Е.А. Андреева

Влияние петербургской архитектуры на застройку городов Вятской губернии на рубеже Х1Х-ХХ вв.

В статье рассматривается влияние Петербургской архитектурной школы на застройку Вятско-Камской провинции на рубеже Х1Х-ХХ вв. Особое внимание уделяется зданиям, построенным по проектам ведущего зодчего губернии этого периода, выпускника Императорской Академии художеств И.А. Чарушина. По материалам дореволюционной печати и архивных источников устанавливается факт создания проектов для Вятской губернии ведущими зодчими Петербурга.

Ключевые слова: архитектура провинциальных городов, застройка городов рубежа XIX—XX вв., архитектура городов Вятской губернии, кирпичный стиль, И.А. Чарушин, реальное училище в г. Уржуме, архитектор А.И. фон Гоген, здание двухклассной школы в Белохолуницком заводе, здание женской гимназии в г. Сарапуле, учебный корпус Второй мужской гимназии в Вятке, Дом Булычева в Вятке.

Санкт-Петербург, основанный Петром I на невских берегах, на протяжении двух столетий являлся столицей Российской Империи, одним из красивейших и крупнейших городов мира. С момента его основания в 1703 г. здесь развернулись грандиозные строительные работы, которые усилились в XIX в. В это время в Петербурге стремительными темпами развивалась промышленность, торговля, наука, сосредотачивались колоссальные материальные и культурные ценности, действовала Академия художеств, готовившая высокопрофессиональные архитектурные кадры для всей России. В городе успешно работали лучшие отечественные и иностранные зодчие, издавались периодические журналы по архитектуре, как например, «Зодчий» и приложение к нему «Неделя строителя», альбомы проектов, рекомендуемых для строительства во всех губерниях России.

Во второй половине XIX — начале XX вв. в Петербурге появились новые типы зданий (вокзалы, депо, банки, пассажи, торговые и народные дома, промышленные, учебные, музейные и больничные здания). Столичные архитекторы и инженеры применяли новые строительные материалы: железо, железобетон, стекло, облицовочный кирпич, которые повлияли на новое формообразование, разрабатывали новаторские конструкции и прогрессивные для тех лет пространственно-планировоч-

к ные решения. Интенсивно велись поиски средств художественной выразительности, нового архитектурного языка, складывались архитектурные ^ стили и направления. Петербург был тем центром архитектурной жизни, | который диктовал архитектурную моду для всей России. Бурная архи-г тектурно-строительная жизнь столицы не могла не повлиять на строи-5 тельную практику даже в столь удаленной от столицы Вятской губернии. ° В ней, как и в Петербурге, но в иных условиях и масштабах, зачастую отражая местные традиции, но, как правило, с некоторым «коэффицен-том запаздывания» по отношению к Петербургу, застраивались уездные города и губернский центр. При возведении сооружений местные архитекторы старались использовать все многообразие стилей, появляющихся в Санкт-Петербурге в этот период. Влияние петербургской архитектуры на формирование облика городов Вятской губернии рубежа XIX — начала XX вв. просматривается достаточно ярко и убедительно.

Для огромной российской провинции видные петербургские зодчие строили только в исключительных случаях, преимущественно здания общественного назначения. Например, в начале ХХ в. в Пензе Земельный банк был выстроен по проекту А.И. фон Гогена, в Нижнем Новгороде -В.А. Покровского, в Киеве — Ф.И. Лидваля. По проектам В.А. Шретера в городах Рыбинске, Тифлисе, Иркутске, Нижнем Новгороде были построены здания театров. Это были эпизодические примеры, а потому имеющие особое значение в истории зодчества провинциальных городов. Для Вятской губернии петербургские архитекторы составили ряд проектов зданий, некоторые из них и в наши дни играют значительную роль в формировании облика городов края и являются архитектурными доминантами. Не все проекты были осуществлены, но важен сам факт проектирования сооружений известными петербургскими зодчими конца XIX — начала XX вв. для Вятской губернии, где в предыдущий период (барокко и классицизма) работали не сами великие мастера, а их ученики (в Удмуртии — С.Е. Дудин, ученик А.Л. Захарова, в Вятке — Ф. Росляков, представитель школы В. Ухтомского).

Здания уездной конторы в г. Сарапуле (1891 г.) было построено по проекту В.А. Шретера — основоположника кирпичного стиля в России. Долгое время автор был неизвестен. Найденные архивные материалы позволили атрибутировать это сооружение, выполненное в формах неоренессанса и классицизма . Другой знаменитый зодчий, работающий в основном по заказам царской семьи, А.И. фон Гоген создал проект реального училища на 300 чел. в г. Уржуме . По проекту известного петербургского архитектора, создателя собора в г. Кронштате В.В. Косякова в 1897 г. была построена часовня в русском стиле в Белохолуницком заво-

де Слободского уезда . Архитектор А.Н. Померанцев — автор Верхних торговых рядов в Москве (ныне ГУМ) принимал участие в проектировании здании двухклассной школы в Белохолуницком заводе . Вышеупомянутые проекты были выполнены в различных стилистических направлениях поздней эклектики, что отражало эволюцию русской архитектуры тех лет.

Достаточно редко в провинции работали выпускники архитектурного класса Императорской Академии художеств. Среди них особое внимание заслуживает творчество талантливого архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина (1862-1945), построившего, по подсчетам самого архитектора, около 500 сооружений в Вятско-Камском крае.

Его произведения, выполненные на высоком профессиональном уровне, не уступают лучшим образцам столичного зодчества, и именно он являлся проводником в вятской глубинке новых стилистических направлении в данный период. Рассмотрим крупные произведения мастера, в которых наиболее отчетливо просматриваются петербургские мотивы. Примером тому явились проекты учебных заведений для Вятской губернии. Близкие по стилистике, они образуют целостный период творчества И.А. Чарушина в первое десятилетие XX в. Школьные здания И.А. Чарушин проектирует в кирпичном стиле, создателями которого являлись крупные петербургские зодчие И.С. Китнер и В.А. Шретер. Согласно традициям столичной школы, вятский архитектор четко дифференцирует здания по назначению и решает фасад соответственно функции. Монументальность внешнего облика и продуманная, хорошо отвечающая учебному процессу планировка отличают эти сооружения учебного назначения.

Удачным воплощением кирпичного стиля является здание женской гимназии в г. Сарапуле (1902-1904). К 1900 г. в губернии насчитывалось всего восемь женских гимназий. Поэтому так важна была постройка нового учебного здания гимназии — центра просвещения края. Влияние петербургской архитектуры ощущается в использовании И.А. Чарушиным той модификации неоренессанса, которую применяли столичные зодчие Р.А. Гедике и Р.А. Кракау при возведении здания училища технического рисования барона Штиглица. Это выделение центра укрупненным ризалитом с большими полуциркульными окнами, отмеченными замковыми камнями, рустовка, акцентирование карниза, симметрия в оформлении фасада и, прежде всего, создание функционально-оправданного пространственно-планировочного решения.

Архитектура учебного корпуса Второй мужской гимназии в Вятке, возведенного в 1904-1906 гг., во многом перекликается с известными

к постройками учебных зданий петербургских архитекторов И.С. Китне-ра и В.А. Шретера. Однако вятский зодчий использует и другие архитек-^ турные прототипы, в частности, тот вариант неоготики, который разра-| ботал Н.Л. Бенуа при строительстве придворных конюшен в Петергофе. г В центральной части фасада И.А. Чарушин предельно укрупняет фор-5 му, вводя большие полуциркульные окна, обработанные лопатками, на ° которых опираются архивольты. Эта часть повышена и включает декоративные элементы, перекликающиеся с приемами романтической готики XIX в. Детали вносят пластичность и живописность в фасад здания. Применив контрастное сочетание кирпича и белой штукатурки, напоминающей традиции национального зодчества, архитектор разнообразит кирпичную облицовку, привнося в характеристику здания повышенную эмоциональность. Соблюдение традиций мастеров кирпичного направления известных петербургских зодчих И.С. Китнера и В.А. Шретера дали возможность И.А. Чарушину создать запоминающиеся и необычайно декоративные по цвету сооружения в вятской провинции.

Построенный архитектором в 1908-1911 гг. Дом Булычева в г. Вятке принадлежит к числу наиболее любопытных примеров вятской архитектуры. Необычным для подобного сооружения в центре города стало обращение к стилистическим чертам готики. Использование готических мотивов было характерно для ряда мастеров рубежа веков: Ф.О. Шехтеля — в Москве, К.К. Шмидта, В.А. Шретера — в Петербурге. С помощью неоготики русские архитекторы пытались ввести новую пространственную систему построения, идущую «изнутри наружу», ассиметричный план и ощущение «всефасадности». Дом Булычева является в некотором роде репликой на постройку особняка Морозовой Ф.О. Шехтеля. И все-таки И.А. Чарушин, как личность творческая, сумел избежать прямой подражательности. Вятский архитектор берет у Ф.О. Шехтеля лишь общее ощущение готики, т.е. общее стилистическое направление, не копируя планировки, которую он выполняет свободно, и живописный силуэт здания. Дом расположен на обширном участке. Он одновременно входит в структуру городской застройки и в то же время окружен парком с эффектной оградой. Использование форм готики придало романтический характер обычному дому, возвышающемуся подобно средневековому замку.

Проект Банка внешней торговли, выполненный И.А. Чарушиным в Вятке в 1911 г., благодаря удачному выбору масштаба здания и четко прорисованным деталям, отличается благородством архитектурного решения. Вероятно, краткое пребывание в Москве, когда И.А. Чарушин работал старшим помощником у профессора А.Н. Померанцева на стро-

ительстве Верхних торговых рядов в Москве, оказало влияние на поиски настоящего стиля и интерпретации классики. Мягкая живописность Бове и Жилярди была более близка провинциальному классицизму, и потому Чарушин обратился к мотивам, свойственным московской школе архитектуры «послепожарной» Москвы. В частности, в фасаде банка архитектор использует в композиции греко-ионический ордер, столь излюбленный московскими зодчими. Большие полукруглые окна, охваченные кессонированным поясом, фигурный фронтон и даже классический антаблемент, так хорошо знакомый по академическим работам, он прорисовывает в московском приеме: с увеличенным фризом, покрытым ленточным орнаментом, с сильным выносом венчающей части. Увлечение столичной классикой проявилось также в четкости архитектурных форм, уравновешенности всей композиции.

Подводя итог, следует отметить, что влияние столичной архитектурной школы на формирование облика городов Вятской губернии конца XIX — начала XX вв. носило прямой и опосредованный характер. Прямой вклад проявился в проектировании петербургскими архитекторами ряда проектов зданий общественного назначения. Опосредованный — сказался в работах И.А. Чарушина, получившего образование в Петербургской Академии художеств и вносившего в застройку Вятского края элементы высокой столичной культуры. Искания его учителей А.И. Резанова, А.А. Парланда, Д.И. Грима, Р.А. Гедике, воспринятые им еще в студенческие годы, легли в основу представлений И.А. Чарушина о соотношении традиционных и новаторских форм в развитии зодчества, сформировали собственный архитектурный язык, основой которого являлась уверенная прорисовка деталей, хорошие пропорции, прекрасно подобранный материал (кирпич), рациональная конструкция, и создание фасадов, ассоциативно отражающих функциональное назначений зданий. Перечисленные факторы обусловили влияние петербургской архитектурной школы на строительство городов Вятской губернии рубежа XIX-XX вв.

Библиографический список

1. Андреева Е.А. Неизвестная постройка В.А. Шретера // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «История и политология». 2011. № 3. С. 32-35.

2. Проект реального училища на 300 человек в г. Уржуме Вятской губернии // Зодчий. СПб., 1905. С. 400.

3. Приложение к Вятским Губернским ведомостям за 1896 г. № 55. Дело о постройке часовни в Белохолуницком заводе Слободского уезда // Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 583 (Строительное отделение Вятского губернского правления). Оп. 520. Д. 41 (1897 г.)

4. Приложение к Вятским губернским ведомостям за 1898 г. № 41.

Православная Вятка

Что вы знаете о православных святынях Вятки? В Вятской губернии было множество православных церквей и соборов. В результате большевистских гонений многие уничтожили. Однако в Кирове сохранились и сегодня действуют многие старинные храмы. Посмотрим на них?

(Фото: Алекс Просвирнин)

Многие знают, что Вятка с давних времён являлась центром религиозной жизни всего Вятско-Камского региона. К 1917 году только в городе было 28 православных церквей и соборов. А по всей Вятской губернии действовали 43 городских храма, монастырских — 28 и в сельской местности — 825.

В результате большевистской политики в XX веке было уничтожено множество религиозных сооружений (Кафедральный, Александро-Невский, Покровский, Воскресенский соборы и другие). Однако в городе сохранились и сегодня действуют многие старинные храмы. Пройдём по ним.

СВЯТО-СЕРАФИМОВСКИЙ СОБОР

(Фото: Елена Чудиновских)

Этот нарядный собор построили на пожертвования горожан. На протяжении более ста лет он практически не прекращал принимать прихожан. По сей день Свято-Серафимовская церковь считается духовным центром Кирова и одним из его символов.

Собор построили по проекту вятского архитектора Ивана Чарушина. Здание получилось удивительно живописным, оно передаёт национальный характер церкви. Многих удивляет чёрный цвет кровли. Дело в том, что в старину крышу и купола русских церквей сооружали исключительно из дерева, которое со временем темнело и приобретало чёрный цвет. Отсылку к этой традиции сохранил Иван Чарушин. В 1907 году епископ Вятский и Слободской Филарет освятил храм во имя Святого Серафима Саровского.

В годы гонений Серафимовская церковь уцелела, так как её признали пригодной для школы, однако богатый иконостас утрачен безвозвратно. В 1940 году церковь закрыли и разместили здесь музей атеизма. В нём сохранились иконы и другие святыни из разорённых церквей Вятской губернии. Однако во время Великой Отечественной войны храм вернули верующим. Долгие годы он оставался единственным действовавшим на территории Кирова.

Позднее церковь реконструировали, за счёт сноса близлежащих домов увеличили прихрамовую территорию и обнесли её каменной оградой. В 1990 году кафедру архиерея перенесли в Успенский собор.

Адрес: Киров, ул. Урицкого, 25.

УСПЕНСКИЙ ТРИФОНОВ МОНАСТЫРЬ

(Фото: Алекс Просвирнин)

Это один из главных символов Вятки, долгое время был её духовным и просветительским центром.

Монастырь основал инок Трифон в 1580 году на месте старого городского кладбища с двумя ветхими церквями. Жалованную грамоту на это дал ему царь Иван Грозный.

В монастыре построили четыре храма. Монахи вели активную миссионерскую, экономическую и просветительскую деятельность. Они даже выступили основателями и строителями новых вятских монастырей. Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей.

Первое каменное здание ансамбля — Успенский собор — было заложено в 1684 году, вскоре сюда перенесли мощи преподобного Трифона, а над его могилой установили раку. Сегодня Успенский собор Трифонова монастыря — древнейший из сохранившихся вятских каменных храмов.

Позднее неподалёку от Успенского собора возвели Никольский надвратный храм, каменные колокольню, церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла, настоятельские палаты, Благовещенский храм и братский корпус. Так сформировался монастырский комплекс.

При Петре I Трифонов монастырь содержал духовную школу, солдат-инвалидов и даже преступников, присылавшихся на покаяние.

В XIX веке стало развиваться почитание преподобного Трифона благодаря проводимым крестным ходам. Всё больше паломников, желая поклониться мощам святого, приезжали в Вятку.

После октябрьской революции Успенский собор использовали как книгохранилище, остальные здания отвели под общежитие, столовую, прачечную. Часть монастырских сооружений была утрачена. В 1980 году началась реконструкция монастыря. Сегодня это сердце Вятки, наполненное светом и духовной силой.

Адрес: Киров, ул. Горбачёва, 4.

СКУЛЬПТУРНО-АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ПРЕПОДОБНОМУ ТРИФОНУ ВЯТСКОМУ

(Фото: Алекс Просвирнин)

Трифон Вятский (в миру Трофим Подвизаев) — местночтимый святой Вятской земли и Пермского края, архимандрит, основатель и настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря. Постриг в монахи Григория Отрепьева, который впоследствии выдавал себя за царевича Дмитрия и взошёл на русский престол под именем Дмитрия I.

Архитектурный ансамбль, посвященный Трифону Вятскому, находится в сквере напротив гостиницы «Центральная», на вершине холма. На этом месте до середины 1930-х годов стояла Покровская церковь. После её уничтожения большевиками здесь был разбит сквер.

В 2010 году Владыка Вятский и Слободской Митрополит Хрисанф выступил с инициативой установки на этом месте памятника преподобному Трифону Вятскому в знак благодарности за его колоссальный вклад в духовное развитие Вятского края. Проект был благотворительным, деньги собирали всем миром.

Авторами скульптуры Трифона Вятского стали Владимир Бондарев и Клара Коциенко. Скульптурный комплекс состоит из бронзовой фигуры Трифона Вятского в монашеском одеянии с моделью Успенского собора в руке и Стены Памяти Вятки – композиции в виде трёхчастного иконостаса, на котором изображены восемь соборов, которые находились на территории Вятки.

Адрес: Киров, на пересечении улиц Ленина и Московской.

СПАССКИЙ СОБОР

(Фото: Алекс Просвирнин)

Ещё один удивительный древний храм Вятки. Его возвели в XVIII веке. С этим собором связан один из самых чтимых образов Вятской земли — Спаса Нерукотворного.

На месте собора в XVII веке стояла деревянная Троицкая церковь. Над входом висела икона Спаса Нерукотворного, которая, по воспоминаниям очевидцев, творила разнообразные чудеса и исцеляла людей. Так, 12 июля 1645 года житель города Пётр Палкин, будучи слепым три года, пришёл сюда и стал молиться перед иконой Спасителя. Внезапно он прозрел. Весть об этом чуде облетела город. К иконе стали приходить люди с просьбами о помощи, и многие получали исцеление.

Молва об этом достигла Москвы. Царь Алексей Михайлович Романов, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести в Москву святыню, чтобы она стала достоянием всего православного мира. Встреча в столице состоялась в 1647 году. Приложившись к иконе, Алексей Михайлович с приближёнными внёс её в Кремль через Фроловские ворота. В память об этом событии Фроловскую башню Кремля стали называть Спасской. После этого, к слову, вятская икона около 300 лет находилась в Новоспасском монастыре Москвы, после октябрьской революции исчезла.

В Вятке на месте обветшавшей Троицкой церкви в 1767 году построили каменный Спасский собор. Он поражал граждан своими масштабами: высота колокольни достигла 53 метров, в храме было два этажа и шесть престолов.

После октябрьской революции храм закрыли и устроили в здании общежитие. Уничтожили колокольню и купол. После возвращения собора церкви началась его реконструкция. Восстановлены колокольня и шпиль с крестом.

Адрес: Киров, ул. Казанская, 50.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Фото: sobory.ru)

Он был основан в 1624 году при помощи и покровительстве царя Михаила Федоровича Романова. Тот подарил монастырю икону преподобного Михаила Малеина, которая считалась древнейшей в обители.

Монастырь строили на протяжении нескольких веков, он несколько раз горел и и существовал исключительно на пожертвования прихожан.

На рубеже XVII – XVIII столетий на месте старой деревянной церкви была построена каменная Спасо-Преображенская церковь в стиле русского «узорочья». Позднее появились новые постройки, в том числе колокольня с двенадцатью колоколами. Среди них — особо древний, с изображением Распятия, отлитый в 1627 году. При монастыре действовали живописная, позолотная и рукодельная мастерские.

Монастырь закрыли в годы большевистских гонений, внутреннее пространство храмов перестроили и приспособили под жилые помещения. По рассказам жильцов, они нередко находили церковную утварь и даже вход в подземелье. Как утверждала тогда молва, между женским и мужским монастырями Вятки существовал тайный подземный ход.

В 1900-е годы территорию монастыря вернули церкви. Здесь возобновлены богослужения, отреставрирована часть территории и храмовых комплексов. В обители находятся мощи священноисповедника Виктора, епископа Вятского и Глазовского.

Адрес: Киров, Динамовский проезд, 6.

РАЗДЕРИХИНСКАЯ ЧАСОВНЯ

(Фото: Алекс Просвирнин)

Сегодня это один из символов древней вятской истории.

Часовню Михаила Архангела построили в память о сражении вятчан с устюжанами на краю Раздерихинского оврага, которое произошло в XV веке. Вятчане, ожидая нападения татар, в темноте приняли за них отряд устюжан. «Своя своих не познаша и побиша». Оплакав убитых, решили проводить на этом месте праздник Свистунью (Свистопляску) и поставили здесь часовню. Есть версия, что устюжане тоже шли биться с вятчанами, но были разбиты.

Тем не менее панихида в часовне в четвёртую субботу после Пасхи была неотъемлемым элементом Свистуньи. Во время праздника разыгрывались шуточные битвы между командами, иногда заканчивавшиеся тяжёлыми травмами и побоями. Торговцы продавали сладости и игрушки, дымковские мастера выставляли глиняные свистульки и шары. Последнюю Свистопляску в Вятке справили в 1920-х годах.

Со временем деревянная Раздерихинская часовня обветшала. В 1875 году на её месте соорудили каменную по проекту архитектора Николая Андреевского. В 1925 году её разрушили. Восстановили в 1999-м.

В 2010 году в часовне совершили молебен по погибшим в битве XV века в присутствии почётных гостей из Великого Устюга. Затем кировчане устюжане по очереди испили воды из общего чана и обнялись в знак примирения.

Адрес: ул. Казанская, напротив дома 63.

ХРАМ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Третий по древности действующий православный храм в Кирове. Один из редчайших памятников вятского зодчества начала XVIII века.

Храм построили в 1723 году, он имеет уникальное решение – восьмерик «от земли». Этот приём был присущ исключительно деревянному зодчеству, и в этом плане церковь является единственным памятником каменной церковной архитектуры не только в Кирове, но и в области.

Более того, храм построили в то время, когда Пётр I запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга.

В иконостасе церкви стояла древняя Грузинская икона Божьей Матери. В XIX веке здание перестроили по проекту вятского архитектора Ивана Чарушина, который увеличил высоту главного нефа, что позволило установить дополнительное верхнее освещение. Рядом с храмом была построена каменная церковно-приходская школа.

После октябрьской революции храм закрыли, в разные годы в здании располагались архив, планетарий и общество охраны памятников истории и культуры.

Сегодня храм отреставрирован и является действующим. Была воссоздана в своих исторических границах обширная кованая ограда с каменными рельефными столбами. В 1993 году храму передали старинную икону преподобного Трифона Вятского, которую на берегу реки Вятки нашли во время земляных работ. Теперь образ препободного Трифона почитают здесь как храмовую святыню.

Адрес: Киров, ул. Свободы, 54.

ЦАРЁВО-КОНСТАНТИНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Ещё один из старейших храмов Вятки. Построен на месте сгоревшей деревянной церкви в XVII веке. Новый храм освятили в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, уцелевшей в пожаре.

Храм в разное время посещали писатели Михаил Салтыков-Щедрин и Александр Герцен, архитектор Александр Витберг. Будучи гимназистами, сюда приходили историк А. Спицын, невропатолог Владимир Бехтерев, учёный-селекционер Николай Рудницкий, хирург Александр Бакулев. Здесь были крещены Алексей Деньшин, возродивший дымковский промысел, и дети фотографа Сергея Лобовикова, дом которого стоял по соседству. Церковь часто посещали вятские губернаторы, проживавшие в квартале от неё в доме на Спасской улице.

В годы советской власти храм практически полностью был разрушен, в 2000-е годы передан церкви. Сейчас действующий. В храме совершаются богослужения на языке жестов — для людей с дефектами речи и слуха.

Адрес: Киров, ул. Свободы, 70а.

← Вернуться

Рассказываем, какие церкви города были разобраны на стройматериалы и каким объектам они дали жизнь.

Многие кировчане знают о том, что в 30-40-х годах на волне борьбы советской власти с религией в Вятке было разрушено немало церквей. Но далеко не все знают, что из частей некоторых храмов, взорванных «на кирпич», в Кирове было построено несколько знаковых зданий. Каких именно, читайте дальше.

Центр досуга «Практикум», бывший кинотеатр «Октябрь» (ул. Карла Маркса, 81)

В районе «Октября» раньше располагалась Владимирская слободка, которая получила своё название в честь церкви, построенной ещё в 1707 — 1724 годах. Слободку затем присоединили к городу и тоже назвали Владимирской. До революции храм считался памятником архитектуры, а в 1924 году состоял на учёте в Главнауке Народного комиссариата просвещения РСФСР. Церковь действовала до 1935 года, президиум горсовета дважды ходатайствовал перед ВЦИК о её закрытии. Разрешение было получено только в 1936 году, а кирпичи пошли на строительство нового современного кинотеатра «Октябрь».

По темеЗдание спроектировал московский архитектор Виктор Калмыков. «Октябрь» отличался высокохудожественными отделочными работами, выполненными приглашёнными московскими мастерами. Большой перепад рельефа на участке показал необходимость устройства высокой полукруглой лестницы перед главным входом. Зал кинотеатра был рассчитан на 800 мест, а за кинотеатром располагалась ещё одна культурная площадка — парк имени Горького с фонтаном, летней эстрадой и танцплощадкой.

Летом 2017 года кинотеатр «Октябрь» перестал существовать в привычном виде. После того как НП «Смена» отказалось от кинотеатра, долгое время было неясно, что же будет со зданием. Новым арендатором «Октября» стал музейно-выставочный комплекс «На Спасской». В здании был проведён ремонт, а вместо кинотеатра открылся центр досуга «Практикум».


Владимирский собор, 1900-1905 годы

1960-1969

2018 год

Центральная гостиница (ул. Ленина, 80)

В 1934 году, после переименования Вятки в Киров и присвоения городу статуса областного центра, было принято решение о возведении приоритетных объектов. Одним из них стала Центральная гостиница. Она должна была расположиться на перекрёстке улиц Ленина и Коммуны (сейчас Московская — прим. ред.), где стоял Воскресенский собор. В 1935 году по инициативе президиума горсовета этот храм был исключён из списка памятников архитектуры «как сильно разрушенный», а в 1937 году разобран. Сохранившаяся часть кирпича пошла на постройку гостиницы «Центральная».

Кировский крайисполком объявил конкурс на лучший проект. Его победителем стал архитектор Иван Чарушин. Четырёхэтажное здание гостиницы состояло из трёх частей: средняя выходила на перекрёсток улиц Ленина и Коммуны, а по бокам располагались одинаковые корпуса с квадратными башнями по фасадным концам. В здании располагались парикмахерская, почта, продуктовый магазин и ресторан.

Стоит отметить, что сам Иван Чарушин был одним из прихожан снесённого храма, венчался там в 1896 году, а в 1901 году крестил своего сына Евгения. Некоторые авторы отмечали, что у архитектора не поднялась рука строить Центральную гостиницу на фундаменте снесённого Воскресенского собора, именно поэтому она имеет такую закруглённую форму, которая как будто обнимает место, где раньше стоял храм.

До 1950-х годов Центральная гостиница была симметричной. В 1957 году к крылу здания по улице Коммуны по проекту архитектора Бориса Александрова сделали пристройку, значительно увеличившую число номеров. При этом была утрачена двусторонняя симметрия здания. Тогда же, в конце 1950-х, застеклили венчавшую центральную часть здания открытую галерею.


Воскресенский собор, 1920-1930 годы

1937 год, строительство Центральной гостиницы

1947 год
2013 год

Северные бани (ул. Профсоюзная, 44)

В начале улицы Московской долгое время находился главный храм Вятки — Свято-Троицкий кафедральный собор, построенный в 1760-1772 годах. Собор имел высоту более 53 метров и состоял из пяти ярусов. Всё это создавало уникальный образ хлыновского Кремля. Святыня возвышалась над городом и особенно хорошо просматривалась со стороны реки. Во время создания «регулярного» плана города одна из основных улиц была направлена на храм. С собором были связаны и многие традиции духовной жизни дореволюционной Вятки: здесь хранился образ Святителя Николая, отсюда также начинался Великорецкий крестный ход.

В 1935 году храм был разрушен вместе с колокольней, а из кирпичей кафедрального собора выстроили корпус Северных бань.

Свято-Троицкий кафедральный собор, 1903-1917 годы

Здание правительства Кировской области, бывший Дом Советов (ул. Карла Либкнехта, 69)

В 1937 году был взорван Александро-Невский собор. Здание храма поистине можно было назвать сердцем Вятки. Оно было построено по проекту ссыльного архитектора Александра Витберга и возвышалось на пересечении улиц Семёновской (Воровского — прим. ред.) и Казанской. По словам экспертов, кирпичи разрушенного храма могли пойти на строительство сразу нескольких зданий в Кирове.

О том, что часть кирпича от разрушенного Александро-Невского собора пошла на строительство местного Дома советов, говорят сразу несколько источников. Так, главный архитектор проектной научно-реставрационной строительной фирмы «Анфилада-Р», член Союза архитекторов России Евгений Скопин напоминает, что было постановление президиума Кировского областного исполкома от 26 марта 1937 года о разборке Александро-Невского собора, согласно которому полученный строительный материал должен был пойти на строительство Дома Советов, 3-го дома облисполкома и Драмтеатра. О том, что нынешнее здание правительства построено из развалин главного храма Вятки, пишет и портал «Наша Вятка», ссылаясь на книгу архитектора и исследователя Анатолия Фокина «Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, преданья и легенды» (Киров, ГИПП «Вятка», 2000 год).

Автором проекта нового административного здания стал молодой архитектор Евгений Громаковский, выигравший конкурс. Строительство Дома Советов началось ещё в 1937 году, до 1941 года были возведены стены, частично сделаны временные деревянные перекрытия. Стройка остановилась с началом Великой Отечественной войны, а сам Громаковский ушёл на фронт, где погиб в одном из боёв. В военный период строение было отдано под пехотное училище и даже квартиры для персонала эвакуированных рабочих.

Строительство Дома Советов возобновилось лишь в 1948 году под руководством архитектора Никиты Козлова. За год была проведена внутренняя и наружная отделка здания: оборудован большой зал заседаний и холл-вестибюль с трёхмаршевыми лестницами по бокам.

В 1980 году к Дому Советов по проекту архитектора Валерия Зянкина с западной стороны был сделан пристрой. А перед главным входом в здание поставлен памятник Ленину.

1989 год
2014 год

Драмтеатр (ул. Московская, 37)

Частица Александро-Невского собора, причём весьма существенная, есть и в стенах нынешнего здания Кировского драмтеатра, построенного в 1939 году. До этого момента на Хлебной площади (сейчас Театральная — прим. ред.) функционировало двухэтажное деревянное здание театра в русском стиле, которое из-за ветхости разобрали. В 1939 году новый театральный сезон открылся уже в новом каменном здании. По одной из распространённых версий, в основание нового театра были заложены нераскрошенные глыбы взорванного Александро-Невского собора.

Проектировали здание «Драмы» московские архитекторы Андрей Буров и Александр Федоров, а рабочие «Метростроя» сделали огромную люстру для зрительного зала. Строительные работы производил трест «Кировстрой». Отделка зрительного зала была осуществлена по проекту всё того же архитектора Евгения Громаковского. Скульптурно-отделочные работы на фасаде и в интерьерах выполнены бригадой лепщиков под руководством Николая Захваткина.

По теме 4283 1 Что касается 3-го дома облисполкома, который наряду с Домом Советов и Драмтеатром фигурирует в постановлении президиума о разборке Александро-Невского собора, то это, по словам Евгения Скопина, мог быть один из домов у Вечного огня, дом на углу Московской и Казанской или дом на углу улиц Карла Маркса и Преображенской напротив сквера с памятником Шаляпину.

— То, что указано в постановлении, совсем не означает, что стройматериалов хватило на все эти здания, так как рассчитать выход годного материала при разборке было невозможно. Может быть, его хватило только на одно какое-нибудь здание, и всё, — заключает архитектор.

Фото: http://gaspiko.ru/4481, http://hunter-f.livejournal.com/, Лобовиков С., Вятка на старинной открытке. Киров, 2010, П.Тихонов., https://vk.com/vyatkawalks, Е.Гаврилова, google.ru/maps
[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *