«Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»

Подлинно, это – таинство, и великое таинство, потому что человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, в болезнях родила, (оставивши) тех, которые столько благодетельствовали ему, к которым он привык, – сочетается с той, которой прежде не видал, которая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает ее всему. Подлинно, это – таинство. И родители не печалятся, когда так делается, но напротив печалятся, когда этого не бывает, и, в знак радости, не жалеют денежных издержек и расходов. Поистине, это – великое таинство, заключающее в себе какую-то сокровенную мудрость. Это показал и древний пророк Моисей; об этом и ныне вопиет Павел, говоря: «По отношению ко Христу и к Церкви». Впрочем, так сказано не по отношению только к мужу, но и к жене, чтобы он согревал ее, как плоть свою, как и Христос Церковь, а жена чтобы боялась мужа. Говорит не только о любви, – но что? «Да боится своего мужа». Жена – вторичная власть; значит не должна требовать равенства (с мужем), так как стоит под главой; и он не должен высокомерно смотреть на нее, как на подчиненную, потому что она – тело его, а если голова станет пренебрегать телом, то пропадет и сама; взамен послушания она должна привносить любовь. Как глава, так и тело: тело отдает в услужение главе руки, ноги и все прочие члены; а глава заботится о теле, посвящая ему все свое разумение. Нет ничего лучше такого супружества. Но какая, скажут, может быть, любовь там, где страх? Там-то собственно она и будет. Которая боится, та и любит: любя, она боится, как главы, и любит, как член, потому что и голова есть член всего тела. Для того он и подчиняет ее, а мужа возносит над нею, чтобы был мир. Где равенство, там не может быть мира, народное ли то будет управление, или все будут повелевать, – необходимо, чтобы было одно начальство. Так всегда бывает с существами телесными; если бы люди были духовные, тогда был бы мир. Было некогда пять тысяч душ, и «никто ничего из имения своего не называл своим», но всем делились друг с другом (Деян. 4:32). Вот – знак мудрости и страха Божьего. Таким образом (апостол) показал образ любви, но образ страха – нет.

Замечаешь ли, как он распространяется о любви, приводит в пример Христа, упоминает о собственной плоти, говорит: «Посему оставит человек отца своего и мать», а о страхе не распространяется? Почему это? Потому что хочет, чтобы преобладала любовь. Если будет она, то за нею последует все остальное; а если будет страх, то – не вполне. Кто любит свою жену, тот, хотя бы она была и не очень послушна, все перенесет; но если (супруги) не связаны силою любви, то единомыслие между ними – дело неудобное и трудное. Страх же совсем не производит такого действия. Потому (апостол) и останавливается преимущественно на том, что сильнее. И жена, хотя ей, по-видимому, наносится ущерб тем, что предписывается страх, ничего не теряет, потому что мужу предписывается то, что особенно важно – любовь. Но, скажут, что, если жена не будет бояться мужа? Ты люби, ты исполняй свой долг; пусть другие не исполняют того, что следует, – мы должны исполнять. Укажу пример: «Повинуясь», – сказано, – «друг другу в страхе» Христове (Еф. 5:21). Что же? Пусть иные не повинуются, – ты покоряйся закону Божьему. Так и здесь: хотя бы муж и не любил своей жены, она должна бояться его, чтобы не быть ей в долгу у него; равным образом и наоборот, если бы жена и не боялась мужа, он должен любить ее, чтобы ему не быть в долгу у нее. Каждый имеет свои обязанности. Таков брак о Христе, брак духовный и рождение духовное, не от кровей, не от болезней рождения. Отчего не сказано и о жене: прилепится к мужу своему? Почему это? Потому, что о любви уже было говорено, и говорено мужу. Жене же (апостол) внушает страх и при этом говорит: «Муж есть глава жены», и еще: «И Христос глава Церкви». С мужем он рассуждает о любви и вручает ему то, что (имеет отношение) к ней; говорит ему о любви, соединяя и сочетая его (с женой). В самом деле, оставивший отца для жены и потом оставляющий ее и отпускающий от себя может ли быть достоин какого-нибудь снисхождения? Видишь, какой, по воле Божьей, она должна пользоваться честью, когда Бог, отвлекая тебя от отца, соединяет с нею?

Гомилии на Послание к Ефесянам.

Выборка цитат из Библии по теме мужа и жены

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. (Быт.2:22-24)

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.

Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.

Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.

Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.

Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.

Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью.

Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.

Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.

Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.

Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее.

Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.

Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.

Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее.

Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.

Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.

Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их.

Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.

Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» (Притчи 31:10-31)

Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание.

Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.

Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.

Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.

Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.

И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, — и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»

Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.

Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.

И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?

Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.

Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется. (Притчи 5:1-23)

…чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.

Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?

Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?

То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.

Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.

Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров. (Притчи 6:24-35)

Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя.

Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих.

Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего.

Скажи мудрости: «Ты сестра моя!» и разум назови родным твоим, чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои.

Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою, и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу, переходившего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее, в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке.

И вот — навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее: то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы.

Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему: «мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои; поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и — нашла тебя; коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими; спальню мою надушила смирною, алоем и корицею; зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью, потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу; кошелек серебра взял с собою; придет домой ко дню полнолуния».

Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им.

Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, и как олень — на выстрел, доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они — на погибель ее.

Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих.

Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее, потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею: дом ее — пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти. (Притчи 7:1-27)

Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство. (Притчи 11:16)

Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная. (Притчи 11:22)

Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его. (Притчи 12:4)

Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. (Еккл.9:9)

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.

Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.

Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.

Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?

Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. (1Пет.3:1-14)

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. (1Кор.7:3,4)

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены . Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. (1Кор.7:10-17)

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. (1Кор.11:3)

Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей власти , для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. (1Кор.11:7-12)

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. (Кол.3:18-21)

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (Еф.5:22-33)

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением , не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. (1Тим.2:8-15)

Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует. (Мар.10:2-12)

Ссылки по разделу «Философия души»:

  • Введение
  • Философия пастырства
  • Семья
  • Публикации в СМИ
  • Гармония в семье
  • Пример определения гармоничности
  • Прелюбодеяние
  • Выборка цитат из Библии по теме мужа и жены
  • Философия отношений с Богом
  • Библия
  • Слово пастыря
  • Заповеди Божьи
  • Песнь души

Есть в Библии такая странная фраза: «да убоится жена мужа своего». Что это за патриархальные замашки? Отчего в семье, где, согласно христианскому учению, должна царить любовь, внезапно должен присутствовать страх?

Вряд ли кто-то спорит, что жёны своим мужьям должны быть преданы, часто говорят про послушание мужу, хотя для многих уже это — крайность. Но страх? Как это понимать? Разберёмся в ситуации.

Апостол Павел — автор фразы «да убоится жена мужа своего», картина Эль Греко

Эта фраза не из Евангелия, а из послания к ефесянам

Фразу «да убоится жена мужа своего» часто пытаются посмотреть в контексте, для чего у священников спрашивают полный текст из Евангелия. Но его не найти. Дело в том, что это высказывание встречается в другой Библейской книге — Послание апостола Павла к ефесянам.

Это небольшая рукопись, фактически письмо. Апостол, известный своими посланиями, адресовал её христианам, которые жили в Эфесе. Этот город знаком любителям античной культуры и истории. Главным образом потому, что здесь на побережье стоял известнейший храм Артемиды Эфесской, одно из Семи Чудес Света.

Библия даёт немало примеров жён, которые с большой самоотдачей слушались мужей даже в самых тяжёлых ситуациях. Такой женщиной можно назвать Сарру — прародительницу народа Израиля. Она была предана своему мужу Аврааму во всём

Дело апостолов увенчалось успехом — некогда эти земли находились под управлением Византии, но сегодня влияние христианства тут не высоко, ибо это территория мусульманской Турции.

В послании апостол Павел коснулся следующих тем:

  • Благословение во Христе;
  • Спасающая благодать;
  • Единство Церкви и Веры;
  • Обязанности христиан;

Автор говорит об обязанности детей, жён и рабов. Сегодня высказывания в поддержку рабства от основателя христианства кажутся странными, но богословы напоминают, что в античное время царили свои реалии, с сегодняшними мерками к ним не подходят.

«Убоится» — неудачный перевод, подразумевалось чтить, уважать и т.д.

На самом деле речь не шла о каком-либо страхе. Христианство — религия любви. В нём нет места запугиванию. А всякий, кто пытается втиснуть в религию мотивы устрашения, лишь искажает учение Христа. Вспомним, что сообщает нам Библия: муж и жена — одна плоть. Может ли плоть страшить сама себя? Может ли она сама себе причинить страдание или боль? Ни в коем случае.

Но православие базируется на синодальном переводе. Никто не говорил, что он идеален. Оттого и проблемы с цитатами.

Жена должна не бояться мужа, а относиться к нему с почтением. Тогда и мужчина расцветает, набирает сил и способен достигнуть любых вершин. Примеров великих пар, где очень большую роль сыграли женщины, много. Вера Слоним — жена выдающегося русского и зарубежного писателя Владимира Набокова. Несмотря на нищую жизнь в вынужденной эмиграции она вдохновляла и поддерживала мужа, чем помогла ему достичь признания, стать классиком русской и зарубежной литературы и одним из лучших писателей мира

Священник Афанасий (Гумеров) так поясняет это затруднение:

«Словом убоится переводчик Послания св. ап. Павла к Ефесянам на славянский язык передал греч. phobitai, которое имеет несколько смыслов, в том числе — чтить, уважать, заботиться. Слав. глагол «боятися» также содержит эти значения. Апостол, несомненно, имел ввиду этот смысл.

В этом легко убедиться, если прочитать стих полностью: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»(5:33).

Мужу заповедано любить жену как самого себя. Такая любовь исключает отношения господства и страха. Мы еще больше утвердимся в таком понимании, если внимательно прочтем всю пятую главу и последние стихи предшествующей: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (4.30-32).

С 23 стиха 5 гл. апостол говорит о том, что христианский брак строится в образ отношений между Христом и Церковью: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (5.25)».

Афанасий (Гумеров) священник

Новый русский перевод Библии исправил эту ошибку:

«А что касается вас, пусть каждый муж любит свою жену, как самого себя, и жена пусть почитает своего мужа».

Еф. 5:33

В Послании к ефесянам много советов о том, как себя должны вести жена и муж

Если обратиться к тексту Послания, там можно найти более полное поучение для супругов:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».

Еф. 5:22–33

Здесь видно, что для христианства важна параллель между отношением супругов и отношением человека с Богом. Но было бы ошибкой считать, что автор прямо заявляет нам: «жена, слушайся мужа во всем, как Господа, повинуйся ему во всём, не имей своего мнения».

11 стихов Послания к ефесянам раскрывают обязанности любящих супругов-христиан.

Автор лишь демонстрирует семейный идеал. Бог, как мы знаем, безгрешен. Иного православие не допускает. Муж должен стремиться к возвышенному образцу. Такой мужчина должен быть:

  • Справедливым;
  • Рассудительным;
  • Честным;
  • Добрым;
  • Любящим.

Список может быть очень длинным. Такой муж ведёт семью по духовному пути. И жена должна помогать ему в этом. Если же муж далёк от высокого образца, то он уже не отражает те Господние качества, которые должен был бы иметь.

А заблуждающийся человек — плохой советчик и ужасный руководитель. Но задача жена — возвращать мужа на духовный путь, ибо семья должна двигаться по нему вместе, супруги дополняют друг друга.

По Библии, муж должен выполнять перед женой много обязанностей, чтобы заслужить почитание

Почитание мужа — не просто данность. Его нужно заслужить. И одного бракосочетания тут недостаточно. Вот основные обязанности мужа перед женой по Библии:

  • Оставить родителей и стать с женой одной плотью:

«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».

Быт.2:24

  • Любить жену и заботиться о ней:

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его».

Еф. 5:25-30

  • Благоразумно обращаться с женой:

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Оказывать жене честь».

1Пет.3:7

Муж обязан заботиться о жене, уважать её, становиться для неё лучше и хранить верность

  • Оказывать жене благорасположение:

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах».

1Пет.3:7

  • Дать жене полную власть над своим телом:

«Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жен».

1Кор.7:4

  • Не взращивать в себе плохие качества:

«…не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью».

1Тим.3:3-4

  • Быть верным:

«…так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Мф.19:6

  • Быть попечительным о семье:

«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».

1Тим.5:8

Обязанности жены: любовь, покорность, ухоженность, доброта

Жена — это ядро семейной жизни. Скольких великих людей вдохновляли их жёны! Брак часто христиане метафорически возводят к двум образам к Христу и к Церкви. Христос возлюбил творенья Божьи искренней любовью.

Любовь супругов несколько иной природы. Тут есть и страсть, и времена, когда чувства остывают. Должна ли жена любить мужа всегда? Наверное, это невозможно. Все мы можем разочароваться, устать от супруга, захотеть отдыха в уединении. Но стремиться к этим идеалам очень полезно для семи.

Что муж должен, мы уже разобрались. Теперь о том, что должны жёны своим мужьям:

  • Любить мужа:

«…чтобы вразумляли молодых любить мужей».

Тит.2:4

  • Быть доброй:

«Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа».

Притч. 18. 22

«Добрая жена — счастливая доля «.

Сир. 26. 3

  • Проявлять покорность:

«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии».

1Тим. 2:11

  • Стремиться к красоте духа, кротости и смирения:

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде».

1Пет.3:3

  • Оказывать мужу должное благорасположение:

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу».

1Кор.7:3

Жена должна следить за своей красотой.

  • Быть целомудренной, чистой, богобоязненной, стыдливой:

«…когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».

1Пет.3:2-4

«Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная {непорочная] жена».

Сир. 40. 19

«Благодать на благодать — жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержанной души».

Сир. 26. 18-19

  • Ухаживать за домом:

«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками».

Пр.14:1

Часто можно наткнуться на фразу «горе мужу тому, которым управляет жена», но она не из Библии и не имеет к христианству отношения. Скорее можно сказать, что жена как раз таки может управлять мужем, но не прямо. Она может направлять его подсказками, по своей мудрости.

Но принимать решения должен он, пусть даже номинально. Если же в семье есть проблемы с пониманием, то отсутствует любовь. Когда она есть, не сложно и уступить, и настоять. Об этом говорит отец Владимир (Головин) в видео:

Поэтому из фразы «да убоится жена мужа своего» мы можем понять, что непослушная жена — это очень плохо, потому что мужу отводится место не лидера, а подкаблучника. , на огромный процент зависит от того уважения, которое даёт супруга.

Я не раз с интересом читал материалы о семейной жизни — очерки о православных семьях, советы священников, которые лично мне давали ответы на многие вопросы. Теперь есть вопрос и у меня. Я женат уже семь лет. Первое время мы были очень счастливы, но потом незаметно улетучилась та самая влюбленность, которая была до и после свадьбы. Родился сын, следом — дочь. Появились свои сложности. А бытовые семейные заботы постоянно ставят вопрос о семейной иерархии. Кто главный в семье? Библия говорит, что муж. Но с такой идеей часто не соглашаются и верующие жены, не только неверующие. Если нужно, я всегда готов уступить и не ждать подчинения. Но где эта мера, когда нужно уступить, а когда настоять? И как настоять так, чтобы меня не обвинили в горделивом желании командовать?

Владислав, Киев.

Отвечает протоиерей Сергий Бегашов, настоятель храма Святой Троицы, город Бердянск, Украина.

Чего бояться?

Моя супруга — дочь священника. И поначалу мне казалось, что построить христианскую семью нам будет очень легко. Открываешь ей Библию, читаешь: «жена да убоится своего мужа», «жена, слушайся мужа во всем, как Господа» — и все! Вопрос первенства решен окончательно и бесповоротно.

Но жизнь быстро показала, что эти слова сами по себе не работают, а если забывать все остальное, что сказано в Священном Писании о браке, могут стать и благословением на прямой деспотизм. Когда я это понял, когда увидел, что даже с очень верующей женой призывы к послушанию не срабатывают, я попытался разобраться. Неужели мне Господь дал самую худшую жену? Размышления над всем этим привели меня к открытию.

Протоиерей Сергий Бегашов

Дело в том, что в Священном Писании есть места, которые написаны именно для мужчин, а другие – именно для женщин. Апостол Павел сам предваряет: «жена…». Это значит, что, видя эти слова, мужчина может спокойно пропустить часть текста и искать обращение уже к нему.

А вот для него там написано, что мужья так должны любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. В другом месте находим призыв относиться к жене, как к хрупкому, немощному сосуду, который от неосторожного с ним обращения может треснуть или даже разбиться. Иными словами, нам заповедано ходить возле жены и нежной щеточкой смахивать с нее пылинки. А любые сложности и недопонимания списывать на ее немощи и свойственную женщинам эмоциональность.

Суть в том, что сила мужчины вовсе не в размере бицепсов и даже не в степени мужества. Зачастую женщины гораздо смелее мужчин. Вспомним хотя бы жен-мироносиц, оказавшихся куда мужественнее апостолов, которые убоялись и разбежались.

Подлинная мужская сила заключается в способности быть выше собственных эмоций.

Женщина же по своей природе существо эмоциональное. Она все фильтрует сердцем. И оттого все, что она видит и слышит, оставляет в ней глубокий отпечаток, а иногда и рану.

Поэтому, в конце концов, я пришел к простому, но очень важному для себя выводу: мое мужское первенство в семье означает видеть слабости супруги и прощать их, понимая, что это именно слабости. Она не может их побороть, потому что она эмоциональна по своей природе. А мне следует быть рациональным, и значит, стоять над эмоциями. Вот не может она сдержаться, шумит… ну так уж она устроена. А я — мужчина, я должен быть выше эмоций, и хотя мне хочется громко стукнуть по столу, я сдержусь, ведь я – сильный. Апостол Павел говорит: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6:1-10). То есть сильные должны носить немощи слабых. Кто здесь мы, к кому обращен этот призыв? А это я и есть – сидящий и читающий эти слова.

Отец Сергий с супругой

Впрочем, вынужден признаться, что у меня самого очень редко получается жить так, как я об этом рассказываю. И поэтому я называю брак самым сложным делом в своей жизни. Наверное, он и создан для того, чтобы побороть тяжелейший грех — гордыню. Брак бьет именно в ее сердцевину. И потому, если ты хочешь, чтобы твой брак существовал вечно, ты должен убить в себе желание найти и извлечь из него что-то свое. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,не бесчинствует, не ищет своего (1 Кор 13:4-7).

Какую власть мы имеем?

Муж действительно имеет власть над женой. Однако какую власть? Власть любви.

Никто не требует от мужчины уступать жене во всем и постоянно. Но мужу следует вести себя с женою, как Христос вел Себя по отношению к Церкви. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. (Еф 5:25-27).

Да, мы должны воспитывать жен, ведь они вверены нам Господом, но мы же и отвечаем за их спасение. И потому воспитание это не похоже на воспитание детей, которое требует беспрекословного подчинения до определенного возраста. Это такое воспитание, которое не исключает свободного права выбора. Нужно с любовью оценить мнения сторон и определить возможность супруги принять в данный конкретный момент твое замечание. И сделать его нужно так, чтобы у нее даже в мыслях не было, будто это упрек. Иначе говоря, при любых обстоятельствах я как муж должен лезть из кожи вон, чтобы угодить Богу и не обидеть жену.

Для чего нужна семья

Другой не менее важный момент: никогда не забывайте, ради чего создается семья. Обычно православные говорят, что цель брака — деторождение. Я соглашусь, но с существенной оговоркой: это лишь одна из целей брака, и, по сравнению с другими целями, она занимает отнюдь не первое место.

Главная цель брака — обрести полноту бытия в своей половине, найти свое второе «я», найти того человека, с которым ты сможешь слиться воедино, стать одной душой и одной плотью. Ведь сказал Господь: «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2:18-25). Некая самость, пребывание в эгоизме не дают нам посмотреть на себя извне. Я глубоко убежден, что человек не способен влюбиться до тех пор, пока не поймет, что есть он сам и что ему кто-то нужен. Со мной случилось именно так. Я понял, что многого достиг, но возрастать, совершенствоваться сам, один дальше уже не смогу. Именно тогда я, наконец, созрел для того, чтобы полюбить.

Скажу больше: человек не сам находит свою вторую половину, а лишь соглашается с волей Бога, пославшего ему любимого человека. Любовь — это и дар, и некое Божье предопределение в рамках свободы нашей воли. Но это Божье предопределение побуждает меня думать, что она (моя жена) родилась и воспитывалась именно для меня. И наше супружество — чудо, к которому меня вел Господь.

Вторая цель брака — достижение целомудрия. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор 7:1-9), говорится в Писании. Ведь пока ты себя кому-то не вручишь, ты остаешься неполноценным, ничьим. Для того, чтобы обрести целостность, ты должен себя кому-то подарить.

И только третья цель брака — деторождение. Что может быть для человека тяжелее, чем научиться жертвенности? Ведь Христос говорит: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Лк 9:18). Брак, супружество — это тот институт, в который Господь погружает человека с тем, чтобы тот осознал полноту и красоту жизни. Влюбленность затмевает все плохое в любимом. И если бы она продолжалась дольше, чем положено, то не позволяла бы видеть друг в друге недостатки, а значит, мы не смогли бы менять друг друга и рука об руку совершенствоваться. Именно поэтому Господь помогает нам перерасти влюбленность, на смену которой приходит упорнейший труд над собой, который и называется достижением любви.

Несколько слов о любви

Любовь — это не константа. Любовь — это то, что возрастает постепенно. За прожитые в супружестве годы я понял, что люблю свою жену все больше, но чем дольше живу, тем яснее осознаю, что чувство, которое испытываю к ней, — еще не любовь.

Легко сказать: «Я отдам за тебя жизнь!». И куда сложнее, вместо подвига на словах, ежедневно делать ради жены простые вещи — сдерживать свое раздражение, не обижаться, прощать…. Именно этого от нас ожидает Христос. И потому семейные споры способны открыть нам глаза на наши собственные слабости. Как говорил апостол Павел, надлежит быть и разномыслиям (спорам) между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор 11:19). И пусть апостол говорил о церковной общине, но это касается и семьи. Ибо семья построена по принципу Церкви. Обличение между супругами возможны, но им следует быть кроткими: если и впадет человек в какое согрешение… исправляйте такового в духе кротости (Гал 6:1-10).

Еще несколько лет назад, при чтении этих слов, меня потрясал праведный гнев. Уверена, я не одинока.
Мы, современные женщины, в большинстве своем – продукт непонятного воспитания, периода межвластия, когда произошли не только сдвиги в обществе, но и подмена понятий. Мы уже не можем дать четкое определение словам «мужественная» и «женственная». И в этом наша общая трагедия. Огромная трагедия, в масштабах даже не стран, а целых континентов.
Впрочем, если по совести, мне совершенно насрать с высокой вишни на моральные ценности далеких от меня земель. Я живу в совке, бывшей супердержаве, и меня волнуют те ценности, что есть в моем родном уголке земного шара.

Что мы понимаем под словами «жена да убоится мужа своего»?

Самое плохое. Мы сразу представляем себе забитую тетку в заляпанном жирными пятнами халате, которая ежится от страха при каждом окрике и ссытся в дырявые трусы при виде своего властелина. А тот, в свою очередь, могуч, волосат, вонюч и немыт. Вместо скипетра, у него в руках бутылка пива, а державу заменяет дешевая сигарета.
Общение между ними проходит приблизительно так:
— Вот ты овца! Какого хрена ужин не готов, дети не кормлены, стол не накрыт, кровати не застелены хрустящими простынями, а ты не накрашена и не надушена, встречаешь меня в этой тряпке, а не в легком прозрачном халатике?!
— Ой, Вась.. Я не успела…
— Ах, ты не успела?!
И в ответ затрещина такая, что женщина отлетает в одну сторону, грязный халат в другую, дырявые трусы в третью, стоптанные тапки в четвертую, бигуди в пятую…

Чего бы нам хотелось взамен этого?
Приблизительно такое.

Вариант первый. Редковыполняемый.
Сидит, значится, фифа с подружками столько, сколько хочется. Она – успешная карьеристка, зарабатывает, ну, как минимум на уровне министра, что автоматически ставит ее на ступень выше мужа, который нихера не успешен и зарабатывает раз в пять меньше. Что, конечно же, дает ей право вести себя аки Владычица морская, и муж, как водится, должен быть вечно ей благодарен за свое добровольное рабство в браке с ней.
Она приходит домой, когда ей вздумается, готовит только в праздник святой лошади, остальное время – пусть домработница\муж\мама горбатится на кухне. Секс – исключительно тогда, когда есть у нее настроение. Головную боль еще никто не отменял. Также, как не отменялись месячные, родительские собрания, тренинги, и другие подобные чудесные мероприятия.
Дети относятся к папе, как к непонятному аппендиксу в семье, эдакому придатку к матери, который и нужен только затем, чтобы было кому размножаться с мамой, или чтоб было на кого поорать, на кого спихнуть свои неудачи, и, конечно же, кого показывать родственникам на праздники. В смысле – мы полноценная семья, родителей у нас две штуки, хотя непонятно зачем и кому это нужно. Папа ж у нас такой непутевый.
Кстати, о таком зяте мечтают где-то 90% тещ. Им же тоже надо над кем-нить издеваться, свой-то уже давно надоел, а тут свежая кровь.

Вариант второй. Ещережесуществующий, чем предыдущий.
Он – ходячая чековая книжка с ушами, крутится вечно в бизнесе, в командировках, приходит домой поздно, требуя только что-нить похавать и секса исключительно для продолжения рода. Остальные низменные страсти удовлетворяет хрен пойми с кем и хрен пойми где. Но, пока денежки капают исправно в карман супружницы, все остальное неважно. Зато тепло и сытно. Проблемы по дому решаются сходу – наемная рабсила убирает, готовит, чинит унитазы, меняет перегоревшие лампочки и удовлетворяет низменные потребности жены. За спиной мужа.
А в свободное от семейных тягот время, жена проводит в шопингах, СПА-салонах, кафе\барах\ресторанах и заграничных курортах. И все довольны.
Примерно 90% нынешних ТП мечтают именно о таком супруге.

Вариант третий, серый донельзя.
Он – никто. Поэтому она его загодя ненавидит, и, расписываясь в книге регистрации в ЗАГСе, уже строит планы мести за то, что он так никчемен. То бишь, устраивает ему скандалы по поводу и без повода.
— Какого черта ты купил крупные помидоры?! Помельче не было, чтоль?!
— Люськ, не кричи, а? Голова раскалывается, пожалуйста…
— Ах, у него голова болит! Скотина, а я второй год ношу одни и те же сапоги, меня тоже голова болит! А вот Машку муж на курорт заграничный везет на праздники, а мы?!
— Ну, ездили же мы в Крым..
— Крым?! Крым, сволочь ты такая? А на свете есть еще и Турция, и Мальдивы, и Тайланды всякие!
— Люськ, ну не тянем мы пока на заграницу..
— Это потому что ты лох и неуч! А вот у людей все по-другому! Надо было мне за Петьку выйти замуж, когда звал, а не за тебя! У него теперь своя автомастерская, у его жены машина импортная, и в норковой шубе ходит…
— Так он же бьет ее..
— Да лучше бы ты меня бил, зато жили бы как люди!
— Люськ, но я ж тебя люблю.. это важнее..
— Подавись своей любовью, придурок!
И о таком тоже мечтают, когда фантазии на большее не хватает.

Вариант четвертый, обыденный.
Они оба – среднестатистические жители города, мегаполиса даже. Пашут, как волы, домой добираются уставшие и злые. Жена ты давно, и, как обычно, от безысходности и страха перед одиночеством.
Чуть что, орут друг на друга, как не в себе:
— Дура, нахера я на тебе женился?! Знал же, что ты бестолковая!
— А ты себя видел?! Не зря мне мама говорила – идиот он у тебя, не иди за него замуж, доченька, ничего он в этой жизни не добьется, только молодость тебе испоганит! Так она была права!
— Ненавижу тебя! Чтоб ты сдохла! Пошли спать.
— Идем. И, кстати, я тебя тоже ненавижу, спокойной ночи.
Иногда такие скандалы разбавляются драками. Зато, все как у людей.
Хотите сказать, о таком никто не мечтает? Еще как мечтают. Когда замуж уже никто не зовет.

Хотя, когда нам лет по четырнадцать, мы покупаем свои первые прокладки, и, мечтательно закатывая глаза, представляем себе принца, который однажды приедет и заберет нас из таких вот семей. И жить мы будем в любви и согласии, в вечной душевной гармонии и взаимном уважении.
Скажете, мы дуры? Ага, тут я соглашусь на все сто. Потому что жить в такой сказке возможно, только для этого требуется несколько лет тяжелого труда на поприще строительства собственной семьи. Но мы все сами портим своими руками. Или отсутствием жизненной мудрости.
Труд со стороны женщины это – вовремя закрыть пасть, даже если рвет башню, как хочется поорать на мужа, послать его в неведомые дали. Труд, это быть с ним рядом и поддержать в трудную минуту, когда его, к примеру, сократили на работе. А не добивать лежачего, что бы он от безысходности и горя пить не начал. Труд – готовить ему вкусно и от души, следить за тем, чтобы внешне он выглядел так, как будто его только что из коробки вынули. Труд – говорить ему ласковые слова и нежности, целовать и обнимать, даже когда самой тоскливо настолько, что хочется выйти во двор и повыть на луну, обнявшись с дворовыми собаками. Труд – делать маленькие подарки по незначительным датам, будь то 23 февраля или Международный день мужчин. Кстати, мало женщин вообще в курсе, что такой праздник есть, и проходит он 5 ноября. Поздравляли своего? А я поздравила, подарила махонькую фигнюшку, он и радовался как ребенок.
Возвращаясь к тому, что еще должна делать женщина.
Так вот, трудиться надо много, первые пару лет, а потом все станет привычно, как вода в кране. И, главное, никогда мужу нельзя отказывать. Вообще, возьмите на вооружение правило – секс это не поощрение за хорошее поведение, не метод наказания, и не предмет торга.
И вообще, введите святые правила в доме – все размолвки остаются за порогом спальни, в кровать вы должны лечь обнявшись, поцеловав друг друга на ночь. Не повышайте никогда голос на мужа и не позволяйте ему это делать, уважайте друг друга настолько, что даже мысленно не ругайтесь с ним. И, уж тем более не оскорбляйте его, даже в своей голове. Потому что любовь заканчивается в тот момент, когда вы его впервые обозвали «козлом», мысленно. Ну, или другим таким же ласковым словом.
А обсудить предмет размолвки можно тихо и спокойно. И, поверьте, придете к взаимному согласию минут за пять, а не за трое суток ссоры и скандалов.
Лучше хвалите его, за каждый его хороший поступок. Забил гвоздь? Умничка моя, ты мое золотце. Сходил в магазин за продуктами? Ах, ты мой добытчик, солнышко мое трудолюбивое. И тому подобное. Никогда не упрекайте за промашки. И, ни в коем случае не сравнивайте его неудачи с Васиными\Петиными успехами. Не воспитывайте собственноручно мужа лузера, ибо именно это вы получите в конечном результате. Лучше хвалите его, и, желательно при всех.
А что вы получите после столь прилежного труда? Замечательного мужа, который и вовремя поможет, и цветы не забудет подарить, и будет вас холить и лелеять, заваливать любовью, лаской, благодарностью, и, что самое важное – уважением.
Будьте уверенны, что при такой жене муж никогда не заметит другую женщину и отсутствие конкуренции вам обеспеченно априори. Потому что поистине мудрых женщин крайне мало, все стремятся вырвать руль из рук супруга. И не понимают истинного значения поговорки «Муж – голова, а женщина – шея, куда шея, туда и голова».
Трудно? Пиздец, как трудно. Но не для чужого строите же семью, для себя любимых.

Можно, конечно, насрать на все это, и делать так, как привычно – наорать, кинуть в него тапком, привести кучу аргументов в пользу собственной правоты, и, рано или поздно, муж с этим согласится. Только соберет манатки и сольется с горизонтом. Иногда, в объятиях вашей лучшей подруги. Но зато вы останетесь правой во всем.
И тогда… велкам, одинокая вонючая жизнь. Когда придется платить нереальные деньги какому-то алкашу, чтобы он кран подкрутил, терпеть ухмылки и издевки соседей, упреки родителей, боль в глазах собственных детей, и одиночество долгими зимними вечерами. Шанс на второй брак, тем более удачный, равен шансу попасть под копыта слепой лошади во дворе многоэтажки, но мы ведь этому не верим. Потому что мы пиздец, как красивы, уникальны, своеобразны, милы, полны шарма и тд и тп. И, конечно же, найдется целый вагон и маленькая тележка желающих воспитать наших детей от другого мужчины. Причем, воспитать достойно.

Вот, что в моем понимании означает «жена да убоится мужа своего». Потому что буквально такие советы воспринимает только ограниченный мозг. Тут есть куда более глубокий смысл – убояться потерять, остаться без него, того, кто казался нам единственным на всей Земле в тот день, когда мы согласились идти с ним рука об руку всю дальнейшую жизнь.
И, кстати, для тех, кто не в курсе.. слова эти вырваны из контекста.
А полный текст звучит так : «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»

А еще красивее сказал Толстой.
«…Тут только в первый раз он ясно понял то, чего он не понимал, когда после венца повел ее из церкви. Он понял, что она не только близка ему, но что он теперь не знает, где кончается она и начинается он… Он испытывал в первую минуту чувство подобное тому, какое испытывает человек, когда, получив вдруг сильный удар сзади, с досадой и желанием мести оборачивается, чтобы найти виновного, и убеждается, что это он сам нечаянно ударил себя, что сердиться не на кого…»

Разве это похоже на рабство? По-моему, лучше этого не может быть ничего.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *