Церковь должна показывать пример, и важно, чтобы духовные праздники проводились без крепкого алкоголя. Об этом в рамках пресс-конференции, посвященной празднованию всероссийского Дня трезвости в 2020 году, сообщил председатель Синодального отдела Русской православной церкви по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

«Церковь должна использовать и опыт, и показывать пример. Мы не раз говорили, очень важно, чтобы какие-то церковные праздники и застолья происходили ну уж точно без крепкого алкоголя. Мне кажется, это важный момент, где-то уже так происходит, и хорошо, чтобы это происходило повсеместно. Трезвость — это такой фундамент, который не есть еще здание, но без фундамента ни одно здание не может быть построено», — сказал Легойда.

Он отметил, что хоть христианство и не запрещает употребления вина, однако всегда важно соблюдать меру.

«Хотя, безусловно, мы прекрасно знаем, что христианская культура не отрицает культуру винопития. Но здесь важно сказать про такое качество человеческое, как мера. Умеренность — не только в этой теме, но вообще в целом и в том, что связано с пищей и питием, — является такой безусловно важной характеристикой человека», — добавил Легойда.

В России ежегодно с 1913 года День трезвости отмечается 11 сентября. Праздник не отмечался в СССР, но в 2014 году Священный синод Русской православной церкви принял решение о возобновлении традиции празднования.

Просто приведу цитату из листовки, которую распространяет ППЦ (кто не в курсе, новое название Русской Православной Церкви Заграницей):
«Эта водка не разрушает печень, не провоцирует алкоголизм, не вызывает привыкания, а оказывает исключительно благотворное расслабляющее действие на того, кто её употребляет регулярно. Рекомендована ведущими российскими наркологами. Благословлена архимандритом Амвросием».
Продавать новую водку уже начали в храмах вместе со святой водой из источников и освященной во время литургии водой. Бутылка церковной «безвредной» водки обойдется благочестивому прихожанину в 400 рублей за стандартную поллитровку. Видать, много в ней святого.
В ассортименте церковных лавок имеется водка «Поминальная», «Застольная», «Литургийная», «Амвросийка», «Кирюха» (от имени «Кирилл», а не от выражения «кирять», — прим. автора). Реализуется в бутылках по 100, 250, 500 гр., 1, 3 и 5 литров.
Заведует производством матушка Анна. Она уверяет, что водка изготавливается из освященной воды и освященного зерна и проходит 5 ступеней очистки. Водка такая чистая, безвредная и натуральная, что матушка Анна дает ее даже своим детям.
— Матушка Анна, почто церковь так много разновидностей святого алкоголя решила выпустить?
— Особые праздники отмечают прихожане, от того и алкоголь должен быть особенными. Скажем, в дни рождения, свадьбы да крестины на стол должна «Застольная» выставляться. К великими христианским праздникам следовало бы купить «Литургийную» — она с добавлением вина. «Амвросийка» да «Кирюха» подешевле будут, а потому для каждодневного применения и расслабления сойдут. А «Поминальную» на стол надобно ставить, когда покойник в доме стоит — эта водка поможет усопшему быстрей на небесах оказаться.

Подделать церковную водку сложно: на каждой бутылке стоит специальный штамп, а на этикетке написано, что продукция благословлена высшими церковными чинами. Еще одна особенность: священный алкоголь реализуется только в пластиковой таре. Будьте осторожны! Мошенники могут, и наверняка станут, продавать контрафакт в стеклянных бутылках.

Мы, как евангельские христиане, основываем свою веру и принципы повседневной жизни прежде всего на богодухновенном авторитете Библии – Слова Божьего. Кроме того, мы, безусловно, учитываем последние достижения истории, социологии, медицины и других наук для более объективной позиции по всем актуальным вопросам современности. Исходя из этих посылок, написана эта статья. Ее цель – выразить максимально конкретную позицию по проблеме употребления алкогольных напитков в современной России для поместных церквей евангельских христиан-баптистов.

Библия об алкоголе

Всякий раз, когда в Библии идет речь о вине, имеется в виду перебродивший виноградный сок, содержащий алкоголь. Вероятно, попыток хранить неперебродивший сок не делали; это была почти невозможная задача. Новым или молодым вином называли вино последнего урожая, а старым – урожая предыдущего года. Брожение на Ближнем Востоке занимало всего 3 дня. Виноделие существовало в Месопотамии в доисторические времена и было перенесено в Египет около 3000 г. до н.э. Первый известный нам винодел – Ной (Быт. 9:20,21).

В классическом и эллинистическом мире вино обычно разбавлялось водой. Греки считали, что пить неразбавленное вино – варварский обычай. Пропорция воды к вину варьировалась от 20 частей воды к 1 части вина до равного количества вина и воды. Наиболее принято было отношение три к одному (2 Мак. 15:39).

Неразбавленное вино могло содержать не более 14% этилового спирта. Соответственно, разбавленное чаще всего содержало менее 5% алкоголя. Крепость такого вина сопоставима с квасом или кефиром в наши дни. Вот почему в древнем Израиле вино пили даже дети, включая девочек (Пл. 2:11,12; Зах. 9:17). Именно так приготавливалось вино для празднования Пасхи в эллинистический период. Следовательно, на Тайной Вечери была использована данная пропорция; брак в Кане Галилейской также вряд ли был исключением из правила.

Вино могло использоваться и в медицинских целях, а смешенное со смирной или желчью служило обезболивающим средством наркотического действия. Предлагая этот напиток Иисусу, солдаты хотели облегчить Его мучения (Мк. 15:23). Иногда вино использовали для помощи больным и слабым (2 Цар. 16:2; Прит. 31:6). Вином и маслом добрый самарянин лечил раны избитого путника (Лк. 10:34). Павел советовал Тимофею употреблять немного вина для улучшения пищеварения (1 Тим. 5:23).

Таким образом, умеренное потребление вина было нормой жизни. Полное же воздержание от вина в иудео-христианской традиции являлось, скорее, исключением с целью соблюдения строжайшей культовой чистоты. Вино категорически запрещалось пить назореям (Чис. 6:2, 3), рехавитам (Иер. 35:1-9), а также левитам и священникам во время служения в храме (Лев. 10:8-11; Иез. 44:21). Даниил и его товарищи воздерживаются от царского вина в Вавилоне, скорее всего, потому, что оно имело какое-то отношение к языческому обряду (Дан. 1:8-16). Похоже, что Иоанн Креститель воздерживался от вина, поскольку был назореем (Мф. 11:18; Лк. 1:15).

Иисус Христос не возражал против общепринятого отношения к вину. Он пил его (Мф. 11:18, 19), например, во время свадьбы в Кане, где, как известно, совершил первое чудо, превратив воду в вино (Ин. 2:1-11). Общий объем вина тогда в пересчете на современные единицы измерения составил от 450 до 600 литров. Нужно учесть, что еврейская свадьба длилась обычно две недели. Иисус даже образно назвал Свое учение «новым вином» (Мф. 9:17).

В Писании много предостережений против увлечения вином. В Книге Притчей Соломоновых 23:29-35 мы читаем о печальных последствиях злоупотребления вином:

«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же»».

Вино приводит людей к позору и унижению, как Ноя и Лота (Быт. 9:21-25; 19:30-38).

Иисус напрямую говорит о пьянстве только один раз:

«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21:34). Отсюда видно, что пьянство составляет часть «жизни по плоти», препятствующей спасению. Кроме этого прямого указания, в притчах Христа есть также образ пьянствующего раба, которого не принимают на небеса (Мф. 24:48–51).

Итак, норма, предлагаемая Библией, – это трезвость (трезвенность) в смысле умеренности и самоконтроля. При этом нужно считаться с представлениями и чувствами других людей. Не следует пить вино, если это соблазняет других или вынуждает людей пить во вред своему здоровью и своей совести (Рим. 14:19-21; ср.: Рим. 15:1-3; 1 Кор. 10:2 –11:1; Флп. 2:4).

Немного истории

Уже несколько тысячелетий назад человеческое общество осознало необходимость контролировать потребление алкогольных напитков. Начиная со времен Хаммурапи (ок. 1800 г. до н.э.), различные законодательные кодексы ограничивали продажу спиртного. Дело в том, что китайцы, арабы, а затем и европейцы научились изготавливать крепкие напитки из зерна и сахара, содержащие до 60% спирта. Иудаизм и христианство, в отличие от буддизма и ислама, не требуют полного воздержания в этом вопросе, но христиане не раз восставали против излишеств, связанных с алкоголем.

В первом поколении христиан еженедельные евхаристические собрания являлись таинством, завершавшим «агапу» – братскую вечерю любви (Деян. 20:7). Происходили они в вечернее время, по образу Вечери Господней, и соединялись с вечерей любви общей трапезой. Основание для этого находим в порядке самой Вечери Господней, когда Христос в конце трапезы произнес слова благодарения. В этот период агапы еще не были отделены от причастия и представляли собой собрание всей поместной церкви на трапезу Господню.

Апостолы увещевали верующих в страхе Господнем достойно пиршествовать на братских трапезах, не упиваясь и не объедаясь (2 Пет. 2:13; Иуд. 12; 1 Кор. 11:20-34). Христианам, как и евреям, воспрещалось принимать участие в языческих жертвенных пиршествах, которые сопровождались объедением, пьянством, ссорами и потасовками (Исх. 34:15; Пс. 1:1; Рим. 13:13; Гал. 5:21; 1 Пет. 4:3). Практика еженедельных причастий и предшествующих им праздников любви стала отмирать в IV веке, когда в церковь хлынула масса номинальных христиан. Со временем хлебопреломление было обособлено от агап, их поменяли местами, а потом братские трапезы были упразднены.

Некоторые монашеские ордены в Средние века предписывали своим членам полный отказ от спиртного, а в XVI веке появились первые общества трезвенников.

Широкомасштабное производство спиртного и его доступность низшим классам обусловили массовый алкоголизм, для борьбы с которым в Европе и Северной Америке с конца XVIII века возникают многочисленные общества трезвости. Большинство из них призывало лишь к умеренности или к отказу от особо крепких напитков, но со временем среди христиан сформировалось движение за полный отказ от алкоголя.

Первые евангельские христиане из русских, появившиеся на юге России в середине XIX века, отказывались пить вино, не говоря уже о крепких спиртных напитках, несмотря на праздники и другие жизненно важные ситуации, когда по русской присказке выпить «сам Бог велел». Этим они вызывали у соседей и односельчан даже не неприязнь, а самую лютую ненависть. Их намеренная трезвость была немым укором разнузданному безудержному пьянству, в котором гибли и семья, и живые души.

Евангельские христиане того же периода из среды петербургской аристократии не были так категоричны относительно употребления спиртных напитков и придерживались принципа умеренности, а не полного воздержания (например, после салонных собраний в доме полковника В.А. Пашкова на столы в числе четырех обычных блюд традиционно подавали шампанское). Этой и некоторыми другими деталями церковной практики они были более близки к протестантам Запада, чем их южнорусские и украинские единоверцы.

От прошлого – к настоящему

Очень похоже, что на «святой» Руси самая крепкая – и исторически, и по градусам – традиция состоит в пристрастии к спиртному. По словам летописца, почитаемый князь Владимир в свое время выразил главное препятствие для принятия ислама рифмованным афоризмом: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть». Некоторые современные историки считают, что гнать самогонку русских научили татаро-монголы, до нашествия которых пили «гуманную» медовуху да изредка заморские вина.

Петр Великий прорубил окно в Европу, через которое наши предки приобщились к западным достижениям в изготовлении спиртных напитков. Не страшно ли: предмет национальной гордости – русская водка? Сегодня Россия верна своей излюбленной традиции, а слова великого князя словно не более тысячи лет назад, а вчера сказаны.

По утверждениям социологов, 96,2% людей, злоупотребляющих спиртными напитками, приобщились к ним в возрасте до 15 лет. Из 2 млн зарегистрированных российских алкоголиков почти 60 тыс. — дети до 14 лет с установленным диагнозом «алкоголизм». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, алкоголиками являются «лица с алкогольной зависимостью, при которой алкоголь употребляется во вред здоровью и социальному формированию личности».

По данным Минздрава и Минобразования, около 80% молодежи с той или иной периодичностью употребляют спиртные напитки, в то время как средний возраст первичного приобщения к алкоголю по России составляет 10–12 лет. Известно, что 50% всех преступлений связано с употреблением алкоголя. Так, по данным специалистов, около 60% убитых и 80% убийц во время преступления находились в нетрезвом состоянии.

От отравления спиртным у нас ежегодно погибает 35 тыс. человек. В США, тоже трезвостью не отличающихся, эта цифра составляет всего 300 человек. У нас почти 40% смертей мужчин трудоспособного возраста происходит по так называемым «неестественным причинам», связанным с алкоголизмом, — это травмы, несчастные случаи, убийства и самоубийства. От этих причин у нас умирает больше народа, чем от болезней сердца, рака и туберкулеза. Идет депопуляция страны, население России сокращается почти на миллион в год.

По данным члена-корреспондента РАМН профессора Н. Ф. Герасименко, хроническим алкоголизмом в России страдают около 20 млн человек (почти каждый пятый алкоголик в мире – россиянин!). Согласно статистическим данным, 10 лет назад в России на десять алкоголиков приходилась одна женщина, сейчас – уже четыре. Употребление чистого спирта на душу населения в год на пороге третьего тысячелетия превысило 15 литров. Через пять лет этот показатель вырос, по данным различных авторов, до 20-25 литров на душу населения. Безопасной для здоровья нации цифрой считается 8 литров…

Более ста лет назад великий русский писатель Л.Н. Толстой изучал проблему пьяных традиций в России. В статьях «Пора опомниться», «Обращение к людям-братьям», «Для чего люди одурманиваются?» и других он пишет:

«И что удивительнее всего – это то, что люди гибнут от пьянства и губят других, сами не зная, зачем они это делают. В самом деле, если каждый спросит себя, для чего люди пьют, он никак не найдет никакого ответа…» «Все пьют и угощают, нельзя же и мне не пить и не угощать», – отвечают на это многие, и, живя среди пьяных, эти люди точно воображают, что все кругом пьют и угощают. Но ведь это неправда! Если бы все пили и угощали, то жизнь сделалась бы сущим адом»…

Выводы

1. Соглашаясь с тем, что в алкоголизме есть симптомы и признаки физического заболевания, мы, вслед за Библией, утверждаем, что алкогольная зависимость (пьянство) находится в числе остальных грехов, которых следует избегать. В Священном Писании не говорится, что пьянство – это болезнь, над которой мы не властны. Поэтому грех следует называть своим именем.

2. В отношении алкоголя мы, основываясь на Библии, следуем принципу умеренности. Однако, ввиду фактической эпидемии пьянства в России, мы принимаем решение использовать из числа спиртных напитков только вино и только в двух случаях: для совершения Вечери Господней и в лечебных целях. Такая позиция объясняется также присутствием в церквях людей, которые страдали в прошлом от алкогольной зависимости и для которых даже слабое спиртное может оказаться сильным искушением. Сейчас крепость алкоголя, по сравнению с библейскими временами, возросла многократно, так что весьма сомнительно, можно ли применять к нынешним спиртным напиткам разрешения той эпохи.

3. В результате библейских и исторических исследований считаем наиболее правильным использовать для совершения Вечери Господней и лечения некрепленое красное вино. Во втором случае медики рекомендуют принимать 120 мл (полстакана) вина в день, например для улучшения пищеварения или защиты от сердечнососудистых заболеваний.

4. Алкоголь – это узаконенный наркотик-депрессант, затормаживающий центральную нервную систему. Поэтому, не желая быть даже косвенными соучастниками грехов, связанных с алкоголем, считаем недопустимым для членов наших церквей участвовать в изготовлении и продаже спиртных напитков, за исключением вина. Предлагаем воздерживаться от употребления алкоголя в любых ситуациях, кроме указанных выше.

5. Считаем необходимым для всех христиан: прививать населению здравое библейское учение, призывать к здоровому образу жизни, проводить антиалкогольное просвещение, учить людей справляться с жизненным напряжением, содействовать организации и работе специализированных реабилитационных центров. Все это означает активную позицию в выполнении Великого поручения Иисуса Христа (Мф. 28:19,20) и патриотическое служение на благо и процветание нашей Родины.

Согласно Гари Коллинзу, при антиалкогольном санитарном просвещении нужно учитывать следующие моменты:

• просвещение должно начинаться рано, поскольку большинство людей попадают в алкогольную зависимость уже в подростковые годы и даже раньше;
• надо не запугивать людей, а представлять точные факты о природе и последствиях алкоголизма;
• следует преподавать ясное библейское учение о вине и опьянении;
• необходимо помочь молодым людям осознать, почему люди принимают спиртное;
• научить отказываться от приема спиртного в компании пьющих сверстников или равных по положению;
• подводить людей к осознанному решению (пить или не пить), а не пускаться в привычное пьянство;
• побуждать к воздержанию как наилучшему и самому эффективному средству профилактики алкоголизма;
• разбирать симптомы, указывающие на развитие алкогольной зависимости;
• ставить в известность о том, где и какого рода помощь можно получить в случае возникновения симптомов пьянства и алкоголизма.

«Если о проблеме пьянства и алкоголизма говорят искренне и открыто, это ослабляет желание попробовать его без серьезных причин, даже если алкоголь рекламируют по телевидению и в других местах как бодрящий и безопасный способ расслабления».

Разве нет необходимости отказаться от употребления спиртных напитков, если оно начинает управлять пьющим, губит его организм, притупляет чувства и восприимчивость, делает его распущенным и заставляет грешить, вредит окружающим или соблазняет немощных верующих, приводя их к падению?!

Использованная литература

О Вине в Церкви и Священном Писании – традиции и мнения святых отцов. Сколько допустимо выпивать алкоголя православному христианину? Регламентируется ли порядок употребления вина церковным Уставом? Существует ли бес пьянства?

Рогатые попутчики

Нельзя сказать, что русский народ спивается, но немало людей отмечают праздники за рюмкой, заявляя, что выпить под Рождество, на Святках, на Крещенье — «святое дело» для добрых христиан. Однако в глубине души те же поклонники горячительных напитков понимают, что увлечение спиртным — явление нездоровое. Об этом говорят и народные преданья, одно из которых рассказала мне бабушка.

Это случилось в ночь перед Рождеством с её односельчанкой, колхозницей средних лет, женщиной жизнерадостной, не упускавшей повода крепко выпить. Времена были советские, атеистические, но православные праздники многие помнили и по-своему отмечали.

Церковь была на целый район одна, и наша героиня-колхозница, предпочла отметить Рождество не там, а с подругой из соседнего села, устроившей гулянку. Пропев под гармонь все частушки, разогревшись самогоном, колхозница отправилась в обратный путь. У неё было прекрасное настроение, а спиртное помогло забыть и про волков и про кабанов, которые могли сожрать прохожего, оставив только валенки.

Но вскоре началась позёмка, а затем и метель, поэтому, когда женщину нагнали сани, где сидели два мужика, и она услышала:

— Землячка, подвезти тебя?

Она согласилась. Сани летели по насту, мужики вели между собой разговор, впереди, на горке в сельских окнах зажглись лампы. Шло время и уж пора было бы въехать на знакомую улицу, но село, манившее огнями, нимало не приблизилось.

– Вот чудеса, как долго едем! – Удивилась колхозница. Мужики переглянулись между собой, захохотали и стали убеждать её, что всё в порядке, скоро прибудут на место.

Луна над головой поднялась выше, ветер стих, но ударил мороз и колхозница начала зябнуть.

– Когда же мы доберёмся? – Снова завела речь она.

Мужики опять переглянулись, захохотали и стали успокаивать женщину, что осталось совсем немного. Наконец несчастная совсем продрогла.

– Ей-Богу, от холода ноги отнимаются! Вот вам крест, слезу и пойду пешком. – Раздражённо сказала она. В тот же миг в лицо ударила волна дыма, исчезли мужики, лошадь и сани.

Женщина огляделась – она сидела посреди реки, опустив ноги в полынью. Вот куда доставили пьяненькую попутчицу бесы!

Фото: Федор Лашков

Остатки хмеля мгновенно покинули колхозницу. В страхе стала она отползать от полыньи, не чувствуя заледеневших ног. Родное село и впрямь было близко – на берегу. Кое-как добралась до крайней избы и постучала. К счастью, ноги не отморозила, но они долго болели.

«Бес пьянства» или слабость воли?

В Священном Писании нет такой сущности, как «бес пьянства», представление о котором сложилось в народном сознании. На самом деле это олицетворение болезненной «страсти», которой поддался человек. «Страсть» – чрезмерное увлечение чем-либо, вредное душе и телу. Истинно верующий должен честно брать на себя ответственность за свои поступки. Если ты считаешь, что существует «бес пьянства», кто открыл ему двери в твоё сознание? Не ты ли сам?

С точки зрения христианства, алкоголь – это напиток, который может быть орудием тёмной силы, а может и не быть. Так же, как нож может быть обычным столовым прибором, но может стать орудием убийства.

Вино в Церкви и Священном Писании

В Священном Писании вино упоминается не раз. Некоторые считают, что порой термином вино там обозначается виноградный сок, например, имеет успех исследование адвентиста С.Баккиоки. Но такие рассуждения отдают ханжеством и доходят до вывода, что в Кане Галилейской Христос превратил воду не в вино, а в сок. В таком случае и причащались бы христиане не кагором с содержанием алкоголя 6-16 градусов, а соком «Сады Придонья». Ведь каждое слово в Священном писании имеет значение. И если вино, созданное Христом, распорядитель пира назвал лучшим, то так и следует понимать, видя в этом совет покупать доброе вино, а не напитки непонятного происхождения.

В Священном Писании о вине есть отзывы как позитивные, так и негативные. Есть предупреждения и обоснования, в каких случаях полезно вино. Позор пьяного Ноя, осмеянного сыном, и падение Лота, соблазнённого собственными дочерьми, недвусмысленно показывают опасность сильного опьянения. Оба персонажа, вначале выступающие как безусловно положительные герои, попадают впросак, напившись до беспамятства.

В то же время книга Притч рекомендует употреблять вино при болезни или в беде. «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою». Однако там же есть совет царям и князьям, отвечающим за свой народ, вовсе не пить вина, чтобы захмелев, они не забыли законы.

Стоит отметить, что в древние времена не было таких крепких напитков, как водка, да и вино порой разбавляли водой. Например, в той же книги Притч читаю, что Премудрость «растворила вино своё», неразумен «увлекающийся» вином и сикерой и не стоит быть среди «упивающихся».

Фото: монах Онуфрий (Поречный), сайт Соловецкого монастыря

Этот дар природы важен для христианской философии.

  • Новый завет сравнивают с новым вином, которое способно разорвать «ветхие мехи».
  • Гнев Господень называют нерастворённым вином, которое обессиливает человека.
  • Вино причастия воплощает собой кровь Христову, пролитую за нас.
  • В таинстве елеосвящения используют елей, смешанный с вином, так в древности исцеляли раны.
  • Во время венчания молодожёны выпивают немного вина, что символизирует их счастливое единение.

Многое говорит о сложном сакральном значении этого напитка.

Старцы и священники о вине

Мнения святых подвижников и священников о вине не всегда схожи. Никто не приветствует его чрезмерное употребление, но есть те, кто советует выпивать умеренно, и есть те, кто советует вовсе отказаться от алкоголя.

Так святитель Тихон Задонский пишет: «Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут», и в этом с ним согласится современная медицина. Но сколько подростков впервые попробуют алкоголь в эти зимние праздники. В проулке возле дома я порой вижу пустые небольшие бутылки – кто ещё будет пить в темноте, стоя в зимней слякоти, как не местные старшеклассники, чтобы не попасть на глаза взрослым? И это мальчики из хороших семей.

Буквально сегодня мне навстречу шли трое ребят лет 11-12, совещаясь, где бы купить пива…

Не забудьте ужесточить родительский надзор на время зимних каникул, когда дети теряют голову от безделья. Почему-то многим кажется, что именно их ребёнок будет вести себя безупречно, но нетрезвое окружение доводило до греха и взрослых.

Для пьяной компании характерно стремление уговорить выпить того, кто отказывается. У трезвенника, как правило, есть серьёзная причина, но друзья настаивают, и чтобы не обидеть ближних, человек опустошает рюмку. Если он склонен к хроническому алкоголизму, то срывается в запой, доходит до больницы. Зато угодил ближним.

Безусловно, каждый имеет право веселиться и праздновать, но при этом не забывать о законах Божеских и человеческих.

Наверное, такое происходило и в античные времена, поскольку апостол Тимофей советует человеку не пить, если он подаёт пример более немощному другу. «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).

Монахи Афона собирают виноград

Я знала одного прекрасного человека и небездарного поэта, который успешно боролся с пристрастием к алкоголю, но однажды на литературном мероприятии, где он услышал немало комплиментов своему творчеству, поэт сорвался – он пил на фуршете и пил на обратном пути, в поезде. В купе с ним ехал друг, который усердно наполнял стаканы. С вокзала поэта привезли домой без сознания. В гробу он лежал с синим лицом.

«…Не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность», – писал Иоанн Златоуст.

«Не бесчести благословения плодов, не простирай до пресыщения пития, не нарушай соразмерности несоблюдением меры; пия вино, не пропивай ума, но помни, что Дух Божий соделывает начаток его Кровью Христовою, пользуйся им, как больной, который имеет нужду в его пособии, а не как неприятель, который обращает вино в оружие против всех, а паче против себя самого, падая от него в прах», – вторил Златоусту его ученик, преподобный Исидор Пелусиот.

Русские подвижники относились к вину более критически, чем святые Востока

Зная отечественный обычай «магарыча», когда за труд платят бутылкой, Иоанн Крестьянкин писал:

«Вы скажете, что сейчас все услуги покупаются за «маленькую» или за «поллитра». Но у вас, христиан, знающих, какое зло приносят в семью эти «поллитровки» и «маленькие», неужели никогда совесть не подсказывала, что мы даем вместо платы за услуги яд своему ближнему? Господи, прости нас, грешных! Мы почти поголовно виноваты в спаивании…».

Тихон Задонский приказывал штрафовать выпивающих семинаристов. Избегать хмельных напитков, особенно хлебных, советовал Игнатий Брянчанинов. Серафим Саровский желал, чтобы и запаха вина в его обители не было. Святитель Николай Японский рекомендовал заменять вино лимонадом. Большинство праведников склонялось к выводу, что если человек способен обойтись без спиртного, лучше пусть совсем не пьёт.

Сбор винограда на Афоне

Но поскольку большинство россиян далеки от монашеского идеала и всё равно наполняют бокалы за праздничным столом, им может быть интересно, сколько допустимо выпить православному человеку, с точки зрения церкви. В статье священника Даниила Сысоева я нашла такое пояснение:

«Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль. Одна красовуля — это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов».

К человеку, который понимает, что этого достаточно, не привяжутся «рогатые попутчики» на зимней дороге. Но разве ощущение праздника нельзя создать без бутылки, если есть культурные мероприятия, выходные в семейном кругу и Церковные праздники?

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *