После того, как вопросы обрезания крайней плоти у мужчин и его взаимосвязи с заражением ВИЧ попали в заголовки и вызвали горячие дебаты по всему миру, была подготовлена первая из трех частей специальной серии, www.unaids.org по этому вопросу, где более подробно рассматриваются исторические, традиционные и все чаще социальные причины применения практики обрезания мужчин в различных регионах мира.

Обрезание крайней плоти у мужчин – это одна из самых старых и широко распространенных хирургических процедур, которая традиционно является признаком культурной идентификации или религиозной важности.

Исторически обрезание мужчин практиковали древние семитские народы, включая египтян и народы иудейской веры; самые первые записи, изображающие обрезание, были найдены в египетском храме и в настенных росписях, датируемых примерно 2300 годом до н.э.

По мере развития хирургии в 19-ом столетии и усиления мобильности населения в 20-ом столетии эта процедура была привнесена в некоторые культуры, ранее не практиковавшие обрезание – по причинам здоровья или социальным причинам.

Согласно нынешним оценкам, около 30% всех мужчин в мире – что составляет около 670 миллионов мужчин – обрезаны. Из них около 68% принадлежат к исламской вере, менее 1% к иудейской вере и 13% – американцы, не относящиеся к мусульманам и евреям.

«Учитывая последние данные о том, что обрезание крайней плоти у мужчин значительно снижает риск заражения ВИЧ для мужчин, этой практике вновь уделяется повышенное внимание, поскольку мир пытается понять, что это будет означать с точки зрения профилактики ВИЧ, – сказала Главный научный консультант ЮНЭЙДС д-р Кэтрин Хенкинс. – Анализ факторов, определяющих обрезание крайней плоти у мужчин, и приемлемости этой практики для других сообществ позволяет лучше увидеть пути дальнейшего использования этих последних исследовательских результатов».

Религиозная практика

В еврейской религии мальчиков традиционно обрезают в восьмой день жизни, если нет медицинских противопоказаний. Обоснованием, приведенным в еврейской священной книге Тора, является то, что между Авраамом и Богом был поставлен завет, внешним признаком которого является обрезание всех евреев мужского пола. В Торе говорится: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужской пол» (Бытие 17:10). Обрезание крайней плоти у мужчин по-прежнему является почти всеобщей практикой среди еврейского народа.

Самой крупной религиозной группой, практикующей обрезание мужчин, является ислам. Являясь последователями веры Авраама, исламские народы практикуют обрезание как их отношение с Богом; у них эта практика называется «тахера», означая очищение. После глобального распространения ислама начиная с 7-го века н.э. обрезание мужчин стало широко практиковаться среди других народов, ранее не применявших эту практику. В исламе нет четко предписанного возраста для обрезания, хотя пророк Мухаммед рекомендовал делать обрезание в раннем возрасте и, как указывается, обрезал своих сыновей на седьмой день после рождения. Многие мусульмане выполняют этот обряд в этот день, хотя мусульманин может пройти обрезание в любом возрасте от рождения до половой зрелости.

Христиане-копты в Египте и Православные христиане Эфиопии – две самых старых из существующих форм христианства – сохраняют многие традиции раннего христианства, включая обрезание мужчин. Обрезание не предписывается другими формами христианства. В Новом Завете святой Павел писал: «ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание» (К Галатам 5:6), а в папской булле (Papal Bull) от 1442 года Римская Католическая Церковь говорит о том, что обрезание мужчин является необязательным: «Поэтому всем, кто славит от имени христианина, строго приказывается не практиковать обрезание ни до, ни после крещения, поскольку, независимо от того верят они в это или нет, этот обряд нельзя соблюдать, не утратив вечное спасение». Дискуссии, проведенные в фокус-группах по вопросам обрезания крайней плоти у мужчин в Африке к югу от Сахары, не дали четкого консенсуса относительно совместимости обрезания мужчин с христианской верой. Некоторые христианские церкви в Южной Африке выступают против этой практики, считая ее языческим ритуалом, в то время как другие, в том числе Номийская церковь в Кении, требует обрезания для своих членов; участники дискуссии в фокус-группах в Замбии и Малави отметили аналогичные верования в отношении того, что христианам следует практиковать обрезание, поскольку Иисус был обрезан и Библия проповедует эту практику.

Этнические факторы
Обрезание практиковалась по иным, нерелигиозным причинам, в течение многих тысячелетий в Африке к югу от Сахары, а также во многих этнических группах по всему миру, включая аборигенов Австралазии, ацтеков и майя в Америке, жителей Филиппин и восточной Индонезии и различных островов Тихого океана, в том числе Фиджи и Полинезийских островов.

В большинстве этих культур обрезание является неотъемлемой частью обряда посвящения в мужчины, хотя первоначально оно могло быть испытанием на смелость и выносливость. «Обрезание также ассоциируется с такими факторами, как мужественность, социальное единство с мальчиками того же возраста, обрезанными в одно и то же время, самоидентификация и духовность», – поясняет д-р Хенкинс.

Этнограф Арнольд Ван Геннеп в своей работе «Обряды посвящения» (1909 год) описывает различные обряды инициации, которые присутствуют во многих ритуалах обрезания. Они включают три стадии: отделение от обычного общества; период, в течение которого новопосвященный проходит трансформацию; и, наконец, реинтеграцию в общество в новой социальной роли.

«Психологическим объяснением этого процесса является то, что двусмысленность социальных ролей создает напряженность, а по мере приближения человека к стадии перехода от возраста ребенка к взрослому возрасту требуется символическая новая классификация. Это поддерживается тем, что многие ритуалы придают конкретное значение обрезанию, которое обосновывает его цель в данном контексте», – утверждает д-р Хенкинс. Например, некоторые этнические группы, включая догонов и довайо в Западной Африке и кхоса в Южной Африке, считают, что крайняя плоть является женским элементом мужского полового члена, а его удаление (вместе с прохождением определенных испытаний) превращает ребенка в мужчину.

Для многих этнических групп важную роль играет традиция. Среди этнических групп штата Бендел на юге Нигерии 43% мужчин заявили, что их мотивацией к обрезанию было поддержание традиций. В некоторых общинах, где обрезание является нормой, существует дискриминация в отношении необрезанных мужчин. Для племен лунда и лувале в Замбии или багису в Уганде оставаться необрезанным недопустимо, в результате принудительное обрезание старших мальчиков не является редкостью. Среди племени кхоса в Южной Африке необрезанные мужчины могут подвергаться крайним формам наказания, включая запугивание и избиение.

Обрезание как социальный статус

Социальные причины обрезания мужчин становятся все более распространенными. «Там, где большинство мальчиков обрезаны, желание соответствовать нормам является важной мотивацией для обрезания», – говорит д-р Хенкинс.

Исследование, проведенное в Денвере, США, где обрезание проводится вскоре после рождения, показало, что родители, особенно отцы новорожденных мальчиков, указывают на социальные причины как основной фактор выбора обрезания (напр., нежелание, чтобы сын «выглядел не так», как отец).

На Филиппинах, где обрезание является почти что всеобщим и обычно проводится в возрасте 10-14 лет, обследование среди мальчиков показало, что две третьих предпочли быть обрезанными просто, «чтобы не быть необрезанным», а 41% отметили, что это «часть традиции». Социальные причины также были указаны как основная причина обрезания в Южной Корее, где в ходе одного обследования 61% респондентов указали на то, что над ними будут смеяться их сверстники, если они не будут обрезанными.

Желание «быть своим» также является основным фактором, объясняющим высокий процент обрезания среди мужчин, иммигрирующих в Израиль из других страны, где эта практика не существовала (в основном из бывшего Советского Союза).

В ряде стран на распространенность практики обрезания влияют социально-экономические факторы, особенно это касается стран, где эта практика появилась недавно, например в англоговорящих промышленно развитых странах. Когда практика обрезания мужчин впервые появилась в Великобритании в конце 19-го – начале 20-го столетия, она преобладала в основном среди высших классов общества. В США анализ данных для 4,7 миллиона младенцев, обрезанных за период с 1988 по 2000 годы, также указал на значительную взаимосвязь с наличием частной страховки и более высоким социально-экономическим статусом.

Предполагаемые преимущества с точки зрения здоровья и секса

В последние годы распространение практики обрезания крайней плоти у мужчин в промышленно развитом мире было обусловлено представлениями об улучшении гигиены и снижении риска инфицирования.

В ходе исследования, проведенного в США в 1983 году среди новорожденных, матери указывали, что гигиена является наиболее важным фактором при выборе обрезания их сыновей; в Гане обрезание считается очисткой мальчика после рождения. Усиление гигиены также было отмечено 23% из 110 обрезанных мальчиков на Филиппинах и Южной Корее; основными причинами для обрезания были: «улучшить половую гигиену» и предупредить развитие рака полового органа и распространение инфекций, передающихся половым путем и ВИЧ (соответственно 71% и 78%). В провинции Ньянза, Кения, 96% обрезанных мужчин и 97% женщин, независимо от их отношения к мужскому обрезанию, отметили, что, по их мнению, обрезанным мужчинам легче поддерживать гигиену.

Мотивом к обрезанию также может быть понятие о сексуальной привлекательности и активности. При проведении обследования среди мальчиков на Филиппинах 11% указали, что, по их мнению, женщинам нравится иметь секс с обрезанным мужчиной, а 18% мужчин, участвовавших в исследовании в Южной Корее, отметили, что обрезание усиливает сексуальное удовольствие. В провинции Ньянза, Кения, 55% необрезанных мужчин считали, что женщинам нравится секс с обрезанными мужчинами. Точно так же большинство женщин считали, что секс с обрезанными мужчинами более привлекателен, хотя, вероятно, большинство женщин этой провинции никогда не имели половых отношений с обрезанным мужчиной. На северо-западе Танзании молодые мужчины считали, что обрезание усиливает сексуальное удовольствие для мужчин и женщин, а в районе Вестонария, Южная Африка, около половины мужчин указали, что женщины предпочитают обрезанных мужчин.

Ожидаемое увеличение спроса

Глобальные оценки за 2006 год указывают на то, что примерно 30% мужчин – что составляет около 670 миллионов человек – обрезаны.

Учитывая результаты последних исследований, указывающие на то, что риск заражения ВИЧ для обрезанных мужчин значительно ниже, можно предполагать быстрое увеличение спроса на безопасное и экономически доступное обрезание.

«Поскольку в настоящее время обрезание мужчин считается эффективным в плане снижения риска заражения ВИЧ, необходимо обеспечить правильное понимание мужчинами и женщинами того, что эта процедура не дает полной защиты против ВИЧ-инфекции», – отметила д-р Хенкинс, подчеркнув, что эти вопросы будут рассмотрены в ходе международной консультации «Обрезание крайней плоти у мужчин и профилактика ВИЧ: последствия для политики и программ», которая состоится в Монтрё 6-8 марта 2007 года. «Обрезание крайней плоти у мужчин необходимо рассматривать просто как один из элементов комплексного пакета профилактики ВИЧ, включающего правильное и постоянное использование мужских и женских презервативов, уменьшение числа сексуальных партнеров, более позднее начало половой жизни и воздержание от проникающего секса. Точно так же как комбинированное лечение является наилучшей стратегией для лечения при ВИЧ, комбинированная профилактика – это наилучшая стратегия, для того чтобы избежать заражения или передачи ВИЧ», – добавила она.

«Необходимы действия, для того чтобы повысить уровень безопасности практики обрезания во многих странах и чтобы медработники и население имели новейшую информацию о риске для здоровья и пользе обрезания мужчин»,– сказала д-р Хенкинс.

Ссылки:
Читайте серию, включающую три публикации по проблеме обрезания крайней плоти у мужчин:
Часть 3 — Что ждет впереди: политика и действия ООН в отношении обрезания крайней плоти у мужчин
Часть 4 — Международные эксперты анализируют обрезание крайней плоти у мужчин

 А как же моя неповторимая индивидуальность?

Почему соблюдающие евреи одеваются одинаково? К чему такая «квадратность»? Ведь можно выглядеть уважительно в белом костюме и без шляпы? Почему не оставлено места для индивидуальности?

В качестве предисловия приведём две истории из не очень далёкого прошлого нашего народа.

Начало 19-го века. В самом разгаре царствование Николая I — того самого, что издал указ о кантонистах. Этот страшный указ затмил собой бесконечную череду других, порождённых неутомимой фантазией деспота и его приближенных. Один из них — запрет на… ношение традиционной еврейской одежды, бороды и пейсов. За неподчинение — Сибирь и арестантские роты. Солдаты и полицейские, радуясь «непыльной» работе, ловят евреев за длинные лапсердаки, состригают пейсы, срывают с женщин парики. А евреи? Всеми силами стараются спастись. Откупаются огромными взятками, прячутся по домам, закрывают бороды платками и молятся об отмене указа .

Середина 20-го века. Мир обезумел. Нацистское чудовище властвует над большей частью Европы. Евреи, избитые, ограбленные, униженные, заперты в гетто. И на них сыплются указы, один бесчеловечнее другого. Среди них — запрет на ношение бороды и пейсов. За неподчинение — смерть. Многие евреи вздыхают — » опасность для жизни » — и со слезами сбривают бороды. Но есть целые группы, в частности, молодых гурских хасидов, — которые провозглашают: это — «Гзерот а-шмад» — попытка покончить с еврейством, нельзя соглашаться; умрём, но не сдадимся! — и прячутся в бункерах, где продолжают учить Тору, делясь друг с другом скудной едой, и сохраняют свой еврейский вид.

Что заставляло евреев во все времена отчаянно бороться за сохранение специфически еврейского облика? И почему этот облик так раздражал ненавистников евреев?

Есть галаха — еврейская одежда должна отличаться от одежды окружающих народов. Так, чтобы еврея было видно издали. Но одинаково ли? Хасиды разных течений и потомственные » йерушалми» свято хранят аутентичный облик своих дедов, сформировавшийся за сотни лет. Знающие люди по цвету чулок, материалу халата и форме штраймла могут безошибочно определить: это йерушалми, это хасид такого-то адмора, это бахур, а этот уже женился. А одежда «литовских» евреев сильно отличается от хасидской и больше напоминает европейскую, но всё-таки резко выделяется из окружающей разношёрстной толпы.

Некоторым поборникам «индивидуальности» похожая одежда «харедим» напоминает армейскую униформу. Нас не обижает эта аналогия, наоборот, кажется очень удачной. Еврей верный Торе знает, что наша жизнь в этом мире — бесконечная война со своим дурным началом — ецер ара . Это — индивидуально, а вместе еврейский народ сражается (в идеале) за прославление имени Вс-вышнего. Как солдаты разных видов войск носят свою особую форму, так и верующие евреи носят особую форму, которая разнится от одного течения к другому. В каждом из них сражаются с общим врагом — силами нечистоты, своим особым видом оружия: где больший упор делается на изучение Торы, где-то — на молитву. Одинаковая форма позволяет солдатам узнавать друг друга издали, дисциплинирует и помогает более эффективно бороться с врагом. Потому-то вид еврея так раздражает антисемитов, которые хотели бы, чтобы Имя Творца не присутствовало в этом мире.

Во времена Бейт а-Микдаша одинаковую форму носили коаним и левиты, состоящие на действительной службе в Храме, коаним — свою, левиты — свою. Сейчас, когда Бейт а-Микдаш разрушен, каждый еврей, верный Торе, состоит на действительной службе — приближении Геулы, Избавления. К сожалению, нас мало, а враг всё атакует . Каждый воин на счету. Во время войны, если солдат снимет форму и скроется в толпе, его сочтут дезертиром, как бы он ни оправдывался…

Несколько слов об индивидуальности. Всем знакома пословица: «Встречают по одёжке, а провожают — по уму». Если понимать «ум» в более широком смысле — как личные качества каждого человека, то понятно, почему «провожают по уму». Чтобы хорошо узнать человека, надо провести с ним некоторое время, поговорить, испытать его в различных ситуациях. Тогда нам будет видна его индивидуальность. Но «встречают по одёжке». Внешний вид человека выражает то, что можно о нём узнать с первого взгляда. Например, какие убеждения он разделяет (насколько они глубоки — это уже вопрос его «индивидуальности»). Внешний вид еврея выражает его верность идеалам Торы и готовность следовать за ними при любых обстоятельствах. Как минимум — желание, чтобы его воспринимали именно так. Это — исключительная индивидуальность еврейского народа как одного целого.

А как же личная индивидуальность каждого? Наша задача — принести в мир свет Вс-вышнего. Для этого нужно максимально очистить свою душу от посторонних примесей. Моше Рабейну удостоился принести Тору народу Израиля тем, что полностью очистил себя от всяких примесей и стал чистым проводником воли Вс-вышнего. Для этого ему понадобились долгие годы напряжённой индивидуальной духовной работы. Каждый из нас стоит перед индивидуальным полем работы над собой. Ему необходимо выкорчевать свои индивидуальные сорняки и колючки и вырастить свой индивидуальный урожай.

В заключение несколько слов поборникам «индивидуальности в одежде». Можно спросить, готовы ли они выйти на улицу в таком «индивидуальном» наряде, что все прохожие остановятся, разинут рты, а потом будут долго крутить пальцами у виска? Если да, то дальнейшие вопросы, конечно, отпадут. Но, как правило, большинство людей одеваются (или раздеваются), как принято в кругу, к которому они себя причисляют. Еврей в белом костюме (в наше время), может быть, будет «уважительно» выглядеть, как голливудская звезда или финансовый воротила из Далласа, но не как еврей, который стремится выполнить волю Творца.

Как правило, люди, слишком много думающие о своей внешности, стремятся копировать кого-то более преуспевающего, чем они сами. Мы же, озабоченные своим внутренним ростом, стараемся подражать нашим мудрецам и праведникам — их молитве, учёбе Торы и повседневным делам.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Регулярная исправленная статья

д-р Арье Ольман

Тип статьи: Академический супервайзер: Дата создания:

Обреза́ние (на иврите מִילָה, мила или בְּרִית מִילָה — брит мила — `завет обрезания`, лат. circumcisio) — хирургическая операция по удалению у мальчиков и мужчин крайней плоти полового члена ради выполнения заповеди Торы.

Обрезание в древнем мире

Обрезание издавна практиковалось у многих народов. Так, обрезание существовало у финикийцев, у египетских жрецов, а также у народов Ханаана: аммонитян, эдомитян и моавитян. Существование его у вавилонян и ассирийцев не доказано; у филистимлян обрезания не было. Практика обрезания крайней плоти у ближневосточных народов засвидетельствована с III тыс. до н. э.. На рисунке, представляющем сцену этого обряда у древних египтян, изображение ножа напоминает собой форму ножей каменного периода. Это отчасти свидетельствует, что начало этого обычая теряется в глубокой древности. Изначально этот обряд был связан с ритуалом инициации, перехода к взрослой жизни, дававшим среди прочего право жениться. Характерно, что еврейское существительное «хатан» (жених, зять) однокоренное с арабским hitan, обрезание. Однако в Библии обрезанию придаётся исключительно религиозное значение.

Обрезание в ТаНаХе

Обрезание — одна из немногих заповедей в Пятикнижии, предписанных до синайского откровения.

Обряд этот восходит к патриарху Аврааму, который в возрасте 99 лет совершил обрезание себе и всем домочадцам мужского пола, как предписал ему Бог: :

Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя : да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, <…> и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей , истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.

К этому дню его сыну Измаилу (Ишмаэлю), от которого, согласно Библии, произошли арабы (и к духовным потомкам которого относят себя мусульмане), было 13 лет. Родившийся позднее Исаак, от которого произошли евреи, был обрезан, как и предписано Торой, на восьмой день жизни. Эти сроки обрезания (8-й день и 13 лет) соблюдаются в иудаизме и исламе до сих пор.

В отличие от других древних народов, практиковавших обрезание, обрезание еврейских детей должно производиться не в период начинающейся половой зрелости, а сразу же после рождения, на восьмой день. В отличие от египтян оно не является уделом только высших классов, обрезание обязательно для всего народа, не исключая также и рабов.

В древности обрезание было призвано служить внешним признаком Израиля, отличающим его от необрезанных (арелим, от орла — `крайняя плоть`) язычников, олицетворением которых в этом отношении были Филистимляне, а также напоминать евреям об обетованиях, заключённых в Божьем Завете (относительно потомства, владения землей), и об обязанностях, возложенных этим заветом на Израиль. Только обрезанные мужчины могли участвовать в пасхальном жертвоприношении (Исх. 12:44, 48).

После сорока лет странствия по пустыне сыны Израиля, придя в Землю Обетованную, оказались необрезанными. Странствуя долгие годы по пустыне, народ мог оставаться необрезанным, но придя в землю своего наследия, он должен был восстановить свой завет с Богом, обрезаться и совершить Песах (Пасху):

В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на : Холм обрезания. Вот причина, почему обрезал Иисус , весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта; весь же вышедший народ был обрезан, но весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Египта, не был обрезан; <…>Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел
(Нав.5:2-8)

Тем не менее в Израильском (Северном) царстве обряд обрезания, возможно, временно не соблюдался под влиянием царицы Изевель; нередко так толкуются слова Илии о «сынах Израиля, оставивших завет» (I Ц. 19:10, 14). У «письменных пророков» выражение «необрезанный» имело метафорический смысл — душа, глухая к истине (Иех. 44:1, 9 и др.; Иер. 6:10). В этом смысле Иеремия говорил, что у других народов — необрезанная плоть, а у Израиля — необрезанное сердце (9:25). Иехезкель полон презрения к необрезанным язычникам и предсказывает им горькую судьбу (32:19–32 и другие).

В эллинистический период обряд обрезания часто не производился (Юб. 15:33–34), а еврейские юноши, желавшие участвовать обнаженными в играх в греческих гимнасиях, даже шли на болезненную операцию (эписпасм), чтобы устранить следы совершенного обрезания.

Вместе с тем, библейские пророки неоднократно подчёркивают недостаточность обрезания плоти и призывают к духовному обрезанию, «обрезанию сердца»: «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего» (Иер.4:4). Метафорически обрезание олицетворяет греховность и порочность человека. Тем самым, «духовное обрезание» необходимо человеку, пренебрегающему заветом Господа и нуждающемуся в Божьем прощении.

Другие еврейские источники

Заповедь обрезания считается столь важной, что законоучители полагали, будто земля и небо существуют только ради крови завета (Шаб. 137б). По преданию, Авраам совершил обрезание в десятый день месяца тишрей, то есть в Иом-Киппур, когда Бог отпускает грехи Своего народа.

Традиционно считается, что Авраам сам проделал над собой эту операцию с помощью Всевышнего. Существует также и мнение, что Авраама оперировал Шем (Сим), сын Ноаха (Ноя).

Значение обрезания

Согласно еврейской традиции, обрезание (ивр. ברית מילה‎, Брит мила) — символ завета (договора) между Богом и народом Израиля.

В качестве обоснования обрезания часто приводятся соображения гигиены, которые были выдвинуты ещё Филоном Александрийским и с тех пор неизменно подтверждались медициной. Но вряд ли в этом причина. Более логично объяснение, которое дает р. Шимон Бен-Элазар в талмудическом трактате «Шаббат». Он говорит: «Заповедь, ради которой евреи шли на самопожертвование, сохранилась у них навсегда». И в качестве примера он приводит заповедь «брит-мила».

Пророк Иезекииль (Йехезкэль) сказал: «в крови твоей живи!» (Иез.16:6).

Обрезание и преследования евреев

Евреи неоднократно противостояли декретам властей, запрещавшим исполнение этой заповеди.

Впервые преследование евреев из-за обрезания возникло во II веке до н. э. С целью эллинизировать еврейский народ Антиох IV Епифан запретил совершать обрезание, а те, кто совершал эту операцию над своими детьми, карались смертной казнью. Повод к этому дали евреи-эллинисты. Подражая грекам в публичных играх, еврейские юноши, вопреки традиционной стыдливости, выступали на ристалищах голыми, и, чтобы избегнуть насмешек, они искусственным способом старались замаскировать следы религиозной операции, подвергаясь для этого весьма болезненной контр-операции, известной под названием «epispasmus» (греч. epispasmos — оттягивать). Чтобы предупредить эту неприятность, евреи-эллинисты не подвергали своих детей обрезанию, что побудило Антиоха совершенно запретить эту операцию.

При определенных обстоятельствах, к контр-операции иногда прибегали также и евреи в диаспоре. После разрушения Иерусалима Веспасиан установил, чтобы прежняя подать в две драхмы, которую евреи вносили в пользу Иерусалимского храма, поступала теперь в казну храма Юпитера Капитолийского в Риме. Евреи восприняли этот налог как святотатство и всячески скрывали своё иудейство, чтобы уклониться от его уплаты. Римские фискалы, по свидетельству Светония, раздевали подозреваемых ими в иудействе лиц на улице и взыскивали налог. По этой причине многие решались на эписпазм.

С победой Хасмонеев и расширением границ Иудейского царства Иоханан Гиркан заставил побежденных идумеев (см. Эдом) пройти обрезание (Древ. 13:257 и далее; 318).

Законоучители того времени расходились в мнениях по вопросу, должны ли прозелиты производить обрезание (Иев. 46а).

Вторично запрет на обрезание был наложен императором Адрианом, что послужило одной из причин восстания Бар-Кохбы. После поражения восстания (в 117 г. н.э.) обрезание было запрещено под страхом смертной казни.

Из сочинений Страбона, Тацита, Ювенала, Горация и других явствует, что в античном мире обрезание считалось варварским актом и многие с презрением и насмешками отзывались об обрезании и высмеивали обрезанных мужчин, как похотливых и развратных. Однако, несмотря ни на что, обряд этот постепенно стал проникать во все слои римского общества, не исключая императорских домов.

Средневековье

Файл:Barent Fabritius — The Circumcision — WGA7717.jpg«Обрезание», вторая половина 17го века

Марраны в Испании подвергали себя большому риску, производя обрезание своим сыновьям. Матери искусственно вызывали у новорожденных воспаление мочевого канала, чтобы под этим предлогом сделать операцию обрезания. Некоторые марраны сами совершали себе обрезание, например, Диогу Пириш (см. Шломо Молхо). Также существовали монастыри, в которых монахи, происходившие из марранов, совершали обрезание над своими собратьями. Участились случаи, когда марраны из Испании и Португалии выезжали в еврейские общины других стран, чтобы пройти обряд обрезания; поэтому возвратившихся в Испанию марранов осматривал хирург инквизиции.

Новое время

Преследования евреев во времена нацистского режима вновь сделало актуальным вопрос о восстановлении крайней плоти. Отсутствие её становилось опасным для жизни, независимо от того, было обрезание выполнено по религиозным соображениям или в связи с фимозом в детском возрасте.

В Советском Союзе обрезание никогда не было прямо запрещено законом, но в 1920–50-х гг. Моhелей нередко судили по различным статьям, а родителей обрезанного ребенка увольняли с работы. В Израиле многие репатрианты из бывшего СССР, не прошедшие обрезания, добровольно совершают этот обряд; операция может проводиться под наркозом врачами-хирургами в присутствии раввина.

Новейшее время

История не останавливается: 26 июня 2012 г. окружной суд в Кельне (Германия) постановил, что обрезание мальчиков — даже по религиозным причинам – равносильно нанесению тяжких телесных повреждений. Это решение вызвало резкую критику со стороны еврейской и мусульманской общин Германии.

Ритуал обрезания

Согласно еврейскому закону, обязанность отца — совершить сыну обрезание (Ш. Ар. ИД. 260:1); не исполнивший этой обязанности подлежит раввинскому суду.

Обрезанию подвергаются еврейские младенцы мужского пола на восьмой день после рождения, однако обряд может совершаться над мужчинами любого возраста.

Обрезание является обязательной частью процесса гиюра (перехода в иудаизм), но при этом сама процедура не посвящение в еврейство, так как любой ребенок, рождённый еврейской матерью, считается евреем независимо от того, подвергся он обрезанию или нет. В древности обрезание применялось также и к рабам, считавшимся членами общины и к чужеземцам, желавшим принять участие в праздновании Песаха (Пасхи).

Существуют различные объяснения того, почему обрезание совершают на восьмой день:

  1. Из медицинских соображений, поскольку к восьмому дню ребёнок, как правило, уже достаточно окрепший для этой процедуры.
  2. Недели также достаточно для того, чтобы определить, насколько здоров новорождённый, чтобы подвергнуться обрезанию без опасности для здоровья.
  3. Талмуд объясняет это тем, что за неделю мать сможет прийти в себя, чтобы принять полноценное участие в этом радостном событии.
  4. В Мидрашах дается другое, более возвышенное объяснение. Восемь дней даны для того, чтобы ребёнок прожил субботу, приобщился к её святости и был готов приобщиться к святости обрезания.

Хотя запрещено проливать кровь в Шаббат, обрезание — исключение из этого правила, его не откладывают, даже если 8-й день пришёлся на праздник, в том числе Иом-Киппур. Тора устанавливает восьмой день и не делает исключения для Шаббата. Однако, если обрезание на восьмой день по какой-то причине не сделали, например, по причине слабого здоровья младенца или отсутствия моhэля, в Шаббат его уже не производят.

Еврейский закон предписывает в случае болезни новорождённого подождать исчезновения симптомов, чтобы не оставалось сомнений в его полном выздоровлении, и лишь после этого обрезать.

Обрезание нужно производить днём, а не ночью. Время между заходом солнца и наступлением ночи, когда появляются звёзды, трудно отнести строго ко дню или к ночи. Поэтому обрезание делают до захода солнца. Законоучители рекомендуют делать обрезание рано утром, поскольку тот, кто поступает так, показывает тем самым своё стремление поскорее выполнить заповедь, не откладывая её без необходимости.

Традиционно обрезание совершают в синагоге после утренней молитвы. В честь этого события день считается праздничным, что отражается и на литургии. Обряд совершается в присутствии десяти мужчин (старше 13 лет), которые представляют собою общину Израиля (миньян).

Участники обрезания

Хотя обрезание может произвести любой еврей (а при отсутствии мужчин также и женщина), его поручают, как правило, специально обученному человеку, моhелю, который имеет медицинскую подготовку, или обычному хирургу, совершающему обрезание в больнице в присутствии раввина.

Кроме моhэля в «брит-мила» непременно участвует ещё одно лицо — сандак, который держит ребёнка на коленях, придерживая его ножки. Эта роль считается весьма почётной. Сандак стал участвовать в обряде «брит-мила», по-видимому, в самые древние времена. В мидраше имеется упоминание, что царь Давид нередко удостаивался этой чести.

Само слово «сандак» возникло в талмудический период и ведёт свое происхождение от греческого «синдикос», которое вначале означало адвоката, а позже — вообще полномочного представителя. В средние века немцы называли помощника священника при крещении «год-фатер» (крёстный отец). Евреи, жившие на территории Германии и говорившие по-немецки, постепенно и еврейских сандаков стали называть «гефатер», которое впоследствии превратилось в «кватер». Позже, однако, кватером стали звать уже не сандака, а нового участника «брит-мила», мужчину, приносящего младенца в помещение, где совершится процедура обрезания.

Файл:WLA jewishmuseum Circumcision Set 2.jpgИнструменты обрезания, XIX век, экспозиция Еврейского музея, Нью-Йорк

Кватер принимает ребёнка из рук кватерши, которая приносит его из женской части синагоги, где он находился с матерью. Обычно кватерами назначают супружескую пару.

Инструменты обрезания

Во времена Моисея и Иехошуа бин Нуна для обрезания пользовались кремнёвыми ножами (Исх. 4:25; ИбН. 5:2–3), которые впоследствии сменились металлическими. При традиционном обрезании используются лишь самые простые инструменты. Обычно моhэль оперирует лезвием, заточенным с обеих сторон. Традиционное шуточное объяснение этой формы инструмента таково: «поскольку в противном случае, волнуясь, он может начать резать не той стороной». В дейсвтительности это сделано чтобы у моhэля не могло возникнуть необходимости потерять лишнюю секунду на перемену положения инструмента.

Процедура обрезания

В средние века церемонию часто проводили в синагоге; эта традиция до сих пор сохранилась в некоторых общинах. Однако в большинстве общин церемония обрезания производится в больнице или дома; в Израиле при родильных отделениях имеются специальные помещения для проведения ритуала обрезания.

Файл:Chaise juive-Musée alsacien de Strasbourg.JPG Кресло Илии, музей Страсбурга

При ритуале обрезания ребенка приветствуют словами: барух hа-ба (`благословен приходящий`); у сефардов исполняют пиют, благословляющий соблюдающих завет. Ребёнка берут из рук матери и передают моhелю, который кладёт его на так называемое «кресло Илии», а затем — на подушку на коленях сандака. Сандак держит ножки младенца, а моhель производит процедуру: после кругового надреза особым скальпелем удаляет срезанную кожу. Эта часть операции называется приа, следующая — мецица: моhель отсасывает выступившую кровь. До середины XVIII в. кровь отсасывали ртом, затем во многих общинах с одобрения раввинских судов мецица стала производиться при помощи тампона или через трубочку, содержащую абсорбирующий тампон. Заключительная часть операции — перевязка.

Отец ребёнка произносит бенедикцию, вслед за этим мальчика передают отцу или почётному гостю, а моhель, подняв бокал с вином, произносит благословение на вино и благословение Богу, установившему завет со своим народом. Затем моhель читает молитву за здоровье ребёнка, оглашая его имя при приобщении новорождённого к союзу праотца Авраама. Принято, чтобы моhель давал ребёнку несколько капель сладкого вина, либо смазывал ему этим вином губы. Церемония продолжается праздничным угощением и завершается исполнением особых гимнов.

По завершении процедуры обрезания все провозглашают «Мазаль тов!», поздравляют родителей и произносят: «Как вошёл он в союз, так пусть войдёт он к Торе, женитьбе и добрым делам».

Обрезание и христианство

В первых христианских общинах, в том числе и в Иерусалиме, обрезание сначала распространялось на всех без исключения мужчин (о чём свидетельствует спор, разгоревшийся на собрании апостолов), пока апостол Павел не добился, чтобы обрезание не совершалось над обращёнными из язычников.

С распространением христианства обрезание стало одним из знаков различия между двумя религиями.

Обрезание и медицина

Филон Александрийский был первым евреем, выдвинувшим доводы в пользу гигиеничности обрезания. Хотя медицинские исследования позволяют заключить, что во многих отношениях обрезание действительно благоприятно сказывается на здоровье (некоторые врачи рекомендуют производить обрезание всем младенцам мужского пола), медицинские соображения не служили в иудаизме ни главной, ни дополнительной причиной обрезания как религиозного обряда. Б. Спиноза утверждал, что одной только практики обрезания достаточно, чтобы обеспечить выживание еврейского народа.

Противники обрезания

В 1843 г. франкфуртские лидеры реформизма в иудаизме стали убеждать своих приверженцев отказаться от обряда обрезания (дискуссия длилась около 20 лет) и выдвинули пять следующих доводов:

  1. совершение обрезания было предписано Аврааму, но не Моисею, причем обрезание — не исключительно еврейский признак, поскольку оно практикуется также потомками Исмаилa (ныне — мусульманами);
  2. обрезание только один раз упоминается в Моисеевых законах и не повторяется в книге Второзаконие;
  3. Моисей не сделал обрезания своему сыну;
  4. поколение, родившееся во время скитаний по пустыне, не подвергалось обрезанию;
  5. в иудаизме нет инициации девочек.

Ортодоксальные раввины, защищая обрезание, дали ответ на все пять доводов реформизма, а Л. Цунц написал брошюру об обрезании (Франкфурт, 1844). Сегодня подавляющее большинство реформистских раввинов не возражают против обряда обрезания.

Обрезание сегодня в еврейском мире

Сейчас обрезание приобретает смысл не только религиозной, но и национальной традиции и совершается как верующими, так и абсолютным большинством неверующих евреев, во всех странах.

Значение обрезания в еврейской жизни на протяжении веков было столь велико, что в наши дни сохранившийся обряд обрезания служит у многих евреев единственной связью с иудаизмом и еврейской традицией.

Обрезание среди неевреев в англосаксонском мире

При том, что в Европе среди нееврейского (и не-мусульманского) населения обрезание делают редко, в США это очень распространенно.

Начиная с середины 19 в. обрезание в США (и частично в Великобритании) стало рассматриваться как важная медицинская и гигиеническая операция, без прямой связи с Библейской заповедью.

В Британии до 1948 года почти треть младенцев подвергались этой операции. Однако в 1948 году Национальная служба здравоохранения постановила, что обрезание не имеет медицинских показаний, в связи с чем не будет оплачиваться из бюджета, и количесто обрезаний резко упало. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на данный момент в Британии только 9% мужчин прошли обряд обрезания.

В отличии от этого, в США обрезание стало практически культурной нормой, обрезание проходили абсолютное большинство новорежденных мальчиков. Однако с 1970-х годов процент обрезаний стал уменьщаться.

На данный момент около 75% мужского населения США прошли обрезание. Сегодня в США обрезание делают около 55% новорожденных мальчиков. При этом статистика сильно отличается от штата к штату – от 80% новорожденных, прошедших обрезание в штатах Небраска, Айова, Висконсин, Кентукки, до 20% на западном побережье США.

Примечания

Ссылки

Обрезание на Викискладе?

  • Первая российская страничка, посвящённая вопросам обрезания.
  • CIRCLIST Website (один из самых крупных сайтов, посвящённых вопросам обрезания) (англ.).

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Обрезание в ЭЕЭ

Обрезание – вынужденная процедура или полезный обряд?
В нашем мире есть множество загадок и удивительных явлений. Существует множество разных наций, у каждой из которых есть свои традиции. Евреи – наиболее удивительная нация среди всех. Традиции этого народа удивительные и отличаются от других сильнее всего. Одним из самых странных явлений для других народов является отряд обрезания. Шабат твердит о том, что евреям нельзя проливать кровь, но эта традиция стала исключением. Традиционно обрезание проводится для мальчиков на 8 день рождения, но может проводиться и для мужчин старше.
Обряд обрезания выполняет как физическую роль – мальчик приобретает статус мужчины, так и моральную – он получает статус равного другим. Это действо относится непосредственно к исламу и иудаизму.
Эта процедура проводится на 8 день по нескольким причинам:
Малыш на восьмой день уже окрепнет;
Мать ребенка должна принять участие в этом событии, а для его полноценности, она должна восстановиться после родов;
По верованиям, мальчик должен пережить субботу.
Случается и так, что из-за здоровья ребенка обрезание не совершают. Тогда оно проводится только спустя семь дней после выздоровления.
Если мальчик после 13 лет еще не обрезан, а это тот возраст, когда наступает «зрелость» и он несет полную ответственность за поступки, то, согласно еврейским канонам, он должен самостоятельно провести себе обрезание, или обратиться к мохелу. Именно днем должна проводиться эта процедура.
Мохел – это специально обученный человек, который проводит обряд обрезания. Он должен по национальности быть евреем, и он должен быть обрезан. Согласно закону иудеев эта процедура должна быть проведена отцом. По традициям, обрезание должно быть проведено в синагоге, но после молитвы, совершенной утром. Но его можно провести и дома, но при этом должны присутствовать десять человек из круга семьи, которые будут старше 13 лет.
Этот день, согласно еврейским традициям, для мальчика считается праздником, как и для всей семьи. Для традиции используют 2 инструмента: лезвие и нож. Крайнюю плоть отрезают, и кровь высасывается ртом или трубкой. Головна члена и борозна, для удачного завершения процедуры, после ее проведения должны быть открыты.
Если крайняя плоть, или какая-либо ее часть после обрезания все еще закрывает борозну, то обряд считается не совершенным. В этой процедуре не используются обезболивающие и не накладываются швы. В отдельных случаях, как максимум могут наложить повязку для остановки кровотечения.
После обряда член мальчика посыпают слоем порошка из сгнившего дерева. Когда обряд считается завершенным, мальчику дается еврейское имя.

Лучший фотограф в Израиле для обрезания —

У евреев этот обряд делается не только из необходимости по религиозным причинам, а еще и по медицинским соображениям. По еврейским канонам, обрезание ознаменует то, что человек присоединяется к Завету между еврейским народом и Богом.

Мода приходит и уходит, а национальные традиции многих народов продолжают жить даже спустя множество веков.

Так, и у евреев есть свое понимание красоты, которое находит отражение не только в традиционных нарядах, но и в прическах. Неповторимый еврейский образ не только сохранился в первозданном виде, но и нисколько не потерял актуальности. Однако некоторые признаки этого образа зачастую являются всего лишь заблуждением

1. Еврей – значит темноволосый и темноглазый

Существует некое клише, что сочетание темных волос и светлых глаз у евреев встречается чаще, чем у других народов. Как правило, цвет волос у людей еврейской национальности колеблется между каштановым и черным, но и более светлые волосы нередки. Ученые подметили несколько интересных фактов:

Процент светловолосых людей среди ашкеназских евреев ниже, чем у других жителей Северной Европы.

Процент светловолосых людей среди сефардов и мизрахов выше по сравнению с арабами и другими азиатскими группами.

До Холокоста среди германских евреев 30% были светловолосыми, среди английских – 25%, но среди итальянских – всего 5%

Самая высокая концентрация евреев с рыжими волосами наблюдалась в России, Галиции и Польше.

Согласно статистике конца XIX века среди российских евреев светлоглазыми были 23%, среди австрийских – 27%, а среди ашкеназов, проживавших на территории Англии, – 11,1%.

2. Настоящий еврей обязан носить пейсы

Отличительной особенностью сильной половины человечества являются закрученные локоны на висках – пейсы. «Не стригите краев волос своей головы» – сказано в Торе. Несмотря на то что существует принцип, согласно которому нужно стараться исполнить заповедь по возможности наилучшим образом, это относится только к предписывающим заповедям Торы, а не к запретам. Поэтому любая длина волос на висках достаточна, если очевидно, что это место не выбрито.

Итак, пейсы – это не закон, а в некотором роде устрожение заповеди, ставшее обычаем. Носить их или нет – личное дело каждого еврея, если оно не расходится с обычаями его общины.

Кстати, а что же делать лысым представителям сильного пола? Для этого на помощь приходят накладные пряди – их разрешено прикреплять к краям шляпы, либо ермолки для формирования облика истинного иудея.

3. Не совсем еврей, если он – без бороды

Действительно, еврейские законы и обычаи настоятельно рекомендуют бороду не сбривать. В библейские времена борода считалась символом мужественности и красоты, выбритое лицо – символом позора и поражения. О запрете говорит Тора: «Не порть края своей бороды». С точки зрения мудрецов, борода состоит из «пяти краев» и человек, сбривший бороду, нарушает не один, а сразу пять запретов. Означает ли это, что любой религиозный еврей непременно должен быть бородат? Нет. Запрет распространяется именно на бритье бороды, то есть уничтожение растительности на лице с помощью лезвия или бритвы. Прибегнуть к иным способам Тора не запрещает: «Еврей подлежит наказанию только тогда, когда снимает волосы бритвой, поскольку именно в этом заключается «порча”, о которой говорится в Торе. Стригущий бороду ножницами свободен от наказания» (Хафец Хаим. Краткая книга заповедей, Запрещающие заповеди, 177).

«Кошерно» избавиться от растительности на лице можно с помощью всевозможных порошков, гелей, электробритв, действующих по тому же принципу, что и ножницы. В большинстве еврейских ортодоксальных общин мира не видят ничего необычного в том, что лица мужчин гладко выбриты. Однако вопрос этот был и остается предметом дискуссии, особенно, когда речь заходит о раввинах – многие евреи считают бороду необходимым атрибутом «духовного лица». В то же время некоторые выдающиеся алахические авторитеты, как, например, Моше Софер, считают, что ни в Талмуде, ни в трудах известных раввинов, ни в других книгах – нигде не сказано, что есть разница между бородатым и безбородым евреем, а потому желание избавиться от растительности на лице не содержит и тени запретного!

4. Все еврейские женщины ходят в платках

Как известно, женщинам-иудейкам, исходя из религиозного правила, испокон веков предписывается не показывать свои волосы посторонним, которые, согласно Торе, являются самым главным элементом женской красоты. Здесь стоит на секунду остановиться – покрывать голову следует только замужним женщинам. В сефардских общинах принято закрывать волосы платком, а сверху – еще и покрывалом, таким образом, чтобы волос не было видно совсем. Самым правильным считается ходить с покрытой головой даже перед членами своей семьи и находясь дома в одиночестве, выполняя тем самым заповедь для евреев быть скромными – и не только перед людьми, но и перед Вс-вышним. Традиция рассказывает про женщину по имени Кимхит, которая вырастила семь сыновей, удостоенных титула первосвященника. Они прожили долгую и счастливую жизнь. Когда женщину спросили, откуда в их семье такое благословение, она скромно ответила, что просто покрывала голову и что стены ее дома никогда не видели ее волос.

Сегодня существует бесконечное множество различных вариаций головного покрытия, и женщина вправе сама выбирать способ выполнения заповеди – платок, тюрбан, шапочку или шляпу. Например, в ашкеназских общинах со временем кроме платков появились парики, дебаты вокруг которых ведутся до сих пор. Часть раввинов считает, что парик не подходит в качестве покрытия волос: во-первых, хороший парик не все могут отличить от натуральных волос, а во-вторых, большинство париков смотрится гораздо лучше, чем натуральные волосы. Другие утверждают, что парик – это полноценное покрытие волос, поскольку нет запрета для женщины быть красивой, а есть лишь запрет показывать собственные волосы. С ролью же покрытия волос парик справляется лучше, чем любой платок или шапочка, поскольку даже из-под самого скромного платка или шапочки может выбиться прядь волос.

Знаете ли вы, что…

Происхождение модной сегодня среди мужчин прически с выбритой на боку полоской тесно связано с Холокостом и Гитлером.

В свое время она называлась «гитлерюгенд» и была крайне популярна в молодежных нацистских организациях времен Третьего рейха. Выбритая полоска на голове обозначала согласие ее владельца с политикой власти, выражавшейся в преследовании еврейского народа и прочих бесчеловечных поступках, имевших место в то время. Эту линию выбривали у новобранцев после своеобразного обряда посвящения, проводимого служивыми солдатами. Выбривание проходило во время тренировок в неподходящих условиях и, как правило, неуместными предметами, которые легче всего было достать. Из-за этого солдаты могли приобрести не только новую прическу, но и парочку шрамов на всю жизнь, что в принципе не только не возбранялось, но и оценивалось весьма положительно.

Но носили эту стрижку не только активисты одноименной организации, в таком стиле предпочитали стричься мужчины и в Америке, и в других европейских странах. В Советском Союзе, кстати, этот стиль тоже был довольно известен. Парикмахеры того времени сразу понимали, что просил клиент, когда заказывал стрижку «под фрица».

Пик популярности этой прически пришелся на 1980-е годы. После некоторого спада ее актуальности стричься таким образом вновь стали примерно пять лет назад. Но сегодня стилисты предпочитают называть такую стрижку- «Preppy» и «Undercut», что ассоциируется с хорошим, прилежным мальчиком, представителем успешной элиты.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *