1. ГОРОД ПЕНЗА (КАРТА)

Архиерейский дом

Благовещенский храм-крестильня при Успенском соборе

Благовещенский храм на Советской (Соборной) площади 2011

Введенский храм

Введенский храм (м/р Веселовка)

Вознесенский храм (на территории бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря)

Католический приход на ул. Кирова

Митрофановский храм

Михайло-Архангельский храм-часовня (на проспекте Победы)

Никольский храм (м/р Ахуны)

Никольский храм (м/р Терновка)

Пензенское духовное училище

Покровский архиерейский собор

Преображенский храм

Преображенский мужской монастырь

Преподобного Василия Нового молитвенный дом (при доме-интернате престарелых)

Преподобного Сергия Радонежского храм-часовня (Ново-западное кладбище)

Cв. исповедника архиепископа Луки Войно-Ясенецкого домашняя церковь (при 6-й горбольнице)

Св.благоверного князя Александра Невского храм (при артинституте)

Св.праведного Иоанна Кронштадского молитвенный дом (при Обл.больнице им.Бурденко)

Св.блаженной Ксении Петербургской молитвенный дом (при Обл. детской больнице им.Филатова)

Святителя Николая чудотворца Мир-Ликийского храм-часовня (учреждение ЯК7/4) – освящ. 15.09.2007

Троицкий женский монастырь (история)

Троицкий женский монастырь

Успенский кафедральный собор

Храм в честь иконы Божией Матери Всецарица (м/р Арбеково)

Храм в честь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (старый Спаситель)

Храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла (м/р Арбеково)

Храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла (м/р Арбеково) 2008

Храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла (м/р Арбеково) 2009

Храм-часовня св. вмч. Георгия Победоносца (на областном призывном пункте)

Храм-часовня Христа Спасителя (м/р Арбеково)

Часовня на месте бывшего Спасского кафедрального собора

2. ГОРОД ПЕНЗА

Историческая справка:

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕИ

П. Катаев

ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ ПЕНЗЫ

Пенза, 1994 г.

По благословению

Архиепископа Пензенского и Кузнецкого

СЕРАФИМА

ОТ АВТОРА

В начале XX века в России действовали 78 тысяч соборов, церквей, часовен, молелен Русской православной церкви. Среди них были и 27храмов города Пензы. К сожалению, после бурных и трагичных событий в истории нашей многострадальной Родины от былого великолепия пензенских храмов практически ничего не осталось. (Следует, однако, помнить, что эта брошюра написана 12 лет тому назад, – прим. А.П.)

В данном издании кратко представлены лишь некоторые православные храмы города, так как небольшой объем издания не позволил подробно рассказать о всех церквах Пензы, тем более, что до нашего времени не сохранились качественные фотографии многих из них.

Автор выражает надежду, что, благодаря выходу в свет данного издания, многие из нынешних горожан смогут хоть в краткой мере познакомиться с навсегда ушедшими и сохранившимися храмами Пензы.

© Пензенский государственный объединенный краеведческий музей

Первый храм новопостроенного города-крепости Пензы был посвящен Всемилостивому Спасу, который отмечается 1 августа. Именно в этот день началось возведение стен крепости, центром которой, как было принято в те времена, и стала соборная церковь Всемилостивого Спаса. Находилась она в юго-восточной части нынешней Советской площади, где расположен вход в сквер им. М. Ю. Лермонтова. Первоначально собор был деревянным, а в 1717 году ближе к главным воротам крепости (место напротив входа в кинотеатр «Родина») построили каменный.

В конце XVIII века остатки крепости были разобраны, и образовалась площадь, которая с 1801 года становится главной в городе. К этому времени соборная церковь уже достаточно обветшала и было решено построить новый собор. Место для него выбрали между ныне стоящими на Советской площади памятниками Карлу Марксу и Борцам Революции, а площадь после начала строительства храма стали называть Соборной. Кафедральным собор стал именоваться с 1803 года, когда образовалась самостоятельная Пензенская архиерейская кафедра.

Возведение собора шло с 1800 по 1824 год. Строился он на пожертвования, собранные жителями Пензы и губернии и представлял собой образец храма, выполненного в стиле русского классицизма начала XIX века. Собор состоял «з двух этажей. В верхнем этаже или, по-другому, в летней церкви было два престола – главный, во имя Всемилостивого Спаса и придельный престол во имя Успения Божией Матери. В нижнем этаже, или в зимней церкви, имелось три престола – главный, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и два придельных, один во имя Святой Великомученицы Екатерины, а другой во имя Святых Мучеников Евлампия и Евлампии. Рядом с собором возвели колокольню, которая была видна за 20 верст окрест. На ней находилось десять колоколов, самый большой из них весил 676 пудов (10,8 т.). Собор был обнесен великолепной чугунной решеткой.

История Пензенского Спасского кафедрального собора тесно связана с историей города и страны в целом. От его стен отправлялась на войну народные ополчения 1812 и 1855 годов, а в самом соборе, «на особо устроенных местах», хранились впоследствии знамена этих ополчений. В храме находилась также одна из самых почитаемых в городе святынь – икона Казанской Божией Матери. Ею царь Алексей Михайлович благословил «новопоселенных граждан» города-крепости Пензы. Именно этой иконе приписывается «чудесное избавление от воинских кубанских людей» в августе 1717 года, когда на Пензу напали «кубанцы», как тогда называли ногайцев, кочевавших в астраханских и саратовских степях. Известен был собор и тем, что в нем обрел свой вечный покой епископ Иннокентий, один из первых пензенских архиереев, человек энциклопедических знаний, по ложному навету сосланный Александром I в Пензенскую епархию, где он и умер в октябре 1819 года в возрасте 35 лет.

При посещении Пензы на молебнах в соборе были многие «царственные особы» – Александр I, Николай I, Александр II (будучи еще наследником престола), Николай II и его брат Михаил. О пребывании двух последних в храме напоминала памятная мраморная доска.

В 1850–1851 годах, стены и своды собора расписали художники Макаровы, отец и сын, известные в то время живописцы, основатели живописной школы, которая была первым художественным учебным заведением в Пензенской губернии.

В 1923 году кафедральный собор передается епархией «гражданской власти» для использования «под общие культурно-просветительные цели всего населения»3. С 1924 года в помещении храма расположился губернский архив, а в октябре 1931 года, несмотря на то, что кафедральный собор находился «на учете и под охраной государства», его передают велозаводу «для разборки под стройматериалы»4.

В первые годы существования города-крепости Пензы у его северной стены образовалась небольшая площадь, на которой проходила городская торговля. От этой площади по косогору на северо-восток спускались улочки посада, впоследствии положившие начало улицам Московской и Лекарской (ныне ул. Володарского), занятые дворами посадских людей – ремесленников и торговцев. Поначалу посад не имел своей церкви. Только в 1683 году на месте, где сейчас находится кинотеатр «Родина», была построена деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.

В начале XVIII века Никольскую церковь уничтожил пожар, и в 1728 году5 на месте прежнего возвели каменный храм. Рядом проходила улица, получившая одноименное с церковью название Никольской (сейчас это ул. К. Маркса). В 1795 году на колокольне храма «для украшения города» были установлены «общественные часы», изготовленные краснослободским мастером Федором Тяпкиным и просуществовавшие, по всей видимости, до 1833-1834 годов, когда церковь из-за ветхости почти совсем разобрали и перестроили вновь.

Впоследствии ее стены «украсила в приличных местах живопись», был установлен резной иконостас, «позлащенный червонным золотом». Вход в храм украшали изящные дубовые двери с зеркальными стеклами. После кафедрального собора «по внутреннему благолепию» это была лучшая церковь Пензы.

Храм имел пять престолов. Главный – во имя Святителя и Чудотворца Николая и остальные: во имя Великомученицы Варвары, во имя Чудотворца Митрофана Воронежского, в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и во имя трех Святителей Вселенских.

В 1929 году Никольскую церковь закрывают. Одно время здесь находилось зернохранилище, а за несколько лет перед сносом (в конце 30-х годов) в ней располагался антирелигиозный музей.

Из старых планов видно, что храмы имелись во всех частях Пензы. Это были приходские церкви, начало которым положили слободские храмы старого города. При основании Пензы было поселено пять слобод служилых людей. В то время, как правило, каждая такая слобода строила и содержала на мирские (общественные) средства свою церковь, где хранились слободская казна и различные наиболее важные документы. В церкви слобожан приводили к присяге, в отдельных случаях судили. Около храма собирались в большие праздники, здесь венчали, крестили детей и отпевали усопших, которых рядом же с церковью хоронили, что было запрещено только во второй половине XVIII века.

В районе нынешнего завода фруктовых вод (ул. Рабочая) располагалась Черкасская слобода, получившая свое название от черкас – служилых людей, казаков, переселенных в наш край с левобережной Украины. Они и возвели в центре слободы деревянную Воскресенскую церковь. Каменный храм построили лишь в 1797 году, он просуществовал вплоть до 1874 года, когда из-за ветхости его закрыли, чтобы впоследствии разобрать. Однако вдова статского советника, пензенская благотворительница Мария Михайловна Киселева, известная устройством городской богадельни (в настоящее время на усадьбе и в постройках бывшей богадельни размещается городская инфекционная больница), изъявила желание восстановить Воскресенскую церковь на свои средства.

К 1884 году храм восстановили. В нем было три престола, главный – во имя обновления Храма Воскресения Христова, в правом приделе – во имя Богоматери Скоропослушницы и в левом – во имя Святого Архистратига Михаила и Святого Николая Чудотворца. В церкви хранилась одна из наиболее чтимых святынь города – икона Христа Спасителя, которой приписыва­лась чудодейственная сила. По этой иконе церковь называли еще храмом Спасителя.

В феврале 1930 года Воскресенскую церковь закрывают и отдают для использования под склад, который и до настоящего времени находится в здании потерявшего свой былой облик храма.

Проходя по улице Чкалова, многие, вероятно, обращают внимание на церковь, одетую в леса. Этот храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, ныне восстанавливаемый, был когда-то центром Стародрагунской слободы. Здесь жили драгуны – служилые люди русского войска, обученные пешему и конному строю. Деревянную Покровскую церковь возвели, по всей видимости, почти одновременно с заселением слободы. Каменная церковь построена позже – в 1765 году10, в стиле барокко. Сегодня Покровская церковь является единственным сохранившимся в городе памятником, выстроенным в таком стиле. В XVIII веке колокольня Покровской церкви стояла отдельно от храма. В 1856 году между колокольней и самой церковью была возведена трапезная, а стены внутри церкви «отделаны под мрамор». Тогда же фасады храма получили новое эклектичное оформление. На рубеже XIX-XX веков к северному и южному фасадам храма были пристроены два придела, которые впоследствии освятили в честь Сретения Господня и во имя иконы Владимирской Божьей Матери.

В сентябре 1931 года Покровскую церковь закрывают по решению горсовета. В храме было «организовано кино», а в дальнейшем здесь располагался склад.

В июле 1989 года Покровский храм возвращен епархии и сейчас идет его реставрация. (Ныне – Покровский архиерейский собор, – прим. А.П.)

Церковь Сошествия Святого Духа находилась на углу Троицкой и Рождественской улиц (ныне улиц Кирова и М. Горького). На этом месте в первое время после основания города находилась деревянная церковь во имя Рождества Христова, построенная конными казаками, жившими в слободе, расположенной в этой части города.

В 1771 году «тщанием прихожан» вместо деревянной была построена каменная церковь. В 1808 году к ней пристроили правый, а в 1823 году левый приделы. В 1843-44 годах Рождественскую церковь «распространили и обновили». Престолов в ней было три. Главный во имя Сошествия Святого Духа и два придельных, один во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, а другой во имя Рождества Христова. Поэтому церковь была более известна среди горожан как Рождественская, тем более, что так называлась первоначальная слободская церковь. При храме находилась одноклассная мужская церковно-приходская школа, открытая в январе 1892 года.

Именно в Духосошественской церкви Пензы 13 ноября 1838 года состоялось венчание священника Осипа Васильевича Ключевского с Анной Федоровной Мошковой – будущих родителей выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского.

В 1931 году Духосошественскую (Рождественскую) церковь закрывают для использования под зернохранилище, а сносят ее в конце 40-х годов, когда на ее месте решено было построить здание управления автомобильной дороги Москва-Куйбышев (ул. М. Горького, 20).

Церковь Казанской иконы Божией Матери располагалась вблизи деревянного моста, соединявшего район Песков с остальной частью города, который сначала именовался Лебедевским – в память Ивана Кондратьевича Лебедева, построившего здесь первый в истории города мост через реку Пензу, а затем также и Казанским, как и улица (ныне Урицкого), ведущая к мосту. На его месте сейчас выстроен новый железобетонный мост.

Наличие моста позволило жителям новопостроенного города в конце XVII-начале XVIII веков переселиться на правый берег реки Пензы. Из сохранившихся документов известно, что уже в 1703 году «по челобитию Пензенцев… велено им в городе Пензе на посаде, за рекою Пензою, построить вновь церковь во имя Пресвятыя Богородицы Казанская».

Первая деревянная Казанская церковь сгорела, и взамен ее в 1757 году был выстроен каменный храм, главный престол которого освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1866 и 1893 годах трапезная церкви была расширена, в ней находился престол во имя Святого Великомученика Иоанна Воина. При церкви имелась самая старая городская богадельня «для вдов и сирот духовного звания».

15 декабря 1930 года Средне-Волжский крайисполком принял решение о сносе Казанской церкви. Ее прихожане обжаловали это решение во ВЦИК РСФСР, однако, их настоятельная просьба не сносить храм была отклонена. Впоследствии церковь передают организации «Союзхлеб» под ссыпной пункт, а через некоторое время разрушают…

Наряду с приходскими храмами, ведшими, в большинстве своем, начало от слободских церквей Пензы, в городе имелись и храмы, построенные, главным образом, на средства состоятельных людей. Одной из них была церковь Святых Апостолов Петра и Павла, находившаяся в центре Базарной площади. В старое время эта площадь занимала территорию от нынешней площади Ленина до улицы Бакунина и от улицы Володарского до улицы Кирова. Петропавловскую церковь построили в 1797 году «благодаря старанию» именитого пензенского купца Михаила Петровича Очкина.

В 1868 году церковь перестроили «по Высочайше утвержденному плану». 17 декабря 1869 года состоялось освящение главного престола во имя Святых Апостолов Петра и Павла, в следующем году был освящен правый придел во имя Святого Архистратига Божия Михаила, а в 1871 году – левый придел в память Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи.

Петропавловская церковь являлась одной из самых богатых по убранству и утвари церквей города, так как ее считали «своей» почти все купцы Пензы. Этому, пожалуй, способствовало то, что Петропавловский храм был, построен на деньги купца и расположен, к тому же, в торговом центре города. Нельзя не упомянуть, что при церкви находились две самые крупные церковно-приходские школы города, в которых обучалось около 500 мальчиков и девочек.

В 1931 году, как и большинство пензенских храмов, Петропавловскую церковь закрывают. В ее здании предполагалось открыть Дом «Техника – массам»17, однако, из-за недостатка средств, ограничились размещением здесь зернохранилища, которое и было в церкви вплоть до ее сноса в конце 30-х годов. Сейчас на этом месте расположен жилой дом (ул. Московская, 86).

В октябре 1874 года открылось движение на участке Моршанск – Сызрань Сызрано-Вяземскюй железной дороги, проходившей через Пензу. Город, таким образом, был обеспечен надежной транспортной связью с крупными торговыми центрами тогдашней России. Поэтому, естественно, увеличился приток в город различного торгового люда. Рядом с железнодорожным вокзалом находилась Ярмарочная площадь, получившая свое название от традиционно проходящих здесь ярмарок. Приезжавшие на ярмарки купцы перед началом торговли шли на молебен в близлежащую от площади Петропавловскую церковь, но в такие дни этот храм не мог вместить всех желающих, поэтому у купцов и возникла мысль о постройке церкви непосредственно на Ярмарочной площади. Новопостроенный храм должен был, к тому же, освятить и благословить открывшуюся железную дорогу. Один из строителей этой дороги, на чьи средства она была проложена, тайный советник Сергей Дмитриевич Башмаков пожертвовал на основание новой церкви 20 тысяч рублей — огромную по тому времени сумму.

Церковь Богоявления Господня строилась с 1874 по 1884 год. В ее архитектуре преобладал так называемый «русско-византийский» стиль. Верх храма украшали четыре луковичные главки по углам и одна большая в центре. Престолов в ней было три. Главный – во имя Богоявления Господня и два придельных, во имя Успения Божией Матери и во имя Святого Архистратига Божия Михаила и Святого Иоанна Златоуста.

В 1923 году церковь закрыли и передали железнодорожникам «под рабочий клуб». Храм, конечно же, был перестроен – исчезли луковичные главки, роспись внутри церкви.

В марте 1929 года в клубе, получившим к тому времени имя Дзержинского (ул. Октябрьская, 2), на собрании рабочих выступил первый нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский. После посещения клуба он отметил, что «клуб этот может быть назван одним из образцовых. Чтобы построить такой клуб вновь, надо было бы затратить тысяч 700-600». В результате же такой1 «экономии» город потерял великолепный памятник архитектуры.

Непременную принадлежность практически любого, сравнительно крупного поселения, каким была Пенза на рубеже XVII-XVIII веков, составляли монастыри.

В 1689 году под крутым восточным склоном горы, на которой располагалась Пензенская крепость, «по грамоте царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей», был основан Спасо-Преображенский мужской монастырь. Через сто с лишним лет, в 1794 году, его переносят за черту города, на юго-восток. Соборной церковью монастыря был храм Преображения Господа. Его заложили к постройке в 1735 году, а закончили в 1750 году. Это самое старое здание города, которое сохранилось до нашего времени.

В здании храма помещались нижняя (зимняя) и верхняя (летняя) церкви. Верхняя часть храма возвышается над зданием третьим этажом. Окна церкви имеют килевидные наличники из фигурного кирпича. Верх летней церкви украшен так называемым поребриком, а также четырьмя парами наугольных полуколонн, опускающихся от поребрика. К сожалению, уже нельзя полюбоваться пятью оригинальными луковичными главками храма, уничтоженными в 30-е годы.

Церковь имела три престола. В верхней церкви – главный, во имя Преображения Господня. В нижней церкви – во имя Казанской Божией Матери и придельный, в память Усекновения главы Иоанна Крестителя.

Как и большинство храмов Пензы, Спасо-Преображенскую церковь закрыли в 1931 году и поначалу запланировали расположить в ней общежитие, но когда встал вопрос о размещении архивных материалов, хранившихся до этого в бывшем кафедральном соборе, уготовленном к сносу, то Спасо-Преображенскую церковь срочно было решено оборудовать под архивохранилище. В здании бывшего храма архив размещался вплоть до 1984 года, затем в нем находилось хранилище областной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова, а в 1993 году церковь возвращена православной общине.

В 1690 году тридцать безместных монахинь, «не будучи приняты в другие обители без денежных вкладов и не имея ни возможности внести эти вклады, ни пристанища», попросили царей и великих князей Ивана и Петра Алексеевичей «дозволения» построить им в городе Пензе монастырь на усадьбах, пожертвованных монахиням священником Рождественской церкви Пензы Петром Ивановым и вдовою Татьяной Осиновой. На этих усадьбах и началось строительство деревянных келий, а вскоре последовало разрешение на открытие монастыря. Первая церковь во имя Живоначальной Троицы, от которой получил свое название монастырь, была построена в 1702 году. В 1717 году возводится второй храм во имя Преподобного Александра Свирского, материал на строительство которого, а также церконную утварь, пожертвовал монастырю А. Г. Блохин, владелец села Блохино Пензенского уезда (ныне Бессоновского района).

В середине XVIII столетия вместо деревянных храмов были построены каменные. Однако, во время пожара 1770 года монастырь сильно выгорел. Церкви пострадали настолько, что их пришлось разобрать и построить заново. В середине XIX века рядом с Троицким собором выстроили храм во имя Сошествия Святого Духа, а вообще, строительство в монастыре продолжалось вплоть до 1914 года.

При Троицком монастыре задолго до возникновения в городе светских женских учебных заведений велось обучение грамоте и рукоделию девочек-сирот, а также детей из малоимущих семей. Белошвеи занимались вышиванием золотом, шелком, плетением кружев, пошивом белья и одежды. Среди горожан высоко ценились изделия, выполненные руками мастериц Троицкого женского монастыря.

Недолго просуществовал монастырь в советское время. В 1918 году его, как «пристанище тунеядствующего элемента и контрреволюции», закрывают. Впоследствии в нем были и общежитие, и столярные мастерские, и клуб. Постепенно из трех десятков построек, которые насчитывались в Троицком монастыре до его закрытия, до наших дней сохранилось меньше десятка.

В 1992 году комплекс Троицкого женского монастыря возвращен епархии, идет сбор средств на его восстановление.

Самым старым из существующих ныне кладбищ Пензы является Митрофановское. Названо оно так по церкви, находящейся на нем с 1836 года. История возникновения этого храма такова. В июне 1834 года протоиерей Введенской церкви города, находившийся на Пешей улице (ныне ул. Богданова), обратился с прошением на имя епископа Пензенского и Саранского Иоанна о «постройке против деревни Тимаковки (сейчас это местность около ул. Водопьянова) каменной кладбищенской церкви во имя Святителя Митрофана Епископа Воронежского». В то время, на расположенном поблизости от Тимаковки кладбище, уже хоронили усопших на протяжении сорока лет, поэтому возникла необходимость постройки храма на этом городском погосте.

Прошение протоиерея Антония было удовлетворено и вскоре началось возведение церкви. Строительство шло быстро и уже 22 октября 1836 года состоялось освящение новопостроенного храма во имя Святителя Митрофана Воронежского. Митрофан при жизни был епископом Воронежской епархии и прославился не только своей святостью, но и усердным радением о благе России, являясь горячим сторонником преобразований Петра I, в царствование которого жил.

Престолов в церкви три. Главный – во имя Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца. В правом приделе – в честь Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа, в левом – в честь Святителя Феодосия Черниговского Чудотворца.

В Митрофановской церкви в настоящее время находится пензенская святыня – чудотворная икона Казанской Божией Матери.

На расположенном рядом с Митрофановской церковью кладбище похоронены первый директор художественного училища и картинной галереи К. А. Савицкий. А также известный русский художник И. С. Горюшкин-Сорокопудов, организатор Пензенского ботанического сада и краеведческого музея И. И. Спрыгин, композитор и педагог, внесший значительный вклад в пропаганду оперного искусства в Пензе, Ф. П. Вазерский и другие известные горожане, память о которых бережно хранят пензенцы.

Последним по времени постройки храмом города является Успенский кафедральный собор. Возведен он был взамен сгоревшей в ноябре 1899 года кладбищенской Мироносицкой церкви, именно поэтому за новым храмом сохранилось от сгоревшего второе, неофициальное название, закрепленное в наименовании кладбища.

Храм во имя Успения Божией Матери с приделами во имя Святых Жен Мироносиц и Святого Алексия, Митрополита Московского, был построен в 1905 году «тщанием» настоятеля храма протоиерея Г. Н. Феликсова и церковных старост М. Е. Ивановского, С. Л. Тюрина и А. Д. Гуторова, на пожертвования горожан по проекту губернского инженера Александра Гавриловича Старжинского, автора проектов многих приходских и монастырских церквей.

Успенский храм имеет традиционную объемно-пространственную композицию, характерную для подобных построек, выполненных в так называемом русском национальном стиле. Статус кафедрального собор получил в ноябре 1931 года, когда епархиальным управлением было принято решение о слиянии всех синодальных общин Пензы.

Борьба с «очагами дурмана» коснулась и Успенского собора. В 1935 году его закрыли и использовали в качестве складского помещения. Лишь через десять лет, в марте 1945 года, его открыли вновь после многочисленных ходатайств верующих. С тех пор Успенский кафедральный собор живет своей полнокровной жизнью.

Уважаемые читатели!

Пензенский государственный объединенный краеведческий музей (ПГОКМ) делает первую попытку в какой-то мере рассказать об истории некоторых существовавших ранее и действующих сегодня православных храмов.

Если вас, уважаемые читатели, заинтересовало настоящее издание, ПГОКМ мог бы издать его второй выпуск, в котором была бы затронута история церквей не только Пензы, но и области и кроме того, включен материал о зданиях других вероисповеданий, существовавших на территории нашего края.

В связи с этим убедительно просим всех патриотов, интересующихся историей Пензенского края, помочь нам подготовить такое издание, сообщив имеющиеся сведения об истории религиозных зданий (фотографии, сохранившиеся документы, воспоминания очевидцев, описания храмов в старых изданиях и т. п.). Присылать такой материал можно по адресу: 440026, г. Пенза, ул. Красная, 73, областной краеведческий музей.

С большой благодарностью примем любую вашу помощь.

Администрация ПГОКМ.

Пензенский Успенский собор

Пензенская и Нижнеломовская епархия Пензенской митрополии Русской Православной Церкви

16 октября 1799 года из Тамбовской епархии была выделена самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия, но, «за неимением в Саратове удобного помещения для архиереев и духовной консистории» первый же архиерей новой кафедры, Гаий (Токаов), добился перемещения кафедры в Пензу и смены 4 декабря 1803 года названия епархии на «Пензенскую и Саратовскую». 3 ноября 1828 года из состава Пензенской была выделена самостоятельная Саратовская епархия.

В 1823 году было открыто епархиальное попечительство о бедных духовного звания, с 1864 года начали создаваться церковно-приходские попечительства. С 1889 года в епархии стали создаваться церковно-приходские общества трезвости.

К концу Синодального периода в епархии активно велась миссионерская деятельность. В 1904 году был открыт пензенский комитет православного миссионерского общества, занимающийся сбором средств на нужды православных миссий Сибири и Дальнего Востока, в 1908 году для координации миссионерской деятельности был создан епархиальный миссионерский совет, в 1912 году для работы среди нерусского населения была учреждена «инороднеческая» миссия и назначен миссионер, в 1912 году начали работать краткосрочные миссионерские курсы.

В советский период число православных приходов сократилось до двух, были закрыты все прочие церковные учреждения. В 1920-30-х годах одновременно с православной кафедрой существовала Пензенская обновленческая епархия.

Активизация религиозной жизни в епархии началась с 1944 года. 29-31 января 1991 года из состава епархии была выделена Саранская кафедра, после чего Пензенская епархия вошла в границы Пензенской области.

26 июля 2012 года из состава Пензенской епархии были выделены Кузнецкая и Сердобская епархии, после чего в Пензенской епархии остались: г. Пенза, г. Заречный, Бессоновский, Городищенский, Каменский, Мокшанский, Нижнеломовский, Пензенский район, Шемышейский районы Пензенской области‎. Тогда же Пензенская кафедра была определена центром новой Пензенской митрополии.

Исторические названия

  • Саратовская и Пензенская (16 октября 1799 — 4 декабря 1803)
  • Пензенская и Саратовская (4 декабря 1803 — 3 ноября 1828)
  • Пензенская и Саранская (3 ноября 1828 — упом. 10 октября 1978)
  • Пензенская и Кузнецкая (29-31 января 1991 — 26 июля 2012)
  • Пензенская и Нижнеломовская (с 26 июля 2012)

Статистика

  • 1892 — на действительной службе состояло 1902 лица, в том числе 22 протоиерея, 758 священников, 407 диаконов и 715 псаломщиков. Из них 9 человек было с академическим образованием. Полное семинарское образование имели 18 протоиереев, 671 священник (88,52%), 21 диакон (5,16%) и 30 псаломщиков (4,19%). Особняком стоял рукоположенный в 1892 году во священника к единоверческой церкви с. Поима крестьянин из раскольников, хотя и получивший домашнее образование, но достаточно сведующий и в церковном уставе, и в Священном Писании, а главное, хорошо известный раскольникам. За штатом находились 1 протоиерей, 19 священников, 10 диаконов и 27 псаломщиков .
  • нач. XX в. — более 780 приходов, 20 монастырей (7 мужских; 13 женских), 1010 церквей, 404 общеобразовательных школ в ведении епархиального училищного совета.
  • ? ок. нач. XX в. — 7 больниц и 11 приютов при церквях и монастырях
  • 1946 — в Пензенской области действовало 29 церквей.
  • 1 января 1958 — 60 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • 1 января 2004 — 10 благочиннических округов, 186 действующих церквей, из них 131 храм и 55 молитвенных домов. 32 церкви расположены в городах, 154 – в сельской местности. 3 монастыря (2 женских (Троицкий монастырь в г. Пензе и Троицкий Сканов монастырь под Наровчатом) и 1 мужской (Керенский Тихвинский в районном центре Вадинск с числом насельников 30 человек)). В стадии становления еще один женский монастырь – Владимирско-Богородский в селе Большой Вьяс Лунинского района, функционирующий пока в качестве архиерейского подворья. 40 воскресных школ с числом обучающихся в них 800 человек.
  • ноябрь 2011 — 8 монастырей, 107 молитвенных домов, 16 храмов-часовен, 213 храмов, 7 соборов. Действующих приходов — 351. Клириков епархии — 229 (протоиереев — 71; иереев — 104; диаконов — 16; схиигуменов — 1; игуменов — 12; иеромонахов — 17; иеродиаконов — 6; протодиаконов — 2)
  • декабрь 2014 — 4 монастыря, монастырский скит, 125 действующих приходов, 3 собора, 88 храмов, 29 молитвенных домов, 132 клирика

Архиереи

Викарные епархии

  • Краснослободская (ныне самостоятельная)
  • Нижнеломовская (недейств.)
  • Саранская (ныне самостоятельная)

География благочиний

  • Спасское, Петропавловское, Никольское городские — г. Пенза
  • Бессоновское
  • Пензенского района 1-ое
  • Пензенского района 2-ое
  • Бессоновское
  • Городищенское
  • Каменское
  • Нижнеломовское
  • Шемышейское
  • Монастырское

Монастыри

  • Нижнеломовский Казанский (мужской)
  • Нижнеломовский Успенский (женский)
  • Пензенский Преображенский (мужской)
  • Пензенский Троицкий (женский)

Учебные заведения

  • Пензенская духовная семинария
  • Нижнеломовское духовное училище (недейств.)
  • Пензенское духовное училище (недейств.)
  • МОУ гимназия во имя святителя Иннокентия Пензенского

Средства массовой информации

  • Пензенский православный собеседник (ежемесячная газета)
  • Пензенские епархиальные ведомости (ежемесячный журнал)
  • Пензенский временник любителей старины (журнал по церковному краеведению)

Литература

  • Церкви, причты и приходы Пензенской епархии / Приложение к Пензенским епархиальным ведомостям, 1896
  • Памятная книжка Пензенской епархии, 1897
  • Пензенская епархия. Историко-статистическое описание, 1907

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
  • Страница сайта Русское Православие:
  • Страница портала Иерархия церквей:
  • (сайт недоступен на 17.12.2011)

Penza365, в разделе достопримечательности рассказывает о разрушенных и восстановленных храмах, святых местах и источниках.

Здесь представлен не полный список святых мест Пензы и Пензенской области, вы можете с этой страницы перейти в любой интересующий вас храм либо источник, и ознакомиться с информацией более детально, раздел будет регулярно пополняться, следите за обновлениями.

Город Пенза

Город Пенза, Железнодорожный район. Храм во имя Владимирской иконы божией матери.

Город Пенза, Железнодорожный район. Церковь Николая Чудотворца.

Город Пенза, Ленинский район. Покровский Архиерейский собор.

Город Пенза, Ленинский район, Совецкая площадь. Спасский кафедральный собор.

Город Пенза, Ленинский район. Успенский кафедральный собор.

Город Пенза, Октябрьский район. Петропавловский храм.

Город Пенза, Октябрьский район. Храм святых мучеников Адриана и Наталии.

Город Пенза, Октябрьский район. Храм-часовня Рождества Христова.

Город Пенза, Первомайский район. Храм святителя Митрофана Воронежского

Город Пенза, Первомайский район. Храм святителя и Чудотворца Николая архиепископа Мирликийского.

Пензенская область

М

Мокшанский район, поселок Мокшан. Богоявленский храм.

Мокшанский район, поселок Мокшан. Михаила Архангела храм.

Мокшанский район, село Богородское. Казанский храм.

Мокшанский район, село Богородское. Часовня во имя Казанской Божьей Матери

Мокшанский район, село Богородское. Святой источник Параскевы Пятницы.

Мокшанский район, село Плесс. Храм Вознесения Господня.

Мокшанский район, село Подгоное. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Мокшанский район, село Симбухова. Церковь Михаила Архангела.

Н

Наровчатский район, село Наровчат. Часовня Николая Чудотворца

Нижнеломовский район, село Вирга. Храм Михаила Архистратига.

Нижнеломовский район, село Село Усть – Каремша. Церковь Вознесения Господня.

Нижнеломовский район, село Село Усть – Каремша. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

П

Пензенский район, село Алферовка. Храм Святого Преподоброго Пимена Угрешского.

Пензенский район, село Большая Валяевка. Церковь Иконы Божией Матери Живоносный Источник

Пензенский район, село Золотаревка. Храм Боголюбской иконы Божьей Матери.

Пензенский район, село Ивановка. Источник Святителя Николая.

Пензенский район, село Калинино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. (Разрушенная)

Пензенский район, село Лебедевка. Церковь во имя иконы Владимирской Божьей Матери (Разрушенная)

Пензенский район, село Ленино. Храм Казанской Божьей Матери.

Пензенский район, село Оленевка. Введенская церковь (Разрушенная)

Пензенский район, село Оленевка. Келья Иоанна Оленевского.

Пензенский район, село Оленевка. Музей Святого старца Иоанна Оленевского.

Пензенский район, село Оленевка. Святой источник великомученницы Параскевы Пятницы.

Пензенский район, село Оленевка. Святой источник Иоанна Оленевского (Старый).

Пензенский район, село Оленевка. Святой источник Иоанна Оленевского (Новый).

Пензенский район, село Оленевка. Храм в честь святого Иоанна Оленевского.

Пензенский район, село Соловцовка. Во имя Сергия Радонежского (Троицкий) храм.

Ш

Шемышейский район, поселок Шемышейка. Церковь Николая Чудотворца.

Шемышейский район, село Русская норка. Святой источник «Семь ключей»

Шемышейский район, село Семеключье. Тихвинский храм.

Шемышейский район, село Семеключье. Часовня в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.

Самая первая деревянная церковь во имя Всемилостивого Спаса была построена в Пензе одновременно с крепостью – очевидно, чуть западнее нынешней Спасской часовни. Вполне вероятно, что освящение храма совершили в день престольного праздника, 1 (14) августа 1663 г., и именно с этого момента началось строительство крепости. В любом случае, с 18 октября 1663 г. священники Алексей и Лукьян начали совершать в храме службу.

К 1665 г. первый полный состав клира составили священники Лука Степанов и Гавриил Иванов, диакон Лаврентий Феоктистов, дьячок Григорий Вавилов, пономарь Тит Семенов и просвирня Устинья Андреева. Строитель храма, первый пензенский воевода Елисей Протасьевич Лачинов, и священник Лука Степанов погибли от рук бунтовщиков в 1670 г., во время Разинского мятежа. Преемники Луки носили уже сан протоиереев – так, в 1696 г. упоминается соборный протопоп Федор Кононов.

В 1665/66 г. упоминается, что соборная церковь имела придел Сергия Чудотворца. В 1702 г. ветхое здание церкви разобрали и перенесли в Троицкий монастырь, вместо него было построено второе, также деревянное. В 1717 г. несколько севернее построили и каменное здание, а прежнее в 1718 г. сгорело от молнии, и его остатки перевезли в 1724 г. в пригородное село Рамзай.

В 1790-1799 гг., по благословению епископа Тамбовского и Пензенского Феофила, была построена колокольня нового Спасского собора. Он стал кафедральным для созданной в 1799 г. Саратовской и Пензенской епархии.

В 1815 г. снесли здание Спасской соборной церкви начала XVIII в. В 1803 г. был достроен нижний этаж нового основного здания собора, в 1804 г. здесь освятили Благовещенский придел. В 1811 г. вчерне было завершено строительство верхнего этажа, в 1812 г. освятили правый нижний придел во имя великомученицы Екатерины. По распоряжению Александра I, на окончание работ было выделено 20 тысяч рублей, и 15 сентября 1821 г. наконец был освящен главный престол во имя Всемилостивого Спаса. Полностью строительство было завершено к 1824 г., когда сам император Александр посетил Пензу. С этого времени службы в Спасском соборе совершались зимой – в нижнем храме, а летом – в верхнем.

В 1832 г. освятили и правый верхний придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1850-1851 г. собор был обновлен и расписан саранским художником Кузьмой Макаровым, его учениками и сыновьями, в том числе Иваном Кузьмичом, академиком живописи. 8-9 сентября 1851 г. храм вновь освятили. В 1890-1899 гг. были перестроены завершения колокольни и куполов.

В соборе хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, подаренная первопоселенцам Пензы в 1663 г. царем Алексеем Михайловичем, и реликвии – штандарты ополчений 1812 и 1855 годов. Под храмом нашли свое упокоение четверо пензенских архипастырей: Иннокентий (1819), Афанасий I (1826), Амвросий II (1853), Григорий I (1881) и Антоний II (1889). Над входом в усыпальницу епископа Иннокентия, в 2000 г. причисленного к лику святых, построили в 1880-1882 г. церковь во имя мучеников Евлампия и Евлампии, день памяти которых совпал с днем кончины святителя.

В соборе бывали все императоры (Александр I, Николай I, Александр II, Николай II) и великие князья (Михаил Павлович, Константин Константинович, Михаил Александрович), посещавшие Пензу.

Спасский собор был архитектурной доминантой, духовным центром, сердцем Пензы. Его упоминают в своих путевых записках, пожалуй, все путешественники, бывавшие в Пензе. У разных авторов, конечно, воспоминания остались разные, но обойти собор молчанием не смог ни один. Романист Михаил Загоскин в автобиографическом романе «Искуситель» (1838) вспоминает о том, как «блистала в лучах полуденного солнца глава соборной церкви нашего губернского города». А писатель-эмигрант Роман Гуль в романе «Конь рыжий» (конец 1940-х гг.) упоминает прошедший в дни Февральской революции «парад народа и войска на Соборной Площади, где в склепе хранится гробница особочтимого у пензяков архиерея Иннокентия».

Вскоре после революции Спасский собор оказался в руках обновленцев. В 1923 г. они передали здание властям. На его втором этаже предполагалось устроить центральный клуб, на первом – склад и ссыпной пункт. Но, в итоге, в соборе разместился губернский архив. В 1931 г. с собора сняли кресты и купол колокольни, сбросили колокола. Летом 1934 г. Первохрам Пензы взорвали.

В августе-сентябре 1998 г., в ходе раскопок, были обретены останки пяти архиереев, погребенных под собором. И через год на этом месте начали строительство часовни во имя Всемилостивого Спаса по проекту архитектора Альбины Владимировны Кураевой. 2 октября 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II заложил памятную доску в основание часовни и подарил ее прихожанам икону Спасителя. Вскоре часовня была достроена. 14 августа 2001 г., в день престольного праздника Спасского собора, епископ Филарет впервые совершил у часовни водосвятный молебен, который с этого времени стал традиционным.

Сейчас в часовне Всемилостивого Спаса хранится закладной камень из церкви мучеников Евлампия и Евлампии, найденный в котловане при строительстве Благовещенской церкви. Он почитается верующими как святыня. В часовню приходят те, кому хочется помолиться в тишине и уединении.

Возрождение Спасского собора подготавливалось все 2000-е гг. В мае 2005 г. был зарегистрирован его приход, первым настоятелем возрождающегося храма стал протоиерей Сергий Лоскутов, в апреле 2010 г. эти обязанности принял на себя владыка Вениамин.

Благодаря трудам Преосвященного Вениамина, пензенцы поверили, что восстановление собора – реально. Его владыка начал с закладки в Лермонтовском сквере, рядом со Спасской часовней, церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
Храм строили быстрыми темпами. 7 апреля 2010 г., в присутствии руководителей города и области, владыка Вениамин заложил его, 18 мая начались строительные работы, 14 августа правящий архиерей уже совершил здесь первую литургию, 30 августа были освящены и подняты на храм купол и крест, а с 20 сентября богослужения в церкви Благовещения стали регулярными.
В 2018 году здание Благовещенского храма разобрали, чтобы перенести в микрорайон Заря, где 1 августа 2018 состоялась закладка храма. Церковь заново полностью смонтировали. 21 октября 2018 года Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил чин освящения креста на купол строящегося храма. Теперь храм посвящен святым Царственным страстотерпцам. 25 декабря 2018 года в нем была совершена первая Божественная литургия.

С 2010 г. начался сбор пожертвований на восстановление Первохрама.

Проект Спасского собора разработали сотрудники института «Пензгражданпроект», главными архитекторами стали Олег Херувимов и Ольга Ситникова. Проектирование начали в феврале 2009 г.

7 апреля 2010 года первый камень в основание Спасского кафедрального собора заложил епископ Вениамин совместно с губернатором Пензенской области Василием Бочкаревым.

15 ноября 2010 г., после молебна, совершенного епископом Вениамином, на Советской площади начались земляные работы, и за считанные недели котлован под колокольню был готов.

28 февраля 2011 года залили бетоном фундамент под 80-метровую колокольню восстанавливаемого Первохрама, к апрелю нулевой цикл работ закончили.

13 июля 2011 г. с Советской площади перенесли памятник Карлу Марксу – он стоял на месте алтаря будущего храма. В августе строители начали рыть котлован под основное здание.

В июле-ноябре 2011 г. на московском колокололитейном заводе «Литэкс» были отлиты 13 колоколов для Спасского собора, 2 декабря владыка Вениамин освятил их, и в декабре-январе они были подняты на самую высокую в Пензе звонницу.

В августе 2012 года на купол Спасской колокольни водрузили пятитонный крест, длина которого составляет более шести метров, а вместе со шпилем — пятнадцать.

14 августа 2014 г. были освящены и подняты на храм четыре малых купола. 28 декабря 2014 г. по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима установили главный, центральный купол и крест Собора.

Новый Спасский собор больше прежнего, его общая площадь – 6092,74 кв. м., в нем смогут разместиться до пяти тысяч прихожан. Спасский кафедральный собор смещен в сторону ул. Московской на тридцать метров и сложен из 2 миллионов 200 тысяч кирпичей. Высота помещения под центральным куполом 40 метров, а высота колокольни со шпилем и крестом – 82,5 метра.

Во время своих визитов в Пензу стройку посещали митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий. митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий.

Адрес: Соборная площадь
Телефон: 8 (8412) 66-08-15 (епархиальное управление)
Сайт: soborpenza.cerkov.ru.

Настоятель: митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим
Ключарь: священник Максим Зорин

Престольные праздники:
14 августа – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

Святыни:
Икона свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, подаренная Благовещенскому храму епископом Вениамином; закладной камень храма мчч. Евлампия и Евлампии в Спасской часовне.

Расписание богослужений:
Литургии в Благовещенской церкви совершаются ежедневно в 8.00. Вечерние богослужения совершаются также ежедневно в 17.00. По воскресеньям после литургии совершаются водосвятные молебны. Благовещенская церковь открыта ежедневно с 7.30 до 20.00.
Часовня Всемилостивого Спаса открыта по вторникам, четвергам и воскресеньям с 10.00 до 14.00.

Просветительская деятельность:
По субботам в 10.00 проводятся беседы для желающих принять таинство крещения или венчания.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *