Серия: «Школьная библиотека» Вниманию юных слушателей предлагается сборник живописных басен Ивана Андреевича Крылова. Сам Крылов считал, что басня, как и всякое произведение искусства, должна быть проста и понятна: «А ларчик просто открывался!». Вот такими «ларчиками» с сокровищами народной мудрости и были его произведения. Многие выражения из написанных им басен стали крылатыми, превратились в пословицы и поговорки. Пушкин считал, что басенному творчеству Крылова присуще «веселое лукавство», характерное для русского склада ума. Содержание: 1. Ворона и Лисица 2. Мартышка и очки 3. Музыканты 4. Ларчик 5. Лягушка и Вол 6. Парнас 7. Роща и Огонь 8. Волк и Ягненок 9. Синица 10. Осёл 11. Обезьяны 12. Оракул 13. Червонец 14. Стрекоза и муравей 15. Лягушки, просящие Царя 16. Лев и Барс 17. Мор зверей 18. Собачья дружба 19. Бочка 20. Волк на псарне 21. Ручей 22. Лисица и Сурок 23. Лжец 24. Щука и Кот 25. Петух и Жемчужное зерно 26. Обоз 27. Воронёнок 28. Слон на воеводстве 29. Крестьянин и Работник 30. Осёл и Соловей 31. Слон и Моська 32. Волк и Волчонок 33. Обезьяна 34. Кот и Повар 35. Лев и Комар 36. Огородник и Философ 37. Крестьянин и Лисица («Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть…») 38. Гуси 39. Откупщик и Сапожник 40. Воспитание Льва 41. Свинья 42. Муха и Дорожные 43. Квартет 44. Листы и Корни 45. Лебедь, Щука и Рак 46. Тришкин кафтан 47. Механик 48. Пустынник и Медведь 49. Любопытный 50. Лев на ловле 51. Пруд и Река 52. Крестьяне и Река 53. Мирская сходка 54. Демьянова уха 55. Чиж и Голубь 56. Камень и Червяк 57. Медведь у Пчёл 58. Зеркало и Обезьяна 59. Крестьянин и Смерть 60. Туча 61. Лиса-строитель 62. Клеветник и Змея 63. Лисица и виноград 64. Волк и Пастухи 65. Две Бочки 66. Мальчик и Змея 67. Пчела и Мухи 68. Крестьянин и Змея («Когда почтен быть хочешь у людей…») 69. Муравей 70. Медведь в сетях 71. Трудолюбивый медведь 72. Свинья под Дубом 73. Булыжник и алмаз 74. Крестьянин и Змея («К Крестьянину вползла Змея…») 75. Лисица и Осёл 76. Котёл и Горшок 77. Соловьи 78. Голик 79. Крестьянин и Овца 80. Волк и Мышонок 81. Два Мужика 82. Котёнок и Скворец 83. Две Собаки 84. Кошка и Соловей 85. Рыбья пляска 86. Паук и Пчела 87. Пёстрые Овцы 88. Дикие Козы 89. Скупой 90. Рыбьи пляски 91. Прихожанин 92. Совет Мышей 93. Ворона 94. Волк и Кот 95. Лев состарившийся 96. Лев, Серна и Лиса 97. Крестьянин и лошадь 98. Белка 99. Щука 100. Кукушка и Орёл 101. Бритва 102. Сокол и Червяк 103. Булат 104. Купец 105. Бедный Богач 106. Осёл 107. Мирон 108. Пушки и Паруса 109. Крестьянин и Лисица («Лиса Крестьянину однажды говорила…») 110. Филин и Осёл 111. Лещи 112. Лев 113. Три Мужика 114. Кукушка и Петух 115. Пастух 116. Белка 117. Мыши 118. Лиса 119. Волки и Овцы 120. Два Мальчика 121. Лев и Мышь 122. Скворец 123. Собака, Человек, Кошка и Сокол 124. Охотник 125. Рыцарь 126. Хозяин и Мыши 127. Прохожие и Собаки 128. Осёл и Мужик 129. Орёл и Пчела 130. Дуб и Трость 131. Вельможа

Басня «Туча» была написана Крыловым до июля 1815 года. В том же году она была напечатана в журнале «Сын Отечества». В этой басне дождевая туча, пройдя мимо изнуренных от зноя полей, пролилась дождем над морем и хвалилась своей щедростью. Не помогла краю, страдающему от засухи, разбросала богатства там, где в них никакой нужды не было, и хвалилась! Автор заканчивает басню такими строками:

«Когда бы на поля свой дождь ты пролила,
То б область целую от голода спасла

А в море без тебя, мой друг, воды довольно!»

По преданию, басня эта была написана по поводу пожалования аренды на льготных условиях псковскому губернатору во время голода, против которого правительство не приняло своевременно мер. Зимой 1811-1812 гг. голод изнурял крестьян, но псковский губернатор П. И. Шаховской утаил трагизм ситуации. В августе 1812 г. он получил новую должность — стал тайным советником. Эта информация ушла в массы, дело получило широкий резонанс.

Басня Крылова «Туча» повествует о немалых возможностях и неразумных тратах. Богатые люди часто бросают деньги по-пустому. Это, конечно, плохо, Но еще хуже, когда после пустой траты денег богач ждет похвалы, уважения от людей. Но уважение людей заслужить непросто. У хороших людей в цене только дар, принесенный с чистой душой, не на показ, не для славы, а добра ради – дар разумный. Не является ценным дар, сделанный из тщеславия. Не стоит уважения богач, который напоказ отваливает капиталы в учреждения и без того богатые, и не дает ни копейки туда, где в деньгах действительно нуждаются.

Тратит деньги показной благодетель из чванства. У Крылова найдем и объяснение: отчего подчас «благодетели», вроде бестолково пролившейся, глупо-хвастливой тучи, все-таки находят хвалителей и внешний почет, хоть в душе над ними усмехаются. Кланяются не им, а толстой суме! Но «золотому мешку» кланяются недалекие, даже не разбирая – как нажито богатство, забывая, что нередко богач не на добро, а назло людям своим богатством распоряжается, этим богатством людей в кабале держит. Пословица говорит «Богач с мошною, что рак с клешнею».

Басня «Туча» беспощадно высмеивает транжир с тугими кошельками, которые попусту разбрасывают неправедно нажитые богатства, и при этом еще хвалятся перед окружающими своей показной щедростью.

В чем заключается мораль басни «Туча»? Басня Крылова «Туча» — о больших возможностях и бесцельных делах. Вложения нужны там, где они действительно нужны, именно там они будут работать на пользу общества. Хвались тем, что сделано во имя добра, а не из тщеславных побуждений.

Цели урока:

Образовательные

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме : «Басни И.А.Крылова»
  • формирование умения анализировать содержание басни

Развивающие

  • развитие речи и обогащение словарного запаса учащихся.
  • развитие потребности в творческой деятельности.
  • раскрытие потенциальных возможностей ребенка через игру и инсценировку.
  • развитие умения самостоятельно подбирать материал к заданной теме.
  • развивать умение работать в команде, формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные

  • воспитание культуры общения.
  • привитие интереса к изучению художественных произведений.

Тип урока: обобщение и закрепления знаний учащихся.

Технология: творческая мастерская, групповая работа.

Оформление:

  • Тема урока.
  • Портрет И.А.Крылова.
  • Эпиграф:

«Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней!»
М.Исаковский.

Оборудование урока:

  • дополнительная литература
  • справочники, словари
  • бумага, фломастеры, карандаши
  • таблички с названиями групп учащихся
  • магнитофон
  • музыкальное сопровождение (музыка из мультфильма «Стрекоза и Муравей»)

Ход урока

1. Мотивация и постановка проблемы.(2 мин.)

Слово учителя. Сегодняшний урок мы посвящаем творчеству И.А.Крылова, но прежде чем мы определим тему урока, мне бы хотелось рассказать вам небольшую историю, которая произошла с известным баснописцем.

И.А.Крылов прогуливался по набережной реки Фонтанки. Он не спеша шел по тротуару, его обогнали два студента и один из них крикнул: «Смотрите, туча идет!».

На это высказывание Крылов очень спокойно ответил: «И лягушки заквакали.»

Мораль: нельзя оскорблять человека если он старше тебя, опытнее, умнее.

Этот эпизод имеет нравоучительный характер, точно так же, как и все басни Крылова.

Тема сегодняшнего урока: «Мораль сей басни такова…»

2. Постановка целей и задач урока. (2 мин.)

На этом уроке мы подведем итог прочитанного. Будем совершенствовать свое умение анализировать басни. Я предлагаю вам подготовить материал для журнала, посвященного И.А.Крылову. Сборник для учеников младших классов. Учитель обращает внимание учеников на эпиграф урока (читает его).

3. Актуализация знаний учащихся. (5 мин.)

Беседа.

Учитель. Прежде. чем мы начнем работу давайте подумаем, как мы назовем журнал?

(«И.А.Крылов. Басни.», «Крылатый» журнал по фамилии баснописца и крылатым выражениям из его произведений.)

Учитель. Какие страницы мы будем готовить?

  • 1 станица – обложка
  • 2 страница – биография И.А Крылова.
  • 3 страница – басни, о чем идет речь?
  • 4 страница – кроссворды, конкурсы, загадки.
  • 5 страница – иллюстрации.

Учитель. Классу необходимо поделиться на группы, каждая из которых будет готовить определенную страницу будущего журнала.

  • 1 группа — «Оформители»
  • 2 группа – «Биографы»
  • 3 группа – «Литературные критики»
  • 4 группа – «Угадай-ка»
  • 5 группа – «Веселые картинки»

4. Этап формирования знаний и умений учащихся. (10 мин)

Работа по группам.

Учащиеся (4-5 человек) самостоятельно подбирают необходимый материал для заполнения страницы.

5. Диагностика. Коллективное обсуждение. Презентация.(15 мин.)

Представитель каждой группы демонстрирует собранный материал, остальные учащиеся дополняют станицу своими сведениями.

Группа «Оформители» представляет обложку будущего журнала, в название они могут вносить изменения. При этом аргументируют свой выбор.(Название журнала: «Крылатый», так как название и фамилия созвучны, добавляется страница с крылатыми выражениями из басен.)

Группа «Биографы» размещает на своей странице план ответа:

  1. Дата жизни И.А.Крылова
  2. Сведения о родителях
  3. Обучение грамоте
  4. Служба в Тверском суде.
  5. Переезд в Петербург.
  6. Знакомство с И.И.Дмитриевым.
  7. Басни Крылова.

Группа «Литературные критики» готовит страницу «Бессмертные творения Крылова…»

«Квартет»-в басне идет спор из-за мест, вместо настоящего дела. «Плохие музыканты» — это прежде всего непрофессионалы, чиновники, которые не думают и не радеют за настоящее дело.

«Петух и жемчужное зерно» — в этой басни автор стремиться выразить мысль о том, что нельзя считать вещь бесполезной, если не знаешь о ее предназначении.

На этой же странице дается определение басни, учащиеся отмечают, что мораль басни перекликается по смыслу с пословицей

Группа «Угадай-ка» демонстрирует игру викторину: «Из каких басен эти строки?»

№ П/п

Вопрос

Ответ

Из какой басни Крылова следует мораль: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок?»

«Ворона и Лисица»

Какими словами начинается басня «Волк и Ягненок»

«У сильного всегда бессильный виноват»

«Куда попал Волк ночью, думая залезть в овчарню?»

На псарню

У кого Осёл предлагал учиться Соловью?

У Петуха.

Из какой басни мораль:»Так счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходит?»

«Две Собаки»

Назовите участников «Квартета»

Мартышка, Осел, Козел, Медведь

Игра «Бюро находок»

Определить, кому принадлежат вещи, из какой басни.

  • Хворостина. «Гуси».
  • Очки. «Мартышка и Очки».
  • Ноты. «Квартет».
  • Зеркало. «Зеркало и Обезьяна».

Игра «Кто больше?»

Назвать как можно больше басен, героями которых является Волк.

  • Волк и Ягненок.
  • Волк на псарне
  • Волк и волчонок
  • и т.д.

Группа «Веселые картинки» инсценирует басню и размещает на странице памятку для подготовки будущих актеров.

Инсценировка басни «Ворона и лисица».

Учащиеся заранее готовят костюмы вороны, лисицы, подбирая соответствующие аксессуары для отображения типичных черт характера персонажей басни: изворотливость и хитрость лисицы, простодушие вороны.

Памятка, подготовленная группой «Веселые картинки»:

  • Прочитайте басню.
  • Определите главных героев, их местонахождение.
  • Подумайте, какими чертами характера обладают главные герои басни
  • Подберите для инсценировки басни тех ребят, которые манерой поведения или внешностью напоминают персонаж басни.

5. Рефлексия.(5 мин.)

Беседа.

  • вернемся к теме сегодняшнего урока: «Мораль сей басни такова…»
  • какой смысл имеют басни Крылова? (Нравоучительный смысл.)
  • как вы понимаете слова автора, раскройте значение фразы, прочитав мораль.(«А вы друзья как ни садитесь, все в музыканты не годитесь…»- нужно быть профессионалом, знатоком своего дела.

«Чем кумушек считать, рядиться, не лучше ли на себя кума оборотиться» — нужно обращать внимание на свои недостатки.

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» — нужна слаженность и организованность в работе.)

  • чему новому вы научились на уроке?
  • какие задания вызвали у вас наибольший интерес?
  • какое значение имеют для вас знания, полученные на уроке?
  • давайте посмотрим получился ли у нас журнал?

(На доске укреплены страницы будущего журнала.)

  • работа выполнена.
  • выставление оценок

6. Домашнее задание. (1 мин.)

Дифференцированно. По выбору учащихся.

  • написать басню, используя пословицу: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»,
  • составить кроссворд, ребус, шараду.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *