Взамен двух сгоревших деревянных церквей в селе Новом (ныне Свердлово), освящённых в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в 1800 году возвели каменный храм. История не донесла до нас подробности этого строительства, а также имена архитекторов, живописцев и богомазов. Беря во внимание традиции того времени, можно с полной уверенностью сказать, что и проектировали, и строили, и расписывали храм простые люди, а деньги давали местные помещики, промышленники и торговцы. Некоторые исследователи называют среди возможных авторов проекта крепостных графа Н.П. Шереметева — Миронова и Дикушина. Однако никаких документальных подтверждений этому обнаружить не удалось. Называются также фамилии жителей села Нового, пожертвовавших личные средства на строительство храма, это некие Павел Шувалов, Антон Прорехин, Павел Бурдаков и другие. А вот деньги немалые, наверняка дал и тогдашний владелец села граф Н.П. Шереметев, слывший чрезвычайно состоятельным человеком. По документам, обнаруженным московским краеведом и исследователем Дмитрием Рубцовым, автором книги «Клинский уезд по документам ХV-ХVIII веков» (Издательство «Христианская жизнь», Клин, 2009), видно, что изначально церковь в селе Новом была освящена во имя Иоанна Богослова и лишь спустя какое-то время, стала именоваться Крестовоздвиженской. В одном из документов, датированном 1624 годом, имееется следующая запись: «Село Новое на реке, на Волге, а в селе церковь во имя Иоанна Богослова, деревянна, клецки, а в церкви Божия милосердия образы и свечи, и книги, и ризы, и всякое. Строение мирское приходных людей. Да в селе двор, поп Борис Андреев…»

По некоторым сведениям, упоминаемая церковь Иоанна Богослова находилась в северной части Нового на самом берегу Волги, и когда на новом месте, южнее села, в середине ХVII века поставили первую деревянную Крестовоздвиженскую церковь, то старую спустя какое-то время просто разобрали. Но это лишь предположение. Новый храм стоял на высоком сухом взгорке рядом со старым сельским погостом. В одном из документов, датированном 1709 годом, содержится следующая запись: «… вотчина боярина, князя Михаила Яковлевича Черкесского село Новое на реке на Волге, в том селе церковь Божья во имя Иоанна Богослова, деревянная… со всякой церковной утварью. К той церкви земля старинная церковная, во дворе поп Иван…» Спустя шесть лет, в 1715 году, была сделана другая запись: «За князь Алексеем Михайловичем Черкасским — вотчина село Новое. В том селе церковь деревянная во имя Иоанна Богослова. При той церкви во дворе поп Яков Иванов 45 лет, жена его Анисья Петрова 43 года…» В 1755 году пожар уничтожает первую деревянную Крестовоздвиженскую церковь. В документах за 1769 год встречается запись: «Новое на Волге, село Повольского стана, владение графа Петра Борисовича Шереметева…» В документах за 1774 год впервые появляется упоминание церкви Воздвижения Честного Креста Господня вместе с фамилиями священников Ивана Дмитриева и Михаила Фёдорова. Видимо, в том же году она, как и первая, была уничтожена пожаром, и Шереметев начинает строительство нового, теперь уже каменного храма. В 1800 году было завершено строительство каменного храма. До 1825 года в Крестовоздвиженском храме было два престола: тёплый во имя Воздвижения Креста Господня и холодный, освящённый во имя апостола Иоанна Богослова (в память о первой деревянной церкви). В 1827 году был освящён ещё и левый придел — во имя великомученика Димитрия Солунского. В 1843 году расписаны свод и стены главного придела.

В 1864 году началась реконструкция церкви, в результате которой полностью были разобраны южный и северный приделы, а взамен построено помещение шириной 35,5 метра и длиной — 28 метров. В 1883-1884 годах храм вместе с прилегающим земельным участком обнесли оградой из белого камня с художественной металлической решёткой в псевдорусском стиле, в юго-западном углу построили часовню, освящённую во имя святого благоверного князя Александра Невского, с северной и южной сторон соорудили трёхпролётные ворота. С юга к храму примыкала сельская базарная площадь, с восточной и северной сторон — административные учреждения. В пяти километрах от храма имелась приписная часовня, она, как говорится в одном казённом документе, «неизвестно кем, когда и для чего» была построена. Но простояла, меж тем, более полутора веков — разобрали её лишь в 1978 году. Местные жители утверждают, что строители, которые сносили часовню, были поражены отличной сохранностью строения. Говорят, что брёвна бывшей часовни перевезли в соседнюю деревню Вахромеево и сложили из них дачный домик.

В самом начале ХХ века эти места посетил праведный Иоанн Кронштадтский, который соборно вместе со священниками церкви совершил Божественную литургию, в ходе которой обратился к многочисленным прихожанам с проповедью. «Крестовоздвиженская церковь, — сказал он, — будет стоять и славославить Имя Божие до конца мира…»

В 1930-е годы село Новое, ставшее к тому времени Свердловым вошло в состав Калининской области. В 1936-м году чекисты расстреляли настоятеля храма отца Павла (Честного), а часть прихожан отправили в ссылку. Когда в 1937 году построили на Волге дамбу и залили Иваньковское водохранилище, деревня Борки, расположенная на противоположном берегу Волги, как и уездный город Корчева и ещё несколько десятков сёл и деревень, оказались на его дне. Многие жители перебрались в Свердлово. В годы Великой Отечественной войны храм практически не пострадал, хотя при отступлении наших частей его было решено взорвать, чтобы фашисты не смогли оборудовать на колокольне удобную огневую точку. Из донесения видно, что в конце ноября 1941 года сапёры подготовили для взрыва всё необходимое — по сей день о грозившей храму опасности напоминает выдолбленная в стене колокольни глубокая ниша, куда должны были заложить толовые шашки. По какой-то причине машина со взрывчаткой задержалась в пути, и сапёры, не дождавшись её, были вынуждены отступить. По иронии судьбы, немцы в Свердлово так и не зашли. По местному преданию, именно икона Божией Матери «Неопалимая Купина», считающаяся одной из главных святынь храма, в ноябре 1941 года спасла храм и село Свердлово от полного уничтожения.

Годы и погодные катакликзмы нанесли неотапливаемой церкви серьёзный ущерб. Сильно пострадала утварь, фундамент и цоколь, но главное — храмовые иконы, болшинство из них нуждается в серьёзной реставрации. Сильно обветшала ограда. В 1980-е годы были проведены некоторые восстановительные работы, но они носили скорее косметический характер. В 1991 году на звонницу были подняты колокола, а в июне 1995 года на куполах засияли позолоченные кресты. Храм Воздвижения Креста Господня в Свердлове сочетает в себе многие элементы раннего русского классицизма — архитектура его строга и основательна, а детали не бросаются в глаза лишней вычурностью. Первоначально здание храма выглядело как двусветный четверик, увенчанный пятью главками. Имелась просторная трапезная, в которой могли разместиться все прихожане. Колокольня насчитывала четыре яруса и превышала отметку в 40 метров, если считать от земли до подножия креста. В 1865 году к трапезной и основному объёму пристроили два просторных и тёплых придела с арочными окнами: южный и северный.

В настоящее время храм представляет собой высокое четырёхугольное сооружение с апсидой, тремя рядами окон и рядами кокошников под карнизом. Здание увенчано всё тем же пятиглавием. Лишь барабан центрального купола имеет окна. Колокольня с квадратными ярусами и большими арками звона увенчана небольшой главкой на глухом барабане. Над окнами апсиды и первого света четверика в квадратных нишах сохранились остатки скульптур в виде головок херувимов, но со временем очертания их были сглажены, лица стали менее выразительными. Над высокими окнами второго света находятся прямоугольные ниши. Боковые приделы, которые появились шестьюдесятью годами позже, имеют более художественную архитектуру благодаря мощным килевидным кокошникам — по два с каждой стороны, и интересно оформленным большим окнам. В центре кокошников находятся медальоны с изображением святых. Фасады боковых приделов разделены на прясла двойными и тройными лопатками. Два центральных прясла имеют сдвоенные окна, разделённые полуколонками, в центре которых находятся квадратные ниши, в которые, в свою очередь, вставлены иконы святых. Над окнами находятся медальоны с изображением креста, очень похожего на кресты тамплиеров. Массивная апсида, как бы составляющая единое целое с фасадами боковых приделов, перекрыта полукруглой конхой. Она так же разделена лопатками на прясла: в центральной части вместо оконного проёма находится фреска с изображением иконы Воздвижения Креста Господня, в боковых — простые прямоугольные окна. Над оконными проёмами, в квадратных нишах сохранились остатки скульптур херувимов, упоминаемых ранее. Наибольшая длина всего храма — 39 метров, ширина — 30 метров, высота четверика — 20 метров.

Любопытный факт: полы в храме не менялись ни разу. Сегодня мы можем видеть результат ремонта и реставрации внутреннего пространства храма, проведённые в первые годы ХХ столетия при участии владельца поместья Карачарова Григория Гагарина, профинансировавшего и лично оформлявшего существующие иконостасы. Кроме того, о работах, проведённых в тот период, коротко рассказывает бронзовая дощечка на западной стене храма. На ней выгравирована такая надпись: «Храм возобновлен 1-го сентября 1901 года иждивением почетного бывшего крестьянина с. Нового Алексеем Ивановичем Бурдаковым. Позолота иконостасов выполнена в Москве на фабрике Сергея Лизеевича Гетрова, а орнаментальная живопись — Иваном Артемьевичем Толстым». В главном иконостасе — резном и позолоченном, а также в иконостасах приделов в годы расцвета храма насчитывалось более сотни икон, обрамлённых в позолоченные рамы. Ещё 24 образа, также в позолоченных рамах, находились вне иконостасов. Сегодня можно с уверенностью сказать, что после работ, выполненных внутри храма в последние годы, благолепие постепенно возвращается.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №274, 2018 г.

Московские учёные-искусствоведы, супруги Артур Галашевич и Галина Колпакова в своём фундаментальном труде «Храм Рождества Богородицы в Городне на Волге», обосновали тот факт, что храм в Городне мог быть построен «первым в Тверском княжестве после длительного перерыва, последовавшего за разорением Твери в 1327 году моноло-татарами» и принесшего этим краям «экономический упадок и политическую катастрофу». И лишь последовавшая спустя полвека победа на Куликовом поле стала поворотной точкой к возрождению и Городни, и храма. Знаменитое сражение произошло в день Рождества Божией Матери, и именно это обстоятельство дало толчок для начала строительства целого ряда храмов на Руси. Как считают исследователи, строительство церкви в Вертязине (Городне) и было обусловлено стремлением увековечить память о той славной победе. Историки считают этот храм единственным сохранившимся до наших дней со времён Тверского княжества. По одному из преданий, в Городне в 1382 году останавливался и молился в храме Рождества Пресвятой Богородицы преподобный Сергий Радонежский. С конца ХV по первую половину ХVIII века Городня переходит от одного хозяина к другому. Последним владельцем был военный бригадир Пётр Алексеевич Бем. В 1790 году вышла в свет книга «Путешествие из Петербурга в Москву», её автор А. Н. Радищев посвящает Городне несколько страниц. В ХIХ веке храм Рождества Пресвятой Богородицы пережил несколько ремонтов и перестроек. А свой современный вид он приобрёл в период с 1885 по 1901 год.

Один из наиболее почитаемых образов храма — «Христос в Темнице», скульптурная композиция, датируемая ХVIII столетием. В центре её — деревянное резное изображение Иисуса Христа с терновым венцом на голове. В 2005 году на праздничную рождественскую службу в Городню приезжал Президент России Владимир Путин. Богородице-Рождественская церковь изначально представляла собой четырёхстолпную, крестово-купольную архитектурную композицию с тремя апсидами, позакомарным покрытием и одной главой. После очередного пожара 1716 года церковь Рождества Богородицы в Городне восстановил Пётр Алексеевич Бем. При нём храм был не только отремонтирован, но и расписан, были пристроены кирпичная трапезная (с приделом праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) и шатровая колокольня. Мастера использовали обычный для того времени набор архитектурных деталей, восходивший к русской архитектуре ХVII века. Главка над барабаном зиждается на тонкой шейке, а колокольню «накрывает» открытая паперть и шатёр со слухами. Такие шатровые колокольни очень часто встречаются при храмах, датируемых семнадцатым веком, в Костромской, Ярославской и Московской областях.

Выделяются оригинальные боковые порталы с арочными архивольтами, а также узкие лопатки на апсидах, напоминающие нижегородский стиль. Порталы и проёмы строители немного приукрасили наличниками из белого камня, которые образуют «хорошо читаемые и видимые издалека светлые пятна на фасадах колокольни и трапезной». Очертания окон довольно просты и имеют луковичные перемычки. Окна основного объёма выполнены «раструбом», что, видимо, требовалось, чтобы защититься от вражеских нападок. Строители, пытаясь подчеркнуть значение древнего объёма и не дав ему потеряться за новыми постройками, покрыли храм обычной скатной кровлей. Вероятно, с той же целью старый световой барабан надстроили новым, но глухим и маловыразительным. А вот большая луковичная глава придала храму необходимую стройность и не дала ему потеряться в окружающем ландшафте. Над главным входом в храм, в нише находится икона «Рождество Пресвятой Богородицы». В честь этого праздника и была освящена церковь в Городне. С северной и южной стороны четверик имеет порталы в виде арочных полуколонн, вырезанных из белого камня, и стрельчатые окна, напоминающие скорее бойницы.

Высокая колокольня с открытой папертю завершается шатром с тремя рядами постепенно уменьшающихся в размерах слуховых окон. Под ярусом звона устроена небольшая ризница, где хранится разная церковная утварь. Чтобы усилить вертикальную доминанту храма и чтобы завершение основного не потерялось на фоне высокой и стройной колокольни, строители надстроили световой барабан с многочисленными узкими окнами новым глухим барабаном и завершили конструкцию большой луковичной главой, которая, в свою очередь, несёт тонкий шпиль с ажурным крестом. Из небольшого притвора открывается большое пространство трапезной, объединённой с приделом в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Крещатые своды опираются на один мощный столп. Пристройка трапезной и северного придела значительно повысила вместимость храма. Столпы внутреннего пространства главного придела в честь Иоанна Предтечи придвинуты к стенам, образуя в плане крест и восходя к подкупольному квадрату. Он, в свою очередь, выделен подпружными арками под малым барабаном. При взгляде снизу мы видим подобие четырёхконечной звезды. Западные угловые части соединены с остальным объёмом храма значительно лучше.

Иконостас церкви признаётся искусствоведами уникальным памятником. Реставрационные работы 1975-1981 годов под авторским надзором архитектора Б.Л. Альтшуллера полностью восстановили его внешний облик, а также большую часть декоративного убранства. Специалисты считают, что окна и иконостас создавались в одно время, поскольку их стилистическое единство неоспоримо. Композиционный иконостас выстроен «по принципу трёхпролётной пирамидальной триумфальной арки». Центральная ось чётко обозначена царскими вратами и «розаном» над ними. Вечает конструкцию крест, укреплённый на сфере. С двух сторон сделаны проходы в жертвенник и диаконник. Весь иконостас разделён на четыре яруса, в каждом соответствующие чинам иконы — местные, праздничные, апостольские и пророческие. Реставраторы считают, что особенности резьбы иконостаса указывают на местную артель резчиков, которые, однако, очень старались не отойти от столичных образцов. «Несколько упрощённая трактовка барочных форм, крупные сочные формы резьбы придают декоративному убранству иконостаса выразительную целостность. Игру позолоты, светотональную моделировку форм декора дополняет яркий, праздничный колорит икон, с которыми иконостас составляет единый ансамбль». Стоит подчеркнуть, что иконы главного иконостаса написаны в традициях барокко по заказу Петра Бема в 1740-х годах. Их высокое качество отметил в своё время драматург А.Н. Островский, побывав однажды в храме: «Замечательные Царские Врата, вероятно, современной постройки».

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №227, 2017 г.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что в Ямской слободе. По статусу епархии — приходская. Освящена в 1772 г. (1777-1795 гг.). 3 престола: Рождества Пресвятой Богородицы (главный), Св. Благоверного князя Михаила Тверского, Михаила Архангела. В старину напротив того места, где ныне находится храм Рождества Богородицы, на берегу реки Волги, располагался один из древнейших монастырей Тверской Земли ­ монастырь во имя Архангела Михаила. В Михайловский монастырь были перенесены и поставлены для поклонения мощи святого князя Михаила Ярославича, погибшего в Орде, в 1320 г. доставленные в Тверь из Москвы после долгих и тяжелых переговоров. Спустя некоторое время Святые мощи с великим почетом были перенесены из Монастыря в кафедральный Спасо­Преображенский собор. В 1764 г. монастырь был упразднен, т.к. на протяжении длительного времени находился в упадке и разорении.

Деревянная церковь на месте нынешнего Богородице­рождественского каменного храма появилась в 1765 г. Она была перевезена сюда из Дмитровского монастыря после опустошительного Тверского пожара 1763 г. и последующей пере планировки всего города. В результате этого тверские ямщики (прихожане Владимирской церкви) были переселены на окраину города и лишились своего приходского храма. Церковь, освященную в честь Рождества Богородицы в 1767 г., стали называть по имени образовавшейся здесь новой Ямской слободы. В 1772 г. велось строительство каменного храма с приделом благоверного князя Михаила Тверского (освящен в 1784 г.), а главный престол — только в 1795 г., второй придел — во имя Михаила Архангела ­ появился стараниями и на средства «Градской части пристава» А.И. Амосова (освящен в 1802 г.). Результатом столь долгого строительства явилась колоритная постройка с типовым для Твери архитектурным решением — с грузным «восьмериком на четверике».

В годы богоборчества храм был серьезно поврежден. В 1947 г. уничтожили колокольню, внутренние помещения были переделаны и использовались как административные, позднее — как мастерские. В 1995 г. при храме образовалась православная община, и через некоторое время он был передан верующим. В настоящее время ведутся реставрационные работы, проводятся службы.

Статья из журнала «Ситес» 2001/4 (99) Тверь. Православные храмы. Путеводитель».

Если ехать по трассе «Россия» М-10 из Москвы в Тверь, то после поселка Радченко можно обратить внимание на изгиб дороги: основная трасса поворачивает налево, а прямо пойдет узкая, в колдобинах, дорога. Сбоку указатель на Городню. Здесь непременно стоит побывать!

Волга в районе Городни

История Городни

Ныне Городня — село в Тверской области, которое раскинулось на высоком берегу Волги. Главным его украшением является церковь Рождества Богородицы. Но как только выйдешь на высокий берег Волги, глянешь на широкие просторы, понимаешь, что непростое это место. А в овраге под ногами полно керамических черепков. После археологических экспедиций глаз был наметан — за минуту я собрала внушительную коллекцию.

Храм Рождества Богородицы в Городне

История Городни очень древняя. В окрестностях обнаружены следы селений, которые датируются VI-V тыс. до н.э.: поздненеолитические осколки кремня, наконечники стрел, фрагменты ямочно-гребенчатой керамики. Культуру ямочно-гребенчатой керамики сменила фатьяновская культура, затем — дьяковская. В VII-VIII веках здесь появляются племена кривичей.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В 1368 году князь Михаил Александрович (1333-1399, в иночестве Матвей) провозгласил себя Великим князем Тверским, а свое княжение — Великим княжеством Тверским. Началась эпоха противостояния Москвы и Твери. И в городе Городня, известном с 1312 года под названием Вертязин, защищавшем подступы к Твери со стороны Москвы, заложил он церковь Рождества Богородицы в память о Михаиле Ярославиче Тверском, который принял мученическую смерть в Орде в 1318 году. О старом названии Городни ныне напоминает название Вертязинский откос — высокий крутой берег Волги.

Величественная и спокойная Волга в районе Городни

Городня одно время была даже центром небольшого удельного княжества в составе Тверского княжества, где печатали свою монету с надписью «Печать Городеньская». На высоком холме на высоте около 20 метров над Волгой была построена деревянная, в плане овальная крепость площадью около 5000 кв.м. От окрестных равнин её защищали овраги. Кроме церкви Рождества Богородицы здесь также стояла Воскресенская церковь, фундамент которой сохранился до сих пор. Неподалеку стоял княжеский дворец. Посад лежал внизу, на берегу Волги. Его защищали 2-метровые земляные валы.

Храм Рождества Богородицы в Городне

Ныне существующее здание храма Рождества Богородицы в Городне на Волге было построено во второй половине XIV века и является самой древней постройкой во всей Тверской области. В 1412 году после пожара церковь была заново отстроена на старом подклете. Работы были завершены к 1425 году, через несколько лет храм был расписан.

К сожалению, древние фрески были сбиты в XVIII-XIX веках и сохранились лишь частично в подклете и на внутренних откосах окон. В частности, сохранились фрески с изображением святого благоверного князя Михаила Тверского. В конце XVII века церковь снова пострадала от пожара. В 1745 году храм был перестроен — растесали окна, надстроили главку над барабаном, пристроили трапезную и колокольню. Во 2-й половине XIX века храм заново расписали, уничтожив древние фрески.

Церковь Рождества Богородицы в селе Городня на Волге

Поскольку Городня лежала на волжском пути, ее население было весьма большим. В городе и вокруг него находилось шесть монастырей. Об этом и поныне напоминают названия населенных пунктов в округе — Воскресенское, Отроковичи, Игуменка… В 1569 году опричники, усмирявшие Новгород, разгромили и Городню. В Смутное время Городня и прилегающие территории были разорены. Из шести монастырей остался один — Петровский.

Ограда храма Рождества Богородицы в Городне

Городня в XVIII-XIX веках

В начале XVIII века Городня утратила статус города и превратилась в дворцовое село: местных жителей обязали поставлять волжскую рыбу к царскому столу. Монастырь был упразднен. Одно время селом владел светлейший князь Александр Меншиков, но после его опалы оно вновь стало дворцовым. Соборная церковь Рождества Богородицы превратилась в обычный приходской храм.

В 1788-1789 году по «типовому» проекту архитектора П.Р.Никитина (по другой версии — М.Ф.Казакова) в Городне в стиле позднего барокко был возведен Путевой дворец. В 1880 году в нем была открыта земская больница на 25 мест. После того, как в 1851 году была проложена железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой, Городня оказалась в стороне от торговых путей и навсегда утратила былое значение.

Волжский берег

Храм Рождества Богородицы в Городне не закрывался даже в годы советской власти. И сейчас он единственный напоминает о расцвете и падении Великого княжества Тверского.

Тихая заводь недалеко от Городни

Сегодня Городня и её окрестности известны своими красивыми пейзажами. С высокого холма открываются захватывающие виды на Волгу. Рядом — небольшие уютные заливы и заводи, которые облюбовали туристы.

Достопримечательности Городни

  • Церковь Рождества Богородицы XIV века и комплекс построек XIV-XIX веков.
  • Путевой дворец (Почтовая станция), ныне Городенская амбулатория. Адрес: Городня, Ленинградская улица, 119А
  • Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистами и умерших от ран в госпиталях, 1941-1945 годов.
  • Братская могила мирных жителей, расстрелянных в декабре 1941 года немецко-фашистскими оккупантами.

Если вы будете проезжать по трассе М-10 «Россия», то сделайте небольшой крюк и отдохните в Городне. Об этой остановке вы точно не пожалеете.

Желтые цветы

Статья обновлена 13 мая 2020

© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *