.

«Перепады настроения, наблюдаемые у пациента на протяжении двух и более недель – один из клинических признаков депрессии», – объясняет Робин Ди Пост. Ключевым моментом в постановке диагноза может являться наличие или отсутствие вторичных признаков недуга: снижения работоспособности, затрудненной концентрации внимания, нарушений сна и пищевого поведения, постоянного чувства безысходности и бесполезности или даже мыслей о причинении осознанного телесного вреда самому себе.

Помимо этого, депрессия сопровождается утратой интереса к жизни и к тем вещам, которые когда-то делали человека счастливым.

Потеря интереса к вещам, которые когда-то приносили радость, неспособность найти новые источники вдохновения, концентрация исключительно на источнике негативной эмоции – вот отправной пункт полноценной затяжной депрессии. Можно испытывать тоску в отношении чего-либо и одновременно радоваться массе других вещей. Депрессия же – стойкое отсутствие интереса к абсолютно всем вещам, которыми вы занимаетесь. В конечном счете такое состояние может привести к так называемому «выпадению» из социума.

Существует четкая граница между понятиями грусти, печали и депрессии. Для некоторых людей, однако, эта грань очень тонкая.

Хотя пребывание в отчаянном состоянии более двух недель принято считать первым признаком полноценной депрессии, устойчивое состояние грусти и отчаяния даже на протяжении периода свыше двух недель может считаться естественным психологическим состоянием в ряде конкретных случаев. Например, в случае утраты близкого человека.

Именно в такой момент состояние пациента является «терминальным», когда человек либо переживает сложившуюся ситуацию и возвращается к нормальной жизни со всеми ее радостями, либо переходит в состояние глубокой депрессии.

Доктор Робин Ди Пост считает, что именно на этой терминальной стадии следует обратиться за квалифицированной психологической помощью.

Консультируемся у специалиста

Если вы считаете себя предрасположенным к депрессии человеком, необходимо консультироваться у специалиста постоянно, даже когда явные клинические признаки недуга отсутствуют.

Когда подавленное состояние наблюдается у вас более двух недель и не дает вам нормально «функционировать» (присутствует стойкая потеря аппетита, снижение веса, постоянная сонливость), настоятельно рекомендуется посетить специалиста.

Причем первая инстанция, куда следует обратиться, — не обязательно кабинет психотерапевта. Визит к врачу общей практики также может быть полезен в подобной ситуации.

Считается, что перейти из состояния тревоги и грусти в состояние глубокой депрессии могут только психологически предрасположенные к этому люди. Поэтому, если вы относитесь к такой категории людей, следует наносить визиты специалисту либо регулярно, либо при появлении первых самых признаков эмоционального расстройства.

Светлана Зинович о Восточном полюсе!!!! эмоцианально!!!! ярко!!!! душевненько!!!! ))))) спасибо таким клиентам, за полученные эмоции!!!! Полностью сохранена орфография и пунктуация автора. Да, я — тряпка, я бесхребетное существо. Я не смогла. Я не стерпела. Я вернулась. Как дура, ей богу! А вы то поди подумали и обрадовались, что Мигель меня прикопал под высокой размашистой елью подальше от Восточного Полюса и даже зарубочки не сделал, чтобы забыть под какой именно ёлкой я лежу бездыханная и тихая, дабы стереть из памяти и психики весь этот новогодний адъ, трэшак и угар… Ну а вот херушки!!! В смысле, приветики!! Под ёлкой вона пусть Юлишна валяется, у нее это элегантнее получается.. А я вам хочу сказать, что самое страшное в этой жизни не падение доллара и Юли под ёлку, не приснившаяся обнажённая валерияноводворская и не приступ диареи в вагоне номер 13 поезда Защита-Алматы с неработающими туалетами, а самое страшное — это унылость… Унылая погода, к примеру, или унылые места, унылый вид из окна, унылая работа или унылый фильм, унылые физиономии или унылый кот… И, кстати, нет ничего хуже унылого мужчины. А унылая женщина — это ок! Очень удобно. Цветочки там, пестики, серая дымка, закат солнца, вышивание, макраме. Обычно унылым женщинам удаются поделки. Бусики, хуюсики, куколки, браслетики. Ммммм.. Я к чему это все? А к тому что унылость — это нифига не про меня! А если не про меня, то это так же не относится к моему окружению, работе, физиономии и коту.. И между прочим — вдруг у вас, мои сладкие и расчудесные друзья, есть до сих пор ощущение, что вы претендуете на звание «ебанат тысячелетия», не льстите, пожалуйста, себе. Этого звания достойна только я, я и ещё раз я (извините). В свои зрелые 74 пора бы место на кладбище уже бронировать, а дражайшие коллеги, знакомые и даже вродеб друзья неуклонно продолжают считать меня ебанушкой и соцветием пубертата. Причём, с прискорбием вынуждена признать, что у них для этого есть все основания. Взять хотя бы этот Новый Год номер две тысячи семнадцать. Кто присутствовал — здесь могла бы быть ваша молитва. Как же я старалась томно приуныть, уехав на Восточный Полюс на пару со своим соратником по шизофрении (все-таки еще раз убедилась, что два дибила — это сила!) .. скажите, как его зовут? Виииии! таратататам Тееееень! Таратаататам Каааа! Таратаратам Я прям читаю в ваших глазах и слышу по скрежету зубов: «пошлавонсветасосвоимвитей» Но, в компании Вити, Даши (2штуки) Кати (2 штуки) Димы (2штуки), Лены (2штуки), Саши (2штуки), а также НикитыЙрославаОксаныСережиШынарБогданыЖениЮлиМартинаРиммыСлавыВаниМишыГалиВаси приуныть оказалось заданием из разряда Mission Impossible. Вышеперечисленные ребятушки, честное слово, я вас так люблю. И даже не жареных. Я люблю вас всем сердцем, душой и немножко почками. Передо мной встал вопрос — как загрустить на Полюсе, когда вокруг сказочной красоты лес и снега по самые гланды? Как печалиться, наслаждаясь «восточнополюсным» гостеприимством, катаясь в нем как сыр в масле! А тамошняя баня? А!? Горевать даже некогда!!! А каким там угощают салом… мммм.. Вот сейчас сделаю еще одно признание — я на Восточный Полюс езжу только из-за этих божественных перекусов, которые нам устаривают в перерывах между спусками!!! Ну, вы в курсе, что я в принципе пожрать не дура.. у меня уже зубы наполовину ушли в десны от постоянного жевания.. А еще стоит побывать на Полюсе из-за царящей там домашней атмосферы, которую создают дорогие сердцу люди! (Вася, привет! Построишь мне дом?) Празднование Нового Года было отмечено бурно, с оливье и бризолью. А еще мы извивались, подпрыгивали, хлопали в ладоши, трясли холодцом и устраивали прочий танец. Обильно и взахлеб смеялись, кричали, визжали, подписывали кровью открытки и желали всяко. Я лично желала себе одного, того самого, заветного, а получила обливание шампанским, сосульки в сиськи, снег в трусах и шысот витиных себяшек на телефоне… В общем и целом — мы дико оторВались, отплясались, оторались и впали во временное оцепенение. Сижу теперь на стуле в трусах и тоске, и имею сказать — дорогой Фрирайд база «Восточный полюс» и его обитатели! Пою Вам хвалебную зе песнь, кланяюсь в ноги и из Алматы приветливо машу грудями!!! И помните, я обязательно вернусь… P.S. Прилагаю фотоотчет со своими и немножко стыренными карточками, а то вдруг здесь граждане неверующие присутствуют.. И пусть им будет, конечно же, завидно.

Мы рассказали о сути самого изматывающего душу порока — зависти, самых сладких — чревоугодия и похоти, самого преступного — алчности, самого откровенного — гордыни и самого разрушительного — гнева. А сегодня узнаем, в чем вред последнего из семи смертных грехов — уныния.

РАЗДРАЖАЕТ ВСЕ!

— Юрий Викторович, причисление уныния к разряду грехов вызывает искреннее недоумение. Ведь, находясь в печали, тоске, человек не причиняет вреда другим (как в гневе), не нарушает моральных норм (как в похоти или алчности), не балует свою плоть удовольствиями (как при обжорстве). Может, зря очернили обыкновенное плохое настроение?

— И тем не менее с точки зрения ортодоксального христианства это грех. По словам древнего богослова Иоанна Лествичника, унывающий человек есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». К этому неправедному состоянию человека якобы подстрекают темные силы (искушает бес), ведь в состоянии душевной горечи с неохотой выполняешь свои религиозные обязанности. А с точки зрения психологии этот грех действительно всего лишь проявление пасмурного настроения, недовольства, обиды, разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил.

— Кого бес чаще искушает этим пороком?

— Как правило, людей меланхолического темперамента с пониженной энергетикой. Например, то, что вызывает длительную печаль и уныние у меланхолика, у холерика может вызвать приступ ярости, а у сангвиника — лишь мимолетное недовольство. Приступы хандры поражали многих известных людей. «Повеситься или утонуть казалось мне как бы похожим на какое-то лекарство и облегчение», — писал Гоголь. «У меня бывают припадки такой хандры, что, боюсь, брошусь в море. Очень тошно!» — это слова Некрасова. «Чувствую себя усталым, измученным до того, что чуть не плачу с утра до вечера… Раздражают лица друзей… Ежедневные беседы, сон на одной и той же постели, собственный голос, лицо, отражение его в зеркале», — жаловался Мопассан.

ДЕПРЕССИЯ ЦАРЯ ДАВИДА

— Помимо темперамента, отчего возникает это душевное страдание?

— Главная причина — другие, особенно близкие нам, люди, которые могут незаслуженно обидеть, оскорбить, оклеветать да и просто отнестись невнимательно там, где мы ожидаем чуткости к себе. В последнем случае истинной причиной уныния является другой грех — гордыня. Кроме того, безысходную тоску может провоцировать наше собственное самочувствие: усталость, болезнь, хроническое недосыпание. Нередко мы впадаем в депрессию, если предъявляем к миру слишком завышенные требования. Иногда уныние охватывает человека на пороге какого-то возрастного рубежа — в 40, 50 или 60 лет. В такие моменты человек может вдруг ощутить, что жизнь прожита зря, успехов в ней было меньше, чем неудач.

— Опасно уныние для здоровья?

— Оно вредно, если переходит в разряд депрессии. Это угнетенное состояние человека вызывает биохимические нарушения в центральной нервной системе, в первую очередь сбивается обмен нейротрансмиттеров — веществ, регулирующих психическую деятельность. Интересно, что достаточно точное описание симптомов депрессии дал в Библии царь Давид: «Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу… Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего… Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня».

— Врачи научились лечить хандру?

— Да, американским исследователям удалось выделить биологическое активное вещество серотонин, который управляет настроением человека. И на его основе изобрести лекарства, способствующие излечению от депрессии.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ

Отец Владимир, Московская патриархия:

— Уныние — не столько болезнь телесная, сколько порок души, грех, который возникает там, где угасают вера в Бога и надежда на него. А депрессия поражает людей, которые отдалились от Бога и за это наказали сами себя. Посещение храма, молитвы, общение с духовным отцом — лучшие средства избавления от этого греха. Когда вас одолеет тоска, то мысленно говорите такие слова: «Слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи». Говоря эти слова десятки раз, убежденно, от всего сердца, вы через некоторое время почувствуете облегчение на сердце, спокойствие и твердость.

СОВЕТЫ ДОКТОРА

Как бороться с пороком?

Помните: антидепрессанты, алкоголь, наркотики не помогут справиться с причиной уныния, а только разовьют опасное привыкание.

Знайте: ваша мировая скорбь на руку врагам и конкурентам. Ведь более жизнерадостные сослуживцы легко обойдут вас по службе, а любимая, не выдержав ваших постоянных ворчаний и жалоб, уйдет к веселому и активному сопернику. Поэтому заставьте унывать своих недругов, став оптимистом.

Измените свой образ жизни: смените сидячую работу на более подвижную или более доходную, бросьте пить или валяться на диване, расширьте круг общения. А также — больше спорта и прогулок на природе.

Возьмите себе девиз: «Не жалеть себя и улыбаться!»

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Новейшие дополнения к списку грехов

Не так давно епископ католической церкви Джанфранко Джиротти в интервью официальной газете Ватикана L’Osservator Romano прибавил к традиционным семи смертным грехам еще «семь социальных грехов»:

1. Нарушение биоэтики (например, контроль рождаемости).

2. Научные исследования, сомнительные с точки зрения морали (например, связанные со стволовыми клетками или генной инженерией).

3. Загрязнение окружающей среды.

4. Усугубление растущей разницы между бедными и богатыми.

5. Излишнее богатство.

6. Злоупотребление наркотиками.

7. Доведение до бедности.

Также незадолго до своей кончины Патриарх Алексий II объявил грехами аборт и гражданский брак.

А соцопрос, проведенный телекомпанией BBC в Европе и России, показал: большинство опрошенных считают главным пороком современного общества жестокость.

По предложенным поправкам ведется дискуссия.

АНЕКДОТЫ В ТЕМУ

Расстроенный сторож кладбища приходит в контору и требует расчета.

— А в чем дело?

— Сил моих больше нет. Хожу целый день по кладбищу и читаю: «Здесь покоится…», «Здесь лежит…», «Здесь спит…» Один я работаю!

* * *

Грех предаваться унынию, когда есть другие грехи.

А вы чем дополнили бы список грехов? Обсуждаем!

Можно и даже нужно, убеждены неврологи. Если ничего не делать, цепочка неприятных ощущений удлинится еще больше. Но если на плохое настроение многие машут рукой, то с ухудшением здоровья (на фоне уныния дают сбой самые уязвимые внутренние органы и системы) на обостряющиеся хронические заболевания придется тратить время, силы и деньги.

Так какими способами можно бороться с депрессией, чтобы не довести ее до рецидивов? Какими средствами можно поднять снижающийся осенью иммунитет?

Продвинутые неврологи сразу вспоминают об ароматерапии. И это не случайно: приятные запахи напомнят нам о лете, душистых цветах и травах, которые не только прекрасно борются с депрессией, но и помогают справиться с различными заболеваниями. Что опять же объяснимо не только с точки зрения психологии, но и физиологии. Для ароматерапии подойдут практически любые масла растений: гвоздики, косточковые… Но особенно лаванды — оно успокаивает, а косточковые масла, напротив, взбадривают.

Кроме этого, ароматы способствуют нормализации психического состояния и даже улучшают циркуляцию крови, тем самым способствуют общему оздоровлению. И в целом использование масел в целях ароматерапии помогает в реабилитации при заболеваниях не только органов дыхания, но и сердечно-сосудистой и эндокринной систем.

Проводить такую ароматерапию лучше всего дома.

В борьбе с депрессией хорошо помогает и открытый огонь. Но где его развести, если ты живешь в городской квартире? Да и в парках запрещено. Выехать с этой целью за город? У работающего человека для этого нет времени. Хорошо, если в доме есть камин, возле которого можно снять нахлынувшую апатию. Помогут и зажженные свечи.

…Кстати, римские врачи уже во II веке до н.э. первыми предположили, что солнечный свет имеет целебные свойства. И рекомендовали своим пациентам как можно больше находиться на солнце, и им это всегда помогало.

Но где это целебное солнце? Над столицей — только мрачные, осенние, холодные тучи…

Сайт Горловской и Славянской епархии

Связаны ли между собой печаль и депрессия? Почему уныние стоит в ряду главных смертных грехов? Унывают ли монахи и святые? Делился мыслями и анатомировал уныние протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа.

Кто виноват?

Уныние относится к смертным грехам. Смертный грех вводит душу человека в состояние духовной смерти, когда теряется возможность покаяться, изменить свою жизнь. Печаль и уныние очень близки к отчаянию и самоубийству, это звенья одной цепи.

Современная жизнь насквозь пропитана зловонием уныния. Посмотрите, сколько людей сейчас пребывает в депрессии! В США население сплошь употребляет антидепрессанты, серьёзно подсажено на химию.

Человек в условиях относительно комфортной жизни находится в праздности, она — мать множества грехов и пороков. В духовной сфере одно проистекает из другого: какой грех ни возьми, каждый тянет за собой другие. Печаль — это начальное звено уныния, самое малое по степени тяжести. Постепенно состояние ухудшается, и человек доходит до ступора.

Святые о том, почему печаль — это грех:

«Чрезмерная печаль обыкновенно доходит или до сомнения, или до пагубного богохульства» (свт. Иоанн Златоуст).

«Если кто думает, что не имеет пристрастия к какой-нибудь вещи, а лишившись ее, печалится сердцем, тот вполне прельщает самого себя» (прп. Иоанн Лествичник).

«Тоска происходит от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами» (прп. Марк Подвижник).

Уныние парализует душу человека, он не способен ни покаяться, ни помолиться толком, ни доброе дело сделать. Всё из рук валится, смысл жизнь потерян, всё плохо, всё пропало. Унывающего можно сравнить с больным, пережившим инсульт: охватывает полная недееспособность. Это очень тяжёлое духовное состояние. С другой стороны, святые отцы пишут, что уныние — это спутник каждого подвижника, особенно монаха. «Бес полуденный» — это именно о нём. Опытные духовники заметили, что где-то с 10 утра и до трёх дня у монашествующих случаются искушения, следствием которых становятся печаль, уныние и сомнения.

Какие ещё причины у печали и уныния? — праздность, гнев, раздражение, неудовлетворённость греховной страсти. С ними нужно бороться, ни в коем случае не потакать. Унывающая тварь — хула на Творца. Уныние — скрытое богохульство. Человек как будто говорит: «Зачем мне эта жизнь?» Самоубийство — страшный грех именно потому, что убивающий себя дар жизни бросает Богу в лицо: «Зачем Ты мне это дал? Не хочу!» Это плевок в сторону Создателя.

Святые отцы приводят разные примеры уныния. Святой Иоанн Златоуст вспоминает Иуду. Дьявол омрачил его, настолько предал чрезмерности печали, что он удавился. Преследовал его до тех пор, пока не лишил намерения покаяться и не привёл к самоубийству. Была печаль, а вот деятельного покаяния, как у Петра, не произошло. Апостол Пётр — пример противоположного поведения: всю жизнь каялся, слёзы проливал, даже умереть, как его Учитель, считал себя недостойным.

Святой Иоанн Лествичник пишет: «Мать уныния — тщеславие». Человек нафантазирует о себе что-то, а потом, когда случаются в жизни какие-то преткновения, падения, разочарования, не может смириться. Святитель Феофан Затворник утверждал: «Состояние уныния — один из крестов, которые нести нам неизбежно в продолжение жизни своей». И дальше добавляет: «На дух уныния жалуйтесь Господу и Ангелу хранителю, и отбежит. Но всяко терпи благодушно».

Грехом может быть даже печаль о совершённом грехе:

«Грешат те, которые считают добродетелью чрезмерную печаль после греха, не понимая, что это происходит у них от гордости и самомнения, от того, что они слишком много надеются на самих себя и на свои силы» (прп. Никодим Святогорец).

Впрочем, бывает так, что печаль помогает истребить грех:

«Печаль, рожденная грехом, истребляет грех, когда сопровождается покаянием» (свт. Иоанн Златоуст).

Вывод какой? — не надо убегать от этого состояния, потому что догонит и накроет. Нужно идти навстречу и разбираться, как и с любым другим духовным вопросом. Современный человек всего боится — от маловерия, слабохарактерности, малодушия. На него наваливаются возраст, немощи, одиночество, и с ним невозможно ни о чём разговаривать, не получается растормошить.

Что делать?

Лекарство такое: если человек относительно молод — то работа, физический труд. Движение — это жизнь. Даже просто взять веник или швабру, прибрать, помыть что-то — уже хорошо. Глядишь, кровь разошлась, и жизнь развиднелась.

Можно к друзьям обратиться. Один священник рассказывал такую историю. Некий человек служил в спецназе. Это непростая работа, занимающиеся ей люди получают большую деформацию психики. Так и этот человек: впал в уныние, решил покончить с собой. Положил перед собой на стол оружие, сидит, настраивается на «харакири». В этот момент звонит телефон. Оказывается, что это его сослуживец. Поговорили, анекдоты друг другу рассказали, посмеялись, вспомнили прошлое — словом, от души пообщались. Когда бывший спецназовец трубку отложил, то посмотрел на оружие и подумал: «Что я, совсем с ума сошёл?» Он перевернул эту страницу и стал жить дальше. Общение, даже простой звонок могут спасти человека от страшного греха.

Нельзя замыкаться в унынии, не надо смаковать его. Тоска по Богу рождает спасение, а самоедство — довольно опасная штука. Весь мир тебе не мил, кажется, что ты всем в тягость. Не хочется общаться, начинаешь людей избегать, потому что у тебя состояние тяжёлое, ты всем недоволен, всё угнетает. В итоге люди тоже начинают тебя избегать, получается замкнутый круг. Это состояние ада. Вообще, уныние — от дьявола: ему нечего ждать (чаять), кроме исполнения своего приговора, он в состоянии от-чаяния. Это от него исходят газы, отравляющие всех унынием. Не человек это всё придумал, это пришло из другого мира. Так что уныние — это враг, и на него можно гневаться, как пишут святые отцы. Гнев против сатаны, своих слабостей и страстей — не грех.

В качестве лекарства от уныния воцерковлённому человеку обязательны молитва, чтение Священного Писания, Псалтыри, духовной литературы. Самое главное врачевство — это, конечно же, таинства Исповеди и Причастия.

Как бороться с этим грехом:

«Если хочешь быть без печали, старайся угодить Богу» (авва Евагрий).

«Печаль есть рана души, и должно непрестанно лечить ее словами утешения» (свт. Иоанн Златоуст).

Печаль может происходить от нашей неблагодарности Богу:

«Не будь нечувствителен и неблагодарен. Так как радостное и приятное мы скоро забываем, а печальное всегда помним, то и говорим, что всегда находимся в печалях» (свт. Иоанн Златоуст).

Антирадость

Грех уныния охватывает человека незаметно, исподволь отравляет его, постепенно доводя до крайнего состояния. Вспоминается случай, который рассказывал в семинарии наш преподаватель, отец Нафанаил. Как-то в монастырь зашёл раздражённый человек. Он остановил монаха и говорит: «Всё тут у вас хорошо, так хорошо, что просто замечательно. Но что-то мне у вас тут не нравится. Борода ваша мне не нравится, вот что!» А у отца Нафанаила борода была рыжая, раздвоенная на два клина. Человек этот нашёл единственное, к чему можно было придраться в святом месте — бороду!

Важно заметить, что порой состояния угнетённости, депрессии, уныния имеют не духовную, а физиологическую природу. Это значит, что некоторым людям нужно не только исповедоваться, но и к врачу обратиться, попить определённые лекарства, пролечиться. Об этом и митрополит Антоний Сурожский говорил.

В отношении печали важна дозировка. Печаль о грехах, умеренная, открывающая двери покаянию — это добрая вещь. Если человек погрустил, а потом пошёл работать — ничего страшного в его печали нет, а если он в итоге ушёл в депрессию, перестал ходить в храм, общаться с людьми и Богом — это совсем другое.

Уныние — одна из главных человеческих страстей. Вспомним преподобного Серафима Саровского и подумаем, печалился ли этот человек, если он говорил каждому: «Радость моя, Христос воскресе!», — пребывал в состоянии пасхальной радости и благодатного озарения? Нет, конечно. Понятно, что это состояние высокой духовной жизни подвижников, достигших определённой степени совершенства.

Господь сподобил меня общаться со святыми людьми, когда я учился в семинарии. Я не слышал от них ни слова ропота, не замечал никакого уныния. Кажется, что человек светится, как солнышко. Понятно, что это плоды великих монашеских подвигов. Видя эти плоды, люди удивляются и тоже о чём-то важном задумываются.

Я бы советовал внимательно читать жизнеописания наших святых и учиться у них. Бог дал нам всё, Он умер за нас на Кресте, а мы имеем наглость ещё и унывать после этого, маловерие проявлять? — нет, так нельзя. Значит, будем бороться с унынием — благо, у верующего человека для этого есть множество средств.

Святые Оптинские старцы говорят о том, что такое уныние:

«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает» (прп. Амвросий Оптинский).

И рассказывают, как бороться с ним:

«У вас на всё прочее есть время, а на молитву и чтение нет его. От этого-то вы и чувствуете в себе уныние и тоскливость, и беспокойство о своей неизвестности, и недоверчивость. А когда будете чаще пребывать в молитве и печаль свою во всём возлагать на Господа Бога и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоит вашу душу» (прп. Антоний Оптинский).

«Предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва» (прп. Макарий Оптинский).

«Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь» (прп. Амвросий Оптинский).

Записала Екатерина Щербакова

Сайт Горловской и Славянской епархии

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *