Храмы в старинных городах — вехи истории. По крайней мере, для меня. Можно исповедовать какую угодно веру или не исповедовать вообще, но если хочешь понять, с чего всё началось и чем продолжилось, как жил город в то или иное столетие, до каких вершин совершенства в искусстве удалось подняться его жителям, надо знакомиться с храмами. Поэтому я и пришла на Старую рыночную площадь Альтмаркт (Altmarkt): отсюда начинался Дрезден, здесь была часовня святого Николая, уступившая своё место в XII веке самому большому храму в Саксонии. С него я и начну свой рассказ.

Кройцкирхе (Kreuzkirche)

Да-да, это и есть тот самый величавый храм, который пять раз сгорал или был разрушен: такая досталась ему судьба. Древнее молельное место, на котором построили церковь Святого Креста, известно с незапамятных времён. Здесь в 1168 году возвели сначала романскую базилику св. Николая, а уж потом построили церковь, которая не раз сгорала в пожарах и переживала разрушения, после чего её восстанавливали и перестраивали.

Своё звонкое имя церковь получила в 1388 году в честь хранимой в её стенах реликвии: частицы креста, на котором распяли Иисуса.

В том виде, в котором Kreuzkirche предстает перед нами сегодня, храм отстроили после пожара, случившегося в 1897 году. На восстановление понадобилось около трёх лет. Церковную кафедру, алтарь, органные хоры и другие предметы интерьера обновили в стиле модерн, и, надо сказать, реставраторы и строители провели кропотливую работу с использованием самых лучших на тот момент технологий.

Но не прошло и полвека, как церковь Святого Креста снова пострадала. В феврале 1945 года от неё остались только башня высотой в 94 метра и наружные стены: вражеская бомбардировка, уничтожившая почти весь Дрезден, не пощадила и Kreuzkirche. Дрезденцам пришлось начинать всё сначала, полностью восстановить храм удалось только к 1955 году. Наружность церкви воссоздали по историческим документам, а внутреннее убранство осталось в том же модерновом стиле.

Храму повезло: несмотря на бомбежки, сохранился бронзовый алтарь работы Генриха Эплера (1900 год), на котором изображена первая лютеранская служба в Дрездене: она состоялась в 1539 году. К 1900 году относится и картина «Распятие Христа», созданная художником Антоном Дитрихом — огонь пощадил её вместе с алтарём. Но большая часть прежнего убранства не уцелела, и виноват в этом налёт 13 февраля 1945 года.

Разглядывая церковь Святого Креста, её большие башенные часы (три метра в диаметре), я невольно думала о том, сколько ударов судьбы пришлось на это рукотворное чудо и сколько ему же досталось любви и заботы. Сколько дорог сплелось здесь в единый узел, сколько молитв поднялось отсюда к небесам, сколько следов хранят 256 ступеней, которые ведут к смотровой площадке! Необыкновенное место.

Признаюсь в своей нескромности: соприкоснувшись с этой святыней, я чувствовала себя первооткрывателем. А между тем Кройцкирхе знают во всём христианском мире благодаря хору мальчиков. За 700 с лишним лет богослужений сменилось множество поколений, но серебристые звонкие голоса детей остались драгоценной традицией храма Святого Креста, как и органные концерты, которые в наши дни проходят каждую неделю. Без Kreuzkirche не было бы той музыкальной жизни Дрездена, которая помогла городу сберечь свою душу в самых суровых испытаниях.

Как добраться

Доехать до Храма Святого Креста можно на такси или трамвае: вам понадобятся маршруты №№ 8, 9, 11, 12. Нужная остановка называется Prager Straße (Пражская улица).

Часы работы и стоимость

Церковь Креста Господня открыта ежедневно с 10:00 до 17:00. Вход свободный. Подъём на смотровую площадку и башню возможен ежедневно с 11:00 до 15:00. Последний подъем — за 30 минут до закрытия башни.

Цены на билеты для смотровой площадки:

  • взрослые — 4 EUR,
  • школьники и студенты — 2,50 EUR,
  • дети до 14 лет — 1 EUR,
  • cемьи с детьми в возрасте до 14 лет — 6 EUR.

Фрауэнкирхе (Frauenkirche)

Frauenkirche — церковь Богородицы в стиле барокко — произвела на меня совсем иное впечатление. Для этого хватило беглого знакомства с биографией того, кто распорядился о её постройке. Этим человеком был Август Сильный, саксонский курфюрст и польский король, прославившийся в XVIII веке своими амбициями, любовными похождениями и богатырской мощью.

Никакого благочестия, друзья мои! За свою насыщенную событиями жизнь Август Сильный проявил себя так, что современники приписывали ему 354 побочных ребенка. Совращение знаменитых красавиц, расточительство, пристрастие к охоте — вот то, чем жил этот правитель. И всё же курфюрст, верный рыцарским традициям, умел проявить щедрость и благородство: Август не поскупился на строительство храма, созданного по проекту архитектора Георга Бера (нем. George Bähr).

Великолепный лютеранский храм (сам Август Сильный ради власти принял католичество) строили с 1726 по 1743 годы. В результате в Дрездене появилась церковь Богоматери в 95 метров высотой, с огромным куполом и пышным внутренним убранством — храм, в котором одновременно могли молиться 3 500 прихожан!

Августу Сильному не пришлось увидеть Frauenkirch во всей красе: он скончался в Варшаве 1 февраля 1733 года, но этот поистине королевский подарок родному Дрездену стал бесподобным памятником курфюрсту. Увы, и этот храм не пощадила варварская бомбардировка Дрездена: 13 февраля 1945 года налёт англо-американской авиации полностью разрушил церковь Богоматери. Целых 44 года она оставалась в руинах, пока на исходе восьмидесятых всемирно известный музыкант Людвиг Гюттлер не возглавил движение по сбору средств на восстановление храма.

Вторая жизнь Frauenkirch началась 27 мая 1994 года: в новый фундамент заложили первый камень. На этот раз для строительства понадобилось на шесть лет меньше, чем в XVIII веке, храм торжественно открыли в 2005 году в присутствии (ирония судьбы!) послов Великобритании и США, тех самых держав, чьи доблестные авиаторы в годы Второй мировой войны оставили от прежней церкви Богоматери груду камней.

Они сохранились: их бережно использовали при строительстве восстанавливаемого храма. Стоя у его стен, я пыталась подарить самой себе незримую машину времени и представить беспутного обаятельного Августа Сильного, расчётливого и размашистого современника Петра I, глаза лётчиков, выполняющих приказ стереть исторический центр Дрездена с лица земли и спокойный кропотливый труд тех, кто решил вернуть городу Frauenkirche.

Этот храм, с его округлым куполом и великолепной архитектурой, меня приворожил! Я не могла отвести от него глаз и всё раздумывала, в какой из семи входов, обозначенными буквами алфавита, лучше войти. Решила, что через D, чтобы попасть в главный неф. Вошла и обомлела: внутри церковь Богоматери оказалась ещё прекраснее, чем снаружи. Какие нежные и тёплые тона! А каков свод внутреннего купола храма, украшенный росписью и золотом! Купол полностью построен из камня и весит 12 тонн, но изнутри он кажется воздушным и лёгким благодаря свету, который льётся сверху через его окна. Ах, Август, ваше величество, вам польстило бы то, как потомки восстановили вашу затею…

Я долго стояла у алтаря: здесь уже не нужно никакого воображения, только созерцание. Ночь на Страстную пятницу. Моление Христа на Масличной горе. Скульптурная картина… Над ней всевидящее око. А ещё выше белоснежный орган с золотом. Редко меня посещает чувство зависти, но тут никак не получалось вытряхнуть его из души: я завидовала дрезденцам! Что мне, туристке: приехала, восхитилась, вернулась домой, а они могут приходить сюда так часто, как только захочется. Счастливцы!

Добраться до церкви Фрауэнкирхе не составит труда. Сюда везут трамваи №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7 и 12, а также автобус, следующий по 75-ому маршруту. Самые близкие остановки — Altmarkt и Pirnaischer Platz. От них до храма несколько минут ходьбы.

Адрес: Rampische Strasse, 6.

Часы работы и стоимость

В будни церковь открыта с 10:00 до 12:00 и с 13:00 до 18:00. В выходные храм тоже можно посетить, но по субботам и воскресеньям здесь часто проходят церемонии крестин и венчания, во время которых, разумеется, церковь осматривать невозможно. Для туристов вход бесплатный.

Подъем на смотровую площадку в сопровождении экскурсовода и группы обойдётся вам в 10 EUR: я воспользовалась этим вариантом и услышала много интересного, хотя, увы, поняла не всё. Самостоятельная экскурсия с плеером-гидом на русском языке — 2,50 EUR.

Драйкёнигскирхе (Dreikönigskirche)

Церковь трёх волхвов — ещё один дрезденский храм, связанный с именем Августа Сильного: её проект в свою пору стал поводом для конфликта этого неординарного правителя и городского совета. Но расскажу обо всём по порядку.

Средневековая церковь в готическом стиле, как говорят разные источники, прежде здесь уже существовала: в 1403 году она занимала своё место между двором нынешней Церкви трёх волхвов и улицей Хауптштрассе (нем. Hauptstraße). Эта часть города (правобережная часть нынешнего Дрездена) тогда называлась «старой» (нем. Altendresden). Эту церковь несколько раз достраивали, расширяли, украшали — в 1539-м году в ней было целых пять алтарей. А потом, в 1685-м году, случился страшный пожар, уничтоживший почти весь Альтендрезден: сгорела и предшественница нынешней Dreikönigskirche.

Прихожане не представляли город без Церкви трёх волхвов и спустя три года после пожара воздвигли новую Драйкёнгигскирхе, более внушительных размеров. Но этот храм никак не вписывался в градостроительный план, который по приказу Августа Сильного (он же курфюрст Саксонии Фридрих Август I) разработал Вольф Каспар фон Кленгель. Hauptstraße в городе только что проложили, а церковь, восстановленная на старом месте, преграждала улицу и нарушала центральную перспективу. Августу Сильному это очень не нравилось: король желал создать на месте Altendresden пышный город в стиле барокко, и поэтому в 173 году едва восстановленную Драйкёнигскирхе разобрали. Горожане, конечно, возмутились, но успокоились, когда правитель дал слово возвести за счёт казны новый храм.

И всё было бы хорошо, если бы не новый скандал. Тот проект Церкви трёх волхвов, который пришёлся по душе королю, не устроил Городской совет, а то, что нравилось Совету, отмёл курфюрст. Только кончина Августа Сильного решила спор, и во «Внутреннем новом городе» (нем. Innere Neustadt) появился тот храм, которым Дрезден гордится поныне.

Церковь Dreikönigskirche очень красива, великолепна её 87-метровая колокольня со скульптурами трёх волхвов и четырёх евангелистов (в натуральную величину), но лично для меня её главная достопримечательность, памятник искусства XVI века — дрезденская «Пляска смерти». Она находится в западной части храма с 1991 года. До Августа Сильного этот двенадцатиметровый раскрашенный фриз из камня-песчаника располагался на Георгиевских воротах Дрезденского замка, их воздвиг герцог Георг Бородатый, убеждённый католик. «Пляска смерти», по мнению герцога, должна была укреплять в душах горожан истинную веру, но, когда резиденция стала принадлежать жизнерадостному Августу Сильному, он распорядился убрать «Пляску» на ближайшее кладбище, где смерть и в самом деле водит вечный хоровод.

На исходе XX века эту скульптурную группу, созданную в 1534 году скульптором Кристофом Вальтером I, как я уже говорила, переместили в Драйкёнигскирхе. Мне было любопытно разглядывать творение, которому в 2034 году исполнится пятьсот лет: оно такое же вечное, как и воплощённая в нём философия. Длина «Пляски смерти» — 12 метров, ширина — 1 м 20 см. Символ смерти, скелет, ведёт группы по несколько человек в каждой (всего 24) из разных слоёв общества XVI века: от императора до простолюдинов. Угодил в группу даже понтифик: и Папе Римскому, несмотря на святость, не избежать той же участи, которой суждена слепому нищему, крестьянам и неимущим жителям городов, равно как и императорам. Во что, интересно, должны были поверить современники Кристофа Вальтера I: в равенство и братство перед ликом Вечности? Жаль, у них уже не спросить.

С такими мыслями я стала рассматривать созданный в 1732-м году алтарь храма Dreikönigskirche, он находится в его западной части. У него своя притча о десяти девах (Евангелие от Матфея), а скульптуры евангелистов Иоанна и Матфея — часть композиции. Великолепный семиметровый алтарь из песчаника — дело рук ваятеля Иоганна Беньямина Томае. Всё тот же роковой для Дрездена день, 13 февраля 1945 года, сказался и на этом великолепном алтаре, он хранит следы огня бомбардировки: дрезденцы не стали его восстанавливать в назидание своим детям и внукам. Увы! Я вижу в этом только один урок: Церкви трёх волхвов пришлось расплачиваться за военные преступления гитлеровцев, к которым она не имела никакого отношения, разве что они приходили молиться сюда со своим сомнительным девизом — Gott mit uns. Бесконечно жаль каждую крупицу святыни, которую уже не восстановишь, разве что силой воображения.

Да, чуть не забыла сказать о главной архитектурной особенности Церкви трёх волхвов. Когда спустя 32 года после роковой бомбёжки её наконец решили восстанавливать, то средств не хватило, их нашли только после объединения Германии. Вот тогда и выяснилось, что храм на три тысячи горожан этому району ни к чему. Поэтому Dreikönigskirche разделили на две части: в восточной, с её несколькими этажами, расположился Дом церкви (нем. Haus der Kirche) с банкетным залом, офисами и аудиториями, а в западной — место для богослужений, о котором я только что вам поведала.

Драйкёнигскирхе расположена по адресу: Hauptstraße, 23.

Смотровая площадка: 1,5 EUR (со скидкой — 1 EUR). Храм (в том числе смотровая площадка) открыт:

Детальную информацию о концертах, проходящих в храме, можно почерпнуть на его официальном сайте.

Хофкирхе (Hofkirche)

Когда миновало время Августа Смелого, курфюрстом стал его единственный законный сын Фридрих Август II Саксонский, для которого и расстарался архитектор Гаэтано Кьявери, строя в стиле барокко ту самую придворную церковь, до которой дошёл мой рассказ, дрезденскую Хофкирхе.

На строительство ушло 16 лет. Возводили Hofkirche почти одновременно с церковью Фрауэнкирхе, всего в трёхстах метрах от этой красивой протестантской соседки. Казне Саксонии храм Хофкирхе, расположенный на набережной Эльбы, обошёлся в огромную сумму: городская казна оскудела больше чем на 900 000 талеров.

Колокольня церкви «приютила» четыре небольших колокола, звон которых раздался лишь в 1806-м году — так распорядился в лютеранской Саксонии католик Наполеон, когда провозгласил эту землю королевством.

Православные души Хофкирхе тешит тем, что в этом храме, освящённом именем Святой Троицы, размещена копия иконы Андрея Рублёва, она находится недалеко от алтаря. Может быть, именно Святая Троица уберегла Хофкирхе от полного разрушения во время бомбёжек 13–15 февраля 1945 года: храм сильно пострадал, но не превратился в пыль. Как только Вторая мировая война окончилась, дрезденцы бросились восстанавливать святыню, и богослужения начались уже в 1947 году, а в 1962 году Хофкирхе была восстановлена полностью.

По-моему, это немудрено: как не восстанавливать храм, который связывает прошлое и будущее больше, чем буквально? В подземелье именно этой церкви покоятся 49 представителей династии Веттинов, которые правили своей родной Саксонией несколько столетий. Нет здесь только Августа Сильного: вы помните, он был не только курфюрстом, но и королём Польши, поэтому тело его похоронено в Варшаве, а сердце (в особой медной капсуле) всё-таки в Хофкирхе! А рядышком с правителями спят вечным сном в своих саркофагах епископы католической епархии Дрезден-Мейсен. Не знаю, как вас, друзья, а меня при мысли об этом охватывает трепет. Сколько же судеб объединил этот храм, сколько летописей и историй связано с именами тех, кто остался здесь навеки! Будь моя воля, я назвала бы эту церковь не «придворной», а королевской.

Но дело не только в том, кто тут покоится — по-королевски выглядит и убранство храма. Оно роскошно! Не буду говорить об органе работы Готфрида Зильбермана и подробно описывать интерьер, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, что вы, надеюсь, и сделаете по моим следам. Скажу только об алтаре, великолепном творении из позолоченной бронзы и мрамора, украшенном полотном «Вознесение Христа» Антона Рафаэля Менгса.

Никогда не забуду свои впечатления от колокольни собора. Она возведена на нефе с трёхметровыми фигурами 78 святых: их создавал итальянский скульптор Лоренцо Матиелли и его коллеги из Дрездена, Яков и Павел Майеры.

И ещё несколько слов о том, что не могу вспоминать без волнения. Если вы когда-нибудь придёте в Hofkirche, найдите пиету из мейсенского фарфора, установленную в одной из боковых капелл (она посвящена жертвам бомбардировки 13 февраля 1945 года). Вспомните невинно убиенных, поклонитесь…

Хофкирхе расположена на Дворцовой площади, неподалёку от оперного театра.

Добраться сюда вы можете на трамваях №№ 4, 8, 9 (остановка Theaterplatz).

Храм открыт:

Вход свободный.

Церковь преподобного Симеона Дивногорца

А вот об этом храме я расскажу с особым удовольствием — как не потешить свою русскую душу? Церковь святого преподобного Симеона Дивногорца по-немецки называется так: Russisch-Orthodoxe Kirche des Heiligen Simeon vom wunderbaren Berge. Не знаю как вас, друзья, а меня охватывает чувство родства при мысли о том, что в городе, который когда-то по-славянски назывался Дрежда, есть православный храм.

Прихожане здесь русские, болгары, греки: храм относится (говоря официальным языком) к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви. Больше 50 лет (после 1813 года) этот православный храм существовал как домовая церковь, меняя адреса.

Среди прихожан храма писатель Иван Сергеевич Тургенев и другие выдающиеся российские деятели. Здесь в 1863 году крестили родившегося в Дрездене Петра Аркадьевича Столыпина, а в 1870 году Любовь Фёдоровну Достоевскую, дочь великого писателя.

Неизвестно, сколько мог бы ещё «кочевать» по Дрездену православный храм, если бы не поступок А. Ф. Вольнера, русского подданного: он отдал для постройки церкви достойный участок земли на Райхенбахштрассе (нем. Reichenbachstrasse), в престижной части города, а Д. И Образцов, член Строительного комитета, купил у Вольнера ещё четыре ара (по-нашему, четыре сотки) вдобавок к подаренным 17,6 арам. Так и появился храм, которому я во время своего путешествия по Саксонии не могла не поклониться.

Архитектор фон Боссе сделал Церкви Святого преподобного Симеона Дивногорца щедрый подарок: дизайн (как сказали бы в наши дни) внутренних и внешних украшений он разработал бесплатно, как и проект храма в целом. Церковь была заложена 25 апреля (7 мая) 1872 года в честь святого Симеона Дивногорца и была освещена протоиереем Михаилом Раевским 24 мая (5 июня) 1874 года. Со стороны русской знати ей доставались щедрые пожертвования, к чему приложили руку великие князья и княгини. А своим теплом (в прямом и переносном смысле) храм обязан композитору Сергею Рахманинову: он провёл в Дрездене три зимних сезона в 1906–1909 годы и не поскупился на крупную сумму для устройства газового отопления. До посещения церкви и знакомства с ее историей я этого не знала!

А потом началось лихое время. В Первую мировую войну, до самого 1921 года, власти церковь держали под замком: кто знает, не молятся ли в ней прихожане за победу русского оружия? Позже в судьбу храма вмешался Адольф Гитлер. Фюрер решил передать приход и всё его имущество Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей. Как ни возмущалась община, поделать с этим ничего не удалось, в знак протеста многие её члены заявили о своём выходе.

В годы Второй мировой войны не могло быть и речи о пасхальном крестном ходе, его тоже запретили. Но когда 13 февраля 1945 года на Дрезден налетела авиация союзников, православный храм устоял! Конечно, повреждения были, и сильные, но богослужения в Церкви Святого преподобного Симеона Дивногорца продолжались. Это было настоящее чудо. А летом 1945 года храм перешёл к западноевропейскому Экзархату Русской православной церкви.

Переступив порог церкви, я направилась искать следы истории — две памятные доски на её стенах (вы уже знаете мою слабость к мысленным путешествиям в прошлое). Одна доска храмозданная. Другая размещена в память об Александре II, российском императоре. Государь побывал здесь за шесть лет до своей трагической гибели, в июне 1875 года. Мне хотелось думать, что где-то под куполом храма, созданного в русско-византийском стиле, витает эхо голосов тех великих русских людей, которые жили, творили, мечтали, любили в Дрездене и обязательно приходили сюда со своими горестями, надеждами, молитвами. И дарами.

Образ и крест Воскресения Христова — дар иерусалимского патриарха Никодима. Их невозможно не заметить, как и две иконы, которые передал в дар Церкви святого преподобного Симеона Дивногорца М. Н. Журавлёв. Они были сделаны в 1899 году для двух стен на левой и правой сторонах церкви по специальной мерке. С икон взирают на простых смертных святая равноапостольная княгиня Ольга и святитель Николай Чудотворец. Обязательно обратите на них внимание, когда будете в этом храме: это больше, чем произведение искусства и порыв душевной щедрости. Но ещё больше, чем два этих образа, меня поразил запрестольный образ Вознесения Господня, который написан прямо на стекле в человеческий рост.

Посещение Russisch-Orthodoxe Kirche des Heiligen Simeon я нарочно оставила напоследок: мне хотелось, чтобы именно этот храм в списке посещаемых святынь Дрездена был самым сильным и ярким впечатлением. Побыть там, где останавливается время, представить рядом выдающихся людей, связавших саксонскую столицу с Россией, поклониться их памяти, помолиться за них у подаренных ими икон, почувствовать свет их души — лучше ничего и быть не может.

Храм Russisch-Orthodoxe Kirche des hl. Simeon vom Wunderbaren Berge расположен по адресу: Fritz Löffler Straße, 19. Он в пяти минутах ходьбы от городского железнодорожного вокзала и в 15–20 минутах от Старого города (Альтштадт): я дошла к нему пешком.

Храм открыт каждый день с 10:00 до 17:00, кроме понедельника: в этот день церковь открывается в 12:00. Вход свободный.
Фотографировать и снимать на видео в Церкви святого преподобного Симеона Дивногорца запрещено.

При желании группы от 10 человек могут рассчитывать на знакомство с историей и архитектурой храма, его прошлым и настоящим: для этого нужно обратиться к отцу-настоятелю по телефону +49 351 471 9414. Экскурсии проводятся с пожертвованиями для храма — около 1 EUR с каждого участника.

Русская православная церковь Преподобного Симеона Дивногорца

За Главным вокзалом Дрездена, примерно в километре от него, в районе Южное предместье (Suedvorstadt/Зюйдфорштадт) на Фриц-Лёффлер штрассе 19 (Fritz-Löffler-Strasse) стоит русская православная церковь Преподобного Симеона Дивногорца (Russisch-Orthodoxe Kirche des Heiligen Simeon vom wunderbaren Berge). Издалека видны золотые кресты, венчающие ее голубые главы. Храм в старорусском стиле построен в 1874 г. для членов российского посольства в Саксонии. В южном предместье тогда располагались многие дипломатические представительства, здесь предпочитали селиться иностранцы. В сентябре 1869 г. в Дрездене у Достоевских родилась дочь Любовь, которая в январе 1870 г. была крещена в этой церкви. Запись об этом сохранилась в церковном архиве.

Просьба о рестоврации

Иногда пишут, что во время безжалостной бомбежки в феврале 1945 г. церковь чудесным образом уцелела. На самом деле без разрушений не обошлось. Ольга Васильевна Гроссман в книге «Русский мир Дрездена» приводит строки из письма настоятеля церкви Дмитрия Трухманова «Русскому Коменданту в г. Дрездене»:
«От воздушной бомбардировки англо-американцами… очень пострадал наш Православный храм: сгорел шпиль колокольни, рухнули кресты с колокольни и трех глав, повреждены водосточные трубы, … двери и выбиты все стекла… Наш храм… пострадал по вине немцев – виновников войны. Ввиду этого почтительнейше прошу Вас: сделайте … властное распоряжение, чтобы наш храм был реставрирован немецкими силами и за немецкий счет».

Работы по восстановлению церкви начались в ноябре 1945 г., когда были решены самые неотложные задачи по снабжению города продовольствием и освобождению от развалин. Сегодня церковь находится в ведении Московской патриархии.

Бывшая католическая придворная церковь, а ныне кафедральный собор Хофкирхе епархии Дрезден-Мейсен в Дрездене — совершенно нетипичная достопримечательность города, который с преимущественно протестантским населением.

Церковь Хофкирхе (Hofkirche) была построена с огромной помпой и роскошью во времена саксонского курфюрста Фридриха Августа II, которому настолько хотелось стать королем Речи Посполитой, что он поменял веру сам и всячески поощрял такую смену веры среди своих подданных.

Церковь Хофкирхе — история создания

Проект католической придворной церкви Дрездена был создан известным итальянским архитектором Гаэтано Киавери. Именно он руководил возведением храма, построенного в стиле римского барокко из местного строительного материала – песчаника, богатого солями железа. Именно поэтому сегодня кажется, что стены храма пострадали во время какого-то крупного пожара, но располагаются языки «копоти» совершенно нетипично.

На самом деле храм, построенный в 1739-1755 годах, так выглядит вследствие естественных процессов окисления, происходящих под влиянием атмосферных осадков. Этот храм построен в качестве противовеса протестантскому собору Фрауэнкирхе, который до момента поворота в религиозной политике правителя, считался придворным храмом курфюрстов Саксонии. Именно в усыпальнице собора похоронены все саксонские курфюрсты, кроме Августа Великого (король Польши похоронен в краковском замке Вавель).

Особое влияние оказал на деятельность общины император Наполеон – только по его специальному разрешению было разрешено во время службы в протестантском городе звонить в колокола католического храма.

Архитектура Кафедрального собора Хофкирхе

По внутренней планировке собор напоминает придворную церковь, созданную во французском Версале – украшения из ценных пород дерева создал скульптор Бальтазара Пермозера, уроженец Дрездена, тогда как мастером, который создал лучший орган в Европе, стал уроженец Фрайберга — Готфрид Зильберман.

Внешний облик и внутреннее убранство собора очень сильно пострадали во времена пожара, начавшегося после одной из бомбардировок города в 1945 году – после прямого попадания бомбы начался пожар, практически полностью разрушивший внутреннее деревянное убранство и перекрытия собора. Восстановительные работы в соборе Хофкирхе начались уже в 1946 году.

На первом этапе реконструкции храма был полностью восстановлен орган – он снова зазвучал в 1947 году, а на реконструкцию самого собора потребовалось почти 15 лет.

Главные особенности храма

В Кафедральном соборе Хофкирхе размещена точная копия знаменитой Троицы, написанной Андреем Рублевым – эта православная икона была подарена русской общиной Дрездена. Из других особенностей в храме можно заметить, что изменена традиция расположения главного алтаря (он ориентирован на запад, тогда как в большинстве христианских культовых сооружений его ориентируют на восток).

По своей форме церковь Хофкирхе, увенчанная колокольней высотой в 85 метров, напоминает корабль. Для украшения карнизов и фасадов верхнего и главного нефе в Италии были заказаны скульптуры апостолов и высших иерархов Церкви – их создал скульптор Лоренцо Матиэлли.

Информация для посетителей

Адрес: Schloßstraße 24, Дрезден

Как добраться: на трамваях № 4, 8 или 9 до остановки Theaterplatz.

Продолжить знакомство с достопримечательностями Дрездена можно, отправившись в Цвингер — архитектурный ансамбль, выполненный в стиле барокко. Здания комплекса украшены статуями древнегреческих богов.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *