В январе 1943 года в Ульяновске не только была образована новая область, но и завершился многолетний раскол Русской православной церкви.

Советская власть с первых дней революции не скрывала курс на уничтожение церкви. Средства для достижения этой цели использовались разнообразные — от прямого репрессирования церковных иерархов до завуалированного грабежа под предлогом помощи голодающим.

Антирелигиозная агитация

Но самым эффективным средством против церкви был её раскол на традиционную, «патриаршую», и обновленческую, просоветскую. Принципиальных идеологических различий среди них не было (разве что обновленцы разрешали своим епископам жениться), да они и не требовались: обновленчество изначально задумывалось Львом Троцким только как «таран для разрушения церкви». Иерархов, не перешедших к обновленцам, репрессировали, а переход означал потерю авторитета — церковь была поставлена перед выбором, в котором не было хорошего варианта.

Сломанный митрополит

Досоветская биография Ивана Страгородского, постриженного в монахи под именем Сергий, была весьма пёстрой: он успел побывать членом духовной миссии в Японии, судовым священником на крейсере «Память Азова» и даже избраться депутатом Учредительного собрания. Революционной осенью 1917 года он стал митрополитом.

Митрополит Сергий (Страгородский) за работой

В январе 1921 года митрополит Сергий был арестован и провёл несколько месяцев в Бутырской тюрьме. Выпустили его довольно быстро, уже на Пасху, но, очевидно, заключение произвело на Сергия большое впечатление: в следующем году он перешёл к обновленцам, пробыл с ними около года, никаких нововведений не признал, со всеми перессорился и вернулся к традиционной РПЦ, публично покаявшись перед патриархом Тихоном.

Репрессии тем временем шли своим чередом, и в ноябре 1926 года оказалось, что посажены и расстреляны все высшие иерархи, и только Сергий может возглавить церковь, как заместитель патриаршего местоблюстителя. Тогда им снова заинтересовались в ОГПУ. Митрополит вновь был арестован и снова провёл несколько месяцев в заключении. Вернулся он оттуда уже другим человеком. В июле 1927 года издал «Декларацию», в которой заявил о вредительской и диверсионной деятельности «наших зарубежных врагов», в связи с чем особо важно «теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства… а с нашим народом и Правительством». В 1930 году, когда Папа Пий XI обратился с призывом молиться за «гонимую Русскую Церковь», в газетах «Правда» и «Известия» было опубликовано его «интервью», написанное главным советским безбожником Емельяном Ярославским и отредактированное лично Сталиным. Сергий протестовать не стал.

Лобызания с раскольником

В середине октября 1941 года, когда падение Москвы многим представлялось вполне вероятным, Сталин принял решение эвакуировать из столицы не только правительство в Куйбышев, но и церковное руководство в Оренбург. Причём большевики, в религиозные тонкости не вникавшие, отправили одним поездом иерархов всех трёх церковных ветвей: номинального (в отсутствие патриарха и его местоблюстителя) главу традиционной православной церкви митрополита Сергия, обновленческого первоиерарха Александра Введенского, старообрядческого архиепископа Иринарха и нескольких руководителей русской баптистской общины. Но пауки в банке вели себя на редкость дружелюбно. Вот как описывают встречу обновленца Введенского с митрополитом Сергием: «Едва уселись по местам – в дверях суматоха, внесли чьи-то вещи, почтительно раскрылись двери вагона, и в вагон вошел среднего роста старичок с седой окладистой бородой, в золотом пенсне, с подергивающимся от нервного тика лицом, одетый в рясу и монашескую скуфейку. «Какая встреча!» – бросился к нему А.И. Введенский. Улыбнувшись, старичок дружески с ним облобызался».

Обновленческий первоиерарх Александр Введенский

По дороге, на станции Рузаевка, митрополит Сергий почувствовал себя плохо. От его имени в Москву была послана телеграмма с просьбой отправить поезд в более близкий Ульяновск. На это решение, скорее всего, повлиял сопровождавший митрополита протоиерей Александр Смирнов, уроженец Симбирска, бывший преподаватель латинского языка в Симбирской духовной семинарии. Сталин вместе с Сергием отправил в Ульяновск всех скопом — и обновленцев, и старообрядцев, и баптистов.

Богоспасаемый град Симбирск

Поезд прибыл в Ульяновск через две недели. В это время город был районным центром Куйбышевской области, а теперь он становился на ближайшие два года «русским Ватиканом» – церковной столицей, местопребыванием церковного руководства всех трёх ветвей русского православия.

— Как ни странно, именно война положила начало возрождению церковной жизни в Ульяновске. На протяжении целого десятилетия Церковь в Ульяновске уничтожалась жестоко и последовательно… К 1940-м годам в епархии вообще не было ни одного архиерея. В это время в городе действовал с некоторой периодичностью единственный храм – на старом кладбище. В нем служил молодой иеромонах, с весьма сомнительной репутацией, много кочевавший по различным течениям, в прошлом григорьевец, потом – обновленец, ныне и сам хорошо не знавший, кто он такой, — пишет Илья Косых в истории Архиерейского служения в Симбирской (Ульяновской) епархии. — Однако теперь, с прибытием поезда на перрон города Ульяновска, пришло в епархию новое время – время заступничества в ней за Церковь будущего патриарха. Собственно, он епархией и управлял на протяжении двух лет. Ульяновским преосвященным с ноября 1941-го по 1 августа 1942 года был архиепископ Иоанн (Соколов), а вот с августа 1942-го по август 1943 года архиерея на кафедре не было. Все указы относительно Ульяновской епархии в этот период подписаны именем митрополита Сергия, что и позволяет судить о его единоличном управлении епархией.

Между тем, когда поезд прибыл, то выяснилось, что для эвакуированных места в городе нет. Ульяновск в это время принимал эвакуированные предприятия, отправлял на фронт призывников, размещал раненых, и прибытие нескольких вагонов всевозможных церковных начальников городское руководство совсем не обрадовало. «Размещением церковных иерархов и их свиты занимались председатель горисполкома М.С. Погоняев и его зам И.М. Солнцев. Солнцев позже вспоминал: «Погоняев возмущённо говорил, что ко всему тому, что уже разместили в городе, надо ещё разместить «этих длинноволосых», — пишет Brandergofer.

Однако «длинноволосых» явно сопровождала серьезная бумага из Москвы, так что подсуетиться ульяновцам всё же пришлось. Бумага, очевидно, была настолько сурова, что сперва они даже перестарались: подобрали Сергию дом на волжском косогоре с прекрасным видом на Волгу, но оказалось, что у митрополита, которому было сильно за 70, нет сил каждый день подниматься на гору, так что вскоре ему нашли небольшой дом на окраине города. А обновленческий первоиерарх Александр Введенский настолько был поражен красотами Ульяновска, что несколько дней вообще не мог заставить себя выйти из вагона. Тем не менее, вскоре и для него нашелся дом – по улице Радищева, 103, куда он переехал со своим семейством.

Дальше встал вопрос о храмах, потому что служить в храме на кладбище было невозможно — он находился в ужасном состоянии. Протоиерей Николай Колчицкий обнаружил на улице Водников (нынешняя Корюкина) бывший католический польский костел с примыкающим подсобным помещением – небольшим двухэтажным домиком ксендза. В этом здании находилось общежитие завода Володарского. После совещаний в горсовете общежитие было переведено, а здание передано под новый кафедральный собор, который был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Три последующих года в этом костеле-общежитии на улице Водников оглашались послания главы РПЦ, а в документах патриархии местом издания был указан «Богоспасаемый град Симбирск».

Католический костел в Симбирске. В этом здании на улице Водников (Корюкина) 30 ноября 1941 года был освящен Казанский Патриарший собор Ульяновска

Обновленец Александр Введенский храм для своего религиозного направления нашёл лично, гуляя по городу. «Во время одной из прогулок он набрел на деревянное здание, отдаленно напоминающее храм. «Бабушка, что здесь раньше было?» – спросил он у первой попавшейся старушки. «Церква, церква здесь была, гражданин. Неопалимая Купина», – ответила бабушка». Но когда Александр Васильевич узнал, как использовалось это здание, его энтузиазм поостыл. К тому времени храм стал складом обмундирования МГБ… С приходом войны на этот склад свозили обмундирование, снятое с погибших солдат. Здесь его отстирывали, зашивали и отправляли обратно на фронт. Во время стирки из храма вытекали ручейки красной воды, которые стекали в специальную канаву, а по ней – через весь город в еще не зарытую речку Симбирку. От кровавых потоков река стала красной, а в городе царил трупный смрад. Более того, образовалось красное озеро, фактически в центре города. Впоследствии озеро, как и реку, зарыли, а на месте озера построили стадион. Тем не менее, власти свое слово сдержали – склад был переведен, а здание храма передано под обновленческий собор».

Патриотическая конкуренция иерархов

Митрополит Сергий ещё 26 июня 1941 года на проповеди в Богоявленском соборе говорил об «очистительной военной грозе». Он раньше Сталина понял, что война сблизит РПЦ и Советскую власть. И теперь, оказавшись в Ульяновске, он не собирался упускать этот шанс. За первые два года войны им было написано около 20 патриотических воззваний, главное из них — обращение 30 декабря 1942 года ко всем архипастырям, пастырям и приходским общинам с призывом жертвовать средства на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского. Он понимал, что Сталин будет оценивать не слова, а реальную пользу от церкви воюющей стране. 5 января 1943 года он направил Сталину телеграмму об открытии счета для сбора пожертвований. Сталин к просьбе митрополита отнесся не просто положительно, а даже опубликовал в «Правде» свою ответную телеграмму с благодарностью от Красной Армии духовенству Русской православной церкви. Счёт был открыт, и таким образом за РПЦ впервые с 1918 года были признаны права юридического лица.

Александр Введенский также рассылал обращения о сборе средств к обновленческим приходам. Но у обновленцев в принципе была «труба пониже, дым пожиже», да ещё и личностная разница двух иерархов сказалась. Сергий работал с утра до вечера, а Александр Введенский — неплохо жил. «Поначалу ошарашенный местом своего нового обитания, Александр Введенский вполне прижился уже через несколько недель. В Ульяновске он не изменял обычного образа жизни: рояль был главным украшением скромной комнатки. День начинался с Шопена, вечером обычно вступал в свои права Лист».

Результат церковно-патриотического соревнования получился для обновленцев весьма позорным. На собранные Русской Церковью средства было изготовлено 40 танков Т-34 и создана эскадрилья самолетов имени Александра Невского. Верующие передали в фонд обороны страны более 300 миллионов рублей, не считая драгоценностей, вещей и продуктов. Значительная часть этих пожертвований была сделана ульяновцами. Обновленцы сумели собрать 3 тысячи рублей, в то время как на содержание Введенского в Ульяновске было потрачено 627 тысяч рублей.

Передача 38-му и 516-му полкам танковой колонны «Дмитрий Донской», построенной на средства, собранные верующими по призыву митрополита Сергия. От РПЦ в церемонии участвовал митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич)

Встреча со Сталиным

В июле 1943 года в Ульяновске состоялось предсоборное совещание иерархов Московской Патриархии, на котором митрополит Сергий был рекомендован к избранию патриархом. 31 августа он возвратился в Москву. Ночью 4 сентября его и ещё двух крупных иерархов вызвали на дачу к Сталину.

Первым делом владыки заговорили, конечно, о свечках. Их продажа была для церкви основным источником дохода, и они попросили снизить на них налог. Сталин отнесся к проблеме с пониманием. Потом обсудили предстоящее избрание патриарха. Сталин против кандидатуры Сергия возражений не имел. Затем Сергий попросил об освобождении заключенных священнослужителей. «Составьте список, мы рассмотрим», – ответил вождь митрополиту. У Сергия список из 26 имён уже был готов, он передал его присутствовавшим на встрече чекистам. Когда те проверили, выяснилось, что из 26 священников не расстрелян только один.

Главный итог этой встречи — Советская власть признала за церковью право на существование. Был учрежден даже отдел по делам религии (естественно, в структуре НКВД). Было принято ещё одно значительное для русской религиозной истории решение: Сталин свернул эксперимент с обновленцами, просто ликвидировав их структуру. Иерархи-обновленцы вскоре один за другим начали каяться за участие в расколе и возвращаться в лоно традиционной церкви.

Александр Введенский попытался спасти положение, срочно выехав в Москву, но на полпути вернулся в Ульяновск, где у него родилась дочь. А потом ему просто запретили выезд из нашего города, и он мог лишь бессильно наблюдать за развалом дела своей жизни. В 1945 году он сам просил о приёме в юрисдикцию Московской Патриархии, но ему ответили, что он может быть принят лишь мирянином, на место рядового сотрудника «Журнала Московской Патриархии». Введенский отказался и умер в 1946-м раскольником. Сергий, избранный 12 сентября 1943 года патриархом, умер в 1944 году.

Вручение жезла новопоставленному патриарху Московскому и всея Руси Сергию. Москва, Богоявленский кафедральный собор, 12 сентября 1943 года

После войны закрытие епархии на родине Ленина стало для ульяновских коммунистов делом чести. В начале 1950-х все открытые ранее храмы вновь были закрыты.

Максим Кузнецов

Деревянная церковь, спроектированная на основе сохранившихся суздальских храмов XIV века, появится в Ульяновске следующей осенью.

Инициаторами строительства стала Успенская единоверческая община, которая предложила не только возвести церковь, но и создать Центр древнерусской богослужебной традиции.

В комплекс войдет Успенская церковь, храм-часовня и духовно-просветительский центр, где будет организован процесс по изучению Священного Писания древнерусского богослужебного устава, знаменного пения, иконописи, древнерусской литературы, истории Церкви, церковно-славянского языка, традиционной культуры. Образовательный процесс планируют запустить уже в октябре 2017 года.

Важной стороной нового учреждения станет взаимодействие с представителями старообрядческих согласий, а также духовный и культурный обмен с единоверческими общинами РПЦ.

– Совет Успенской единоверческой общины занимается возвращением в церковь старообрядцев. Есть современные потомки старообрядцев или единоверцев, которые, может быть, уже в обычную церковь или вообще никуда не ходят. К ним хотелось сделать какой-то призыв, чтобы они откликнулись и выходили на нас,- отмечает председатель приходского совета Успенской единоверческой общины Владимир Басенков.

Со строительством храма пока ничего не известно. Для церкви пока не выбрали конкретное место. Однако председатель приходского совета Успенской единоверческой общины Владимир Басенков отмечает, что храм появится в северной части города неподалеку от УлГТУ. С городскими властями в настоящее время согласовывают земельный участок, который был выбран для застройки. Когда будет дан окончательный ответ, станет известна и смета. Но Владимир Басенков надеется, что храм сможет принять первых прихожан уже осенью следущего года.

Для справки:

Единоверческая церковь входит в структуру Русской православной церкви, но отличается от неё тем, что службы в такой церкви совершаются по старому обряду и старым богослужебным книгам с официального благословения и разрешения.

Спасо-Вознесенский кафедральный собор – самая главная жемчужина в богатой короне святости и красоты нашего края. Он возвышается на пересечении улицы 12-го Сентября и улицы Минаева и просматривается со всех точек, восхищая взор, сияя синью стен и золотыми главами, устремленными к небу.

Посмотреть храм на карте

А история его начиналась еще в 1660 годы! С каменной церкви, на месте которой в 1901 – 1906 годах под руководством архитектора Н. Розетти был выстроен большой кирпичный храм с роскошной отделкой, крупным куполом, с оставшимися старинной трапезной и многоярусной колокольней.

Вверху находился Вознесенский храм с приделами Воскресенским и Иоанна Воина, внизу – Рождество-Богородицкий храм с приделами Иоанна Богослова и Всех скорбящих. Он стоял там, где сейчас находится сквер им. Гончарова с памятником Гончарову.

Старинный Спасо-Вознесенский собор служил духовной опорой и радостью всем жителям до рокового 1932 года, когда власти приказали его закрыть, а чуть позже и совсем уничтожили.

Именно этот, намоленный веками красавец и страдалец стал прототипом нововозведенного нынешнего одноименного собора, когда в 1989 году возродилась Ульяновская епархия, и сразу возникла необходимость в кафедральном соборе. В праздник Вознесения Господня – 9 июня 1994 года состоялось освящение его нового места, и был установлен закладной камень. Увы! Возведение грандиозного по замыслу духовно-религиозного центра, включающего в себя еще и музей епархии, крестильный храм и воскресную школу, длилось более 20 лет.

Евангелическо-лютеранская церковь Св. Марии в Ульяновске (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Евангелическо-лютеранская церковь Св. Марии в Ульяновске

Лютеранских церквей в России мало — эта ветвь христианства имеет не так много последователей, а основная часть среди них — приехавшие из стран Европы. В поволжском Симбирске всегда хватало немцев, поэтому именно здесь в 1847 г. одной из первых появилась кирха — простое одноэтажное здание. К началу 20 века состояние ее было удручающим, поэтому на том же месте в 1913 г. всего за 5 месяцев возвели лютеранскую церковь Св. Марии. Большинство строительных материалов поставляли местные заводы и мастерские Симбирска. Только декоративные стекла с железными оберлихтами привезли из Риги вместе с мастерами для их установки.

Сразу после революции из церкви вынесли все ценное, а сама она начала разрушаться, но уже в 1920 г. прихожане привели ее в порядок, богослужения возобновились и продолжались 10 лет до окончательного закрытия храма. По распоряжению советской власти сначала здесь устроили клуб, затем склад, а позднее детскую спортивную школу. В 1991 г. церковь отреставрировали и вернули лютеранской общине Св. Марии, а через три года она вновь стала действующей.

Что посмотреть

Кирха из красного кирпича с характерными сводчатыми окнами, двухскатной крышей и лаконичной башней над входом заметно выделяется на фоне соседних зданий. Для протестантских церквей типичны простые формы, минимум декора, что отличает их от привычных православных храмов. Не зря чаще можно услышать народное название лютеранской церкви Св. Марии: «немецкая кирха».

Внутреннее убранство тоже очень лаконично: белые стены без росписи, колонны, поддерживающие амвон с органом, деревянный потолок с небольшими скромными люстрами, деревянные скамьи и очень просто оформленный алтарь, над которым висит деревянное распятие.

Главное украшение церкви Св. Марии — ее окна с цветными витражными вставками в виде готических розеток.

В старой кирхе было два органа: стационарный и передвижной, поэтому часто устраивались концентры духовной музыки. В 1996 г. немецкая лютеранская община подарила ульяновской церкви орган Маргбурской капеллы, звуки которого сейчас можно услышать во время богослужений и возобновившихся концертов.

Практическая информация

Адрес: Ульяновск, ул. Ленина, 100/22. Веб-сайт.

Церковь стоит на перекрестке улиц Ленина и Железной Дивизии. Ближайшая остановка общественного транспорта — «Дом Ленина».

Ульяновск, 12 ноября 2019, 14:21 — REGNUM В Димитровграде Ульяновской области в храме Всецарицы замироточила икона святого великомученика Пантелеимона Целителя. Миро вытекает из ларца святого, который держит его в руках, сообщается на странице в соцсети, посвящённой строительству храма.

Священник Петр Гурьянов отмечает, что икона замироточила «после Божественной литургии или во время её «. По его словам, икону он «заказывал в обычной типографии, её напечатали на холсте, а рамку сделали из багета». Священник напоминает, что мироточение — это проявление «особой милости Божией», также «может быть призывом к покаянию и знаком, предупреждающим о грядущих испытаниях»:

«Весь день приходили в наш храм люди и прикладывались к святыне, и каждый старался намочить ваточкой или платочком немного мира. На данный момент икона сухая. Посмотрим, что будет дальше».

В связи с мироточением иконы в храме Всецарицы ежедневно в течение недели каждый день будет совершаться молебное пение с чтением акафиста святому великомученику Пантелеимону.

Деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» возведён по старинным технологиям — без единого гвоздя. 8 ноября 2018 года епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор совершил чин освящения накупольного креста.

Как сообщало ИА REGNUM, в августе 2019 года в Брянском государственном краеведческом музее на старинной иконе проявились капли маслянистой жидкости. Автор иконы неизвестен, она датируется XIX веком. Маслянистая влага проступила накануне дня Ильи Пророка, который православная церковь отмечает 2 августа. Однако сообщили об этом только сейчас. 12 августа впервые в истории музея перед мироточащей иконой отслужили молебен.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *