История профессии

Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь. Александр Пушкин

Учительство и учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно.

Всего лишь столетие назад большинство населения даже европейских стран вынуждено было решать задачи воспитания и обучения преимущественно средствами народной (семейной) педагогики, имевшей свои как положительные (о чём часто забывают или даже сознательно умалчивают чиновники от образования), так и отрицательные стороны. А отдельные лица для воспитания, обучения и пригляда за детьми нанимались только немногочисленными обеспеченными слоями населения (царями, дворянством и духовенством и т. д.) или осуществлялись в узкопрофессиональных целях и только по мере необходимости (воинская подготовка, обучение ремеслу и т. д.).

В разные времена и в разных странах обязанность воспитания и обучения нередко возлагалась на разных людей: воспитателей, кураторов, учителей. Ещё К. Д. Ушинский напоминал учителям о первоочерёдности задачи воспитания по сравнению с обучением, указывая на то, что при иной постановке мы легко можем увлечься обучением знаниям и навыкам человека, который вследствие недостаточного или дурного воспитания обратит их во зло, при этом став даже более общественно опасным человеком, чем если бы он остался менее образованным (и приводил в качестве примера Чичикова):

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее».

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

В СССР, а по наследству и в России, обе эти разные задачи (а к тому же и задачи «поддержания дисциплины», поиск «шефов» для школы, включая привлечение средств родителей и т. д.) оказались возложены на одного человека — учителя, а воспитание, согласно культурно-исторической теории (Л. С. Выготский, Т. Д. Лысенко и их последователи), зачастую сведено к рассказам о том, «что такое хорошо» (т. н. воспитывающее обучение), а не к воспитанию устойчивых привычек положительного поведения (как понимал воспитание, к примеру, А. С. Макаренко).

Многовековой опыт народной (семейной) педагогики, подкреплённый позже Я. А. Коменским, К. Д. Ушинским, А. В. Луначарским, С. Т. Шацким, А. С. Макаренко и др. определённо говорит о том, что трудовое, деятельностное воспитание, самопознание и познание мира, прежде всего средствами посильного и производительного труда, качественно более успешно решает задачи как воспитания, так и обучения.

Ян Амос Коменский, к примеру, писал в «Великой дидактике»:

Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни

Ему вторил основатель колонии «Бодрая жизнь»:

«…виды и формы детского труда и его организация, претерпевая в своём развитии ряд нормальных изменений — всё к большему разнообразию в формах и большей стройности в организации, — влекут за собой соответственные изменения в социальной, эстетической и умственной жизни детей».

А первый нарком просвещения РСФСР, акад. А. В. Луначарский, подвёл окончательный итог:

«Таким образом… ребёнок должен учиться всем предметам, гуляя, коллекционируя, рисуя, фотографируя, моделируя, лепя, склеивая из картона, наблюдая растения и животных… Язык, математика, история, география, физика и химия, ботаника и зоология — все предметы преподавания не только допускают творческий активный метод преподавания, но и требуют его».

Однако возможность производительного труда (до 16-летнего возраста) была законодательно изгнана из школ СССР (до 1991 г.) под предлогом как «предотвращения хищнической эксплуатации детского труда», так и того, что «обучение — это тоже труд».

Во многих странах, в том числе и в России в XXI веке наблюдается тенденция к снижению престижности педагогических профессий, и, как следствие, недооценённость учительского труда. Поскольку общественной мерой признания престижности профессии выступает материальное вознаграждение труда, то одна из причин падения статуса учителя – низкая заработная плата.

В России заработная плата учителей состоит из оклада,выплат компенсационного характера, доплат за внеурочную деятельность и стимулирующих выплат.Оклад учителя напрямую зависит от количества учеников в классе. В школах с низкой заполненностью классов учителя берут дополнительную нагрузку.

31 января президент РФ Владимир Путин во время встречи с министром просвещения Ольгой Васильевой призвал внимательнее следить за зарплатами учителей: По мнению президента, зарплата учителей не должна опускаться ниже, чем в среднем по экономике в регионах.

Учитель в образовательном процессе

Монумент «Учитель и ученик» в Ростоке. Скульптура Учителя на территории МАДИ.

По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное её отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования её духовного мира.

Структура готовности к педагогической деятельности

  1. Сформированное педагогическое сознание: Я-концепция, В-концепция (концепция воспитанника), Д-концепция (концепция деятельности).
  2. Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения.
  3. Владение педагогической техникой. Наличие педагогических способностей: коммуникативных, перцептивных, прогностических, конструктивных, дидактических, гностических, организаторских, экспрессивных.

Классификация типов учителей

По характеру ценностных ориентаций (В. Н. Сорока-Росинский): учителя-теоретики, педагоги-реалисты (и утилитаристы), педагоги-артисты, учителя-интуитивисты.

По специфике интеллектуально-волевой сферы: интеллектуальный тип, эмоциональный тип, волевой тип, организаторский тип.

По личностным установкам (Я. Корчак): воспитатель-тиран, честолюбивый воспитатель, разумный воспитатель.

По преобладающей направленности личности: организатор, предметник, предметник-организатор, коммуникатор, учитель-интеллигент (просветитель).

Педагогическая культура учителя

Педагогическая культура учителя — совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.

Компоненты педагогической культуры учителя

В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической культуры.

  • Аксиологический компонент образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.
  • Технологический компонент включает в себя способы и приёмы педагогической деятельности учителя.
  • Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта.

Также выделяют следующие компоненты педагогической культуры учителя.

  1. Ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей.
  2. Гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие.
  3. Педагогическое мастерство.
  4. Установка на постоянное самосовершенствование.
  5. Культура поведения и общения, педагогический такт.
  6. Личностная самостоятельность учителя.
  7. Общая педагогическая эрудиция и компетентность.
  8. Доброжелательность, общительность и увлечённость работой.

Качества, необходимые для эффективной работы

  1. Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников.
  2. Умение придать личностную окраску преподаванию.
  3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников.
  4. Умение управлять собой и детьми.
  5. Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками.
  6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.
  7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.
  8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.
  9. Креативность.
  10. Способность к рефлексии.

Критерии успешности учителя

Отношение к людям

Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Не завистлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.

Отношение к себе

Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.

Отношение к работе

Трудоспособен и организован. На всех хватает времени. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.

Креативность, гибкость

Знает, где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.

Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности

  • Эмоционально-импровизационный.
  • Эмоционально-методичный.
  • Рассуждающе-импровизационный.
  • Рассуждающе-методичный.

Педагог, предпочитаемый детьми

  1. Личностные качества: доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству; толерантность, тактичность, чувство юмора,любовь к детям.
  2. Организаторские качества: демократичность, коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность.
  3. Деловые качества: знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять,интерес(любовь) к своему предмету.
  4. Внешний вид: хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

Пути и формы овладения педагогической профессией

Содержание и структура овладения педагогической профессией

Характеристика системы профессионального педагогического образования в России

В настоящее время в России существует многоуровневая система педагогического образования, которая совмещает в себе две концептуальные основы. Первая основа — это концепция светского образования, в русле которой развивается большинство учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования. Вторая концептуальная основа — это многоуровневое образование, которое существует на западе и пытается привиться в России. Подготовка педагогов в России ведётся в средних и высших профессиональных заведениях. Как и в советское время, профессиональная ориентация в области педагогического образования осуществляется ещё в школе, где существуют педагогические классы, которые, не давая профессионального образования, ориентируют учащихся на овладение будущей профессией. Помимо общеобразовательных дисциплин в учебный план входят дисциплины психолого-педагогического цикла.

Педагогические колледжи

Первой ступенью профессионального педагогического образования в России на данный момент являются педагогические колледжи, которые направлены на получение среднего профессионального образования. Обучение в них проходит в сроки от 2 до 3,5 лет. Педагогические колледжи готовят педагогов для дошкольных учреждений и педагогов для начальной школы. Набор специальностей разнообразен. Среди них педагоги по рисованию, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги для воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях и в начальной школе и др.

Высшие учебные заведения

Второй ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные заведения. Высшее педагогическое образование можно получить как в специализированных высших педагогических учебных заведениях, так и в высших учебных заведениях, в которых осуществляется подготовка психологов и педагогов. Среди них социальные университеты, университеты и др. Специальности, получаемые в высших педагогических учебных заведениях многообразны.

Бакалавры и магистры

Во многих высших учебных заведениях введена многоуровневая подготовка специалистов. Первый уровень — это бакалавры, которые обучаются 4 года и в целом осваивают педагогическую специальность по избранному направлению и имеют право работать педагогами в разных учебных заведениях. Второй уровень — подготовка магистров, которая осуществляется за 2 года и имеет целью подготовить специалиста, способного решать многообразные педагогические проблемы и заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Аспирантура

Третьим уровнем подготовки педагога в настоящее время является аспирантура и докторантура, в которых готовятся научно-педагогические кадры высшей квалификации для решения задач подготовки педагогов в высших учебных заведениях.

Многоуровневая система образования

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. Проблемы многоуровневого образования являются сложнейшими и многоаспектными. До сих пор ещё полностью не определены пути введения многоуровневой системы образования. Многие исследователи и государственные институты предлагают свои модели многоуровневого образования, которые направлены на адаптацию системы многоуровневого образования давно развивающейся на западе к условиям российского образования.

Бакалавр и магистр в образовании

Студент, который учится на бакалавра, осваивает программу в 4 года и получает диплом, который позволяет ему заниматься воспитанием и обучением во всех типах образовательных учреждений по полученной им специальности. Человек, который хочет получить диплом магистра, уже должен получить диплом бакалавра и учиться ещё 2—3 года, чтобы получить диплом магистра, который позволяет ему осуществлять те же функции, что и бакалавр, но, при этом, заниматься научно-исследовательской и руководящей работой в любых образовательных учреждениях.

Можно выделить следующие уровни профессиональной подготовки педагога, существующие в настоящее время:

  • уровень профессиональной ориентации (педагогические классы школы);
  • среднее профессиональное образование (педагогические колледжи);
  • высшее профессиональное образование (высшие учебные заведения);
  • подготовка научно-педагогических кадров для высшего профессионального образования (аспирантура, докторантура).

Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала

В. Г. Петров «Учитель рисования» (1867) Методы самовоспитания

  • самонаблюдение (режиссура поведения учителя);
  • самоанализ;
  • самоприказ;
  • самоотчёт;
  • самоодобрение;
  • самоосуждение;
  • самонаказание;
  • рефлексия и др.

Условия эффективности самовоспитания

  • педагогическая помощь и руководство;
  • осознание воспитанниками необходимости в самовоспитании и стремление овладеть его технологией;
  • взаимодействие воспитания и самовоспитания;
  • активная деятельность воспитанников.

Пути самовоспитания педагога

  • Социальные требования к личности.
  • Самопознание (восприятие внешних оценок и воздействий, самоанализ, самооценка).
  • Планирование работы над собой (перспектива — цель, постановка задач, составление программы).
  • Реализация программы — Готовность — психологическая (мотив, интерес, установка, положительная личностная Я-концепция).
  • Практическая готовность (знания, умения, навыки).
  • Самоконтроль и самокоррекция.

Самопознание

Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности. Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы правил жизни, которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно: «да», «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т. п. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Самовоздействие

Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, то есть средства саморегуляции. К ним относятся разного рода приёмы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждения, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. В последние годы, благодаря широкой популяризации, всё чаще используются методы и приёмы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг.

Примечания

  1. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С. 16
  2. Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 2. — М., 1988. — С. 30
  3. Коменский Я. А. Великая дидактика, гл. XIII).
  4. Шацкий С. Т. Пед. соч, Т. 1, с. 298).
  5. Цит. по Луначарский А. В. Основные принципы единой трудовой школы // Народное образование, 1999, № 10.
  6. Кушнир А. М. Пора исправить трагическую ошибку КПСС в воспитании! // Альманах Макаренко, 2008 г., № 1
  7. Гнусарькова М.А. Престиж профессии — учитель.
  8. Ирина Резник. Спасти учителя. Газета.Ru (5 ноября 2013).
  9. Алла Салмина. Зарплата учителей выросла за счёт нагрузки. Российская газета (25 марта 2014).
  10. Путин призвал перестать нахваливать учителей и вспомнить о зарплатах // Лента.ру.
  11. 1 2 3 Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластёнина. — М., 2004.
  12. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие. — 2-е изд, испр. и доп. — М., 2003. — 152 с.: ил.
  13. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М., 1998. — 336 с.
  14. 1 2 Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. — 4-е изд., перераб. и дополн. — М., 2010. — 344 с.: ил.
  15. 1 2 Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. — М., 2008.

> См. также

  • Преподаватель
  • Педагогика
  • Ученик
  • Гувернёр

С чего все началось

— Александр Львович, а когда вообще появились первые учителя?

— Любая профессия предполагает преемственность. Охотник учил детей выслеживать оленя, гончар — месить глину, и так далее. Но трансляция знаний от мастера к ученику — это еще не школа. То, о чем мы говорим, — то есть учительство как профессия — появилось тогда, когда возникли первые цивилизации — Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Это время, когда появляются государства, появляются писаные законы. Тогда же возникает и социальный запрос на грамотного администратора. Любому государству нужны чиновники, ведающие сбором налогов, переписью, общественными работами, снабжением войска. Раньше, в племенную эпоху, с задачами власти справлялись ближайшие слуги вождя или царя. Но с возникновением больших государств потребовалась целая иерархия слуг, которые работают со знаковыми системами — письменностью и арифметикой. То есть производство грамотных людей выделилось в отдельную задачу. Именно тогда и появляется школа — как государственная система продуцирования образованных людей.

— Есть расхожее мнение, что в древнем мире образованием всецело ведали жрецы. Так ли это?

— Это ложный стереотип. Конечно, жречество заботилось о передаче сакральных знаний, но вовсе не ставило себе задачей передавать их массам. Массам достаточно было примитивных, адаптированных представлений, передававшихся от родителей к детям. Да, были жреческие школы, но весьма немногочисленные и решающие исключительно внутренние задачи жреческой иерархии. Жрецы не пытались подмять под себя государственную систему образования.

Оксиринхский папирус ок. 100 г. н. э. с диаграммой к «Началам» Евклида

— А такая разве была?

— Да. И надо сказать, со времен Месопотамии школа не очень-то сильно изменилась. Она вообще крайне консервативный институт. Египетский или шумерский учитель очень похож на нынешнего, потому что и там, и тут ставится одна и та же задача: государству нужен определенный уровень грамотности. Следовательно, необходимо, во-первых, системно его передавать, во-вторых, не слишком ограничивать право на образование сословными рамками (иначе не появится кадровый ресурс, не будет того, что мы сейчас называем «социальными лифтами»), и, в-третьих, нужно, чтобы знание было технологичным, то есть предполагается некий обязательный стандарт: умение читать, писать, считать, знать основные ценности своего отечества. Именно тогда появляется школа как группа учеников, с которой работает учитель.

— Государственная школа? Существующая на бюджетные деньги?

— Нет, как правило, это частная школа — еще со времен Египта и Шумера. То есть человек объявляет, что организует школу и берет за обучение такую-то плату, к нему ведут детей, он их учит. И он не один такой, есть разные школы, и родители могут выбирать. Государство, впрочем, за школами присматривает, но никаких специфических органов, никакого Минобраза нет. Просто если на учителя поступают жалобы городским властям, ему могут запретить преподавать.

Несколько позднее появляются школы при храмах и дворцах. Дворцовые школы — это уже несколько иной сюжет, там ставится задача образования и воспитания высшей государственной элиты. Мы же говорим о школе массовой, элементарной. В Риме ее называли «тривиальной», поскольку часто она размещалась у перекрестков. На протяжении почти всей человеческой истории она практически не претерпела изменений. Это частная платная школа, где дают базовый набор знаний и умений.

Учитель или педагог?

– А воспитание? Занималась ли древняя школа воспитанием детей?

В общем-то, нет — то есть воспитание было все-таки вторичным по отношению к образованию. В древнем мире вообще
основой воспитания была семья. То есть воспитывал либо отец, либо семейные слуги. Так было и в Египте, и в Шумере, и в греко-
римском мире. В Греции, кстати, такие слуги назывались «педагогами».

— Интересно, что сейчас понятия «учитель» и «педагог» фактически стали синонимами…

— Ну а в древности было не так. Учителем называли человека, который непосредственно ведет уроки в школе. Кстати,
специализации тогда не было, один учитель преподавал все, как мы бы сейчас сказали, предметы: то есть грамоту, счет,
литературу, мифологию. В более редких случаях у учителя были ассистенты-подмастерья, но и они больше отвечали за порядок в
школе.

А педагог — это слуга, сопровождающий ребенка в школу, забирающий его оттуда и часто сидящий рядом с ним на уроках. Статус его был довольно сложным, неоднозначным. По античной литературе мы видим, что авторы порой ворчали: дескать, если раб годится работать, он работает, если же нет — он педагог. И это неправильно, — делали вывод авторы, — ибо педагог должен быть воспитателем, а в воспитатели не всякий годится.

Платон и Аристотель. Лука делла Роббиа. 1437

То есть статус педагога не сводился только к сопровождению ребенка в школу. Педагог еще и воспитывал, да и вообще был спутником жизни своего подопечного. Фактически, он был «дядькой», как называлось это в русской культуре XVIII-XIX веков. Савельич при Петруше Гриневе — типичный педагог, именно в античном смысле этого слова.

Но в античном мире статус педагога мог повышаться. В определенных обстоятельствах он мог стать опекуном ребенка, нести за него финансовую и юридическую ответственность, и даже выполнять роль родителя. Кстати, он имел право и телесно наказывать ребенка. Вообще, детей во все времена били, и дома, и в школе, невзирая на происхождение и сан. В Египте бытовала поговорка, что ухо мальчика находится на его спине. Впрочем, бывало и так, что ребенок из знатной семьи давал педагогу сдачи.

— А верно ли, что в древнем мире в школах учились только мальчики?

— Это еще один миф. В древнем мире гендерный вопрос вообще не стоял слишком жестко. Гораздо большее значение, нежели пол, имел статус семьи. Если ребенок из знатной семьи, то он уважаем, неважно, мальчик это или девочка. Вообще, как правило, девочки получали образование в семье. Но были и школы для девочек, а были и совместные школы, где мальчики и девочки сидели отдельными группами, но в одном помещении. Заплатил деньги — и учись, неважно, какого ты пола и возраста.

Зачем учиться? Зачем учить?

— А почему вообще детей отдавали в школы? В чем их родители видели ценность образования?

— Прежде всего, образование открывало возможность социального роста. Образованный человек мог стать чиновником или писцом, то есть обрести высокий статус. Образованный чиновник-администратор иногда в глазах общества значил больше, чем родовитый вельможа. То есть образование — это путь в элиту. Причем жесткого сословного барьера не было. Свободный человек, пускай и незнатного происхождения, мог сделать большую карьеру. И в Египте, и в Шумере, и в Греции, и в Риме были свои Ломоносовы — талантливые люди из простонародья, желавшие учиться. Другое дело, что огромное большинство людей шло по стопам родителей. Отец у тебя горшечник — значит, и тебе нужно быть горшечником, так уж принято. Однако возможность подняться выше все равно была.

Вторая причина, по какой ценилось образование, — культурная. Человек, получивший образование, — это человек, впитавший в себя культуру своего народа, это полноценный гражданин (особенно это касалось греко-римского мира).

О мотивации самих учеников судить трудно. В самом деле, по каким источникам мы могли бы это сделать? Юноши мемуаров не пишут. Зато до нас дошло несколько любопытных документов мемуарного типа, где люди дают оценку своим детским и юношеским годам: мол, я учился, я старался, я выделился. Вон тот — вельможа, а я стал выше него…

Кроме того, учились ведь долго, минимум десять лет. Так что к юношеским годам у многих школьников уже могла возникнуть иная мотивация, нежели страх палки.

— Давайте поговорим об учителях. Кто мог стать учителем в античном мире?

— Кто хотел, тот и становился. Дипломов и сертификатов тогда не требовали. Объявляет человек, что открывает школу, — к нему и идут. Или не идут — если учит плохо или плату требует слишком большую. То есть в полной мере действовали рыночные законы. Что же касается мотивации учительства, то она чаще всего тоже была вполне рыночной — заработать денег. Иногда учительство становилось для человека подработкой, в дополнение к основной профессии. Скажем, школу мог открыть и ремесленник.

Впрочем, особо доходной профессией учительство никогда не было. Иногда учителю элементарной школы что-то подбрасывало государство — сейчас бы мы назвали это «грантами». Иногда платили натурой — это мог быть мешок проса, к примеру.

В целом в античном мире социальный статус учителя был не слишком высок. В нынешних понятиях — это нижняя граница среднего класса. Важно еще и то, что учителя не составляли никакой корпорации, «цеха», они были каждый сам по себе. В целом их уважали, но не более того.

Государство в какой-то мере контролировало деятельность учителей, но, конечно, не так, как сейчас. Не было никаких инспекторов. Просто если жалоб на данного учителя оказывалось много, власти как-то реагировали. Известны случаи, когда учителем были недовольны, и ему приходилось закрыть школу, уехать из города, заняться чем-то иным — к примеру, торговлей. Но чаще всего происходила естественная регуляция: к тому, к кому прилипла слава плохого учителя, просто не отдавали учеников.

В христианскую эпоху

— А что изменилось, когда Римская империя приняла христианство? Как Церковь отнеслась к античным школам?

— Это еще один предрассудок — будто бы Церковь отрицательно относилась к античному образованию и желала искоренить языческие школы, заменив их христианскими. На самом деле все было гораздо сложнее. Империя, став христианской, не перестала быть античной. Подданный христианской империи оставался человеком античного мира и очень многое принимал как само собой разумеющееся. В том числе и школу. Люди понимали: хочешь жить в обществе — получай обычное светское образование. Другое дело, что это светское образование дополнялось религиозным внутри христианской общины. Там, в общине, и детей и друг друга учили основам веры, читали и толковали Священное Писание. Мы об этом знаем, к примеру, из «Исповеди» Блаженного Августина. То есть конфликта как такового между светской школой и Церковью не было. Церковь не стремилась разрушить светское образование, а создавала островки своего образования, духовного.

Образ западно-европейской школы XIV века

— Ну а когда же появились первые христианские школы?

— Условно говоря, не раньше VI века по Р. Х. То есть на Востоке — это уже время Византии, на Западе — Карла Великого. Причем между Западом и Востоком тут большая разница. На Западе эти школы действительно можно назвать христианскими, потому что они открывались при монастырях и церковных приходах. А вот в Византии школа по сравнению с античностью почти не изменилась — она так и оставалась светской, содержание образования оставалось прежним. То есть грамота, счет, риторика, немного литературы, немного истории.

Что интересно — государственная власть в Византии практически не обращала внимания на начальную школу. Иногда учителям давали налоговые льготы (к примеру, при Юстиниане), иногда эти льготы снимали, но в деятельность школ не вмешивались. Историки с удивлением пишут, что мощная христианская империя оставила начальное образование таким же имперским, как и в языческую эпоху.

Иное дело — высшее образование, хотя тут нелегко понять, что же именно в Византии можно считать высшей школой. Зачастую это были «кружки по интересам», где высоко образованные люди общались между собой и просвещали юношество. Назвать такие неформальные объединения университетами довольно сложно. Вот к такому образованию империя проявляла уже гораздо больше интереса. Иногда спонсировала, иногда вмешивалась в борьбу разных культурных моделей — ведь эти то ли университеты, то ли кружки, как правило, становились площадками для обсуждения богословских вопросов, к которым византийская власть была, прямо скажем, неравнодушна.

— Изменило ли христианство мотивацию учителя в византийской начальной школе?

— Скорее нет, чем да. У нас нет никаких свидетельств, что учителя в массе своей испытывали какой-то особый пафос и рвались сеять в детские души «разумное, доброе, вечное». Они могли любить свою работу, добросовестно ее исполнять, но какого-то высшего призвания не чувствовали. К тому же и платили им сущие копейки, какой уж тут пафос… Пафос начинался выше, на уровне тех самых «кружков-университетов».

— Давайте из поздней античности перенесемся в Средние века. Существует устойчивый стереотип, что средневековая школа была жутким местом — не только из-за телесных наказаний, но и из-за примитивных методов преподавания, крайне низкого уровня получаемых знаний. Так ли это?

— И да, и нет. Действительно, это образование было довольно примитивным — но оно соответствовало уровню своей эпохи. Кроме того, нельзя говорить «вообще» — это получается «средняя температура по госпиталю». Естественно, многое зависело от места, от времени. Богатые родители, конечно же, могли дать своим отпрыскам лучшее образование, чем бедные. Как и сейчас, впрочем.

Что касается примитивных методов преподавания, то под ними чаще всего подразумевают механическое заучивание наизусть. А так ли уж оно плохо — это вопрос спорный. Ведь такое заучивание тоже развивает мышление, можно сказать, организует внутренний мир. Гуманисты в эпоху Возрождения, кстати, придавали большое значение мнемонике — умению запоминать большие объемы информации.

Школа XIV в. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского». Фрагмент. Конец XVI в.

— А если говорить о древней Руси? Как изменились представления о древнерусской школе и древнерусском обществе после открытия новгородских берестяных грамот?

— Очень сильно изменились! Оказалось, древнерусское общество было грамотным, в нем были письменная культура, письменное общение — своего рода «берестяной интернет». Люди обменивались записочками, у каждого с собой был письменный прибор — прямо как сейчас мобильный телефон.

Оксиринхский папирус
ок. 100 г. н. э. с диаграммой к «Началам» Евклида

Другое дело, что эта письменная культура была присуща населению городов. В деревне для нее не было ни мотивации, ни, зачастую, объективной возможности. Там ведь нередко и священники были безграмотными. Сохранилось много жалоб — мол, священники у нас не в состоянии читать богослужебные книги.

Поэтому правильнее говорить не об общем уровне, а о разных «этажах» культуры. В городах она очень быстро поднималась до европейского уровня.

Учитель больше, чем учитель?

— Когда в России на рубеже XVIII–XIX веков стали возникать школы для детей крестьян, мастеровых и так далее, разве не было в народе каких-то сомнений и предрассудков: стоит ли, мол, учиться?

— Конечно, были! Прежде всего, потому, что тогда это было функционально ненужно. Школы воспринимались как барская забава. Какой-нибудь начитавшийся Руссо барин мог создать у себя в имении школу и лично учить крестьянских детей. Оттуда выходили грамотные люди — но их образование было невостребованным. Они так и оставались крестьянами: пахали землю, платили оброк. Для карьеры школьная учеба была бесполезной — вернее, ни о какой карьере тогда не было и речи.

Более того — подобное отношение к образованию было присуще и дворянам! Вспомним фонвизиновского «Недоросля». Вспомним, как Петр Первый отправлял дворянских отпрысков на учебу — это воспринималось как то, что их гонят чуть ли не на убой, матери рыдали, хотя образовательный ценз действительно требовался дворянам для карьеры.

Н. П. Богданов- Бельской. Устный счёт в народной школе С. А. Рачинского. 1895 г. На картине изображена деревенская школа XIX века во время урока устного счёта. Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский. Он был профессором Московского университета, ботаником и математиком.

— Почему же ситуация изменилась в XIX веке?

— Причина тому — очень серьезные изменения в культуре, в сознании высшего общества. Тема большая и сложная, но суть вот в чем: в Европе на рубеже XVII–XVIII веков меняются представление о воспитании. Возникает педагогика как наука. По сути, это гигантский просветительский проект: создать интеллектуальную элиту, которая будет тайно управлять обществом и вести его к прогрессу. Проект этот восходит еще к Фрэнсису Бэкону, далее им вдохновляются и другие светлые умы — тот же Ян Амос Коменский, отец всей новоевропейской педагогики. Потом — Вольтер, Руссо. Или, скажем, был альтернативный педагогический проект иезуитов, которые представляли себе желаемую элиту общества иначе, но применяли те же средства, те же приемы воспитания — и это были, как сейчас бы сказали, манипулятивные техники управления сознанием.

По сути, этот проект тоталитарный и совершенно несовместимый с христианством. Ведь одно дело, когда человек на исповеди сознательно и добровольно обнажает свою душу перед священником — и совсем другое, когда кто-то считает себя вправе лезть в нее и лепить согласно своим представлениям. Церковь человека либо воспитывает, либо образовывает — но не выращивает из него некоего небывалого «нового человека».

— Простите, а какая тут связь с изменившейся ситуацией в деле школьного образования?

— Связь прямая. Дело в том, что во второй половине XVIII века этот манипулятивный проект подвергся серьезным идеологическим изменениям благодаря Жану Жаку Руссо. Тот, споря с Вольтером, считал, что нужно не механически форматировать нового человека (подобно болванке на токарном станке), а выращивать его, то есть принимать таким, каков он есть, но культивировать его лучшие черты и пресекать худшие. Другими словами, педагог должен быть не столько «токарем», сколько «садовником». А отсюда закономерно вытекает идея, что необходимо всеобщее образование. Оно необходимо всем — и дворянам, и простонародью. Всех надо «окультуривать».

В России эти идеи горячо восприняли — и Екатерина Великая, и Новиков, и Бецкой. Постепенно мысль о необходимости массового образования укоренялась в умах российской элиты, и уже в XIX веке, после наполеоновских войн, вылилась в образовательные реформы. Направление этих реформ — отдельная тема, тут уже реализуется не столько «просвещенческий», сколько «государственный проект».

— Что это означает?

— Делается ставка на выращивание не спорщиков в модных салонах, а компетентных государственных служащих. Людей, преданных государству. Не интеллигенции, а интеллектуалов, говоря сегодняшним языком. То есть оказался нужен университет нового типа. Но для такого университета необходимы соответствующие студенты, а откуда взяться им? Следовательно, нужна средняя школа, отвечающая поставленным задачам. А именно: школа, которая, основываясь на античных ценностях, воспитывает в человеке разумность и гражданственность. Вдобавок — в ней есть христианская составляющая. То есть это та самая классическая гимназия, которую мы знаем по литературе XIX века.

Замечу, что этот педагогический проект — не русское изобретение. По сути, это немецкий проект, который Россия подхватила и с переменным успехом реализовывала.

Для нас в данном случае важно, что благодаря таким педагогическим реформам крайне возросла роль школьного учителя. Причем, опять же, не только в России, но и вообще в Европе. Вспомним известную фразу Бисмарка, что битву под Садовой (сыгравшую ключевую роль в объединении Германии) выиграл школьный учитель.

В сельской школе. (1883). Владимир Маковский.

— Значит ли это, что в XIX веке российский учитель был крайне уважаемой фигурой?

— Вопрос сложный. С одной стороны, в большинстве дошедших до нас воспоминаний какой-то позитивной патетики я не припомню. Наоборот, общим местом стала критика школы — ее вспоминают как скучное время, когда скучными людьми навязывались какие-то скучные вещи. Тут можно упомянуть публицистику Успенского, Дорошевича, да и чеховского «Человека в футляре». Это что касается гимназического учителя.

С другой стороны, огромным уважением пользовался учитель сельский. Особенно с 60–70-х годов XIX века, когда возникло народничество и молодые люди, обуреваемые светлыми побуждениями, пошли преподавать в сельские школы. Плюс к тому же, отмена крепостного права создала возможность социальных лифтов для получивших образование крестьянских детей, то есть образование как таковое стало цениться.

— Примерно тогда от школьного учителя начали ждать, что он должен сеять «разумное, доброе, вечное»?

— Да, это началось именно тогда. В школы пришли люди с миссией, и миссия их не сводилась только к обучению детей грамоте. Учитель, особенно сельский, — это еще и моральный авторитет, и окно в другой мир, и народный заступник, и просветитель взрослых крестьян. Словом, перефразируя Евтушенко, «учитель в России больше, чем учитель».

Иными словами, разночинцы создали культ учителя. Революционная пропаганда, кстати, тоже работала на этот культ.

— И как долго он просуществовал?

— Очертить границы довольно сложно. В какой-то степени этот культ дошел и до наших дней. Но главное, что его подкосило, — это то, что в XX веке образование стало массовым и обязательным. А следовательно, и профессия учителя тоже стала массовой. Когда учителей требуются миллионы, то для общества становится очевидным, что лишь малая доля их — Учителя с большой буквы.

Но процесс развивался исподволь. В СССР как минимум до конца 1940-х годов авторитет учителя был весьма высок. Причин тому несколько. Во-первых, за спиной учителя стояло государство, учитель воспринимался как часть государственной машины. Во-вторых, учителя тогда были пусть и небогатыми людьми, но вовсе не нищими — их заработок был чуть больше, чем у большинства родителей их учеников. В-третьих, это были в значительной своей массе очень интеллигентные люди, получившие образование еще до революции. Я уж не говорю о том, что образование тогда крайне ценилось, оно реально открывало путь с социальных низов в элиту общества.

Но вот где-то уже в хрущевскую эпоху, на рубеже 1960-х годов, ситуация постепенно меняется. Образование превращается в массовую машину, классы по 45 человек, учитель в плане заработка ничуть уже не выделяется на общем фоне, да и образован значительно хуже, чем прежние учителя, — он ведь уже выпускник советского пединститута, а не дореволюционного университета. Школьное образование фактически становится механизмом штамповки человека. Отсюда — пренебрежительное отношение к учителю и со стороны учеников, и со стороны родителей.

Сегодня и завтра

— Ну а что же происходит с профессией учителя сейчас?

— Сейчас — это, обобщенно говоря, постсоветское время? Тут ситуация сложная. С одной стороны, в 90-е годы резко понизилась ценность образования в глазах большинства населения. Зачем учиться, если пределом мечтаний для многих стало место продавца в ларьке? Вспомните это время, когда массовой верой стали деньги — причем деньги быстрые и любой ценой. Не то что знания — но даже и «корочки» перестали цениться, тем более что их можно стало попросту купить. Все это влияло и на отношение к учительству. В учителе начали видеть «лузера», неудачника.

А с другой стороны — появились частные школы, лицеи и гимназии с очень высоким уровнем преподавания и высоким уровнем оплаты учительского труда. Учитель в таких школах вновь стал уважаем, фактически его начали воспринимать как представителя элиты.

К концу 90-х годов постепенно в обществе появилось понимание, что все-таки без образования никуда — серьезной карьеры не сделаешь, да и купленные «корочки» могут выйти боком. Конечно, это еще не светлая и бескорыстная тяга к знаниям, но, по крайней мере, не наплевательское отношение к школе. Учитель по-прежнему остается нищим и не слишком уважаемым, но хотя бы перестает восприниматься «лишним человеком». Да и образование, кстати, унифицируется. То, что в начале 90-х считается элитным образованием, к началу 2000-х таковым быть перестает.

Вообще в 2000-е годы, с одной стороны, несколько улучшается финансирование массовой школы, но, с другой, хуже становится школам элитным. Многие из них закрылись — и по экономическим причинам, и в силу чиновничьего произвола. Причем в первую очередь речь идет о школах хоть и платных, но доступных среднему классу. Кто-то до сих пор держится — например, православные гимназии, хотя им тоже приходится нелегко.

Так что, как видим, учительство по-прежнему остается хоть и необходимой, но не слишком уважаемой и не слишком оплачиваемой профессией.

— Не стоит, наверное, углубляться в вопрос «кто виноват». Задам другой классический вопрос: «что делать?». Как поднять престиж учительской профессии?

— Скажу совершенно банальную вещь: государство должно вкладывать в образование деньги, и деньги серьезные. Причем не в образование «вообще», а именно в оплату учительского труда. Учителя, который получает сто тысяч рублей, будут уважать больше, чем получающего десять. Причем надеяться, что в этой сфере сами собой заработают рыночные механизмы, — наивно.

Второе, что нужно сделать, — это пересмотреть содержание образования. Наша школа до сих пор воспроизводит образовательную модель XIX века, что уже становится неадекватным современному положению вещей. Я думаю, какие-то предметы вообще следовало бы убрать из школьной программы, какие-то сделать более функциональными и тем самым облегчить жизнь и ученикам, и учителям.

И третье — давайте перестанем мучить учителя бесконечными бумажками: планами, отчетами. Учитель сейчас работает не столько на учеников, сколько на бюрократов-проверяющих.

И, наконец, надо понять, что речь идет не только о спасении учителя — речь о спасении общества. Одно с другим взаимосвязано. Если мы не хотим развала всего и вся — то должны спасти учителя, должны сделать из него уважаемого человека и дать ему возможность заниматься подлинным образованием и воспитанием, а не фаршировкой мозгов.

История возникновения учителей

Краткое описание:

Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения. Согласно словарю Ожегова, учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Если раньше это понятие вызывало лишь одну ассоциацию: школа, то сегодня рамки профессии расширены. Учителя передают нам знания в вузах, курсах английского языка, учат различным бизнес наукам как бизнес-тренеры, коучи, работают над нашей пластикой на занятиях по йоге и танцам.

История профессии:

Когда-то давно, когда разделения труда не существовало, учителями становились все старшие, наиболее опытные представители племени/общины. При переходе к разделению труда, учителями становились люди, практиковавшие то или иное ремесло и передававшие тот или иной навык/знание. И лишь в 18—19 веках, преподавание как официально признанная профессия стало массовым явлением в Европе и во всём мире…

Социальная значимость профессии в обществе: В 21 веке, когда знаний становится всё больше, наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки. Учителя сопровождают нас в течение жизни, с детсадовского возраста. Даже за стенами альма-матер, мы продолжаем учиться. Тренер по фитнесу прячет от нас шоколад и заставляет пробежать ещё несколько километров на беговой дорожке. Бизнес-тренер делится новейшими советами мастерства, делая нас более успешными. Коуч работает с нами, индивидуально указывая на наши ошибки, помогая их исправить.

Массовость и уникальность профессии: Основная компетенция успешного учителя, не зависимо от преподаваемой дисциплины и аудитории — эффективная коммуникация. Именно она позволяет донести знания, мотивировать к труду, управлять конфликтами в коллективе. На втором месте — отличное знание предмета. На третьем — терпение, терпение и ещё раз терпение.

Риски профессии: Работа с детьми в детсаду, школе, вузе, как и прежде важна для общества и почётна. Тем не менее, все преподаватели стремятся быть бизнес-тренерами, коучами. Эти представители профессии наиболее востребованы, их труд наиболее хорошо оплачивается.

Где получить профессию:

Система образования предлагает широкие возможности обучения для тех, кто хочет стать учителем. Главное решить, что именно и в каком формате Вы хотите преподавать. Если обожаете возиться с малышами, можете стать воспитателем детсада или младшей школы, чему научитесь в педучилище или пединституте. Для того, чтобы преподавать в вузе, необходимо получить как минимум полное высшее образование, а в идеале — научную степень. Если же Вы хотите быть бизнес-тренером — получите высшее образование, забудьте обо всём выученном и отправляйтесь в реальный сектор экономики за практическими знаниями. Если о Вас заговорят как об успешном специалисте, Ваш опыт захотят перенять амбициозные коллеги и Ваш тренинговый зал всегда будет полон. Если же Вы станете известны в кругах топ-менеджмента успешных компаний, Вы можете выступать в роли консультанта/коуча, что, по сути, является пиком преподавательской карьеры.

I. История возникновения профессии — учитель

Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения . Согласно словарю Ожегова, «учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает». Раньше учителями называли только тех, кто преподавал в школах. Сейчас учителя передают свои знания в вузах, на различных курсах (иностранных языков, компьютерных), учат танцам, йоге, кулинарии, шитью, бизнесу.

Когда-то давно-давно, когда люди жили в первобытном обществе, единственным занятием людей было добывание пищи. Родители учили своих детей охоте и собирательству. Позднее, с развитием и разделением труда, старые и опытные соплеменники, свободные от охоты, стали первыми учителями для детей племени. Первые учителя свои знания передавали из уст в уста, с помощью рисунков. Так начинали накапливаться, сохраняться, передаваться из поколения в поколение знания.

Как нам известно, из уроков истории, первые школы появились в Древнем Египте. Школы в древнем Египте были доступны не всем, учиться могли только благородные юноши из знатных семей. Это, прежде всего, дети фараона, жрецов и высокопоставленных чиновников. Девочки тогда не учились. Они должны были только уметь вести домашнее хозяйство. Школа тогда была совсем не такой, как сейчас. Тетрадей и учебников тогда не было. Вместо тетрадей школьники древнего Египта использовали папирус, на котором они писали. При поступлении в школу и при её окончании школьники сдавали экзамены, это напоминает наше время. Учителями в Древнем Египте, как правило, были мужчины. Учителя в этих школах должны были быть строгими и знавшими своё «ремесло».

После Древнего Египта переняли традицию преподавания и цивилизации Древнего Востока. В Междуречье школы существовали почти в каждом городе при храмах. По мнению историков, школы были маленькими, обучалось в них около 20–30 учеников, и у них был только один учитель. Видимо потому, что главное предназначение школы в Шумерской цивилизации — это подготовка будущих писцов. Учитель в таких школах делал таблички с текстом, ученики их переписывали и учили наизусть. Так и происходило обучение письму. У шумеров учителями тоже были мужчины. Это были люди, блестяще владеющие своим предметом. Однако в крупных школах могло быть несколько учителей. В таких школах дети обучались кроме письма, еще и рисованию и счёту. К I тысячелетию до н.э. в Шумере сложился настоящий идеал образования, он включал в себя владение письмом на хорошем уровне, умение составления документов, знание обрядов магии, математические вычисления. Поэтому требовалось уже больше учителей, владевших всеми этими знаниями. Наверное, тогда и появилась потребность в учителях, которые бы учили детей разным предметам.


Далее школы начали появляться в Греции. Древние греки большое внимание уделяли образованию детей. Древние греки хотели воспитать человека интеллектуально и физически развитого в равной степени. По данным историков, в V в. до н.э. среди свободных греков не было неграмотных людей. Причем в Древней Греции обучение полностью происходит в школах, а не, как ранее, дома. Случайного учителя в школу Древней Греции взять не могли. Человек, который хотел стать учителем, должен был сдать два экзамена: один экзамен на знание предмета, который он хотел преподавать, второй экзамен — на умение работать с детьми.

Рисунок 1. В древнегреческой школе

Самая знаменитая школа была создана в Древней Греции философом и ученым Пифагором. Сам Пифагор был старательным учеником, и всё время хотел узнать что-либо новое. Пифагор, отлично отучившись в Египетской школе, приехал в Грецию и принялся за создание своей школы— Пифагорейской. Пифагор смог показать грекам, какие должны быть школы, как их надо строить и как трепетно обучать детей.

Обычно в Древнегреческих школах после выпуска мальчики продолжали своё обучение, но на более высоком и сложном уровне. Часто отцы заставляли своих сыновей продолжать обучение в гимназии либо на ритора, либо на философа. Будущим риторам предстояло дополнительное обучение после выпуска ещё пять лет, а вот будущие философы обучались ещё семь, а иногда и восемь лет. Если же велось обучение философии, только учитель решал, когда мальчик готов закончить обучение. Как мы видим, учитель в Древней Греции был очень важным и уважаемым человеком.


Девочки учились читать и писать, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались, прежде всего, поэзией и обязательно музыкой и хореографией. В такие специальные школы для девушек отбирали только наилучших философов, хореографов, музыкантов, театральных певцов.

Учитель, в определённый период, играл, в школах Древней Греции, очень важную роль. Ведь, как выше сказано, греки считали, что обязаны воспитать грамотных, умелых, творческих детей. Поэтому учитель был, как ещё один представитель ребёнка, словно ещё один родитель, который обязан сделать из малознающего грека, великого философа, ритора, певца, спортсмена.

Одни из самых, наверное, жестоких школ были спартанские школы. Общее обучение длилось 13 лет. У спартанцев была цель немного другая, чем в остальных городах Древней Греции. Их цель состояла в том, чтобы вырастить выносливого воина, либо умелую мать воина. Много в чём мальчики и девочки спартанских школ были равны между собой. Ежедневно упражнялись физически, а состязания проходили каждый месяц.

Суровость спартанских методов воспитания в школах сделали их нарицательными. Отсюда крылатая фраза «спартанские условия», то есть очень жесткие. Отсюда же и выражение «лаконично» (краткое и грамотное выражение мыслей), так как Спарта находилась в области Лакония.

Воспитывали спартанцы действительно хорошо. Хотя в некоторых Древнегреческих городах отзывались негативно о спартанских школах, считая, что цель обучения – это приобщить к культуре и вырастить образованных людей, но спартанские учителя были уверены, что поступают правильно и говорили, что самое главное дать воспитание своим ученикам. Но многие города Греции были не против таких «спартанских» условий в школах и полностью поддерживали цель спартанских учителей.

Рисунок 2.

Следующим государством, перенявшим строительство школ, был Рим. Римская школа была, в отличие от Египетской, свободна для всех. Римские учителя, также, как и греки, имели цель сделать из ребёнка умного, многознающего, разностороннего и культурного человека. Кроме того, учителя римских школ строго относились к форме одежды своих учеников. Конечно, официальной какой – либо школьной формы не было, но если ученик выглядел неопрятно, то на него писали что-то вроде докладной, а если такой случай повторялся несколько раз, то ребёнка с позором выгоняли из школы. Римский учитель имел признание и уважение своих учеников, так как все учащиеся понимали, что учителя были людьми ответственными и на очень высоком уровне знали свой предмет.

В римской школе были некоторые обязательные предметы: музыка и пение, хореография, литература, математика и арифметика, грамматика и письмо.

Рисунок 3. В римской школе

Римские ученики большую часть времени играли в различные игры. В Древнем Риме любимые развлечения детей не очень отличались от сегодняшних игр: мальчики играли в прятки, догонялки, в мяч, а девочки – в куклы (чаще всего куклы были тряпичные).

На необязательном уроке труда мальчишки часто вырезали из дерева игрушечные оружия: луки, мечи, сабли, ножи. А умелые девочки делали тряпичных кукол, деревянные домики, мягкие игрушки из ваты и ткани, маленькие подушечки, а из дерева и ткани девочки мастерили маленькие постельки для игрушек. В римских школах тоже существовали перемены, на которых ученики могли выходить гулять в сады. В римских школах каждый учитель должен был знать о пользе свежего воздуха, поэтому на больших переменах учителя и ученики гуляли в пришкольных садах и скверах.

Обучение в начальной римской школе длилось 6 лет (с 7-ми – 12-ти лет), дальше наступала средняя ступень образования (на неё учеников отбирали), такая ступень длилась 3 года (с 13-ти – 15-ти лет).

Дальше следовала самая высшая ступень образования, она была обязательна только для знатных персон и будущих риторов.

Были школы и в Древней Индии. Они отличались от школ других цивилизации тем, чтообразование носило семейно-школьный характер, т.е. основное воспитание ребенок должен был получать в семье, а учитель должен был помогать маленькому человеку развивать свои нравственные, физические и умственные качества. Причем ученики жили в доме у учителя, почитали его и во всем ему повиновались, как своему отцу. Так было до V в. до н. э. в

Рисунок 4. В индийской школе

В конце I тысячелетия до н.э. в Древней Индии возник буддизм, который поспособствовал распространению образования. В это время увеличилось количество школ, открывшихся при монастырях. Учителя-буддисты наблюдали за учениками, только помогая им в самостоятельном обучении. Обучение и воспитание имело рекомендательный характер, где большое внимание уделялось нравственному воспитанию учеников.

Конечно, одними из самых древних, являются школы Китая, которые возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Самым сложным в китайской школе было написание иероглифов. Учителям приходилось долго учить этому искусству своих учеников. Уже тогда китайские ученики учились писать сочинения, стихи.

Учителями в Древнем Китае были жрецы, которые владели ремеслом писать кисточкой иероглифы. Основой китайских школ было почитание старших, и, как и в Индии, учителя почитали как отца.

Конечно же, расцвет китайской школы связан с Конфуцием, который считал, что от правильного воспитания зависит процветание общества. В основе педагогических идей Конфуция лежало умелое руководство учеником, заключающееся в согласии между учеником и учителем, легкости обучения, побуждения к самостоятельным размышлениям. Основной задачей древнекитайского учителя было умение научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

Рисунок 5. В китайской школе

В период конфуцианства в Китае сложился культ образованности и школы стали частью государственной политики.

После Рима прошло много — много лет, и славяне начали строить школы и на Руси. После Крещения Руси появились первые грамотные люди и первые книги, и конечно, одну из главных ролей играли первые школы.

Согласно Древнерусским летописям, вся Русь приняла христианство, и везде: во всех сёлах и деревнях стали строить храмы. Русь переняла школы у других цивилизаций, учителями были старые, мудрые, начитанные люди, которые должны были передавать свои знания молодёжи. Учителями на Руси часто становились именно священники, а дети воспитывались очень хорошо. Сначала на Руси образование получали, в основном, будущие церковные служители. Историки говорят, что один учитель мог заниматься с 6-8 учениками. Учили в древнерусских школах писать, читать, петь, а также закону божьему.

В XVII веке обучение в русских школах началось по-новому. Ученики сидели все вместе, но каждому учитель давал своё задание. Научился читать и писать — закончил школу. Учителя были строгими. За неаккуратность наказывали: секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльников было не счесть. Также в XVII веке в школах стали учить латыни. Шло время, школа развивалась вместе с обществом.

В XX веке сформировались такие школы, в которых мы учимся сейчас. За все время их существование много поменялось: вместо папирусов и бересты появились тетрадки, потом появились книги, учебники, потом компьютеры. Теперь школьники изучают множество предметов. Не изменилось только одно – учитель. Без учителя нет школы. Учителя передают нам свои знания, помогают разобраться в сложных предметах. Сейчас, в XXI веке, профессия учитель очень важна, нужна и распространена. Сегодня учителем может быть и женщина, и мужчина. В данные времена учителей уважают и почитают. Не зря М.И Калинин писал: «Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека».

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *