Слушай, Израиль: Господь — Бог наш; Господь — един». Эти принципы, сформулированные в книге Второзаконие, составляют кредо иудаизма, его теологическую основу. Это — стержень еврейской литургии; религиозный еврей произносит эти слова и в ежедневной индивидуальной молитве. Они помещены и в мезузэ — футляр для священного текста, прибитый к косяку каждого еврейского дома, как заповедано Библией. Покидая дом и входя в него, евреи целуют кончики пальцев и прикасаются ими к мезузй, подчёркивая этим ритуалом связь с заключенными в ней словами. В этом случае они служат одновременно и оберегом, и напоминанием об обязанности придерживаться важнейших принципов веры.

Смысл этих принципов заключается в следующем: во-первых, еврейский народ строго придерживается монотеизма, то есть признает наличие единого божественного начала в мире и отвергает языческие культы; а во-вторых, между единым Богом и еврейским народом существует связь. Иными словами, Господь не просто сотворил весь физический мир, включая человечество со множеством его народов, но и заключил с одним из этих народов своеобразный договор. Знаменательно, что в кредо иудаизма «господь — Бог наш; Господь — един» на первом месте находятся как раз слова о «договоре» народа с Творцом. Таким образом, из всех проявлений Божества в мире евреи превыше всего ценят Его связь с еврейским народом.

Всякий договор — это взаимные обязательства «сторон». В тексте Пятикнижия они изложены многократно и в разных формулировках; однако наиболее лаконично обязательства евреев перед Господом выражены в словах из книги Левит: «…Итак, будьте святы, ибо Я свят». Евреи призваны Богом стать «царством священников». Иными словами, святость не является прерогативой некоторой жреческой части народа, а предписывается всем и каждому, что безмерно повышает ответственность каждого человека перед Всевышним.

Эту свою задачу еврейский народ и его мудрецы стремились постичь и исполнить во всей ее полноте. Эта задача определяет и всё веками разрабатывавшееся еврейское религиозное право, регламентирующее жизнь личности и общины в их контактах с миром и их обращении ко Всевышнему. Требование чистоты и святости обязательно для любого еврея в любых жизненных ситуациях — от всеобщего участия в торжественной литургии в День Искупления (Йом Киппур) и до повседневного воздержания от запрещенной, «нечистой», пищи, которую ни одна еврейская домохозяйка не подаст к столу.

Естественно, что, осознавая свои обязательства перед Богом, еврейские мудрецы стремились постичь также и природу проявлений Божества. Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные определения Бога в библейской и постбиблейской литературе: Святой благословенный, Владыка мира, Царь вселенной, Господь воинств, Царь над царями царей, Всевышний, Всесильный, Вездесущий, Отец наш небесный, Бог наш и наших праотцев, Бог Авраама, Исаака и Иакова, Милосердный и Прощающий, Друг души, Твердыня, Истина, Судия. Однако характерно, что ни одно из этих определений не является именем. Одним из наиболее распространенных способов называть Бога является эвфемизм А-шем, что буквально означает «Это Имя».

Однако это вовсе не означает, что Бог в иудаизме лишен имени. Это четырехбуквенное имя, называемое иногда Тетраграмматон, многократно встречается в Пятикнижии. Буквы его те же, что и у глагола «быть», который в разных формах входит в универсальное определение сущности Божества — «Он был, есть и пребудет». (Так, беседуя с Моисеем из неопалимой купины, Господь говорит о себе: «Я есмь Вечносущий». Слова этой фразы составлены из букв Имени.) Еврейская традиция называет это Имя Полным и считает его непроизносимым. Запрет на произнесение Имени Господа содержится в 4-й заповеди, следующей непосредственно после требования поклоняться лишь единому Богу и запрета на идолопоклонство: «Не произноси (буквально — не возноси) имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Имя Бога, безусловно, было известно и передавалось мудрецами ученикам, но не было в употреблении и не записывалось ни в каких текстах, кроме Пятикнижия.

В эпоху существования Храма, однако, Полное Имя однажды в году произносилось. Делал это первосвященник в ходе богослужения в День Искупления. Для произнесения Имени он в полном одиночестве входил в Святая Святых Храма. Для каждого из молящихся, заполнявших всю остальную территорию святилища, этот момент являлся кульминацией богослужения. После разрушения 2-го Храма эта традиция прервалась.

Непроизносимое Имя в еврейской традиции обладает невероятной властью и силой, так как заключает в себе саму божественную суть. Существует немало легенд о том, как чудодеи (так называемые бааль-шемы, то есть «знающие Имя»), мудрецы и даже демоны творили этим Именем невероятное. Одна из самых известных — легенда о Голйме. Голйм — существо, лишенное сознания и воли, кукла, вылепленная из глины. Но, прикрепив к его лбу листок с Именем, мудрец совершает действие, сходное с тем, когда сам Господь вдохнул жизнь в вылепленного им из земли Адама.

В тексте Пятикнижия четырехбуквенное Имя встречается, наряду со словом «Элохим», означающим, собственно, «Бог, Божество». Комментаторы Писания с древних времен задумывались о причинах этого двойного употребления. Они не сомневались, что в священном тексте Пятикнижия не может быть случайностей или небрежностей. Изучив контекст, в котором поочередно появляются то четырехбуквенное Имя, то «Элохим», комментаторы заключили, что употребление слова «Элохим» указывает на такой божественный атрибут, как справедливость и правосудие, в то время как появление четырехбуквенного Имени напоминает о божественном милосердии. Так, в рассказе о сотворении мира мы встречаем лишь определение «Элохим», зато в рассказе о сотворении человека, поселении его в Эдемском саду и даже наказании за нарушение божественного запрета повсюду, наряду со словом «Элохим», встречается четырехбуквенное Имя. Талмудические мудрецы истолковали это так: Господь задумал сотворить мир, который будет основываться лишь на справедливости и строгом суде. Но, создав человека со свободной волей, Всевышний понял, что тот непременно будет временами грешить. Господь же полюбил свое творение и, понимая, что на одном лишь основании строгой справедливости миру просто не устоять, явил сотворенному Им Свою милосердную сторону.

Стремясь интеллектуально и эмоционально постичь Бога и его ожидания от человека, в частности, от народа Израиля, евреи в то же время никогда не пытались создать изображений Божества, следуя заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Не поклоняйся им и не служи им…». Вторая часть заповеди поясняет запрет на изображение Бога как требование отказаться от языческих обычаев поклоняться божествам, изображавшимся в виде существ и явлений физического мира. Однако еврейская традиция соблюдала эту заповедь с такой строгостью, что даже когда в среде евреев совершенно исчезли языческие ритуалы и опасность их возрождения, запрет на изображение Бога не был смягчен. Причина этого в том, что, по представлениям иудаизма, Творец, разумеется, не может быть представлен в форме ни одного из творений — такое допущение было бы и абсурдно, и кощунственно. Поэтому все случаи антропоморфизмов в языке Библии, упоминающей о «гласе», «лике», «деснице» или «оке» Божием, объясняются мудрецами так: «Тора говорит человеческим языком», то есть для передачи своего великого послания снисходит к ограниченным человеческим представлениям, определяющимся рамками его физической формы.

Однако как при этом истолковать слова о сотворении человека: «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по подобию Божию…»? Не значит ли это, что по облику человека можно представить себе образ Бога? Ответ, выработанный традицией со времен первых комментаторов Пятикнижия (а ими можно считать пророков), состоит в том, что речь не идет о внешнем сходстве — человек обладает заложенной способностью морально уподобиться Творцу, он подобен Ему по самой своей, Творцом же созданной, природе. Более того, подражание Богу (imitatio Dei) и является обязательством, которое берёт на себя еврейский народ и каждый еврей в договоре со Всевышним, их обязанностью «быть святыми, как Свят Отец наш небесный».

Спрашивают мудрецы: как возможно для человека уподобиться Господу? — Делать то же, что и Он: давать пропитание голодным, одежду нагим, кров путешествующим; заботиться о вдовах и сиротах; радоваться за невесту и жениха; вершить справедливый суд; навещать больных и погребать умерших. В иврите слово «благотворительность» (цедакб) имеет общий корень со словом «справедливость» (цйдек): вершить добрые дела — значит, не возвеличиваться самому, а восстанавливать божественный порядок в мире, возвращать создание к плану Создателя. По мнению еврейских мудрецов и философов, творя благо и милосердие, человек становится полноправным партнером Бога в непрекращающемся процессе творения. Праведник (цадИк) — слово с тем же корнем, что и слово «справедливость», ведь это человек, который больше, чем другие, сумел уподобиться Господу в святости.

Начало одного из еврейских литургических гимнов звучит так:

    Владыка мира, правящий им,
    Из ничего создал творение.
    В избранное время сделал всё по Своему замыслу.
    Это — Царь, да будет возглашено Его Имя!
    А вслед за тем, как все завершил,
    Один Он грозно правит.
    И Он был, и есть, и пребудет во славе!

Так воспевается Бог, сказавший на горе Синай общине Израиля: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». И народ, еще до объявления Моисеем заповедей и законов единогласно обещавший: «Все, что сказал Господь, исполним», несет как память о великом событии на Синае, как осмысление своего сегодняшнего дня и как призыв к будущим поколениям слова: «Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь един».

Продолжая разговор о воспитательной роли отца и ее трактовке крупными мировыми религиями, мы решили поговорить с проректором Всеукраинской иудейской духовной академии реббе Юдой Бронфманом.

Господин Бронфман родился и вырос в Одессе и в религию пришел уже в зрелом возрасте. В 1994 году он эмигрировал в Германию, а оттуда через два года уехал в Израиль, где учился и получил степень раввина. Сегодня он живет и работает в Украине. Ему 30 лет, он женат и воспитывает троих детей.

— Иудаизм дает отцу очень важную заповедь: воспитать своего ребенка в духе иудаизма, передать ему религиозные традиции еврейского народа. Об этом говорится в сводах еврейских законов «Шулхан Арух» и «Снэйл Лухот Абрит». Кратко обязанности отца по отношению к детям сформулированы в Вавилонском Талмуде: «Отец обязан сделать сыну обрезание, выучить его, обучить Торе, женить и обучить какой-либо специальности». Мать также обязана воспитывать детей в традициях иудаизма. В каком-то смысле ей даже проще влиять на ребенка, потому что она постоянно дома, проводит с детьми много времени, а отец тяжело работает и возвращается домой поздно.

— Возможно, не все отцы приходят домой поздно?

— Нет, в нормальной иудейской семье это так, потому что отец полностью обеспечивает семью, а мать не работает, особенно в религиозных семьях. Не возникает ситуация, позволяющая матери работать, потому что много детей.

— Иудаизм велит иметь много детей?

— Да, в иудаизме есть заповедь: «плодитесь и размножайтесь» — это одна из первых заповедей, данных человечеству в целом и евреям в частности. Предохраняться верующим иудеям практически запрещено, кроме тех случаев, когда беременность наносит прямой вред здоровью женщины. В таком случае пара получает разрешение от раввина предохраняться по указанию врача.

— Аборты тоже запрещены?

— Конечно, убивать — это грех. А мы рассматриваем аборт, как убийство.

— А если детей десять-пятнадцать человек, и их содержать не на что? Ведь ребенка нужно не только родить, но и дать ему что-то в этой жизни?

— Такого не бывает. Мы верим в Бога. Если он дает жизнь человеку, он его и обеспечивает. Конечно, при этом я тоже не должен сидеть сложа руки и ждать, когда упадет манна небесная. Но Всевышний как-то следит за нами и создает такие ситуации, в которых я могу, прилагая определенные усилия, заработать достаточно денег, чтобы содержать себя и свою семью.

— Что, если женщина бесплодна?

— Это — беда. Если в течение десяти лет она не сможет родить ребенка, у мужчины есть право с ней развестись. Развод в иудаизме разрешен, но он считается большим несчастьем, ибо сказано, что «человек, который развелся с женой, подобен тому, на глазах которого был разрушен Иерусалимский храм» — самая большая беда еврейского народа. Развод — жизненная катастрофа, но нет смысла в семье, в которой нет семьи.

— Давайте вернемся к вопросу воспитания еврейским отцом своих детей.

— Я думаю, каждый человек воспитывает своего ребенка на принципах, по которым сам живет. Отсюда — конфликт отцов и детей. Потому что принципы, но которым живет одно поколение, часто не соответствуют принципам, по которым живет следующее.

— Но ведь принципы религиозные, очевидно, неизменны?

— Да. У нас есть принципы, по которым мы живем, наши религиозные установки и наш взгляд на мир. Наша задача — дать ребенку такое же мировоззрение, которое есть у нас. Кроме этого, я обязан спонсировать учебу своего ребенка и посоветовать ему определенную профессию. Но настаивать я не имею права. Иудейская религия позволяет ребенку в определенных случаях ослушаться отца: например, когда отец запрещает ему соблюдать Тору.

— А «соблюдать Тору» — это значит соблюдать все законы иудаизма?

— Да. Это общий принцип. Есть частные моменты этого принципа: например, ребенок хочет поехать учиться в определенную ешиву (высшее религиозное заведение, еврейский аналог духовной семинарии), а отец по каким-то своим соображениям настаивает на другой ешиве. Тогда ребенок имеет право ослушаться отца и решать самостоятельно. В ешиву дети должны уходить приблизительно в 12 лет, а до этого существует начальная религиозная школа хэдэр. Мальчики начинают учиться в ней с трех, девочки — с семи лет. В Украине тоже есть хэдэры, есть ешива.

— А хэдэр заменяет собой общеобразовательную школу?

— Нет.

— Где же ребенок должен изучать основы наук?

— А он не должен. Писать, читать, считать учат в хэдэре. Историю, географию, биологию и т.д. — такие науки там не преподают.

— И что, такого образования ребенку достаточно для жизни?

— Более чем. Сначала он получает религиозное образование, а потом уже рассматриваются другие возможности,

— Но он же не может поступить в вуз и получить специальность, скажем, врача или инженера, не закончив общеобразовательную школу.

— Может. Есть очень много таких прецедентов в Израиле и других странах. Нанимаются частные преподаватели и предметы за общеобразовательную школу сдаются экстерном. В Израиле, например, есть специальные учебные заведения, позволяющие за короткий срок пройти основную школьную программу.

— Между прочим, какой процент населения Израиля составляют ортодоксальные евреи?

— Не знаю. Но небольшой. Однако для религиозного еврея основным является религиозное образование. А светское — по мере необходимости, для получения избранной профессии. Во многих еврейских религиозных книгах сказано, что изучение светских наук нежелательно. В книге «Тания», например, говорится: «Светские науки можно изучать только для заработка или в качестве подсобного средства служения Богу».

— Вы меня удивили, честно говоря… Кто же корректирует процесс получения ребенком образования?

— Отец.

— А в Киеве только один хэдэр и одна ешива, потому что нет потребности или по другой причине?

— Нет потребности. К сожалению, не многие отдают туда детей. Те, которые отдают, как правило, нанимают частных преподавателей для обучения детей общеобразовательным наукам.

— И частные преподаватели тоже должны быть верующими иудеями?

— Нет. Это не обязательно.

— А в хэдэре существует физическое наказание?

— Да. Преподаватель может дать подзатыльник или ударить линейкой. Не нанося телесных повреждений. Но сейчас это почти не практикуется. Если же так случилось и ребенок приходит домой в слезах, отец должен разобраться и сказать ребенку, что учитель был прав. Мать может и пожалеть ребенка. Отец же должен быть любящим, но строгим.

Отец в иудаизме не имеет права сердиться. Если необходимо, он должен сделать вид, что сердится. У Рамбама (Маймонид), в его законоведческом труде «Мишнэ Тора» сказано: «У всякого качества есть свои положительные и отрицательные стороны, кроме гнева, злобы. Потому человек должен всячески их избегать: даже на своих детей нельзя сердиться, а если это необходимо, нужно сделать вид, что сердит». В гневе человек может сильно кричать и этим шокировать ребенка. Повышать голос — некультурно.

— А ударить — культурно?

— Да, когда ребенок заслуживает наказания, его следует наказать. О полезности телесного наказания говорится в «Притчах царя Соломона»: «Тот, кто экономит в телесных наказаниях, не любит своего сына».

— Но можно в наказание не купить ребенку сегодня мороженное, не пустить в кино…

— Это — очень мягкие наказания, которые он быстро забывает. Физическое наказание действует сильнее.

— Это же больно…

— Ничего страшного. Ребенок чувствует справедливость. И вы поймите, что семья в том варианте, в котором ее видит иудаизм, мало отличается от других семей. Человеческие взаимоотношения всегда развиваются по одним и тем же универсальным принципам. Как можно воспитывать ребенка? Только личным примером.

— Вы имеете в виду не словами, а делами?

— И словами тоже. Но когда эти слова расходятся с делом, когда вы говорите своему ребенку то, что он не видит в вас, он никогда к этому серьезно не отнесется. Всегда в семье отец — строгость, оценка, мать – доброта, утешение. Муж требует от жены только одного: чтобы она своей мягкостью не наносила вред ребенку, чтобы эта мягкость не была чрезмерной. Бывает строгость, которая приводит к добру, бывает мягкость, приводящая к злу.

— То есть мужчина воспитывает и жену тоже?

— В принципе так получается, потому что он — хозяин в семье, он проводит свою линию в семье, подгоняет под себя, заставляет других людей жить так, как он хочет и видит.

— Получается, что женщина, находящаяся рядом с вами, должна смириться…

— Меня это устраивает. Естественно, она тоже проводит свою линию, но делает это хитро, не в лоб. Ведь любое межличностное общение подразумевает взаимовлияние. В наших книгах говорится, что «жена исполняет желания мужа». Но на иврите тут есть игра слов и получается, что «жена создает желания мужа». И это не имеет никакого отношения к иудаизму. Это — общечеловеческое.

Существует множество законов в пользу женщины, например, в праздники нужно обязательно дарить женам подарки. У евреев есть такая заповедь — радоваться в праздники. А какую женщину не порадует хороший подарок.

Еще говорится о том, что «жена приносит благословение в дом мужчины». Одинокому человеку благосостояние в принципе не нужно. Погоня за материальным благосостоянием иудеями не приветствуется и не является для них целью существования. Цель — служить Всевышнему, исполнять Тору. Поэтому только когда мужчина обзаводится семьей, появляется необходимость в материальном благосостоянии — купить дом, одевать и кормить жену, детей, платить за обучение и т.д. И тогда Всевышний ему это дает. Получается, что женщина создает ситуацию, при которой возникает необходимость помощи Всевышнего.

— Благословение, наверное, заключается не только в материальном благополучии, он еще получает друга, партнера для духовного общения.

— Нет. Еврейская жена не рассматривается как партнер по духовному общению. Муж и жена общаются, как два любящих друг друга человека, которые вместе строят семью. Мой учитель говорил, что иногда полезно посоветоваться с женщиной, потому что она видит ситуацию совсем с другой позиции, которую мужчина даже представить себе не может. С ее помощью можно увидеть ситуацию в другом ракурсе, что очень полезно. Жена иногда может дать умный и полезный совет, я знаю это по своему опыту, хотя окончательное решение принимает мужчина.

— Я слышала, иудаизм рекомендует ранние браки, чтобы греховные мысли не отвлекали человека от серьезных дел.

— Иудаизм рекомендует ранние браки, потому что он не приветствует беспорядочные сексуальные отношения. Когда молодые люди собираются жениться и уже была помолвка, их учат основам сексуальных отношений, которые не входят в программу преподавания ни в хэдэре, ни в ешиве. В иудаизме есть серьезные предписания по поводу вступления в добрачные половые связи.

— А как раньше наказывали?

— Есть множество деталей, но, например, если молодой человек имел секс с девушкой, он обязан был на ней жениться. За супружескую измену полагалась смертная казнь. Так велит Тора, Талмуд. Сейчас это просто большой грех и позор, потому что религиозный человек не нарушает заповеди.

— Когда дети становятся совершеннолетними?

— Девочки в 12 лет, мальчики в 13. Теоретически в этом возрасте они могут вступать в брак. До вступления в брак (сегодня этот возраст составляет приблизительно 20 лет) они живут в семье. Не принято, чтобы молодой человек, или девушка снимали квартиру.

— Брак рассматривается, как наиболее желательное состояние человека?

— Да. Если человек одинок, то он ущербен. Он не имеет своей второй половины.

— Вы уверены, что в браке он находит именно свою половину? Ведь человеку свойственно и ошибаться?

— Мы надеемся на то, что в браке участвует Всевышний. Поэтому выбор правильный.

— В случае развода с кем остаются дети?

— С матерью, и отец обязан их обеспечивать. В Израиле, например, нет светских браков. Институт брака — религиозный, и все вопросы, связанные с браком, в том числе и развод, строго контролируются. В иудейских книгах даны подробнейшие указания, что и как кому положено при разводе. Рассматриваются мельчайшие детали множества вариантов с учетом причин развода, количества детей и т.д. Хочу еще добавить, что в исключительных случаях в иудаизме дети остаются с отцом, например, если мать — душевнобольная. Или если она решила оставить религию, отец может использовать это как аргумент, чтобы забрать детей. Есть определенные случаи, когда пребывание с матерью наносит прямой вред ребенку.

— Поскольку отец в религиозной иудейской семье — единственный кормилец, возникает закономерный вопрос, а что случится, если здоровье не позволит ему больше зарабатывать на жизнь?

— Тогда, если семья самостоятельно не сможет найти выход из положения, заботу о ней возьмет на себя община. Иудаизм не запрещает женщине работать. Если есть на кого оставить детей и ее заработок необходим, она может работать. Но работа рассматривается не как благо для неё, а как необходимость. Если в мальчике с детства культивируются такие качества, как самостоятельность и ответственность, то девочка знает, что не будет самостоятельной, она будет замужем. Её воспитывают как будущую хорошую жену, хозяйку, заботливую мать.

— Каким еще заповедям вы учите детей?

— Отец должен объяснить сыну, что он не может драться с другим еврейским мальчиком. Еврею запрещено бить другого еврея. Если сложилась такая ситуация, следует разрешить ее как-то иначе. При этом не дать себя ударить. Можно схватить обидчика за руки, повалить его на пол. Можно убежать, наконец.

— Не стыдно убегать?

— Гораздо стыднее ударить другого еврея. Иудаизм учит в таком случае уходить от конфликта. В семье мы учим детей избегать агрессии.

— А как же в Ветхом Завете — «око за око»?

— Это судебный принцип: если один человек нанес ущерб другому, суд должен взыскать с него пропорциональный ущерб. Убегать, потому что ты трус, — это стыдно, а убегать, потому что не хочешь вступать в драку, — совсем другое.

Один еврей может ударить другого еврея, только защищая третьего еврея, если на того подняли руку. Еврей является твоим родственником, членом твоей семьи. Все евреи — одна большая семья, избранный народ (невзирая на то, кто из них верующий, а кто — нет). К неевреям следует относиться хорошо, с уважением, с добротой, сохранять с ними добрососедские отношения, но если ситуация складывается так, что нужно защитить себя, следует защищаться. Например, когда тебя идут бить.

— Что вы подразумеваете под словами «избранный народ»?

— На евреев возложена особая функция — нести в мир идеи Бога. «Имена»: 19:6 — «И будете вы мне царством священнослужителей и народом святым». Или «Второзаконие» — 7:6: «Ибо народ святой ты у Бога Всесильного твое его, тебя избрал Бог, Всесильный твой, чтобы ты был ему народом избранным из всех народов на лице Земли». Мы избраны дать миру идею о Боге. Это мы сделали. Христианство начали и ввели евреи. Первые пять глав Ветхого Завета — это Тора. Коран основан на Библии, там те же персонажи. Все религии, в которых так или иначе присутствует фигура Бога, дали миру евреи.

— А детям тоже внушается, что они избранные?

— Да.

— Избранные должны себя вести как-то иначе?

— Лучше. Достойнее. Соблюдать заповеди. На нас возложили какую-то функцию. Мы несем в мир идею о Боге тем, что живем по-еврейски. Избранность в том и заключается, чтобы соблюдать иудаизм в еде, одежде, молитве и т. д. Те евреи, которые не соблюдают иудаизм, не исполняют функцию, возложенную на них Богом.

— Вспомните Андрея Вознесенского: «Как мало средь избранных — истинных. А в истинных — совершенства»… Когда один народ характеризуется словом «избранный», то подразумевается, что другой уже в чем-то второстепенен.

— Нет. Мы как раз делаем это для него. Сказано о еврейском народе в Торе, в Ветхом Завете, что он будет священником для народов мира. Это не дает нам никаких оснований относиться к другим народам хуже.

Сели как-то пить водку четверо: русский, еврей, немец и украинец. Пили, пили и в какой-то момент принялись обсуждать национальный вопрос.

— Русские нас никогда не поймут, — сказал один из этих четырех, и вы скоро поймете, кто это был.

— И почему же? – спросил – чуть позже вы поймете, кто из нас.

— А потому что нас, а также евреев и немцев, никто не любит.

Русский выслушал это молча. Но мысли на его лице читались тем не менее неплохо. Он думал: «Ну а за что вас любить? Это я так, по дружбе, в виде исключения с вами тут сижу. Скажите спасибо. И вы, конечно, мне завидуете, потому что нас, русских, все ведь любят».

Еврей с немцем тоже молчали, а думали они о русских в этот момент то, что и положено в такой ситуации инородцам. Но вслух мы, конечно, ничего такого не говорили. И не потому, что хорошо воспитаны, и замечательно образованны, и девушки нам дают даром, в отличие от других; вы догадались, что уже я вам тут привожу аргументы из интернет-дискуссий, в которых грызутся, как собаки, чекисты с эмигрантами и с соседями по постсоветскому пространству, и эти дискуссии очень полезны, про это вам любой психиатр и политтехнолог расскажет. Пусть уж лучше брызжут слюной люди, чем махать дубьем или стрелять из неучтенного пистолета в универсаме.

Так вот, вслух мы так грубо не выражались по национальному вопросу по другим причинам. По ряду причин, в которые мы тут не будем углубляться, не лекцию же читать, в самом деле, а sapienti и так sat.

Ну вот. Сидим мы, молчим с минуту, выпиваем еще по рюмке. Закусываем, и я продолжаю свою шутливую речь, в которой таки есть доля шутки:

— Но мы спокойно относимся к тому, что нас не любят. Кроме, правда, нашего еврейского друга, — он как раз в это время запивал водку пивом, — евреи с негативным к себе отношением смириться не могут.

— Да пошел ты нах, — сказал наш еврейский друг ласковым голосом, — не люблю я таких разговоров.

— Все, все. Больше не буду. Я о другом хотел сказать: русские нас не поймут потому, что они думают, будто их кто-то любит.

— И кто же это нас не любит? – напрягся наш русский друг.

— Ты первый начал уточнять! Ну что же, скажи, кто вас любит.

Он молчал, он задумался. Я взялся ему помочь, стал подкидывать ему, будто он Штирлиц, информацию к размышлению:

— Чухна? Фашисты? Чурки? Звери? Хохлы? Чучмеки? Пиндосы? Хачи? Ну, кто? Кто же любит русских? Скажи!

Он молчал, поглощенный работой мысли.

— Так вот, никто русских не любит. Как и нас. Но русские, в отличие от нас, не способны в этом признаться — даже себе! И вот они ходят и удивляются, что не видно нигде всеобщей в них влюбленности. Наверно, думают они, мы просто как-то невнимательно смотрим.

Он по-прежнему молчал. Крыть ему было нечем.

Национальный вопрос – это очень интересно, но добром его обсуждение не кончится, если вы приметесь его обсуждать с м…ками; а так-то можно – с друзьями, если они не сошли еще с ума, — это даже увлекательно.

— И вот отсюда: когда человек не видит ситуацию и не понимает ее, когда он не может отличить друга от врага и обижается, что его никто не кидается любить просто так, ни за что, будто он прекрасное милое дитя-вундеркинд – столько бед проистекает! Столько недоразумений!

Наш русский молча сопел. Ему, кажется, начало открываться истинное положение вещей…

Лирическое отступление закончено. Теперь к делу. Правильно Медведев наехал на Украину вообще и на Ющенко лично! (Дело тут даже не в том, что я родился в Донбассе и Янукович мне поэтому ближе, хотя бы как земляк и красавец.) Раз президент РФ взялся командовать русскими, ему надо соответствовать. Или уходить. Русские не любят хохлов, не считают их ровней себе, держат за вспомогательную нацию, неспособную к суверенитету; президент, если ему еще не надоела его должность и он не заготовил себе преемника, за которого пойдет голосовать его клака, должен на хохлов наезжать. Такая его планида, и я не в претензии. И очень уместно это делать в годовщину грузинской кампании, которая тоже проведена в соответствии с пожеланиями левого русского большинства. Русские – спросите любого – не любят грузин, и потому честный президент обязан свою симпатию к генацвале, если она есть, сохранять в тайне до того момента, как он сам объявит имя преемника и начнет наслаждаться своей личной неприкосновенностью.

Такая работа! Я себе легко могу представить учителя, который ненавидит детей; но ему таки лучше про эту нелюбовь молчать. До пенсии. В этом смысле учителю проще, чем президенту: преемника не надо назначать, не надо тащить его на затратную и неубедительную имитацию акции народного волеизъявления.

Большинство и без шоу все правильно поймет…

Любовь — это очень тонкое дело, если кто не в курсе. Если вы любили. Если один какой-то народ не любит некий другой народ, с этим ничего нельзя сделать. Обоим народам надо научиться с этим жить, без взаимной любви. Так живут миллиарды людей на этой планете, и редко кто из них из-за этого идет войной на соседа.

Считается, что кого-то можно принудить к миру. Но уж к любви-то – никак.

Ну, разве только к имитации оргазма можно склонить, — но тогда надо за это заплатить. Вон американцы часто платят, причем хорошо, и оплаченные так здорово имитируют, что начинают сами верить в свое светлое чувство. Часто у людей деньги вызывают то же чувство, что у птиц – яркие перья.

А на халяву? Ожидать имитации оргазма? Что же, если вас зовут Элвис Пресли и вы все еще живы, — к вам выстроится очередь.

Если же у вас другие паспортные данные, и иной экстерьер, и платить нечем, или вы просто к этому психологически не готовы, а вас не любят, — то не спешите впадать в отчаяние. Всегда ведь можно обратиться с жалобой во Всемирную лигу сексуальных реформ. Вдруг там чем помогут.

Что же касается Зурабова, то я даже не знаю, на что Украине обижаться больше: что его посылают в Киев или что не посылают. Что-то я не припомню, чтоб этого персонажа в России утомляли изъявлениями народной любви…

Юрий Кадников родился в 1975 году в Крыму. После распада СССР он учился в Москве в Институте современного иудаизма и уже тогда решил посвятить свою жизнь богословской деятельности. В 28-летнем возрасте, в 2003 году, он приехал в Германию с целью продолжить образование и поступил в Колледж имени Абрахама Гейгера (Abraham Geiger) в Потсдаме. После окончания работал в еврейских общинах Ганновера, Магдебурга и Бад-Пирмонта. Раввином Юрий Кадников стал в 2011 году в Бамберге. С 2015 года он является главным раввином федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания. И сегодня Юрий Кадников — собеседник DW.

Еврейские общины в Германии стареют

DW: Что собой представляют еврейские общины Мекленбурга — Передней Померании и каковы их цели и задачи?

Юрий Кадников: Подавляющее большинство, 95 процентов членов наших общин, — выходцы из бывшего Советского Союза: сегодняшней России, Украины, Грузии, Беларуси и стран Центральной Азии. Пять процентов — немецкоязычные евреи и израильтяне, проживающие на территории нашей федеральной земли. Главная цель еврейских общин — проведение религиозных мероприятий, богослужений и обрядов. Мы проводим церемонию обрезания и обряды религиозного совершеннолетия для мальчиков и для девочек — с этого дня они сами должны следить за соблюдением всех заповедей и требований иудаизма. И, конечно, мы проводим похоронные обряды. Их, к сожалению, становится все больше, потому что наша община стареет.

В лучшие времена только в общине Ростока было около тысячи человек, а сегодня — 570, вместе с Шверином и Висмаром верующих евреев — около 1400 человек. В основном это люди пожилого возраста. Тем, кто приехал в Германию 20 лет назад в 60-летнем возрасте, сегодня уже 80. Мы знаем, что наша община будет уменьшаться, и это — печальная тенденция.

— Но ведь евреи из бывшего СССР переезжали в Германию с семьями и детьми. Где они сегодня, неужели они не приходят в синагогу?

— Нет, они есть, но их становится все меньше. Людям важно дать своим детям хорошее образование, поэтому многие молодые евреи уезжают учиться в другие города Германии, находят работу и там остаются. Мало кто возвращается в Росток или Шверин. В нашей федеральной земле найти работу с хорошим образованием очень сложно, поэтому они стремятся в индустриально развитые регионы Баварии, Баден-Вюртемберга или Северного Рейна — Вестфалии.

Главный язык общения — русский

— На каком языке проходят богослужения и как прихожане общаются друг с другом?

— Службы проходят на трех языках: иврите, немецком и русском. Я изучал иврит в своем родном городе, в Евпатории, затем продолжил его изучение в Москве, в Германии и Иерусалиме, где прожил чуть больше года, чтобы его усовершенствовать. Проповеди я стараюсь проводить больше на русском и немецком, богослужения — на иврите. Среди наших прихожан есть люди, которые вообще не говорят по-русски, а есть прихожане, которые плохо владеют ивритом и немецким. В основном это пожилые люди, выходцы из бывшего СССР, которым с большим трудом даются эти языки, но мы с каждым из членов общины стремимся найти и находим общий язык для общения.

В синагоге Ростока

Я провожу с прихожанами регулярные встречи и беседы на самые разные темы, выслушиваю их, даю советы в решении их насущных проблем. Большое внимание в нашей общине уделяется работе по сохранению еврейских традиций и обрядов, межрелигиозному диалогу, а также приобщению людей к немецкой культуре.

«Хожу по улицам Ростока, прикрывая кипу»

— Ощущают ли члены вашей общины антисемитские настроения?

— К сожалению, в нашей земле, как и в других федеральных землях на территории бывшей ГДР, люди чаще сталкиваются с проявлениями антисемитизма. Не стоит забывать о том, что у нас активна Национал-демократическая партия Германии (НДПГ), которую безуспешно пытались запретить, большое влияние имеет и нынешняя правая партия «Альтернатива для Германии», у которой есть депутаты в земельном парламенте и поддержка части населения. Чего уж скрывать, евреям в нашей федеральной земле приходится соблюдать меры предосторожности. Члены общины при выходе из синагоги стремятся прикрыть кипы другими головными уборами, чтобы лишний раз не привлекать к себе внимания и обезопасить себя. Я, признаюсь вам, сам хожу по улицам Ростока, прикрывая кипу.

Разумеется, власти Германии много делают для того, чтобы воспрепятствовать антисемитизму, который, на мой взгляд, усилился, начиная с 2015 года, когда в страну приехало много беженцев-мусульман. Среди них — немало и тех, кто видит в Израиле и израильтянах своих врагов. Это усугубило местный правый и левый антисемитизм. Он бывает даже в тех местах, где нет евреев. Много его и в интернете, начиная с антисемитских сайтов, заканчивая комментариями под публикациями о евреях. Даже во время коронавирусной эпидемии в интернете усилились антисемитские настроения, родилось много мифов, в которых евреи обвиняются во всех мировых бедах, включая коронавирусную инфекцию.

В нашей земле мы наблюдаем проявления антисемитизма в вандализме на закрытых еврейских кладбищах в поселках и городах, где евреи уже не живут. До Второй мировой войны на территории нынешней федеральной земли было около 50 еврейских общин, и до сих пор сохранились старые еврейские кладбища. Время от времени там происходят осквернения могил. Еврейский земельный совет вместе с земельным правительством в течение 30 лет восстанавливают и благоустраивают эти кладбища, которые во времена бывшей ГДР пришли в запустение. И это отрадно. Но случаи вандализма в уже восстановленных кладбищах меня и членов моей общины очень настораживают. Однако многие понимают, что земельное и федеральное правительства предпринимают меры, чтобы уменьшить антисемитские настроения в обществе.

Немецкий раввин Юрий Кадников и члены еврейской общины Мекленбурга — Передней Померании почтили память жертв еврейских погромов в Германии (архивное фото)

Антисемитизм — не проблема евреев, а проблема общества

— Можно ли сказать, что евреи вашей общины чувствуют себя защищенными со стороны государства?

— Да, это так, но были случаи, как, например, в прошлом году в Галле, когда во время Йом-Кипура, самого важного иудейского праздника, были убиты два человека. И я не видел после этого тысяч людей, вышедших на площади Берлина… Несколькими годами ранее, когда в Берлине на почве антисемитизма был избит молодой человек, демонстрантов едва хватило, чтобы заполнить участок перед столичным центром общины… Но и в недавнем прошлом, когда Центральный совет евреев в Германии организовал демонстрацию перед Бранденбургскими воротами в Берлине, демонстрантов было тоже не так много. Это, по моему мнению, является значимым барометром латентного антисемитизма в нашей стране. Стоит заметить, что антисемитизм — не проблема еврейских общин, как многие думают, это — проблема общества.

Не случайно министр внутренних дел Германии Хорст Зеехофер (Horst Seehofer) недавно подчеркнул, что наибольшей угрозой для Германии по-прежнему является правый экстремизм. По его данным, 93,4 процента антисемитских преступлений в 2019 году имели правоэкстремистскую подоплеку.

— Вы жили в бывшем СССР, в Израиле, сейчас живете в Германии, много ездите по миру. В какой стране, на ваш взгляд, евреи чувствуют себя в большей безопасности?

— Безопасней и свободней себя евреи чувствуют, конечно, в Израиле. В Европе, на мой взгляд, это Вена. Здесь есть еврейские районы и много еврейских магазинов, ресторанов. Местные евреи не прячутся. Даже с Берлином Вену трудно сравнить. В Берлине, несмотря на то, что это — открытый и прогрессивный город, не так много людей в кипах, и там чаще, чем в Вене, нападают на евреев. Я уже не говорю про Росток. Антисемитизм в бывшей ГДР был связан с антиизраильской политикой в 1950-х, и эта недружественная риторика отложилась в головах многих.

В Германии есть и правый антисемитизм, и левый, который выражается в антиизраильской риторике, есть антисемитизм, навязанный исламизмом. Мы находимся в постоянном диалоге с земельным правительством с целью усиления мер безопасности для членов наших общин.

Богослужения в онлайн-режиме

— Центральный совет евреев в Германии 19 июля отмечает 70-летний юбилей. Как евреи Мекленбурга — Передней Померании будут его праздновать?

— Да, Центральный совет евреев в Германии был организован 19 июля 1950 года во Франкфурте-на-Майне. Этот юбилей в период коронавирусной пандемии мы вынуждены отмечать большей частью в режиме онлайн. Наша синагога в Ростоке закрыта для посетителей до 10 августа, богослужения проходят в интернете. Центральный совет евреев подготовил серию подкастов, посвященных юбилею. В ней принимают участие известные люди: политики, религиозные деятели, деятели культуры и искусства. Кроме того, члены наших общин с удовольствием слушают регулярные радиопередачи «Schabat Schalom», которые готовятся к эфиру региональной телерадиокомпанией NDR, вещающей на севере страны. Несколько передач также были посвящены этому юбилею. У каждой из 100 еврейских общин в Германии — свои культурные программы, посвященные этому событию.

— И последний вопрос. Вы — отец троих детей. Можно ли их называть немецкими евреями? И есть ли, на ваш взгляд, у евреев в Германии будущее?

— Да, моих детей вполне можно назвать немецкими евреями, тем более что двое из них родились в Германии. Они на немецком языке говорят куда лучше, чем на русском. На русском они общаются с бабушками и дедушками, а их родной язык — немецкий. Говорить о перспективах и будущем еврейской жизни в Германии нужно в контексте того, почему евреи приехали из бывшего СССР в Германию, какова была их мотивация? Среди еврейских мигрантов — люди разных возрастов. Молодые получили образование и хорошо интегрированы в немецкую жизнь, ходят в синагоги, соблюдают еврейские традиции и обычаи. Они, в отличие от людей пожилого возраста, не стремятся уехать в Израиль, потому что видят свое будущее в Германии и в Европе.

Что вы знаете о традициях еврейской семьи? Начнем с ее создания. Все хотят счастья, и вот жених и невеста стоят под хупой, которая символизирует крышу их будущего дома. Две половинки становятся единым целым, и Творец находится между ними. По еврейской традиции любовь зарождается после хупы и растет от общих усилий мужа и жены, когда они учатся отдавать друг другу. Научиться жалеть, понимать, принимать, прощать – вот ступени к счастью и пройти по ним нужно вместе. Мир в семье – вот идеал, к которому стремятся супруги.

Немного о моей семье

Вы любите подглядывать в замочную скважину? А пробовали? Давайте сегодня заглянем ко мне, а потом и до вас очередь дойдет. Я хочу рассказать вам о семье моей бабушки Муси. Ее мама осталась одна с двумя детьми, а потом и сама заболела и умерла. Время было такое, тиф свирепствовал. Бабушка тоже заболела, но выжила. И этих двух детей забрал в свою семью брат их мамы. А в семье было своих шесть детей, но другие варианты даже не рассматривались. Тетя и дядя относились к бабушке и ее брату как к своим детям, не лучше и не хуже.

А дети их были просто счастливы, хотя семья жила небогато и еду приходилось теперь делить на десять человек. Все дети выросли, выучились и сохранили прекрасные отношения. Ездили друг к другу в гости и тогда вспоминали смешные случаи из своего детства.

Бабушка часто рассказывала мне про свою тетю Бесю, на которую свалились все дополнительные заботы, и была ей благодарна до конца своей жизни. У тети был особенный характер. Она никогда не думала о плохом заранее, и это помогло им всем выжить в то тяжелое время. Она была стержнем семьи, дарила любовь и оптимизм всем детям и мужу. Даже, когда они выросли и разъехались по всей стране (в Ташкенте жила одна сестра, в Ленинграде еще одна, остальные жили в Одессе и Краснодаре), она объединяла всех и дети с семьями часто собирались в родительском доме. В то время не считалось подвигом взять детей и вырастить, но привить им любовь к семье и любовь и уважение ко всем родственникам – это дело не такое простое и всегда зависит от матери. Атмосферу дома создает мать, и она же объединяет семью.

Моей бабушке удалось перенять все эти навыки объединения семьи и, даже передать троим детям и внукам. И для правнуков ее – семья на первом месте.

Семейные ценности всегда передавались из поколения в поколение. Многие женщины хотели бы иметь мужа – еврея, потому что слышали, что они все делают для своей семьи. А какое трепетное отношение к детям. Для современного еврейского папы нет проблем присутствовать на родах, менять памперсы, купать ребенка и даже остаться с малышом на целый день.

Отношение к чужим детям, особенно к солдатам, тоже впечатляет. Ну, в какой стране может быть такое объявление в кафе, которые появляется у нас во время обострения конфликтов «Для солдат – еда бесплатно”.

Наши друзья из России, с ними мы ездили на горячие источники, с удивлением заметили, как много там отдыхают семьями: родители, дети, бабушки, дедушки.

Как-то пошли в кафе семьей, брат, сестра, дети их, с нами еще была тетя – 90 лет. Когда выходили, в дверях встретили такую же компанию и тоже с ними бабушка примерно такого же возраста. Семейные связи сильны в еврейских семьях.

Куда пропадает тепло в отношениях?

Но вот вопрос, куда же пропадает это тепло и любовь, когда мы выходим на улицу? Я не говорю про поведение на дорогах, там всегда впереди – козел, а сзади – идиот. Не знали? А вы проследите, как вы их называете. Как – то нам пришлось ехать в аэропорт на двух машинах, встречать друзей. Мой муж на дороге вел себя идеально, он знал, что за ним еду я. Почему бы каждому не представить, что впереди едет его сын или дочь, а сзади жена или друг и тогда поведение на дороге изменится. Ведь на самом деле – мы одна семья и все друг другу родные люди, только жаль, что вспоминаем мы об этом только когда нам угрожают и на нас нападают. Так может нужно сказать спасибо нашим врагам? Ведь благодаря им, мы просыпаемся ото сна, где ненавидим друг друга и становимся семьей. Враги пробуждают в нас лучшие чувства, благодаря им наши отношения становятся исправленными и мы опять ощущаем себя любимыми и любящими. Когда каждый думает о каждом.

Семья – это ежедневные усилия

Семья – это постоянная стройка, это ежедневные усилия. Только у животных – это инстинкт и им не нужно делать никаких усилий.

Есть такое выражение – «Мой дом – моя крепость”, но это верно, если человек один. Растущий эгоизм отдаляет членов семьи друг от друга и они становятся врагами, не могут жить вместе, ведь каждый считает, что другой живет за его счет.

У разных народов есть один обычай, если не получается построить семейные отношения, то обращаются к знающим, опытным людям, к мудрецам. И с этого начинается семья.

В семье люди соединяются не просто животной частью. Есть обязательства друг перед другом, перед детьми, родителями, обществом. Если бы не взаимные обязательства, то люди не ощущали бы семейную связь.

Всю мудрость жизни мы черпаем из Природы и она показывает нам на сколько может быть чудесной жизнь в гармонии с Природой и между собой, жизнь в объединении и процветании. И к этой цели – быть одной семьей в гармонии друг с другом мы и должны прийти.

Семья – это основа, потом район, город, государство, отношения между странами, весь мир. Но объединение начинается в семье.

Женя Поливода

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *