Адрес: 152300, РФ, Ярославская область, город Тутаев, улица Соборная, 13

E-mail: mozyakow@yandex.ru

Сайт: http://voskresenskiy-sobor.ru

Настоятель — протоиерей Василий Мозяков.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ:

В Воскресенском соборе Богослужения совершаются ежедневно.
В будние дни:
Вечернее — в 17:00,
Литургия — в 08:00.
В воскресные и праздничные дни:
ранняя Литургия в 06:20,
поздняя Литургия в 09:00.

Город Романов-Борисоглебск Ярославской области (с 1918 года — Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, раскинувшиеся на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году. На правом берегу — Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода (1238), на левом — городок Романов (1283).

На Борисоглебской стороне древнего города возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века — Воскресенский собор. Возведенный в традициях ярославского храмового зодчества, он впечатляет гармонией монументальных объемов с обильным узорочьем стен и благолепием внутреннего убранства.

В ансамбль Воскресенского собора (1652—1675 годы) входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда ( середина XIX века), надпрестольный столп-памятник ( XIX века), сторожка (1910 год). Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма — они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников — звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи — висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы. Шатровая, отдельно стоящая колокольня, до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем. В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.

На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник. В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.

В нижнем храме, где служба совершается в зимнее время года, — находятся три престола. Центральный престол освящен в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, которую также именуют «Одигитрия» («Путеводительница»). Северный придел посвящен Предтече и Крестителю Господню Иоанну. В диаконнике в конце XVII- начале XVIII века освятили престол во имя священномученика Харалампия.

В летней церкви четыре престола. Главный престол освящен в честь Воскресения Христова; два придела, расположенные на галереях, посвящены святым апостолам Петру и Павлу (северный) и святителю Николаю Мирликийскому (южный). В диаконнике главного алтаря находится придел во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, перенесенный из нижнего храма в конце XVII века.

Милостью Божией Воскресенский собор никогда не закрывался, в нем сохранились все святыни. Особо почитаемы прихожанами и паломниками: чудотворная икона Спаса Всемилостивого необычайно больших размеров — 298 х 279 (см), древнее резное Распятие, иконы Богородицы — Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Казанская, «Благодатное Небо», резной образ святого Николая Чудотворца (Можайского).

Достопримечательностями летнего храма собора является стенопись конца 70-х годов XVII века, выполненная ярославскими изографами, и многоярусный иконостас конца XVII – начала XVIII веков.

В 1930-е, самые трагические годы, община собора насчитывала около 1500 человек. Всё служившее до Великой Отечественной войны духовенство и активные члены Приходского совета пострадали во времена сталинских репрессий, многие погибли в лагерях или ссылках. В лике святых прославлены священномученик епископ Романовский Вениамин (Воскресенский), настоятель собора священномученик Николай Розов, староста собора исповедник Георгий Седов. Святые мощи исповедника Георгия почивают в храме.

Божественная Литургия в Воскресенском соборе совершается ежедневно. В воскресные дни, двунадесятые и великие праздники совершается ранняя и поздняя Божественная литургия.

В Воскресенском соборе поются акафисты: каждую среду — святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу; по пятницам — Божией Матери; в воскресенье вечером — Иисусу Сладчайшему.

Дважды в год с образом Всемилостивого Спаса совершаются крестные ходы: в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской, стороне города и в воскресенье перед Ильиным днем — по левой, Романовской. Два раза в год образ Спасителя торжественно переносят из летнего храма в зимний и наоборот. Весной святыню переносят в верхний храм в воскресенье перед праздником перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Осенью перенесение в нижний храм совершается в воскресенье перед праздником Покрова Божией Матери.
Интерьер летнего храма Воскресенского собора. Иконостас

Конец XVII — начало XVIII века

Летний храм Воскресения Христова четырехстопный, в диаконнике устроен придел святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба, на галереях приделы святителя Николая Чудотворца и первоверховных апостолов Петра и Павла.

Иконостас летнего храма конца XVII — начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 70-х годов XVII века. Он имеет восемь рядов (сверху вниз): страстной, праотеческий, пророческий, пядничный, деисусный, праздничный, местный, пророческий (дополнительный). Венчает иконостас Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом. Пристолпные иконостасы завершают деревянные скульптурные изображения ангелов с рипидами. Главная деталь в резьбе иконостаса — виноградная лоза, как символ учения Христова.

Стенопись Воскресенского собора

Конец 70-х годов XVII века

Летний храм Воскресенского собора расписывала артель ярославских изографов в конце 70-х годов XVII века. В центральном объеме храма на южной и северной стенах в четырех живописных ярусах подробно разворачивается Евангельское повествование. Нижний ярус южной стены посвящен Вселенским соборам. Всю западную стену занимает композиция «Страшный Суд».

Русские святые князья и воины-мученики изображены на столпах. На сводах — двунадесятые праздники и композиция «Премудрость созда Себе Храм». В центральном куполе — Господь Вседержитель, в малых — Еммануил и Богородица «Знамение». Стенопись алтаря посвящена литургическим сюжетам: «Се Агнец Божий» (жертвенник), «Великий Вход» (главный алтарь), в дьяконнике — Воскресение Христово и чудеса воскрешений, а также патриархи Вселенской Церкви и избранные святые.

Галерея летнего храма Воскресенского собора. Стенопись

Конец 70-х годов XVII века

Стенопись галереи посвящена в основном Ветхозаветным событиям. На ее сводах последовательно представлены сюжеты Первой книги Моисея — Бытие, начиная с Дней творения до Истории Иосифа Прекрасного. На стенах, в проемах и люнетах окон изображены избранные библейские сюжеты о духовных подвигах святых, композиции на тексты псалмов и молитв. Кроме того, в росписи включены живописные циклы к историко-литературным произведениям: Крещение Руси, Повесть о новгородском белом клобуке, Повесть о явлении Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.

Интерьер зимнего храма Воскресенского собора

Зимний храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» был освящен в 1652 году. Об этом событии известно из настенной летописи, сохранившейся справа от входа в церковь. Северный придел храма посвящен святому Пророку Иоанну Предтече, южный — священномученику Харалампию.

Существующий иконостас храма XIX века, одноярусный, с образами разных веков. Над ним на стене написан деисусный чин.

Переход на службу из летнего храма в зимний совершается в воскресенье перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день после поздней Литургии при большом стечении прихожан и паломников чудотворная икона Спаса Всемилостивого торжественно переносится в нижний храм с совершением крестного хода вокруг собора.

Крест с Распятием в иконе «Страсти Христовы»Крест — XV–XVI век. Икона — конец XVII – начало XVIII века

Распятие Господа нашего Иисуса Христа одно из древнейших образов собора, ученые датируют его XV—XVI веками. По преданию, Крест приплыл по Волге и остановился напротив церковного места. В летнем храме Крест устанавливается в икону на северном столпе.

На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.

Святой Николай Чудотворец (Можайский).

1-я половина XVII века.

Резной образ святителя Николая происходит из теплой деревянной церкви, престол которой в XVII веке унаследовал собор. В память о чудесной помощи святителя Николая в освобождении города Можайска от врага появилось его новое изображение — с мечом в правой руке и городом-крепостью в левой — называемое Можайским. Модель города на ладони левой руки святого была утрачена в XVIII веке и тогда же заменена

на Евангелие. Изначально образ находился в резной сени, переданной клиром в 1898 году как ветхий и неиспользуемый Императорской археологической комиссии.

До нашего времени сохранилась традиция менять святителю Николаю в зависимости от праздника разного цвета ризы и шитые бисером тапочки. В старину их жертвовали по обещанию скорому впомощи «Николеугоднику». На главе святителя одета шитая золотными нитями митра конца XIX – начала XX века.

Жизнь прародителей Адама и Евы в раю

Фреска. Конец 70-х годов XVII века

На сводах южной галереи летнего храма рядом с композициями «Дни творений» изображены сюжеты: сотворение человека, жизнь прародителей в раю и история их грехопадения.

Они являются началом Ветхозаветного цикла. Адам и Ева представлены на фоне белого неба с райскими кущами. Чтобы прочитать их историю, следует переводить взгляд то на северную, то на южную часть свода.

1.Бог Отец вдунул в Адама дыхание жизни, Адам нарекает имена животным (северная часть свода).

2.Создание жены Евы из ребра Адама (южная часть свода).

3. Господь дает заповедь Адаму и Еве — не вкушать плоды с древа познания добра и зла (северная часть свода).

4. Враг рода человеческого, приняв вид змея, искушает Еву, предлагая ей вкусить запретный плод (южная часть свода).

5. Адам и Ева, закрыв наготу смоковными листьями, прячутся под деревом от лица Господа (южная часть свода).

6. Сделал Господь Бог Адаму и Еве одежды кожаные и одел их (северная часть свода).

7. Адам и Ева изгнаны из рая и Ангел с огненным мечом стоит во вратах его (южная часть свода).

История пророка Ионы. Проповедь в Ниневии, покаяние народа

Фреска. Конец 70-х годов XVII века

Пять композиций на тему Книги пророка Ионы размещены на северной галерее на стене храма вокруг западного окна.

В четырех главах Книги рассказывается история пророка Ионы, призванного Господом на проповедь покаяния в известный злодеяниями город Ниневию. Повеление Господа показалось Ионе тяжким, и он решил бежать в далекий Фарсис. Когда он плыл на корабле, Господь поднял страшную бурю в наказание за его непослушание, и Ионе пришлось признаться спутникам, что это Господь гневается на него. Он сам попросил бросить его в море, тут же буря прекратилась, а Иону проглотил кит. В чреве кита Иона был три дня и три ночи и обещал Господу исполнить назначенное. После проповеди Ионы народ Ниневии покаялся и был помилован Господом. Это не обрадовало Иону. Тогда по промыслу Божию перед ним выросло большое растение, дающее тень и укрывающее его от зноя, но на следующий день оно засохло. Иона был сильно огорчен. И Господь сказал: «Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился … мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек…»

На фреске перед Ионой изображены коленопреклоненный царь с кающимися вельможами и народом.
Икона Спаса Всемилостивого в интерьере летнего храма Воскресенского собора

В северо-восточной части летнего храма сосредоточены особо почитаемыеобразы: чудотворная икона Спаса Всемилостивого, Распятие, Силуамская икона Божией Матери, резной образ святителя Николая Чудотворца (Можайского).

Ежедневно после Божественной литургии на этом месте в окружении святынь перед иконой Спасителя служатся молебны.

Спас Всемилостивый

Икона XV века.

Чудотворный образ Спаса Всемилостивого, по преданию написанный святым Дионисием Глушицким в начале XV века, изначально являлся «небом» деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь. В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий.

Только в 1793 году борисоглебцам позволили вернуть святыню в собор. С великой радостью они несли ее из Ростова на руках и перед слободой остановились на речке Ковать. Там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, существующий и поныне. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцелений от физических и духовных болезней. На пожертвования благодарных прихожан и паломников образ был украшен серебряно-золочеными венцом и ризой (конфискованы коммунистами в 1923 году).

По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз (обычно трижды).

С иконой Спаса Всемилостивого совершаются ежегодно два крестных хода по городу. Крестные ходы проходят по Борисоглебской стороне в десятое воскресенье по Пасхе (престольный праздник Воскресенского собора), по Романовской стороне — в воскресенье перед празднованием памяти Пророка Илии.

Икона Божией Матери «Одигитрия» (Смоленская)

XIX век.

Название иконы «Одигитрия» переводится с греческого как «Путеводительница». По древнему сказанию, греческий император Константин в 1046 году благословил этой иконой свою дочь царевну Анну на замужество с черниговским князем Всеволодом Ярославовичем.

Их сын Владимир Мономах перенес святыню из Чернигова в Смоленск, с тех пор икона Богородицы Одигитрии стала называться Смоленской.

Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат.

На полях изображены предстоящие святые — преподобные Галактион и Варлаам и благоверные князья Борис и Глеб. Образ украшен окладом, золоченым венцом и шитой ризой.

Перед иконой Богородицы Одигитрии Смоленской молятся от нашествия иноплеменных, о помощи и сохранении в пути.

Святые апостолы Петр и Павел

Икона с деяниями, в 16 клеймах. 70-е годы XVII века.

В 1672 году борисоглебцы получили благословение Ростовского митрополита Ионы на устройство придела святых апостолов Петра и Павла на северной паперти летнего храма Воскресенского собора. В связи с посвящением престола был написан их образ с клеймами деяний и установлен на северном столпе храма. Святые изображены в среднике иконы предстоящими пред Тихвинской иконой Богородицы.

Священномученик Харалампий.

Икона XVIII века.

Епископ Харалампий жил в Греции во II веке. Он прославился бесстрашным исповеданием христианской веры среди язычников, за что принял мученическую кончину. В последний час своей земной жизни он просил явившегося ему Господа: «Пусть там, где будут почивать мои мощи и где будет почитаться память о мне, — пусть там не будет ни голода, ни мора, ни тлетворного ветра, погубляющего плоды, но да воцарится в этом месте мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина, и спаси, Господи, души людей тех». Сященномученику Харалампию молятся о плодородии земли и о сохранении от внезапной смерти. Память святому совершается 10/23 февраля.

В Романове-Борисоглебске в XVIII – XIX веках было немало искусных изографов, продолжавших традиции ярославской и строгановской иконописи второй половины XVII века. Иконы их работы стали называть «романовскими письмами». Для них характерны любовь к многосюжетным житийным композициям, утонченность пропорций, изысканная орнаментальность и обилие золота. Вероятно, образ священномученика Харалампия, предназначенный для соименного придела зимнего храма, написан местным иконописцем.

Святой и подвижник благочестия — Св. Иоанна Предтечи

Краткое житие святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Празднования святому: рождество 24 июня/7 июля, усекновение главы 29 августа/11 сентября, собор святого 7/20 января, первое и второе обретение главы 24 февраля/9 марта, третье обретение главы 25 мая/7 июня

Священное Писание сохранило обстоятельства рождения святого Иоанна Предтечи. Родители «большего из пророк», святые праведные Захария и Елисавета, согласно повествованию святого евангелиста Луки, были бездетны и всю свою жизнь молили Бога о даровании чада, но Промыслом Божиим было определено явить им Свою милость лишь в весьма преклонных летах.

Однажды, когда священник Захария возносил горячие молитвы Богу в Иерусалимском храме, ему вдруг предстал архангел Гавриил по правую сторону жертвенника и предрек старцу скорое рождение сына, который станет провозвестником Мессии, ожидавшегося Ветхозаветной Церковью. Захария усомнился в предсказанном, за что и был наказан немотой.

На восьмой день по рождении Предтечи в дом Захарии пришли родственники и священники, чтобы по еврейскому обычаю совершить над младенцем обряд обрезания. В доме царила великая радость — с рождением ребенка с семьи снималось бесчестие, попущенное Господом. К этому дню полагалось дать младенцу какое-либо имя, и гости решили назвать его Захарией — в честь отца. Однако святая Елисавета, исполнившись пророческого дара, настаивала на том, чтобы мальчика нарекли Иоанном, что значит по-еврейски «благодать». Все были удивлены, ведь такого имени никто не носил в их роде. Недоумение разрешил сам отец младенца. На вопрос, как же все-таки назвать младенца, он написал на дощечке: «Имя ему — Иоанн». Немедленно узы, связывавшие его речь, разрешились, и святой Захария отверз уста свои и, воздав благодарение Господу, начал пророчествовать о явившемся в мир Мессии, о своем сыне Иоанне — Предтече Господнем и о грядущих событиях.

О чудесном рождении и обстоятельствах его рассказывали по всему Хеврону, в котором находился дом праведных Захарии и Елисаветы, и его окрестностям. Жители вопрошали: «Что будет отрок сей?», некоторые же именовали его будущим царем иудейским.

Когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме и пришли волхвы с востока с расспросами о родившемся Царе Иудейском к Ироду, последний послал в Вифлеем своих воинов, чтобы они избили там всех младенцев мужского пола. Не забыл он и о младенце Иоанне из Хеврона, о котором уже слышал много чудесных рассказов. Замышляя убить отрока Иоанна, он послал в Хеврон убийц. Когда началось избиение младенцев в Вифлееме, вопль и стоны дошли и до Хеврона. Святая Елисавета вместе с Предтечей Иоанном ушла в Хевронские горы. Захария же совершал службы в Иерусалимском храме. Воины, не найдя никого в Хевроне, возвратились к Ироду; тот велел узнать у священника Захарии, где скрывается младенец. Святой Захария отвечал пришедшим, что о местонахождении своего сына он не знает и что сам он, Захария, не боится смерти от рук Иродовых наемников, так как верит, что Господь примет его душу. За эти слова он был убит между алтарем и жертвенником, и кровь его на мраморном полу сделалась как камень, в свидетельство преступления Ирода.

Предание упоминает, как праведная Елисавета, видя в пустыне приближающихся воинов, повсюду разыскивающих младенца, обратилась к горе: «Гора Божия, приими матерь с сыном!» И гора при этом расступилась и скрыла ее от убийц. Божиим повелением в горе устроилась пещера, заструился источник воды, а у входа в пещеру выросло многоплодное финиковое дерево. По прошествии сорока дней со времени убиения святого Захарии, преставилась и святая Елисавета; младенец же Иоанн был питаем и храним ангелом.

Со времени пророка Малахии пророчество совершенно прекратилось среди иудеев, которые в течение целых столетий принуждены были черпать религиозно-нравственные силы исключительно в Законе и предании. Народ настолько свыкся с этим состоянием, что он уже и не чаял появления новых пророков, ожидая лишь вторичного появления древнего пророка Илии.

Иоанн Предтеча явился в пустыне не только в духе и силе Илии, но и походил на него и внешностью, и образом жизни. Подобно своему великому прообразу, он носил грубую мантию из верблюжьего волоса, стягивавшуюся кожаным поясом, и питался самыми скудными дарами пустыни — диким медом и акридами. Он исполнил на себе, как исполняли потом все истинные аскеты христианства, завет Писания: «Уклонися от зла и сотвори благо».

Появление такого пророка невольно должно было обратить на него всеобщее внимание, тем более что проповедь его касалась и очень важного вопроса — времени пришествия Мессии. «Покайтесь, — проповедовал Иоанн, — ибо приблизилось Царство Небесное». И на этот призыв отовсюду стали собираться к Иоанну все труждающиеся и обремененные, желавшие в проповеди новоявленного пророка найти облегчение своей совести от тяготевшего на ней бремени грехов и сомнений. Движение было настолько массовым, что к Иоанну приходили даже высокомерные фарисеи и саддукеи, буйные воины и хищные мытари, и все они с умилением выслушивали наставления и грозные обличения великого пророка, исповедали свои грехи и крестились от него в Иордане.

Наступило, наконец, время явиться Тому, о Котором Иоанн проповедвал.

Когда Иисус Христос пришел среди множества народа и просил Иоанна крестить Его, то великий пророк смутился пред таким безграничным смирением Того, в Ком он сразу узнал ожидаемого Мессию, и благоговейно возразил Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». И на это выражение смирения и благоговения со стороны Иоанна последовал ответ Иисуса: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Выслушав слова Спасителя, Иоанн крестил Господа. Когда же Иисус выходил из воды, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И был голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так совершилось преславное Крещение Господа нашего Иисуса Христа рукою святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в водах иорданских.

Крестив Иисуса и исполнив таким образом главную цель своего служения, Иоанн продолжал проповедовать покаяние и после этого, но, как он сам сказал о себе и об Иисусе: «Ему подобает расти, мне же малитися» (Ин. 3, 30).

За свою безбоязненную проповедь и обличение Иоанн по приказу галилейского правителя Ирода Антипы был заточен в мрачную темницу. К соблазну всего народа, этот правитель находился в беззаконном браке с женой своего брата Филиппа — Иродиадой, и лишь великий пророк пустыни решался, среди общего подобострастного молчания, обличать его: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». Сам Ирод Антипа втайне почитал пророка, но закоснелая в преступлении Иродиада приходила в ярость и искала способа погубить обличителя. Святое Евангелие повествует, каким именно образом это ей удалось. Дочь ее Саломия во время роскошного пира во дворце Ирода Антипы смогла своей пляской угодить ему и испросила в награду за доставленное удовольствие главу Иоанна Крестителя. Антипа был поражен неожиданностью такого требования и опечалился, но все же послал воинов в замок Махер, где томился Иоанн, с наказом принести его голову. Голова пророка была принесена и сделалась предметом издевательства Иродиады, а тело его было погребено его учениками. Так величайший из рожденных женами за свое обличение пал жертвой обличенного порока. Поскольку все ветхозаветные праведники, умирая, неизбежно сходили во ад, чтобы быть «по исполнении времен» изведенными оттуда Единородным Сыном Божиим, то Иоанн проповедовал «пришедшего во плоти Христа Бога» не только живущим на земле, но и «сущим в аде».

Впоследствии глава Иоанна Предтечи трижды чудесным образом являлась христианам, исчезая во времена гонений, избегая таким образом поругания.

В лике святых Иоанн Предтеча первый после ангелов прославляется Церковью. По гласу ея, святой Иоанн есть исполнение пророчеств, конец Ветхого и начало Нового Завета, пророков предел и начало апостолов, и на главу Того, Которого прочие пророки только издалека предсказывали, возложил руку свою.

Святая Церковь празднует память святого:

24 июня/7 июля — рождество Иоанна Предтечи;

29 августа/11 сентября – усекновение главы Иоанна Предтечи;

24 февраля/8 марта – первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи;

25 мая/7 июня – третье обретение главы Иоанна Предтечи.

Престольные праздники:

  1. Воскресение Христово;

  2. Десятое воскресенье;

  3. 10 августа (Смоленской иконы Божией Матери);

  4. 11 сентября (Усекновени главы св. Иоанна Предтечи);

  5. 15 мая;

  6. 6 августа (благоверных князей Бориса и Глеба);

  7. 23 февраля (священномученика Харалампия);

  8. 12 июля (свв. Апостолов Петра и Павла);

  9. 19 декабря;

  10. 22 мая (свт. Николая Чудотворца).

Городские крестные ходы с иконой Всемилостивого Спаса:

  • 1 октября (память Обратного принесения Образа);

  • 1, 16 декабря (память исповедника Гергия Седова);

  • 23 декабря (священномученика Николая Розова);

  • 19 ноября (день тезоименитства архим. Павла (Груздева).

Чуть южнее старинных крепостных валов города Романова с давних времён расположился Романовский посад. Место это издревле называлось Леонтьевкой — по утраченному ныне храму во имя святителя Леонтия Ростовского. Существует здесь и поныне Леонтьевская улица, ведущая к кладбищу. От канувших в лету посадских времён остался один-единственный памятник — каменный храм в честь Вознесения Господня. Есть достоверные сведения, повествующие о том, что когда-то на месте Вознесенской церкви существовало две церкви, выстроенные из дерева. Одна из них была холодная; она сгорела в 1743 году в результате опустошительного романовского пожара, а вторая церковь — Параскевы Пятницы, была тёплой «зимней» и к сожалению, тоже погибла в огне, но была восстановлена и просуществовала ещё какое-то время.

По прошествии нескольких десятилетий Пятницкая церковь тоже сгорела, после чего было принято решение больше её не восстанавливать. Храм в честь Вознесения Господня, который был выстроен на церковном месте, получился двухъярусный, кубический, пятиглавый, с трапезной. Над трапезной была устроена ещё одна главка. Нижняя, тёплая церковь была освящена в 1795 году в честь иконы Божией Матери «Знамение», а верхнюю, летнюю, завершили только к 1815 году, освятив в честь Вознесения Господня. Ещё два престола: во имя Параскевы Пятницы и во имя святителя — преподобного Сергия Радонежского. Восьмигранная колокольня 1810 года постройки довольно необычна: она как бы «вырастает» из середины «тела» трапезной, что, очевидно, явилось следствием длительной строительной истории комплекса. Церковь была выстроена «стараниями строителя оного романовского купца Григория Карповича Сырейщикова с прихожанами». При поддержке романовских купцов, отца Сергея Михаиловича и сына Михаила Сергеевича Новиковых, Вознесенский храм постоянно ремонтировался и обновлялся, покупалась церковная утварь и принадлежности, облачения, книги и даже был приобретён дом в два этажа для церковного причта. Сергей Михайлович был старостой в храме 18 лет. Летний храм первоначально был расписан, но после его закрытия росписи были просто закрашены масляной краской, хотя святые лики и сегодня проступают через краску.

В Вознесенском храме в досоветские времена пребывала чтимая икона великомученицы Параскевы Пятницы. Составитель дореволюционного путеводителя по Романову-Борисоглебску Н. Н. Теляковский писал о ней в 1913 году: «В церкви и ее ризнице сохраняется несколько предметов старины и довольно ценных вещей. Из них замечательны: храмовая икона муч. Параскевы Пятницы, древнего письма, в серебряной вызолоченной ризе с венцом и жемчужным украшением… В дни польского разгрома Романова в 1609 году, по словам предания, икона оказалась нетронутой, тогда как похитители были, напротив поражены слепотою… Вообще же муч. Параскева исстари чтится у нас как покровительница молодежи, и доныне в день мученицы, 28 октября, церковь бывает переполнена богомольцами, преимущественно девицами и их родственниками».

В середине 1930-х годов Вознесенская церковь чуть было не попала под категорию закрываемых, но всё же смогла уцелеть и продолжать свою деятельность. Но новые напасти, связанные с хрущёвской антирелигиозной компанией, не смогли обойти храм стороной, и в 1960-х годах он всё-таки был закрыт. Вознесенская церковь была действующей до 1961 года, и позже закрыта для использования её под детскую спортивную школу и мастерские производственного обучения. Долгий период времени в здании храма располагался склад городского торга. В 1989 году церковь была снова передана во владение РПЦ. Были проведены многочисленные ремонтно-реставрационные работы.

На сегодняшний день храм является действующим. Вознесенская церковь — пример провинциального культового сооружения конца ХVIII века: двухъярусный храм трапезного типа с нижней тёплой и верхней холодной церковью и встроенной колокольней. С юга к церкви примыкает крыльцо. Декоративное убранство лаконично. Особенно хорош храм со стороны южного фасада: геометрически правильный и нелишённый стройности.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №10, 2012 г.

Тутаев — Толгский монастырь

27.09.2020, 03.10.2020

6.45 — Отправление группы из Вологды от ж\д вокзала.

Переезд в г. Тутаев (Романово – Борисоглебск ) Ярославской области (215 км) с технической остановкой в кафе «317 км», д. Подольново, Ярославская обл.

11.00 – экскурсия в Воскресенский собор (1675 г.).

Воскресенский собор, построенный на правом берегу Волги, — главное украшение города. Своими размерами, изысканностью и богатством убранства он может соперничать с крупнейшими храмами Москвы и Ярославля. Одним из главных украшений Воскресенского собора являются его изумительные фрески – богатейшие росписи, созданные в конце семидесятых годов 17 века ярославскими живописцами.

Главная святыня Воскресенского собора — чудотворная икона «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса», высотой около трех метров, потемневшая от времени, — написана в 15 в. В 18 в икона Спасителя была вывезена митрополитом Арсением Мацеевичем в Ростов. Спустя 40 лет ее вернули. Возвращая икону из Ростова Великого, люди несли ее на руках. На реке Ковать, где они остановились обмыть ее от дорожной пыли, забил целебный родник. Все прошлые века велся список исцелений от чудотворной иконы. Образ Всемилостивого Спаса — одна из самых почитаемых икон не только для отдельно взятого Воскресенского храма, но и для всей ярославской епархии.

13.15 — Переезд в Свято – Введенский Толгский женский действующий монастырь.

14.00 – обед в трапезной монастыря за дополнительную плату (300 руб.).

15.00 — Обзорная экскурсия, поклонение святыням монастыря: Чудотворной иконе Толгской Божией Матери, дарящей утешение и духовную помощь, мощам великого подвижника, религиозного мыслителя и духовного писателя 19 в епископа Игнатия Брянчанинова, отца и учителя современного монашества.

16.30 — Переезд в Вологду(195 км) с остановкой в г. Данилове.

18.00 – посещение Казанского храма действующего женского монастыря в г. Данилов.

Казанский женский монастырь расположен близ города Данилова, в поселке Горушка. Основан монастырь в 1894 году, первоначально как женская община, в 1901 году переименован в женский монастырь. Главный храм монастыря — собор во имя Казанской иконы Божией Матери, строительство которого благословил протоиерей Иоанн Кронштадтский, построен в 1894 год. Обитель просуществовала тридцать три года до ее закрытия советскими властями в 1928 году. В настоящий момент возрождена и имеет статус действующего монастыря.

…Этот удивительно живописный город, расположившийся по обоим берегам великой русской реки, неспешно несущей свои воды дальше, к Ярославлю, известен своей, пусть негромкой, но примечательной историей, своими храмами, естественно вписавшимися в густую зелень крутых волжских берегов, ремеслами и, конечно же, людьми, без которых, перефразируя Андрея Платонова, мир нашей культуры был бы неполон. Речь о городе Тутаеве Ярославской области.

Один город – два Романа

Город делится Волгой пополам, на исторически сложившиеся левую, Романовскую, и правую, Борисоглебскую, стороны. Поселение начиналось с левого берега, поэтому и аромат старины здесь куда сильней. Основано оно было бежавшими зимой 1238-го года от жестокого Батыева разорения жителями Ярославля. Спустя почти полвека сюда пришел углицкий князь Роман Владимирович. Его стараниями на левом берегу появились деревянные укрепления, откуда с 1283 года и пошел град Романов. Новый город стал северным форпостом углицкого князя, причисленного позднее к лику святых – и неспроста.

Князь Роман не только 15 церквей воздвиг: он строил приюты для сирот и стариков, был благочестив и хорошо для того времени образован. Нетленные мощи его обрели спустя двести один год после кончины (князь умер в 1285 г.), с канонизацией затянулось еще на столетие, зато по поручению патриарха Иова занимался этим непростым вопросом казанский митрополит Гермоген, будущий патриарх и пламенный борец с польско-литовскими интервентами.

Свершение у мощей Романа чудес зафиксировали в 1605 г. Мощи благоверного князя перенесли в Спасо-Преображенский собор Углича. Поляки в 1609 году Углич сожгли, и храм в том числе, но останки князя частично уцелели. Тогда же, при пожаре, вероятно, погибли многие рукописные источники (позволившие бы в будущем с большей уверенностью говорить об истории города Романова).

Был в истории города еще один Роман, сын ярославского зятя Ивана Калиты Василия по прозвищу Грозные Очи. Такое прозвище русским князьям давалось не раз, но, в двух известных случаях – за сопротивление набиравшей силу Москве. Роман Васильевич заново отстроил город после разорения его очередным набегом ордынцев и грабежами лихих новгородских ушкуйников. Поэтому некоторые исследователи основание города – правда, уже в 1345 году – приписывают ему.

Остатки земляных валов Романова

Над росписью Крестовоздвиженского храма трудился легендарный Гурий Никитин

Итак, на левом берегу Волги благоверный князь Роман Владимирович закладывает Крестовоздвиженскую церковь и организует сооружение земляных валов с деревянными укреплениями по ним. Храм восстанавливал Роман Васильевич, и тоже в дереве. В эпоху Ивана Грозного, по царскому велению и за счет государевой казны, на месте деревянного храма возвели каменный. Тогда еще не было ни колокольни, ни поздних пристроек. Кровлю впоследствии из позакомарной переделали в более простую, четырехскатную, и покрытие над апсидами объединили по одной плоскости. Существующий ныне собор закончен в XVII веке, в эпоху расцвета ярославского зодчества и, вместе с тем, экономики края.

Крестовоздвиженский собор

Здесь очень много типичных для ярославской храмовой архитектуры примечательных деталей, хотя начинали строительство московские зодчие, трудившиеся до 1652 года. Конструктивно Крестовоздвиженский собор – крестово-купольный четырехстолпный храм с двумя приделами, окруженный галереей. Над белоснежным четвериком поднимаются пять серебряных глав, высота которых вместе с золочеными крестами сопоставима с размерами основного куба. С севера и востока к нему примыкают приделы, посвященные Введению во храм Пресвятой Богородицы – северный, теплый – и Смоленской иконе Богоматери – южный. В 1658 г. у храма имелся только один, южный придел; северный вырос в 1670-х. Над приделами возвышаются высокие, изящные шатры, а с восточной стороны храм до половины высоты завершают пять полукруглых апсид, подчеркивая целостность сооружения. Северо-западный угол Крестовоздвиженского собора замыкает шатровая колокольня. Внутренняя поверхность стен щедро расписана, но роспись эта нуждается в реставрации.

Расписывали храм за время строительства дважды. Считается, что авторство отдельных фрагментов тех фресок принадлежит прославленному Гурию Никитину, костромскому изографу, работавшему в эту пору под руководством другого известного мастера, Василия Ильина (Запокровского), выходца из Ярославля. Первичную стенопись закончили в 1650-х, а спустя двадцать лет храм расписали заново, и выполняла эту работу артель под началом уже ставшего знаменитым Гурия Никитина. В XIX веке собор капитально отремонтировали; тогда же появились характерные для этого столетия портики с колоннами.

Крестовоздвиженский собор

В отместку за опрокинутый возок царь Иван Грозный прислал в город крутых воевод

Романов без всяких военных действий переходил из рук в руки. После смерти бездетного князя Романа Владимировича он вошел в состав Ярославского княжества, а с усилением Москвы, перешел к ней.

Городом владела вдова Василия Темного, великая княгиня Мария Ярославна. При ней романовский кремль был заново укреплен, его окопали глубоким рвом, через который перекинули подъемный мост, а на валах выстроили башни.

Беспокоясь за судьбу сына, Андрея Большого, княгиня Мария отдала Романов ему, чтобы прекратить конфликт братьев Андрея и Бориса с ее старшим сыном, Великим князем Иваном III. Увы, мир между братьями воцарился ненадолго. Почти двадцать лет спустя Андрей вновь ослушался брата и был заключен в темницу, где и скончался. В память об этой трагедии за злополучным князем закрепилось в народе прозвище Горяй. А Романов ждали новые перемены.

Старинный мост через р. Медведку

Есть предание, что на крутых, изрезанных оврагами берегах, не удержали лошади возок Ивана Грозного. Повозка опрокинулась, царь уцелел, но досада осталась. Уезжая, пообещал он прислать в город крутых нравом воевод. Так и случилось – Романов на два века оказался во власти привлеченных на сторону Москвы татарских мурз из Ногайской орды – там как раз случилась очередная «замятня».

Татары царю служили верно, но в православие переходить не спешили. За это их потихоньку прижимали московские государи, то ограничивая в праве скупать земельные наделы, то – запрещая брать в холопы православных христиан. В Смутное время иные из романовских татар, справедливо опасаясь за свои имения, поддерживали самозванцев, но особо их винить в этом не стоит, поскольку не только татары, но и многие именитые московские бояре в то время отличились не лучшим образом.

Тем не менее и в годы Смуты, и в грозную пору наполеоновского нашествия мноиге романовские ополченцы храбро бились за Отечество. Точку в истории с романовскими татарами поставила Елизавета, переселив упорствующих в вере мусульман из Романова на окраину Костромы.

Романовские овраги

Благодаря татарам в Романове получило успешное развитие овцеводство. Приметив это, Петр I, прислал сюда выписанных специально из Голландии – он вообще ценил все голландское – породистых овец, и после скрещивания с местными парнокопытными на свет появилась романовская овца, из шкуры которой шили знаменитые романовские полушубки.

А еще прославились своим умением романовские кузнецы – их кованые гвозди Петр приказал поставлять на Воронежские верфи для строительства российского флота. Впрочем, корабелы были и в Романове. Рубленые суда-«романовки» хвалили за быстроходность и маневренность, а главное – строили их быстро. Правда, служили они несколько лет, а потом разбирались на дрова. Но история русского допетровского флота с его ладьями, ушкуями, кочами, коломенками, мокшанами, белянами и тихвинками – это совсем другая тема. Просто не стоит забывать, что в отсутствии морского судоходства речное на Руси велось исстари и было весьма успешным.

Слобода пошла от Бориса и Глеба

Правобережная Борисоглебская слобода кормилась рыбным промыслом и даже поставляла волжских осетров и стерлядей к царскому столу. Ее не миновали разорения Смутного времени, но, сожженная, она вновь отстроилась. Москва приписала рыбацкую слободу к дворцовому ведомству, поскольку на тот момент частью единого города та не являлась, а романовцам рыбную ловлю запретила. Уже во времена Екатерины Великой Борисоглебскую слободу объединили с двумя поселениями и пожаловали (1777 год) статусом города Борисоглебска. При царственном внуке императрицы Александре I (в 1822-м году) два города на противоположных берегах Волги объединили в один. Так на карте Российской империи появился Романов-Борисоглебск.

В этом течении Волги оба берега достаточно крутые. Их соединяет паромное сообщение – а над пристанью возвышается главный храм объединенного города: Воскресенский собор.

Воскресенский собор. Общий вид

Как и повелось, первоначально здесь стоял деревянный храм, бывший, по мнению исследовавшего собор в XIX веке архитектора В. В. Суслова, двухэтажным, с зимним и летним помещениями. Храм, посвященный первым русским святым Борису и Глебу, видимо, и дал название слободе. В память об этой церкви на ее месте установлен памятный столп, вокруг которого в дни памяти Бориса и Глеба совершается крестный ход.

Первым каменным храмом слободы стала одноэтажная, неотапливаемая шатровая церковь Одигитрии, построенная в непосредственной близости от этого места и освященная в 1652 году. Видимо, при строительстве были допущены определенные нарушения. В шатрах появились трещины. Поэтому жители слободы уже в 1670-м обратились к ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу, известному своей активной созидательной деятельностью (Ростовский кремль, Борисоглебский монастырь неподалеку от Ростова, да и Крестовоздвиженский собор Романова – его свершения), с просьбой разрешить возвести новый храм на старых сводах. При этом испрашивали только благословения, ссылаясь на имеющиеся у них в достатке строительные материалы. Митрополит дал положительный ответ, и новый, двухэтажный храм, ставший украшением и гордостью не только Романова-Борисоглебска, но и всей Ярославской земли вырос буквально за пять лет.

Воскресенский собор. Крыльцо

На возведении храма не пили, не матерились, не воровали…

Воскресенский собор – четырехстолпный крестово-купольный трехапсидный храм, обнесенный с трех сторон папертью-галереей. Ярославские мастера постарались отразить в своей работе всю красоту русского узорочья: тут и два «ползучих» крыльца, и гирьки в арочных оконных проемах, аркатуры с чередованием килевидных и полукруглых завершений, строенные полуколонки с перехватами-бусинками, ширинки с муравлеными изразцами, узорчатые подзоры, перспективные порталы, яркая роспись в закомарах, разбитых разноцветными витыми колоннами…

Колокольня Воскресенского собора

Храм окружен каменной оградой со Святыми вратами, а с юго-востока его словно охраняет шатровая колокольня с двумя рядами «слухов», построенная несколькими годами позже в стиле, получившем название «ярославская свеча». До революции на колокольне помещались большие часы с боем, но они, как и старинные колокола, до наших дней не дожили.

Святые врата и колокольня Воскресенского собора

Стремительно вынесенные к западу и югу линии крылец под кровлей «бочками», разновеликие объемы, выступы увенчанных главками приделов в завершениях галерей, два ряда уменьшающихся в объемах апсид и величественное пятиглавие на высоких барабанах придают храмовому комплексу, решенному в единой цветовой бело-желтой гамме, особенную выразительность. Высота собора до вершины креста – почти 50 м, а в плане основная часть – прямоугольник со сторонами 30 на 35 м. Рост соседствующей колокольни заметно меньше – 35,3 м. Несмотря на перипетии веков, архитектура здания не пострадала – если не считать замены позакомарной кровли на четырехскатную, а пучинистых луковичных глав – на шаровидные.

Отапливаемая нижняя церковь собора также посвящена иконе Богородицы «Одигитрия» – «Путеводительница». Ее низкие своды опираются на два столпа и украшены поздней росписью. Северный, Иоанно-Предтеченский придел, более древний, и сохранился вместе со сводами прежнего шатрового храма. Южный посвящен священномученику Харалампию.

Воскресенский собор. Элементы декора

Верхний, летний храм, освященный во имя праздника Воскресения Христова – светлый и просторный. Из галерей в него ведут три портала, оформленных пятью рядами раскрашенных наборных полуколонок, соединенных такими же арками. Узорчатый декор окон завершается спаренными килевидными наличниками.

В центре храма – престол в честь Воскресения, а в южной части алтаря – придел Бориса и Глеба; его перенесли из зимней церкви в связи с тем, что праздник этих святых отмечается летом. В галереях устроены престолы в память Николая Чудотворца (южный) и апостолов Петра и Павла (северный). Внутреннее убранство храма богато деревянной резьбой. Сквозной рельефной позолоченной резьбой в виде символизирующей Христа виноградной лозы украшен и семиярусный иконостас.

Особая достопримечательность храма – чудотворная икона Спаса Всемилостивого (Оплечного), написанная в XV веке Дионисием Глушицким, а по другой версии – самим Дионисием Ферапонтовским. Икона почиталась и старообрядцами, отмечавшими двуперстие поднятой для благословения руки Спасителя. Икону даже увозили на сорок с лишним лет из храма в Ростов, дабы не поощрять раскольников, но потом вернули, и в месте остановки торжественного шествия забил источник. С тех пор – и сейчас – с чудотворной иконой Спаса совершают каждым летом крестные ходы по обеим сторонам города, а над источником соорудили небольшую часовню.

Портал

Кроме Спаса Оплечного в соборе хранится еще несколько древних икон, а также выполненный в XVII веке резной образ «Никола Можайский». Удивительной красотой отличаются Царские врата главного иконостаса и придела Петра и Павла, резная надпрестольная сень алтаря. И конечно, входящие в храм испытывают потрясение от покрывающей стены и своды стенописи русских мастеров.

Фрески

Роспись выполнена в 1670-х ярославской артелью Дмитрия Плеханова и Федора Карпова. Называют также Севастьяна Дмитриева «со товарищи». В XIX и XX вв. над фресками бережно потрудились реставраторы. Но и без этого, глядя на голубые и охристые тона, типичные для ростово-ярославской школы, задумываешься о главной особенности храмового зодчества России. Церкви строили с душой, стремясь воплотить в них свои представления о чистоте веры, любви к Богу, а Бога — к людям, чаяния светлой «жизни будущего века». Строили по утвержденным духовенством замыслам, и «…как мера и красота скажут», эта строка вошла во многие договоры подряда строительных артелей. На возведении храмов не пили, не матерились, не воровали…

Храмовое искусство, вплоть до декора, глубоко символично, и здесь, в Воскресенском храме, изографами XVII века созданы и с определенным умыслом размещены большие фресковые композиции на темы, разумеется, Священной истории. Входящим через южное крыльцо открывались картины Апокалипсиса, напоминающие о неизбежности конца света и зовущие к спасению души.

В юго-восточной части галереи скомпонованы фрески Богородичного цикла, поскольку Матерь Божия считается нашей заступницей перед Господом. Здесь же — работы, повествующие об истории Русской православной церкви. Западное крыльцо и ведущая от него галерея сюжетами росписи напоминают об исходе человеческой души, освобождении ее от порабощающих человека грехов — подобно исходу евреев из египетского рабства.

Внутренние стены северной галереи посвящены Воскресению и ряду ветхозаветных сюжетов, в том числе «Песни песней», символизирующей в христианстве союз Христа и Церкви. Молясь, мужчины стояли справа, а женщины — слева, с северной стороны — и росписи северной галереи рассказывают о подвигах и скромности библейских героинь Эсфири, Юдифи, Сусанны. Приходящие в храм переходят от ветхозаветной истории к Евангелию и описанию подвигов русских святых — этими фресками украшены стены и своды четверика. Не забыли мастера и своих коллег-строителей: один из сюжетов стенописи в южной галереи посвящен падению Вавилонской башни.

Взгляд напротив: вера, красота и покой

Казанская церковь

Под глубоким впечатлением увиденного путешественник выходит из храма на берег Волги — и перед ним открывается не менее впечатляющая картина, созданная в соавторстве природой и человеком. Над крутым, заросшим густой зеленью противоположным речным берегом поднимается красно-белая Казанская церковь с шатровой колокольней — вид, ставший визитной карточкой Тутаева и запечатленный на фотообложках множества путеводителей по городу, а также в картинах замечательного русского художника Бориса Кустодиева.

Этот храм, почти у самого уреза воды, построен на груде специально привезенных сюда камней, укрепивших берег. Задолго до его появления на берегу стояла часовня Николая-чудотворца. Интересную историю доносит до нас летописное «Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Ярославской Казанской и основании Ярославского Казанского монастыря». В конце XVI века в город из-под Казани привезли иконописное изображение Богородицы. Храм в ее честь должен был появиться именно в Романове, о том вели речь доставивший икону местный житель Герасим и священнослужители.

Но дальше была Смута, и икону перевезли в Ярославль, где, собственно, этот обет и исполнили, а романовцам позже вернули список. Только тогда горожане поставили на волжском берегу две деревянные церкви, Преображенскую и Рождества Богородицы с приделом Казанской иконы, а также основали монастырь, просуществовавший до середины XVIII века.

А трогательная своей бесхитростной красотой Казанско-Покровская церковь с отдельно стоящей свечой колокольни появилась в 1758 г. Она выстроена в смешанных московско-ярославских традициях, а не в ставшем модным елизаветинском барокко — с белоснежным членением лопатками и карнизами алых стен, аркатурой барабанов пятиглавия, килевидными кокошниками окон, галереей, трапезной, «ползучим» крыльцом, чья кровля разве что и отдает дань европейским веяниям. Храм — двухэтажный, с нижней, теплой Рождественской церковью, и верхней, летней, Преображенской. Казанский придел устроен в нижней церкви, а всего здесь пять престолов: в дополнение к перечисленным оставшиеся два посвящены Макарию Унженскому и Николаю Чудотворцу.

Казанская церковь и колокольня

В советские годы верующих отсюда выгнали, храм закрыли и использовали под мастерские, а затем — под пивоваренный завод. Его вернули церкви в 1997 году, а через пять лет возродился старый обычай носить Казанскую икону крестным ходом из Ярославского Казанского монастыря в Романов.

Казанская церковь над Волгой

Свою палитру Кустодиев совершенствовал на местных пейзажах

Построенный с учетом рельефа бесстолпный храм, спускается вместе с нами вниз по склону, в который упираются ряды его апсид. Наверное, вид его поразил Бориса Кустодиева, когда он задумал вернуться в Питер со своей дачи «Терем» в Кинешме. Ему нужно было добраться по реке до Рыбинска, чтобы там пересесть на поезд. Но помешала забастовка железнодорожников: на дворе стоял 1905 год.

Кустодиев остановился в Романове-Борисоглебске и навсегда полюбил этот скромный волжский город. Несколько раз он возвращался сюда на этюды, и в его картинах нашли отражение местные пейзажи. Художник-реалист, ученик Репина, поездивший по Европе — здесь он нашел свой, неповторимый стиль, который специалисты называют синтезом русского лубка, фресковой живописи и волжского пейзажа.

Стенопись Покровской церкови

Многоцветное праздничное веселье на берегах Волги, ярмарки, купчихи на городских улицах или в своих усадьбах, за которыми виднеются костромские или борисоглебские храмы — все это просто бурлит на его полотнах — а ведь болезнь на последние долгие 15 лет приковала его к инвалидному креслу, и писать он мог от силы пару часов в день. В городе помнят Кустодиева. Бульвар, протянувшийся над набережной, назван его именем. Картина Б. М. Кустодиева «Гуляние на Волге» — вид на Борисоглебский берег и Воскресенский собор

В Романове-Борисоглебске бывали Ф. И. Шаляпин, Н. К. Рерих, А. Н. Островский, В. А. Гиляровский. Кустодиевым здесь созданы две известные работы — «Провинция» и «Гуляние на Волге», но во многих других его произведениях чувствуются местные мотивы.

Храм Св. Троицы на погосте

Обрусевший немец Классен заботился о своих работниках как о родных

До революции в городе было 12 церквей: две на Борисоглебской стороне и десять — на Романовской.

Спасо-Архангельский храм

Население города составляло восемь с половиной тысяч человек. Работали 12 предприятий, из которых выделялась «Романовская льняная мануфактура» (впоследствии ее именовали «Рольмой» и «Тульмой») Егора Классена. Немец из Петербурга, он переехал сюда и сумел создать первоклассное предприятие, давшее рабочие места 2600 жителям города. Классен отличался не только немецкой педантичностью, когда лично проверял качество работы. Он заботился о своих работниках — построил школу, больницу, приют, жилье, а в магазине при фабрике продавал продукты по заниженным (!) ценам, и некоторые работники втихаря ими спекулировали. Любопытно, что в больнице Классена был единственный доступный простым горожанам ватерклозет…

Памятник Классену

Заболев, Классен лечился за границей, а умирая, завещал похоронить себя в городе, с которым связал свою судьбу — на похороны пришли чуть ли не все горожане. Ни антинемецкие настроения в Первую мировую, ни лихие ветры революции не коснулись памяти Егора Егоровича, а не так давно решением руководства возрожденной «Тульмы» Классену поставлен памятник в городском парке. Семья его после 1917 года из города уехала и растворилась на российских просторах.

Как Романов-Борисоглебск переименовали в Тутаев

Романовская сторона, где жил Классен, в большей степени хранит аромат старины, на правом же берегу Волги выросли кварталы многоэтажных домов. Но в городе, большей частью, на левом волжском берегу, сохранилось немало зданий, построенных еще романовскими купцами и дворянами. Недалеко от Крестовоздвиженского собора стоит усадебный особняк Зацепиных. С ним связана история, послужившая поводом для переименования Романова-Борисоглебска.

Усадьба Зацепиных

Во время ярославского контрреволюционного восстания в июле 1918 года из Романова-Борисоглебска в помощь красногвардейцам отправляется вооруженный отряд. По пути сторонники Ильича решили разобраться с местным городским головой Никитой Зацепиным и двинулись к его усадьбе. Тот начал отстреливаться. Солдат Илья Тутаев — единственный из всех атаковавших дом Зацепина, был убит. Вот в честь него и решила новая власть дать городу достойное имя — название «Романов» так или иначе перекликалось с царской фамилией, а православных святых Бориса и Глеба большевики, понятно, не жаловали.

Сперва городу хотели присвоить двойное имя, Луначарск-Тутаев, но, в конце концов, остановились на Тутаеве. В перестройку местные депутаты не единожды пытались вернуть городу прежнее наименование, и даже дошли до Государственной Думы, но большинство жителей на референдуме проголосовали против. Посчитали, что есть дела поважнее. Да и в названии «Тутаев» не увидели ничего противоречащего своей истории, поскольку Тутай — мерянское имя, напоминающее о породнившейся со славянами финно-угорской части населения Ростово-Суздальского княжества.

Дом нотариуса Маслока

В городе можно полюбоваться двухэтажными старинными домами, принадлежавшими Шумиловым, Илларионовым, Алаевым, Маслокам. Дома строились не вплотную друг к другу, а с небольшими промежутками между ними, которые тут же заполнялись садами и хозяйственными постройками.

Дом Черениных

Со времен Екатерины в ярославские земли из столицы стали поступать образцы проектов для сооружения каменных зданий. Кое-что осталось от «образцовой» застройки до сего дня, например, дом Черениных на Казанской улице, с портиком и колоннами.

Памятник Ушакову

В начале улицы Ушакова (прославленный адмирал — уроженец здешних мест, и в центре Романова ему установлен памятник), напротив старого моста через впадающую в Волгу речку Медведку, высится любопытное здание с закругленным углом и лучковым фронтоном.

Есть несколько красивых деревянных зданий, в том числе с изысканными резными наличниками.

«Образцовый» дом на улице Ушакова

А на базарной площади высится каланча, стены которой расчленены фахверками, и на нее можно подняться, чтобы полюбоваться панорамой застройки берегов Волги.

Пожарная каланча

Из Романова в Борисоглебск – только паромом

Еще в 1970-е Тутаев считался одним из городов Золотого кольца. Гербы Романова, Борисоглебска и объединенный, собственно Тутаева, украшали коллекции фалеристов. Голубая лента Волги и ярославский медведь с секирой.

… Но для того, чтобы действительно быть одной из жемчужин русской старины и привлекать внимание туристов, необходимо немало сделать. Привести в порядок дороги — на Романовской стороне это, в большинстве, скорее, не дороги, а направления. Со стороны Ярославского шоссе кратчайший путь к Тутаеву доставляет мучения автомобилистам. Моста через Волгу нет, а на паром, курсирующий ограниченное время года, помещается то ли девять, то ли двенадцать легковых машин.

Паром

Внешний вид исторических зданий порой приводит в отчаяние. Соответствующая инфраструктура отсутствует, и даже простейшие сувениры и буклеты можно приобрести разве что в церковных лавках.

В Тутаеве несколько хороших музеев, но главные городские достопримечательности все же не они, а храмовые комплексы и очаровавшие когда-то Кустодиева волжские берега. В старом городе не сыскать кафе, в котором удалось бы перекусить, не говоря уж о фирменных блюдах национальной кухни. Есть вопросы и к организации торговли — к притоку туристов она просто не готова. А ведь совсем рядом — Ярославль, Углич и небольшой Мышкин с весьма активным в этом плане населением.

Развитие туризма, без сомнения, всколыхнуло бы вековой сон старинного города, создало новые рабочие места, остановило отток рабочих рук: например, по данным Википедии, в Тутаеве проживает около 40 тысяч человек, а горожане называют куда меньшую цифру.

Словом, нужно многое сделать… если это кому-нибудь нужно. Потому что если следовать идеям некоторых наших реформаторов, пожелавших сосредоточить население страны в нескольких крупных городах, мы Россию все-таки потеряем.

Евгений ШАПОЧКИН

Воскресенский собор удивительный Российский православный храм в Тутаеве и прекрасная достопримечательность России. По всей вероятности, до середины XVII века в Борисоглебске (Тутаеве) не было каменного храма, но существовало несколько деревянных. Среди них — теплая церковь во имя святителя Николая Чудотворца, Борисоглебская церковь, а также храм с престолами, посвященными Сошествию Святого Духа, Благовещению и все тем же первым канонизированным русским святым Борису и Глебу. Впрочем, история очень туманна, точное время создания этих церквей неизвестно. Не исключено даже, что в слободе имелась всего одна, но при этом довольно вместительная церковь с несколькими престолами. Позднему, XIX столетия, преданию о том, что со времен Ивана Грозного слобода располагала деревянной брусчатой церковью с пятью куполами, доверять вряд ли стоит.

В конце концов, слобожане смогли создать каменный храм, которым стала неотапливаемая церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, освященная 24 июля 1652 года. Через двадцать лет она займет место в первом ярусе величественного Воскресенского собора и будет переоборудована в зимний храм.

Сооружение Воскресенского собора происходило в весьма драматическую пору русской духовной истории — начальный период раскола. Соседний с Борисоглебской слободой Романов не только был непосредственно вовлечен в это движение, но и некоторое время являлся одним из центров старообрядчества. В Романове проповедовал знаменитый «расколоучитель» иерей Лазарь, в 1681 году сожженный в Пустозерске вместе с протопопом Аввакумом. Влияние Лазаря распространялось и на окрестности Романова. Много старообрядцев жило в Романове-Борисоглебске еще и в середине XIX века.

Комплекс Воскресенского собора и окружающей его застройки сложился на рубеже XVII—XVIII веков. К югу от храма в конце XVII столетия выросла шатровая колокольня. Неизвестными зодчими были возведены примечательные трехъярусные Святые врата, которые выходили на главную улицу слободы и в планировочном отношении связывали комплекс основного слободского храма с жилой застройкой. Колокольню использовали также и в качестве часовой башни. Циферблат больших башенных часов сохранялся здесь до XIX века.

В советское время Воскресенскому собору несказанно повезло. Храмы бывшего Романова-Борисоглебска, переименованного в Тутаев, и окрестностей закрывались, некоторые вовсе исчезли, а собор устоял. Неисповедимыми путями сложилось так, что выдающийся памятник допетровского зодчества не только сохранился, но и все время оставался действующим. Конечно, не обошлось без утрат, многие ценности Воскресенского собора, особенно те, из которых можно было сделать «звонкую монету», оказались изъяты. Но, несмотря на это, храм жил, в его намоленных стенах продолжалась литургия, а древние реликвии по-прежнему подкрепляли силы прихожан и привлекали к себе.

Архитектура Воскресенского собора

Исторически Воскресенский собор в Тутаеве представляет собой сложносоставной памятник. По сути, можно говорить о двух разновременных зданиях, объединенных творческим усилием создателей в единое строение. Нижний ярус ныне существующего соборного храма — это церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, возведенная в 1652 году. В первой половине 70-х годов XVII века простоявший двадцать лет храм расширили за счет верхнего яруса и галерей. Чуть позднее рядом появились колокольня и проездные ворота, а в самом соборе был устроен новый придел. Так сложился единый архитектурный комплекс.

Воскресенский собор — образец широко распространенного во второй половине XVII столетия типа каменного храма: главная масса собора — кубическая, двухъярусная, завершенная пятиглавием (большой барабан в центре и четыре меньших по углам постройки), своды поддерживаются за счет четырех столпов. Нижний ярус, ставший после возведения верхнего подклетом, является теплой (зимней) церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери с двумя приделами: во имя священномученика Харалампия (южный) и Иоанна Предтечи (северный). Летний храм Воскресения Христова располагается в верхнем ярусе; в диаконнике находится придел святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба; на галерее — приделы святителя Николая Чудотворца и первоверховных апостолов Петра и Павла.

Четверик храма с трех сторон обнесен обширной галереей. Галерея покоится на сводчатых арках, обрамляющих окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой, в настоящее время она остеклена. Центральная часть храма (верхний ярус) освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей, и световые барабаны. Окна в стенах, оформленные наличниками, соединяют, помимо прочего, центральную часть и галерею, давая дополнительный свет. Над приделами, располагающимися на галерее, поднимаются маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной сторон храм снабжен крыльцами, ведущими на галерею. Они смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых апсид.

Собор богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором, изразцами и росписями, причем богато украшена не только галерея, но и верхняя часть основного объема здания (и это довольно нехарактерно для данного типа храмов). Основной декоративный элемент галереи — изящная аркада окон с простенками, заполненными пучками полуколонн. Аркаду дополняет пояс из глубоких ширинок, центры которых украшены изразцами. Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крылец. Декор верхней части основного здания храма составляют обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей расположен пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами, и их обрамление с декоративной росписью.

Пять луковичных куполов на пяти барабанах возвышаются над «телом» Воскресенского собора Тутаева. Высокие, вытянутые барабаны, удачно сочетаясь с пропорциями четверика, создают впечатление величественности всего здания. Барабаны богато украшены. В верхней части центрального барабана, между куполами и световыми окнами, — четыре декоративных пояса: два ряда поребрика, ряд кокошников и пояс сухариков непосредственно в месте примыкания купола к барабану. Верхние части угловых барабанов украшены двумя поясами: рядом сухариков и рядом поребрика. Окна барабанов обрамлены наличниками с килевидными завершениями и связаны друг с другом узорочьем из поясов поребрика и кокошников. В настоящее время кровля собора — четырехскатная, изначально же покрытия были позакомарными.

Отличительной чертой Воскресенского собора Тутаева является насыщенный и разнообразный мотив декора фасадов. Особенно привлекает взгляд южный фасад, обращенный к площади. Многочисленные профилированные ниши, изразцы, строенные бусинки в простенках паперти, спаренные арки с висящими между ними «гирьками», гребешковые и килевидные оконные наличники, гирлянды колонок, «подвешенные» к многочастному дробному карнизу, — всё пронизано духом роскоши. Возможно, поэтому среди местных жителей до сих пор бытует легенда об итальянских архитекторах, строивших этот храм.

Входы в верхнюю часть Воскресенского собора в Тутаеве довольно необычны. Во-первых, у Воскресенского собора два крыльца, а не три, что подразумевается галереей, окружающей постройку с трех сторон. Во-вторых, они расположены не по осям храма, а с боков, со смещением влево.

Дореволюционный исследователь В. В. Суслов писал об этой особенности: «Крыльца обыкновенно помещались против входов в самую церковь, и так как эти входы закрывались глухими дверями, то внутренность храма для приходящих была всегда скрытой. В данном же случае, вероятно, имелось в виду, чтобы входящим в церковь или проходящим мимо можно было видеть не только чудотворную икону Спасителя, приходящуюся против западного входа, но и саму внутренность церкви. Поэтому строители отодвинули крыльца в сторону от средин храма и против них сделали богатые окна в саму церковь».

Интерьер Воскресенского собора

С художественной точки зрения, главное достояние внутренней части Воскресенского собора Тутаева — иконостас, настенные росписи и росписи галерей летнего храма. Также заслуживают внимания ктиторские места XVII века.

Иконостас летнего храма, созданный в конце XVII — начале XVIII веков, включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 1670-х годов. Он имеет восемь рядов (сверху вниз): страстной, праотеческий, пророческий, пядничный, деисисный, праздничный, местный, пророческий (дополнительный). Венчает иконостас Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом. Пристолпные иконостасы завершаются деревянными изображениями ангелов с рипидами. Главная деталь в резьбе иконостаса — виноградная лоза, символизирующая учение Христово.

Летний храм Воскресенского собора расписывала артель ярославских мастеров в конце 70-х годов XVII века. Новейшие исследования с достаточной долей вероятности позволяют заключить, что руководил артелью изограф Федор Карпов. В центральном объеме храма на южной и северной стенах, в четырех живописных ярусах, подробно разворачивается Евангельское повествование. Нижний ярус южной стены посвящен Вселенским Соборам. Всю западную стену занимает композиция «Страшный Суд». Русские святые князья и воины-мученики изображены на столпах. На сводах — двунадесятые праздники и композиция «Премудрость созда Себе Храм». В центральном куполе — Господь Вседержитель, в малых — Еммануил и икона Божией Матери «Знамение». Стенопись алтаря посвящена литургическим сюжетам: «Се Агнец Божий» (жертвенник), «Великий Вход» (главный алтарь), в дьяконнике — «Воскресение Христово» и чудеса воскрешений, а также Патриархи Вселенской Церкви и избранные святые.

Роспись галерей представляет «изложение в красках» ветхозаветной истории, а именно — важнейших сюжетов Книги Бытия. На сводах южной галереи помещаются следующие композиции: «Дни творения», «Грехопадение», «Каин и Авель», «Ной. Потоп». На сводах западной галереи: «Завет. Сыновья Ноя», «Вавилонская башня», «Авраам», «Мельхиседек. Странноприимство Авраама», «Лот. Содом», «Рождение Исаака. Принесение Исаака в жертву». Живопись сводов северной галереи связана с жизнью Иакова и его двенадцати сыновей, среди которых основное внимание, конечно же, уделено Иосифу Прекрасному.

Иконы Воскресенского собора

Воскресенский собор, созданный во второй половине XVII века, хранит в своих стенах реликвии разных времен. Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, значительная часть его богатств сохранилась до настоящего времени.

Главной святыней Воскресенского собора Тутаева и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской митрополии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию, она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».

По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом. Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне. Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.

Воскресенский собор — духовный центр Тутаева. Помимо большого пастырского значения, он играет заметную роль и в культурной жизни города.

Новейшая история Воскресенского собора началась на рубеже 1980—1990-х годов, когда в советской, а затем уже постсоветской стране происходил стремительный религиозный перелом. То, что еще совсем недавно было под запретом, становилось доступно. Идеологическое давление на верующих людей уходило в прошлое, открытое исповедание веры делалось нормой. Массовое обращение граждан к православной вере и Церкви в то время получило у ряда публицистов меткое определение: «Второе Крещение Руси». Для никогда не закрывавшегося Воскресенского собора одним из проявлений «Второго Крещения» явилось возрождение храмовых традиций, соблюдение которых в течение несколько предшествующих десятилетий не представлялось возможным. Так, в 1989 году возобновился установленный еще в 1793 году крестный ход с чудотворным образом Всемилостивого Спаса по Борисоглебской стороне Тутаева в десятое воскресенье после Пасхи. С 1990 года возродилось проведение крестного хода с той же прославленной иконой по Романовской стороне города в воскресенье перед Ильиным днем — эта традиция берет свое начало в 1888 году, когда Российская империя широко праздновала 900-летиее Крещения Руси.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *