Режим дня каждого ребенка индивидуален. Но есть одно обстоятельство, которое объединяет всех детей, – это потребность в дневном сне. Новорожденные обычно спят очень много, по 18-20 часов в сутки, а к 2 месяцам – уже 15-17 часов. В 3 месяца перерывы на бодрствование становятся все длиннее. С 5 до 9 месяцев малыши спят уже меньше, в это время обычно появляется два дневных сна по 1-2 часа каждый – как правило, после утреннего кормления и после обеденного. Начиная с полутора лет, дети спят уже один раз в сутки, примерно в 12-13 часов.

Укладывать ли ребенка спать днем? Да, безусловно. Детская психика еще не способна спокойно выдерживать долгие периоды бодрствования. Нормальный режим сна и активности – это основа комфорта всей семьи как в 3-4 месяца, так и в 3-4 года ребенка.

Обычно ребенок чувствует усталость, легко поддается на уговоры уснуть, спит крепко и спокойно. Однако так бывает не всегда. Рассмотрим способы, которые помогут сделать засыпание крохи более быстрым и комфортным.

Почему ребенок не хочет спать

• Малыш испытывает стресс. Причем это касается как негативных, так и позитивных событий. Приезд гостей, появление животного, переезд в новое жилье, завершение грудного вскармливания, колики, прорезывание зубов, завершение практики совместного сна, появление младшего брата или сестры, выход мамы на работу после декрета – все эти факторы могут перегрузить психику и повлечь за собой отказ спать днем.

• По каким-то причинам ребенок решил, что дневной сон – это часть наказания. Это могло произойти, если вы укладывали его спать в плохом настроении, ругали или угрожали наказать за отсутствие сна.

• После двух, а иногда полутора лет наступает период, когда малыш осознает себя как отдельную личность. Это называется «возраст сопротивления». То есть ребенок может по-настоящему устать, зевать и тереть глаза, но сопротивляться попыткам родителей убаюкать себя.

• Малыш очень чувствителен, жаждет вашего внимания и стремится всеми силами провести больше времени рядом. Для этого в ход идут уговоры, угрозы, слезы – даже если это вызывает ваше недовольство. Иногда дети жалуются на чувство одиночества, страх и тоску.

• Ребенок боится оставаться в комнате один. Часто такое бывает у впечатлительных детей после сказок, где персонажи уносят младенцев из дома или после того, как кто-то чужой пригрозил утащить ребенка с собой, даже в шутку.

• Некомфортные условия: яркий свет, жара, духота, пыль, сильный шум.

• Отсутствие прогулок и физической активности в первой половине дня. Иногда ребенок не имеет возможности много двигаться и гулять. Тогда он не тратит энергию и не устает к тому времени, когда пора бы отправляться на дневной сон. Кроме того, активное время на свежем воздухе помогает насытиться кислородом и устать. Возможно, вы сами испытываете этот эффект, когда много гуляете или работаете на загородном участке.

Как помочь ребенку уснуть

Не пропустите время, когда ребенок достаточно устал для сна, но еще не переутомился. Когда вы замечаете, что он начинает раздражаться без объективной причины, хнычет, просится на руки – очень вероятно, что он просто хочет спать. Дети до 2,5-3 лет часто могут сообщить о своей усталости, заплакав. Если малыша не уложить вовремя, он может «разгуляться» до такой степени, что совсем пропустит дневной сон, и под вечер возникнет истерика.

Постарайтесь установить режим дня. Если вы наладите удобный распорядок, то удивитесь, как легко уложить спать ребенка днем. А вы сможете планировать свои личные дела или отдых.

Хорошо проветривайте комнату перед сном. Зашторьте окна. Если окна вашей квартиры выходят на южную сторону – можно подобрать шторы-блэкаут, установить жалюзи или рулонные шторы. Замечательно, если окна детской выходят в тихий двор, а не на шумную улицу.

Если вы укладываете ребенка на его кровати, посидите рядом, напойте колыбельную. Можно включить запись сказки, тихую мелодичную колыбельную или белый шум. Погладьте его по лицу, по рукам. Некоторые дети очень хорошо успокаиваются, когда им гладят спинку или живот.

Груднички обычно с удовольствием засыпают, лежа на животе у мамы или папы. Только нужно обезопасить пространство для сна, чтобы случайно не придавить малыша, если вы тоже уснете. Очень удобно использовать подушку для кормления, чтобы создать ребенку и себе своеобразное «гнездо» для сна.

Заведите ритуалы. Например, можно недолго поиграть в какую-то тихую игру после обеда, почитать книгу, порисовать вместе. Когда ребенок лежит в кровати, предложите спеть колыбельную или прочитать сказку. Если у вас нет сил читать сказку самостоятельно –включите аудиозапись, подготовленную диктором или вами.

Ритуалы можно делать не только на засыпание, но и на пробуждение: открыть шторы, улыбнуться малышу, погладить его и обнять. Приятное пробуждение позволит ребенку связать сон с чем-то позитивным, и ему будет легче засыпать.

Подготавливайте детей ко сну. Предупреждайте несколько раз: «сейчас мы немного поиграем, а потом будем отдыхать».

Когда родители практикуют совместный сон с ребенком, рано или поздно они сталкиваются с необходимостью его «переселения» в отдельную кровать. Как правило, это становится инициативой не детей, а родителей. Ребенок может расстраиваться из-за этого, так что старайтесь его поддержать и обустроить его кровать так, чтобы он понимал, это полностью его владения. Можно положить туда игрушки, наклеить картинки с персонажами. Большой популярностью пользуются игрушки-сплюшки, а для малышей до года есть комфортеры. Это не просто симпатичные игрушки – благодаря особому материалу они еще и впитывают запах мамы. Благодаря этому младенцу спокойнее с комфортером, даже если мама не находится с ним в одной комнате.

Надеемся, наши советы помогут вам разобраться, как быстро и без истерик уложить ребенка спать днем.

Родителям упрямых двухлеток приходится запасаться неистощимыми запасами терпения и понимания. С одной стороны, необходимо предоставлять ребенку как можно больше возможностей для развития самостоятельности. С другой — очерчивать некие рамки дозволенного, настаивать на выполнении своих требований.

Несмотря на стремительный рост и ежедневные, ежечасные перемены, малыши в этом возрасте по-прежнему остаются большими консерваторами. С одной стороны, карапуз стремится узнать и испробовать как можно больше нового, ежечасно и ежеминутно раздвигая границы известного и дозволенного. С другой — желает, чтобы все в окружающем его мире оставалось таким, как было, и опасается слишком уж отдалиться от мамы, лишиться ее защиты. Поэтому очень важным остается соблюдение церемонии, или ритуала, например, отхода ко сну.

В жизни двухлетнего малыша должно быть постоянство. Ему будет легче преодолевать собственное упрямство, которое так часто загоняет его в тупик, и справляться с внутренними противоречиями, если он будет знать: есть правила, которые остаются неизменными. Несмотря на все «кризисные» черты характера и поведения, с ним уже можно договариваться. Все должно быть четко определено: сейчас мы заканчиваем игру, собираем игрушки, купаемся, ложимся в постель и читаем книжку.

Возможно, вся эта последовательность будет растягиваться на несколько часов. И для того чтобы в девять строптивец все-таки оказался в постели, вам придется начинать подготовку ко сну часов с шести-семи… Но последовательность, настойчивость и терпение принесут, в конечном счете, свои плоды.

Порой возникает сильный соблазн просто схватить этого крошечного тирана и силой запихать в постель. Но этот способ не дает желаемого эффекта — покоя в доме не прибавится. Вообще, когда вы имеете дело с упрямым двухлеткой, никакие лобовые атаки не срабатывают: его запасов энергии всегда хватает на то, чтобы оказать достойное сопротивление. Конечно, всякий родитель имеет право на проявление эмоций, и если вы позволили себе их выплеснуть, не надо упрекать себя за это.

Ребенок действительно может довести «до ручки», и скрывать тут нечего. Но лучше в такой ситуации взять небольшой тайм-аут, позволить себе небольшую передышку — просто отойти в сторону, уйти в другую комнату, попросить кого-нибудь из родных присмотреть за ребенком и выйти прогуляться на полчаса. Успокоившись и набравшись сил, вы наверняка сумеете найти выход из конфликтной ситуации.

Родительское упрямство и родительская последовательность

Упрямство, как правило, не обосновано никакой объективной необходимостью: «Делай, как я тебе велел, — и точка!». Так родители поступают тогда, когда чувствуют: их авторитет не стоит и ломаного гроша, и его немедленно нужно укрепить любыми средствами.

Последовательность — нечто совсем иное. Например, есть правило: после просмотра передачи «Спокойной ночи, малыши!» ребенок ложится спать. Всё! Он может спорить, вставать на уши, требовать еды или собираться на прогулку — вы его в этом уже не поддержите. И не надо долго объяснять ему, почему именно сейчас прогулка не состоится; не надо сначала полчаса препираться с ним, а потом («Так уж и быть!»), давать ему бутербродик. Надо сделать только одно — помочь одеть пижаму и уложить в кровать. Если дитя выражает протест столь бурно, что уложить в кровать не представляется возможным, оставьте его в комнате одного. Теперь он уже не младенец, и это ход вполне допустимый.

Один из самых дурных советов, который вы можете услышать, — это печально знаменитое: «Оставьте его одного. Наплачется и уснет!». Да, вполне возможно. А может быть, и не уснет. Малыши с неустойчивым, возбудимым темпераментом (что, уточним на всякий случай, ни в коей мере не является «нарушением», а есть лишь один из возможных типов нервной системы) могут в таких условиях кричать до бесконечности, дойти до настоящей истерики, икоты, рвоты и судорог. Кстати, и на этот случай при желании можно найти «ценный» совет: рвоту, мол, уберите, а упрямца — обратно в кроватку. Остается лишь искренне надеяться, что среди наших читателей не найдется желающих следовать таким указаниям…

Если грудной младенец хочет спать, но плачет, единственное, что нужно сделать, — это утешить и убаюкать его. Если малыш быстрее успокаивается, когда вы укладываете его в постель рядом с собой, — значит, так и нужно поступать. Вы не можете «испортить» грудного ребенка, даруя ему ощущение надежности и безопасности. Но наверняка «испортите», если лишите его этой уверенности.

Есть золотое правило: ребенка, который хочет спать, не «воспитывают» и не наказывают. В данном состоянии он все равно невосприимчив ко всем этим мероприятиям, и попытки что-то доказать ему, так или иначе «переломить» поведение могут привести только, как пишут в газетных статьях, к «дальнейшей эскалации конфликта», а попросту говоря, к общесемейному нервному срыву.

Успокойте малыша и уложите его спать. А уж потом, в тишине, обдумайте проблемную ситуацию, попытайтесь определить ее причины и поводы, которые к ней привели. Тогда в спокойном состоянии вы сумеете обнаружить способ избегать подобных «сражений» с ребенком в будущем.

Конечно, читатели могут возразить: легко советовать — сначала уложите, а потом сидите себе в тишине и покое, размышляйте… А что прикажете делать тем, для кого это самое «сначала уложите» и является тем рубежом, который никак не удается преодолеть с миром? Даже совсем крошечный ребенок может оказаться «крепким орешком»: вы его укладываете — убаюкиваете, а он ни в какую!

Прежде всего вы должны быть твердо уверены в успехе. Как говорилось в старом советском мультике: «У каждого будильника есть такая кнопочка». Иными словами, даже к самому привередливому младенцу можно найти подход. К счастью, в большинстве случаев изобретать нечто особенное все-таки не приходится. Как правило, малышей удается успокоить при помощи следующих простых и хорошо известных приемов:

  • взять на руки (просто обнять, покачать, походить с ним по комнате);
  • погладить по спине или по груди;
  • тихонько поговорить с ним или так же тихонько спеть песенку.

Менее универсальными являются такие средства, как купание и тугое (в меру, конечно) пеленание.

Купание, правда, на одних младенцев действует расслабляющее, а на других — совсем наоборот. Что же касается пеленания, то в целом оно сегодня уже не считается полезным для младенцев: доказано, что малыши, у которых в прямом смысле «развязаны руки» (и ноги тоже), и физически, и психически развиваются активнее, чем детишки, упакованные на манер сверточка.

Но когда речь заходит о том, чтобы успокоить уставшего и безутешного младенца, пеленание может оказаться спасением: вполне возможно, что именно в этом нуждается маленький страдалец, когда ему нужно не бодрствовать, а спать. Порой маленькое одеяльце, в которое вы заворачиваете малыша, творит чудеса, в мгновение ока возвращая в ваш дом долгожданный мир и покой.

Не хочу спать днем

Нет единого мнения о том, до какого возраста обязательно спать днем. Некоторые малыши раз и навсегда отказываются от дневного сна уже на третьем году жизни — но это очень редкий случай. В среднем дневной сон нужен лет до пяти — шести, а то и до семи. Как правило, родителям не составляет труда понять, есть ли у ребенка такая потребность. Сколько бы он ни протестовал против укладывания в кровать после обеда, но, если вы видите, что, не поспав днем, он к вечеру становится очень капризным и раздраженным, значит, отказываться от «тихого часа» еще рано. Другую проблему создает ребенок, который не спит днем в детском саду. Ему действительно уже не нужен дневной сон, но в садике в обязательном порядке укладывают спать всех. В этом случае обязательно поговорите с воспитателями. У вас есть полное право обратиться к ним с просьбой: не укладывать вашего ребенка, оставляя его во время тихого часа в игровой комнате.

Возможные возражения (нарушится дисциплина и все остальные дети тоже откажутся спать) несколько надуманны. На практике всегда можно решить эту проблему деликатно и незаметно для других малышей: все пошли в спальню, а один «отстал». Конечно, при этом вам придется очень доходчиво объяснить своему чаду, что он не должен хвастаться своим особым положением перед товарищами по группе, в противном случае придется ему «отбывать» тихий час вместе со всеми. Если ребенок уже достаточно большой, чтобы обходиться без дневного сна, то он, вероятнее всего, уже и достаточно разумный для того, чтобы понять и усвоить это правило.

Если воспитатели по каким-то причинам никак не соглашаются на вашу просьбу (например, в садике просто нет отдельной спальни — во время тихого часа в игровой комнате раздвигают складные кроватки), договоритесь с ними хотя бы о том, что вашего малыша не будут заставлять спать. Пусть он просто лежит в постели. Разумеется, придется научить ребенка лежать полтора-два часа в кровати — и не шуметь! Научите его тихонько рассматривать картинки в книжках (а возможно, в пять — шесть лет ребенок уже умеет и читать, — это значительно упростит ему жизнь), играть в пальчиковые игры.

Обсудите с воспитателем этот вопрос, чтобы ребенку не возбранялось брать с собой в кровать книжки или игрушки. Что касается «дурного примера» для других детей — опять-таки всегда возможны компромиссы. Можно договориться и с ребенком, и с воспитателями, что сначала он будет укладываться в кровать вместе со всеми и просто тихо лежать. А когда дети заснут, ему дадут книгу или игрушку (если, конечно, к тому времени он не заснет за компанию с другими, что тоже не исключено).

Не хочу спать ночью

Один из любимых младенческих фокусов — поменять местами день и ночь: днем спим, ночью развлекаемся! На родителей это обычно производит неизгладимое впечатление!

Подобные вещи не приключаются внезапно. На самом деле подготовка к перевороту обычно занимает несколько дней. В силу каких-то неведомых причин — и благодаря родительской рассеянности! — устоявшийся, было, режим младенца сдвигается — незаметно, совсем чуть-чуть, но каждый день. Утром он просыпается минут на пятнадцать позже — подарок для мамы! Днем тоже спит чуть дольше, чем обычно — опять-таки все вокруг рады. Правда, и вечером он заснул на полчаса позже, чем вчера. Но, в конце концов, это пустяки…

А в результате «доброе утро» однажды наступает глухой ночью. Здесь есть разные возможности. В принципе, вы можете принять новый распорядок как данность, согласиться с ним и попробовать вместе с ребенком вести ночную жизнь. Вопреки распространенному «педагогическому» мнению, в этом нет ничего опасного. Скорее всего, через непродолжительное время ребенок вернется к традиционному распорядку — как бы сам собой, а на самом деле так же незаметно, как в первый раз. Правда, большинство взрослых находит такой образ жизни не слишком удобным.

Если вы не хотите ломать стереотипы и переходить на новый режим, то вам нужно проявить инициативу, чтобы ускорить возвращение привычного распорядка. Дайте понять проснувшемуся малышу, что на дворе еще ночь, и это не время для игр: не зажигайте яркого света, говорите шепотом, не поддерживайте его игривого настроения. В течение дня старайтесь понемногу сдвигать график в нужном направлении — чуть раньше будить малыша, когда он спит днем или ранним вечером.

Будьте готовы к тому, что время от времени налаженный распорядок дня и ночи будет «обваливаться». Вот ребенок вроде бы уже привык спать всю ночь, и вдруг опять начинает просыпаться. Причины могут быть самыми разными: начали прорезываться зубы, произошел резкий скачок роста (из-за чего возросла потребность в пище, и малыш хочет есть чаще и больше, чем неделю назад) и т.д.

В возрасте 7-8 месяцев возникает еще одна проблема. У ребенка развивается так называемая сепарационная тревога — страх разлуки с мамой, боязнь незнакомцев. Это совершенно естественное, закономерное явление: попросту говоря, малыш впервые начинает понимать, что он сам и его мама — не единое целое, но два отдельных человека. Взрослому такое «открытие» кажется само собой разумеющимся, а для маленького человечка оно является настоящим переворотом в мировоззрении. Понятно, что эта «новость» сопровождается усилением тревожности. В среднем период сепарационной тревожности длится до полутора лет.

Часто проблемы с укладыванием и засыпанием впервые заявляют о себе именно в это время. Он не заболел, у него не испортился характер — он просто взрослеет. Чем вы можете помочь ему?

  • Пойти навстречу его потребностям, проводя рядом с ним больше времени. Ребенку очень важно чувствовать ваше близкое присутствие, это поможет ему спать спокойнее.
  • Позаботиться о наличии у малыша какого-нибудь «утешителя». Лучше всего, если это будет мягкая игрушка, платочек или просто какая-нибудь небольшая тряпочка. Предмет, к которому ребенок в эпоху сепарационной тревоги привязывается всей душой, психологи называют переходным объектом.

Часто дети сами выбирают себе переходный объект, но вы вполне можете позаботиться об этом заранее. К этой роли подходит все мягкое, предметы, которые можно обнимать, прижимать к себе, сосать или заворачиваться в них.

С первых недель жизни малыша вы можете класть рядом с ним в кроватку небольшую мягкую игрушку. Поначалу ребенок, конечно, не будет обращать на нее внимания, но постепенно привыкнет к ней. Любимая игрушка (или платочек, маленькое одеяльце и т.п.) — всегда одна и та же, она никуда не пропадает, пахнет самим малышом и немножко мамой. Когда такая вещица рядом, ребенку легче будет засыпать, и вообще он будет чувствовать себя спокойнее, имея в своем распоряжении некую «точку опоры».

Переходным объектом не должна быть бутылочка со смесью или мамина грудь! Ребенок уже вступил в тот возраст, когда кормление перестает быть утешением и становится «всего лишь» приемом пищи. Предмет — утешитель не должен быть связан с кормлением.

Малыш может и заболеть. Некоторые болезни (прежде всего инфекционные) часто начинаются совершенно внезапно — и именно ночью. Если вам кажется, что ребенок горячий, померьте ему температуру. Если возникают хоть какие-то сомнения по поводу его состояния, смело звоните в «неотложку».

Никогда не укладывайте ребенка спать на мягкие или ворсистые поверхности (стеганые одеяла, «пышные» подушки). У младенца есть врожденный рефлекс — поворачивать головку в сторону, если он утыкается лицом в какую-нибудь преграду. Но сил-то у новорожденного маловато, и потому ему не всегда удается это сделать…

В кроватке не должно быть никаких мелких предметов, длинных (длиннее 10–12 см) шнурков и завязок. Если над кроваткой висят погремушки или карусель, не забудьте снять всю эту красоту, как только ребенок научиться садиться и дотягиваться до игрушек (то есть в дневное время, под вашим присмотром пусть делает это сколько угодно; но не ночью).

Не забывайте хорошо закреплять переднюю стенку кроватки и следите за тем, чтобы дно было опущено на соответствующий уровень: младенцы растут так быстро, что невнимательные родители запросто могут пропустить момент, когда дитятко сумеет сесть, встать, перевалиться через борт кроватки и… В общем, следите за этим.

В возрасте около года у ребенка появляются первые страхи, из-за чего могут возникать и проблемы со сном.

В появлении таких страхов нет ничего «ненормального»: просто с возрастом ребенок становится более восприимчив к внешнему миру, в который он с каждым днем все активнее включается. Сложность в том, что малыш еще не говорит; если он чего-то боится, то не сумеет вам об этом рассказать, а вы, в свою очередь, не сможете избавить его от страхов, поговорив об этом (впрочем, обсуждения и убеждения не слишком действенный метод и для детишек более старшего возраста).

Пока ребенок еще совсем мал (в самом начале второго года жизни), у вас в общем-то есть только одно действенное средство против страхов — устранение их источника. То есть, если малыш боится шума пылесоса, вам не следует включать этот агрегат в присутствии ребенка; если он боится темноты, оставляйте в его комнатке ночник включенным.

Конечно, грозу и самолеты, звук которых малыши тоже часто боятся, вы устранить никак не можете. Но зная реакцию ребенка на эти явления, вы должны в нужный момент всегда быть рядом с ним. Ни в коем случае не стыдите его за «трусость»! Все, что вы должны сейчас делать, — это обнимать его и подбадривать. Все-таки именно вы остаетесь для малыша главным оплотом безопасности, и если он будет видеть, что вы не боитесь этого ужасного грома, то постепенно ему станет легче справляться со страхом.

Постепенно можно приучать малыша к разрядке страхов. Эффективнее всего отыгрывать их. Например, с ребенком, который боится темноты, заберитесь под одеяло, где темным — темно, и посидите там вместе. Делайте это столько раз, пока страх перед темнотой не исчезнет и ребенок поймет, что ничего страшного в ней в общем-то и нет!

Как уложить ребенка спать.
Советы психолога

Не все дети одинаково хорошо засыпают. Есть мамы, которые не знают, что такое проблемы с укладыванием на сон: устал — уснул. Но все же большинство малышей засыпают с трудом. И несмотря на то, что многие знают, понимают, да еще и могут объяснить кому угодно, что эта сложность обусловлена особенностями нервной системы малыша, процесс укладывания способен устроить серьезную проверку на зрелость нервной системе заботливой и любящей мамы, а так же всех окружающих, участвующих и сочувствующих.

Надеюсь, советы из этой статьи помогут вам.

Что мешает малышу уснуть?

Голод, жажда, боль и страх расставания с близкими — они преобладают над потребностью в сне.

Отсутствие самого желания спать.

Как правило, малыши сами устанавливают режим сна и бодрствования. В среднем, годовалый ребенок спит два раза днем и суммарно 14–16 часов в сутки, в то время как двухлетний ребенок спит около 12–14 часов с одним дневным сном или без него. В периоды изменения режима ребенок может не хотеть спать в привычное для него время. Понаблюдайте, во сколько ребенок засыпает в течение нескольких дней. Новый режим установится за одну-две недели, и вы сможете ориентироваться на новое время.

Следите за активностью ребенка в течение дня. Активный образ жизни, подвижные игры, интересные занятия, свободная игра — все это помогает ребенку в буквальном смысле переработать, усвоить огромные резервы энергии, а излишки «выплеснуть». Отмечайте, от чего ваш ребенок становится тревожным, беспокойным, возбужденным — старайтесь этого избегать. К вечеру оставляйте все, что успокаивает, расслабляет.

Не закрепляйте связь «поплакал — уснул». Если что-то в жизни ребенка пошло не так, как он хотел, если было много тревог и напряжения, дайте этому выход заранее.

Пусть отход ко сну будет тем, что случается не зависимо от вас. Видишь, ночь. Пора спать.

Будьте с ребенком на одной стороне. Формируйте «правильные» ассоциации засыпания, придумайте свой сонный ритуал — постоянный порядок действий перед сном. Например: купание, кормление, совместное выключение света, колыбельная, засыпательные книжки, укладывание игрушек спать, прощание с близкими людьми и различными предметами. Если видите признаки усталости, чтобы не «перебить сон» и не вызвать перевозбуждения, ритуалом можно пренебречь.

Книги для засыпания 600 ₽ 800 УЖЕ ПОКУПАЛИ 130 ₽ 432 УЖЕ ПОКУПАЛИ 268 ₽ 357 УЖЕ ПОКУПАЛИ 420 ₽ 560 УЖЕ ПОКУПАЛИ 270 ₽ 360 УЖЕ ПОКУПАЛИ Нет в продаже УЖЕ ПОКУПАЛИ Лабиринт: Картонки 384 ₽ 768 УЖЕ ПОКУПАЛИ Качели: Комиксы 207 ₽ 592 УЖЕ ПОКУПАЛИ 446 ₽ 594 УЖЕ ПОКУПАЛИ 482 ₽ 643 УЖЕ ПОКУПАЛИ 580 ₽ 743 УЖЕ ПОКУПАЛИ 427 ₽ 548 УЖЕ ПОКУПАЛИ 481 ₽ 641 УЖЕ ПОКУПАЛИ 438 ₽ 562 УЖЕ ПОКУПАЛИ 611 ₽ 815 УЖЕ ПОКУПАЛИ 375 ₽ 749 УЖЕ ПОКУПАЛИ 468 ₽ 600 УЖЕ ПОКУПАЛИ

В просоночном состоянии, когда ребенок уже почти уснул, но вдруг открывает глаза, а также когда просыпается ночью, укладывая его, придумайте и произносите фразу, которую будете использовать только для сна. Это может быть «пошикивание» — «шшш», «шур-шур», «шшш, малыш, я рядом, все хорошо, спи». Ребенок привыкнет к ней, и фраза будет срабатывать как «якорь» на сон.

Трудность с маленькими детьми состоит в том, что их потребность в привязанности очень высока, а их незрелость делает их очень зависимыми от заботящихся о них взрослых. Отход ко сну они воспринимают как разделение и это вызывает тревогу. У младенца это может выражаться общим беспокойством, а у детей постарше сопровождается бесконечным желанием сходить в туалет, попить, поесть, страхами, что под кроватью «монстры». За всем этим стоит страх разделения с вами. И это нормально.

Действуйте в зависимости от возраста и состояния. Младенец не способен уснуть сам. И то, что они спят «беспокойно» и часто просыпаются, свидетельствует о нормальном развитии. В 2–3 года расставание можно разбивать на части. «Сейчас я отойду на кухню, принесу тебе воды, а ты меня подожди». «Когда ты уснешь, я приду 10 раз и поцелую тебя». «Когда ты спишь, я поправляю тебе одеяло». Найдите способ дать понять ребенку, что вы будете рядом с ним, когда он уснет. Сфокусируйте внимание на том, что будет, когда вы проснетесь и встретитесь снова.

Каждая пара мама—малыш уникальна. И в этих отношениях изначально заложен потенциал стать гармоничными, взаимно радостными. Что нравится вашему малышу? Исследуйте, найдите свой способ укладывания в зависимости от возраста.

Засыпанию способствует

1. Спокойное состояние мамы, окружение, дающие ощущение безопасности малышу.
2. Хорошо проветренное помещение, открытое окно.
3. Укачивание. Многим детям и после года бывает легче уснуть, если вы возьмете его на руки и просто медленно походите; для облегчения можно использовать разные приспособления для переноски детей в зависимости от возраста (слинг, рюкзак). В позе полусидя, облокотившись на подушки или подлокотник кровати, можно взять ребенка на руки и покачиваться всем телом).
4. Пение колыбельной. Лучше петь спокойным, низким, нудным голосом. Или просто нараспев повторяйте какую-нибудь фразу.
5. Телесный контакт. При засыпании ребенок через движения выводит остатки напряжения. Попробуйте обнимать малыша, просто положить руку, положить руку и слегка покачивать, поглаживать брови, переносицу, ручку или животик. Это поможет расслабиться.
6. Дыхание. Дышите так, чтобы было слышно, но медленно: вдох в 2–3 раза короче выдоха.
7. Можно добавлять в ванну отвары успокоительных трав, использовать ароматические масла, которые подходят вам и вашему малышу.

О детском сне Речь: Тату и Пату Нет в продаже УЖЕ ПОКУПАЛИ 600 ₽ 1 200 УЖЕ ПОКУПАЛИ Полуэктов, Пчелина 422 ₽ 541 УЖЕ ПОКУПАЛИ 250 ₽ 312 УЖЕ ПОКУПАЛИ Нет в продаже УЖЕ ПОКУПАЛИ 338 ₽ 450 УЖЕ ПОКУПАЛИ 376 ₽ 458 УЖЕ ПОКУПАЛИ

Если вы планируете закончить грудное вскармливание, пусть станут привычными и другие действия, сопровождающие процесс засыпания.

Дети, которые говорят, могут уже самостоятельно попросить о том, что им нравится.

Ощущение дискомфорта.

Шум, освещенность, некомфортная температура воздуха (слишком холодно, жарко, душно). Приглушенный свет, спокойные разговоры, привычно комфортная температура и свежий воздух — все это способствует засыпанию и хорошему сну. Малыши также очень чувствительны к тактильным раздражителям. Могут мешать: мокрый памперс, тугая резинка, неудобная одежда, бирки с внутренней стороны.

Психологическое и эмоциональное состояние матери

Повышенная чувствительность к сигналам, исходящим из внешнего мира, обусловлена генетикой человека. Рождаясь, малыш не чувствует себя отдельным от мира. Все, что происходит вокруг, по факту происходит с ним. Чувствуя холод или голод, малыш кричит. Мама анализирует или буквально чувствует потребность ребенка и помогает ему ее удовлетворить. Так настраивается эмоциональная связь мамы с ребенком. Благодаря свойствам лимбической системы малыш учится различать эмоции, чувствует то же, что чувствует мама. Напряжение, раздражение, тревога, а также радость, эмоциональный подъем вызывают возбуждение центра бодрствования в мозге. Лучшее состояние для засыпания — эмоциональный штиль. Это приводит к выработке гормона серотонина, который целительно воздействует на нервную систему мамы и запускает работу центра сна.

Как же его достичь?

Поможет тренировка внимательного отношения к себе. В любое время дня спрашивайте себя как можно чаще: «Что я делаю? Что я думаю? Что я чувствую?» или просто «Что я чувствую?» При возможности запишите. Когда вы научитесь быть внимательными к собственным эмоциям, чувствам и состояниям, сможете лучше понимать переживания других людей.

Не позволяйте делать малышу то, что вам неприятно (щипать, кусать и пр.) Кусать можно яблоко, морковку, подушку, деревянную игрушку. Крутить и щипать, чтобы занять руки, — ткань, платок, бусы.

Опирайтесь на то, что происходит, а не на то, что, как вам кажется, должно происходить. Действительно, есть дети, которые с младенческого возраста легко засыпают самостоятельно в своей кроватке, спят всю ночь, не просыпаясь. Но это исключение. Большинство детей до 5–8 лет засыпают с родительской помощью и присутствием, до 3–5 лет просыпаются 1–2 раза за ночь (в фазу активного сна) и не могут снова самостоятельно уснуть.

Умение засыпать (с маминой помощью, а потом самостоятельно) — такой же навык, как и многие другие, которые вы помогаете осваивать малышу: самостоятельное кормление, моторика, одевание и пр. Это требует времени и терпения. Относитесь к этому, как к учебе и возможности углубить ваши отношения, лишний раз показать, что вы даете ему необходимую опору и поддержку: «Я понимаю, что с тобой происходит. Я с тобой. Я люблю и принимаю тебя».

Есть мнение, что ребенка нужно как можно быстрее научить засыпать самостоятельно. Ребенок изначально чрезмерно уязвим, и испытывает чувство тревоги и глубокой неудовлетворенности, оставаясь в одиночестве. Попытка насильно приучить ребенка к одиночеству — это попытка заставить перестать чувствовать свою уязвимость. Это нарушает эмоциональный контакт. Дайте время себе, дайте время ребенку. Относитесь к этому, как к инвестициям в будущее. Да, и правда, бывает очень тяжело. Но это не навсегда. Маме очень важно научиться восстанавливать силы, поддерживать себя и заручиться поддержкой близких.

Людмила Петрановская, психолог и педагогСуществует у родителей странная фантазия, что ребенок – это какой-то монстр, стремящийся захватить власть. Но ребенку это вовсе не нужно. Он хочет быть ребенком. И мячик.

Часто маме кажется, что ребенок «манипулирует»: «вредничает», «делает на зло», «изводит» и так далее. Манипуляцией часто называют простой запрос ребенка о своих потребностях. До 5–7 лет ВСЕ потребности ребенка «положительные». Он просто сильно чего-то хочет. И чем младше ребенок, тем хуже он понимает, чего именно он хочет. Наша задача — помочь ему разобраться в потребностях, удовлетворить их или выстроить границы. Ребенок от 1,5 до 2 лет часто плачет и капризничает, потому что потребности у него становятся все более сложными, мама и близкие не всегда понимают, чего конкретно хочет ребенок, а сказать он пока не может. Поэтому расстраивается, эмоционально «взрывается», протестует.

Если ребенок хочет, чтобы ему купили игрушку, и начинает плакать и просить, это не манипуляция, это силовое взаимодействие, конфликт. До 6–7 лет о манипуляции вообще говорить нельзя, потому что еще не созрели те участки мозга, которые способны провернуть такую операцию. Что такое манипуляция? Это понимание того, как отреагирует человек на такой-то стимул. Тот, кто манипулирует, думает: «Я дам ему этот стимул, причем незаметно, чтобы он сделал то, что я хочу, но думал при этом, что он сделал это сам. Я его заставлю. Но не явно». Это требует высокоразвитого интеллекта.

Точно так же ребенок до 6–7 лет НЕ УМЕЕТ учитывать потребности других людей. В этот период ребенок учится отстаивать СВОИ интересы, учится понимать, чего хочет, и пытается это получить. Стремление заставить его что-то делать угрозами и манипуляциями не ускорит развитие и освоение навыка. Всему свое время.

Будьте на стороне ребенка. Сохраняйте внимание к его чувствам.

Когда малыш разыгрался перед сном или в любое другое время, перевозбудился или плохо себя чувствует, он испытывает много разных эмоций, с которыми не может справиться самостоятельно. Вспомните про особенности психики, не конфронтируйте с ребенком и не синхронизируйтесь с его эмоциями. Вы же понимаете, что он чувствует. Помогите ему переключиться, успокоиться. Возьмите его на руки, поищите его взгляд, ровным спокойным голосом скажите, что понимаете его чувства. В зависимости от ситуации попробуйте переключить внимание, приступите к действиям из ритуала засыпания. Почувствуйте себя любящим и принимающим пространством — это поможет малышу снизить чувство тревожности, почувствовать себя спокойно и в безопасности. Для этого вам необходимы уверенность в себе, любовь, нежность, сострадание, жалость («Я здесь, с тобой, я чувствую и понимаю тебя»), но никак не страх, боль или гнев, которые переживает сам ребенок. Если мать охватывают такие же переживания, она оказывается не в состоянии помочь ребенку.

Оставаться в ровном состоянии помогут навыки психологической саморегуляции. Если вы возьметесь исследовать, что помогает вам выходить из эмоциональных бурь и переключать состояния, это станет наградой во всех областях жизни.

Возможно, вам пригодятся и полюбившиеся мне способы:

1. Опишите вслух, что происходит: «Здесь и сейчас я стою в комнате, чувствую напряжение, усталость, раздражение и вижу, как мой ребенок носится и разбрасывает игрушки. За окном идет снег. Горит лампа…» и так далее. Просто говорите и слушайте свой голос.
2. Дышите. Короткий вдох через нос (на раз-два) и длинный выдох (на раз-два-три-четыре-пять минимум и до 10) через рот. Не задерживайте дыхание. Именно выдыхайте до самого дна. Представляйте, как эмоции выходят на выдохе через ноги в пол.
3. Почувствуйте свои стопы. Почувствуйте вес тела, который давит на пол через стопы. Как правило, после этого следует вздох облегчения. Затем можно приступить к упражнению 2. Больше упражнений на «заземление» можно найти в работах А. Лоуэна.
4. Найдите фразу, которая работает. Например: «Даже не смотря на то, что мне очень тяжело, я устала, расстроена и раздражена, я глубоко люблю и принимаю себя».
5. Не допускайте эмоционального выгорания. Если «ничего не радует» и «ничего не хочется», больше отдыхайте, будьте внимательны к эмоциональной сфере. Если чувствуете, что застряли в гневе, раздражении, беспокойстве, задумайтесь, о чем вы не позволяете себе погрустить и поплакать?
6. Обращайтесь за помощью.

Придумайте запасной план

Многие мамы очень стараются в течение дня делать как можно больше для ребенка. Игры, прогулки, занятия, гигиена и пр. В таком режиме скапливается большое количество дел, которые возможно сделать только в то время, когда ребенок спит. А еще хочется просто отдохнуть, побыть с близкими, расслабиться. И во время укладывания возникает напряжение, мысли о том, сколько всего нужно успеть сделать. Попробуйте делать не для ребенка, а вместе с ребенком. Годовалого малыша можно постепенно привлекать к своим делам: приготовление еды, уборка, совместные походы в магазин, зарядка и даже творчество. Разговаривайте с ним, показывайте, дайте подержать, сделать вместе с вами. Ребенок развивается от любой деятельности! Да, дело будет двигаться значительно медленнее, но вы очень быстро убедитесь в том, что большинство бытовых дел сделано, вы можете отдохнуть.

Гуляйте с малышом не только там, где интересно ему, но и там, где нравится вам, отправляйтесь вместе по любым вашим делам. Позвольте себе получать удовольствие от материнства!

Позаботьтесь о том, чтобы от того, уснул малыш «вовремя» или нет, не зависела судьба всего вашего мира. Спросите себя: «Что страшного случится, если я сделаю это позже? Если я это сегодня не сделаю? Если не сделаю вообще?» Это позволит вам расслабиться, вернуться в момент сейчас. Если дело и правда неотложное, заранее придумайте запасной план, заручитесь помощью и поддержкой близких.

С расслабленной спокойной мамой малыш быстрее уснет и будет лучше спать ночью.

Ваша Ольга Стриж — психолог развития для детей и родителей, студентка института Г. Ньюфелда, мама двоих детей

Универсальной методики по укладыванию детей не существует. А для некоторых родителей не существует и самой проблемы, ведь они приучают ребёнка к самостоятельному сну. И что с того, что ребёнок надрывается до рассвета, зато не вырастет маменькиным сынком! Многодетная мама и психолог Катерина Дёмина — о том, чем опасен этот подход и как решить проблему со сном ребёнка.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В моём личном рейтинге клиентский запрос «Как уложить ребёнка спать?» занимает прочное первое место. И разбираться с этой темой иногда приходится несколько лет кряду (не то чтобы только об этом и говорим, но в каждой терапевтической сессии минут пять посвящается стенаниям «боже, как я устала от этого ежедневного боя!»). И я хорошо понимаю эти эмоции: свою младшую дочь мы так и не научились укладывать, пока она сама не выросла и не освободила нас от непосильной задачи.

Так что первое, что я могу сказать: методики не работают. Точнее работают только в случае, если вы найдёте свою методом перебора. А вот универсального способа быстро и без усилий укладывать детей спать, похоже, не существует. Но могу поделиться своим пониманием процесса с точки зрения психологии, физиологии и здравого смысла. Не «моего личного опыта», поскольку, смотрите выше, тут я потерпела полное фиаско. И сейчас понимаю почему.

Почему младенец должен спать рядом с мамой

Ночь — время тёмное. И страшное. В темноте прячутся саблезубые тигры и охотники за головами. Поэтому спим в пещере, тесно прижавшись друг к другу, каждые 45 минут-час слегка просыпаемся, проверяем, все ли живы, все ли на месте. Дыхание соплеменника, биение его сердца, ощущение, что ты не один в огромном пустом космосе — важнейшие сигналы для всего организма младенца, залог его выживания в первые дни и недели жизни. Поэтому единственно правильное место для сна новорождённого и чуть старше малыша — неподалёку от матери, если не в одной постели, то хотя бы на расстоянии вытянутой руки. По крайней мере, в одной комнате.

Я категорически против новомодной американской методики «приучения ребёнка к самостоятельному сну», когда ребёнка с первых недель жизни приучают засыпать в одиночестве

Слишком часто я наблюдаю последствия такого приучения. Мамы жалуются, что днём ребёнок от них не отлипает, причём иногда в буквальном смысле: цепляется за ноги, старается залезть на голову, на плечи, а укладывание на ночь сопровождается дикими воплями, угрозами и рыданиями. Хотя всё, что надо было сделать, — позволить младенцу засыпать, слыша ваш голос, ваше дыхание, ваши перемещения по дому.

Фото: iStockphoto / HAndrii

Как не нужно укладывать ребёнка

Но так складывается, что в современной городской культуре вечер и поздний вечер — время не покоя и расслабления, а самой напряжённой деятельности: папа приходит с работы, старшие дети — со своих занятий, начинаются лихорадочные проверки уроков, сборы на завтра, взрывы из телевизора, телефонные звонки и внезапные озарения: «Нам велели принести чёрный картон и кусочек малинового пластилина!». Не расслабишься тут, чего уж говорить.

Всё, чего хочет очень раздражённая и замотанная мама, — чтобы хотя бы кто-то выбыл из списка забот. Например, младенец

Так как примерно до полутора лет мать с младенцем представляют практически неразделимое целое, напряжение и тревога матери в конце дня передаётся малышу в чистом виде, одним куском. Если ребёнок первый, то масла в огонь может подливать (молодой) отец: он тоже устал, весь день работа, и хочет, чтобы, когда он пришёл (приполз, притащил мамонта на плече, преодолел все преграды — нужное подчеркнуть) домой, внимание и забота жены принадлежали ему по праву и безраздельно. А жена, которая целый день обслуживала своего Повелителя и Господина в памперсах, хочет, чтобы кто-то с неё эту обузу снял и дал хотя бы в туалет сходить по-человечески. Все злятся, вторым слоем идёт вина, все хотят, чтобы неприятная ситуация разрешилась по возможности сама и быстро.

10 полезных книг о воспитании ребёнка

Поэтому мама совершает ежевечерний ритуал немножко второпях, чуть-чуть быстрее двигаются ладони, укладывающие ребёнка, немного выше и напряжённей тон голоса, напевающий колыбельную, чуть больше раздражения в процедуре целования пяточек и лобика. Спи уже! Ну сколько можно?! Ты сытый, чистый, сухой, вот твой любимый мобиль, вот ночник, вот мишка и пледик, КАКОГО РОЖНА тебе ещё нужно?

Ребёнку нужно, всего лишь, чтобы мама была с ним все 100% её времени

Не отвлекалась на непонятного второго человека, чтобы родители случайно не наплодили ему конкурентов, и в идеале — чтобы эта музыка длилась вечно. Я что, многого прошу?

Фото: iStockphoto / monkeybusinessimages

Многие мамы с удивлением замечают, что когда папа, например, в командировке, или старшие дети в лагере, укладывание перестаёт быть каторгой, а становится действительно приятным занятием. Или что у одного члена семьи это получается ловко и незаметно, а кто-то вообще не может справиться с простейшим делом (тут многозначительное хмыканье и выразительно поднятая бровь). Как будто младенец чувствует, кто полностью отдаётся процессу, а кто манкирует и пытается поскорее смыться.

Что такое неврологический статус ребёнка, и как он влияет на сон

Бывает и обратная ситуация: младенец не засыпает, потому что маме не хочется уходить от него и присоединяться к мужу в супружеской спальне. Или мужа вообще нет, а есть только горестные мысли о несложившейся судьбе, о том, как жить дальше и где взять денег. Тогда плач бодрствующего малыша отвлекает маму, даёт ей легальный повод не выходить из детской, спать с ребёнком, а не с мужем. Если вы сейчас узнали себя в этой картинке, то постарайтесь запланировать поход к психотерапевту или хотя бы к семейному психологу, как только позволит ситуация.

Использовать ребёнка как буфер между супругами — последнее дело

Но самое главное, что забывают сказать все авторы «волшебных» методик: засыпание практически на 100% зависит от неврологического статуса ребёнка. Гипотоник, расслабленный, как хорошее дрожжевое тесто, засыпает просто потому, что устал, ему не нужны никакие дополнительные ухищрения, вот эти все умилительные фото детей, спящих в тарелке, вниз головой, свесившись наполовину с дивана — это фото детей с низким мышечным тонусом! Моя старшая дочь в четырёхнедельном возрасте говорила два раза «хны», её надо было положить в спальный мешок, и одновременно с молнией «застёгивались» глазки, можно было уходить из дома хоть на три часа — она спала. А сын и младшая дочка родились с довольно сильным гипертонусом. Они могли подолгу кричать, закатывались, их рвало фонтаном, спали они в позе «клубок малодифференцированный», дочка вообще первые полгода спала только на руках и только в вертикальном положении. И только пока ходишь.

5 причин популярности воспитания, основанного на чувстве стыда

Так что если ваш малыш предпочитает спать на животе, никогда не закатывается, не срыгивает, плачет мало и не слишком громко, любит тесные объятия и пеленание — скорее всего, у него нормальный или сниженный мышечный тонус, вам повезло, поздравляю. Проблемы со сном если и есть, то их можно опознать и подкорректировать поведенчески, режимом, подбором позы или двигая туда-сюда время отхода ко сну.

Если у вас в руках комок нервов, живая ртуть, спит мало или вам кажется, что не спит вовсе, голову стал держать прямо с рождения, ему всё и везде надо, откликается на любой шум, не плачет, а рыдает, не курлыкает, а вопит — ищите помощь, ищите грамотных врачей, остеопаты творят чудеса, и массажистка теперь для вас главный человек в жизни. Лекарства практически не помогают, потому что не устраняют основную причину напряжения, а её надо установить. Чаще всего это микровывихи в шейном отделе позвоночника, исправляется это мануально и очень быстро, главное, чтобы специалист был хороший.

Если укладывание ребёнка представляет для вас серьёзную проблему, ваши шаги должны быть следующими.

  1. Консультация невропатолога, остеопата, массажиста.
  2. Если они все сделали, а проблема осталась — приходите на приём к детскому психологу, специалисту по малышам (это важно, игровая терапия или анализ вам тут не помогут, нужен именно психофизиологический подход).
  3. Выбросьте телевизор. Хотя бы уберите его оттуда, где ребёнок проводит большую часть времени: гостиная, детская, кухня. У вас ещё остались комнаты? Вот туда и ставьте. Или — на помойку.

10 советов, как подружиться с собственным ребёнком

Михаил Казиник — о том, почему учат Моцарту, а любят Стаса Михайлова

8 прилагательных, которые ставят перед нелёгким выбором

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *