Депутат сената парламента основной автор предшествующего школьного учебника по религиоведению Гарифолла Есим подверг критике «действующий» учебник по данному предмету, написанный под руководством Досая Кенжетаева. Накануне, 19 января, с подобной критикой выступили представители некоторых общественных организаций.
Досай Кенжетаев, основной автор действующего учебника по религиоведению, в неожиданной волне критики видит «происки конкурентов», в частности Гарифоллы Есима. Последний отвергает эти предположения Досая Кенжетаева. Однако эксперты не исключают, что все считанные казахские учебники по религиоведению написаны на низком уровне и даже прямо направлены против свободы религий.
Эксперты проявляют осторожность в оценке сложившейся ситуации и не исключают того, что учебники каждого автора могут быть ненадлежащего уровня.
КРИТИКА УЧЕБНИКА, ИЗДАННОГО ПРИ «СТАРОМ» МИНИСТРЕ
В четверг, 20 января, депутат сената парламента доктор философских наук, 63-летний академик Гарифолла Есим в телефонном разговоре с корреспондентом нашего радио Азаттык подверг критике «действующий» школьный учебник по религиоведению под авторством другого доктора философских наук, директора Института по тюркологии Казахско-Турецкого университета имени Ходжа Ахмета Ясауи Досая Кенжетаева.
По словам Гарифоллы Есима, учебник Досая Кенжетаева содержит множество фактологических ошибок и представляет собой мешанину материалов, набранных из разных источников, в том числе и разнонаправленных.
При этом Гарифолла Есим особое внимание обращает на то, что не он один критикует учебник Досая Кенжетаева. По его словам, этот учебник критикуют представители православной, католической и протестантских церквей.
В связи с этим уместно напомнить, что буквально накануне, 19 января, эксперты фонда «Перспектива» на пресс-конференции в Алматы выступили с критикой учебника Досая Кенжетаева. Они даже призвали власти изъять его из школ.
Так, президент общественного фонда «Информационно-консультативная группа «Перспектива» Ажар Давлетова заявила: «Мы ставим вопрос об изъятии учебника «Основы религиоведения» для 9 класса под редакцией Досая Кенжетаева из школ или полного прекращения преподавания этого предмета».
Ее заместитель Елена Бурова добавила: «Мы провели анализ учебника и обнаружили в нем скрытую пропаганду суфизма».
Гарифолла Есим утверждает, что учебник Досая Кенжетаева получил путевку в жизнь при предыдущем министре образования и науки Жансеите Туймебаеве. По его словам, новый министр Бахытжан Жумагулов теперь наводит порядок с изданием учебников.
В связи с последним Гарифолла Есим выражает надежду на то, что при новом министре образования и науки Бахытжане Жумагулове в школах поменяется учебник Досая Кенжетаева на учебник Гарифоллы Есима и что это произойдет достаточно скоро. Между тем учебник, выпущенный авторским коллективом под руководством Гарифоллы Есима, также подвергался широкой критике.
ПРОИСКИ КОНКУРЕНТОВ?
Автор «действующего» школьного учебника по религиоведению Досай Кенжетаев в критике, развернувшейся против его детища, видит происки своих конкурентов и прежде всего Гарифоллы Есима. При этом он решительно отвергает все обвинения в том, что его учебник содержит «скрытую пропаганду суфизма».

– Такого нет. Все эти выходки организует наш сенатор Гарифолла Есим,Учебники по религиоведению для средних школ под авторством Гарифоллы Есима и других. Алматы, 20 января 2011 года. потому что его учебник не был утвержден министерством образования. Он хочет свой учебник, – говорит Досай Кенжетаев нашему радио Азаттык.
Досай Кенжетаев сообщил нашему радио Азаттык прошлогоднюю предысторию нынешнего положения со школьными учебниками по религиоведению.
– Сначала вышло учебное пособие Гарифоллы Есима. Потом оно не было принято экспертами министерства образования. Поэтому меня в феврале прошлого года вызвал сам министр Жансеит Туймебаев. Он попросил за три месяца написать альтернативный учебник. Я отказался, потому что учебник – это самая тяжелая, кропотливая работа. В общем, я сказал: «За восемь месяцев – могу». Я и написал этот учебник, закончил в августе. И потом мой учебник был принят министерством образования, и при министре образования Жансеите Туймебаеве состоялся приказ по моему учебнику», – говорит Досай Кенжетаев.
Коль скоро Досай Кенжетаев заговорил «о происках конкурентов», то уместно вспомнить, что о том же еще в прошлом году утверждал, но уже – Гарифолла Есим, когда в адрес подготовленного им учебника раздавалась критика не только со стороны западных правозащитников, но и со стороны чиновников. Как тогда писало наше радио Азаттык, Гарифолла Есим говорил, что на самом деле комитет по делам религии хотел издать свою собственную книгу по данному предмету и потому между ними возникла конкуренция.
НЕ ВСЁ ТАК ПРОСТО
Корреспондент нашего радио Азаттык посетил одну из алматинских средних школ, в библиотеке которой нашел как «действующий» учебник по религиоведению Досая Кенжетаева, так и «бездействующие», но пока сохраненные в архиве библиотеки книги Гарифоллы Есима.
При этом нашлись учебники Гарифоллы Есима, изданные как в 2003 году, так и в 2007 году.
Книгу по школьному религиоведению под авторством Гарифоллы Есима издания 2010 года обнаружить в школьной библиотеке не удалось. Ее также не оказалось и в алматинском популярном книжном магазине «Академкнига».
Уместно напомнить, что в начале июля прошлого года наше радио Азаттык опубликовало обширную статью в связи с критикой правозащитниками учебного пособия под авторством Гарифоллы Есима, которое вышло в свет в 2010 году. В статье приведены высказывания одного из критиков Гарифоллы Есима – доктора философских наук Артура Артемьева.
«Авторы даже уходят от этого, потому что, если бы они дали определение «секте», их можно было бы обвинить в ненаучности. Они просто так называют – деструктивные секты. Вот, открываем книгу, пожалуйста: «Как не попасть в деструктивные культы?» И перечень. Часть они назвали нетрадиционными религиями. Тоже есть список «Наиболее известные новые религии». Здесь сплошное оскорбление. Это, конечно, дело религиозных руководителей, но, если бы я был руководителем организации, я бы подал в суд. Иначе с ними разговаривать невозможно. В список новых течений вписаны те, которые давно не новые. Свидетели Иеговы 200 лет существуют – вдруг они стали новыми», – привело тогда наше радио Азаттык слова Артура Артемьева.

Наше радио Азаттык связалось с Артуром Артемьевым и попросило его прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг школьных учебников по религиоведению. Однако он категорически отказался что-либо комментировать.
Подобное поведение Артура Артемьева пояснил другой ученый, попросивший, кстати, не называть своего имени. По его словам, у Артура Артемьева после этого его прошлогоднего критического высказывания в адрес Гарифоллы Есима произошли неприятности, что как раз и может быть причиной подобного его молчания.
При этом ученый на условиях анонимности не исключил того, что учебник Досая Кенжетаева, может быть, еще хуже написан, чем учебник Гарифоллы Есима.
В связи с фигурой Артура Артемьева также уместно напомнить, что на обложке школьного учебника по религиоведению издания 2003 года в числе авторов, наряду с Гарифоллой Есимом, значится и Артур Артемьев.
Эта книга была переиздана в 2007 году, однако в качестве ее авторов указано «Г. Есим и др.». Таким образом, Артур Артемьев в 2007 году попал в разряд «др.», по утверждению нашего источника.
По словам нашего анонима, в подготовке учебного пособия в 2010 году под руководством Гарифоллы Есима Артур Артемьев уже не принимал участия, что, возможно, и развязало ему руки в прошлом году для критики его содержания.
ПРАВО НА СВОБОДУ РЕЛИГИЙ
В разговоре с корреспондентом нашего радио Азаттык Гарифолла Есим, касаясь прошлогодней критики его книги со стороны Артура Артемьева, припомнил, что тот действительно в 2003 году был его соавтором.
По утверждению Гарифоллы Есима, после 2003 года Артур Артемьев стал своего рода рупором Свидетелей Иеговы, ахмадийцев и им подобных.
– Вообще-то, он раньше атеистом был, работал в ЦК, – говорит Гарифолла Есим.
По словам Гарифоллы Есима, в прошлом году в адрес его учебного пособия по религиоведению критика звучала в основном по разделу о такОпределение «деструктивных религиозных организаций» в учебнике Досая Кенжетаева. Алматы, 20 января 2011 года. называемых нетрадиционных религиях. Как говорит Гарифолла Есим, его упрекали в том, что определения, касающиеся последних, ущемляли их права. Гарифолла Есим утверждает, что эти критические замечания затем были учтены и в книгу были внесены соответствующие «смягчающие» формулировки.
Уместно припомнить, что в прежних изданиях книг за 2003 и 2007 годы под руководством Гарифоллы Есима содержится отдельный параграф «»Нетрадиционные религии» в Республике Казахстан».
Что же касается «действующего» учебника по религиоведению Досая Кенжетаева, то в нем есть уже параграф «Характеристика деструктивных религиозных течений».
Примечательно, что критики прошлогодней книги Гарифоллы Есима и нынешние критики учебника Досая Кенжетаева по сути использовали одни и те же выражения, когда говорили об ущемлении прав религиозных меньшинств.
КАК НИ ПИШИ УЧЕБНИК – ПОЛУЧИТСЯ ПЛОХО
Заведующий отделом философии культуры и религии Института философии и политологии министерства образования и науки доктор философских наук Анатолий Косиченко, касаясь ситуации с учебниками по религиоведению, заявляет, что, возможно, Казахстану еще рано писать свой учебник по религиоведению.

– Наверное, Казахстану еще преждевременно писать полномасштабный учебник. Надо писать учебные пособия – тогда статус у них будет поменьше, требования к ним тоже будут поменьше. Мы еще не наработали, – говорит Анатолий Косиченко нашему радио Азаттык.Наверное, Казахстану еще преждевременно писать полномасштабный учебник.
В связи с этим утверждением Анатолий Косиченко кивает на Россию.
– Даже Россия, которая раньше нас и глубже работает в религиоведении, еще не рискует писать такой учебник для вузов, для школ (для старших классов), – говорит Анатолий Косиченко.
Что же касается самих книг по религиоведению под авторством Досая Кенжетаева и Гарифоллы Есима, изданных в 2010 году, то оказалось, что Анатолий Косиченко не читал их.
– Я занимаюсь религиоведением, причем довольно глубоко. Но так случилось, что, во-первых, мне учебников никто не подарил, я их сам не видел, купить их не смог. И я их не читал – ни один, ни другой. Но Артемьев очень сильно критиковал учебник Есима. А вот последний – учебник Кенжетаева – я вообще не видел. Я с ним встречаюсь ежемесячно, он мне не сказал, что он выпустил учебник, – говорит Анатолий Косиченко.
По словам Анатолия Косиченко, сейчас, «какой бы учебник ни вышел, под какой бы редакцией, и каким бы авторский коллектив ни был, он будет принят недоброжелательно и даже в штыки».
– Потому что у нас очень запутанная религиозная ситуация, – говорит Анатолий Косиченко.
По его словам, учебник как раз «является лакмусовой бумажкой непроясненности, плохого религиоведческого анализа положения религии в стране».

Наука и религия

«Человек произошел от обезьяны, следовательно, мы должны любить друг друга» — это ироническое замечание Владимира Словьева прекрасно иллюстрирует путаницу, царящую в вопросе «наука и религия». В наши дни, впрочем, ее можно сформулировать еще веселее, например «земля круглая — значит, Бога нет».

Почему в этом вопросе так много глупостей? Потому, вероятно, что многие имеют весьма слабое представление об обоих предметах. Мы создали в медиатеке новую рубрику — наука и религия — и сегодня презентуем ее вам.

История вопроса

В основе спора религии и науки лежит противопоставление разума и веры, библейской культуры и античной философии. Он возник в арабском Средневековье, а позже вместе с философией его усвоило Средневековье христианское. И арабы, и христиане стояли на стороне Откровения. Хотя именно Библия, по мнению многих авторов, о которых речь ниже, «ответственна» за науку и технику.

Итак, рядом с наукой и религией стоит философия. Но и сама наука состоит из двух частей: науки и техники — т. е. игроков уже пять. Их взаимодействие регулируется общественным процессами — сложность, как видите, возникает уже просто на уровне описания.

Вопрос об истине

Истина может быть разной. Для многих людей единственный лик истины — «научный факт». Очевидно, что этот вариант истины не может быть основанием для экзистенцианальных или метафизических выводов. «Земля круглая» — научный факт. Бытие Бога — религиозная истина. В религиозной плоскости форма Земли не имеет значения; в пространстве науки не может обсуждаться бытие Бога, как явления по определению трансцендентного, неотмирного.

Однако в споре «науки и религии» мы на каждом шагу встречаем «незаконные» скачки от науки к этике, философии, метафизики — и обратно.

Возьмем самый известный пример: противостояние римсокй курии и ученого Галилея. Во-первых, Церковь сама санкционировала деятельность Галилея, и лишь потом ее запретила — т. е. позиция самой Церкви была неустойчива. Во-вторых, никому не приходит в голову простой вопрос: почему христианская Церковь спорила с космологией христианина Галилея и защищала космологию язычника Птолемея?

Определения понятий

Под религией — по крайне мере здесь — мы будем разуметь христианство. Под «наукой» — специфическую культурную практику, появившуюся в христианском мире в поздние Средние века. На этом уровне вопрос звучит так: что позволило науке появится, произошло ли это вопреки, независимо или благодаря христианству.

Также попробуем рассмотреть тему противоборства науки и религии — страшной церковной цензуры и героического научного свободомыслия.

Надеемся, что предложенные нами книги помогут прояснить эти вопросы.

Три эссе В. Гигерича, выдающегося современного философа, освящают сдвиг, произведенный христианством в мире.

Многие христиане обвиняют «современный мир» во всех смертных грехах. Если продолжать эту мысль, придется согласится с одним из трех утврждений:

— либо христианство умерло, причем еще в Средневековье — но ведь «врата ада не одолеют Её»!

— либо христианство — религия «потустороннего», оно существует вне реальности — но Христос пришел именно в реальность, в наш тварный мир;

— либо критикам более милы языческие культуры, не знающие Благой Вести — ведь западная «современность» сформирована ничем иным, как Библией.

Гигерич видит, что современность вся сплошь — продукт двухтысячелетнего чтения Евангелия. По Гигеричу, Евангелие напрямую предопределило науку и технику. Взлет ракеты — суть христианское действие, т. к. именно христианство «изобретает» такие вещи как «факт» или «линейное время» и выбивает субъекта из «Потока вещей».

«Христианское происхождение науки» Александра Кожева, одного из центральных мыслителей XX века, повлиявшего на весь постмодерн и последующую политическую философию. Кожев в-первую очередь обращает внимание на тот факт, что наукотехника появляется ни где-то, а именно в пределах христианского мира. Чем это объяснить? — здесь он вспоминает пресловутый спор гелиоцентризма и геоцентризма, который обычно используют атеисты в полемике с христианами. Дело же на самом деле в следующем. Язычники (Аристотель, Птолемей, гелиоцентристы) утверждали полное разграничения этого и иного миром (Земли и Неба) при том, что Земля — нижний, «дурной» мир, отделенный от вечного, прекрасного Неба. Христиане же (Коперник, геоцентристы) уничтожили эту картину: они — в полном согласии с первоинтуицией христианства — помещают Землю на Небо.

Предопределенность науки и техники христианством утверждает и Андрей Кураевв в эссе «Христианская демофилогизация: путь к науке».

Вот его тезис: «Христианство создало необходимые условия для рождения науки. Только религия Единого Бога смогла освободить мир от чрезмерного обилия богов. Только религия Надзвёздного и Надкосмического Бога могла поставить по одну линию мир звёзд и мир земных камней (тем самым позволив описывать небесные движения языком земной механики). Только религия Логоса, ставшего Плотью, могла позволить на языке математики (языке идеальных чисел и форм) описывать процессы, происходящие в мире физическом (где не бывает ничего идеального). Наконец, только поверив в то, что Бог есть Любовь, можно было перешагнуть через скептицизм и начать изучение мира в дерзкой уверенности, что книга Вселенной написана на языке человеческой математики».

В замечетальных «Материалах к реферату на тему «Религия и наука»» Кураев отвечает на вопрос: «Если наука рождается на исходе именно западного мира из своего Средневековья, не значит ли это, что в западном Средневековье (в отличие от индийского или арабского) было что-то, что способствовало рождению науки?». Там же содержится «Доброе слово об инквизиции» — замечательная статья, разбивающая множество антицерковных мифов в этой трудной теме. В той же книге Кураев говорит о клонировании, медицинской этике и компьютерах.

«О вере и знании» — небольшое по объему, но глубокое исследование Кураева о то ли «проклятом», то ли пресловутом вопросе взаимоотношений веры и знания. Рассмотрение ведется в культурологическом, историческом, антропологическом, философском и богословском аспектах.

Наука и религия в Средние века

Зарождение науки приходится на Средние Века: собственно вопрос о науке и религии надо задать медиевистам.

В одной из лучших книг о Средневековье — «Средневековое мышление» — исследуется феномен «интеллектуалла». В «интеллектуалле» сходятся вера и разум. Средневековый интеллектуал и верит, и «разумеет», для него конфликта нет — поэтому именно он «изобретает» науку. Мысль — общая стихия науки, философии и богословия. О ней и идет речь в книге Либеры.

В превосходном исследовании Монтера «Миф, ритуал и магия в Европе раннего Нового времени» решается вопрос терпимости/нетерпимости. Главная нить — борьба светских и церковных властей с суевериями и инокомыслием. Понятно, что насилие, инициированное Церковью — одна из наиболее болезненных, стыдных страниц истории христианства. Тем паче, мы должны как можно лучше знать её, особенно учитывая многочисленные мифы и стереотипы в этой области.

Обыденное сознание видит вопрос как борьбу церковной цензуры и свободомыслия. Все, однако, сложнее, игроков было четверо: Церковь, государство, нарождающаяся наука (шире — секулярная культура) и культура «народная». Церковь и государство боролись с суевериями народной культуры (фактически языческим наследием, сохранившимся в народе), очищая место науке, Просвещению (отметим, что государство было в этой борьбе несравнимо кровожадней). Всем известны конфликты Церкви и науки — важно помнить, что «трендом» было скорее искоренение «суеверия» и распространение Просвещения.

Из книги Монтера становиться ясно: церковная нетерпимость к суеверию была одним из условий Просвещения; в борьбе с народными верованиями строгая наука и строгая догматика сражались бок о бок; «ужасы» Инквизиции не были такими уж ужасными. Всё это не оправдывает кровь, пролитую «именем Христа», но позволяет противостоять антицерковными мифам.

Короткий рассказ Гертурды фон Лефорт «Предверие Неба» посвящен той же трудной теме. Она реконструрирует дело Галилея в контексте истории XX века (Вторая мировая война и создание ядерного оружия).

Рассказ в рассказе: потомки древнего рода под бомбами союзников читают древнюю рукопись. Оказывается, их предок был учеником Галилея, видел церковный суд над ним, видел, как разошлись пути Церкви и Европы…

Это глубокое размышление над взаимоотношениями христианства и Нового Времени: уход мира от веры на заре Просвещения — и одновременно уход веры от мира… Это конец модерна — Вторая мировая война и Хиросима. Наступает новая эпоха.

Философские основания вопроса

Часто думают, что религия — это миф, а наука призвана развенчивать мифы». Это неверно.

Миф — это основополагающая филосфская категория, основная онтологическая структура — так утверждает А. Ф. Лосев в «Диалектике мифа». Помимо прочего, он гениально разбирает миф новоевропейской науки (хочется процитировать, но получается слишком длинно — читайте в аннотации к книге).

Лосев не развенчивает физику — он помещает её теории в более широкий философский контекст. В «Античном космосе и современной науке» (книге весьма своеобразной, но интересной) его видение физики описано более подробно: он отождествляет постклассическую физику и античную философию, получая на выходе святоотеческую мистическую спекуляцию.

Авторы сборника «Философско-религиозные истоки науки» отвергают устоявшееся мнение о конфликте и взаимной невозможности науки и религии.

Они пытаются рассмотреть христианскую природу самой науки, «научности» — науки как мировоззрения, практики, культуры, — христианские предпосылки конкретных научных концепций, конкретных вех истории науки.

Авторы сборника «Границы науки» ставят себе задачу понять отношения современной науки (после революционных изменений в науке, происшедших в XX веке) с религией, философией, культурой, социумом и экономикой.

«Что общего у Афин и Иерусалима?» — повторяет вопрос философ Лев Шестов вопрос Тертуллиана. Книга «Афины и Иерусалим» построена как обостренное противопоставление: самоуверенное знание европейской науки (откуда оно?) — и безумная вера, абстракция и экзистенция религии; геометрический метод Спинозы — и вопль Иова, «общеобязательное суждение» — и Бог.

В итоге наука, знание и разум отвергаются как великое зло: «Вера, одна глядящая на Творца и Творцом вдохновляемая вера, излучает из себя последние, решающие истины о существующем и несуществующем». Это крайний случай спора веры и науки.

Диалог науки и религии

До сих пор мы говорили о истоках и природе науки. Все же обычно под спором религии и науки понимают нечто другое: что может сказать богословие по поводу той или иной научной концепции. Перейдем к книгам, посвященным этим вопросам.

Назовем три классических труда:

«Религия и наука: история и современность» Барбура, «Вера глазами физика» Полкинхорна и»Наука и религия: историческая перспектива» Брука.

Из этих трех книг вы можете узнать «всё что надо» и об истории науки, и о её взаимоотношении с богословием, конкретных научных концепциях, обо всех богословских и философских проблемах на линии наука — богословие.

Лекции о религии и науке (прочитаны в Общецерковной аспирантуре и докторантуре) расскажут как об общих вопросах взаимоотношений науки и богословия, так и ряде конкретных наук — от квантовой механики до океанологии.

Множество статей на стыке философия/естествознание/богословие вы найдете в альманахе «Метапарадигма». Создать синтез современной науки и православного богословия (на основе метафизики всеединства) — такова идея учредителей альманаха Посадского и Соловьева, намеченный в их труде «Панентеистическая метафизика и квантовая парадигма».

Конечно, нельзя обойти вопрос об эволюции. По нему наговорено так много чуши, что не хочется еще раз подымать эту тему. Предложим две книги.

«Феномен человека» Тейяра де Шардена — весьма спорная, но самая впечатляющая попытка синтеза эволюционной теории и христианского богословия.

И короткая статья Кураева «Может ли православный быть эволюционистом».

Проблема эволюции также затрагивается в упомянутых книгах Барбура и Брука.

Наука и этика

Другой пласт проблематики «наука и религия» — этика. Технологический прогресс расширил сферу человеской свободы — а чем больше свободы тем больше этических вопросов.

Классическое изложение темы вы найдете в «Этике в век технологии» Барбура. А то, что связанно с биологией (от абортов до клонирования) — в «Биоэтике» Сгречча и Тамбоне.

Интересно ставит проблему Хабермас. У него получается, что религия и техника — две главных проблемы современного мира. Религия наращивает свое влияние в виде фундаментализма, угрожая смести цивилизацию. А техника грозит превратить человека в управляемое биологическое вещество, угрожая смести самого человека.

Но интереснее всего — у Секацкого. В ряде статей он развивает идею «теологии прямого действия» — воплощения, в частности в технике, «заказа христианства». Например, то, чего так бояться в биоэтике — пересборка тела, можно рассмотреть как выполенение заказа христианских аскетов — создание нового свободного тела, полностью подчиненного духу.

По Секацкому, наука и техника родились как выполнение задач, поставленных богословием, и, скажем, полет ракеты — это прямое богословское действие.

«Задача дальнейшей миссии сформулирована теперь эксплицитно, без обиняков: отбросить тело, избавиться от балласта органической телесности. И тут можно заметить, что кое-какие инструкции на этот счет уже содержатся в Инструкции. Более того, они уже давно приняты к исполнению в рамках теологии прямого действия, и проблема лишь в том, чтобы произвести очную ставку, так сказать, опознание и сличение результатов параллельной работы над проектом. Проблема отнюдь не из легких, ведь необходимо составить и решить уравнение следующего вида: Сопоставить практику схимников и столпников с практикой киберпанка с тем, чтобы привести их к общему знаменателю во Христе. Не больше, не меньше – понятно, что отыскание в данном случае общего знаменателя требует немалой метафизической зоркости».

Клеман в «Смысле земли» выстраивает православное богословие материи. Помимо прочего, он защищает следущие тезисы:

«1. Современная западная техника идет от библейского откровения, но она развивалась исключительно в контексте иудаизма и западного христианства, которые некосмичны (a–cosmique), то есть в контексте преимущественно ветхозаветном.

2. «Отрицательные» богословие и антропология православия, его литургическая космология спасают нас от технического потопа и укореняют нас в духовном, а говоря точнее, дают нам корни в духовном Теле, которое может дать и новые исторические корни.

3. Нам остается выработать подлинно новозаветное, апокалиптическое отношение к технике и обращение с нею. Может ли существовать связь, как полагал Федоров (мы не обязаны думать как он, но вместе с ним), между Воскресением и техникой? Православное размышление здесь необходимо».

Конфликт веры и науки вызвал в христианстве ответную реакцию — «естественно-научную апологетику». Недавно мы добавили курс апологетики Леги. Материалы нашей медиатеки того же порядка: сочинения Зеньковского и Фиолетова, книга свт. Луки Крымского «Дух, душа, тело» и «Религия и наука», лекции и статьи Худиева, книги Льюиса.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Владимир Шалларь

Редактор медиатеки «Предание.Ру»


  • Комментарии (1)

    Яблоков И. Основы религиоведения

    ПРИМЕЧАНИЯ

    Федеральная целевая программа книгоиздания России
    Рекомендовано Государственным комитетом
    Российской Федерации
    по высшему образованию
    Рецензенты: кафедра философии религии Ростовского государственного
    университета (зав. кафедрой д-р филос. наук проф. Н. С. Капустин); д-р филос.
    наук проф. Н. С. Семенкин (Республиканский институт повышения
    квалификации работников образования)
    Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яб-
    0-75 локов, |М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.:
    Высш. шк., 1994.- 368 с.
    ISBN 5-06-002849-6
    В учебнике представлены различные теории религии, разработанные в мировом
    религиоведении. При изложении истории религии дается описание как националь-
    ных религий — даосизма, индуизма, иудаизма и др., так и мировых — буддизма,
    христианства, ислама. Особое внимание уделяется основным направлениям
    религиозной философии и теологии — буддийской, христианской, мусульманской,
    надконфессиональной. Свобода мысли, совести, религии и убеждений интерп-
    ретируется в соответствии с международными правовыми документами, законода-
    тельными актами в нашей стране, обеспечивающими права человека в этой области.
    Для студентов и преподавателей вузов.

    ISBN 5-06-002849-6 (c)Коллектив авторов, 1994

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Учебник «Основы религиоведения» издается в нашей стране впер-
    вые. Его содержание соответствует программе курса религиоведения
    в высших учебных заведениях. Книга написана на основе фундамен-
    тальных исследований, проведенных в последние годы; авторы
    стремились отразить достижения, полученные в отечественной и за-
    рубежной науке.
    Современное религиоведение содержит огромный объем теоретиче-
    ской и эмпирической информации, поэтому авторы приняли опреде-
    ленные ограничения, которые реализовывались при отборе
    используемых данных. Строение книги, последовательность изложения
    материала не вполне соответствуют сложившимся в религиоведении
    разделам. При изложении основ теории религии дается синтез фило-
    софского, социологического, психологического рассмотрения объекта.
    Очерк истории религии включает описание основных вех эволюции
    ныне существующих религий, преимущественное внимание уделяется
    мировым религиям.
    Было признано целесообразным предложить вниманию студентов,
    в том числе и нефилософских специальностей, анализ основных на-
    правлений религиозной философии, складывающейся и развивающейся
    на основе мировых религий — буддийской, христианской, мусульман-
    ской — и их конфессий, а также надконфессиональной синкретической
    философии — теософии, антропософии, Агни Йоги.
    Не остались без внимания и традиции свободомыслия в истории
    духовной культуры. Раскрыто содержание диалога религиозных и не-
    религиозных мировоззрений о человеке, мире, обществе, как он скла-
    дывался исторически и развертывается ныне. Прослежен процесс
    формирования и развития представлений о свободе совести, в том
    числе и в истории Отечества. Показаны состояние и эволюция
    религиозных организаций в нашей стране в современных условиях.
    Учебник подготовлен кафедрой философии религии и религиове-
    дения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова совместно
    с учеными исторического отделения Института стран Азии и Африки
    при МГУ им. М. В. Ломоносова, других подразделений университета
    и ряда вузов страны.
    з

    3-е изд., перераб. и доп. — М.: 2014 — 573 с.

    В учебнике религия рассмотрена как объект познания и как духовный феномен. Автор стремится раскрыть ее сущность как культурно-антропологического феномена. Дана характеристика мировых религий. Значительное место уделено психологическим аспектам религии. В книге также даны отрывки из работ виднейших мыслителей, которые занимались данным феноменом. Религиозное сознание, как и свободомыслие, имеет давние традиции. Вера — это состояние души человека, позволяющее ему преодолевать жизненные испытания, находить опору в жизненном бытии. Современное образование невозможно без знания религии. Однако религиоведение — это не проповедь религии, не культовое изложение религиозных догматов. В учебнике представлена широкая мировоззренческая картина мира, в которой находит свое место и свободомыслие, и вера. Именно поэтому религиоведение обеспечивает диалог с наукой: теологией, философией, психологией, культурологией и историей. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов, специалистов и всех интересующихся вопросами религии.

    Формат: pdf

    Размер: 9,5 Мб

    Смотреть, скачать: yandex.disk

    Оглавление
    Предисловие 12
    Введение 14
    Часть I. РЕЛИГИЯ КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
    Глава 1. Источники и направленность религиоведения 24
    1.1. Исторические исследования в структуре религиоведения 24
    1.2. Социология в структуре религиоведения 28
    1.3. Культурология в структуре религиоведения 31
    Заключение 34
    Контрольные вопросы 34
    Темы рефератов 34
    Литература 34
    Глава 2. Философия религии 36
    2.1. Взаимовлияние теологии и философии 36
    2.1.1. Что такое философия религии? 36
    2.1.2. Платоновская философия религии 38
    2.2. Философские традиции в осмыслении религии 40
    2.2.1. Д. Юм об извращениях истинной религии 40
    2.2.2. Ж.-Ж. Руссо о взаимоотношениях религии и общества 40
    2.2.3. Просветительская концепция религии 41
    2.2.4. И. Кант о категории веры 44
    2.2.5. Г. В. Ф. Гегель о предмете философии религии 47
    2.2.6. Б. Паскаль и Ф. Ницше: опыт сравнения 50
    2.3. Религия в трактовке русских философов 52
    2.3.1. В. С. Соловьев как философ религии 52
    2.3.2. Н. А. Бердяев как философ религии 55
    2.4. Современная философия религии 59
    2.4.1. М. Хайдеггер о Боге 59
    2.4.2. К. Ясперс о взаимоотношении философии и религии 61
    Заключение 65
    Контрольные вопросы 66
    Темы рефератов 66
    Литература 66
    Глава 3. Психология религии 67
    3.1. Многообразие психологических состояний 67
    3.1.1. Мир психологических оттенков и состояний 67
    3.1.2. Психологические аспекты веры 69
    3.2. Религиозные переживания в прагматическом ракурсе 73
    3.3. «Общечеловеческий навязчивый невроз» 75
    3.4. Архетип «внутреннего Бога» 80
    3.5. Религия и «эмоциональная чума» 82
    3.5.1. «Убийство Христа» 82
    3.5.2. Христос — осуществление законов природы 84
    Заключение 87
    Контрольные вопросы 87
    Темы рефератов 88
    Литература 88
    Глава 4. Психология о религии 89
    4.1. Религиозные потребности в трактовке Э. Фромма 89
    4.1.1. Пророки и социальный характер 89
    4.1.2. Два разных значения веры 91
    4.1.3. Понятие греха 93
    4.1.4. Два способа человеческого существования 98
    4.2. В. Франкл: экзистенциальный анализ религиозности 98
    4.2.1. Феномен духовности 98
    4.2.2. Осознаваем ли Бог? 99
    4.3. Трансперсональная психология и религиозность 100
    Заключение 102
    Контрольные вопросы 103
    Темы рефератов 103
    Литература 103
    Глава 5. Идея Бога 104
    5.1. Первоначальные представления о Боге 104
    5.2. Самораскрытие Бога 108
    5.3. Бог как источник нравственного закона 112
    5.4. Абсолютное совершенство 113
    Заключение 116
    Контрольные вопросы 116
    Темы рефератов 116
    Литература 117
    Глава 6. Религия как специфическое явление 118
    6.1. Религия как духовный феномен 118
    6.1.1. Культ предков как первобытная религия 118
    6.1.2. Статическая и динамическая религии 120
    6.2. Истинный и высший источник религии 122
    6.2.1. Два источника религии и морали 122
    6.2.2. Магические правила 124
    6.2.3. Первобытная религия 126
    6.3. Боги без имен 129
    6.3.1. Неперсонифицированные боги 129
    6.3.2. Монотеизм (единобожие) 131
    6.4. Нравственное содержание человеческого духа 131
    6.5. Религиозное чувство 134
    6.5.1. Религиозный опыт 134
    6.5.2. Тайник души 135
    6.6. Разум и откровение 137
    6.6.1. Живое взаимодействие с Абсолютом 137
    6.6.2. Разум — судья веры 140
    Заключение 143
    Контрольные вопросы 144
    Темы рефератов 144
    Литература 144
    Часть II. РЕЛИГИЯ КАК ДУХОВНЫЙ ФЕНОМЕН
    Глава 7. Религия как антропологический феномен 146
    7.1. Образ человека в разных религиях 146
    7.2. Срединное положение человека в мире 147
    7.2.1. Расколотость мира 147
    7.2.2. Жэнь 150
    7.3. Индуизм о человеке 150
    7.3.1. Пуруша 150
    7.3.2. Атман 152
    7.4. Буддизм — олицетворение страдания 155
    7.4.1. Четыре благородных истины 155
    7.4.2. Парадокс смерти 156
    7.5. Иудаизм — большинство голосов 159
    7.6. Христианство — радикальная любовь 161
    7.6.1. Божественная Троичность 161
    7.6.2. Гуманизм как отпадение от Бога 163
    7.6.3. Католицизм как подражание Богу 165
    7.6.4. Православие 166
    7.6.5. Протестантизм 168
    7.7. Ислам — подданство Бога 169
    Заключение 171
    Контрольные вопросы 171
    Темы рефератов 172
    Литература 172
    Глава 8. Религия в контексте культуры 173
    8.1. Культ и культура 173
    8.1.1. Культ как феномен религии 173
    8.1.2. Связь культа с культурой 178
    8.1.3. Смысл соотношения культа и религии 183
    8.1.4. Религиозные ритуалы 188
    8.2. Различные модели представлений о религии 189
    8.3. Религия как иррациональный дар свыше 190
    8.4. Религия как аллегорическое знание 192
    8.5. Религия как преклонение перед героями 193
    8.6. Религия как общественный институт 194
    8.7. Религия как врожденное свойство человека 196
    8.8. Религия как направляющая сила 196
    Заключение 197
    Контрольные вопросы 197
    Темы рефератов 197
    Литература 198
    Глава 9. Обновленчество как противостояние фундаментализму 199
    9.1. Обновленчество как культурно-антропологический феномен 199
    9.2. Модернизм как процесс 206
    9.2.1. Манифестальный разрыв с ортодоксальной верой 206
    9.2.2. Демифологизация веры 208
    9.3. Фундаментализм как религиозный феномен 210
    9.3.1. Фундаментализм — не архаика 210
    9.3.2. Евангельский фундаментализм 213
    9.3.3. Исламский фундаментализм 216
    9.3.4. Православный фундаментализм 218
    Заключение 219
    Контрольные вопросы 220
    Темы рефератов 220
    Литература 221
    Часть III. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
    Глава 10. Разновидности религий 224
    10.1. Основания классификации религий 224
    10.2. Особенности мировых религий 226
    10.2.1. Буддизм 227
    10.2.2. Христианство 229
    10.2.3. Ислам 232
    Заключение 235
    Контрольные вопросы 236
    Темы рефератов 236
    Литература 237
    Глава 11. Христианство 238
    11.1. Определение христианства 238
    11.1.1. Деяния апостолов 238
    11.1.2. Жизнь и учение Христа 247
    11.1.3. Сущность христианства 257
    11.1.4. Подлинный смысл обращения 258
    11.1.5. Мученичество или фанатизм 262
    11.1.6. Монофизитство 264
    11.2. Католичество 265
    11.2.1. Появление католицизма 265
    11.2.2. Учение Фомы Аквинского и средневековое римское католичество 266
    11.2.3. Папская власть 269
    11.2.4. Духовное возрождение и монашество 271
    11.3. Протестантизм 273
    11.4. Протестантская этика 276
    11.4.1. Предпосылки протестантизма 276
    11.4.2. Вторичная Реформация XVII в 279
    11.5. Православие 282
    11.5.1. Зарождение православия 282
    11.5.2. Русская православная церковь 283
    11.5.3. Православное богословие 289
    11.5.4. Судьбы православия 291
    Заключение 293
    Контрольные вопросы 294
    Темы рефератов 295
    Литература 295
    Глава 12. Буддизм 297
    12.1. Атеистическая религия 297
    12.1.1. Судьба Будды 297
    12.1.2. Поиск пути 298
    12.1.3. Дхарма 298
    12.2. Основные истины бытия 299
    12.2.1. Четыре благородных истины 299
    12.2.2. Восьмеричный путь освобождения 300
    12.2.3. Колесо рождений и смерти 302
    12.2.4. Нирвана 302
    12.3. Учение древних 303
    12.3.1. Преображения буддизма 303
    12.3.2. Махаяна: путь сочувствия и метафизики 307
    12.3.3. Пустота 309
    12.3.4. Тибетская ваджраяна: кратчайший путь в чертог единения 310
    12.4. Дзэн: великий путь просвещения 312
    12.4.1. Сидячая медитация 312
    12.4.2. Чистая земля: призыв Будды Амиды 314
    12.4.3. Нитирэн: спасение через «Сутру лотоса» 314
    12.4.4. Буддизм на Западе 315
    12.4.5. Тибетская книга мертвых 316
    Заключение 318
    Контрольные вопросы 318
    Темы рефератов 319
    Литература 319
    Глава 13. Ислам 320
    13.1. Возникновение ислама 320
    13.1.1. Событие священной истории мусульман 320
    13.1.2. Кто такой Мухаммад? 323
    13.2. Пять столпов ислама 324
    13.2.1. Божественный закон 324
    13.2.2. Вероучение 325
    13.2.3. Течения внутри ислама 326
    13.3. Коран 326
    13.3.1. Библия мусульман 326
    13.3.2. Исламская культура 327
    Заключение 329
    Контрольные вопросы 329
    Темы рефератов 329
    Литература 329
    Глава 14. Религии первых цивилизаций 330
    14.1. Религия Древнего Египта 330
    14.1.1. Политеистическое варварство 330
    14.1.2. Египетская «Книга мертвых» 330
    14.2. Месопотамские религии 332
    14.3. Древнегреческая религия 335
    14.3.1. Иерархический политеизм 335
    14.3.2. Воздаяние 338
    14.3.3. Ананке 340
    14.3.4. Учение о бессмертной душе 342
    14.3.5. Орфизм 344
    14.3.6. Пифагорейство 346
    14.3.7. Неоплатонизм 348
    14.4. Римская религия 349
    14.4.1. Топографический политеизм 349
    14.4.2. У людей, как у богов 351
    14.4.3. Римская религия не отрицает религиозности 352
    14.5. Древнегерманская религия 355
    14.5.1. «Старшая Эдда» 355
    14.5.2. Верховный бог древнегерманской религии 356
    14.6. Древнеславянская религия 359
    14.7. Дальневосточные религии 360
    14.7.1. Зароастризм 360
    14.7.2. Конфуцианство 361
    14.7.3. Философ Лао-цзы 363
    14.8. Синтоизм 365
    Заключение 366
    Контрольные вопросы 366
    Темы рефератов 367
    Литература 367
    Глава 15. Исторические формы верований 368
    15.1. Шаманизм 368
    15.1.1. Значение понятия 368
    15.1.2. Шаманы и духи 372
    15.1.3. Происхождение шаманизма 373
    15.1.4. Шаманизм сегодня 376
    15.1.5. Будущее шаманизма 379
    15.2. Магия 382
    15.2.1. Типы магии 382
    15.2.2. Магия и ритуал 385
    15.2.3. Магия и религия 387
    15.2.4. Магия и наука 391
    15.3. Миф 395
    15.3.1. Миф и мифология 395
    15.3.2. Истолкование мифа 397
    15.3.3. Ф. Бэкон о мифе 398
    15.3.4. Миф — бессознательный вымысел и особое восприятие мира 400
    15.3.5. Неустранимость мифа 406
    15.3.6. Социальная мифология 408
    15.4. Мистика 409
    15.4.1. Мистика как культурная традиция 409
    15.4.2. Мистический опыт 412
    15.4.3. Мистика как феномен 419
    15.5. Язычество 426
    15.5.1. Происхождение слова 426
    15.5.2. Культ насилия 430
    15.5.3. Судьбы язычества 432
    15.5.4. Славянское язычество 437
    15.6. Гностицизм 440
    15.7. Эзотеризм 441
    Заключение 445
    Контрольные вопросы 445
    Темы рефератов 446
    Литература 446
    Часть IV. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
    Глава 16. Теории происхождения религии 448
    16.1. Страх создал богов 448
    16.2. «Чувство Вселенной» 454
    16.3. Религия как порождение культа предков 455
    16.4. Религиозное отчуждение 457
    16.5. Совесть — порождение религии 459
    16.6. Религия — кристаллизация субъективных переживаний 463
    16.7. Исток религии в трансцендентности 467
    16.8. Религия — выражение человеческой природы 469
    Заключение 472
    Контрольные вопросы 472
    Темы рефератов 472
    Литература 473
    Глава 17. Социальные функции религии 474
    17.1. Э. Дюркгейм о социальных функциях религии 474
    17.2. Общество — сущность Бога 477
    17.3. Типология социальных функций 481
    Заключение 486
    Контрольные вопросы 486
    Темы рефератов 487
    Литература 487
    Глава 18. Атеизм 488
    18.1. Две основные формы безбожия 488
    18.2. Гуманистический атеизм 491
    Заключение 494
    Контрольные вопросы 494
    Темы рефератов 494
    Литература 495
    Часть V. РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО
    Глава 19. Религия и политика 498
    19.1. Власть и религия 498
    19.2. Политизация веры 501
    19.3. Бог и политика 503
    19.4. Религиозные нормы, организации и объединения 506
    Заключение 509
    Контрольные вопросы 509
    Темы рефератов 509
    Литература 510
    Глава 20. Роль религии в современном мире 511
    20.1. Столкновение цивилизаций 511
    20.2. Культурные разломы 515
    20.3. Новое самоопознание 521
    20.4. Гипотезы и дискуссии 522
    Заключение 525
    Контрольные вопросы 526
    Темы рефератов 526
    Литература 526
    Глава 21. Исторические судьбы религии 527
    21.1. Рациональность 527
    21.2. Секуляризация 530
    21.3. Религия в постмодернистской культуре 534
    21.4. Нетрадиционная религиозность 536
    21.5. Религиозный ренессанс 538
    Заключение 542
    Контрольные вопросы 542
    Темы рефератов 542
    Литература 542
    Феномен духовности (вместо заключения) 544
    Религиозное сознание, как и свободомыслие, имеет давние традиции. Вера — это состояние души человека, позволяющее ему преодолевать жизненные испытания, находить опору в жизненном бытии. Современное образование невозможно без знания религии. Однако религиоведение — не проповедь религии, не культовое изложение религиозных догматов. В учебнике дана широкая мировоззренческая картина мира, в которой находит свое место и свободомыслие, и вера. Именно поэтому религиоведение обеспечивает диалог с наукой: теологией, философией, психологией, культурологией и историей.

    О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»

    .

    [ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *