25 мая 2007 г. исполнилось 1011 лет со дня освящения храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, называемого Десятинным, — первой каменной церкви Киевской Руси, воздвигнутой святым равноапостольным князем Владимиром.

Первый каменный храм Руси

Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была возведена в Киеве князем Владимиром Святославичем в 989–996 гг. В «Повести временных лет”, помещенной в Ипатиевском списке 991 г., сказано: «Когда Владимир жил в законе христианском, надумал он соорудить каменную церковь Святой Богородицы и послав (послов), привел мастеров из греков и начал возводить. А когда закончил сооружение, украсил ее иконами и поручил ее Анастасу-корсунянину. И попов корсуньских приставил служить в ней”. В 996 г. церковь освятил второй митрополит Киевский Леонтий.

Как гласит предание, церковь во имя Пресвятой Богородицы была воздвигнута на месте кончины первомучеников-христиан Федора и Иоанна, которых предал на казнь, еще будучи язычником, сам князь Владимир. Исследователь Киева К. Щероцкий утверждает, что в 1908 г. под юго-восточной стеной храма были найдены остатки деревянного сооружения — предполагаемого жилища первомучеников.

Князь Владимир назначил для содержания церкви десятую часть доходов княжеской казны. «Если же это отменит кто — пусть будет проклят”, — говорится в Ипатиевском списке. Это решение дало храму второе название — Десятинная. Владимир многое сделал для украшения этого храма, поскольку рассматривал его как усыпальницу своего княжеского рода. Сюда в 1007 г. по его указанию с Аскольдовой могилы были перенесены останки княгини Ольги, здесь он похоронил свою супругу княгиню Анну и впоследствии сам был похоронен. Кроме того, в церкви Пресвятой Богородицы находились останки и других великих князей, каждый из которых расширял и украшал храм.

В 1017 г. Десятинная церковь сгорела и была восстановлена только через 22 года. В 1169 г. храм лишился значительной части своих драгоценностей. В 1240 г. орды хана Батыя захватили Киев. Несколько тысяч горожан закрылись в Десятинной церкви, а воевода Дмитрий не прекращал ее обороны. В летописи сказано, что церковь не выдержала тяжести стольких людей и рухнула, став братской могилой для многих киевлян.

В 1635 г. Десятинная церковь была восстановлена Киевским митрополитом Петром Могилой. К уцелевшим частям древнего здания сделали пристройку в стиле украинской архитектуры XVII в., снова превратив его в действующую церковь. Во времена митрополита Петра Могилы был найден мраморный гроб с останками князя Владимира, погребенный под руинами храма во время нашествия Батыя. Хранились в церкви и другие мощи, в частности первого Киевского митрополита Михаила, а также глава священномученика Климента, папы Римского, которую видел в храме немецкий летописец, Магдебургский епископ Дитмар. Ныне глава священномученика Климента находится в Киево-Печерской Лавре среди других мироточивых глав, a 200 лет почти назад, в 1828 г. началась первая реставрация Десятинной церкви по проекту архитектора В. П. Стасова. Принципы восстановления церкви были характерны для реставрационных подходов того времени — сооружение воссоздавали, домысливая утраченные формы, для чего использовали различные источники древнерусской архитектуры. В результате восстановленный памятник архитектуры не обладал ни исторической подлинностью, ни стилистическим единством. Этот отреставрированный храм был разобран в 1935 г., после чего на этом месте начались археологические раскопки. Найденные здесь древние фундаменты и отдельные детали позволили реконструировать первоначальный облик древнейшего памятника русской архитектуры.

Первоначальный облик

Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была трехнефной. На нефы внутреннее пространство храма делили два ряда столбов. Центральный, продольный и поперечный нефы были вдвое шире боковых. Нефы заканчивались полукруглыми выступами апсид, столбы имели крестообразное сечение, их было шесть — по три в каждом ряду. Они поддерживали систему сводчатого перекрытия, которая в центральной части храма имела крестово-купольную конструкцию. Вероятно, с севера, запада и юга церковь имела обходную галерею и одну главу в центре.

Так как представление о композиции храма основывается только на данных археологических раскопок, некоторые ученые выдвигают иную версию планировки сооружения. Возможно, Десятинная церковь была не 6-столпной, а 4-столпной. В этом случае западная пара столбов — это остатки стены, которая отделяет во внутреннем пространстве особый изолированный компартимент — нартекс. Если Десятинная церковь имела такое внутреннее устройство, то она могла напоминать хорошо сохранившийся до наших дней Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Стены храма были возведены из особого типа кирпича — плинфы, положенной на цемяночном растворе. Кирпичи были положены особым способом, они образовывали так называемую кладку со скрытым рядом. Полы были сделаны из мрамора, столбы завершались резными мраморными капителями. Интерьер украшали фрески и мозаики.

«Десятинная церковь была одной из самых больших в христианском мире”

Так считает группа археологов, исследующих руины Десятинной церкви. В прошлом году на руинах древнего храма были сделаны уникальные находки, рассказать о которых согласился участник раскопок начальник Владимирского отряда Архитектурно-археологической экспедиции Института археологии НАН Украины Виталий Коцюба.

— Вот древняя арабская монета, — говорит Виталий. — Удивляться тому, что она оказалась среди остатков Десятинной церкви, не приходится, ведь Киевскую Русь посещали купцы из многих государств. А вот — перстни, на одном из которых — орнамент, а на другом — надпись греческими буквами. Возможно, последний принадлежал кому-то из византийских зодчих, строивших церковь. Видите, на этой древней плинфе отпечатались капли дождя? Он шел больше тысячи лет назад! Технология изготовления стройматериала была такой, что еще не затвердевшую плинфу выкладывали под открытым небом для просушки, поэтому и оставались случайные отпечатки. На этом экземпляре — след ножки ребенка, которому, судя по размеру стопы, было около года от роду. А вот бубенцы. В княжеские времена киевляне носили на одежде большое их количество. А здесь — кусок внутренней стены храма с фрагментом изображения какого-то святого. Рядом две буквы: «ол”. Скорее всего, это часть имени «Никола”. Мы нашли много фрагментов фресок, на некоторых из них сохранились граффити — надписи и рисунки, нацарапанные прихожанами. Делать это запрещалось, тем не менее на стенах писали многие. Самый распространенный текст: «Господи, помози рабу Своему…” В Софийском соборе целое собрание автографов князей и их жен. Кстати, там хранятся плиты с мозаикой, украшавшие пол Десятинной церкви. Точные копии этих плит выставлены на всеобщее обозрение рядом с местом, где некогда возвышалась Десятинная церковь.

Обратите внимание на участок фундамента, в котором заложен обломок мраморной колонны. Это один из следов капитального ремонта, возможно, даже перестройки храма. Она была выполнена в XII в., лет через 150 после возведения церкви. Что стало тому причиной? Одна из версий — землетрясение. Летопись сообщает, что в Киеве, Переяславе, других городах среднего Поднепровья они часто случались.

Изучение фундаментов дает основание говорить, что по размерам церковь была примерно такой же, как Владимирский собор в Киеве. Есть свидетельства, что она имела 25 куполов. Но как это проверить? Многое, что могло бы помочь, утрачено в прежние века. Ведь в XVII в., а затем в XIX в. на этом месте возводили новые храмы (последний разрушили большевики). Мастера вырывали новые котлованы, добирались до остатков Десятинной церкви, разрушали их и использовали как строительный материал.

В ходе раскопок Десятинной церкви экспедиция намерена изучить остатки оборонительного рва, проходившего в нескольких метрах от нее вокруг городища, возведенного, как предполагают некоторые исследователи, во времена князя Кия. С этой крепостью связана история возникновения Киева. На этом объекте работы археологам хватит на несколько лет.

Возрождение Десятинной — радости и скорби

Дискуссия о возрождении Десятинной церкви началась несколько лет назад после появления правительственного постановления № 700 об утверждении программы восстановления выдающихся памятников истории и культуры Украины.

Впрочем, когда дошло до дела, столичные научные работники обратились к власти и общественности с открытым письмом, где, в частности, говорилось: «Сооружение на Старокиевской горе большого архитектурного объекта будет иметь катастрофические последствия для Национального музея истории Украины, будет диссонировать с Андреевской церковью и приведет к гибели старейшего дерева Киева — липы, которая является свидетелем исторических событий”. Под обращением поставили подписи вице-президент Академии архитектуры Валентин Ежов, заместитель директора Института археологии Глеб Ивакин и другие лица.

Споры вокруг необходимости возрождения церкви продолжаются, а во временном храме, поставленном рядом с фундаментом Десятинной, уже больше года молится киевская православная община в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Чтобы возобновить молитвенный престол и гордость Украины — Десятинную церковь, — община этого храма на Пасху 2006 г. установила неподалеку от места, где находилась святыня, храм-палатку. Здесь же 25 мая 2006 г. она отпраздновала 1010-летие со дня освящения храма. В этот день общину поздравили Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, наместники монастырей, духовенство Киевской и Одесской епархий. После Литургии в день юбилея был отслужен молебен Пресвятой Богородице и апостолу Андрею Первозванному, мощи которого были доставлены в храм из Одессы.

Вскоре по инициативе чиновников Киевской госадминистрации была развернута кампания по ликвидации храма-палатки. 4 июня 2006 г. исполняющий обязанности настоятелеля общины в честь Рождества Пресвятой Богородицы архимандрит Гедеон (Харон) получил письмо из Киевской госадминистрации, которое уведомляло о том, что храм-палатка, в котором община молилась уже три месяца, будет демонтирован 5 июня.

В указанный день с восьми утра место расположения храма окружили автобусы и машины спецназа, подъехала также машина службы по демонтированию сооружений. Община, прихожане и все те, кому небезразлична судьба древнейшего храма столицы, служили молебны и акафисты с раннего утра. Поддержать отца Гедеона и его общину пришли настоятель Свято-Ионинского монастыря архимандрит Иона, клирики Киевской епархии, отряд православных казаков и множество верующих. Три часа молящихся охраняли спецслужбы, ожидая приказа применить силу. Когда начался проливной дождь, никого, кроме тех, кто молился, не осталось.

Чем вызваны такие действия властей против православных верующих не ясно, тем более что храмовое сооружение установлено без нарушения законодательства. «Без решения суда власть не имеет право демонтировать храм, — так прокомментировал тогда события отец Гедеон. — В суд на нас мог подать только Национальный музей истории Украины, так как на его балансе находится земля Десятинного храма. Но судебного дела никто не открывал, и соответственно, решение властей является незаконным. Этот храм-палатка освящен, потому миряне не имеют право заходить в алтарь и великий грех возьмет на душу тот, кто поднимет руку на эту святыню Господню. Слава Богу, что люди, которым было приказано совершить кощунственный и святотатственный акт, одумались и не сотворили беззаконие. Община будет молиться о здравии этих людей и их семей. Эта ситуация напомнила верующим старые времена атеистических гонений, когда разрушались православные святыни, а верующих разгоняли при помощи милиции. Мы ежедневно молимся Господу и Его Пречистой Матери о мире в нашем обществе и о вразумлении тех, кто враждует с истиной”.

21 сентября прошлого года первая каменная церковь Киевской Руси впервые после многих лет забвения отметила свой престольный праздник. Поздравить архимандрита Гедеона, общину и прихожан храма и разделить молитвенное общение приехал секретарь Киевской Митрополии, благочинный Киевской епархии протоиерей Виталий Косовский и священнослужители епархии. От имени Блаженнейшего Владимира отец Виталий поздравил клир и прихожан с праздником Рождества Пресвятой Богородицы и пожелал покрова и заступничества Матери Божией для всех верных чад канонической Православной Церкви, и помощи Божией общине в ее нелегком труде — возрождении национальной святыни. Отцу Гедеону был вручен указ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, о назначении его настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинного).

Подготовила Екатерина Громова

← И стали называться они христианами… История Антиохийской Православной Церкви

Десятинная церковь. Реконструкция Ю. С. Асеева.

ДЕСЯТИ́ННАЯ ЦЕ́РКОВЬ (цер­ковь Бо­го­ро­ди­цы), пер­вый ка­мен­ный хри­сти­ан­ский храм на Ру­си, по­стро­ен­ный в Кие­ве в 989(991)–996. Создан по за­ка­зу Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча ви­зан­тий­ски­ми, ве­ро­ят­но сто­лич­ны­ми, мас­те­ра­ми на мес­те язы­че­ско­го кур­ган­но­го мо­гиль­ни­ка. До ос­вя­ще­ния Со­фий­ско­го со­бо­ра (1037) – ка­фед­раль­ный со­бор. На­зва­ние по­лу­чи­ла от де­ся­ти­ны, на­зна­чен­ной кн. Вла­ди­ми­ром на её со­дер­жа­ние. Из­на­чаль­ный про­ект Д. ц. в про­цес­се за­ло­же­ния фун­да­мен­тов был из­ме­нён: вме­сто ку­поль­ной ба­зи­ли­ки был со­ору­жён трёх­не­фный кре­сто­во-ку­поль­ный храм (42 × 34 м) с боль­шим под­ку­поль­ным квад­ра­том (7 × 6,5 м) и нар­тек­сом, ок­ру­жён­ный от­кры­ты­ми двухъ­я­рус­ны­ми га­ле­рея­ми. В 11 в. га­ле­реи бы­ли за­кры­ты плин­фой, в 12 в., по­сле зем­ле­тря­се­ния, пе­ре­ло­же­ны отд. уча­ст­ки фун­да­мен­тов и стен, при­стро­ен но­вый при­твор. Ин­терь­ер Д. ц. ук­ра­ша­ли мо­за­ич­ные кар­ти­ны и фре­ски, ка­мен­ные рез­ные пли­ты, мра­мор­ные ко­лон­ны, фраг­мент релье­фа с из­об­ра­же­ни­ем Бо­го­ма­те­ри с Хрис­том (хра­нят­ся в Му­зее ис­то­рии Ук­раи­ны и за­по­вед­ни­ке «Со­фия Ки­ев­ская»). Пол по­кры­ва­ли мо­заи­ки из мра­мо­ра и смаль­ты, мра­мор­ные и пи­ро­фи­ли­то­вые пли­ты, в га­ле­ре­ях – по­лив­ные плит­ки. Сна­ру­жи сте­ны Д. ц. бы­ли ош­ту­ка­ту­ре­ны, име­ли греч. над­пи­си; кры­шу по­кры­ва­ли лис­ты свин­ца, су­ще­ст­во­ва­ли ке­ра­мич. во­до­сто­ки. Ут­варь, де­та­ли уб­ран­ст­ва церк­ви, мо­щи св. Кли­мен­та I бы­ли дос­тав­ле­ны из Ви­зан­тии и ча­стью вы­ве­зе­ны ки­ев­ским кн. Вла­ди­ми­ром Свя­то­сла­ви­чем из Хар­со­на (Хер­со­не­са). В Д. ц. на­хо­ди­лись мра­мор­ные сар­ко­фа­ги Вла­ди­ми­ра и его же­ны Ан­ны, бы­ли пе­ре­не­се­ны ос­тан­ки кн. Оль­ги, Яро­пол­ка Свя­то­сла­ви­ча, Оле­га Свя­то­сла­ви­ча, позд­нее по­хо­ро­не­ны кня­зья Изя­слав Яро­сла­вич и Рос­ти­слав Мсти­сла­вич (ум. 1167). В 1240, во вре­мя штур­ма Кие­ва вой­ска­ми Ба­тыя, Д. ц. ста­ла по­след­ним убе­жи­щем ки­ев­лян, не вы­дер­жа­ла ско­п­ле­ния лю­дей на вто­ром яру­се и рух­ну­ла. На мес­те Д. ц. бы­ла по­став­ле­на де­рев. ц. «Ни­ко­лы Де­ся­тин­но­го», ра­зо­бран­ная в 1636 по рас­по­ря­же­нию митр. Пет­ра Мо­ги­лы. В 1654 ос­вя­щён но­вый ка­мен­ный храм Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы, по­стро­ен­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем со­хра­нив­шей­ся юго-зап. час­ти Д. ц., в 1828 ра­зо­бран при строи­тель­ст­ве но­вой Д. ц. в «рус­ско-ви­зан­тий­ском» сти­ле по про­ек­ту В. П. Ста­со­ва (1828–42; про­су­ще­ст­во­ва­ла до 1936). Совр. пред­став­ле­ния о др.-рус. Д. ц. сфор­ми­ро­ва­ны в осн. на ос­но­ва­нии ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний митр. Ев­ге­ния (Бол­хо­ви­ти­но­ва), К. А. Лох­виц­ко­го, Н. Е. Ефи­мо­ва (1823–26), Д. В. Ми­лее­ва (1908–14), М. К. Кар­ге­ра (1938–39), Г. Ю. Ива­ки­на и О. М. Ио­ан­не­ся­на (2005–06). Со­стоя­ние ос­тат­ков фун­да­мен­тов не­удов­ле­тво­ри­тель­но для вос­соз­да­ния точ­но­го ар­хит. об­ли­ка церк­ви.

Десятинный монастырь в Великом Новгороде (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Десятинный монастырь когда-то считался самым красивым в Великом Новгороде, а такая аттестация дорогого стоит, ведь город просто изобилует храмами и монастырями. К сожалению, судьба обители оказалась нелегкой, сегодня она не действует, главный ее храм — церковь Рождества Пресвятой Богородицы — находится в руинах. Тем не менее, сохранились колокольня, старинная монастырская ограда, сестринские корпуса, трапезная. В последние годы строения привели в порядок, территория открыта для посещений, как самостоятельных, так и с экскурсиями. Здесь же располагается Музей художественной культуры Новгородской земли, где хранятся по-настоящему ценные экспонаты.

Немного истории

С возникновением монастыря связана красивая легенда. Вольнолюбивые новгородцы часто подвергались нападениям соседнего Владимиро-Суздальского княжества, особенно опасен был набег 1170 г., когда великим князем Владимирским был властный и честолюбивый Андрей Боголюбский. Суздальцы осадили город, казалось, ничто ему не поможет. Но на городскую стену вынесли икону Богородицы «Знамение», вынудившую врагов отступить. Благочестивая княгиня Феодосия, мать Александра Невского, в знак благодарности Богородице распорядилась основать монастырь.

Достоверно известно, что самые ранние сооружения монастыря датировались 14 веком, а поздние постройки относятся уже к 19 столетию — это колокольня, сестринские корпуса и хозяйственные помещения.

Что посмотреть

Визитная карточка монастыря — колокольня 19 века, очень красивая, стройная и легкая. Даже специалисты затрудняются с определением стиля постройки, поскольку здесь смешались элементы барокко и ампира. Однако здания это не портит, напротив, придает ему оригинальность. Побродить по обширной территории комплекса приятно — она чистая и ухоженная. К сожалению, прекрасная церковь Рождества Богородицы была разрушена шведами в Смутное время, и в последующие годы этот процесс только продолжался. Сегодня есть план восстановления храма, но работы пока не начались, можно увидеть лишь его руины.

Музей художественной культуры

Особая достопримечательность комплекса — Музей художественной культуры Новгородчины. По советской традиции размещать в церковных стенах разные светские учреждения, жилые корпуса и подсобные помещения монастыря были отданы под мастерские художников и мастеров народных промыслов. Поколения одних деятелей искусства сменялись другими, они передавали друг другу не только секреты мастерства, но и свои изделия и полотна. Постепенно возникла мысль открыть Музей художественной культуры, ведь материала накопилось за это время предостаточно. Идея осуществилась в 2001 г., теперь здесь довольно обширная постоянная экспозиция, часто организуются выставки, работают мастер-классы.

Практическая информация

Адрес: Новгородская обл., Новгород, ул. Десятинная, 3А.

Проезд: автобусами №№ 7, 7А от Центрального автовокзала до остановки «Администрация города»; №№ 4, 9, 20 до остановки «Софийская площадь».

Вход на территорию монастыря — бесплатный. Посещение музея: взрослые — 100 RUB. Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Славная Десятинная церковь св. Владимира, начало и венец всех священных храмов Старого Киева, прежде всех сооруженная благоверным князем, претерпевшая все беды, напасти, гонения и разрушения, и ныне воздвигаемая, из малого уцелевшего основания. Просветитель Руси, святой равноапостольный князь Владимир, принявший крещение в Корсуне и крестивший Русь в 988 г., не пощадил трудов и сокровищ для сооружения достойного храма Господу, просветившему его духовную и телесную тьму и на следующее «лето 6497 (989 г.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы, – записано в «Повести временных лет», – и послав, преведе мастеры от Грек. И наченшю же созидати, и яко сконча, украси иконами». Строили византийцы каменную церковь 7 лет. Окончание строительства летописные источники относят к 996 году. В 996-м году церковь освятил второй митрополит Киевский Леонтий.Владимир посвятил её Пречистей Деве, празднуя честный собор Ея, на другой день спасительного Рождества Сына Ея и Бога, и определил десятую часть своих доходов, на поддержание нового храма, от чего и сохранилось ему название Десятинного.Туда перенес он блаженные останки своей бабки, великой княгини Ольги, от которой почерпнул первые начатки христианства, они были перенесены в Десятинный храм из Вышгорода; там похоронил и благоверную супругу Анну, греческую царевну, утверждавшую его на пути спасения, и сам упокоился наконец под сению той же церкви. Сын его Ярослав, движимый благочестием к памяти усопших, вырыл кости дядей своих Ярополка и Олега, убиенных ещё в язычестве и окрестив торжественно, положив в церкви Десятинной, где опочил и великий отец; а сам отошел на смертный покой, под сень собственного храма Софийского.В 1240 году надвинулась туча монгольская на святую Русь. Долго ходит она по небосклону отчизны и наконец, страшно разражается над Киевом. Грозный завоеватель не оставил никакой надежды на мир или пощаду; одна неминуемая гибель, и она постигла Киев. Батый приблизился с своими несметными полчищами и разрушил столицу. От всего Десятинного храма остался только один южный придел, святителя Николая, с частью церковной стены. В таком ужасном запустении были священные развалины, в течении четырех веков, тяжких для Киева, под игом татарским и литовским, доколе не явился наконец обновитель. Ревностный митрополит, Петр Могила, не вынес зрелища развалин престольного своего города, и начались раскопки руин храма. В 1636-м году митрополит Петр Могила решил «Десятинную церковь Пресвятой Девы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету». Все, что только могла восстановить рука его, в краткое его правление, — восстановила.Там стало опять совершаться богослужение, прерванное четырьмя веками запустения; прочая же часть обширных развалин оставалась под землею до 1823 года. Еще прежде сооружения церкви, митрополит, имевший обычай посещать каждую субботу разные храмы своей паствы, пришел помолится и над остатками Десятинной церкви, в убогом её приделе святителя Николая. Когда же, по выходе из храма, обозревал его окружности, он нечаянно увидел в близком расстоянии, небольшую яму и приказал глубже её разрыть; но сколь велико было утешение благочестивого пастыря, когда он открыл два мраморные гроба и узнал по их надписям, что в них покоился св. Владимир и его супруга.Протекло ещё два столетия после первого благоговейного обновления церкви Десятинной, и вот уже в ХІХ веке Митрополит Евгений (Болховитинов) поручил расчистить фундамент Десятинной церкви и в 1824 году раскрыто было под землею обширное основание и опять явился на свет древний чертеж внутренних и внешних стен храма, с тремя полукружиями алтаря, из которых средний резко выдавался вперед, и с двумя приделами в трапезе, где выкладены были, диким камнем, места для гробниц.2 августа 1828 освятили начало строительства новой церкви, которое доверили петербургскому архитектору В. П. Стасову. Новое здание сооружено по возможности в византийском вкусе, с двумя приделами, во имя св.Владимира и чудотворца Николая, и хотя оно несходно с прежним чертежом Десятинной церкви, однако было драгоценно для каждого русского, как воспоминание древнего святилища, воскресшего из развалин на то время. Его строительство обошлось в 100 тысяч золотых рублей. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 новую Десятинную церковь успения Богородицы освятили митрополит киевский Филарет, архиепископ житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф. Простоял он до 1936-го года. Именно тогда церковь разобрали на кирпичи. В 1938—39 научная группа Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К. Каргера провела фундаментальные исследования всех частей остатков Десятинной церкви. Во время раскопок снова были найдены фрагменты фрескового и мозаичного украшения древнего храма, каменные гробницы, остатка фундаментов и т.д. Кроме Десятинной церкви были найдены руины княжеских палат и боярских жилищ, а также мастерские ремесленников и многочисленные захоронения IX—X века. В июле 2005 года сотрудники Института археологии НАН Украины начали археологические раскопки возле фундамента Десятинной церкви. Исследователи поставили перед собой цель профессионально раскрыть фундамент старинного сооружения, который в ближайшее время планируется реставрировать.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *