Конец XV — начало XVI века

Замечательный памятник псковской школы зодчества.

Кончанский храм на «Богоявленском красном кресте», т.е. на красивом перекрестке. Церковь великолепно поставлена на высоком берегу Псковы, над Бродами. На противоположной стороне в старину было еще две Богоявленских церкви, образующих своеобразный «святой треугольник» в месте традиционного крещенского водосвятия.

Архитектурная композиция — сложная, живописно-асимметричная: одноглавый, трехапсидный четверик с притвором, галереями, двумя приделами (во имя Трех Святителей и Усекновения главы Иоанна Крестителя). К северо-западному углу примыкает крупная палатка на подклете с четырехпролетной звонницей (16 века).

Интерьер четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия.

Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арочками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик — бегунок — поребрик».

В древности храм был расписан; обнаружены фрагменты фресковой живописи.

Известный французский архитектор и теоретик архитектуры Ае Корбюзье (1887-1965), много строивший в Европе и Америке, в годы сотрудничества с советскими архитекторами побывал в Пскове. Он восхищался архитектурой древнего Пскова, но самое сильное впечатление на него произвела церковь Богоявления с Запсковья. Воздействие архитектуры этого храма было столь сильным, что, как он сам признавался, когда ему довелось проектировать и строить в 1950-1953 гг. капеллу (часовню) в родном городе Роншане, он вдохновлен был образом Богоявленской церкви Пскова.

Богоявленская церковь по общим габаритам плана равна Благовещенскому собору Московского Кремля.

Реконструкция Ю.П.Спегальского

Ю.П.Спегальский считал храм Богоявления с Запсковья одной из «наиболее выдающихся в художественном отношении построек древнего Пскова». Церковь стала эталонным памятником, образцом для строительства кончанских храмов и городских соборов Пскова и Псковской земли.

Спегальский Ю.П. Церковь Богоявления с Запсковья>>>


Церковь Богоявления с Запсковья. 1495 г.
Рисунок Н.Мартынова. Середина XIX века.

Е.Н.Морозкина

Церковь Богоявления с Запсковья.

Конец XV — начало XVI века.

(Фрагмент диссертации)

Церковь Богоявления — один из лучших псковских памятников развитого типа. Она стоит на высоком берегу Псковы, отмечая мост через реку: «В лето 6896 (1388). …мост поставиша новой на Пскове» (Псковские летописи). Мост был построен на месте древнего брода. В переписной книге 1585-87 гг. упоминается Богоявление с Запсковья «у Нового мосту». На иконе часовни Владычного Креста мост не показан. Сейчас в этом месте находится каменная плотина. Церковь большая — кончанская, собирает к себе звезду улиц: здесь сходилось кончанское вече. Обычно церкви Богоявления связывались с водосвятием, которое происходило при большом скоплении народа. Храм стоял в людном месте, обслуживая вече, водосвятие и переправу. Летопись донесла до нас дату основания этой церкви — 1495 год.

Однако вскоре церковь «огорела» — следовательно, до нас дошла церковь, возобновлённая в начале XVI века.

Окулич-Казарин неправильно называет эту церковь «Богоявление в Бродех», в соответствии с чем даёт ошибочную дату основания церкви — 1444 год. Богоявление «с Броди» стояло на противоположном берегу реки Псковы, против Богоявления с Запсковья. Рядом с Богоявлением с Броди, но отделённое крепостной стеной и башней Нового Застенья, стояло Богоявление со Кстовы. Ту же ошибку в дате совершил П. П. Покрышкин. К.К. Романов указывает, что церковь Богоявление на Запсковье и Богоявление в Бродех — две разные церкви, стоявшие на противоположных берегах реки. «Церковь Богоявления в Бродех построена, действительно, в 1444 году, но упразднена в 1786 году, а в 1793 году была уже разобрана на материал».

Церковь Богоявления с Запсковья представляла тройную композицию: по бокам основного объёма симметрично стояли два придела, выдвинутые на восток. С запада к церкви примкнул притвор, по углам — закрытые переходы в приделы; мощная звонница выставлена на северо-запад.

Все эти части сложились в законченный гармоничный образ. Однако он сформировался не сразу: части храма возникали постепенно.

Первооснову его составлял главный храм и небольшой притвор, открытый в сторону большими арками. Они опирались на четыре полукруглых столбика, несущих свод притвора. Потом появились приделы: в 1538 году — один; к восьмидесятым годам XVI века — другой: 1538 год. «Toe же весны во Пскове замыслиша на Запсковьи соуседи святого Богоявлениа в дроугих приделех новой храм свершити святых Трех святитель, и освящаша, месяца майя в 12 день» (Псковские летописи). В переписной книге 1585-87 гг. уже говорится о двух приделах: Трёх Святителей и Иоанна Предтечи. Следовательно, к этому времени был построен и второй придел, так что оба они относятся к XVI веку. Сохранилась опись церкви от 1763 года: «Ведомость в Коллегию Экономии, Псковоградские Богоявленские церкви с Запсковья… Церковь Богоявления Господня при ней две предельных церкви, одна усекновения главы святого Иоанна Предтечи, другая святых трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. И притвор каменные, в них три престола. К оной церкви приделана каменная палата в два опартамента длиною на «8»-ми шириною на «7»-ми саженях. На оной палаты колокольня каменная. Оные церкви и палата и колокольня крыты тёсом по дранью. Спереди к церкви ворота и по одну сторону церковная ограда каменная, длиною на «20»-ти саженях… При той же церкви сад, длиною на 32 шириною на 23 саженях, в нем яблоневых 110 деревьев». Названия приделов подтверждает Клировая ведомость 1810 года: церковь «каменная, твердая, с 2 пределами; 1-й во имя св.пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, 2-я во имя 3-х святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста». Окулич-Казарин уточняет, к каким приделам относились эти названия: «Левый придел во имя Трёх Святителей современен храму и имеет ступенчатые арки; правый же, во имя Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, переделан», то есть придел Трёх Святителей — северный, сохранившийся, но он не современен храму, а построен в 1538 году. Западная стена сохранившегося придела разобрана. Это можно объяснить тем, что здесь появилась пристройка — переход. В месте примыкания этого придела к церкви стена утолщена — следовательно, придел был пристроен к церкви, а не возведён с нею одновременно.

Притвор сомкнулся с приделами: для этого его расширили, а вдоль северного и южного фасадов построили закрытые галереи (или притворы приделов). Возможно, звонница была поставлена именно тогда, так как она имеет общую стенку с главным притвором, расширенным на север.

У основной церкви — одна глава, три апсиды. Повышенные подпружные арки опираются на четыре столба; западные столбы — круглые, но не на всю высоту: они связаны со стенами и несли деревянные хоры с двумя приделами по углам. Под сводами заделаны голосники. Сохранившийся придел бесстолпный, покрыт ступенчатыми сводами. Под северным приделом существовал подвал.

Разбивка стен и декор традиционные, но лопастные кривые, соединяющие вверху лопатки, обогащены дополнительными звеньями (На боковых фасадах число этих лопастей справа и слева неодинаково). Главная апсида храма и апсида придела украшены аркатурой из жгутов — по четыре арки, но несколько различного характера. Кровля восьмискатная. Барабан имеет ярко выраженный энтазис. Апсиды сохранили щелевидные окна, сходные с бойницами.

Мощная четырёхпролетная звонница — одна из лучших во Пскове. Она стоит у северо­западного угла церкви, примкнув к притвору, но представляет собой самостоятельный объём. Внутренние помещения могли служить в качестве складов. На иконе часовни Владычного Креста звонница увенчана тремя высокими шатрами впереди виден контрфорс, придающий ей устойчивость — он существует и сейчас. Сбоку церкви показан южный придел со своим самостоятельным притвором, не соединённым с главным (звонница уже была, когда не было ещё юго-западной вставки между притворами).

Соединение простых объёмов в единое целое кажется органическим и вместе с тем прекрасно разработанным, хотя части и возникали постепенно. Всё подчинено и главному объёму, и общей идее. Храм воспринимается скулыпурным и именно вылепленным, образно выражая процесс созидания, когда части добавлялись к целому.

Идею массы выявляют и отяжелевший барабан, и приделы, словно довески, прилепленные по бокам, и лепная стена, которую подчёркивают скупые узоры и проёмы, и расширяющиеся книзу стены звонницы, придающие ей устойчивость и монументальность. Хочется перефразировать слова поэта: «весомо… зримо», но не грубо, а удивительно мягко и тепло. Это тепло, свойственное всем псковским памятникам, придаёт кладка. Видимо, она и сформировала художественное мышление зодчих-псковичей.

Замечательна композиция памятника. Церковь стоит на высоком берегу, словно выплывает по течению реки, которая её чуть-чуть огибает. Динамику создаёт звонница, выдвинутая вперёд и в сторону; она не загораживает храма. За ней разворачиваются остальные объёмы, словно привязанные к ней и друг к другу (Богоявление словно «выезжает» на звоннице). Асимметрия композиции зависит от того места, на котором стоит церковь.

Интересно сравнить её с композицией церкви Успения с Паромени. Церковь Богоявления динамична, она стоит по течению на круче; река, узкая, но бурная, её огибает; в самой природе заключена активность. Церковь Успения развернута по реке — широкой и спокойной, объёмы сопоставлены; их дополняет звонница, повернутая «лицом» к реке. Звонница Богоявления, повёрнутая по течению Псковы, смотрит на главную реку — Великую, и на главное здание города — Троицкий собор. Повёрнутая «лицом» к Великой, звонница Успения с Паромени так­же смотрит на главную реку, сам город и на Троицкий собор.

В ансамбле города церковь Богоявления поддерживает зрительно связанные с ней церкви Козьмы и Дамиана с Примостья и Козьмы и Дамиана с Гремячей горы (лучшая точка зрения через Пскову от Кремля). Богоявление находится в центре этого «триптиха». Своими формами и расположением на холме храм оправдывает название — некоего высшего явления.

При реставрации памятника после Великой Отечественной войны было восстановлено покрытие; храм получил новую главу (но слишком вздутую, репообразной формы); в верху барабана открыт традиционный псковский узор; раскрыт и красиво восстановлен западный фасад притвора с интересной разработкой стены нишками; целиком восстановлен барабан и глава придела; восстановлена аркатура — разводы валиков — на апсиде придела. Последнее — наглядный пример, как не надо реставрировать памятники древнерусской архитектуры. Вместо мягких валиков получились ломаные и жёсткие, прямоугольные в сечении, с нарочитой неправильностью. Главная ошибка состоит в том, что неровность подлинных валиков лежит не в одной плоскости, как это сделано при реставрации, а во взаимоперпендикулярных (объёмных); они словно выполнены из массы, которая застыла.

Несмотря на отдельные недостатки, реставрацию этого памятника нужно признать одной из лучших во Пскове.

1968 год.

Морозкина, Е.Н.

Церковное зодчество древнего Пскова. В двух томах. Том.1. /Е.Н.Морозкина — М.:Северный паломник, 2007. — С. 115-124.

Алексей Ильич Комеч называет церковь Богоявления центральным памятником второй половины XV — начала XVI столетия и «едва ли не лучшим произведением всего псковского зодчества.»

«Говоря о ее постановке в 1496 году, летопись употребляет слово не «поставиша», а «свершиша» — и это ясно свидетельствует не об одном сезоне строительных работ. Церковь относится к самым крупным, масштабным и развитым памятникам города, а вместе со звонницей, приделами, крыльцом и притворами это и один из лучших его ансамблей.»

«Интерьеры псковских церквей, и в высшей мере Богоявленской, дают нам образцы чистого и прекрасного религиозного искусства. Их исток — та идеальная гармония, которая с начала XV века пронизала искусство Андрея Рублева, а в конце столетия — изощренное искусство Дионисия. В псковской архитектуре нет аристократизма и роскоши московской, но она не уступит последней идеальностью образа и, может быть, превзойдет ее чистотой и непосредственностью эмоционального высказывания, меньше связанного официальным, государственным церемониальным стилем.»

Комеч, А.И.

Каменная летопись Пскова XII — начала XVI века. — М.: Северный паломник, 2003. — 256 с.

Церковь Богоявления — один из лучших псковских памятников развитого типа. Она стоит на высоком берегу Псковы, отмечая мост через реку: «В лето 6896 (1388). …мост поставиша новой на Пскове» (Псковские летописи). Мост был построен на месте древнего брода. В переписной книге 1585-87 гг. упоминается Богоявление с Запсковья «у Нового мосту». На иконе часовни Владычного Креста мост не показан. Сейчас в этом месте находится каменная плотина. Церковь большая — кончанская, собирает к себе звезду улиц: здесь сходилось кончанское вече. Обычно церкви Богоявления связывались с водосвятием, которое происходило при большом скоплении народа. Храм стоял в людном месте, обслуживая вече, водосвятие и переправу. Летопись донесла до нас дату основания этой церкви — 1495 год. Однако вскоре церковь «огорела» — следовательно, до нас дошла церковь, возобновлённая в начале XVI века.

Окулич-Казарин неправильно называет эту церковь «Богоявление в Бродех», в соответствии с чем даёт ошибочную дату основания церкви — 1444 год. Богоявление «с Броди» стояло на противоположном берегу реки Псковы, против Богоявления с Запсковья. Рядом с Богоявлением с Броди, но отделённое крепостной стеной и башней Нового Застенья, стояло Богоявление со Кстовы. Ту же ошибку в дате совершил П. П. Покрышкин. К.К. Романов указывает, что церковь Богоявление на Запсковье и Богоявление в Бродех — две разные церкви, стоявшие на противоположных берегах реки. «Церковь Богоявления в Бродех построена, действительно, в 1444 году, но упразднена в 1786 году, а в 1793 году была уже разобрана на материал».

Церковь Богоявления с Запсковья представляла тройную композицию: по бокам основного объёма симметрично стояли два придела, выдвинутые на восток. С запада к церкви примкнул притвор, по углам — закрытые переходы в приделы; мощная звонница выставлена на северо-запад. Все эти части сложились в законченный гармоничный образ. Однако он сформировался не сразу: части храма возникали постепенно.

Первооснову его составлял главный храм и небольшой притвор, открытый в сторону большими арками. Они опирались на четыре полукруглых столбика, несущих свод притвора. Потом появились приделы: в 1538 году — один; к восьмидесятым годам XVI века — другой: 1538 год. «Toe же весны во Пскове замыслиша на Запсковьи соуседи святого Богоявлениа в дроугих приделех новой храм свершити святых Трех святитель, и освящаша, месяца майя в 12 день» (Псковские летописи). В переписной книге 1585-87 гг. уже говорится о двух приделах: Трёх Святителей и Иоанна Предтечи. Следовательно, к этому времени был построен и второй придел, так что оба они относятся к XVI веку.

Сохранилась опись церкви от 1763 года: «Ведомость в Коллегию Экономии, Псковоградские Богоявленские церкви с Запсковья… Церковь Богоявления Господня при ней две предельных церкви, одна усекновения главы святого Иоанна Предтечи, другая святых трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. И притвор каменные, в них три престола. К оной церкви приделана каменная палата в два опартамента длиною на «8»-ми шириною на «7»-ми саженях. На оной палаты колокольня каменная. Оные церкви и палата и колокольня крыты тёсом по дранью. Спереди к церкви ворота и по одну сторону церковная ограда каменная, длиною на «20»-ти саженях… При той же церкви сад, длиною на 32 шириною на 23 саженях, в нем яблоневых 110 деревьев».

Названия приделов подтверждает Клировая ведомость 1810 года: церковь «каменная, твердая, с 2 пределами; 1-й во имя св.пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, 2-я во имя 3-х святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста». Окулич-Казарин уточняет, к каким приделам относились эти названия: «Левый придел во имя Трёх Святителей современен храму и имеет ступенчатые арки; правый же, во имя Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, переделан», то есть придел Трёх Святителей — северный, сохранившийся, но он не современен храму, а построен в 1538 году. Западная стена сохранившегося придела разобрана. Это можно объяснить тем, что здесь появилась пристройка — переход. В месте примыкания этого придела к церкви стена утолщена — следовательно, придел был пристроен к церкви, а не возведён с нею одновременно. Притвор сомкнулся с приделами: для этого его расширили, а вдоль северного и южного фасадов построили закрытые галереи (или притворы приделов). Возможно, звонница была поставлена именно тогда, так как она имеет общую стенку с главным притвором, расширенным на север.

У основной церкви — одна глава, три апсиды. Повышенные подпружные арки опираются на четыре столба; западные столбы — круглые, но не на всю высоту: они связаны со стенами и несли деревянные хоры с двумя приделами по углам. Под сводами заделаны голосники. Сохранившийся придел бесстолпный, покрыт ступенчатыми сводами. Под северным приделом существовал подвал. Разбивка стен и декор традиционные, но лопастные кривые, соединяющие вверху лопатки, обогащены дополнительными звеньями (На боковых фасадах число этих лопастей справа и слева неодинаково). Главная апсида храма и апсида придела украшены аркатурой из жгутов — по четыре арки, но несколько различного характера. Кровля восьмискатная. Барабан имеет ярко выраженный энтазис. Апсиды сохранили щелевидные окна, сходные с бойницами.

Мощная четырёхпролетная звонница — одна из лучших во Пскове. Она стоит у северо­западного угла церкви, примкнув к притвору, но представляет собой самостоятельный объём. Внутренние помещения могли служить в качестве складов. На иконе часовни Владычного Креста звонница увенчана тремя высокими шатрами впереди виден контрфорс, придающий ей устойчивость — он существует и сейчас. Сбоку церкви показан южный придел со своим самостоятельным притвором, не соединённым с главным (звонница уже была, когда не было ещё юго-западной вставки между притворами).

Соединение простых объёмов в единое целое кажется органическим и вместе с тем прекрасно разработанным, хотя части и возникали постепенно. Всё подчинено и главному объёму, и общей идее. Храм воспринимается скулыпурным и именно вылепленным, образно выражая процесс созидания, когда части добавлялись к целому.

Идею массы выявляют и отяжелевший барабан, и приделы, словно довески, прилепленные по бокам, и лепная стена, которую подчёркивают скупые узоры и проёмы, и расширяющиеся книзу стены звонницы, придающие ей устойчивость и монументальность. Хочется перефразировать слова поэта: «весомо… зримо», но не грубо, а удивительно мягко и тепло. Это тепло, свойственное всем псковским памятникам, придаёт кладка. Видимо, она и сформировала художественное мышление зодчих-псковичей.

Замечательна композиция памятника. Церковь стоит на высоком берегу, словно выплывает по течению реки, которая её чуть-чуть огибает. Динамику создаёт звонница, выдвинутая вперёд и в сторону; она не загораживает храма. За ней разворачиваются остальные объёмы, словно привязанные к ней и друг к другу (Богоявление словно «выезжает» на звоннице). Асимметрия композиции зависит от того места, на котором стоит церковь. Интересно сравнить её с композицией церкви Успения с Паромени. Церковь Богоявления динамична, она стоит по течению на круче; река, узкая, но бурная, её огибает; в самой природе заключена активность. Церковь Успения развернута по реке — широкой и спокойной, объёмы сопоставлены; их дополняет звонница, повернутая «лицом» к реке. Звонница Богоявления, повёрнутая по течению Псковы, смотрит на главную реку — Великую, и на главное здание города — Троицкий собор. Повёрнутая «лицом» к Великой, звонница Успения с Паромени так­же смотрит на главную реку, сам город и на Троицкий собор.

В ансамбле города церковь Богоявления поддерживает зрительно связанные с ней церкви Козьмы и Дамиана с Примостья и Козьмы и Дамиана с Гремячей горы (лучшая точка зрения через Пскову от Кремля). Богоявление находится в центре этого «триптиха». Своими формами и расположением на холме храм оправдывает название — некоего высшего явления.

При реставрации памятника после Великой Отечественной войны было восстановлено покрытие; храм получил новую главу (но слишком вздутую, репообразной формы); в верху барабана открыт традиционный псковский узор; раскрыт и красиво восстановлен западный фасад притвора с интересной разработкой стены нишками; целиком восстановлен барабан и глава придела; восстановлена аркатура — разводы валиков — на апсиде придела. Последнее — наглядный пример, как не надо реставрировать памятники древнерусской архитектуры. Вместо мягких валиков получились ломаные и жёсткие, прямоугольные в сечении, с нарочитой неправильностью. Главная ошибка состоит в том, что неровность подлинных валиков лежит не в одной плоскости, как это сделано при реставрации, а во взаимоперпендикулярных (объёмных); они словно выполнены из массы, которая застыла. Несмотря на отдельные недостатки, реставрацию этого памятника нужно признать одной из лучших во Пскове.

Церковь Богоявления Господня на Запсковье

Название местности Броды связано с тем, что здесь можно было перейти реку Пскову вброд. Впервые упоминается в письменных источниках под 1398 годом. Существующая церковь построена в 1496 году из плиты на месте более ранней, являлась главным храмом Богоявленского конца на Запсковье. Престолов в церкви три: главный, холодный, во имя Богоявления Господня, с правой стороны придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, слева был престол во имя Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. При богослужениях пел хор из любителей, при внебогослу-жебных чтениях и беседах пели все посетители. По указу Псковской духовной консистории от 31 августа 1786 года к ней приписаны церкви Нерукотворенного (Нерукотворного) Образа Спасителя и Преображения Господня. В деревне Портянниково находилась деревянная часовня, служба в ней совершалась только 29 октября (11 ноября) — в день преподобномученицы Анастасии Римляныни. Когда и кем построена часовня — неизвестно.

При храме построена пятипролетная каменная звонница. На ней висели семь колоколов. Вес первого большого колокола не обозначен, он отлит в царствование Иоанна Васильевича Грозного. Второй колокол, полиелейный, весил 46 п., третий колокол, вседневный, был без обозначения веса, по величине равен полиелейному. Два небольших колокола и два подзвонка обозначения веса не имели.

Церковно-приходское попечительство открыто в 1897 году. В том же 1897 году около церкви Нерукотворного Образа построен кирпичный одноэтажный дом для церковно-приходской школы. Дом построен на средства церкви и псковского купца Александра Ивановича Чернова. Церковно-приходская школа открыта 8 октября 1898 года, в ней обучались 100 учеников обоего пола. Богадельни и больницы при церкви не было. С 1913 года священником в церкви служил Андрей Загорский. Сведений о нём после 1917 года не выявлено.

1 июня 1920 года отделом управления Псковского уездно-городского исполкома составлен акт о передаче религиозному обществу церквей Богоявления и Неру-котворенного Образа. 4 мая 1927 года принято решение губисполкома о закрытии церкви. Видимо, властям всё-таки пришлось отступить перед верующими, т.к. вторично решение о закрытии принято Псковским городским советом 28 ноября 1938 года и 9 сентября того же года. Решение утверждено исполкомом Ленинградской области, в состав которой в 1927 году вошла бывшая Псковская губерния.

В годы Великой Отечественной войны церковь сильно разрушена в результате попадания авиабомбы и артиллерийских снарядов. В огне погиб иконостас XVIII века. В северном приделе, в притворе звонницы, была устроена конюшня.

Церковь частично реставрирована в 1948-1953 годах по проекту Ю.П. Спегальского, вторичная реставрация церкви произведена в 90-х годах XX — начале XXI веков по проекту архитектора А.К. Богодухова. При реставрации обнаружены фрагменты фресковой росписи. 14 июня 1991 года Псковский горисполком дал разрешение Генеральной дирекции «Псковреконструкции» на производство проектных работ для реконструкции церкви под музей церковно-прикладного искусства.

В настоящее время церковь действующая. 13 октября 2008 года митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием совершено освящение семи колоколов церкви. Колокола были заказаны в Воронеже Евгением Михайловичем Макаровым, начальником реставрационных мастерских Пскова.

Известный французский архитектор и теоретик архитектуры Ае Корбюзье (1887-1965), много строивший в Европе и Америке, в годы сотрудничества с советскими архитекторами побывал в Пскове. Он восхищался архитектурой древнего Пскова, но самое сильное впечатление на него произвела церковь Богоявления с Запсковья. Воздействие архитектуры этого храма было столь сильным, что, как он сам признавался, когда ему довелось проектировать и строить в 1950-1953 гг. капеллу (часовню) в родном городе Роншане, он вдохновлен был образом Богоявленской церкви Пскова.

Церковь Богоявления с Запсковья (занесена в список номинационного досье ЮНЕСКО)

Церковь Богоявления с Запсковья, один из лучших образцов периода расцвета псковской школы зодчества XV-XVI веков. Вниз, к Пскове спускается лестница, через реку перекинут пешеходный мост, откуда открываются великолепные виды на окрестности.

Богоявленская церковь

Раньше церковь была центром большого района Запсковья — Богоявленского конца. Она была одним из крупнейших кончанских храмов, а позднее — и всего Пскова. Интересно, что раньше храм был частью так называемого «святого треугольника»: на противоположном берегу реки находились еще две Богоявленские церкви, вместе они образовывали треугольник, в центре которого находилось место традиционного крещенского водосвятия.

До наших дней Богоявленская церковь дошла практически без изменений, сохранив свои первоначальные формы. Это четырехстолпный крестовокупольный трехапсидный храм с повышенными подпружными арками.

Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арочками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик — бегунок — поребрик». В древности храм был расписан; обнаружены фрагменты фресковой живописи.

Панорама Запсковья

Первое летописное упоминание о церкви относится к 1398 году. В 1433 году был построен новый притвор. В те времена церковь была деревянной. Большой пожар, случившийся в 1458 году в Запсковье, уничтожил её. Строительство каменного, ныне существующего здания, завершилось к 1496 году.

Церковь имела два придела: во имя усекновения главы Иоанна Предтечи и Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. На первом этаже были устроены глубокие подклеты для хранения церковного имущества. В XVI веке с северо-запада до юго-запада была построена каменная галерея, к северо-западной стене пристроена звонница.

В дальнейшем продолжились отдельные переделки здания. Так, в XVII веке были растесаны окна, старые восьмискатные крыши переделаны в четырехскатные. В XVIII веке расширены окна. Большие перестройки произошли на рубеже XVIII-XIX веков: с западной стороны к звоннице был пристроен контрфорс, луковичная глава была заменена на полусферическую с карнизом у основания и ложным фонариком. В храме и приделах появился новый иконостас.

Глава церкви Богоявления с Запсковья

Церковь Богоявления с Запсковья и контрфорс звонницы

В 30-х годах XX века церковь была закрыта, в ней долгое размещался склад одного из псковских магазинов.

Большой урон церкви Богоявления нанесла Великая Отечественная война. В 1941 году произошел пожар, уничтоживший западную пристройку с лестницей рубежа XVIII-XIX веков, крышу и все деревянные части здания. Более всего пострадал южный притвор с придельной церковью первой четверти XIX века. Погиб и резной иконостас.

После пожара несколько лет церковь простояла без покрытия. Впрочем, благодаря этому под отслоившейся штукатуркой XVIII — начала XX веков обнаружились первоначальные формы одного из самых совершенных храмов Пскова.

В 1990-х годах начались реставрационные работы. В 2005 году церковь была передана в ведение Псковской епархии. В ноябре 2006 года в ней состоялась первая служба. В октябре 2008 года был проведен обряд освящения и поднятия на звонницу 7 колоколов, отлитых в Воронеже. Вес самого большого колокола составляет 2 тонны!

Звонница церкви Богоявления с Запсковья

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *