Содержание

«У вас так много церквей» — часто горожане слышат из уст приезжих в Йошкар-Олу. Так сколько же церквей в нашей столице? Портал pg12.ru решил это выяснить.

По данным туристко-информационного центра, в Йошкар-Оле есть 14 церквей и храмов. Некоторые из них новые, а некоторые — старые, по ним можно писать даже историю. Ремонт в больших городах идет быстро, а вот в сельской местности с этим проблемы.
Со времени вхождения Марийского края в состав Российского государства большая часть его территории входила в состав Казанской епархии, север и северо-восток относились к Вятской епархии, а запад – к Нижегородской.
В 1993 году была образована отдельная Марийская епархия, ставшая сотой православной епархией на территории России.

Храмы в Йошкар-Оле

  • Собор Вознесения Господня
  • Собор Воскресения Христова
  • Церковь Пресвятой Троицы
  • Церковь Воскресения Христова
  • Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
  • Входо-Иерусалимская церковь
  • Храм иконы Божией Матери «Троеручица»
  • Храм Успения Пресвятой Богородицы
  • Храм Святой мученицы Таттаны (
  • Храм во имя Преподобного Серафима Саровского
  • Церковь Рождества Христова
  • Храм Всех Святых в Туруново
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В Козьмодемьянске насчитывается 4 храма: собор иконы Божией Матери «Смоленская» , церковь Пресвятой Троицы, церковь иконы Божией Матери «Тихвинская» , стрелецкая часовня.
В горномарийском районе всего 17 церквей. В Звениговском — 9 храмов. В Килемарском районе — 7 церквей. В Медведевском районе — 12. В оршанском — 7 храмов, в Советском — 7, в Юринском районе — 3 церкви.
Всего в Марий Эл около 180 храмов, часовен и монастырей. Численность населения Марий Эл составляет 682 тысячи 333 человека. В итоге, на одну церковь в нашей республики приходится примерно 3791 людей.

Напомним, что ранее pg12.ru сообщал, что в Волжском районе обнаружили останки отшельника. Старообрядцы были крайне возмущены тем, что следователи выкопали кости.

А какая религия у вас? Ответ в комментарии под новостью?

Кстати!

Вы стали свидетелем ЧП? Сообщите об этом редакции pg12.ru. Звоните 31-40-60, оставляйте сообщение на сайте в разделе «Добавить новость» или присылайте в группу «ВКонтакте». Тот, чья информация станет поводом для новости, получит гонорар

Кроме того, подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня. И подписывайтесь на канал Дзен.

Йошкар-Олинский Благовещенский кафедральный собор. Фото с сайта Sobory.ru

Йошкар-Олинская и Марийская епархия Марийской митрополии Русской Православной Церкви

Со времени присоединения Марийского края к России бо́льшая часть его территорий входила в состав Казанской епархии, север и северо-восток относились к Вятской епархии, запад — к Нижегородской.

После 1917 года территория Марий Эл входила в состав Казанской епархии. В 1920-х-1930-х годах была включена в Нижегородскую (Горьковскую) епархию. С 1926 года в Краснококшайске (ныне Йошкар-Ола) находилась кафедра епископа Марийского, викария Горьковской епархии. Викариатство пресеклось в 1937 году. В том же году приходы МАССР снова вошли в Казанскую епархию.

Епархия была образована как самостоятельная решением Священного Синода от 11 июня 1993 года в республике Марий Эл, будучи выделена из состава Казанской епархии.

6 октября 2017 года из епархии была выделена Волжская епархия, после чего в ведении Йошкар-Олинской кафедры были оставлены городские округа Йошкар-Ола и Козьмодемьянск; Горномарийский, Звениговский, Килемарский, Медведевский, Оршанский, Советский и Юринский районы в центре и на западе республики. Одновременно Йошкар-Олинская епархия была определена центром новоучрежденной Марийской митрополии.

Исторические названия

  • Марийская (викарная, 1926 — упом. 1937)
  • Йошкар-Олинская и Марийская (с 11 июня 1993)

Статистика

  • ноябрь 2011 — 2 монастыря, 90 приходов; 73 приходских храма, 2 монастырских храма, 54 часовни; 120 штатных клириков (103 священника, 17 диаконов; из них монашествующих: 3 архимандрита, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона)
  • ноябрь 2016 — 8 благочиний, 2 монастыря, 97 приходов; 77 приходских храмов, 2 монастырских храма, 44 часовни; 141 штатный клирик (119 священников, 22 диакона; из них монашествующих: 2 архимандрита, 6 иеромонахов)

Архипастыри

Викариатство Нижегородское (Горьковское)

Самостоятельная епархия

  • Иоанн (Тимофеев) (с 25 июля 1993)

География благочиний

Монастыри

  • Богородице-Сергиева мужская пустынь
  • Ежовская Мироносицкая женская пустынь
  • Вершино-Сумский Введенский (разрушен)
  • Козьмодемьянский Троицкий (разрушен)
  • Спасо-Юнгинский монастырь (разрушен)
  • Царевококшайский Богородице-Сергиевский (разрушен)
  • Черемисский Михаило-Архангельский

Средства массовой информации

  • Мироносицкий вестник, ежемесячный журнал
  • Преображение, телепередача
  • Благовест, радиопередача
  • Шӱм-чон изолык, газета и радиопередача (на марийском языке)
  • Чаҥ, радиопередача (на марийском языке)

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
  • Страницы сайта Русское Православие:

Справка о епархии на официальном сайте Русской Православной Церкви,

По Иоанну (Снычеву) (Топография…, 176) — до 9 июня 1935. См.

«Монастыри в республике Марий Эл», Марийский туристический портал,

В постоянно действующей экспресс-выставке «Образ храма» (2 этаж) представлена новая экспозиция.

Одно из празднований Иверской иконы Божией Матери приходится на 25 февраля по новому стилю. В городе Йошкар-Оле в лесопарке у городской больницы в настоящее время строится церковь во имя этой иконы.

Строительству храма предшествовала организация в больнице молельной комнаты, где могли помолиться пациенты и сестры милосердия, несшие здесь свое служение. Когда же больницу стал окормлять священник, возникла необходимость в помещении для совершения не только церковных таинств, но и Божественной литургии. Тогда возникло решение построить свою больничную церковь.

Новый приход был официально зарегистрирован 2 июля 1996 года. Первоначально построили временный деревянный храм, освященный во имя великомученика и целителя Пантелеимона. Организовал строительство протоиерей Сергий Кожевников. В 2010 году настоятелем храма назначен иерей Михаил Горицкий.

В этом же лесопарке расположена Республиканская детская больница. При ней с начала 2000-х годов существует часовня, переделанная из бывшей хозяйственной постройки. Часовня освящена во имя Иверской иконы Божией Матери.

Этой же иконе будет посвящена кирпичная церковь, строящаяся рядом с храмом св. Пантелеимона. 27 сентября 2018 года митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил чин освящения ее основания. Согласно проекту, выполненному в архитектурно-проектной мастерской «Артель», в составе храмового комплекса кроме собственно церкви предполагаются келейный корпус, здание причта, помещения для воскресной школы, крестильни, хозяйственных нужд. 26 февраля 2020 года над восьмериком строящегося храма водрузили главу с крестом.

Материал подготовлен преподавателем ПГТУ В. А. Поповым

Выставка работает до 31 марта 2020 г.

Куратор выставки: отдел литературы по искусству (каб. № 36)

№27 (876) / 19 июля ‘16

Архипастырь

Наша встреча проходит в Республике Марий Эл в городе Йошкар-Оле в дни приезда Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а потому хотелось бы узнать: это первый визит в Вашу епархию Предстоятеля Русской Православной Церкви?

– Святейший Патриарх Московский и всея Руси посещает нас впервые, и для нас это одновременно и великая честь, и большая ответственность. Соединиться с Первосвятителем у Чаши Христовой всей нашей марийской пастве – это духовное утешение, радость. Вместе с тем мы хотим показать Святейшему наш город, который сильно преобразился за последние 15 лет и стал настоящим православным градом. Когда-то в 1961 году наши власти отчитались перед Никитой Сергеевичем Хрущевым о том, что с религией в республике покончено: был взорван последний храм – Воскресенский. Сейчас мы с вами видим, насколько смогли осуществиться слова партийных лидеров – наш город благоукрасился, готовится к освящению собора, который, надеемся, станет кафедральным храмом, украшением Воскресенской набережной.

Великое освящение храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы – несомненно, важная веха в жизни епархии и долгожданное событие для всех православных верующих республики. Расскажите, как возводился собор и кто был инициатором этого масштабного проекта?

– Место, где сейчас находится храм, 15 лет назад представляло собой пустырь, поросший ивняком, дикий пляж на берегу реки Кокшаги. Мы начали с того, что водрузили образ Пресвятой Богородицы, после чего глава нашей республики сказал, что здесь необходимо построить кафедральный собор. Возник вопрос, какого размера должен быть храм. Первоначально предполагали построить его 20х20, но, когда я сказал 25х25 и в этот момент чуть ли не на нас упала шишка, наш глава принял мою точку зрения. За основу проекта мы взяли храм Спаса-на-Крови. То, что мы сейчас видим, это, прежде всего, дело Божие – именно Господь благословил строительство нашего храма руками главы республики Леонида Игоревича Маркелова, который участвовал в этом великом благом деле с самого начала. Храм был построен на добровольные пожертвования.

Думаю, здесь будет логичным рассказать о структуре Йошкар-Олинской и Марийской епархии. Сколько приходов, храмов, монастырей находится на Вашем попечении?

– В нашей епархии действует 97 приходов, открыто 134 храма, всего 257 мест для молитвы. У нас есть два монастыря: женский – Жен-Мироносиц, и мужской – находящаяся в уединении в лесу Богородице-Сергиева пустынь. Святейший Патриарх дал нам указание, чтобы в каждом селе было место для молитвы, сооружались часовни.

Мне известно, что Вы происходите из благочестивой православной семьи. Расскажите, пожалуйста, о Ваших родителях. Как им удалось в годы тотального безбожия и отвращения народа от Православной веры сохранить ее в своем сердце? Повлиял ли пример жизни родителей на выбор Вашего пути?

– Мои родители – простые люди, труженики. В семье было 9 детей, и с малых лет отец и мать воспитывали нас в Православной вере. Они водили нас в Никольский собор в Казани, до которого приходилось добираться на перекладных. Отец держал нас всех в духовной строгости, я бы сказал, домострое, и не позволял нам ни в чем каких-то вольностей. По милости Божией, благодаря духовной ревности наших родителей и особенно молитве матери, которая непрестанно молилась, отдавая нам свое сердце, вся наша семья определилась в духовное сословие: мои братья – священники, из сестер – одна ушла в монастырь, остальные стали матушками.

Господь устроил так, что в 9 лет я оказался в монастыре в Печорах, и с этого возраста моя жизнь стала неразрывно связана с монастырем. Я попал в круг старцев, возымел своего духовного старца. Все свои каникулы я проводил там, трудился и нес послушание. Это было еще при жизни Алипия. В последний год его жизни, который совпал с окончанием мной школы, я поступил в монастырь и, став послушником, 4 года подвизался там при покойном ныне архиепископе Гаврииле. В такой духовной строгости, в окружении старцев я и воспитывался. Потом мой духовник благословил меня поступать в Московскую духовную семинарию, а затем в академию. Так началось мое духовное послушание.

То есть у Вас с детства не было никакого другого желания получить какую-нибудь светскую профессию? Кроме духовной?

– В то время я не мыслил себя вне Печор, обители, вне Православной Церкви. Тем более когда учился в школе – нас там немного «перетирали». Мои братья уже поступили в семинарию и учились в ней, потому и работа сотрудников гороно, и директора нашей школы еще более укрепляла меня в выборе моего жизненного пути, на который они меня подвигали. Меня вызывали постоянно то в гороно, то к директору школы, а это заставляло меня читать духовную литературу, знакомиться с журналами, материалами, которые печатались во Франции. Так, в диалоге с моими оппонентами, я укреплялся в вере. Именно они подвигли меня заниматься самим собой, своей духовной жизнью.

А как Вы пришли к мысли посвятить свою жизнь служению Богу и стать монахом?

– Пути Господни неисповедимы… Когда я впервые приехал в монастырь и подошел к одному из старцев под благословение, он мне сказал: «Лучше ты меня сам благослови». Я был тогда мальчишкой и не придал этому значения. Потом уже под его духовным руководством мысль о монашестве укреплялась, и что бы я ни делал на своем жизненном пути, все равно Господь устроил так, как Ему было угодно.

Монашеский путь – это не просто: посмотрел на монахов, на красоту, захотел и принял постриг. Нет! Для меня это стало осознанным шагом, к этому готовил Сам Господь неведомым образом. Конечно же, это свершилось и по молитвам старцев Псково-Печерской обители, с которыми я имел теплые отношения начиная с 1967 года. И доныне моя связь с Печорами не теряется, для меня это была духовная колыбель.

В следующем месяце исполнится 23 года Вашей архиерейской хиротонии, с тех пор как Вам была вверена забота о приходах и пастве вновь учрежденной Йошкар-Олинской епархии. Давайте вернемся в то время и вспомним, с чего Вам пришлось начинать.

– Когда Синод принял решение о моем избрании на вновь образованную Йошкар-Олинскую и Марийскую кафедру, мы начали готовиться к встрече Святейшего Патриарха Алексия II, поскольку хиротония была назначена на месте. В то время в городе действовал один небольшой Воскресенский храм, и когда приехали гости из Патриархии, то, осмотрев его, решили избрать для рукоположения церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка. Именно оттуда началась епархиальная жизнь. Я жил тогда там в небольшом домике, принимал людей… После рукоположения, в первую очередь, начал восстанавливать Мироносицкий монастырь, и одновременно с этим мы занялись восстановлением Вознесенского собора, который сейчас стал кафедральным.

Тогда при рукоположении я предполагал: «Дай Бог мне построить хотя бы два храма – в Березове и Дубках, и восстановить Вознесенский собор». Господь по Своей милости устроил так, что мы восстановили все 7 храмов, которые были здесь до революции, и сейчас у нас помимо Благовещенского собора действует 16 храмов – совершается постоянно богослужение, прославляется имя Божие, льется молитва ко Господу, возносящаяся из сердец жителей нашего края.

Сейчас восстанавливается 18-й храм – при монастыре – храм Входа Господня в Иерусалим. Идет реконструкция братского корпуса. Дай Бог, при таком духовном попечении и при содействии нашего главы, православного христианина, принимающего живое участие в делах Церкви, мы воссоздадим полностью и нашу обитель.

О каком послушании или месте Вашего пастырского служения Вы вспоминаете сейчас с особой теплотой?

– Псково-Печерский монастырь… Особенно первые посещения обители, когда со всех сторон атмосфера тех лет немного давила на нас. В школе меня называли «попиком», потому что я ходил в храм и иподиаконствовал у Владыки Михаила. В Печоры съезжались все дети, и нас собиралось 200–250 человек. Мы общались между собой, и эта духовная связь между нами не прекращается до сих пор. Из тех детей одни стали священниками, другие – архиереями, третьи – монахами и монахинями, игумениями, архимандритами… Псково-Печерская обитель стала для нас духовным утешением. Конечно, та забота, которая проявлялась со стороны ее старцев, определила наш духовный путь. Она не позволила нам отклониться ни вправо, ни влево, не дала впасть ни в старые, ни в новые лжеучения. Там установился внутренний характер, появилась духовная ответственность. До сих пор это остается духовным стержнем, что нас и в Церкви утверждает, и не дает духовно расслабиться.

Вам как Правящему архиерею приходится решать множество самых различных задач – окормлять паству, строить храмы, заниматься миссионерством, вникать в проблемы молодежного актива прихожан, быть хозяйственником и администратором. Скажите, что сложнее – поднимать стены или врачевать души?

– Поймите, без церкви невозможно объединить людей. Не скажу, что сейчас храмов в городе достаточно, – я еще планирую построить два. Но когда они построены, то вокруг них собираются люди, образуется актив, появляются воскресные школы. Меня часто спрашивают, особенно коммунисты: «Зачем нужно так много храмов? Мы пришли на набережную отдыхать, а тут кругом одни кресты и золотые купола – вздохнуть невозможно!». А вот ты сооружаешь храм, он наполняется молящимися людьми, открывается воскресная школа, появляется молодежь, интеллигенция… Каждый храм, особенно в воскресенье, наполнен верующими, и больше половины причащающихся – это дети. Смотришь, как вокруг храма появляются социальные службы, волонтеры, молодежные организации, и видишь, как на твоих глазах происходит создание полноценного прихода, который начинает духовно окормлять и освящать весь свой район.

Конечно, строительство – дело тяжелое, требующее много физических сил, но духовное созидание требует не только внешнего пота и сочувствия, но и твоего внутреннего сопереживания. Это особенно заметно, когда беседуешь с людьми и видишь, как тяжело им вести духовную брань – и молодежи, и детям, и взрослым, и старикам. Нет ни одного человека здесь, на земле, особенно если он впервые переступил порог храма, которому было бы легко разобраться в самом себе, вручить себя в руки Божии, чтобы Господь всем правил. Особенно трудно приходится нашей молодежи, которая настолько подвержена влиянию средств массовой информации, что оказывается раздавленной и лишенной свободы. А в храме молодые люди находят для себя утешение, отдохновение. Конечно, люди объединяются вокруг храмов. Дай Бог, чтобы паства отошла от языческого заблуждения и, просвещенная во Христе, прославляла Бога.

А есть ли какие-то особенности архипастырского служения в регионе, где наряду с Православием и мусульманством официальной религией признано язычество?

– Официально в Республике Марий Эл Православие, мусульманство и язычество являются традиционными религиями, поэтому есть и определенные законодательные особенности в миссионерской проповеди. Для священников есть внутренний духовный барьер. Потому мы свою миссионерскую проповедь стараемся вести так, чтобы она не затрагивала личностные человеческие чувства, но открывала красоту святого Православия. У нас существует комиссия переводчиков, которые на протяжении многих лет занимаются переводом Священного Писания. Уже есть Новый Завет, Псалтирь, молитвослов, Требник, богослужебные книги на горномарийском, луговомарийском языках. Мы издаем на этих языках газеты, журналы. Ведем активную проповедь среди людей. У нас существует миссионерский стан, участники которого посещают все приходы, на территории которых большинство людей подвержены языческому заблуждению. Восстанавливаются храмы, ведутся беседы, многих крестим. Особенно много крестили в первые годы нашей деятельности – в 90-е годы за один крестный ход мы крестили по 500–700 человек. В настоящее время почти все крещены. Сейчас ведется такое духовное просвещение, которое не затрагивает личных взаимоотношений.

Хотелось бы, чтобы Вы рассказали о миссионерской работе в молодежной среде.

– Молодежь наша – духовный оплот святого Православия в Марийском крае. Помимо того, что существует «Православный центр», на каждом приходе по всей епархии развито волонтерское движение. Православное общество базируется у нас в «Православном центре», потому что его площадь 6,5 тыс. м2. Там у нас находятся все епархиальные службы. Здесь расположены и библиотека, и воскресная школа, и школа сестер милосердия. Тут же проходят катехизаторские курсы Йошкар-Олинского благочиния. В здании «Православного центра» есть прекрасный актовый зал, вмещающий 300 человек, большая трапезная, иконописная мастерская, детский сад и много других служб, организаций.

«Православный центр» стал местом консолидации молодежи. Мы проводим там беседы, организуем встречи с молодыми людьми, показываем фильмы, после чего все спускаются в нашу трапезную. Так происходит живое общение с людьми.

Все мероприятия проводим совместно с министерствами и молодежными организациями. Мы устраиваем конференции, чтения. В прошлом году в Мироносицких чтениях участвовало около 400 человек. Открыли недавно реабилитационный центр.

Так что вся молодежь у нас вовлечена в активную деятельность. Причем ребята не просто приходят к нам на беседы, участвовать в мероприятиях, выступить в концертах (у нас есть свой православный ансамбль, детско-юношеский хор), но за каждым из них закреплен «свой» детский дом, больница, дом престарелых. Молодые люди приходят к своим подопечным, окормляют их, проводят концерты, устраивают различные мероприятия.

В нашем университете существует православное студенческое общество. В политехническом вузе действует группа «Православное возрождение». Таким образом, на приходах почти во всех благочиниях нашей епархии есть свои молодежные сообщества.

В 2003 году в Йошкар-Оле был установлен памятник приснопамятному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Я знаю, что Его Святейшество бывал здесь, был основателем Вашей епархии и имел непосредственное отношение к ней. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– После того как глава нашей республики Леонид Маркелов посетил Патриарха Алексия II, эта встреча перевернула всю его жизнь, изменила мировоззрение. Он увидел, что Святейший – простой человек, который с любовью отвечал на все вопросы собеседника, невзирая на то, что тот тогда еще только начинал делать первые шаги в вере Православной. В сердце Леонида Игоревича зародилась любовь к Святейшему, сохранившаяся до сих пор. После кончины Святейшего Патриарха, когда я уже вернулся, наш глава подошел ко мне и сказал: «Владыка, я планирую построить площадь, где хочу установить памятник Патриарху Алексию II». Мы пришли, осмотрели место, которое представляло собой тогда пустырь, заросший ивняком, и в течение двух месяцев работали над проектом. Так на площади появилась часовня Петра и Февронии Муромских, возник памятник, посвященный им, фонтан. У нас с главой республики сложился такой духовный консенсус. Мы обсуждали с ним не только храмы, но проект всей набережной и памятник, посвященный Святейшему.

Когда уже все было готово к освящению, мы задумались над тем, какое название дать новой площади. Получилось так, что в пригласительных, которые мы отправили в печать, вдруг напечатали «Патриаршая площадь», и менять это название мы не стали: Сам Господь ее так назвал. Никто не планировал ее так называть – мы перебирали разные названия, и в конце концов остановились именно на том, какое было указано в отпечатанных пригласительных. Позже на площади появились часы «Двенадцать апостолов», памятник Петру и Февронии, часовня…

Почему Патриарх стоит, выпуская голубя? Это символизирует благодать Святого Духа, которая снизошла на наш город, нашу епархию с визитом Святейшего Патриарха к нам. Он первый, кто посетил нас, осмотрел все и сказал нам в своем слове: «Паства здесь добрая, люди благодарные, но им не хватает духовного утешения». Святейший благословил тогда начать восстановление Вознесенского храма. Так первое благословение Патриарха стало толчком в развитии нашей епархии. Нужно сказать, что до этого республика была закрытой, поскольку здесь находились военно-промышленные предприятия, которые в 1993 году закрылись, и люди переживали трудные времена. Именно поэтому визит Святейшего Патриарха для всех жителей стал большим духовным утешением. Все восприняли его как благость Бога к нам.

Так и визит Святейшего Патриарха Кирилла – новая веха в духовном возрождении и просвещении, новый шаг в развитии нашей Йошкар-Олинской епархии. Мы знаем, что слово Святейшего проникает в сердце каждого человека, изменяет его.

А было ли в Вашей жизни какое-то событие или явление, которое иначе как чудом Божиим не назовешь?

– Наверное, это первое посещение Псково-Печерского монастыря. Я помню, как вся православная молодежь, дети собирались в Казани, общались между собой. Мы ходили по святым местам, посещали закрытые монастыри. Мы шли пешком в Седмиезерку за 25 километров к источнику, откуда нас изгоняли, заходили в разрушенный монастырь. Ходили пешком за 70 километров в Петьялы, которые принадлежат сейчас Марийской Республике. Это благодатное место, полное духовных источников. Здесь жил старец Владимир, который всех принимал, окормлял. Мы приходили к нему, ночевали в полях. Духовно мы уже немного были воцерковлены – я помогал Владыке Михаилу, иподиаконствовал. Тогда мы впервые собрались этой толпой, таким цыганским табором и, заняв весь общий вагон, прибыли в Псково-Печерскую лавру, хотя там нас сопровождали старшие.

Когда мы рано утром вошли в монастырь, в котором было еще темно, и все это увидели, то это стало для нас настоящим духовным чудом. Оно открыло нам, что Православие – это не только храмы, которые не давали тогда реставрировать (не разрешали даже копоть смывать) и в которые не пускали нас на Пасху. Ведь чтобы попасть на Пасхальное богослужение, мы приходили в три часа дня в храм и прятались в сторожке, в алтаре… И вот мы попали в Псково-Печерский монастырь. Зашли в пещерный Успенский храм, где пели монахи. Мы впервые увидели монахов. У нас в Казани был иеросхимонах Симеон, но ему никогда не разрешали надевать монашеское одеяние, не давали возможности служить. Он был после ссылки, тюрьмы, но ему удалось сохранить Седмиезерскую икону Божией Матери. Иеросхимонаха Симеона старались изгнать и из алтаря, но Владыка Михаил сказал ему: «Стой здесь и молись!». Помню, когда он впервые вышел на крестный ход в своем клобуке, в монашеском одеянии, мы все были в шоке: на одежде кругом кресты, черепа… Мы стали общаться с монахами, увидели, какие они любвеобильные, особенно старцы, которые отдают себя нам всецело, беспокоясь о нас. Это стало для меня внутренним духовным чудом, которое зародило во мне желание и любовь к монашеской жизни.

От имени нашего телеканала я желаю Вам милости Божией во всех Ваших архипастырских трудах, крепости духа в служении Церкви Христовой.

Записала
Евгения Осипцова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Архипастырь

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Республика Марий Эл

Храм святителя Гурия Казанского (Петъял)

Свято-Гурьевский храм у сёл Петьял и Нижний Азъял можно назвать Православной жемчужиной Марийского края. Храм этот был построен по инциативе Казанского архиепископа Владимира с благословения отца Иоанна Кронштадского в 1896 году и назван в честь казанского чудотворца — святителя Гурия.

Святыни:

• Животворящий Крест, имеющий силу исцелять болезни опорно-двигательного аппарата;

• Чудотворные иконы Смоленской Божьей Матери и святителя Гурия;

• Святые источники Серафима Саровского и Смоленской Божьей Матери.

Именно поэтому паломничество в этот храм не прекращалась никогда — ни в дореволюционное, ни в советское, и в настоящее время храм полон людьми, желающими прикоснуться к святыням.

Адрес: Волжский район, дорога между деревнями Петъял и Азъял.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Семеновка)

Церковь в селе Семеновка Царевококшайского уезда Казанской губернии была построена в 1818 году на средства прихожан. Главный престол ее освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел – во имя святителя Николая Чудотворца, левый – в честь святого пророка Божия Илии. В своих архитектурных формах храм как бы синтезирует традиционно русские и классические приемы. Главный куб его завершается круглой ротондой, увенчанной сферой с традиционной главкой на барабане. Обширная трапезная соединяет главный храм с трехъярусной колокольней типа «восьмерик на четверике», объемы которой обильно декорированы многочисленными пилястрами, нишами, карнизами, создающими праздничный нарядный облик.

Настоятель: архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.

Богослужения: утреннее в будние дни 7.30, в воскресные и праздничные дни в 8.30, вечернее накануне воскресных и праздничных дней в 15.00

Адрес: 424918, Россия, Республика Марий Эл, с. Семеновка, ул. Советская, д.33.

Тел. 8(8362)72-82-55, 72-84-50.

Собор иконы Божией Матери «Смоленская» (Козьмодемьянск)

В нижней части Козмодемьянска, там, где Волга делает крутой поворот на юг, а город амфитеатром прижимается к ней, стоит величественный Смоленский собор — один из первых в Поволжье храмов-памятников Государю Императору Александру II, поставленных еще при его жизни.

4 апреля 1866 года студент Дмитрий Каракозов совершил в Санкт-Петербурге первое покушение на Александра II. Оно оказалось неудачным. И в память чудесного спасения жизни царя — освободителя крестьян, отменившего крепостное право в 1861 году, козьмодемьянцы заложили этот собор. Он был построен в 1872 году на средства губернского секретаря Михаила Ивановича Дьяконова, купцов Василия Ивановича Замятнина и Якова Алексеевича Морозова.

Собор трехпрестольный: главный престол во имя Смоленской иконы Божией Матери, придел с правой стороны во имя Архистратига Михаила, с левой — во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Собор является интересным памятником церковного зодчества второй половины XIX века, тогда зодчие большое внимание уделяли возрождению старых русских строительных традиций, канонов и элементов зодчества Руси XVI-XVII вв. Огромный куб собора завершают килевидные закомары. Монументальность храму придают спаренные граненые колонны по углам четверика. Килевидные завершения окон, барабанов делают храм устремленным ввысь. Широко расставленное пятиглавие с гранеными куполами делает собор величавым и монолитным. По композиции и декоративному убранству Смоленский собор очень схож с храмом Христа Спасителя в Москве.

Адрес: РМЭ, Горномарийский район, г. Козьмодемьянск, ул. Советская 39.

Храм апостолов Петра и Павла (Кузнецово)

Каменный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Кузнецово Горномарийского района был построен в 1876 году на средства прихожан.

В 1910—1936 годах в селе Кузнецово служил священномученик Михаил Березин, сначала в качестве псаломщика и диакона, а с 1929 года — священника. Батюшка арестовывался в 1936-м и 1937 годах, расстрелян 13 января 1938 года.

А 16 июля 2002 года причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских.

Адрес: РМЭ, Горномарийский р-он, с. Кузнецово, ул. Центральная, д. 22.

Телефон: 8(836) 32 6-45-18.

Храм Пресвятой Троицы (Троицкий Посад)

На правом берегу Волги в устье реки Большая Юнга стоит красивая пятиглавая святыня — храм Святой Троицы. Этот храм был построен на средства прихожан в честь коронования Государя Императора Александра III в конце 19 века на месте деревянной церкви.

Вознеслась над крутым волжским берегом церковь-красавица. Сложенная из кирпича, она по своим архитектурным формам относилась к тому типу храмов, в которых по композиции и декоративному внешнему убранству чувствовалось увлечение древней православной строительной традицией.

Уже к началу XX века церковь была украшена иконами и необходимой утварью. Особо чтимых икон в храме было две: во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, написанные в память Государя Императора Александра II — царя-освободителя. В 1910 году к храму была приписана часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского.

В годы советской безбожной власти, храм, как и многие другие святыни, был поруган. В 40-х годах церковь была закрыта, впоследствии здание церкви использовали под зернохранилище.

В 1989 году храм был возвращен общине верующих, был зарегистрирован приход.

Адрес: РМЭ, Горномарийский район, село Троицкий Посад, ул. Ленина, 11

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Сумки)

Первый храм, построенный в селе Сумки в 1712 году, был деревянным. В 1824 году была построена новая церковь: каменная, существующая поныне. В ее архитектурном облике все признаки классицизма: симметричность, строгость, декоративная сдержанность. Храм имел два престола: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Крещения Господня. При храме функционировала церковно-приходская школа.

В прошлом приход храма был многолюдным, в него входили многие деревни в округе. Служили три штатных священника, два дьякона. Иконостасы его были просты и безыскусны, утварь скудна. В 1938-1939 годах храм был закрыт, в дальнейшем использовалось под зерносклад и школу. Но уже в 1944-м, по настоятельным просьбам прихожан, церковь была вновь открыта и в храме начались богослужения.

Годы особого расцвета храма села Сумки наступили при настоятеле протоиерее Иоанне Барсукове (ныне архимандрит Иоанн (Барсуков). Приход по-прежнему был большим, народу приходило много. Казалось, благополучию церкви ничего не угрожает.

Беда пришла в конце прошлого столетия с началом строительства Чебоксарской ГЭС. Храм, возведенный в низине устья реки и с двух сторон окруженный обрывистыми кручами правобережья Волги, оказался как бы на полуострове: с трех сторон омываемый и разрушаемый водами водохранилища. По проекту село Сумки и церковь должны были быть затоплены. Жителей села переселили, а батюшке Иоанну предложили покинуть храм, перебраться в приписной, в Емангашах.

И тогда отец Иоанн и прихожане храма «забили во все колокола»: святыня, история которой насчитывает три столетия, не может быть подчинена экономической целесообразности. Батюшка остался, ежедневно вознося молитвы о спасении людей и села. И, Божией милостью, Волга остановилась у церковной ограды. Чтобы укрепить берега, началось сооружение дамбы.

Адрес: РМЭ, Горномаийский район, село Сумки.

Телефон: 8(83632) 6-38-00.

Храм Архангела Михаила (Юрино)

Храм Архангела Михаила — большая кирпичная церковь эклектичной архитектуры, сооруженная в 1869-1889 на средства графа В. П. Шереметева. Двухэтажное четырёхстолпное пятикупольное здание с шатровой колокольней. Закрыта в 1941 году, занята клубом, сломана колокольня. Открыта в 1989, отреставрирована.

С 1993 года при храме Архангела Михаила работает воскресная школа, приход так же одним из первых организовал работу православного сестричества.

При церкви имеется несколько часовен. Одну из них в 2009 г. архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил в честь святого великомученика Димитрия Солунского в устье р. Ветлуги. А в июле 2011 года Юринское лесничество в память о жарком лете 2010 г., когда пылали леса в Дорогучинском лесничестве, на месте остановки огня водрузили памятный поклонный крест, который освятил настоятель храма Михаила Архангела протоиерей Николай Барсуков.

Адрес: РМЭ, Юринский район, п. Юрино

Телефон: 8(83644)3-21-46

Храм Сретения Господня (Кучка)

Деревянная церковь в селе Троицко-Кучкинское Яранского уезда была построена в 1850 году. Крестовоздвиженская церковь простояла менее 50 лет. В период 1884-1899 гг. был построен ныне действующий каменный однопрестольный храм в честь Сретения Господня. Сретенская церковь весьма оригинальна в архитектурно-композиционном исполнении. Оно придает всей церкви легкость и устремленность ввысь. С запада к храму примыкает трехярусная колокольня, увенчанная шатром. Завершение храма и колокольни шатрами в декоре древнерусских мотивов, сочетание красного и белого цветов делает постройку необычно нарядной и праздничной. Храм был освящен по благословению Преосвященнейшего Епископа Алексия 28 сентября 1899 г. благочинным Василием Анисимовым.

Причт состоял из священника и псаломщика. Земля у церкви была только усадебная – 3 десятины. Причт получал с 1986 года вспомогательный оклад от Яранского уездного казначейства 147 рублей в год, от прихожан ругу: 50 фунтов ржи и 30 фунтов овса с венца и добровольную плату.

Приход составляли селения Ернурской волости: село Троицко-Кучкинское, починки Ушаково или Малая Кучка, Копылово или Норка, Чёрный Ключ, а также Малощеголёвской волости: Мотовилово или Рудомётово. Всего 243 двора, 912 мужчин и 989 женщин. Прихожанами были, в основном, крестьяне.

Адрес: 425260, РМЭ, Оршанский район, с. Кучки

Телефон: 777-151.

Благовещенский кафедральный собор (Йошкар-Ола)

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы сооружен на добровольные пожертвования верующих, под руководством и при личном участии Главы Республики Марий Эл Маркелова Л.И.

Он расположен на площади Пресвятой Девы Марии г. Йошкар-Олы. 29 октября 2010 года архиепископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном совершен «Чин на основание храма».

В 2013 году завершено строительство колокольни и установлены колокола.

В конце октября 2014 года на соборе были водружены кресты.

12 июня 2016 года собор Благовещения Пресвятой Богородицы освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Тогда же был зачитан Патриарший Указ, согласно которому храм Благовещения Пресвятой Богородицы становится кафедральным собором Йошкар-Олинской епархии, а прежний кафедральный собор Вознесения Господня — приходским храмом.

Адрес: Площадь Республики и Пресвятой Девы Марии, 1, Йошкар-Ола, Респ. Марий Эл, Россия, 424033

Собор Воскресения Христова (Йошкар-Ола)

Собор каменный был построен в 1759 году на средства прихожан и казанского купца Василия Федоровича Булыгина. Главный престол храма освятили в честь Воскресения Христова, правый придел – во имя святого мученика Феодора, левый — в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Настоятель: протоиерей Сергий Поглазов.

Богослужения: утреннее – ежедневно, кроме понедельника и вторника, в 08.00, в среду – 07.30, а вечернее – в 16.30. В соборе так же 2 раза в месяц (2-ой четверг и 4-ую субботу) служится молебен для будущих мам.

Адрес: 424000, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 45.

Телефон: 8(8362)70-00-88.

Свято-Вознесенский собор (Йошкар-Ола)

Вознесе́нский собо́р — приходской храм Йошкар-Олинской и Марийской епархии, расположенный в городе Йошкар-Ола.

С 1993 по 2016 год являлся кафедральным собором Йошкар-Олинской и Марийской епархии.

Построен в 1756 году. Является объектом культурного наследия федерального значения.

Настоятель: протоиерей Евгений Кутырев.

Богослужения: ежедневно утреннее в 8.00, вечернее в 16.00, В воскресные и праздничные дни ранняя Литургия в 7.00.

Адрес: 424004, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 31.

Телефон/факс: 8(8362)45-00-09, тел. 45-00-11.

Храм Троицы Живоначальной (Йошкар-Ола)

Троицкая церковь является одной из самых древних на территории города.

Первоначально храм был деревянным и первое известное ныне свидетельство о нем относится к 1646 году.

Первый этаж каменной Троицкой церкви был построен в 1736 году, во времена царствования императрицы Анны Иоанновны, и является самым древним каменным зданием Царевококшайска.

Богослужения: по праздничным и воскресным дням: утреннее в 8.00, вечернее в 16.00; по средам в 17.00 служится акафист святителю Николаю Мирликийскому.

Адрес: 424000, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 53,

Телефон: 8(8362)45-32-62.

Свято-Успенский храм (Йошкар-Ола)

В день празднования Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа 2006 года, на территории Дома правительства Республики Марий Эл состоялось освящение вновь построенного храма.

Идею его строительства предложил Президент Республики Марий Эл Леонид Игоревич Маркелов.

Ее поддержал и архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, благословивший строительство новой церкви.

Богослужения: утреннее в 8.00 (кроме понедельника), вечернее в 17.00

Адрес: 424000, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Успенская, 40.

Телефон: 8(8362)45-84-38.

Храм преподобного Серафима Саровского в Дубках (Йошкар-Ола)

Храм преподобного Серафима Саровского в Дубках был заложен в 2003 году, строился с 2004, освящён в 2011.

Крупный двухэтажный кирпичный пятиглавый храм с многоярусной колокольней. В цокольном этаже Варваринский престол (освящён в 2009).

Настоятель: иерей Александр Бачурин.

Богослужения: ежедневно утреннее в 8.00, вечернее в 16.00

Выходные: понедельник, вторник, если нет церковных праздников. По воскресеньям в 16.00 читается акафист преподобному Серафиму Саровскому.

Адрес: 424030, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Мира 21А.

Храм Входа Господня в Иерусалим (Йошкар-Ола)

В столице Марийского края г. Йошкар-Ола, в самом центре, построена новая церковь Входа Господня в Иерусалим — на территории бывшего Богородице-Сергиевого женского монастыря. Не одно поколение людей выросло, не зная о том, что целый квартал между улицами К. Маркса и Советской, Чернышевского и Пушкина занимал этот монастырь (1886-1888 гг.). Старые фотографии помогаю представить, как он выглядел вместе с храмом еще в начале XIX в.

Церковь Входа Господня была построена в 1754 году на средства купца А. М, Карелина. Неизвестные строители смогли выполнить свою работу, создав гармоничную композицию этого сложного архитектурного ансамбля в стиле московского барокко, где декор стен и башенок ограды умело переплетался с декоративным убранством главного монастырского храма, названного в честь Входа Господня в Иерусалим. Приделы были названы в честь апостолов Петра и Павла и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он больших габаритов, сложных объемов, напоминает Вознесенский собор, он построен по типовому проекту «восьмерик на четверике». Двухступенчатый барабан и небольшая главка возглавляли церковь одновременно с 2-х ярусной колокольней с восьмигранным барабаном и шатром, который также имел барабан с главкой. Это своеобразный синтез русских архитектурных традиций XVII и XVIII вв.

Богородице-Сергиевский монастырь владел большой территорией. В 1918 гг. проживающие в нем 150 монахинь были изгнаны, в кельях и других зданиях монастыря разместились квартиры и учреждения. Православная церковь в Йошкар-Оле с богатой и роскошной церковной утварью, расписными стенами, была взорвана в 1930-х гг. Существуют фотоматериалы этого трагичного момента.

Адрес: Россия, Респубоика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Вознесенская ул., д. 82А

Церковь Рождества Христова (Йошкар-Ола)

27 декабря 2015 года состоялось знаменательное событие для Йошкар-Олинской и Марийской епархии – совершен чин Великого освящения нового храма в девятом микрорайоне г. Йошкар-Олы. До настоящего времени эта часть столицы Марий Эл никогда не имела своего храма.

Жители девятого микрорайона Йошкар-Олы, а так же Березово и Гомзово давно мечтали о православном храме в своем районе. Этот вопрос долго решался на административном уровне: необходимо было получить земельный участок, пройти процедуру общественных слушаний и найти средства для возведения церкви. По Божьему благословению, эти задачи были решены, и в июле 2012 года началось строительство храма. Генеральным подрядчиком выступило ООО «Вектор».

Будущее название храма подсказали архивные документы. Оказалось, что один из древнейших храмов Царевококшайска был освящен во имя Рождества Христова и располагался он на территории бывшего Богородице-Сергиева монастыря. Чтобы восстановить историческую память, решили так же назвать и вновь возводимый храм.

4 декабря 2012 года, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил чин закладки капсулы с памятной грамотой в основание строящегося храма.

Адрес: 424000, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Йывана Кырли, д. 44/1.

Храм преподобномученицы Елисаветы (Йошкар-Ола)

В одной из башен Православного духовно-просветительского центра г. Йошкар-Олы расположен домовой храм в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Обустройство храма в здании, где сосредоточена вся деятельность епархии было предусмотрено изначально. Здесь расположены отделы епархии православный детский садик, воскресные школы, гуманитарные склады и реабилитационный центр «Добрые зернышки». Теперь сотрудники, воспитанники и их родители имеют возможность помолиться в своем храме.

Название храма подсказала сама жизнь — здесь в Православном центре располагается Сестричество в честь святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Богослужения проходят еженедельно по воскресным дням, кроме летнего времени. Помимо этого, еженедельно по средам, за исключением каникулярного времени, в храме совершается Божественная литургия, за которой молятся и причащаются Святых Христовых Таин воспитанники православного детского сада «Радуга». В этом же храме по понедельникам один раз в две недели совершается Божественна литургия на марийском языке.

Адрес: 424004, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 81.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *