Суслова Ирина

Мануки — демон Хэллоуина

Жанр — мистика, юмор, байки — Я расскажу тебе одну историю, — лениво улыбнулась я, отпив из бокала великолепного Ирландского скотча. Как вкусно. Великолепный скотч. Великолепный вечер. Вечер перед праздником дня всех святых. Перед Хэллоуином. Все украшено разнообразными страшилками, приведениями, тыквами. Я всегда любила этот день. Вглядевшись в уютное пламя камина, улыбнулась еще шире. Да, каждый год я жду этого дня. Каждый божий год. — Какую историю, тетя Мил? — подтолкнули меня в локоть. Я перевела взгляд на милую девчушку шести лет, сидящую рядом на мягком пушистом ковре, мою названную племянницу, которая с интересом на меня смотрела своими голубыми глазками. Такая уже большая. Время летит… — Историю… эм, да, — я сделала еще глоток и, вздохнув, начала: — Это произошло много лет назад… *** — Я не одену это! — возмутилась Эмми, покосившись на белую простыню, каллиграфично изорванную и измазанную бутафорской кровью. — Вот почему, вам с Сэм всегда достаются ведьмы, или русалки, а мне тыквы или какие-нибудь тролли?! — бушевала она. — Потому что ты пампушечка! — хихикнула я, и потрепала подругу за пухлую веснушчатую щечку. — Наша любимая пампушечка! — Отвянь! — фыркнула Эмми, но уже по-доброму. — Все равно не одену. — Ну хорошо, а кем ты хочешь быть сегодня? Ведьмой? Может пираткой? — задумалась я, перебирая в памяти свой скудный гардероб, может что-то и найдем… — Ага, скажешь тоже, — буркнула она мне в ответ. — Где ты видела жирных пираток? А твой ведьмин костюм мне разве что только на одно полупопие налезет. Эх… — она плюхнулась на кресло и обняла простынь, которую мы с ней не так давно смастерили. — Так и суждено мне быть жирным приведением, в компании с худосочными зомби. — Я вампир… — Не важно… — отмахнулась подруга, — надо было, что ли, костюм хот-дога купить, была бы хоть ирония какая-то… где, кстати, наша вторая зомби… или вампир… кто вы там сегодня? Тут внезапно хлопнула дверь комнаты и в помещение влетела та, о которой секунду назад были произнесены слова. Она ворвалась к нам рыжим вихрем растрепанных волос и держала в руках какую-то книгу. — Девчонки, все! — радостно провозгласила Сэм, поочерёдно смотря то на меня, то на Эмми. — Конец всем нашим горестям! — Ты принесла тяжелые наркотики? — приподняла одну бровь Эмм. — Нас пригласили на вечеринку к Мэтти? — с надеждой спросила я. — Нет, мои облезлые подружки, лучше! — торжественно произнесла Сэм и бухнула на стол книгу. — Вуаля! Скажем до свидания ненавистному шатанию по улицам в Хэллоуин и неудачным попыткам прибиться к чужим компаниям! Теперь МЫ будем диктовать условия! — Ну точно, тяжелые наркотики, — ворчливо произнесла Эмм и добавила: — Фу, ну и грим на вас девчонки, смотреть тошно. Одно радует — хоть не от одной меня прохожие на улице шарахаться будут. Я же в отличие от Эмми заинтересованно глянула на обложку явно старой и потрепанной книги, которая к тому же была измазана чем-то черным. «Паулюс» — гласила она, «Практическая магия». — Это что? — Это, мои страшилища — настоящая книга колдовства! Папа нашел её в шахте вчера вечером! Я всю ночь её изучала, и знаете, что я там нашла? — была явно в нетерпении Сэм. — Рецепт, как жрать и не толстеть? — предположила Эмм. — Эмми, лучше! — не среагировала на её шпильку подруга. — Я нашла рецепт исполнения желаний! Вот смотрите, это здесь! — девушка вновь схватила книгу и принялась её судорожно листать. — Вот оно: «… этот ритуал можно проводить лишь раз в жизни, ибо только раз искреннее желание может быть исполнено. Мануки — демон дня всех святых бродит по миру в ночь на Хэллоуин и если правильно провести ритуал, то он исполнит одно желание…». Ну, что скажете??? — Ты бы, Сэмми, таблеточек попила… — фыркнула Эмм, — от головки. — Да ты не понимаешь! Эта книга была спрятана в шахте! Закопана Бог знает когда! Это просто счастливый билет! — затараторила подруга. — Кто станет прятать книгу так глубоко под землей, если это очередная макулатура? — Эээм… Сэмми… — позвала я, когда дочитала абзац до конца, — ты ничего не упустила? — спросила я, ткнув в книгу рукой. — А что? Это же демон, ничто и никогда не достается бесплатно! Это все знают. — Чего там? — наконец оттаяла Эмм и неуклюже потянула на себя книгу, пока та не плюхнулась ей на колени, и начала читать: — «… Мануки — демон Хэллоуина очень опасный демон, один из тех, кто собирает души людей, которые не успели одеться в нечисть или запереться дома. Если вы решили провести ритуал вызова Мануки, знайте — он может подарить вам деньги, славу, вечную жизнь, но может и не делать этого. Вместо желания вы получите вечные муки в адском пламени вместе с остальными грешниками…» Кру-у-у-то… — Ты так думаешь? — теперь в скептика превратилась я. — Что хорошего в гиене огненной? Ну, допустим, этот ритуал правда. Ну, допустим, Мануки придет. А что будет, если он не захочет исполнять наши желания? — Тут написано: «если ПРАВИЛЬНО провести ритуал». Нужно просто следовать написанному. Вон Эмми у нас готовит хорошо! Всегда по рецепту получается! Пусть она и руководит! — глаза Сэм аж загорелись. — Нет, спасибо. Всякая нечисть не входит в мой ежедневный рацион… — фыркнула та. — Девочки, послушайте, — решила Сэм подойти с другой стороны. — Мы можем сегодня, как и всегда, прогуляться по улицам, попугать народ и ни с чем, разочарованными приди домой. Как всегда. Нас все равно никто и никогда не зовет на вечеринки. И мы, наверное, единственные семнадцатилетние девчонки, которые на Хэллоуин одеваются так, чтобы напугать, а не понравиться парням, как все наши ровесницы! — она сделала выразительную паузу и оглядела наши погрустневшие лица. — Девочки примите как данность — мы с вами три страшные ботанки, над которыми вечно смеются, а иногда даже издеваются, — в этот раз выразительный взгляд достался лично Эмми. — Если есть шанс это исправить, то почему нет? Кроме того, может быть это просто бесполезная книжонка и вызвать мифического демона Хэллоуина у нас не получится, поскольку того нет в априори. Зато развлечемся, Хэллоуин ведь! Да. Убийственные аргументы, что тут скажешь. Я оглядела подруг, и была вынуждена признать, что Сэм права. Мы самые настоящие заучки и всегда ими были. Нас не баловали вниманием парни, не дружили девчонки. Разве что только для того чтобы списать. Эмми всегда доставалось от одноклассников за лишний вес, мне за то, что была нескладной и носила брэкеты, а Сэм за чрезмерную любовь к химии и физике. И это если не считать её чрезмерной худобы и бледности. Нас так и звали одноклассники: Булка, Белый Клык и Мосол. Развеселая компания. Наш класс, наверное, уже забыл наши настоящие имена. — Хорошо, — подумав, согласилась я. — Ну… можно попробовать… может я из-за стресса хоть на пару кило похудею… — так же отозвалась Эмми. — Вот и чудненько! — потерла руки наш змей-искуситель. — А где мы это будем делать? — задала я резонный вопрос. У всех у нас в честь праздника предки вместе с близкой и дальней родней собрались для празднования, так что наши дома отпадают сразу, из-за шумного веселья. — Как где? — улыбнулась Сэм. — В заброшенном доме Хилхерстов! — Где?! Ты что сдурела?! — воскликнула Эмми, едва услышав об особняке, вокруг которого давно ходят нехорошие слухи. Даже самые отвязные хулиганы его сторонятся! Поговаривают, там живет дух леди Хилхерст, который убивает залетных путников. — Вы со мной или нет? — грозно спросила Сэм, уперев руки в бока. Конечно же, мы пошли. Против Сэм не попрешь. Именно поэтому ближе к полуночи, две вампирши и одно пухлое, ободранное приведение, топали в сторону заброшенного дома с небольшими котомками наперевес. — Эй, нечисть! Кошелек или жизнь?! — послышался нам в спину крик. В этой части улицы было довольно темно. Но испугались мы зря, заприметив троих знакомых девушек из нашего класса. Они оделись явно для какой-то модной вечеринки. Одна из них была кроликом, другая кошечкой, а третья — мышкой. Но не скажу, что встреча с ними оказалась тотальным везением. Эти девчонки никогда не упускали возможности поглумиться над нами. — Так это же Булка, Мосол и Клык! Вот так удача! — воскликнула одна из них. — Вот так костюмчики, особенно у жиробасины! В другое не влезла, небось? А остальные две по-ходу без костюмов, да? Эмми обиженно засопела, но стойко молчала, сжимая губы. — Не обращай на них внимания, — сузила глаза Сэм, — идем. — Эй, эй, вы куда собрались?! — кричали они нам в след, но мы словно глухие упорно шли в сторону дома Хилхерстов. — Вот курицы, — расстроено прошипела Эмм, вытирая слезы с лица, — чего им от нас надо? — Да пошли они, — злобно скрипнула зубами я. Я подобно подруге тяжело переживала нападки одноклассников, но в отличие от Эмми, которая с нами была сгустком сарказма, а при посторонних — наоборот, старалась не показывать свои чувства. Всю дальнейшую дорогу мы шли молча, каждая думая о своем, и мысли эти были не особенно радужными. До заброшенного дома добрались довольно быстро и изнутри он оказался не таким страшным, как снаружи. Лунный свет ярко освещал большой холл, а разбитый и пыльный интерьер, даже добавлял некой романтики в сегодняшнюю ночь Хэллоуина. Эмми была запасливой девчонкой, прихватила с собой вдвое больше свечей, чем было нужно, и кроме того не забыла про небольшой плед, на котором мы втроем удобно устроились. Буквально через полчаса неприятная стычка была забыла, а мы с девчонками сидели в кругу и, попивая вино, которое я уперла у родителей, читали заклинания из книги Паулюса, то и дело смеясь от очередного представления, что бы было, если заговоры и вправду сработали. Само собой никто из нас и не думал, что книга найденная в шахте была действительно магической, мы даже и предположить не могли того, что произойдет дальше, пока не приступили к тому, ради чего собственно здесь и собрались, а именно — к вызову демона Хэллоуина. Мы, наверное, раз десять повторили нужные слова и сделали необходимые приготовления, но ничего не получалось. — Придется все-таки резать пальцы, — наконец сдалась Сэм. — Ни за что, — отмахнулась я. — Тут ясно сказано — нужна капля крови! — возмутилась подруга. — А иначе ничего не получится! — Я еще раз говорю… — Слабо, убогая? — хихикнула Эмми и, отстегнув от своего костюма булавку, молниеносным движением проткнула палец, тут же окунув его в миску с вином, которое стояло на импровизированном алтаре из маленькой табуреточки, найденной тут же. Сэм последовала её примеру, и теперь две пары глаз в ожидании смотрели на меня. — Дуры вы конченные… — прошипела я, но все же схватила булавку. Хоть прям проколоть палец у меня не получилось, но зато расковырять до крови — вполне. Девчонки, конечно, бухтели, но я только упрямо фыркала, и все же выдавила в миску скудную капельку. — Ну, ты, Клык, и слабачка, — засмеялась Сэм, и что тут же получила от меня затрещину за обзывательство. — Так все начали! — скомандовала Эмми. То, что за этим последовало, ввело нас в неописуемый ужас. Буквально после последних произнесенных слов, пол задрожал, прогремел жуткий гром вперемешку с треском и вокруг нас закружилось множество горящих точек, словно раскалившийся пепел от вулкана. Он плавно спадал сверху, пока все частицы не начали собираться в одно большое целое и, наконец, загорелись настоящим огнем. Огонь погас так же быстро, как и вспыхнул, а не его месте образовалось непонятное нечто: огромное, высокое, худощавое с когтистыми руками и тыквой вместо головы, внутри которой горел тусклый огонек. Его зубы были остры, как лезвия, а злобные с прищуром глаза весело нас оглядывали. Одето существо в длинный черный балахон и обвешено тяжелыми металлическими цепями. — А-а-а-а-а!!! — заорали мы все вместе и бросились в рассыпную. Но у демона были свои планы на наш счет: все двери, которые, казалось, развалятся от одного прикосновения, стали словно из металла и никак не желали поддаваться. Когда я уже была готова рыбкой прыгнуть в разбитое окно, демону наконец, надоело наблюдать за нашими ужимками и он произнес тихим вкрадчивым и немного смеющимся голосом: — Я Мануки, демон Хэллоуина. Мы замерли на месте, и старались перестать дышать. — Я выполню ваши желания. Говорите, — два отверстия в его голове-тыкве буквально прожигали нас насквозь. Но тут меня удивила Эмми, прокричав: — Я… я хочу быть красивой! Я хочу быть стройной и красивой! И чтобы все знали о моей красоте! Демон перевел взгляд на Сэм. — Я хочу стать выдающимся ученым… чтобы мной гордились… И наконец, демон посмотрел в мою сторону. И я выпалила первое, что пришло на ум: — Я хочу, чтобы у меня все получалось… за что бы не взялась… — Принято, — демон сложил свои худощавые руки на груди. — Я выполню ваши желания. Но с одним условием. Мануки резко сделал выпад рукой и хлипкие створки одного из окон разлетелись вдребезги, а в дом с диким визгом влетели те самые три девчонки, которые совсем недавно над нами смеялись. Мануки заключил их в слабо светящийся голубоватый кокон, и подвесил под потолок. — Они, — демон указал на девушек когтистым пальцем, — шли без добрых намерений. Они желали вам зла. Что, взамен ваших желаний, я могу забрать у них? *** — Конец. И все жили долго и счастливо, — подытожила я и рассмеялась. — Как конец? — разочарованно воскликнула девчушка. — А что те девочки? Их желания сбылись, тетя Мил? — Да. Конечно, сбылись, — ответила я. — А что Мануки забрал у других девочек? — заворожено смотрела на меня племянница. — Дай-ка вспомнить, — я задумалась, — у одной он забрал разум, у другой голос, а у третьей вроде бы зрение. — Ого… страшная история… — Сегодня же Хэллоуин, — вновь улыбнулась я, — сегодня все истории страшные. Тут открылась дверь в комнату и в неё вошла высокая статная женщина с рыжими волосами. — София, ты еще не спишь? — строго, но в то же время мягко спросила она. — Давай-ка, юная леди, иди в кроватку! Твоя няня тебя уже потеряла. — А тетя Мил расскажет мне завтра еще какую-нибудь историю? — жалостливо спросила девчушка. — Завтра — обязательно, — пообещала я, наблюдая за тем, как няня забирает сонную племянницу. Как только за ними закрылась дверь, я перевела взгляд на маму Софии и улыбнулась. Та подмигнула мне, а в глубине дома послышался хлопок входной двери. — Вот и Эмми, наконец, пришла, — проговорила Сэм. Спустя пару минут в комнату буквально ворвалась стройная, худая женщина с копной золотистых кудрявых волос. — Ну что, убогие. Все в сборе? — хохотнула она, и мы дружно рассмеялись. Три красивые, успешные молодые женщины — знаменитый физик-ядерщик, лучшая в мире топ-модель и скромная бизнес-вумен, со второй страницы рейтинга журнала «Форбс». Да, мы очень любим Хэллоуин, он исполнил наши желания.

Хеллоуин

Эту страницу предлагается переименовать в Хэллоуин. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/16 сентября 2016. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон.

У этого термина существуют и другие значения, см. Хеллоуин (значения).

Хеллоуин (Хэллоуин)


Праздничный постамент в Кобе, Япония, 2007 год

Тип

праздник

Иначе

Также

Hallowe’en

Значение

Канун Дня всех святых,
традиционно считается единственным днём в году, когда духи умерших могут вернуться на землю

Установлен

Начало нового календарного цикла по кельтскому языческому календарю

Отмечается

Великобритания,
Ирландия,
США,
Франция,
Канада,
Австралия,
Новая Зеландия,
Япония и др.

Дата

31 октября

Празднование

фейерверки,
семейные застолья,
вечеринки

Традиции

выпрашивание детьми лакомства, пугающие аттракционы, костюмированные вечеринки

Связан с

Самайн,
День всех святых

Медиафайлы на Викискладе

Хе́ллоуи́н (также Хэ́ллоуи́н; англ. Halloween, All Hallows’ Eve или All Saints’ Eve) — современный международный праздник, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии, история которого началась на территории современных Великобритании и Северной Ирландии. Отмечается каждый год 31 октября, в канун Дня всех святых. Хеллоуин традиционно празднуется в Западной Европе и Америке, хотя официальным выходным днём не является. С конца XX века, в ходе процесса глобализации, мода на атрибутику Хеллоуина возникла также в большинстве стран Восточной Европы и в СНГ. Хеллоуин неформально отмечается в некоторых других странах, имеющих тесные культурные связи с США или Великобританией, например, в Японии, Южной Корее, Сингапуре, Австралии и Новой Зеландии, в ряде островных стран Океании.

История

Основная статья: Самайн

Традиционная ирландская маска для гайзинга (начало XX века) и украшение дома светильниками Джека в 1919 году

Историк Николас Роджерс, изучавший истоки Хеллоуина, отмечал, что, несмотря на попытки связать его происхождение с древнеримским праздником Паренталий (от parentes — родители), который праздновался 13-21 февраля, прообраз Хеллоуина, вероятнее всего, зародился только с появлением кельтского языческого празднества Самайн, празднование которого длилось семь суток — по трое суток до и после самого Самайна в ночь на 31 октября, описание которого появляется в староирландской литературе начиная с X века. Название этого праздника произошло от староирландского слова Samhain, которое означало «конец лета» и впоследствии превратилось в ирландское название месяца ноября. Таким образом, схожесть кельтского и римского праздников скорее связана общим индоевропейским происхождением кельтов и латинян.

Согласно Оксфордскому словарю фольклора, Самайн был праздником одновременно для всех народов Британских островов и прочно ассоциировался со смертью и сверхъестественным. В то же время нет никаких доказательств того, что в языческие времена праздник имел какое-либо особое значение, кроме сельскохозяйственного и сезонного. В 601 году папа Григорий I проинструктировал миссионеров не бороться с языческими праздниками, а обращать их в христианские — по его замыслу, это должно было способствовать христианизации Северной Европы. К VIII веку праздник Самайн стал Днём всех душ и Днём всех святых (1 ноября), в который разговаривать с умершими считалось с точки зрения религии вполне допустимым. Подобное взаимопроникновение гэльских традиций и христианских обрядов начало формировать первые зачатки Хеллоуина. Лишь спустя два века после утверждения Дня всех святых (примерно через 400 лет после принятия Ирландией христианства) — на рубеже X—XI веков, — в записях монахов наблюдается смещение в восприятии Самайна в сторону тёмного языческого праздника, связанного со смертью.

С этого момента начинается преемственное развитие двух праздников. Как и Самайн, Хеллоуин традиционно отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. В Шотландии и Ирландии Самайн носил название Oidhche Samhna и Oíche Samhna (на шотландском и ирландском соответственно), и современные носители гэльских языков по-прежнему обозначают Хеллоуин словами Oíche/Oidhche Samhna. До сих пор на севере Шотландии и Ирландии принято проводить ритуалы для успокоения мёртвых и рассказывать ночью 31 октября легенды о предках. На следующий день после католического Дня всех святых (2 ноября) празднуется День всех усопших верных. В православных церквях празднование Дня всех святых приходится на первое воскресенье после Дня Святой Троицы.

Примерно в XVI веке сложилась традиция выпрашивания сладостей ночью 31 октября. Дети и взрослые надевали тканевые маски и ходили от одной двери к другой, требуя от хозяев угощение и мелко шаля. Обычай надевать ролевые костюмы и носить с собой «светильник Джека» появился только на рубеже XIX и XX веков, причём в обмен на деньги или еду изначально нужно было предлагать разные развлечения. Впоследствии, по причине массовой эмиграции шотландцев и ирландцев в США, Хеллоуин популяризируется и там.

Символы

Во время Хеллоуина придомовые участки, публичные пространства, а также многие здания традиционно украшаются жуткими атрибутами: ведьмами, скелетами, призраками, паутиной и надгробиями. Дом, украшенный к празднику в Уизерли, Пенсильвания Основная статья: Светильник Джека

Большинство символов праздника имеет долгую историю. Одним из самых знаменитых атрибутов является тыквенный светильник, или Светильник Джека, — он представляет собой полую тыкву, на которой вырезана зловещая гримаса, а внутрь помещена свеча. Считалось, что подобный плод, оставленный в День всех святых около дома, будет отгонять от него злых духов и прочую нечисть. Истоки этого обычая уходят в глубь веков, когда жители британских островов вырезали рожицы на плодах во время сбора урожая. Как и многие другие языческие традиции, этот символ был охристианизирован и, согласно популярному ирландскому поверью о Джеке (отсюда название), Светильник Джека представляет собой «душу, не принятую ни в рай ни в ад»:

<…> По дороге домой выпивоха Джек повстречал Дьявола, однако ему удалось обвести его вокруг пальца — он попросил нечистого залезть на дерево за фруктами, и как только тот взгромоздился на раскидистую крону, Джек нацарапал на стволе крест, таким образом пленив Дьявола и выторговав для себя привилегии. Проведя жизнь в пьянстве и грехе, Джек не смог попасть в рай после смерти. Согласно данному обещанию, Дьявол также не стал забирать Джека и в ад, а лишь бросил ему кусочек угля из адского пламени. Той холодной ночью Джек положил тлеющий уголёк в пустую репу, чтобы тот не затух. С тех пор он скитается по земле, никак не найдя себе места.

Но светильник на Хеллоуин не всегда изготавливался из тыквы: в Ирландии и Шотландии для этого традиционно использовали репу, однако прибывшие в Северную Америку иммигранты быстро заменили её на тыкву, как более доступный и крупный овощ, проще поддающийся вырезанию. Впервые создание тыкв-светильников в Америке было зафиксировано в 1837 году; этот ритуал, проводившийся во время сбора урожая, не имел никакого отношения к Хеллоуину вплоть до второй половины XIX столетия. Лишь к 1900 году использование тыкв во время празднования Хеллоуина вошло в широкий обиход.

Другим важным атрибутом является маскарад: популярны костюмы персонажей классических фильмов ужасов, например, Мумии и чудовища Франкенштейна. В праздничном убранстве домов большую роль играют символы осени, например, деревенские пугала. Основными темами Хеллоуина являются нечистая сила, смерть, оккультизм и монстры. Традиционными цветами являются чёрный и оранжевый.

Вырезанный из турнепса светильник Джека, начало XX века. Музей традиционной жизни, Ирландия

Ох! — плоды любимые детства! — старые дни напоминая,
Когда виноградное дерево багровело и коричневые орехи падали!
Когда дикие, уродливые лица, вырезанные нами на его кожуре,
Всматривались во тьму со свечой внутри!

— Джон Уиттьер, «Тыква» (1850)

Музыка

Как и у других праздников, у Хеллоуина есть свои известные песни и тематическая музыка. Широко известная песня «Monster Mash» поп-музыканта Бобби Пикетта стала, по мнению ряда музыкальных критиков, своеобразным гимном Хеллоуина. Другой очень популярной песней является композиция «»This Is Halloween»», написанная Дэнни Эльфманом и вошедшая в саундтрек к анимационному фильму Кошмар перед Рождеством. Она неоднократно была перепета разными не только американскими, но и японскими исполнителями.

Также часто с праздником ассоциируется группа Midnight Syndicate, творчество которой, по словам некоторых авторов, стало синонимом этого праздника. Творчество коллектива фактически определило основные черты «музыки Хеллоуина», определило её стандарты и оказало влияние на другие подобные проекты. 11 сентября 2009 года AOL Radio опубликовало рейтинг «10 лучших альбомов в жанре „Хеллоуин“»; Midnight Syndicate заняли в нём сразу три места — третье, четвёртое и восьмое. В 2010 году группа выпустила отдельный сборник Halloween Music Collection.

Часто для пугающих аттракционов во время празднования Хеллоуина используют атмосферные композиции в жанре эмбиент, состоящие из пугающих элементов вроде скрипов, воя волков и того подобного. Наиболее популярна в этом плане музыка той же группы Midnight Syndicate, которая задаёт стандарты для этой индустрии. Известна группа Nox Arcana, чей альбом Grimm Tales стал источником вдохновения для создания парка Scary Tales: Once Upon A Nightmare на студии Universal Studios Halloween Horror Nights. На вечеринках используется танцевальная музыка, написанная в шуточно-пугающем стиле, или композиции из саундтреков к фильмам ужасов. Известной композицией стала песня Let’s Get Tricky которая была исполнена Беллой Торн и Рошоном Феганом. Она звучала в известном тв-сериале на канале Дисней — «Танцевальной лихорадке».

Традиции

Костюмы

Облачение в карнавальные костюмы — сравнительно недавно возникший элемент праздника. Впервые как полноценный обычай оно было зафиксировано в начале XX века и восходит к американским традициям костюмированных вечеринок. Впервые ношение маскарадных костюмов на Хеллоуин зарегистрировано в 1895 году в Шотландии, когда дети в масках ходили по домам и получали конфеты, пирожные, фрукты и деньги. Нет ни одного упоминания о подобных традициях в США, Ирландии или Англии до 1900 года. В Шотландии детей, которые, одевшись в карнавальные костюмы, изображающие разных монстров или других персонажей, ходят от дома к дому и выпрашивают сладости, называют guisers, а сам обычай — Guising («га́йзинг», от англ. guise — ношение маски, наряда, шуточное переодевание). Костюмы для Хеллоуина, как правило, начинают продавать ещё в августе.

Сами костюмы на Хэллоуин значительно эволюционировали за прошедший век. Изначально костюмы были образами уродливых исхудалых лиц людей. Это выглядело далеко не празднично и достаточно пугающе. Но уже к началу 2000 костюмы все более приобретали яркие образы и сам праздник превращался в шоу.

Исследование, проведённое Институтом розничной торговли США, показало, что в 2005 году 53,3 процента американцев планировали купить маскарадный костюм на Хэллоуин и намеревались потратить на это в среднем 38 долларов 11 центов. Общие доходы от продажи костюмов составили $3,3 млрд в 2005 году и $4,96 млрд — в 2006. В 2009 году, во время экономического кризиса, средняя сумма расходов на приобретение хеллоуинской атрибутики гражданами США уменьшилась на 15 % по сравнению с 2008 годом и составила 56 долларов 31 цент.

Украшенные к празднику дома в Оттаве. Украшение дома на Хеллоуин говорит, что тут ждут детей

Основная тема костюмов на Хеллоуин — это разная нечисть или сверхъестественные персонажи, однако популярны и костюмы на совершенно произвольную тематику, хотя основной мотив продолжает оставаться самым распространённым. Так, в 2000-х среди костюмов на Хеллоуин можно было встретить не только костюмы вампиров, оборотней или ведьм, но и фей, королей, деятелей поп-культуры и даже ролевые костюмы сексуальной тематики.

Выпрашивание сладостей (Trick-or-treat)

Основная статья: Выпрашивание сладостей

Традиция наряжаться в костюмы и ходить от дома к дому, выпрашивая сладости, появилась ещё в Средневековье и первоначально была связана с Рождеством. В Англии и Ирландии бедняки издревле ходили по домам и выпрашивали так называемые «духовные пирожные» в День всех святых (1 ноября), обещая в обмен молиться за души умерших родственников хозяев. Хотя этот обычай считается исконно британским, исследователи также находили упоминания о нём на юге Италии. Один из персонажей комедии Уильяма Шекспира «Два веронца» произносит фразу «Ты скулишь, как нищий на День всех святых», что свидетельствует о широком распространении данного обычая уже в конце XVI столетия.

Термин Trick-or-treat впервые стал использоваться в США, первый раз его использование зафиксировано в 1934 году, а сам он начал активно распространяться только с 1939 года. Литературно его можно перевести как шутка или угощение (распространённые варианты — проделка или угощение, сладость или гадость и др.) что указывает на шуточную угрозу нанести вред, если хозяин не принесёт детям угощение. Но устоявшегося перевода термина на русский язык нет и обычно он даётся в оригинале, либо с заменой на фразу кошелёк или жизнь. Хотя термин вначале упоминался лишь на западе Северной Америки, к 1940-м годам отмечено уже широкое распространение по всей стране. В нынешние времена фраза носит отчётливо шутливый оттенок и её часто используют за пределами США, например, в Ирландии и Японии, не боясь получить обвинение в вымогательстве.

Игры и другие традиции

Помимо выпрашивания сладостей и ношения разнообразных костюмов, празднование Хеллоуина также связано с некоторыми специфическими играми и гаданиями. Например, можно встретить упоминания о гадании с помощью кожуры: шотландские девушки срезали кожуру с яблок, стараясь сделать её как можно длиннее, и кидали через плечо. Считалось, что упавшая кожура принимала вид первой буквы фамилии суженого. Другой обычай основывался на известном поверье о Кровавой Мэри, которое в наши дни превратилось в популярную городскую легенду. Это гадание заключалось в том, что молодые девушки должны были в тёмном доме подняться по лестнице спиной вперёд и провести свечой перед зеркалом. После этого в зеркале якобы должно было показаться лицо будущего мужа, но девушка могла увидеть в зеркале и череп — это означало, что она умрёт, так и не выйдя замуж.

Аттракционы

Важной традицией празднования Хеллоуина является организация так называемых Haunted attractions (с англ. — »Аттракционы, населённые призраками»), главная цель которых — приятно напугать посетителей. Старейшим подобным аттракционом считается «Населённый призраками дом Ортона и Спунера», открытый в 1915 году. В большинстве случаев этот бизнес имеет чёткие сезонные рамки. От обычных «домов с привидениями» эти аттракционы отличаются использованием стогов сена и кукурузных лабиринтов в символике. Подобные мероприятия приносят США примерно 300—500 миллионов долларов в год и привлекали до 400 000 клиентов во время пика этой индустрии в 2005 году. Технический уровень подобных проектов постоянно растёт, вплоть до голливудского уровня.

В США к этим аттракционам предъявляется ряд требований. Помимо стандартного соблюдения правил безопасности, они должны быть оборудованы знаками, предупреждающими о густом тумане, громком звуке и тому подобном. Обычно посещение этих аттракционов закрыто для беременных женщин и людей со слабым сердцем. Согласно закону, перед открытием аттракцион должен получить специальное разрешение проверяющих.

Корпорация Дисней ежегодно отмечает Хеллоуин во всех своих тематических парках. В аттракционе Призрачное поместье (только Калифорния и Токио) меняют все досконально и за основу праздника в Канун дня всех святых царствует обстановка «Кошмара перед Рождеством» Тима Бёртона, где главным персонажем мультфильма является Джек Скеллингтон.

Праздничный стол

Основные статьи: Ирландская кухня и Британская кухня

Хеллоуинские сладости

Поскольку праздник приходится на время урожая яблок, большинство Хеллоуинских сладостей основано на яблоках. Специально к торжеству готовят яблочную карамель, яблоки в сиропе (иногда с добавлением орехов), яблочные ириски. Сначала существовала традиция раздавать детям яблоки-конфеты, но она быстро сошла на нет из-за городской легенды, которая гласила, что в подобные конфеты злые люди кладут булавки и иголки. Хотя подобные случаи и были зарегистрированы несколько раз, они никогда не приводили к серьёзным травмам. Многие родители были уверены, что эти случаи были спровоцированы СМИ, которые взращивали истерию на фоне первоначально ложных слухов.

В свою очередь, в Северной Америке популярны кенди корны и кенди пампкины, конфеты в виде кукурузы и тыквы соответственно. Кенди корн представляет собой конфеты из сахара, кукурузного сиропа, искусственных красителей и связующих веществ. Их рецепт и способ приготовления практически не изменились, производство кенди корнов до сих пор базируется на ручной работе. Несмотря на своё название, кенди пампкин представляет собой лишь вариацию предыдущей сладости. Главное отличие «тыкв» от «кукурузы» — это использование мёда, более обильное добавление зефира и, наконец, часто используемый особенный нежирный крем.

Помимо разнообразных сладостей, существует традиционный хлеб бармбрэк, который готовят в Ирландии к разным праздникам, в особенности к Хеллоуину. При приготовлении праздничного бармбрэка в тесто прятали горох, деревянную щепку, кусок ткани, монету и кольцо. Попавшийся едоку предмет предсказывал будущее: горох — не ждать скорой свадьбы, щепка — неприятности в семейной жизни, кусок ткани — бедность, монета — богатство, кольцо — скорую свадьбу. В соответствии с этой традицией сейчас продаются бармбрэки с игрушечными колечками внутри.

Празднование Хеллоуина в мире и региональные отличия

После того, как Хеллоуин начал активно отмечаться с XIX века в США и Канаде, он распространился по всему миру благодаря влиянию американской культуры, при этом существует ряд региональных различий. Например, в Ирландии принято устраивать крупномасштабные пиротехнические действа и костры, а в Шотландии этот обычай отсутствует. За пределами стран, где живут потомки кельтов, праздник носит скорее коммерческий характер, чем культурный или ритуальный. В Японии в честь праздника проводятся ежегодные парады, иногда достигающие огромного количества участников, создающие крупные проблемы городским службам. Самое известное мероприятие такого рода проходит в городе Кавасаки, считается, что он — старейшее место празднования Хеллоуина в Японии.

Хеллоуин в России

Для России Хеллоуин — экзотический и неоднозначный праздник. Согласно социологическим опросам Левада-Центра, четверо из пяти опрошенных россиян знают о празднике, но лишь один из двадцати опрошенных планирует праздновать его. Ситуация постепенно меняется, появляются магазины, продающие костюмы для Хеллоуина, а его празднование входит в расписание торговых центров и ночных клубов. Русская православная церковь негативно относится к празднику. Руководитель службы коммуникации РПЦ Георгий Завершинский называет праздник «карнавалом зла» и «религиозным фестивалем, несовместимым с русской культурой». По мнению религиоведа Ивара Максутова:

В нашей стране Хеллоуин никогда не был карнавалом, карнавалы — как правило, довольно редкое явление в русской культуре. Таким образом, все эти переодевания, в чём-то даже театральные, не имеют культурных корней в нашей культуре. Православная церковь всегда консервативно оценивала подобные явления, а в тех случаях, когда праздник окрашен в определённый конфессиональный тон и стремится подражать иной религиозной культуре, негативная реакция вполне понятна.

Негативное отношение к Хеллоуину поддержано рядом чиновников, что выразилось в ряде региональных запретов празднования его в государственных учреждениях, в том числе на Кубани в 2012 году и в Карелии в 2001 году. Данная инициатива довольно быстро себя исчерпала. Одной из причин подобного называют отход от корней праздника в России, так как среди россиян всё чаще становится модным надевать во время Хеллоуина исторические или тематические костюмы, далёкие от мистической тематики.

Связь с религией

Христианство

Представители различных христианских конфессий по-разному относятся к празднованию Хеллоуина. Некоторые приходы англиканской церкви поддерживают праздник, считая его проведение частью христианских традиций Дня всех Святых, а некоторые протестанты отмечают Хеллоуин в память о Реформации, празднование которой отмечается в тот же день. Отец Габриэль Аморт, ватиканский экзорцист, считает, что «если американские и английские дети одеваются как ведьмы на одну ночь в году, то это не проблема. Нет ничего плохого, если это всего лишь шутка». Многие современные протестантские и католические священнослужители воспринимают праздник как весёлое мероприятие для детей, позволяют проводить его в своих приходах, разрешают детям и их родителям наряжаться, играть в игры и бесплатно получать конфеты.

Чаще всего верующие христиане западного толка воспринимают праздник нейтрально из-за его откровенной шуточности и наигранности. Римско-католическая церковь не считает праздник религиозным, но признаёт его связь с христианством, в связи с чем разрешает отмечать его в любых церковно-приходских школах.

В то же время некоторые христиане критикуют и отвергают празднование Хеллоуина, считая, что его традиции восходят к язычеству и некоторым направлениям оккультизма, противоречащим христианским идеалам. Отдельные фундаменталистские и консервативные евангелические церкви приурочивают ко дню Хеллоуина выпуск брошюр, описывающих муки грешников в аду, и протестуют против проведения праздника, мотивируя это тем, что он развился из языческого дня мёртвых. Социолог Джеффри Виктор и культуролог Джек Сантино утверждают, что в США в канун Хеллоуина возрастает количество «сенсационных» газетных публикаций и в целом усиливается «сатанинская паника».

В странах Восточной Европы многие представители православной церкви выступают резко против празднования Хеллоуина, считая, что это «праздник внутренней пустоты и побочный признак глобализации». Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука даже обратился к властям Запорожья и области с требованием прекратить распространение в регионе «чужого православному народу» праздника. Несмотря на растущую популярность этого праздника в России, Русская православная церковь и Совет муфтиев России негативно относятся к празднованию Хеллоуина:

Ритуалы, связанные с этим днём, с детства приучают людей к тому, что нужно отдавать злу какую-то дань, примиряться с ним, даже сотрудничать — вместо того, чтобы бороться со злом и решительно отвергать его, как учит Русская Православная Церковь

— Протоиерей Всеволод Чаплин

Такого же мнения придерживался Михаил Дудко, священник из Успенского собора в Лондоне. «Нации со старыми христианскими традициями в прежние времена развлекались с тыквами и контрастом с невинным детским личиком, что всего лишь символизировало победу Христа над злом. Ныне же воцарилось настоящее зло», — отметил священник. Современный Хеллоуин, равно как и другие проявления поп-культуры, проповедует патологическую агрессию. Причиной подобного он назвал ошибки либерализма англиканской церкви.

Неоязычество

Приверженцы Викки отождествляют Хеллоуин с Самайном и отмечают его как священный день года. Среди виккан Самайн и Хеллоуин считаются одним праздником, они называют его «sow-en». Этот подход базируется на культе «бога Самайна» (или «Сам Айна»), которого виккане, вслед за рядом фольклористов XIX века, считали кельтским богом Смерти. Одновременно с этим некоторые христианские фундаменталисты считали слово «Самайн» происходящим от имени Сатаны. Обе эти точки зрения современным научным сообществом опровергаются, так как на самом деле слово «Самайн» дословно переводится со староирландского как «ноябрь», и то же самое значение слова сохранилось в современном языке.

Реконструкторы жизни кельтских народов совершают в этот день подношения богам и своим предкам.

Хеллоуин в популярной культуре

Выступление группы Helloween в 2009 году на фестивале Rockin’ field festival

Одним из родоначальников спид-метала и пауэр-метала считается немецкая группа Helloween. Основатель группы Кай Хансен выбрал ей подобное название в честь праздника и сделал светильник Джека талисманом группы. Название группы пишется через e, а не a, чтобы сделать отсылку к аду (англ. hell). Название «Trick or Treat» носит итальянская пародийная пауэр-метал-группа из Модены, чьи песни посвящены детству и сопутствующей тематике вроде оловянных солдатиков и диснеевских персонажей.

В декорациях праздника проходит действие культового фильма режиссёра Джона Карпентера «Хеллоуин», одной из самых значимых картин в жанре слэшер. История маньяка Майкла Майерса позднее была продолжена, и до 2009 года в рамках франшизы было снято ещё девять фильмов. Оригинальные творческие находки Карпентера оказали огромное влияние на развитие жанра, а также принесли Карпентеру славу одного из лучших режиссёров фильмов ужасов. Майкл Майерс стал культовым и известным персонажем, повлиявшим на многих последующих киноманьяков.

Хеллоуину посвящено произведение известного писателя Роджера Желязны «Ночь в тоскливом октябре». В книге рассказывается о Большой Игре, которая проходит на Хеллоуин раз в несколько десятилетий и каждый раз в новом месте. Когда ночь Хеллоуина совпадает с полнолунием, ткань реальности редеет, и могут быть открыты врата между этим миром и царством Великих Древних. Процесс открытия этих врат и есть Игра. Также этот праздник фигурирует в полнометражном мультфильме Генри Селика и Тима Бёртона «Кошмар перед Рождеством».

Хеллоуину посвящена седьмая серия «Конъюнктивит» первого сезона мультсериала «South Park». В ней Эрика Картмана директриса Виктория наряжает в традиционный костюм привидения, который очень похож на балахон ку-клукс-клана, а Кенни становится зомби и вызывает эпидемию в городе. По словам Майка Хиггинса из The Independent, Хеллоуинский костюм Гитлера, который также носил в этой серии Эрик Картман, позволил закрепить за Эриком образ крупного негативного символа 1990-х годов. Тема Хеллоуина была поднята ещё раз в серии «Ад на земле 2006», который стал скандальным из-за появления в нём Стивена Ирвина, погибшего менее чем за два месяца до того.

Из Хеллоуинских эпизодов также широко известен Treehouse of Horror (с англ. — »Дом ужасов») — эпизоды американского мультсериала «Симпсоны», которые, выходя во время праздника, были выполнены в традиционной для фильмов ужасов манере. Каждый такой эпизод состоит из трёх мини-историй, пародирующих разнообразные городские легенды, известные фильмы ужасов или просто объекты поп-культуры. Считается, что подобные эпизоды являются самыми рейтинговыми в каждом сезоне, например, в 1996 году пятый выпуск этого цикла получил главную награду Интернационального анимационного фестиваля в Оттаве.

> См. также

  • Гамбит Хэллоуин
  • Самайн
  • День всех святых
  • Призраки в культурах англоговорящих народов

> Примечания > Литература

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *