3 мая 1319 года родился Сергий Радонежский, святой Русской православной церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры.

Личное дело

Сергий Радонежский (1319 – 1392) родился под Ростовом Великим в селе Варницы. При крещении получил имя Варфоломей. По преданию, отец его был боярином ростовских князей Константина Борисовича и Василия Константиновича. Варфоломей был средним из трех сыновей. Согласно житию, юный Варфоломей, несмотря на все старания и упреки учителей, долго не мог овладеть грамотой. Однажды он увидел «некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося». Мальчик попросил старца помолиться о том, чтобы он научился грамоте. Старец исполнил просьбу и дал мальчик съесть освященную просфору. После этого мальчик получил способность читать. Родителям же Варфоломея старец сказал: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы». Когда Варфоломею исполнилось 12 лет, он попросил у родителей благословения на монашеский постриг, те не возражали, но просили подождать до их смерти. Вскоре семья переселилась в город Радонеж в Московском княжестве, где прошли последние годы жизни родителей Варфоломея.

После смерти родителей (около 1337 года) Варфоломей направился в Покровский Хотьков монастырь, где уже был монахом его старший брат Стефан. Варфоломей уговорил брата стать пустынниками и поселиться в лесах. Они устроили пустынь на берегу реки Кончуры, недалеко от Радонежа. Позднее Стефан отправился в Москву, где стал игуменом Богоявленского монастыря, Варфоломей же продолжил отшельничество и в возрасте 23 лет постригся в монахи, приняв имя Сергий.

Слава о молодом отшельнике быстро распространилась, и к Сергию стали приходить паломники. Некоторые из них поселялись неподалеку от его лесной избушки. Так постепенно возникала монашеская обитель. Иноки не без труда уговорили Сергия стать их настоятелем. В 1354 году он был рукоположен в священники. Монастырь был посвящен Святой Троице. С 1360-х годов Сергий начинает вводить новый монастырский устав. Ранее монахи жили в своих кельях поодиночке, собираясь вместе лишь для богослужения. Такой обычай монастырской жизни называется особножительным. Новый уклад монастырского обихода носил название общинножительного, среди обитателей монастыря вводился общий распорядок жизни и строгая внутримонастырская дисциплина. Вводимые Сергием изменения были приняты не всеми монахами. Через некоторое время в монастырь возвратился из Москвы старший брат Стефан и стал претендовать на лидерство в общине, критикуя нововведения Сергия. Чтобы не соперничать с братом, Сергий решил удалиться из монастыря. Он отправился на реку Киржач, где благодаря ему возник Благовещенский монастырь (ныне – на территории города Киржач Владимирской области). Многие иноки из Свято-Троицкого монастыря переселились к своему настоятелю. Через четыре года по просьбе московского митрополита Алексия Сергий вернулся в свой прежний монастырь. Он возглавлял монастырскую общину до своей кончины 25 сентября 1392 года.

Чем знаменит

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский стал одним из самых почитаемых русских святых, а основанный им Троицкий монастырь – важнейшим центром православия. Поклонение Сергию началось еще до его общепринятой канонизации, произошедшей в середине XV века. Первое изображение Сергия на покрове, хранящемся сейчас в ризнице Троице-Сергиевой лавры, относится к 1420 годам. Большой авторитет Сергия при жизни часто помогал прекращению распрей среди русских князей. Во многом его деятельность послужила укреплению авторитета Московского княжества. Московский митрополит Алексий предлагал Сергию стать его преемником, но Сергий отказался, сказав: «Я от юности не носил золота, а в старости тем более подобает мне пребывать в нищете». Широко известно сообщение жития святого Сергия Радонежского о том, что незадолго до Куликовской битвы князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь и получил благословение Сергия. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», Сергий отправил на битву двух иноков Александра Пересвета и Родиона Ослябю.

Память преподобного Сергия отмечается православными 25 сентября (8 октября) в день смерти святого, 5 (18) июля в день обретение мощей, а также 6 (19) июля, в день Собора Радонежских святых.

О чем надо знать

Не сохранилось никаких сочинений или документов, написанных Сергием Радонежским. Основным источником информации о нем служит житие, составленное учеником Сергия Епифанием Премудрым. Этот труд признан одним из выдающихся памятников древнерусской литературы и ценным историческим источником. В середине XV века это житие переработал Пахомий Логофет, сократив текст Епифания и пополнив его описаниями посмертных чудес Сергия. В XVII веке по поручению царя Алексея Михайловича новую версию жития составил церковный писатель и келарь Троицкого монастыря Симон Азарьин.

Прямая речь

«Преподобный трудился на всех монастырских послушаниях: носил на плечах дрова и, наколов и разрубив на поленья, разносил по кельям. Но зачем я вспоминаю о дровах? Поистине удивителен был вид обители в то время: лес стоял от нее недалеко – не так, как теперь, но над строящимися и уже поставленными кельями, осеняя их, шумели деревья. Вокруг церкви повсюду были видны колоды и пни, здесь же сажали различные семена и выращивали огородные овощи. Но вернемся к прерванному повествованию о подвиге Преподобного Сергия, о том, как он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова, как было сказано, толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у кельи каждого брата», — из жития, написанного Епифанием Премудрым.

«Уважение к Сергию побуждало великого князя Димитрия несколько раз обращаться к нему. В 1365 году, по поводу спора Димитрия Константиновича суздальского с его братом Борисом за Нижний Новгород, по повелению Димитрия московского и митрополита Алексия, Сергий ездил в Нижний Новгород, затворил в нем все церкви и тем принудил Бориса уступить брату. В 1385 году Сергий, уже престарелый, устроил вечный мир между непримиримыми до того врагами: Димитрием московским и Олегом рязанским», — Николай Костомаров.

«Преподобный Сергий Радонежский справедливо почитается отцом истинного монашества в северной, или Московской, Руси времен монгольских, как преподобные Антоний и Феодосий Печерские были отцами такового же монашества в южной, или Киевской, Руси времени домонгольского. Настоящий монастырь должен находиться если не в совершенной пустыне, то вне мирских человеческих жилищ и в большем или меньшем от них отдалении; в настоящем монастыре жизнь монахов должна быть не особножитною, а строго общежитною. Этот тип, или образец, монастырей, как монастырей настоящих, и утвердил преподобный Сергий в Московской Руси на более или менее продолжительное время», — Евгений Голубинский.

13 фактов о Сергии Радонежском

  • Точная дата рождения святого неизвестна. Различные исследователи называют 1313, 1314, 1318, 1319 и 1322 годы.
  • Родители Сергия Радонежского, Кирилл и Мария, также почитаются в числе святых Русской православной церкви.
  • Рассказ о чудесном научении грамоте отрока Варфоломея отражен в знаменитой картине художника Михаила Нестерова.
  • Имя Сергий будущий святой выбрал в честь того, что в день его монашеского пострига отмечалась память святых мучеников Сергия и Вакха, казненных за приверженность к христианству в III веке.
  • Покровский Хотьков монастырь, в котором приняли постриг и умерли родители Сергия, а также был монахом его брат Стефан, сейчас женский, но до первой половины XVI века был смешанным мужеско-женским монастырем.
  • В первые годы существования основанный Сергием монастырь был настолько беден, что священные сосуды в нем были деревянными, вместо свечей горели лучины, а писали монахи на бересте.
  • Существует гипотеза, что житийный рассказ о благословении Сергием князя Дмитрия относится на самом деле не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже, состоявшейся двумя годами ранее.
  • Помимо Троице-Сергиевой лавры и Благовещенского Киржачского монастыря Сергием были основаны Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь в Серпухове, Георгиевский монастырь на Клязьме.
  • Основатель московского Симонова монастыря – святой Феодор – был племянником Сергия Радонежского.
  • В 1389 году Сергий засвидетельствовал духовную грамоту князя Дмитрия Донского, устанавливающую новый порядок наследования княжеского престола от отца к старшему сыну.
  • 11 апреля 1919 года, в ходе кампании по атеистической пропаганде, мощи Сергия Радонежского были вскрыты. После этого они стали экспонатом разместившегося в помещениях Троице-Сергиевой лавры музея. В 1946 году, после открытия лавры, мощи были переданы православной церкви и хранятся поныне в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.
  • По преданию, в 1919 году о предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому. Чтобы предотвратить возможное уничтожение мощей, Флоренский и группа православных тайно проникли в Троицкий собор накануне вскрытия и отделили голову преподобного Сергия, заменив ее головой погребенного в лавре князя Трубецкого. В 1946 году голова была передана патриарху Алескию I и воссоединена с телом святого.
  • В России Сергию Радонежскому посвящены более 700 храмов.

Материалы о Сергии Радонежском

Статья о Сергии Радонежском в русской Википедии

Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра

Костомаров Н. И. Преподобный Сергий

Статья «Сергий (преподобный Радонежский)» в «Русском биографическом словаре»

Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным

Се́ргий Ра́донежский, игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея России чудотворец — иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой .

Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры . «Ангел-Хранитель России» . Письменного наследия не оставил, однако известны его духовные наставления.

Известен также как представитель деятельного исихазма, основоположник русского старчества и возобновитель монашеского общежития, которое идёт от Антония и Феодосия Печерских.

С XV века почитается Русской православной церковью святым в лике преподобных и считается величайшим подвижником земли Русской. С древних времён почитается православными, в том числе старообрядцами. Считается покровителем учащихся.

До начала XX века почитание Сергия Радонежского ограничивалось почти исключительно территорией исторической Руси, однако после революции 1917 года оно распространилось далеко за её пределы, что стало заслугой русской эмиграции.

В 1940 году папа Пий XII признал допустимым почитание святых Восточной церкви, канонизированных до Ферраро-Флорентийского собора, включая Сергия Радонежского, — в первую очередь греко-католиками. С 1969 года по распоряжению папы Павла VI имя преподобного Сергия включено в богослужебный календарь римско-католической церкви.

Дни памяти у православных, старообрядцев и восточных католиков:

25 сентября — преставле́ние ;

5 июля — обре́тение мощей.В Русской православной церкви имеются и другие дни памяти.

В приходах западных обрядов римско-католической церкви и в церквах англиканского сообщества день памяти — 25 сентября по григорианскому календарю.

Наследие Древней Руси

УДК 821.161.1.0 ББК 83.3(2Рос=Рус)1

Кузьмина Мария Константиновна,

ФУНКЦИИ НЕПЕРЕКРЁСТНЫХ БИБЛЕЙСКИХ ЦИТАТ В ЖИТИИ СЕРГЕЯ РАДОНЕЖСКОГО (на материале цитат из Псалтири)

Аннотация: Рассмотрены семантика, функции и механизмы введения в повествование уникальных в древнерусской преподобнической агиографии ХУ-ХУН вв. цитат из Псалтири в текст Пространной редакции Жития Сергия Радонежского. В зависимости от степени типизированности сюжетных эпизодов и мотивов, для комментирования которых привлекаются цитаты, а также от набора типических значений, связуемых с ними, выделяются четыре разновидности подобных цитат: цитаты, являющиеся результатом осмысленной, механической и травестийной библеизации повествования, а также индивидуально-авторские цитаты, комментирующие оригинальные сюжеты (восклицание младенца в материнской утробе, прибытие воза с хлебом к монастырским воротам во время голода) и неверба-лизованные идеологемы жития (молитвенный дар Сергия как основа духовной жизни Троицкого монастыря, московская тема в житии). Подробно описываются механизмы связывания житийного и библейского контекстов: традиционный, сверхконтекстный, или общетекстовый, концептуальный и метафорический.

Ключевые слова: уникальные цитаты, древнерусская агиография, контекстуальный анализ, функции библейских цитат.

Библейские цитаты в Житии Стефана Пермского стали предметом исследования Ф. Вигзелл «Цитаты из книг Священного Писания в сочинениях Епифания Премудрого» . В результате проведённой работы Вигзелл утверждает, что Епифаний Премудрый цитировал Библию по памяти, а «его метод сочинения был свободный и непосредственный» . Данная работа является логическим продолжением исследования Вигзелл.

© Кузьмина М. К., 2014

Из 112 цитат из Псалтири1, встреченных нами в Пространной редакции Жития Сергия Радонежского (далее — ЖСР), 44 являются, по нашим сведениям, уникальными, т. е. не встречаются в составе других преподобнических житий ХУ-ХУП вв.2 Подобные цитаты мы называем неперекрёстными. Таким образом, классификация и описание подобного рода цитат даст представление об оригинальном видении Епифания Премудрого целей и принципов цитирования Библии.

Цитаты, являющиеся продуктом осмысленной библеизации повествования

Подобные цитаты являются потенциальными топосами, иначе — биб-леизмами, вводящими в повествование ограниченный набор сюжетных мотивов, и могли бы функционировать в тексте других житий в качестве таковых. Однако в силу того, что набор топосов, как атрибутов коллективного знания, ограничен, а для творческой манеры Епифания Премудрого характерна установка на гиперци-татность, эти цитаты не вошли в состав агиографической топики.

Целью введения подобной цитаты являлось, как правило, выражение в библейских образах того или иного повторяющегося в других житиях сюжетного мотива.

Так, описывая одинокую жизнь Сергия на Маковце, Епифаний прибегает к образности 15 псалма: «И елико же что дЪаше, псалом въ устЪх его всегда б’Ъаше, еже рече: «Предзр’Ъх Господа предо мною выну, яюо одесную мене есть, да ся не подвижу»» (Ср.: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» ). Традиционный для русской агиографии мотив подвижнической жизни святого в пустыне утверждается цитатой из Псалтири, имеющей однозначное толкование: Господь помогает праведнику и укрепляет его.

Ещё один традиционный мотив — размышление подвижника в юности о бренности всего мирского — вводится в повествование с помощью цитаты из 29 псалма: «По времени же възраста к лучшимъ паче преуспЪвающу ему, ему же житийскыя красоты ни въ что же въмЪнившу и всяко суетство мирьское яко исмЬтие поправъшу, якоже рещи и то самое естество презрЬти, и преобидЪти, и преодолЬти, еже и Давидова в себ’Ь словеса начастЪ пошептавъшу: «Каа плъза въ крови моей, вънегда снити ми въ истлЪние?»» (Ср.: «Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во нетление; еда исповестся тебе персть; или возвестит истину твою» ).

Любовь же Сергия к церковному богослужению (эпизод пострижения Сергия в Троицкой церкви) передают цитаты из 25 и 92 псалмов: «Молча пояше и бла-годаряше Бога, глаголя: «Господи! Възлюбих красоту дому твоего и мЪсто вселе-ниа славы твоея; дому твоему подобает святыни Господни въ длъготу дний» (Ср.: «Господи, возлюбих благолепие дому твоего и место селения славы твоея» , «Дому твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» ).

1 Всего нами идентифицировано 370 цитат из разных библейских книг в тексте Пространной редакции.

2 Нами исследовано около 70 доступных (опубликованных) текстов житий преподобных.

Цитаты, являющиеся продуктом механической библеизации повествования

Говоря о механической библеизации повествования, мы, конечно, не утверждаем её безотчётность, поскольку в противном случае феномен цитации сводится на нет — мы сводим функцию подобных цитат к сакрализации повествования на самом общем уровне, на уровне жития как текста, вне зависимости от особенностей его сюжета, композиции и системы мотивов.

Традиционная позиция для введения подобных цитат — «Слово похвальное»:

ЖСР. Слово похвальное Псалтирь

«и пакы: «Взысках Господа, и услыша мя»» . 33: 5 Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя

Яко высокь Господь на смеренныа призирает, и приемля кроткыа Господь» 90: 1 Живый в помощи выпшяго, в крове Бога небесного водворится

«МнЬ же з’Ьло честни быша друзи твои, Боже, з’Ьло утвръдишася владычьствиа их» 138: 17 Мне же зело честни быша друзи твои, Боже, зело утвердишася влады-чествия их

Яко высокь Господь на смеренныа призирает, и приемля кроткыа Господь» 137: 6 Яко высок Господь и смиренныя призирает, и высокя издалеча весть

Кроме того, к этой разновидности относятся те цитаты, которые имеют предельно широкое значение, не под дающееся генерализации и не соотносимое с тем или иным сюжетным мотивом.

Так, в составе молитвы Варфоломея в Ростове звучат слова 36 псалма: «Посему бо не мала печяль бяше родителема его; не малу же тщету вмЪняше себЬ учитель его. Въси же и печаляхуся, не в-Ьдуще яже о нем выпшяго строениа Божиа промысла, яже хощет Богъ сътворити на отрочяти семь, яко не оставит Господь преподобнаго своего» (Ср.: «Яко Господь любит суд и не оставит преподобных своих: во век сохранятся: беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потре-бится» ).

Отметим, что часть подобных цитат может вовсе не иметь предикации, представляя собой лишь отрывки библейских речений, маркированные библеизмы в плане фразеологии.

Так, в словах Кирилла и Марии к странствующему монаху, дарующему Варфоломею разумение грамоты, звучит фрагмент 43 псалма: «Родители же его моля-хуся старцу, въпрашающе его и глаголюще: «Отче господине! Пожди еще, да въпра-шаем тя, да разр’Ьшиши и утЪшиши нищету нашу и печаль нашу»» (Ср.: «Векую лице твое отвращаеши; забываеши нищету нашу и скорбь нашу» ).

Очевидно, что никакого смыслового соположения житийного и библейского контекстов в данном случае быть не может, однако перед нами цитата, отсылающая читателя к тексту Псалтири. Жизнь святых людей подобает описывать священным языком, и обращение Епифания Премудрого к элементам библейской фразеологии, вне сомнений, релевантно и для него, и для его потенциального читателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индивидуально-авторские цитаты

Житийный субстрат подобных цитат традиционно представлен неповторяющимися или редко повторяющимися агиографическими сюжетами, для осмысления которых агиограф также обращается к Библии. Нетипичность сюжета понуждает книжника к оригинальному цитированию, при этом используемая цитата может быть как предельно традиционной, так и уникальной, или неперекрёстной, как в нашем случае. Результатом творческой инициативы агиографа является авторское перенесение библейского контекста на материал житийного сюжета.

• Цитаты, оригинально интерпретирующие сюжет жития

Первый оригинальный сюжет ЖСР, позволивший Епифанию внести в текст жития индивидуально-авторские цитаты, — чудесное воскликновение младенца в материнской утробе.

Мать Варфоломея Мария, предвидя особое смотрение Божие о носимом в её утробе младенце, восклицает: «Господи! Спаси мя, съблюди мя, убогую си рабу свою, и сего младенца носимаго въ утроб’Ъ моей спаси и съхрани! Ты бо еси храняй младенца Господь, и воля твоа да будет, Господи!» . «Храняй младенцы Господь» здесь — вовсе не застывшая формула, отвлечённо восхваляющая Бога, а предельно точно выраженная молитвенная просьба и одновременно основанная на переживании чуда в церкви уверенность в том, что Бог эту просьбу услышит и удовлетворит.

Второй сюжет, вводящий в повествование индивидуально-авторские цитаты, — многодневный голод в монастыре, разрешившийся чудесным появлением воза с хлебами у монастырских ворот.

Когда братия начинает роптать, Сергий обращается к ним со следующим поучением: «Глаголет бо Господь: «Не аз ли есмь податель пищам, и житныя плоды износя, житница наплънаа, и коръмитель всему миру, и питатель вселенныя, даай пищу всякой плъти, даай пищу им въ благо врЬмя, отвръзаа руку свою, насыщая всяко животно благоволениа?»» (Ср.: «Отверзаеши ты руку твою и исполнявши всякое животно благоволения» ). Характерно замещение словоформы «исполнявши» на «насыщавши», таким образом, самая отвлечённая констатация милосердия Божия в отношении ко всякой твари осмысляется Епифанием как указание на помощь Божию во время голода. Значение стиха Псалтири предельно генерализовано: Бог не оставляет праведников в затруднительных обстоятельствах; Епифаний же предельно конкретизирует значение этого стиха.

Цитата же из 37 псалма, изображающая молчаливое воздержание праведника от осуждения досаждающих ему грешников, приобретает новое звучание в контексте описания подвига молчальничества, добровольно подъятого учеником Сергия — Исаакием: «И тако пребысть млъча вся дни живота своего, по реченому: «Аз же бых, яко глух, не слыша, и яко нЪмь, не отвръзаа усть своих»» (Ср.: «Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих» ).

• Философские цитаты, осмысляющие текст жития на сверхсюжетном уровне

Цитаты этой разновидности отражают связь между невербализованными семантическими валентностями житийного и отчётливо артикулированными —

библейского контекста. Чаще всего эти цитаты идеологически осмысляют и интерпретируют образ самого Сергия и созданного им монастыря в историософском ключе. Без преувеличения можно сказать, что эта разновидность цитат является ярким свидетельством филигранной работы Епифания по организации интертекстуальных связей между Библией и житием, его прекрасного знания Священного Писания и даже порой его духовных прозрений, вносящих неоценимый вклад в изучение древнерусской Сергианы.

В эпизоде, описывающем прощание Сергия с игуменом Митрофаном, оставляющим юного инока в одиночестве на Маковце, Епифаний обращается к фразеологии 65 псалма: «И сего ради услыша мя Богъ и внят глас молитвы моея. Благо-словенъ Богъ, иже не оставит молитвы моея и милости своея от мене… Ты же, отче, обаче нынЪ отходя еже отсуду, благослови мя убо смиреннаго» (Ср.: «Сего ради услыша мя Бог, внят гласу моления моего. Благословен Бог, иже не отстави молитву мою и милость свою от мене» ).

Отметим, что Епифаний меняет время глагола с аориста («отстави») на настоящее («отставит»), и это кардинальным образом изменяет смысл всего высказывания по сравнению с его библейским значением: с момента ухода Митрофана начинается молитвенный подвиг преподобного Сергия, истинная причина того центростремительного движения, которое вначале соберёт вокруг Сергия множество учеников и создаст Троицкую обитель, а после станет источником устроения множества дочерних обителей и духовного расцвета русской Фиваиды. Цитата, таким образом, вводит в повествование мотив особого молитвенного дарования Сергия — того смыслового нерва, вокруг которого строится весь образ преподобного.

О распространении Троицкого монастыря и первых крестьянах, поселившихся в его окрестностях, Епифаний пишет, используя фразеологию 106 псалма: «И съставиша села и дворы многы, и насЬяша села, и сътвориша плод житенъ, и умножишася зЪло, и начаша посЪщати и учящати въ монастырь, приносяще многообразная и многоразличнаа потребованиа, имъже нЪсть числа» (Ср.: «И насели тамо алчущия, и составили грады обителны, и насеяша села, и насадили винограды, и сотворили плод житен» ). Картина, описанная в псалме, говорит о преображении местности, происходящем в зависимости от нрава населяющих её людей: когда землю населяют грешники, она становится бесплодной и непригодной для жизни («Положил есть реки в пустыню и исходили водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней» ), напротив, когда в пустынной и непроходной земле поселяется праведник, она становится плодородной, наполненной источниками вод («Положил есть пустыню во езера водная и землю безводную во исходили водная» ).

Таким образом, с точки зрения Епифания, именно личный духовный подвиг преподобного Сергия (и его учеников) становится причиной того исторического явления, которое принято называть монастырской колонизацией северных русских земель.

Обратимся к описанию переселения семьи боярина Кирилла в Ростов: «И были преселници на земле чужде» , — констатирует Епифаний. Перед нами

отсылка к 136 псалму: «Како воспоем песнь Господню на земли чужд ей» . Цитата напрямую соотносится с описанием разорения Ростова московским воеводой: «И не мало их от ростовець москвичем имЪниа своа съ нуждею отдаваху, а сами противу того раны на телеси своем съ укоризною въземающе и тщима руками отхождааху» .

Как же удалось Епифанию совместить неприятие политики Москвы, явственно отразившееся в рассказе о разорении Ростова и подспудно в аллюзии на 136 псалом, с тем, что Сергий впоследствии становится инструментом этой политики и благословляет князя Дмитрия на Куликовскую битву? Епифаний делает это в высшей степени искусно: разорение Ростова описывается с привлечением образов книги Деяний апостолов: «И бысть страх великъ на всЪх слышащих и видящих сиа, не токмо въ градЪ Ростов-Ь, но и въ всЪх предЪлехъ его» (Ср.: «Слышав же Анания словеса сия, шед издше: и бысть страх велик на всех слышащих сия» ). Таким образом, разорение Ростова осмысляется как Божие наказание, соразмерное грехам людей. Кроме того, приступая к описанию переселения, Епифаний замечает: «Како же или что ради преселися, аще бо и много имам глаголати, но обаче нужа ми бысть о семъ писати» (Ср.: «Сопротив же глаголющим иудеем, нужда ми бысть нарещи кесаря, не яко имея язык мой в чесом оклеветати» ). Апостол Павел покидает Иерусалим и отправляется в Рим «страха ради иудейска», ведь именно Риму Божьим смотрением суждено было стать центром вселенского христианства, семья Кирилла покидает Ростов и переселяется в московские пределы, поскольку политическое первенство в будущем за Москвой и именно Москве (а не Ростову) суждено стать Третьим Римом. Однако следует помнить, что, переходя на сторону Москвы, Сергий не намерен «язык свой оклеветати», т. е. отречься от духовной связи со своей малой Родиной — Ростовской землёй.

Цитаты, являющиеся продуктом травестийиой библеизации повествования

Цитаты подобного рода, устойчиво соотносимые с определённым библейским контекстом и его трактовкой, вводят в повествование неожиданный и непредсказуемый житийный контекст. Сопоставление контекстов, таким образом, может производиться метафорически или даже эпатажно-метафорически.

Так, иерей Михаил обращается к родителям Варфоломея со следующими словами: «О предобраа супруга, иже таковому дЪтшцу родители быста! Въскую устрашистеся страхом, идЬже не бЪ страха. Но паче радуйтеся и веселитеся, яко сподобистася таковый дЪтшць родити» (Ср.: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх: яко Господь в роде праведных» ). Слова Псалтири описывают печальную участь грешников, угнетающих праведников, Епифаний же изображает добродетельный ужас благочестивой четы.

В некоторых случаях сопоставление контекстов основывается на внешнем сходстве параллельных фрагментов Псалтири и жития в плане выражения.

В описании выхода Сергия из огорода, в котором он трудился в течение дня, прочитывается цитата из 103 (предначинательного) псалма: «Егда же преподобный изыде от дела деланна своего и от ограда монастыри обретеся, тогда мниси скоро

указашаему, глаголюще: «Сетотъ есть, егоже вжелелъ есивидети»» (Ср.: «Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера» ). В плане содержания связь, даже метафорическую, между житийным и библейским контекстами увидеть практически невозможно: Псалтирь описывает фрагмент богозданного миропорядка, житие — конкретный эпизод жизни Сергия. Цитата, однако, прочитывается ввиду скопления словоформ «изыде», «на дело», «и делание», соотносимых в сознании среднестатистического читателя со стихом 103 псалма. Подчеркнём, что перед нами не заимствование, а цитата, функция которой заключается в осмыслении и всего описываемого в житии, и всего сущего как части непрерывной Священной богочеловеческой истории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Default.aspx?tabid=4989 (дата обращения: 12.06.2014).

* * *

Kuzmina Maria Konstantinovna,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

post-graduate student of a Philological department of Moscow State University named after M. V. Lomonosov,

FUNCTIONS OF UNCROSSED QUOTATIONS IN THE LIFE OF ST. SERGIUS OF RADONEZH

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *