Лямка

Тянуть лямку — постоянно заниматься тяжелым или неприятным однообразным делом

Словарь Ефремовой

Лямка

  1. ж.
    1. Широкий ремень из кожи или прочной ткани, перекидываемый или надеваемый через плечо для тяги или облегчения переноски грузов.
    2. перен. разг. Тяжелая, надоедливо-нудная работа.
    3. Полоска материи, перекинутая через плечо и поддерживающая одежду.

Фразеологический словарь (Волкова)

Лямка

Тянуть лямку или потянуть лямку — перен. делать тяжелую, надоедливо- нудную, неприятную работу; нести тяжелые, нудные обязанности.

Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат . А. Пушкин.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Лямка

, и , ж.

Широкий ремень из кожи или прочной ткани для переноски грузов, для тяги.

◘ ТЯНУТЬ ЛЯМКУ — заниматься тяжелым, однообразным, изнурительным трудом.

Словарь Ушакова

Лямка

ля мка , лямки, жен. Широкий ремень, кусок плотной холстины или толстая бечева, перекидываемые через плечо и служащие для тяги или носки тяжестей. «Он соскакивал с постели и, размахивая руками, показывал мне, как ходят бурлаки в лямках.» М.Горький .

Тянуть лямку — перен. делать тяжелую, надоедливо-нудную, неприятную работу; нести тяжелые, нудные обязанности.

Словарь Ожегова

ЛЯ МКА, и, ж. Широкий ремень, полоса ткани или верёвка, перекидываемая через плечо для тяги или переноски тяжестей. Лямки парашюта. Тянуть на лямках.

Лямку тянуть (разг.) заниматься тяжёлой и скучной работой.

| уменьш. лямочка, и, ж.

| прил. лямочный, ая, ое.

Энциклопедия моды и одежды

Лямка

1. Широкий ремень из кожи или прочной ткани, перекидываемый или надеваемый через плечо для тяги или облегчения переноски тяжести.

2. Лямки — две полоски ткани или ленточки, перекинутые через плечи и поддерживающие одежду (Л. сарафана, Л. комбинезонов и т. п.).

3. Л.-шленка — шкурка трех- четырехдневного ягненка тонкорунной и полутонкорунной овцы. Волосяной покров — вертикально стоящий густой мягкий и матовый, состоящий из пуха; помесная Л. — с муаристым рисунком или гладким волосом, содержит тонкую ость. Для детских шапок, воротников, пальто используют шкурки натурального цвета (белые) или крашеные.

Многие люди изо дня в день тянут свою лямку. Нелюбимая работа, неурядицы в личной жизни, проблемы с родителями — все это быстро подрывает как физическое, так и моральное здоровье человека. Сегодня мы поговорим о значении фразеологизма «тянуть лямку» и дадим советы о том, как скинуть с плеч тяжелый груз.

А что такое лямка?

В лексиконе современного человека это слово осталось только в значении ручки или бретельки. Мало кто знает, что в XVIII в. понятие «лямка» обозначало перекинутый через плечо ремень. На него привязывался канат или другая толстая веревка, и с помощью такого нехитрого приспособления солдаты перетаскивали за собой тяжелое оружие. Это была сложная и порой неблагодарная работа. Со временем мысль о том, что данным способом можно перемещать не только оружие, но и другие тяжелые конструкции, пришла в голову купцам. Именно они и стали нанимать бурлаков, которые перетаскивали суда в порт с помощью своей развитой мускулатуры. Издревле тянуть лямку доводилось только простолюдинам: бродягам, бывшим каторжникам и обедневшим крестьянам. Зажиточные люди никогда не запрягали себя в это приспособление. Нужно отдать должное тому, что купцы довольно неплохо оплачивали труд своих наемных рабочих.

Лямка в искусстве

В 1873 году была написана одна из самых знаменитых картин И. Репина «Бурлаки на Волге». На этом полотне нарисованы люди, по виду явно бродяги и обедневшие крестьяне, которые, надрываясь, везут корабль против течения. Этот эпизод из жизни простого народа сильно впечатлил публику и, нужно признать, до сих пор не оставляет зрителей равнодушными. Ведь сегодня немногие могут себе представить, как выглядела лямка XIX в. И вот благодаря И. Репину у нас есть возможность лицезреть ее изображение в Русском музее.

Значение фразеологизма

Толкование выражения «тянуть лямку» довольно простое: «заниматься тяжелой физической работой». На подобный труд как раньше, так и сейчас претендуют люди без высшего образования, которые умеют хорошо работать руками, а не головой. Труд таких людей неплохо оплачивается, иногда даже выше, чем работа воспитателей, учителей или библиотекарей.

Значение фразеологизма «тянуть лямку» еще отлично подходит к людям, работающим на заводе. Мы сейчас не говорим об инженерах или конструкторах. Речь идет о простых ребятах, которые собирают детали или закручивают гайки в машинах. Такие занятия аналогичны работе на стройке. Применяется минимум знаний и максимум физической силы.

Если описать значение фразеологизма «тянуть лямку» одним словом, то можно это назвать работой. Причем изнурительной, тяжелой и неблагодарной.

Где употребляется

Значение фразеологизма «тянуть лямку» мы поняли, теперь посмотрим на случаи его употребления. Довольно часто крылатую фразу можно встретить в классической литературе. Например, Н. В. Гоголь писал: «Там-то вы сработаетесь, бурлаки! И дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». Здесь, как видно, выражение употребляется в прямом своем значении. Ведь жизнь бурлаков в XIX в. занимала умы многих людей. Особенно с тех пор, как изобрели пароходы.

В. Г. Белинский в том же XIX в. использовал фразеологизм в переносном значении: «…Ведь десять лет лямку-то тянул! Зато уж и подпоручик!» Можно наглядно увидеть, как преобразовывалось крылатое выражение. Тянуть лямку стало не то что модно, но просто люди начали подмечать тот факт, что большинство соотечественников зарабатывают, занимаясь тяжелым и низкооплачиваемым трудом.

Насколько популярен фразеологизм

Что означает фраза «тянуть лямку», мы уже выяснили, ну а теперь подумаем, как часто мы слышим ее в повседневной жизни. Если говорить честно, то этот фразеологизм постепенно выходит из нашей речи. Сложно сказать, почему. Возможно, потому что сейчас значение слова «лямка» изменилось, а может быть, людям просто неприятно считать, что они несут неподъемную ношу. Все чаще наши соотечественники перестают быть задействованы в тяжелых физических работах.

На эти должности берут иностранцев, а россияне без высшего образования предпочитают работать в колл-центрах. Там и зарплата выше, и много сил тратить не нужно. В принципе, что одна, что другая работа по своей сути не сильно отличаются. Люди занимаются нелюбимым трудом, меняя время на деньги. И они даже отдают себе отчет в своих действиях. Им вполне понятно значение фразеологизма «тянуть лямку». А вот уже наши дети и внуки, скорее всего, не будут знать случая употребления этого крылатого выражения.

Как скинуть с плеч тяжелый груз

Толкование фраз и крылатых выражений «тянуть лямку», «работать до седьмого пота», «работать как каторжный» знакомо всем без исключения. Так почему же люди не учитывают опыт поколений и продолжают заниматься нелюбимой работой? Ответить на вопрос вполне легко. Все дело в воспитании. Многих детей родители настраивают на то, что заработать деньги можно, только проводя на работе по 8-10 часов в день. Причем занятие, которое ты выполняешь ежедневно, не обязано тебе нравиться. Аргументы родители приводят железные: «Я так работаю, отец так работает, и ты будешь работать так же». Это воспитание, нацеленное на труд, неплохое, просто форма подачи оставляет желать лучшего. Но стоит учесть, что старшее поколение было воспитано в Советском Союзе, где капитализм считался страшным злом. Это сейчас на электронную почту приходят сотни писем с информацией о том, как открыть свой бизнес за 3 дня.

Чтобы скинуть психологические рамки, которые навесили родители, человеку нужно провести работу над собой. Он должен понимать, что в жизни не все так плохо. Что необязательно вкалывать весь день на нелюбимой работе. Можно заниматься полдня своим хобби, которое вполне способно стать основным источником дохода. Именно идеи — двигатель прогресса. Если человек будет изо дня в день бегать на работу, а вечером отдыхать у телевизора, то тянуть лямку ему придется до конца своей жизни. Так не проще ли потратить один вечер на то, чтобы решить, как можно поменять свою жизнь. Да, на это, возможно, уйдет не неделя и даже не месяц. Возможно, придется пройти курсы повышения квалификации или записаться на вечерние занятия в институте. Но если это сможет улучшить жизнь, то следует хотя бы сделать попытку.

Тянуть лямку плохо?

Многие люди, прочитав эту статью, решат, что труд сегодня не в моде, нужно строить бизнес. Но это не так. Труд всегда ценился высоко. Но только не физический, а интеллектуальный. Конструкторы, инженеры, профессора, как правило, получали более высокую зарплату, чем ремесленники. Но это еще не значит, что нельзя совмещать одно с другим.

Вы можете быть прекрасным краснодеревщиком, но, чтобы достичь успеха в жизни, мало одного таланта. Нужна еще изобретательность. То есть если вы придумаете новую модель кресла и сами ее сконструируете, она может окупить вам полугодовую работу над тривиальными заказами.

ТЯНУТЬ ЛЯМКУ

Слово лямка в значении `ремень через плечо для тяги» — общерусское. Оно встречается в самых разнообразных народных говорах. Но занесено ли оно в них литературным языком или, напротив, из народной речи оно проникло в литературный язык, — неясно.J. Kalima в своей работе «Die Ostseefinnischen Lehnwörter im Russischen» (Helsingfors, 1915) выводит это слово из финского lämsä, очень близкого по значению. Он думал, что финск. lämsä дало сначала в русском языке лямц , которое затем было переоформлено в лямец , а из лямец , в свою очередь, — посредством замены суффикса -ей , через -ка- получилось слово лямка (с. 158-159). Но ведь украинскому языку свойственно слово ляма . Оно ведет к польск. lama, lamować `обшивать галуном», lamwka `обшивка, кайма», lamiec `потник». Именно с этими словами сопоставляли лямку Berneker и Г. А. Ильинский . По-видимому, в русском языке слово лямка является заимствованием из польского. Оно появилось в военном диалекте XVII в.

Выражение тянуть лямку в русском литературном языке XVIII и первой половины XIX в. воспринималось как военное по своему происхождению.

Правда, в словаре 1847 г. слово лямка связывалось как с военным бытом, так и с бытом бурлаков. Лямка описывалась так: «Широкий и толстый ремень, к которому прикрепляется веревка для подвигания орудий, или бечева, чтобы тянуть судно. Тянуть барку лямкою . — Тянуть лямку , зн. исполнять какое-либо трудное дело. Заставили молодца тянуть лямку » (сл. 1847, 2, с. 278).

J. Kalima сопоставляет лямка с финск. lämsä `лассо». Для оправдания этого сопоставления приходится предполагать морфологическое переразложение: из lämsä образовалось слово лямец , параллельно с которым уже возникло с суффиксом -ка лямка . В украинский язык слово перешло из великорусских говоров. Польск. lamiec — из белорусок., польск. lamka — из украинск .

То обстоятельство, что бурлаки, их язык и быт оказались в п оле зрения русской реалистической литературы с середины XIX в., повело не только к переосмыслению омонимов вроде тянуть лямку , но и к проникновению новых бурлацких выражений в общерусский разговорный язык. Так слово шишка , у бурлаков метафорически означавшее передового бурлака, переднего человека в походе, распространяется в диалектах городского просторечия в значении: `человек, имеющий большое влияние, значительное лицо». Например, у Куприна: «Был он крупная шишка . Управлял какими-то имениями», у Чехова в рассказе «Оратор»: «Неловко такую шишку без речи хоронить». В словаре Д. Н. Ушакова (4, с. 1348) такое употребление слова шишка отнесено к разговорно-фамильярному стилю литературной речи. В. И. Чернышев высказал предположение, что «это выражение, очевидно, взято из быта бурлаков» . «Коренная шишка называется самый передний бурлак из всей артели, которая лямками тянет бичеву» (Зарубин, 2, с. 124, примеч.).

Но уже в 40-50-х гг. XIX в. выражение тянуть лямку начинает связываться в литературном языке с другими бытовыми образами — с картинами тяжелой жизни волжских бурлаков. Интерес к быту народа и его разных профессиональных и социально-сословных групп был сильно возбужден Гоголем и писателями натуральной школы. Так, у Гоголя в «Мертвых душах»: «Там-то вы наработаетесь, бурлаки! и дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню» (т. 1, гл. 7). У Мельникова-Печерского в романе «В лесах»: «Волга по д боком, но заволжанин в бурла ки не хаживал. Последнее дело в бурла ки идти! По Заволжью так думают: ”Честней под о коньем Христовым именем кормиться, чем бурлацкую лямку тянуть «. И правда» (ч. 1, гл. 1).

Переосмысление выражения тянуть лямку намечается к середине XIX в. Ср. у Кольцова в «Размышлении поселянина»:

На восьмой десяток

Пять лет перегнулось;

Как одну я лямку

Тяну без подмоги!

Ср. у Тургенева в романе «Накануне»: «Посудите сами: чел овек бойкий, умный, сам собою в люди вышел, в двух губерниях лямку тер …». Но наиболее распространенным и типичным для литературного употребления этого выражения в XVIII и в первой половине XIX в. было представление о связи его с тяготами военной лямки. Так, у Белинского в драме «Пятидесятилетний дядюшка или странная болезнь»: «…Ведь десять лет лямку-то тянул ! Зато уж и подпоручик!»

Это осмысление обычно и в языке писателей, примыкающих к дворянской кул ьтуре речи. У Тургенева в романе «Отцы и дети»: «Отец его, боевой генерал 1812 года… всю жизнь свою тянул лямку , командовал сперва бригадой, потом дивизией». Там же в речи Павла Петровича Кирсанова: «Если б я продолжал служить, тянуть эту глупую лямку , я бы теперь был генерал-адъютантом».

С военной службы то же выражение переносилось и на шта тскую. У Гоголя в черновых набросках «Мертвых душ»: «Протянул , думаю, порядочную лямку на свете! Верно, служил и в казенной палате и таскался по всем судам…» (Гоголь 1896, 7, с. 413). У Ф. М. Достоевского в «Записках из мертвого дома»: «Начал он на Кавказе же с юнкеров, в пехотном полку, долго тянул лямку , наконец был произведен в офицеры и отправлен в какое-то укрепление старшим начальником». У Н. Г. Помяловского в «Очерках бурсы» (в очерке «Женихи бурсы»): «Эх, бедняги, какую ж лямку вы тянули : солдатскую, а вас еще солдатчиной стращали!..».

Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись (12 листков разного формата) и более поздняя машинопись (4 стр.). Печатается по машинописи, сверенной с рукописью, с внесением ряда необходимых поправок и уточнений. — Е . X .

Что такое «Тянуть лямку»? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Тянуть лямку ТЯНУТЬ ЛЯМКУ Слово лямка в значении `ремень через плечо для тяги» — общерусское. Оно встречается в самых разнообразных народных говорах. Но занесено ли оно в них литературным языком или, напротив, из народной речи оно проникло в литературный язык, — неясно.J. Kalima в своей работе «Die Ostseefinnischen Lehnw?rter im Russischen» (Helsingfors, 1915) выводит это слово из финского l?ms?, очень близкого по значению. Он думал, что финск. l?ms? дало сначала в русском языке лямц, которое затем было переоформлено в лямец, а из лямец, в свою очередь, — посредством замены суффикса -ей, через -ка- получилось слово лямка (с. 158-159). Но ведь украинскому языку свойственно слово ляма. Оно ведет к польск. lama, lamowa? `обшивать галуном», lamwka `обшивка, кайма», lamiec `потник». Именно с этими словами сопоставляли лямку Berneker385 и Г. А. Ильинский386. По-видимому, в русском языке слово лямка является заимствованием из польского. Оно появилось в военном диалекте XVII в. Выражение тянуть лямку в русском литературном языке XVIII и первой половины XIX в. воспринималось как военное по своему происхождению. Правда, в словаре 1847 г. слово лямка связывалось как с военным бытом, так и с бытом бурлаков. Лямка описывалась так: «Широкий и толстый ремень, к которому прикрепляется веревка для подвигания орудий, или бечева, чтобы тянуть судно. Тянуть барку лямкою. — Тянуть лямку, зн. исполнять какое-либо трудное дело. Заставили молодца тянуть лямку» (сл. 1847, 2, с. 278). J. Kalima сопоставляет лямка с финск. l?ms? `лассо». Для оправдания этого сопоставления приходится предполагать морфологическое переразложение: из l?ms? образовалось слово лямец, параллельно с которым уже возникло с суффиксом -ка лямка. В украинский язык слово перешло из великорусских говоров. Польск. lamiec — из белорусок., польск. lamka — из украинск387. То обстоятельство, что бурлаки, их язык и быт оказались в п оле зрения русской реалистической литературы с середины XIX в., повело не только к переосмыслению омонимов вроде тянуть лямку, но и к проникновению новых бурлацких выражений в общерусский разговорный язык. Так слово шишка, у бурлаков метафорически означавшее передового бурлака, переднего человека в походе, распространяется в диалектах городского просторечия в значении: `человек, имеющий большое влияние, значительное лицо». Например, у Куприна: «Был он крупная шишка. Управлял какими-то имениями», у Чехова в рассказе «Оратор»: «Неловко такую шишку без речи хоронить». В словаре Д. Н. Ушакова (4, с. 1348) такое употребление слова шишка отнесено к разговорно-фамильярному стилю литературной речи. В. И. Чернышев высказал предположение, что «это выражение, очевидно, взято из быта бурлаков»388. «Коренная шишка называется самый передний бурлак из всей артели, которая лямками тянет бичеву» (Зарубин, 2, с. 124, примеч.). Ср. у И. Г. Прыжова в очерке «Он и она» из книги «Быт ру сского народа»: «Что вы теперь будете делать? — спросила она у бурлаков. — Ужинать что ли?» — «Ужинать?! — зарычал шишка — главный мученик, который тянет лямку впереди всех. — Ужинает купчиха в Москве (они ее приняли за купчиху), а для нас довольно и кабака!» (Прыжов, с.242). Но уже в 40-50-х гг. XIX в. выражение тянуть лямку начинает связываться в литературном языке с другими бытовыми образами — с картинами тяжелой жизни волжских бурлаков. Интерес к быту народа и его разных профессиональных и социально-сословных групп был сильно возбужден Гоголем и писателями натуральной школы. Так, у Гоголя в «Мертвых душах»: «Там-то вы наработаетесь, бурлаки! и дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню» (т. 1, гл. 7). У Мельникова-Печерского в романе «В лесах»: «Волга по? д боком, но заволжанин в бурла? ки не хаживал. Последнее дело в бурла? ки идти! По Заволжью так думают: ”Честней под о?коньем Христовым именем кормиться, чем бурлацкую лямку тянуть». И правда» (ч. 1, гл. 1). Переосмысление выражения тянуть лямку намечается к середине XIX в. Ср. у Кольцова в «Размышлении поселянина»: На восьмой десяток Пять лет перегнулось; Как одну я лямку Тяну без подмоги! Ср. у Тургенева в романе «Накануне»: «Посудите сами: чел овек бойкий, умный, сам собою в люди вышел, в двух губерниях лямку тер…». Но наиболее распространенным и типичным для литературного употребления этого выражения в XVIII и в первой половине XIX в. было представление о связи его с тяготами военной лямки. Так, у Белинского в драме «Пятидесятилетний дядюшка или странная болезнь»: «…Ведь десять лет лямку-то тянул! Зато уж и подпоручик!» Это осмысление обычно и в языке писателей, примыкающих к дворянской кул ьтуре речи. У Тургенева в романе «Отцы и дети»: «Отец его, боевой генерал 1812 года… всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией». Там же в речи Павла Петровича Кирсанова: «Если б я продолжал служить, тянуть эту глупую лямку, я бы теперь был генерал-адъютантом». С военной службы то же выражение переносилось и на шта тскую. У Гоголя в черновых набросках «Мертвых душ»: «Протянул, думаю, порядочную лямку на свете! Верно, служил и в казенной палате и таскался по всем судам…» (Гоголь 1896, 7, с. 413). У Ф. М. Достоевского в «Записках из мертвого дома»: «Начал он на Кавказе же с юнкеров, в пехотном полку, долго тянул лямку, наконец был произведен в офицеры и отправлен в какое-то укрепление старшим начальником». У Н. Г. Помяловского в «Очерках бурсы» (в очерке «Женихи бурсы»): «Эх, бедняги, какую ж лямку вы тянули: солдатскую, а вас еще солдатчиной стращали!..». Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись (12 листков разного формата) и более поздняя машинопись (4 стр.). Печатается по машинописи, сверенной с рукописью, с внесением ряда необходимых поправок и уточнений. — Е. X. 385 Etymolog. W?rterbuch, I, 700// Slavisches etymologisches. Heidelberg. 1924, 1, 700; Преображенский, 1, с. 498. 386 Ильинский Г. А. К вопросу о финских словах в русском языке // Изв. Общества археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те, 1928, т. 34, вып. 1-2, с. 188-189. 387 Kalima J. Die ostseefinnischen Lehnw?rter in Russischen, Helsinki, 1919. С. 158-159. 388 Чернышев В. И. Темные слова в русском языке // Академия Наук СССР академику Н. Я. Марру. М., Л., 1935. С. 402.

ТЯНУТЬ ЛЯМКУ

Слово лямка в значении «ремень через плечо для тяги» – общерусское. Оно встречается в самых разнообразных народных говорах. Но занесено ли оно в них литературным языком или, напротив, из народной речи оно проникло в литературный язык, – неясно.J. Kalima в своей работе «Die Ostseefinnischen Lehnwörter im Russischen» (Helsingfors, 1915) выводит это слово из финского lämsä, очень близкого по значению. Он думал, что финск. lämsä дало сначала в русском языке лямц , которое затем было переоформлено в лямец , а из лямец , в свою очередь, – посредством замены суффикса -ей , через -ка- получилось слово лямка (с. 158–159). Но ведь украинскому языку свойственно слово ляма . Оно ведет к польск. lama, lamować «обшивать галуном», lamwka «обшивка, кайма», lamiec «потник». Именно с этими словами сопоставляли лямку Berneker и Г. А. Ильинский . По-видимому, в русском языке слово лямка является заимствованием из польского. Оно появилось в военном диалекте XVII в.

Выражение тянуть лямку в русском литературном языке XVIII и первой половины XIX в. воспринималось как военное по своему происхождению.

Правда, в словаре 1847 г. слово лямка связывалось как с военным бытом, так и с бытом бурлаков. Лямка описывалась так: «Широкий и толстый ремень, к которому прикрепляется веревка для подвигания орудий, или бечева, чтобы тянуть судно. Тянуть барку лямкою. – Тянуть лямку , зн. исполнять какое-либо трудное дело. Заставили молодца тянуть лямку » (сл. 1847, 2, с. 278).

J. Kalima сопоставляет лямка с финск. lämsä «лассо». Для оправдания этого сопоставления приходится предполагать морфологическое переразложение: из lämsä образовалось слово лямец , параллельно с которым уже возникло с суффиксом -ка лямка . В украинский язык слово перешло из великорусских говоров. Польск. lamiec – из белорусок., польск. lamka – из украинск .

То обстоятельство, что бурлаки, их язык и быт оказались в поле зрения русской реалистической литературы с середины XIX в., повело не только к переосмыслению омонимов вроде тянуть лямку , но и к проникновению новых бурлацких выражений в общерусский разговорный язык. Так слово шишка , у бурлаков метафорически означавшее передового бурлака, переднего человека в походе, распространяется в диалектах городского просторечия в значении: «человек, имеющий большое влияние, значительное лицо». Например, у Куприна: «Был он крупная шишка . Управлял какими-то имениями», у Чехова в рассказе «Оратор»: «Неловко такую шишку без речи хоронить». В словаре Д. Н. Ушакова (4, с. 1348) такое употребление слова шишка отнесено к разговорно-фамильярному стилю литературной речи. В. И. Чернышев высказал предположение, что «это выражение, очевидно, взято из быта бурлаков» . «Коренная шишка называется самый передний бурлак из всей артели, которая лямками тянет бичеву» (Зарубин, 2, с. 124, примеч.).

Ср. у И. Г. Прыжова в очерке «Он и она» из книги «Быт русского народа»: «Что вы теперь будете делать? – спросила она у бурлаков. – Ужинать что ли?» – «Ужинать?! – зарычал шишка – главный мученик, который тянет лямку впереди всех. – Ужинает купчиха в Москве (они ее приняли за купчиху), а для нас довольно и кабака!» (Прыжов, с.242).

Но уже в 40–50-х гг. XIX в. выражение тянуть лямку начинает связываться в литературном языке с другими бытовыми образами – с картинами тяжелой жизни волжских бурлаков. Интерес к быту народа и его разных профессиональных и социально-сословных групп был сильно возбужден Гоголем и писателями натуральной школы. Так, у Гоголя в «Мертвых душах»: «Там-то вы наработаетесь, бурлаки! и дружно, как прежде гуляли и бесились, приметесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню» (т. 1, гл. 7). У Мельникова-Печерского в романе «В лесах»: «Волга под боком, но заволжанин в бурлаки не хаживал. Последнее дело в бурлаки идти! По Заволжью так думают: ”Честней под оконьем Христовым именем кормиться, чем бурлацкую лямку тянуть «. И правда» (ч. 1, гл. 1).

Переосмысление выражения тянуть лямку намечается к середине XIX в. Ср. у Кольцова в «Размышлении поселянина»:

На восьмой десяток

Пять лет перегнулось;

Как одну я лямку

Тяну без подмоги!

Ср. у Тургенева в романе «Накануне»: «Посудите сами: человек бойкий, умный, сам собою в люди вышел, в двух губерниях лямку тер …». Но наиболее распространенным и типичным для литературного употребления этого выражения в XVIII и в первой половине XIX в. было представление о связи его с тяготами военной лямки. Так, у Белинского в драме «Пятидесятилетний дядюшка или странная болезнь»: «…Ведь десять лет лямку-то тянул ! Зато уж и подпоручик!»

Это осмысление обычно и в языке писателей, примыкающих к дворянской культуре речи. У Тургенева в романе «Отцы и дети»: «Отец его, боевой генерал 1812 года… всю жизнь свою тянул лямку , командовал сперва бригадой, потом дивизией». Там же в речи Павла Петровича Кирсанова: «Если б я продолжал служить, тянуть эту глупую лямку , я бы теперь был генерал-адъютантом».

С военной службы то же выражение переносилось и на штатскую. У Гоголя в черновых набросках «Мертвых душ»: «Протянул , думаю, порядочную лямку на свете! Верно, служил и в казенной палате и таскался по всем судам…» (Гоголь 1896, 7, с. 413). У Ф. М. Достоевского в «Записках из мертвого дома»: «Начал он на Кавказе же с юнкеров, в пехотном полку, долго тянул лямку , наконец был произведен в офицеры и отправлен в какое-то укрепление старшим начальником». У Н. Г. Помяловского в «Очерках бурсы» (в очерке «Женихи бурсы»): «Эх, бедняги, какую ж лямку вы тянули : солдатскую, а вас еще солдатчиной стращали!..».

Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись (12 листков разного формата) и более поздняя машинопись (4 стр.). Печатается по машинописи, сверенной с рукописью, с внесением ряда необходимых поправок и уточнений. – Е . X .

— Вы говорили о любви к Богу и истине…

— Это одно и то же. «Платон мне друг, но истина дороже». Как бы я ни любил вас, но если вы говорите то, что с моей точки зрения истиной не является, я буду возражать. Вы мне говорите, что Земля стоит на трех китах. А я говорю, что Земля круглая и вертится. Но это не значит, что я вас не люблю. Тогда как многие люди рассматривают несогласие как враждебность. А отсутствие любви приводит к очень тяжелым последствиям — к неврозам, подозрительности, вообще к неправильному поведению. Невротик предъявляет к любимому человеку требования, которые удовлетворить нельзя. Например, считает, что его должны любить. Женщина уверена, что муж должен сам догадаться, какие цветы ей принести, какой подарок сделать. Ну как я могу догадаться, что должен своей любимой под левой лопаткой почесать, если она мне не скажет?

— А каково поведение здорового человека, не невротика?

— Его принцип по отношению к партнеру — давай вместе тянуть лямку жизни. Кстати, мы проводили одно исследование. Спрашивали женщин, какое объяснение в любви им больше нравится. Предложили четыре варианта: «Такой красивой, как ты, я никогда не видел». «Ты мне нужна». «Я буду тебя на руках носить». И «давай вместе тянуть лямку жизни». Никому четвертый вариант не понравился. Но давайте подумаем. «Такой красивой я никогда не видел» — это объясняется бабник. «Ты мне нужна» — это объясняется недоносок, возможно, алкоголик. Любовь, напомню, активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Я скажу парадоксальную вещь: трагедий в любви не бывает. Неразделенная любовь — чушь собачья. Не может любимый человек стать неотъемлемой потребностью. Без воды человек погибнет, а без любви нет.

— Третий вариант что означает?

— «Носить все время на руках?» Это же невозможно. Если я человека на руках буду носить, он перестанет развиваться.

— Выходит, тянуть лямку жизни — это проявление настоящей любви?

— Это означает, что я своей женщине говорю: ты надежная, умная, толковая, деловая. И я готов тебе помогать во всем. По-моему, это самое сильное объяснение в любви. А мне говорят — ой, как не романтично. Люди не умеют ни себя любить, ни других. Какая уж тут романтика. Но если быть честным, то семей как таковых у нас нет. Люди живут на одной территории, изолированно друг от друга. Как в анекдоте. Шел человек на день рождения. Денег у него было мало, а хотелось купить дорогой подарок. Зашел в антикварный магазин. Там говорят — у нас старинная ваза разбилась. Можете купить ее за копейки, как лом. Мы ее завернем, вы подадите, уроните, разобьете, и все увидят, какой дорогой был подарок. Он согласился, купил, подал, уронил. А когда развернули, оказалось, что каждая половинка была завернута отдельно. Вот такие у нас семьи, людей вместе держит только внешняя оболочка. Я исследовал семьи, где брак длился лет 10–15, и задавал вопрос такого типа: вы бы сейчас вышли замуж за вашего мужа, но только все повторится, как было? В результате только 5 % мужчин не сожалели, что женились на этой женщине. И 9 % женщин. Счастливыми оказались только три пары. И у всех одинаковая история. Как у Толстого: все семьи счастливы одинаково. Только теперь у меня появилось научное доказательство.

— Расскажите эту одинаковую историю.

— Они работали в одном учреждении в соседних комнатах. Сотрудничали, испытывали друг к другу какие-то симпатии, не сексуальные даже. Никогда не думали, что могут быть вместе. А потом случился пожар, и они вместе спасали документы. Потом надо было где-то умыться, а она жила по соседству. И без всякой задней мысли она пригласила его к себе. И он остался. Ведь они были проверены делом! Брак оказался прочным и счастливым. Семья — это производство. И там должны быть очень квалифицированные люди. Жениться имеет право мужчина, который может прокормить себя, жену и детей от этого брака. Но женщина имеет право выходить замуж, если может прокормить себя, детей и… мужа, если, не дай бог, с ним что-то случится.

— Получается, что все счастливые пары находят друг друга на работе?

— Получается так. Потому что там-то и происходит обычно проверка на вшивость. В семье же разные обстоятельства бывают. Сексуальные отношения имеют пять стадий. Первая стадия — идеаторная. Посмотрел на женщину — понравилась. Вторая стадия — производственная. Что-то делаем вместе. Третья — предсексуальная. Четвертая — секс. А потом итоговая пятая стадия — постсексуальная. Так вот в ней как раз и весь смысл. Истинные чувства — это то, что остается после хорошего секса. Страсть — это горящее дерево, от которого остаются угли. Угли — это и есть любовь. Причем любовь скупа на внешние выражения чувств. У нас же культивируются внешние проявления, и человек привыкает бурно выражать свои чувства, хотя сами чувства при этом уходят.

— Вы писали как-то, что человек ответствен за выбор объекта любви.

— Конечно, ответствен. Мне понравилась женщина. Но дальше надо смотреть. Могут быть телесные несовпадения, для этого есть сексуальная разведка, например, танцы. Потом надо подумать, можно ли на этого человека положиться в трудную минуту. Клятвы тут не помогут. Если она ничего не умеет, то при всем желании в трудную минуту ничего не сделает.

— А если с первого взгляда влюбился?

— С первого взгляда любви не бывает. Объект любви готовится генетикой и воспитанием. Некий образ суженой всегда существует. Ни одна болезнь внезапно не начинается, всегда есть инкубационный период, когда человек чувствует себя более-менее здоровым. Так и тут. Вот ведь почему важно хорошее воспитание. Когда мама толковая, то и мальчик будет выбирать себе примерно такую же жену и не ошибется. И девочка, если у нее отец хороший, абы с кем не свяжется.

— Любовь проходит?

— Конечно, проходит. Я полюбил человека таким, каков он сейчас. А 50 лет счастливо прожить можно, только если я меняюсь и моя супруга меняется.

— И каждый раз вы вместе с супругой менялись?

— Надо меняться, если хотите сохранить брак. Одну и ту же заезженную пластинку нельзя слушать вечно, какой бы она ни была хорошей. Поэтому люди либо меняются сами, либо меняют жен и мужей. Чтобы союз был прочным, нужно развиваться обоим. Муж поднялся вверх — дотянул жену. Потом жена поднялась — муж к ней тянется. Иначе браки распадаются.

— Есть люди, которые считают, что они не созданы для любви, для семьи.

— Это ненормально. Жить нужно в паре. Так нас природа создала. Одна-две неудачи, и человек, бывает, надевает панцирь. Тебя никто не может уколоть, но никто не может и погладить.

Психология одиночества

Чувство одиночества является обязательным симптомом невроза, не всегда осознаваемым, но всегда имеющим тяжелые последствия. Человек — единственное в мире существо, которое осознает, что оно не по своей воле появилось на этот свет и не по своей воле умрет. Отсюда страх смерти, осознанный или неосознанный, который является постоянным спутником человека. Страх смерти — источник, из которого черпают энергию остальные отрицательные эмоции, в том числе и чувство одиночества. Чем выше развитие человечества и человека, тем мучительней может быть последнее.

Уже на первых этапах развития человечества индивид начал понимать, что он не такой, как неживая природа. Произошло отчуждение от неживой природы. И богами стали неодушевленные предметы: луна, горы, ветры и так далее. Это был этап анимизма, который воссоединял человека с неживой природой и успокаивал его.

Затем человек стал понимать, что он не такой, как другие животные. Тотемизм разрешил эту проблему, и богами стали животные. Это объединяло и успокаивало.

Когда человек стал понимать, что он не такой, как другие люди, когда появились Я, ВЫ и ОНИ, то произошло отчуждение его от других людей. Одним источником тревоги стало больше. Язычество разрешило эту проблему, и тогда богами стали люди. Это объединяло и успокаивало. В наиболее развитой и увлекательной форме язычество проявилось в древнегреческой культуре и мифологии, которая и до сих пор является богатым духовным источником и в наше время. Недаром один из римских императоров любил повторять, что все идеи появились в Древней Греции. По-видимому, людей с выдающимися качествами было не так много, и считалось, что те, кто ими обладает, пользуются покровительством богов или ведут от них происхождение. Это герои, как правило полубоги-полулюди. Смертны, как люди, и могущественны, как боги (Ахилл, Персей, Геракл и другие).

Задание 30. Укажите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов. 1) Писатель идёт в одну ногу со своим временем. 2) Он знал всю его подноготную жизнь. 3) Её душа обливалась гордостью за сына. 4) Это была последняя капля, которая переполнила бочку с порохом. 5) Я буду говорить сегодня совершенно откровенно, так как здесь собрался узкий круг ограниченных людей. 6) Он не из робкой десятки. 7) Воронцов теперь организовал театр на более широкую ногу. 8) Всё у них было шито-крыто белыми нитками, так что комар носа не просунет. 9) Гребцы взялись за весла, и корабль понёсся на всех парусах. 10) Нехорошо выносить мусор из избы. 12) Услышав неожиданную новость, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок. 13) Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 14) Многие пенсионеры сейчас влачат лямку. 15) Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 16) Игорь уходил в поход молодым, неопытным новичком, а вернулся старым матерчатым волком. 17) Эти выражения канули в лето. 18) Большая часть населения находится за чертой уровня бедности. 19) Программы местного телевидения оставляют желать много лучшего. 42

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *