Содержание

Православие богородичной ветви, как себя называют последователи Православной Церкви Божией Матери Державная (ЦБМД), официально возникло в 1991 году, когда в Москве было зарегистрировано общественное объединение общественно-благотворительный просветительский фонд «Богородичный центр», который в 1993 г. был переименован в фонд «Новая Святая Русь». В 1999 г. фонд «Новая Святая Русь» перестал действовать. В 1992 г. в г. Москве зарегистрировано добровольное религиозное объединение «Община Церкви Божией Матери Преображающейся». Согласно требованиям принятого в 1997 г. Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» оно было переименовано и действует по настоящее время как «Местная религиозная организация — Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы». Как отмечают лидеры ЦБМД, с конца 70-х гг. и до 1990-1991 гг. они принадлежали к катакомбному Православию.

Возглавляет Церковь «пророк Божией Матери» архиепископ Иоанн (Вениамин Яковлевич Береславский). Родился В. Я. Береславский в 1946 году, в 1970 году окончил Московский государственный институт иностранных языков им. М. Тореза. В середине 1970-х гг. крестился в православную веру в РПЦ МП. Огромное влияние на него оказало паломничество в Почаевскую Лавру, где Береславский находился под духовным влиянием «старицы» блаженной Евфросинии, которая имела большой авторитет среди богородичников. Ефросиния была первым духовным учителем основателей Богородичной Церкви: по их представлениям, ей являлась Богородица и говорила о своей новой исключительной роли в истории России и мира в целом в новом тысячелетии.

Основанием вероучения ЦБМД и обновленного православного богослужения (в харизматическом стиле – с танцами и общим пением гимнов) стали пророчества, которые стал получать Вениамин Береславский. Впервые Богородица явилась Береславскому в 1984 году перед иконой Божией Матери Одигитрии в кафедральном соборе Смоленска. С тех пор Береславский, как следует из изданий ЦБМД, ежедневно слышит голос Божией Матери и «откровения» святых (издано более 20-ти томов «пророчеств»). Вместе со своими соратниками Береславский разработал учение о третьем «Богородичном завете».

В начале 90-х гг. у Богородичной Церкви без труда обнаруживались признаки нового религиозного движения «тоталитарного типа». Деятельность ЦБМД имела громкий общественный резонанс, и не только в Москве, но и по всей России.

Прокуратурой г. Москвы в 1994-1996 гг. расследовалось уголовное дело в отношении руководителей и активных участников общественного объединения «Фонд Новой Святой Руси» («Богородичный Центр»). Основанием для его возбуждения послужили результаты проверки обращения московского общественного Комитета по спасению молодежи, состоящего из сторонников РПЦ МП, об отрицательном воздействии деятельности «Богородичного Центра» на здоровье граждан. По делу опрошено большое количество свидетелей, со слов которых были выделены следующие требования, предъявляемые в ЦБМД к новообращенным: отказ от белковой пищи, сон в течение 3-5 часов, самоустранение от просмотра телепередач, чтения литературы, издаваемой помимо центра, непочтительное отношение к матери, резкое похудание, уход из дома, отказ от работы и учебы. Очевидцы подчеркивают, что на собраниях ЦБМД человека окружала экспрессивная эмоциональная атмосфера, крики, монотонные молитвы, призывы отказаться от всего мира, от семьи, а свою мать проклясть с помощью формулы, содержащей нецензурную лексику, чтобы ничто не мешало спасению человека. Целый ряд московских приходов РПЦ МП занимались реабилитацией «жертв» Богородичной Церкви, которые агрессивно относились ко всему окружающему.

В конце 90-х гг. многие богородичники признавали, что крайности и перегибы в первые годы существования Церкви Божией Матери были, в том числе и самая скандальная крайность в их церковной практике – молитва-обет «проклятие матери». Кроме того, в крайне эмоциональных и часто стилистически грубых пророчествах Иоанна (Береславского) упоминалось о необходимости постоянных ночных и утренних (около 4 утра) молитв, сотен коленопреклонений и послушания (если не жесткого подчинения) своим духовным наставникам. Однако к концу 90-х гг. лидеры ЦБМД отказались от обязательных для всех строгих аскетических практик, богослужения стали носить менее экстатический характер. ЦБМД сконцентрировали свою деятельность на просвещении и миссионерстве. В Москве был организован Центр русской духовности, церковный театр, и богородичные общины стали привлекать молодежь и интеллигенцию (членом ЦБМД стала писатель и правозащитница Зоя Крахмальникова).

Церковь Божией Матери усиленно ищет себе союзников за рубежом среди так называемых «марианских церквей», в богословии которых, как и у богородичников, многие сотериологические функции Христа выполняются Божией Матерью. ЦБМД входит в ряд зарубежных объединений независимых христианских Церквей и общин с развитым марианским богословием. Кроме того, ЦБМД стремиться наладить контакты с общинами и движениями, которые признают явления Богоматери, ставшие известными с ХIХ века, и распространяют пророчества Божией матери.

В России зарегистрировано около 30 богородичных приходов. Кроме того, более 50 общин ЦБМД действуют без регистрации.

По материалам официального сайта Православной Церкви Божией Матери Державной и Энциклопедии: Современная религиозная жизнь России: опыт систематического описания: том I. Под редакцией М. Бурдо и С.Б. Филатова. М. Издательство «Логос», 2004.

В сюжете:

07 марта 2007, 14:18 РЕПОРТАЖ: Народ и пророки в Твери. Богородичный приход стал средоточием православной мистики и тверского патриотизма
05 марта 2007, 16:38 МЫСЛИ: Михаил Попов. СУДНЫЕ ДНИ ИЛИ ГОРЕ УМУ. Государство на страже православия: история с последним преследованием «богородичников» в Липецке
13 февраля 2007, 10:36 Активистов «Православной Церкви Божьей Матери Державная» в Липецке оштрафовали на 800 рублей
12 февраля 2007, 17:47 МОНИТОРИНГ СМИ: А если «Богородичники» выиграют? Свидетели по делу богородичников делают шокирующие признания…
01 февраля 2007, 12:10 Липецкая учительница требует возбудить против задержанных «богородичников» уголовное дело

Опубликовано: 07.02.2006 в 17:33

Рубрики: Лента новостей

Тюрьма и откровение

Альфия Сабирзянова из Ижевска познакомилась со своим будущим гражданским мужем Эдуардом Малышевским в 2006 году. На тот момент 34-летний мужчина был на несколько лет старше ее и отбывал уже четвертый срок за кражу в одной из удмуртских колоний, где Сабирзянова некоторое время работала тюремным врачом. После увольнения она продолжила переписываться с ним.

Родившийся в селе в Алма-Атинской области Казахской СССР Эдуард Малышевский рос без матери, а от отца, по словам Сабирзяновой, получал внимание только тогда, когда «что-то натворит». «С подросткового возраста он был такой, несколько агрессивный, воинственный товарищ. Ему казалось, что мир несправедлив, что он жесток, что для того, чтобы получить , надо какие-то действия, не обязательно законные, предпринимать», — рассказывает она.

Первый раз за кражу Эдуарда задержали в 18 лет, говорит Альфия. После признания вины его отпустили под подписку о невыезде, и посоветовавшись с отцом, юноша уехал автостопом на территорию России. Там через некоторое время Малышевский оказался в Удмуртии. «Там у него и выбора-то фактически не оставалось — это были 90-е годы, он — физически развитый молодой человек на нелегальном положении, не заинтересованный в том, чтобы где-то регистрироваться, поэтому он сразу попал в криминал», — рассказывает Сабирзянова. За освобождением по УДО последовал новый приговор, затем — еще и еще.

В 2010 году Малышевский вышел из заключения, где провел в общей сложности десять лет, и переехал к Сабирзяновой в Ижевск. Она вспоминает, как этот 185-сантиметровый мужчина, весивший после выхода из колонии всего 58 килограммов и получивший там серьезные проблемы с легкими, дал ей обещание никогда больше не совершать преступлений. Вместе они стали воспитывать детей Сабирзяновой — сейчас мальчикам десять и девять лет.

Малышевский, до первой судимости учившийся на повара, любил готовить на всю семью и тренировать сыновей на стадионе — после освобождения он и сам, по словам Сабирзяновой, серьезно занялся спортом. Криминальное прошлое Эдуарда, уверяет женщина, практически не давало знать о себе — разве что иногда, к примеру, когда в разговоре всплывало имя ее отца, служившего в советской милиции, Эдуард мог нелестно высказаться в адрес его коллег.

«Я это всегда пресекала — везде ведь есть разные люди. Говорила, что мне это неприятно. Он соглашался — и среди заключенных есть люди разные — не все уголовники закоренелые подонки. Есть люди с понятиями, что называется. И точно так же милиционеры, очень много порядочных людей», — вспоминает Альфия.

Бывший заключенный хватался за любую работу, прежде всего, связанную с ремонтом, но ситуацию осложняло отсутствие гражданства и паспорта — после распада СССР родившийся на территории современного Казахстана и почти все время проведший в тюрьме Малышевский нового гражданства так и не получил.

В 2013 году вся семья ненадолго переехала в Нижнекамск. Там, вспоминает Сабирзянова, Эдуард познакомился с последователями «движения «Откровение»» — вероятно, речь идет об адептах ликвидированного по решению Верховного суда движения «За государственность и духовное возрождение Святой Руси» Леонида Маслова. Двенадцать томов написанной Масловым книги «Откровения людям нового века» признаны экстремистскими материалами.

«Он все же был немного оторванный от жизни, поэтому очень легко поверил в это движение, — объясняет Сабирзянова. — Многим, конечно, такое видение покажется странным — да и мне тоже, хотя Бог может быть везде — но они считают, что он с ними разговаривает как-то через интернет. Называют они его «отцом Абсолютом». И они верят, что высший разум этот общается с ними через так называемые катрены — это такие послания в виде стихов, которые публикуются на их сайте. Дважды в день они мысленно, внутри себя, собираются для так называемых «посылов» — посылают в пространство любовь, которую генерируют у себя в сердце, и считают, что таким образом меняют целый мир».

Митинг и спецприемник

Паспорт гражданина России Эдуарду Малышевскому удалось получить лишь в 2018 году. Той же осенью он уехал на заработки в Москву, вспоминает супруга: «В Удмуртии все же с работой, тем более с такой, для людей без образования, все очень сложно, поэтому он, как и все, поехал в столицу. С паспортом впервые такая возможность появилась, покинуть территорию региона — он был этому очень рад».

В столице Малышевский занялся отделкой квартир. Он регулярно посылал семье деньги и, как казалось Альфие Сабирзяновой, посвящал все свое время работе — во всяком случае каждый ее звонок заставал Эдуарда за ремонтом. Тем не менее, в течение года к его немногочисленным подпискам «ВКонтакте», сплошь посвященным «абсолюту» и духовным поискам, добавились паблики журналиста Максима Шевченко и политика Геннадия Гудкова.

Фото предоставлено Альфией Сабирзяновой

27 июля, когда в Москве проходила одна из крупнейших акций протеста, Малышевский прислал супруге фотографию из автозака, в котором он был вместе с другими задержанными. «Потом он перезвонил. Я так поняла, что он целенаправленно пошел на этот митинг, но не стал меня в это посвящать, чтобы я не волновалась. Он мне просто сказал: «Ты за меня не волнуйся, со мной ничего не будет, меня задержали якобы за хулиганство, никому я не нужен»», — объясняет Сабирзянова.

Тверской районный суд рассмотрел административный протокол, составленный в отношении Малышевского по части 2 статьи 20.1 КоАП, через два дня после митинга — 29 июля. Согласно постановлению суда, мужчина, находясь в 18:00 у здании мэрии Москвы, «вел себя агрессивно, громко кричал, выражался нецензурной бранью, размахивал руками»; «на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал», из-за чего те попытались водворить Малышевского в автозак, но встретили сопротивление.

Мужчина якобы стал упираться ногами и руками в кузов, отталкивая от себя полицейских, и даже попытался покинуть автобус через заднюю дверь, «выбив окно с металлическим ограждением» и «повредив дверь служебного транспорта». На замечания полицейских он «не реагировал, выкрикивал оскорбительные слова».

Сам Эдуард Малышевский на заседании сказал, что он лишь наблюдал за тем, как силовики не пропускают митингующих к мэрии, после чего был задержан; по окну же в автозаке, по его словам, бил другой человек. Тем не менее, суд с протоколом согласился и назначил задержанному 13 суток административного ареста.

Из спецприемника, вспоминает Альфия Сабирзянова, супруг звонил ей каждый день: «Он говорил, что все в порядке — складывалось впечатление, что его просто вместе со всеми задержали, и вскоре отпустят. Еще он говорил все время: «Зато я тут с такими людьми познакомился, что даже не жалею, вот такие тут люди!». Был в какой-то эйфории. Я это связывала с тем, что скоро освобождение — что из-за него он так оптимистично к этому относился».

Молодой человек, отбывавший административный арест в одной камере с Малышевским и просивший не указывать его имени, рассказывает, что о причинах задержания тот практически не распространялся — из разговоров сокамерник лишь понял, что тот был сильно возмущен применением насилия к женщинам со стороны полицейских и стал бить по окну, чтобы привлечь их внимание. Зато о духовных практиках мужчина говорил не умолкая.

«Мне было удивительно, что человека, который так много отсидел в жизни, этот опыт никак не изменил в плохую сторону. Он был сама доброжелательность, у него энергия била ключом, и было видно, как он этой энергией хотел делиться, — вспоминает собеседник «Медиазоны». — Он очень много говорил про трансерфинг, а там есть такое понятие, как маятники, что какой посыл ты во Вселенную отправишь, то тебе и вернется. И вот даже высказываясь о властях, к которым он, конечно, критически настроен, он все равно говорил только в позитивном ключе, что он не собирается ничего портить. <…>. Конечно, странно, что он такой эзотерик и язычник, но в этом есть определенный шарм. Он производил впечатление абсолютно адекватного человека».

Малышевский вышел из спецприемника 9 августа. По словам Сабирзяновой, он продолжил жить в съемной квартире в Москве и работать по заказам на отделку квартир: «Видимо, очень наивно это, но он не чувствовал никакой опасности».

Боль через шлем

30 августа Альфие Сабирзяновой позвонил живущий в столице дядя Малышевского (он попросил не называть его имени) и сообщил, что Эдуарда снова задержали: на этот раз по уголовному делу о применении насилия в отношении представителя власти (часть 1 статьи 318 УК).

Дело было возбуждено накануне повторного задержания Малышевского. Однако из материалов дела следует, что еще 12 августа, через три дня после выхода Эдуарда из спецприемника, расследующий «московское дело» следователь Александр Избенко из ГСУ СК России выписал на имя Малышевского подписку о невыезде из удмуртского города Можга — в нем мужчина проживал с 2010 по 2013 год. При этом следователь даже не стал брать с него роспись об уведомлении об избрании меры пресечения и в тот же день объявил во всероссийский розыск.

После этого следователи ГСУ СК России начали собирать материалы для обвинения Малышевского по статье 318 УК. 22 августа они составили протокол осмотра 12-минутной оперативной видеосъемки, которую вел один из силовиков. Согласно документу, на ней видно, как сотрудники полиции уводят под руки мужчину «славянской национальности, среднего роста, среднего телосложения, с русыми волосами, в светлой рубашке, шортах темного цвета, с солнцезащитными очками на лбу», и водворяют его в автозак.

Фото из материалов дела

Одновременно митингующие пытаются прорваться через металлические ограждения, говорится в протоколе осмотра видео, из-за чего к ним подбегают двое полицейских в полном обмундировании — касках и бронежилетах. Один из них находится рядом с автозаком в то время, «как неожиданно у автобуса полиции с правого борта вылетает стекло из окна, расположенного в задней части, которое попадает на старшего сержанта, ударяя его в область головы и правого плеча по касательной, и падает на митингующих», после чего из проема показывается нога в бежевых туфлях и темных шортах.

Вскоре после составления этого протокола двое свидетелей-полицейских — сотрудники 2-го оперативного полка полиции ГУ МВД по Москве Антон Осипов и Иван Шупилов — опознали в мужчине в светлой рубашке Малышевского. Первый вспомнил, что тот был «наиболее агрессивно настроен» и «пытался прорвать оцепление», «а именно стал отодвигать металлические барьеры».

«Этот мужчина вел себя крайне агрессивно. Настолько, что он сильно выделялся из прочей толпы, несмотря на то, что сама толпа тоже вела себя совсем не миролюбиво. ударом ноги выбивает заднее боковое стекло, которое падает прямо на одного из сотрудников полиции, удерживающего металлические барьеры, ударяя его по правому плечу и голове», — утверждал полицейский Осипов.

Его коллега Шупилов рассказывал, что попытался вставить выпавшее стекло в проем, но понял, что не сможет сделать это без специального инструмента, и занес его в автобус. «Было очевидно, что от этого названный сотрудник почувствовал физическую боль. <…> Этот мужчина не мог не понимать, что это тяжелое стекло упадет на кого-то из полицейских», — давали идентичные показания бойцы 2-го оперполка.

Сам потерпевший — 24-летний командир отделения первой роты четвертого батальона 2-го оперативного полка ГУ МВД Москвы Дмитрий Астафьев — рассказал, что около 14:30 находился рядом с автобусом, препятствуя прорыву протестующих, когда «услышал грохот и почувствовал удар по голове и по правому плечу».

«В момент удара я был в защитной каске и находился спиной к автобусу, так как все внимание было на толпу, активно пытающуюся прорвать ограждение. Однако, почувствовав удары, я сразу обернулся и увидел, что с правого борта окно выбито, и оно находится частично на мне и в руках у митингующих, которые его пытаются переместить на нас. <…> Я успел увидеть, что задержанный выбил стекло ногой. <…> Через выбитое окно он продолжал дико кричать и пытаться пнуть кого-нибудь из сотрудников полиции. Было очевидно, что целью его является именно применение насилия в отношении полиции. <…> Он кричал о том, что полиция — фашисты», — говорится в протоколе допроса потерпевшего.

Травмы, уточнял Астафьев, он не получил «только из-за того», что находился в средствах индивидуальной защиты; удар же по плечу, признавал он, прошел лишь по касательной.

Фото, присланное Малышевским жене Альфие во время задержания

Увидел, как полицейские бьют женщин

Сам Малышевский во время допросов от дачи показаний отказывался, пояснив только, что считает случившееся составом административного правонарушения. 30 августа его привлекли в качестве обвиняемого — в постановлении следователь дважды указал, что стекло весило пять килограмм — и в тот же день заключили под стражу; потерпевший на заседание не явился. В суде Малышевский, согласно протоколу, сказал, что не имел «злого умысла».

Сейчас интересы арестованного представляет адвокат правозащитной группы «Агора» Александр Альдаев. 11 сентября он посетил своего доверителя в СИЗО.

По словам защитника, Малышевский рассказал, что стал пинать стекло, когда увидел, как полицейские бьют двух женщин, и решил защитить их. При этом Малышевский уверен: никакой боли потерпевший испытать не мог, потому что, как только стекло автозака начало шататься, один из полицейских, заметив, что оно вот-вот упадет, подхватил его и положил на землю.

Следователь, как считает адвокат, специально приложил к материалам дела только скриншоты с видеозаписи инцидента, сделанные на камеру мобильного телефона — разобрать, что на самом деле происходит со стеклом на этих кадрах, практически невозможно; видно только то, как оно нависает над полицейскими и протестующими.

«У следствия есть полная запись, но, думаю, в интересах дальнейшего обвинения следователи постараются эту запись не предоставлять в полном объеме, ограничившись лишь описанием для протокола и скриншотами. Мой подзащитный утверждает, что этот момент, когда падало стекло, снимали минимум трое человек — он привлек внимание криком и звуками ударов. Мы надеемся, что нам удастся найти авторов этих записей — эта съемка оказала бы существенную помощь защите», — объясняет адвокат Альдаев.

Супруга Малышевского смеется, что из-за случайного похода на митинг ему не удалось выполнить свое обещание больше не попадать в криминальные истории: «Лучше бы через своего «Абсолюта» все менял. Я ему говорила, когда он в спецприемнике был: «Ну раз ты так в это все веришь, если Бог так справедлив, если все проходит через отца всевышнего, ну зачем тебе тогда пытаться все поменять через митинги, через какие-то массовые выступления?». А он отвечает, что мало, мало только вот так благостно мыслить и хорошо — нужно еще и какие-то реальные действия предпринимать».

Редактор: Егор Сковорода

ПРОБЛЕМЫ ЭСТОНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОБСУЖДАЛИСЬ В МИД РФ

В Отделе внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата 7 июня обсуждались проблемы Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ). Во встрече участвовали министр иностранных дел Игорь Иванов, председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) и другие лица.

В открытом письме, которое митрополит Корнилий адресовал премьер-министру Эстонии Марту Лаару в связи с отказом в регистрации ЭПЦ, подчеркивается, что оно «грубо попирает конституционные принципы о разделении светской и церковной власти и равенство всех перед законом», поскольку лишает верующих, находящихся в канонической юрисдикции Московского Патриархата, права на избранное ими название их религиозной организации.

Это решение эстонских властей лишает верующих также права на владение церковной собственностью, созданной на протяжении длительной истории Православия в Эстонии. Как подчеркнули в ОВЦС, «многолетние грубые нарушения прав верующих в Эстонии, среди которых значительную часть составляет русскоязычное население этой страны, не могут оставлять безразличными и представителей Российского государства».

«ЧЕРНЫЙ СПИСОК» РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

Список религиозных организаций, с которыми администрация Нижнего Новгорода не рекомендует сотрудничать муниципальным учреждениям, учебным и культурным заведениям, общественным объединениям, был оглашен на пресс-конференции, проведенной 7 июня департаментом по связям с общественностью, конфессиональному и межрегиональному сотрудничеству городской администрации. «Черный список» открывает Церковь саентологии. Как пояснили представители администрации, в городе действует Центр «Дианетика», сотрудники которого не скрывают своих намерений открыть в Нижнем Новгороде отделение Церкви саентологии.

Первый заместитель директора департамента Игорь Симонов огласил следующие религиозные организации, с которыми администрация не рекомендует сотрудничать независимо от факта их регистрации: Нижегородский центр «Дианетика», «Свидетели Иеговы» Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства (Церковь Объединения Сан Мен Муна) и ее дочерние организации — Федерация семей за мир во всем мире, Федерация женщин за мир во всем мире, студенческая организация CARP; Церковь Христа (Московская Церковь Христа, Бостонское движение); Церковь Божией Матери Державная (Богородичный Центр, Марианская Церковь, Собор Святой Руси); Церковь Третьего Завета Виссариона; Великое Белое Братство Юсмалос; Рэйки Кадуцей («Межгалактический Центр Иерархии Света»); Поместная церковь Уитнеса Ли («Живой поток»), три течения Истинно-Православной Церкви, действующих в Нижнем Новгороде.

МЕЖДУНАРОДНАЯ БОГОСЛОВСКО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА»

По благословению Патриарха Алексия II 6-9 июня в конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» прошла международная богословско-философская конференция «Пресвятая Троица».

Конференция организована РПЦ совместно с Международным обществом христианских философов и продолжает серию мероприятий, проводимых Синодальной богословской комиссией в интересах углубления диалога христианской веры и научного знания. В конференции принимали участие богословы и философы из России, США, Великобритании, Канады, Австралии.

Патриарх направил участникам конференции послание, которое огласил архиепископ Истринский Арсений. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет приветствовал участников конференции.

От Международного общества христианских философов к участникам конференции обратился профессор Ричард Свинборн. В церемонии открытия конференции также участвовал глава делегации Всемирного Совета Церквей епископ Фридрих Ренц (Евангелическо-Лютеранская Церковь Германии).

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ СТАВИТ РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ ВНЕ ЗАКОНА

В конце апреля парламент Кабардино-Балкарии одобрил законопроект, запрещающий религиозный экстремизм. К религиозной экстремистской деятельности относятся «создание незаконных вооруженных формирований, религиозная нетерпимость, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти, или разрушение института семьи». Равно как нанесение «вреда личному психологическому и/или нравственному состоянию».

Штрафы, размер которых достигает 100 минимальных заработных плат, налагаются на организаторов или лиц, причастных к такой деятельности. Деятельность религиозной организации может быть прекращена, если под ее прикрытием осуществляется любая из форм религиозного экстремизма.

Закон, видимо, пытаясь обуздать радикальный ислам, должен стать барьером конфликту, подобному в близлежащей Чечне. «Газета Юга» 3 мая призывала парламент Кабардино-Балкарии принять законопроект ввиду «проникновения в республику ваххабитов под предлогом оказания гуманитарной помощи и оживления ислама». Проблема безопасности вдоль российской границы на Кавказе взяла верх над правом, поскольку новый региональный закон противоречит Федеральному законодательству РФ.

РЕГИСТРАЦИЯ КАТОЛИКОВ В БЕЛГОРОДЕ

После двух лет безуспешных попыток зарегистрировать свой приход у католиков Белгорода появилась надежда на успех. На встрече в местном управлении юстиции в середине мая его начальник Владимир Карнаухов пообещал, что приход «будет обязательно зарегистрирован», несмотря на то что он и его коллеги утверждают, что существуют проблемы с заявлением. Не имея регистрации, невозможно предъявлять права на небольшой католический костел в центре города. Тем временем областной отдел культуры передал здание костела, в настоящее время пустующее, православной епархии под музей-библиотеку.

15 мая в управлении юстиции на открытой встрече, посвященной религиозной ситуации в Белгородской области, помощник начальника управления Анатолий Евдощенко объявил, что католический приход получил отказ на регистрацию по причине того, что их документация не соответствовала требованиям российского законодательства. Евдощенко указал на отсутствие руководящего органа в приходском уставе, а также на использование частной квартиры вопреки жалобам соседей.

В ПЕТЕРБУРГЕ ОБСУЖДАЮТ СОЦИАЛЬНУЮ КОНЦЕПЦИЮ РПЦ

В середине мая 2001 г. на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета состоялся теоретический семинар, организованный кафедрой философии религии и религиоведения. Темой его была социальная концепция РПЦ, основы которой утвердил Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г.

В обсуждении, в частности, приняли участие протоиерей Георгий Митрофанов — церковный историк и преподаватель СПбДАиС и профессор Сергей Фирсов — религиовед и исследователь проблем церковно-государственных отношений XIX-XX вв.

Состоялся полноценный обмен мнениями, столь необходимый в нынешнее время. Хочется надеяться, что состоявшаяся встреча не последняя и обсуждение социальной концепции РПЦ будет продолжено. Эту надежду прежде всего питает то обстоятельство, что философский факультет С.-Петербургского университета осуществляет подготовку бакалавров и магистров по направлению «Религиоведение».

НАПАДЕНИЕ НА КОРРЕСПОНДЕНТА «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»

Хулиганскому нападению прямо в актовом зале Международного славянского культурного центра подверглась 5 июня корреспондент агентства «Благовест-инфо» Мария Козлова. Нападение произошло во время вечера «Грозный царь Иван Васильевич», проводившегося редактором альманаха «Жизнь вечная». У корреспондента агентства «Благовест-инфо» был сломан микрофон и похищена кассета с записью лекции, а саму Марию Козлову грубо выдворили из актового зала.

Редактор альманаха, выступая на вечере, заявил, что царь Иоанн Грозный был святым и не имел никакого отношения к убийствам митрополита Филиппа Колычева, игумена Печерского монастыря Корнилия, к убийству своего сына. «Те, кто писал об этом, являются промасоненными историками, фальсификаторами, которым нельзя верить», — отметил выступавший. По его мнению, хотя митрополит Филипп и был святым человеком, но он «лез не в свои дела, не имел права указывать царю», так как благодать, даруемая во время чина помазания на царство, «выше» благодати священства.

Отстаивая свою точку зрения, ведущий вечера сослался на книгу «Самодержавие Духа», вышедшую под именем покойного митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).

Присутствующие на вечере имели возможность задать свои вопросы редактору «Жизни вечной». Корреспондент «Благовест-инфо» поинтересовалась, не стоит ли, оценивая личность царя Иоанна Грозного, учитывать разные точки зрения. В ответ на этот вопрос к корреспонденту подошел человек из зала и в грубой форме попросил прекратить задавать вопросы и немедленно покинуть аудиторию. При этом мужчина выхватил микрофон из рук Марии Козловой и разломал его на две части.

После того как Мария Козлова обратилась за помощью к участникам вечера с просьбой выступить свидетелями хулиганской выходки, в ее адрес из зала раздался выкрик: «Это провокатор из «НГ-религии»! После чего публика в зале заняла солидарную позицию: «она сама его сломала» и «мы ничего не видели».

ОТВЕТ ПАПЫ МИТРОПОЛИТУ ВЛАДИМИРУ

В ответ на открытое письмо митрополита Владимира, предлагавшего Папе отложить визит, Иоанн Павел II написал в апреле 2001 г. свое письмо, опубликованное в прессе 26 апреля.

В нем, в частности, говорится, что во время его визита 23-27 июня будет выдвинуто на первый план «постоянное и почтительное внимание к нашим православным братьям и сестрам».

«В случае моей поездки я хотел бы встретиться с Вами, моим почтенным братом, и продемонстрировать Вам братским объятием любовь, которую я имею к Вам и всем прихожанам Украинской Православной Церкви», — подчеркивает Папа.

Он также отметил, что счастлив, что «сможет наконец после повторных приглашений от Католических Церквей и украинского правительства посещать украинских католиков, довольно многочисленных на Украине».

УПЦ МП ПЕРЕХОДИТ В «МИССИОНЕРСКОЕ КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ»

4 июня в Севастополе, на Херсонесе, стартовал крестный ход Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). Крестный ход, организованный общественным движением «Путь православных имени святого Владимира», пройдет через все области Украины и завершится 28 августа в Киеве, где на празднике Успения Пресвятой Богородицы будет отмечаться 950-летие Киево-Печерской лавры.

Один из организаторов и участников крестного хода, член движения «Путь православных», атаман Харьковской региональной организации Войска Запорожского Владимир Абраменко заявил следующее: «Данный крестный ход является первым шагом в миссионерском контрнаступлении канонической УПЦ МП. Отступления и сдачи позиций больше не будет. Хватит! К УПЦ МП принадлежит подавляющее большинство православных граждан Украины, раскольнические группировки — «Киевский патриархат» и «украинская автокефальная церковь» являются, по сути, маргинальными структурами, которые существуют только благодаря поддержке известных политических сил, как в свое время обновленческий раскол держался на большевистских штыках. Как только поддержка закончилась, обновленцы исчезли за полгода».

МИТРОПОЛИТ ОДЕССКИЙ И ИЗМАИЛЬСКИЙ ПРОТИВ ВИЗИТА ПАПЫ

ПравЯщий архиерей Одесской епархии митрополит Агафангел в начале июня принял обращение к пастве: «С тревогой ожидает православная Одесчина приезд в Украину Римского понтифика. Обращения и призывы не были услышаны в Ватикане. В Украине полным ходом идут приготовления к приезду Римского Папы. Инициаторы визита главы Ватикана не желают принять во внимание тот факт, что большинство населения Украины всегда было и остается православным. Православные одесситы рассматривают готовящийся приезд Римского понтифика как недружественный прозелитический акт против наших православных святынь».

Митрополит благословил «во всех храмах ежедневно совершать акафистное пение Святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, Чудотворцу об отражении нашествия латинян и о даровании спасения и укрепления Святого Православия, мирянам читать акафист Святителю Николаю об отражении нашествия латинян».

АКЦИЯ ПРОТЕСТА ПРОТИВ ВИЗИТА ПАПЫ РИМСКОГО

В Киеве 7 июня началась Всеукраинская акция протеста против визита Папы Римского на Украину, организованная украинским Союзом православных братств. Чтобы выразить свой протест против приезда Иоанна Павла II, в столицу съехались представители всех епархий Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата).

После молебна в Киево-Печерской лавре крестный ход численностью около 8 тысяч человек направился к Верховной Раде Украины. Председатель Союза православных братств Валентин Лукианик передал парламентариям обращение православных верующих, в котором содержится просьба не допустить приезд Папы на Украину.

Затем крестный ход направился к зданию администрации президента Украины, МИД, нунциатуре Римско-Католической Церкви на Украине. Союз православных братств планирует проводить акции протеста в течение июня. Визит Иоанна Павла II в Киев и Львов запланирован на 23-27 июня.

ПОП-ЗВЕЗДЫ ВЫСТУПЯТ В ДНИ ВИЗИТА ПАПЫ

РЯд популярных украинских исполнителей выступит во Львове во время посещения города Папой. Как сообщил на пресс-конференции ответственный за подготовку встречи Папы с молодежью во Львове отец Йосип Милен, продюсеры некоторых украинских исполнителей, приглашенных на концерт во время встречи Понтифика с молодежью, требовали до 5 тыс. долларов гонорара за выступление, однако потом снизили свои требования до 3 тыс. долларов. Тем не менее, заявил священник, оргкомитет имеет финансовые трудности и не может полностью профинансировать эти затраты. Вместе с тем, сообщил далее о. Йосип Милен, один из исполнителей согласился выступить при условии, что сможет поцеловать руку Папе, а Мария Бурмака, Тарас Курчик и Василий Зинкевич решили выступить бесплатно.

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПОКАЯЛАСЬ ЗА ИСТРЕБЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ

Польский католический епископат 27 мая принес покаяние за истребление евреев, совершенное поляками 10 июля 1941 г. в селе Едвабна. Тогда около 1600 еврейских жителей поселка Едвабна (на северо-востоке Польши) были заживо сожжены в сарае, куда их согнали соседи-поляки, вероятно, в присутствии немецких солдат. В 1949 г. было проведено расследование преступления в Едвабне, но коммунистические власти страны скрыли участие поляков в уничтожении евреев, свалив всю ответственность на немцев. В прошлом году в Польше вышла книга, в которой была раскрыта правда о едвабнинском деле. Ее публикация вызвала по всей стране нескончаемые дебаты об антисемитизме, проявленном частью поляков в годы Второй мировой войны.

На торжественной литургии, совершенной по этому поводу в церкви Всех Святых в Варшаве, председатель Совета Католической Церкви Польши по межрелигиозному диалогу Станислав Гадецкий в присутствии примаса Польши Юзефа Глемпа и от имени всех польских епископов выразил «глубокое сожаление» и «покаяние» епископата за преступление 60-летней давности.

Торжественность момента подчеркивало присутствие на литургии министра иностранных дел Польши Владислава Бартошевского, председателя нижней палаты парламента Мачея Плажиньского и главы президентской канцелярии Йоланты Шиманек-Дереш.

Тем не менее акт церковного покаяния перед евреями был сделан вопреки настроениям части польского общества. В то время как в церкви Всех Святых шла литургия, примерно полсотни националистически настроенных поляков, пришедших к храму, кричали о «предательстве» и «национальном позоре».

20 мая в программе «Зеркало» было оглашены результаты опросов населения Польши, по которым 55-56% поляков считали, что извиняться не надо. В то же время против извинений выступало подавляющее большинство селян и меньшинство жителей крупных городов.

БЛЭР РАЗРЕШИТ КАТОЛИКАМ НАСЛЕДОВАТЬ БРИТАНСКУЮ КОРОНУ

Премьер-министр Великобритании Тони Блэр пообещал в начале июня 2001 г. в случае победы на выборах своей партии пересмотреть законодательство, запрещающее католикам восходить на английский престол.

Глава британского кабинета назвал принятый 300 лет назад и действующий по сей день Акт о престолонаследии откровенно дискриминационным. Признав, что пересмотр этого закона может оказаться достаточно сложным, Блэр тем не менее заявил, что он твердо настроен решить эту проблему, если возглавляемая им лейбористская партия останется на второй срок у власти.

«Не вызывает никаких сомнений несправедливость того обстоятельства, что католики не имеют право унаследовать престол, и мы снова вернемся к этому вопросу, — сказал, в частности, Тони Блэр. — В то же время с этой проблемой связан целый ряд затруднений, и нам предстоит немало дискуссий, прежде чем что-то сдвинется с места».

По действующему ныне законодательству британский монарх должен быть практикующим англиканином; его супруг (или супруга) может принадлежать к любой конфессии, кроме католицизма.

САМЫМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ МУСУЛЬМАНЕ

Многие британцы продолжают верить в Бога, хотя посещаемость церквей в стране за последние годы значительно снизилась. К такому выводу пришли социологи в результате целого ряда опросов.

В то, что Христос действительно жил, верят 80% людей старше 65 лет и только 54% в возрасте 18-24 лет. Большой интерес представляют данные социологов о посещаемости церквей и храмов представителями различных христианских конфессий и других религий.

Среди христиан самыми «воцерковленными» являются католики. Хотя они составляют всего 11% населения Великобритании, члены Римской Церкви составляют 26% христиан, посещающих храмы чаще одного раза в месяц.

Еще активнее посещают молитвенные дома последователи ислама и индуизма. Они насчитывают всего 3% английского населения, мусульмане и индусы составляют 9% британцев, регулярно посещающих богослужения. Еженедельно в Англии число мусульман, посещающих мечети, превышает численность англикан, посещающих свои церкви. Хотя всего половина британских мусульман регулярно принимает участие в богослужениях, это число все равно превышает количество регулярно молящихся в Церкви Англии, традиционно считающейся главной конфессией страны.

Что касается англикан, то, составляя 43% населения Великобритании, они насчитывают всего 24% англичан, посещающих церковные службы чаще раза в месяц. При этом около половины формальных англикан вообще не ходит в церковь.

Англиканская иерархия признает, что с 1980 по 2000 год численность приверженцев Церкви Англии сократилась на 27%. На столько же уменьшилось за этот период и количество британских католиков.

По данным другого опроса, темпы падения посещаемости церквей в Великобритании в последний год стали просто катастрофическими. На последнем месте по посещению храмов в воскресные дни оказалось графство Южный Йоркшир — всего 4,5% населения. На первом месте по посещению воскресных богослужений (12,1%) оказалось графство Марисайд, где имеется одна из самых крупных в Англии католических общин. Однако и здесь за последние два десятилетия число жителей, регулярно посещающих церковь, резко сократилось.

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

В пригороде Берлина 31 мая — 1 июня сего года состоялась конференция «Триалог и гражданское общество». На конференцию, продолжавшуюся два дня, приехали 45 религиозных и общественных деятелей, писателей, ученых, журналистов, политологов, экспертов из Германии, Австрии, Англии, Бельгии, Израиля, Швейцарии, Боснии. РФ представляли шейх Фарид Асадуллин и исполнительный директор организации «Духовно-культурный диалог ЛИЦОМ К ЛИЦУ» Рафаил Файнберг.

Одной из главных идей доклада Фарида Асадуллина была та, что только через диалог цивилизаций можно найти путь выживания человечества. Только идеология толерантности, содержащаяся во всех религиозных учениях, может стать основой межрелигиозного сотрудничества. Но при этом духовные авторитеты общин должны ориентироваться на взаимопонимание и продемонстрировать готовность отойти от стереотипов, сквозь призму которых они до сих пор нередко воспринимали друг друга.

Выступление Рафаила Файнберга затрагивало общественные аспекты развития межрелигиозного диалога в России. По его мнению, при всей важности и необходимости встреч иерархов и лидеров конфессий необходимо основывать межрелигиозный диалог на позитивных идеях, общих для авраамических религий, должен проводиться также и среди прихожан, среди интеллигенции.

АМЕРИКАНСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ О США

Более четверти мусульман, живущих в США, считают Америку «аморальным, коррумпированным обществом». Таковы данные недавнего опроса, возглавленного профессором университета Шоу в Северной Каролине Ишаном Багби.

По данным социологов, мусульманская умма в США насчитывает сегодня от 6 до 7 млн. людей, именующих себя «этническими мусульманами». Из этого числа более или менее регулярную связь с мечетями, которых в США насчитывается 1209, поддерживают 2 млн. человеек. А еженедельно посещают пятничные молитвы 411 тыс. американских мусульман, 78% из которых мужчины. Показательно, что 87% мечетей открыто после 1970 года.

Что касается расового и этнического состава мусульманской уммы США, то 27% мечетей принадлежат чернокожим американцам, 28% — выходцам из Южной Азии и 15% — арабам. У остальных общин нет четкого национального характера.

Среди мусульман, регулярно посещающих мечети, 47% — лица, моложе 35 лет; 29% составляют лица, недавно обратившиеся в ислам. В 55% американских мечетей нет постоянно оплачиваемых служителей, причем в 45% нет даже тех, кто трудился бы там по совместительству.

21% опрошенных мусульман заявили, что в их мечетях принята буквальная интерпретация вероучения, содержащегося в Коране и Сунне; 71% ответили, что они рассматривают исламское откровение в свете «современных обстоятельств»; остальные либо придерживаются иных мусульманских традиций, либо отказались ответить на этот вопрос.

С положением о том, что США представляют собой «достойный подражания пример свободы и демократии», согласились всего 35% опрошенных мусульман. Около 28% считают, что Америка — это «аморальное, коррумпированное общество», а еще 15% убеждены, что «американское общество враждебно исламу».

ДЕЛО САЛМАНА РУШДИ ДОЛЖНО СЧИТАТЬСЯ ЗАКРЫТЫМ

Президент Ирана Мохаммад Хатами объявил 4 июня, что дело скандально известного писателя Салмана Рушди «должно считаться закрытым». «Я надеюсь, что этот вопрос, который постоянно поднимался на протяжении нескольких лет, больше не возникнет», — сказал он.

Британский писатель индийского происхождения Салман Рушди прославился на весь мир после выхода в свет его книги «Сатанинские стихи». Основатель Исламской Республики имам Хомейни, посчитав эту книгу «богохульной» и «оскорбительной для мусульман всего мира», 14 февраля 1989 года вынес фетву, в которой приговорил ее автора к смертной казни. Одновременно Иран назначил крупное денежное вознаграждение любому, кто сможет убить писателя.

С тех пор Салман Рушди был вынужден скрываться, а этот инцидент стал причиной значительного охлаждения ирано-британских отношений. В 1998 году правительство Великобритании заявило, что заручилось обещанием Ирана не приводить в исполнение фетву покойного имама Хомейни. Сложность ситуации, однако, состоит в том, что формально фетва не может быть отменена, и максимум, что может добиться британская сторона — это получить обещание прекратить призывы к убийству писателя.

В феврале этого года Организация исламской пропаганды Ирана в преддверии 12-й годовщины издания фетвы подтвердила смертный приговор Салману Рушди и обратилась к мусульманам всего мира с призывом «привести в исполнение этот указ и очистить мир от наемников cатаны».

«ЗАГОВОР ДАЛАЙ-ЛАМЫ НЕ УДАСТСЯ»

ЧрезвыЧайный и Полномочный Посол Китая в РФ У Тао заявил на киноприеме, где демонстрировался фильм «Ближе к Тибету», что «заговор Далай-ламы никогда не удастся».

Фильм посвящен, по словам господина У Тао, 50-летию «мирного освобождения Тибета». Посол напомнил, что 23 мая 1951 г. Центральное народное правительство (ЦНП) и местное правительство Тибета подписали соглашение о мирном освобождении Тибета.

«До мирного освобождения Тибет, являющийся неотъемлемой частью Китая, представлял собой еще более мрачное общество, чем средневековое европейское феодально-рабовладельческое общество. В Тибете политика и религия были слиты воедино и господствовала диктатура буддийской аристократии», — сказал господин У Тао.

Посол напомнил события 1959 г., когда произошло вооруженное восстание тибетцев против китайского режима. По его словам, «клику сепаратистских сил, желающих сохранить феодальный крепостной строй», возглавил Далай-лама XIV. С 1959 г. Его Святейшество Далай-лама вынужден жить в Индии, где является лидером правительства Тибета в изгнании. «Убежавший за границу как представитель бывших крепостников Далай-лама в течение сорока лет, опираясь на западные антикитайские силы┘ пытался при поддержке внешних сил интернационализировать проблему и добиться раскола родины», — так охарактеризовал деятельность Его Святейшества посол Китая в РФ.

Говоря о китайской политике реформ, господин У Тао подчеркнул, что вероисповедание народа также получает всестороннее должное уважение и защиту. В фильме «Ближе к Тибету» демонстрировались буддийские монастыри, забота об их сохранности и реставрации.

Конституционный суд (КС) рассмотрит жалобу «альтернативных православных» на закон о передаче госимущества религиозным организациям. Тверская община Православной церкви Божией Матери Державная в середине 1990-х годов получила от города полуразрушенное здание котельной, которое отремонтировала за свой счет и использовала для богослужения. Однако через 20 лет новая администрация Твери расторгла договор и без компенсации забрала помещение, заявив, что изначально оно не было предназначено для богослужения. Верующие заявили КС, что законодательство ставит в неравное положение крупные и новые религиозные общины.

В 1996 году администрация Твери передала местной религиозной организации «Община Православной церкви Божией Матери Державная» в безвозмездное пользование заброшенное здание на улице Ротмистрова, 14а. В советское время оно относилось к комбинату «Химволокно». Члены общины восстановили постройку, открыли там храм Новомучеников Российских и в 2002 году зарегистрировали его как объект религиозного назначения. Все документы, подчеркивают в общине, были согласованы с городским управлением архитектуры и градостроительства. Позже там были построены часовня и купель.

Православная церковь Божией Матери Державная известна с начала 1990-х годов, относится к так называемым альтернативным православным. Представители РПЦ не раз называли «богородничников» сектантами и даже экстремистами. Доцент Центра изучения религий РГГУ, эксперт центра «Сова» Ксения Сергазина не согласна с этими оценками. По ее мнению, церковь относится к новым религиозным движениям: «Они более свободные, не выстраивают жесткой иерархии между священником и прихожанами, сохраняют представления об общине. Утверждают, что верующим можно напрямую общаться с Богом, без посредников. По-другому относятся к богослужениям, у них иной покрой одежды священников, много музыки и творчества».

В 2016 году срок договора о безвозмездной аренде закончился, и представители общины обратились в администрацию города с просьбой о продлении. Департамент управления имуществом и земельными ресурсами сначала одобрил заявку, однако через месяц изменил решение и предписал верующим освободить помещение храма. Чиновники не объяснили причину, сославшись на право прекратить действие договора по желанию собственника. «Лишиться храма — большой удар для прихожан. Мы принадлежим к небольшой ветви православия, к нам ходит около 100 человек. У нас нет возможности отстроить все заново»,— говорит представитель церкви. Община пыталась оспорить решение, однако суды всех инстанций заняли сторону администрации. Они сослались на ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», где речь идет только о помещениях, изначально построенных для религиозных целей. А здание, полученное общиной, ничего общего с религией не имело.

В конце 2019 года представители общины обратились в ЕСПЧ, заявив о нарушении права исповедовать религию. А в январе 2020 года подали жалобу и в Конституционный суд.

По мнению заявителей, формулировки закона нарушают принцип равенства религиозных объединений и несоразмерно ограничивают свободу вероисповедания.

«Это недостаток в законе, дикая казуистика, которая позволяет отнимать то, что члены церкви построили на свои деньги,— сказал «Ъ” эксперт Института права и публичной политики (ИППП) Илья Шаблинский, представляющий интересы общины в суде.— Крупные религиозные организации оказались в более выигрышном положении по сравнению с малыми. У небольших общин исторически могло и не быть религиозных зданий».

В марте жалобу поддержали в Совете по правам человека (СПЧ). СПЧ направил председателю Конституционного суда Валерию Зорькину свое заключение по делу. В нем сообщалось, что государство возвращает изъятые после революции здания крупным общинам, исправляя ошибки прошлого, но не должно совершать новые, отказывая «новым религиозным течениям и организациям». «Права граждан исповедовать ту религию, которую они считают истинной, безусловно, ограничивается. Они вынуждены искать новые помещения, что связано с большими трудностями, и могут быть выгнаны и из этого помещения в любой момент»,— подчеркивали в СПЧ.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Славянский правовой центр» Владимир Ряховский уверен, что жалоба общины указывает на существенное нарушение конституционных прав граждан:

«Закон не гарантирует религиозным организациям закрепление имущества, и прихожане могут лишиться святых для себя мест. Право на свободу вероисповедания ограничивается без каких-либо конституционно-правовых оснований».

По данным тверских СМИ, здание было передано местной общине РПЦ. Сейчас сервис «Яндекс.Карты» находит по этому адресу храм во имя иконы Божией Матери «Всецарица». Один из пользователей в мае оставил комментарий: «Трудов еще много по переделке храма, но о. настоятель справится». Другой написал: «Мне нравится, что церковь будет открыта для всех». «Собственность отбирается у одного собственника в пользу другого с использованием вполне законных административных и судебных процедур,— считает старший юрист ИППП Анита Соболева.— В таких случаях доказать дискриминацию очень сложно, потому что в официальных документах не указывается причина, по которой договор расторгнут».

Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» был принят в 2010 году. Ранее религиозные общины уже обжаловали нормы закона в Конституционном суде. В ноябре 2019 года, рассмотрев жалобу прихожанки Церкви христиан-адвентистов седьмого дня Ольги Гламоздиновой, суд разрешил верующим предоставлять религиозным организациям свои дома для богослужений.

Елизавета Ламова

Храм Державной Божьей Матери в Чертанове провел мероприятие

Выездное совещание по строительству новых православных храмов на территории Южного округа провел депутат Госдумы, советник мэра Москвы Владимир Ресин. Совместно с префектом Южного округа Алексеем Челышевым он побывал в районе Чертаново Северное, где осмотрел уже действующий храм Державной иконы Божией Матери.

Этот каменный собор был построен на средства прихожан. Шатровый храм с пятью маковками был возведен по индивидуальному проекту. Наружное оформление церкви завершено, а вот внутри работы еще не закончены.

На сегодняшний день удалось решить вопрос с иконостасом. Этой весной в храме начались работы по его оформлению, которые продолжаются и сегодня. В этом году мастера должны закончить работы по его оформлению. Уже видно, что иконостас хорошо вписывается в стиль храмового комплекса.

Внутреннее убранство в перспективе предполагает дорогостоящую роспись стен, поэтому недавно в храме начались работы по их промывке, так как за семь лет функционирования храма они покрылись копотью. Средства на эти работы еще будут собираться. Для этой непростой работы долго искали подрядчика. Храм высокий, и проводить промывку стен сложно — требуется работа профессионалов, которые имеют работать на высоте. Необычно, что в центре храма расположили покрытие, которое внешне напоминает бассейн. Это устройство, как объяснили Владимиру Ресину, удерживает во время промывочных работ грязную воду, которая потом сливается, что позволяет поддерживать чистоту в храме. Кстати, сегодня сюда приходят прихожане, чтобы оказать помощь по очистке светильников от копоти.

Также на территории продолжается строительство дома-причты. Минувшей зимой здесь появилась крыша, завершаются инженерные работы. К дому подводится канализация, системы тепло- и электроснабжения. Не так давно наведен порядок на территории, которую планируется благоустроить. Префект ЮАО Алексей Челышев пообещал оказать помощь в приобретении материалов для проведения работ по благоустройству территории у нового здания дома-причты.

«Строительство дома-причты ведется в запланированные сроки. Нам рассказали, что жители района ждут, когда здесь откроется воскресная школа, чтобы можно было проводить в новом здании различные мероприятия», — добавил Владимир Ресин.

Отметим, что всего в Южном округе в рамках программы строительства появится 31 храмовый комплекс. На сегодняшний день в эксплуатацию введены 5 храмов, завершено строительство одного, в стадии строительства находятся 7 объектов, в стадии подготовки к строительству – 2, ведется проектирование 4 храмов.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *