• Святые отцы о целомудрии
  • Целомудрие Энциклопедия изречений
  • Целомудрие игумен Марк (Лозинский)
  • О нетленной чистоте и целомудрии прп. Иоанн Лествичник
  • О целомудрии прп. Пётр Дамаскин
  • О Сусанне и Иосифе, с увещанием о целомудрии блаж. Августин
  • Христианская добродетель целомудрия и чистоты Гермоген Шиманский
  • Целомудрие и телегония Галина Муравник
  • Воспитание целомудрия Татьяна Макиенко

***

Целому́дрие – 1) добродетель; непорочность, нравственная и телесная чистота; 2) девственность; 3) благоразумие.

Это внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами. Отождествление целомудрия с девственностью – сужение понятия.

Целомудрие и благородство – две аксиологические категории, составляющие понятие чести.

Можно ли достичь подлинного целомудрия вне Церкви?

Целомудрие, в высшем значении этого слова, признаётся в христианстве одной из важнейших личностных добродетелей. Как следует из самого наименования, целомудрие сопряжено с внутренней целостностью, цельностью. Что же это за цельность, в чём она состоит?

Как известно, только что созданный человек, до того, как дерзнул согрешить, не испытывал ни малейших внутренних противоречий в душе. Все его душевные силы действовали слаженно и гармонично, плоть всецело и ненасильственно подчинялась душе. Пребывая в таком состоянии, человек жил и действовал в соответствии со своим естеством, наслаждался естественной для него радостью богопознания, богообщения.

Омрачившись скверной греха, человек подверг себя не только внешнему отлучению от Бога, но и внутреннему разладу: разладились его душевные способности и силы (волевая, разумная, желательная, чувственная), разладились отношения плоти с душой (см.: Грехопадение). Естественная для него склонность к общению с Богом и следованию нравственному закону, звучащему в голосе совести, изменилась до неузнаваемости. Вместо этого человек подвергся противоестественному для него стремлению ко злу.

Для того, чтобы возвратить человека в достойное его званию состояние нравственной чистоты, необходимо было вернуть ему прежнюю цельность. Собственно, это и явилось одной из ближайших целей Пришествия Христа. Само слово «спасение» — греч. «σωτηρία» — имеет одним из переводов значение «целение», «приведение в цельность».

Целомудрие как один из аспектов личностной цельности вообще, обнаруживается, помимо прочего, в точном соответствии деятельности человека побуждениям голоса совести. Ведь в случае противоречия мыслей и желаний голосу совести ни о какой внутренней цельности душевных сил и движений не может быть речи.

Ввиду того, что совесть является выразительницей естественного нравственного закона, вкорененного в человеческое естество Самим Богом, понимаем, что подлинное целомудрие возможно не иначе как при соблюдении требований Божьего закона, при послушании Богу.

Поскольку понятие целомудрия, как добродетели, подразумевает, что голосу совести должны быть созвучны не только душевные побуждения человека, но и телесные, постольку очевидно, что оно достижимо лишь в случае освобождения человека от плотских страстей, через отвержение от мирских похотей и нечестия (Тит.2:12)

О том, что целомудрие достигается не иначе как путем стяжания праведности, человеку было возвещено ещё во времена Ветхого Завета (Прем.8:7). Но Ветхозаветная Церковь не обладала той полнотой благодатных спасительных средств, которыми наделена Церковь Христова, и конечно же, праведность ветхозаветного человека отличалась от праведности, свойственной христианским святым.

Праведность как норма жизни, а значит и связанное с ней (подлинное) целомудрие достижимы лишь во Христе. Об этом хорошо сказал Сам Господь: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

***

Не бойтесь оттолкнуть жениха строгостью. Многие мужчины считают, что сначала надо пожить в т.н. «гражданском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не доходит. Начинать отношения с плотской близости – неправильно. Существует определенная последовательность в развитии отношений мужа и жены: сначала – дружба, понимание, узнавание этого человека. Ведь вам жить с этим человеком, разговаривать, делиться впечатлениями, смотреть вместе на мир, воспитывать детей, помогать друг другу, переживать скорби, болезни, трудности – это же самое главное и именно к этому надо готовиться!

Вы себе ищите не «партнера», а спутника жизни, отца ваших детей. Не бойтесь совершенно внятно и определенно сказать ему о том, что для вас до брака близкие отношения невозможны. Это хорошая проверка того, насколько человек готов уважать ваше мнение и идти вам навстречу. Надо выбрать человека, который умеет держать в узде свои желания, иначе потом они просто могут выйти из-под контроля и все может кончиться трагедией. Если начинать строить отношения на плотских потребностях, это неизбежно исказит сознательность вашего выбора — помешает ваша влюбленность, увлеченность, страстность, зависимость от приятного вам человека. И вы не сможете оценить его трезво.

Епископ Пантелеимон (Шатов)

***

Дьявол слабее Бога, но его тактика — раздробить, размельчить внутреннее состояние человека. Поэтому если читаешь молитву — заключай ум в слова молитвы, и не отвлекайся, не блуждай мыслями. Точно так же и в миру: слушаешь лекцию — слушай, а не мечтай о вещах более приятных. Всякая небрежность, разболтанность — и в работе, и в одежде — это умаление духовной сущности. Добродетель целомудрия, которая очень ценится в Церкви — это не столько сохранение девичьей чистоты или юношеской свежести — это именно целеустремленность, целенаправленность, цельность личности. Целомудренный человек не разменивает себя на мишуру.

Какие средства для духовного восхождения? Средств много, но смысл один — преодоление «плюрализма». Жизнь наша многообразна: делаешь одно, думаешь другое, отвечаешь третье. Быть совершенным во всех сферах деятельности — удел единиц. Поэтому человек, который концентрирует свои силы в одном направлении, достигает большего. Очень важна цельность, сосредоточенность внутренних усилий.

митрополит Питирим (Нечаев)

***

Слово «целомудрие» состоит из двух корней: «целостность» и «мудрость». To есть можно сказать, что это знание о целостности. В святоотеческой литературе под стяжанием целомудрия подразумевается процесс собирания человека в ту гармоничную личность, которую изначально задумывал Творец. Бог — Личность, и потому человек, лишь становясь целостной личностью, обретает способность к подлинному богообщению.

— To есть изначально, в раю, человек был целомудренным, а после грехопадения утратил это свойство? И взращивание целомудрия — это, по сути, возвращение в райское состояние?

— Именно так. Первородный грех передается из поколения в поколение, человек уже рождается с искаженной слабостями душой. Беззаконие, нарушение заповедей Божиих, удовлетворение раздраженной похоти и противопоставление себя Богу — такая жизнь неизбежно ведет к распаду личности. С христианской точки зрения человек собирается в целостную личность именно в свете Личности Бога, становясь отражением Божества, через прямое действие Бога на человека. Дух Божий оживотворяет человеческую природу: разум наполняет мудростью, тело — здравием, а психику — радостью и возможностью реализовывать данные Господом таланты.

протоиерей Сергий Ксенофонтов

Сергей ВЕРЕЙКИН,
директор дирекции молодежных изданий ИД «Бурда»

Слово «целомудрие» для меня относится к тому же безнадежно устаревшему лексическому ряду, что «неизбывный» и «отнюдь». Не по содержанию, а по форме. Классические романы да телесериалы, снятые по ним — только там и можно еще услышать характеристику «целомудренный», относящуюся к кому-либо. Мы знаем «высоконравственных» людей, мы читали о «светлых» людях. «Приличные» люди толпами бродят вокруг нас, если верить оптимистам. «Целомудренные» остались в туманной дымке, скрывающей от нормального современного человека границы добра и зла. Я сожалею об этом, но ничего поделать не могу — я такой же нормальный современный человек.

Целомудрие как высшая форма нравственности — это ведь система. Это сознательно поставленный и поддерживаемый защитный барьер от манящей тебя окружающей грязи. Здесь, как мне кажется, и лежит основное различие между целомудренными людьми и теми, про которых мы говорим, что они совершают «высоконравственные» поступки. Совершить подобный поступок, в общем-то, довольно просто. В этом я иногда убеждаюсь на собственном опыте, когда оказывается вдруг, что достаточно вовремя остановиться и не сделать гадость — и ты уже в глазах окружающих приличный человек.

Увы, целомудренным я от этого не становлюсь. Целомудрие — не просто череда нравственных поступков, а само существование твое, течение твоей жизни, в которой ты сделал выбор в отношении всевозможных соблазнов. И таких целомудренных людей я за свою жизнь… Хотел сперва написать, что вовсе не встречал, потом понял, что нет, были такие люди. Я действительно знал нескольких людей, чья естественная нравственность вызывала у меня искреннее желание поучиться у них умению жить. Можно ли их было назвать целомудренными? Пожалуй, что можно, хотя в моменты общения с ними это определение не приходило мне в голову.

Настоящую зависть вызывало у меня удивительное спокойствие этих людей, когда судьба подвергала их нравственные принципы испытанию. Не знаю, что происходило у них в душах, шла ли там какая-то внутренняя борьба, но только внешне это все выглядело так, что иного исхода у ситуации и быть не может. Куда до них мне, a wanna be-приличному человеку, рефлексирующему по поводу правильности того или иного выбора.

Коли такие люди существуют, скажете вы, значит, и целомудрие в наше время, пусть не как слово, но как понятие не исчезло? Не знаю, не знаю… Могу лишь сказать, что эти люди были вне нашего времени. Окружающие относились к ним как к аномалии. И скорее, со знаком минус. Потому что такие люди вызывают у других, нормальных, чувство неловкости за себя — довольно гадкое ощущение.

Хочется назвать сразу назвать таких людей ханжами. Это вообще очень удобный ярлык. Лицемеров у нас много. Сразу вспоминаются персонажи, которые с трибуны ругали современную массовую культуру за безнравственность, а в кулуарах выясняли, какие в среде этого масскульта приняты гонорары.

Но ведь люди, о которых я говорю — не ханжи, это очевидно. Те, с кем я был знаком — они искренние, они настоящие. Что-то дает им силы, помогает им с такой внешней легкостью противостоять соблазнам.

Я тоже так хочу.

Дмитрий МЕНДЕЛЕЕВ,
ведущий телепрограммы «Библейский сюжет» (канал «Культура»), руководитель московской православной телекомпании «Неофит» при Свято-Даниловом монастыре

Я согласен с теми, кто считает, что целомудрие — это не антоним развращенности и распущенности, а нечто гораздо более важное и глубокое. И в первую очередь это цельность. Когда мы говорим о целомудрии, то прежде всего подразумеваем целостность мировоззрения. А сегодня в нашем обществе с этим очень большая проблема. Люди страдают как раз оттого, что не могут найти в себе стержень. Что-то они видят под одним углом зрения, что-то под другим, что-то под третьим. И в итоге человек чувствует себя расколотым на множество кусочков, как разбитое зеркало.

А целомудрие — это когда человек может целиком отдать себя вере, любимому делу, семье, своей стране. Как только человек начинает себя отдавать целиком чему-нибудь, он собирается воедино. И даже не один человек, а собирается группа людей, собирается общество, народ, Церковь. Поэтому мне кажется, целомудрие — может быть, главное, чего не хватает нашей стране. То есть надо все силы отдать для того, чтобы внутри тебя собралось бы единое целостное мировоззрение. Тут важно уметь отказываться от своих лишних осколочков, причем сделать этот выбор сознательно, просто трезво на себя посмотреть и понять, что какие-то вещи тебе в жизни не нужны. Ради своей целостности отказаться от лишней рюмки водки, от сигареты и от более тяжелых и серьезных вещей. Если я женатый человек, то связи на стороне будут разрушать целостность моей семьи, разрушать и ее, и меня самого. Так зачем мне это нужно? И тогда станет ясно, что и как нужно от себя отделить, словно грязь, шелуху.

Вне всякого сомнения, настоящее целомудрие сегодня возможно, как и в любое время. В самые страшные времена всегда находились люди, про которых мы говорим, что у них стержень внутри. Такой человек всегда заметен, что бы ни случалось — гонения, войны, тирании, болезни — или наоборот, полное равнодушие, апатия, неверие. Может быть, таких людей и не очень много, но они есть и на них надо ориентироваться.

Заруи МИГРАНЯН
преподаватель кафедры мировой литературы МГИМО, кандидат исторических наук

Иногда в одни и те же слова люди вкладывают совершенно различный смысл, причем это явление наблюдается в разных языках. И русский, конечно, не исключение. Особенно часто возникают проблемы с абстрактными понятиями, как, например, целомудрие. В словаре Ожегова целомудрию дается два объяснения: то же, что девственность, и строгая нравственность. Но в моем понимании целомудрие — это категория, которая имеет отношение именно к состоянию души — независимо от каких-то физических, физиологических аспектов. Это некая внутренняя чистота, которая не обуславливается внешними факторами. Это также и честность, и благородство, и желание найти смысл жизни, устремленность к Богу. Целомудрие как некая целостность, завершенность, которая защищает душу.

Кстати, мы не можем судить о целомудренности, о внутреннем содержании человека «по одежке», по его внешнему виду. И мне кажется, что целомудрие возможно всегда, в любые времена. Я сама знаю много людей с очень чистой душой. Просто сейчас мы живем в мире, где существуют другие стандарты, другая скорость по сравнению с прошлыми веками. Между прочим, и раньше не все так было хорошо в смысле нравственности. Но мне кажется, что-то вечное, присущее человеку с самого начала его существования в мире, было, есть и будет.

Сергей Лукьяненко
писатель-фантаст

Как известно, в словаре Даля на слово «целомудрие» даже не отведено отдельной статьи — есть лишь форма от слова «целый». Даль определяет «целомудрие» как непорочность, сохранение себя в девственной или брачной чистоте.

На мой взгляд, определение вполне исчерпывающее. Можно, конечно, говорить и о целомудрии мысли (которое далеко не всегда равно целомудрию телесному), можно говорить о целомудрии житейском, используя слово в переносном смысле, как синоним скромности, порядочности и деликатности.

Но в данном случае полезнее будет исходить из основного,
первичного смысла.

Возможно ли целомудрие в наши дни?

И да, и нет.

«Эры целомудрия» по сути не было нигде и никогда. Галантные средневековые рыцари, совершая подвиги во имя дамы сердца, не считали даже подобием измены «любовь» окрестных селянок. Английские джентльмены не гнушались содержанками из «низших слоев общества». Отношение к целомудрию в русском обществе прекрасно видно даже из произведений классиков русской литературы, многие из которых тоже не были образцами нравственности. Советское время, изжив крайние рецидивы вроде революционной теории «глотка воды», породило курортные романы и прочие «приемлемые обществом» формы супружеской измены. О сексуальной революции середины прошлого века на Западе или о нынешнем положении дел в России можно и не говорить. Разумеется, всегда и во все времена существовали люди, сохранявшие девственность до брака и не нарушающие супружеского союза. Но думаю, что этот процент примерно одинаков в любом обществе.

Можно ли рассчитывать на целомудрие в наше время? Люди все позже вступают в брак — и это естественная тенденция. Пожалуй, только к тридцати годам (да и то при благоприятном раскладе) человек способен создать свой дом, добиться каких-то успехов на работе, содержать детей. Отказаться от секса на все молодые и отчасти зрелые годы для большинства людей просто нереально. Альтернатива — сидеть «молодой семьей» на шее родителей, требовать от них нянчить детей, словом — жить в законном браке, но оставаться недорослями, мне кажется куда более отвратительной, чем секс до брака.

Поэтому единственное целомудрие, которое реально может хранить современный человек — это целомудрие брачное. Печально, что для многих невыносимо тягостно и оно.

Алексей ОСИПОВ,
профессор Московской Духовной Семинарии и Академии:

Прежде всего, целомудрие означает не только ту сторону жизни человека, которая относится к телу. Она относится к целостному составу человека. Отсюда и само слово «целомудрие». Святые отцы говорят об этой целостности как о том правильном устроении души и соответствующем состоянии тела, которые заповеданы Христом. В отношении души, прежде всего, целомудрие означает не что иное, как чистоту. Чистоту мыслей, желаний, если хотите, чистоту души. Чистота тела — это более-менее всем понятно. Оказывается, что целомудренным может быть человек в браке, живущий с женою нормальной жизнью. А нецеломудренным может быть и человек, который не только не состоит в браке, но и не совершает никаких плотских грехов. Но, тем не менее, по своему внутреннему состоянию он — как говорят святые отцы — разжигается. То есть исполнен всяких дурных наклонностей, вожделений, и живет этими страстными мыслями, чувствами и так далее.

Целомудрие — это великое дело и основа, лишь благодаря которой человек и может постепенно, через молитву, приобщаться Богу и в нем может осуществляться тот процесс, который мы называем процессом обожения — то есть когда тварная человеческая природа преображается, прививается к божественной природе.

В отношении нашего времени я скажу так. Христос вчера и сегодня и вовеки тот же. И целомудрие возможно. А вот уже степень достижения полноты целомудрия зависит, прежде всего, от каждого человека и, конечно, обусловлена окружающей средой. Недаром те, кто хотел достичь большего, уединялись, уходили в отдаленные монастыри. Потому что в мирской среде почти невозможно достичь полноты этого. Даже Иоанн Кронштадтский, который был великим праведником и чудотворцем, как мы знаем, не достиг бесстрастия. Это возможно, конечно, исключительно в условиях затвора и монастырского существования. Но зачем уж нам говорить о таких вершинах недостижимых? Важно другое: возможно это целомудрие, возможно. Именно в нашей среде, в нашей жизни. Но только при нашем искреннем желании.

Ольга БУДИНА,
актриса, лауреат Государственной премии РФ

Если размышлять логически, то, наверное, это «мудрость от целого». То есть некий внутренний стержень, который и определяет целостность души, тела, образа мыслей, поступков… Иначе говоря, все в человеке должно быть подчинено одному целому.

Очень хорошо ощущают это целое дети, потому что они едины, живут настоящим, всегда понимают, чего они хотят — поэтому дети и мудрые. Я думаю, что Христос, говоря: «Будьте как дети», это и имел в виду. Будьте, как дети, то есть не забывайте самое главное.

На сегодняшний день понятно, что поле битвы (я имею в виду мысль Достоевского: «сатана с Богом борется, и поле битвы — душа человеческая») испещрено ранами, диавол побеждает, причем до такой степени, что мы сами часто даже не понимаем этого. Он настолько хитер и вторгается во все наши чувства, мысли, желания, что мы порой не понимаем, чего же на самом деле хотим — настолько в нас сильны инстинкты общества, нашего образа жизни, профессии — то есть среды, в которой мы находимся. На мой взгляд, среда формирует сознание человека. И среда нашего времени «настроена» на подавление целомудрия. Целостность человека никому не нужна, она мешает экономике, политике, искусству.

Хорошо, конечно, когда есть семья, друзья, которые могут поддержать тебя, когда есть сообщество, где люди понимают, в каком мире они живут, и помогают друг другу противостоять среде. Но это все равно очень сложно, потому что мы живем в обществе и не можем от него полностью отгородиться — иначе надо становиться отшельниками. Особенно тяжело людям, у которых публичная профессия, предполагающая контакты со множеством людей — это актеры, врачи, педагоги…

Целомудрие, безусловно, возможно. Но для этого нужно совершать очень нелегкую работу: не поддаваться соблазнам и четко видеть, в каких именно вещах проявляется давление «мира сего».

Аглая Епанчина, которую я сыграла в экранизации «Идиота», совершенно не была целомудренной — и не надо обольщаться на ее счет. Аглая погрязла в своих внутренних страстях, как Настасья Филипповна в страданиях. Понятно, что князь Мышкин в любом случае сошел бы с ума — если не из-за Аглаи, то от кого-нибудь еще. Но инициатором конца была, конечно, Аглая из-за своих честолюбивых амбиций.

Я считаю, что основа сегодняшнего не-целомудрия, ахиллесова пята человека — это честолюбие, желание занять место под солнцем. Конечно, есть естественный отбор, человек хочет быть лучшим, добиться чего-то в жизни. Все наше воспитание, начиная с детского сада, зиждется на взращивании честолюбия. В школе ставятся отметки, приводятся в пример более успешные и послушные ученики. Если ты получил двойку — это плохо, неужели ты такой глупый? Считается, что цельность человека как раз и есть его стремление к успеху. Поэтому нужно себе очень ясно представлять, чего же мы хотим получить от этой жизни. Зачем нам нужно хорошо учиться в школе, танцевать или играть на музыкальном инструменте — для того, чтобы нас похвалили, чтобы не огорчать родителей, чтобы потом сделать карьеру, не пропасть в этом мире? Конечно, вопрос очень сложный. Я не думаю, что кто-либо из обычных мирян способен полностью справиться с честолюбием. Но к этому нужно стремиться.

Зоя ГОНЧАРЕВСКАЯ,
Кандидат медицинских наук, акушер-гинеколог Юго-Западного округа г. Москвы, доцент кафедры акушерства и гинекологии университета «Дружбы народов»

Прежде всего, целомудрие — это внутреннее нравственное состояние, и нельзя сводить его только к девственности, потому что человек может попасть в тяжелую ситуацию и не по своей вине. Другое дело, что зачастую на людей, реализующих свое право на целомудрие, оказывают давление. В частности, доктора, которые могут сказать, что «ваши проблемы со здоровьем оттого, что вы не живете половой жизнью». А с экрана к тому же пропагандируется образ «современной женщины», доступной и непостоянной. В результате молодые люди могут начать сомневаться в правильности своего выбора в пользу целомудрия.

26 лет работая врачом-гинекологом, я вижу, как уходит понимание важности целомудрия. Легко популяризировать образ женщины, меняющей «партнеров» как перчатки, сложнее потом понять, что все-таки для детей лучше, когда они растут в полной семье, которую люди создали впервые и навсегда. Но сегодня люди просто начинают жить вместе, а дальше — «как получится».

Залог целомудрия все-таки в семье, в том, насколько родители дорожат друг другом, ведь дети понимают гораздо больше, чем кажется взрослым: дескать, обсудили по телефону — ребенок не услышал, сказали пошлость — он не понял.

Медицинской статистики того, насколько наша молодежь соблюдает до брака девственность, нет. Но и без нее можно сказать, что браки, которые для обеих сторон начинаются впервые, прочнее. Об этом надо говорить, это надо разъяснять подросткам, и существуют специальные программы, рассчитанные на школьников — но их практическая реализация зависит от желания как педагогов, так и врачей.

Однако и те молодые люди, у которых не было живого, семейного примера целомудрия, могут и сами прийти к осознанию этих вещей — всегда ведь есть, откуда черпать пример целомудренной жизни. Была бы только потребность…

Константин ЭГГЕРТ,
журналист

Целомудрие — это чистота действий и помыслов в отношениях людей, прежде всего в любовных отношениях. Причем второе (чистота помыслов) не менее важно, чем первое, но значительно труднее. Для большинства людей само понятие «целомудрие» означает прежде всего половое воздержание, но мне кажется, тут нельзя ставить формальный знак равенства. Целомудренный человек — это прежде всего человек, уважающий личность в том, кого он любит, воспринимающий любовь как Божий дар, который не следует, не стоит и не хочется разменивать. «Любимых нельзя использовать» — вот на этом, наверное, строится целомудрие. Мне трудно сказать, может ли быть целомудренной физическая любовь вне брака. Но в стремлении избежать добрачных связей, подарить себя всего целиком только тому, кого ты полюбил по-настоящему, есть большой внутренний смысл, а в сегодняшней жизни это настоящий поступок.

Современное урбанистическое либеральное мировоззрение абсолютно индифферентно к целомудрию или отсутствию оного. «Делай и чувствуй, что хочешь, пока это не мешает другим», — таков современный подход. Эпоха «сексуальной революции» закрепила этот подход на Западе на неформальном, а зачастую и формальном уровне. «Мы оба млекопитающие, давай займемся этим делом как (животные) на Discovery Channel» — так пелось в известном клубном хите лет пять назад. В сущности, это и есть сведенная до лозунга антитеза целомудрию и любви. Той любви, в основе которой — вера в Бога.

Да, разврат был всегда — и при древних египтянах, и при не очень древних викторианцах. Да, две мировые войны поколебали веру человечества в существование незыблемых моральных принципов. Но это не значит, что человеку не должно быть свойственно стремление к чистоте. Ныне религиозные нормы окончательно вытеснены из повседневной жизни и из культуры. И это привело к тем проблемам, с которыми столкнулась современная цивилизация — ослаблению института семьи, отчуждению людей, старению и постепенному вымиранию многих стран Европы. Если масса видит в сексе такое же развлечение, как поход в кино, личностные отношения незаметно обесцениваются.

Я знаю одного английского журналиста, глубоко верующего католика средних лет. Он до сих пор не женат. Его романы рушились, потому что женщины, которые ему нравились, с трудом понимали, что для него брак — не только функция регистрации гражданского состояния, а стремление к определенному состоянию двух душ. Новая любовь моего знакомого живет в Польше. У них трогательные, именно целомудренные отношения, роман если не в письмах, то уж точно с длинными разлуками. И мы, его друзья, надеемся, что этот роман перейдет в счастливый брак.

Диакон Андрей КУРАЕВ,
профессор богословия

Все, о чем говорит православная аскетика (то есть церковная психология) — страсть, грех, целомудрие, покаяние — это те экзистенциалы, те архетипы и состояния человеческой жизни, которые неподвластны культурным, социальным и политическим модам. Другими словами, целомудрие — это то, что всегда достижимо для человека. Поэтому бессмысленно говорить о времени — целомудрие возможно всегда.

Что же это такое? Целомудрие — это цельность мудрости, цельность опыта. Это верность себе. Точнее — верность лучшему в себе, верность лучшей минуте своей жизни.

Целомудрие — это постоянный и радостный опыт Православной Церкви (по крайней мере, опыт людей, составляющих лучшую часть Церкви). Проблема состоит в том, что понять радость этого опыта можно только приобщившись, прикоснувшись к нему. В православном понимании целомудрие — это свобода. Свобода ОТ тех действий, которых ожидает от тебя твоя дворовая компания, друзья, одноклассники… Можно сказать, что целомудрие — это умение плыть против течения.

POST SCRIPTUM
Уважаемая редакция журнала «Фома»!

С большим интересом прочитал в №4 за 2004 год подборку ответов на вопрос «Что такое целомудрие?».

Должен заметить, как лексикограф, что в православном журнале (каковым является «Фома») за толкованиями значений отвлеченно-нравственных слов обращаться нужно все-таки не к однотомному «Словарю русского языка» Ожегова (как это делает Мигранян) и даже не к богатейшему словарю Даля (как поступает Лукьяненко, справедливо полагая, что «определение у Даля вполне исчерпывающее»). Лучше, конечно, приводить данные исторических словарей (типа «Словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского), а еще лучше — специальных толковых словарей, составленных богословами. Один из них — «Полный церковно-славянский словарь» протоиерея Григория Дьяченко (М., 1993 г, репринтное издание 1900 г.). В нем мы читаем: «Целомудрие — благоразумие, чистота помыслов и телесная; непорочность». Там же приводятся однокоренные слова: целомудренно — (трезво, чисто); целомудритель — (наставник воздержания, руководитель к целомудрию); целомудрствую — (наблюдаю скромность); целомудрю — (вразумляю, научаю); целомудрюся — (образумляюсь, поступаю благородно). В словаре Дьяченко о содержании понятия целомудренная жена (с отсылками к духовным текстам) говориться так: «Что значит быть целомудренной женой? Во-первых, любить своих мужей и детей; во-вторых, быть скромными, почтительными, благонравными; в-третьих, чистыми по телу и душе, непорочными; в-четвертых, жить скромно и ограниченно, быть бережливыми, хорошими домохозяйками…; в-пятых, быть благими, т.е. благосклонными и доброжелательными, так, чтобы домовитость не превратилась в скряжничество и ненасытную скупость; в-шестых, быть в подчинении у своих мужей, слушаться их, но не властвовать над ними… (см. стр. 806 словаря Дьяченко).

И все же я благодарен доц. 3. Мигранян за то, что ее замечания помогают уточнить толкование слова целомудрие в общелитературных словарях. В новом издании «Словаря русского языка» С.И. Ожегова оно будет представлено так: «1. То же, что девственность, 2. nepeн. Строгая нравственность; духовная чистота, непорочность».
С уважением, Л.И. СКВОРЦОВ,
доктор филологических наук, профессор,
редактор «Словаря русского языка» С.И.Ожегова

Что такое целомудрие и синоним ли это девственности?

10 Чэрвень 2020&nbsp Катэгорыя: Публіцыстыка

Что такое целомудрие? Синоним ли это слова «девственность»?

Целомудрие – это добродетель, которая уберегает любовь от эгоизма и помогает ей быть чистой. Если к девственности призваны те, кто не состоит в браке, то к целомудрию призваны все люди, живущие в браке или в безбрачии. Целомудрие обозначает цельность личности, когда помыслы соответствуют поступкам. Целомудрие означает полную целостность сексуальности в человеческой личности и, таким образом, внутреннее единство человека в его телесном и духовном бытии (Катехизис КЦ, 2337). В понимании Церкви целомудрие равнозначно чистоте любви. Все люди призваны к любви чистой, так чтобы их поступки не были суррогатом подлинной, бескорыстной любви. Воспитывать детей в целомудрии означает воспитывать в них способность любить по-настоящему, не уступая склонности считать другого человека предметом наслаждения. Наша способность любить часто попадает в ловушку того, что святой Иоанн называет похотью плоти (1 Ин 2,16). Целомудрие – это внутренняя свобода, которая не позволяет человеку попасть в рабство похоти плоти. Это подразумевает духовную борьбу: отвержение нечистых помыслов, преодоление искушений, отказ от действий, оскверняющих человеческое тело и вносящих беспорядок в сокровенную сферу человека. Как гласит Катехизис Католической Церкви, «целомудрие требует, чтобы человек научился владеть собой. Это часть подготовки к правильному пользованию человека свободой. Альтернатива ясна: либо человек владеет своими страстями и обретает покой, либо он позволяет им господствовать над собой и становится несчастным» (2339).

Супруги также призваны к целомудрию, то есть к чистоте любви, защищающей ее от возможных суррогатов. Супружескому целомудрию противоречат некоторые действия, практикуемые в интимной жизни: они не только не являются актами любви, но и угрожают самой любви.

Целомудрие – это всеобщая добродетель, которая проявляется по-разному в зависимости от жизненного статуса. Для человека, выбравшего безбрачие ради Царства Небесного или принесшего монашеский обет, целомудрие равноценно полному воздержанию.

Целомудрие побуждает человека хранить чистоту до брака, в силу самого смысла, самой природы сексуального акта. Если он является подлинным, то есть выражает всецелую отдачу себя другому человеку, то эта телесная отдача может осуществиться только после того, как произошла взаимная отдача друг другу посредством брачного согласия. Любой человек, не состоящий в браке, призван к абсолютному воздержанию. Вступление в интимные отношения с человеком, который не является супругом, всегда будет грехом против заповеди «Не прелюбодействуй». В христианском браке целомудрие не является синонимом воздержания, но в некоторых случаях воздержание становится проявлением целомудрия. Например, естественные методы планирования семьи – единственные приемлемые для христиан – предполагают более или менее длительные периоды воздержания, когда супруги, желая ответственно подойти к рождению детей, откладывают зачатие, воздерживаясь в благоприятные для зачатия дни. Есть и ситуации, когда супруги по веским причинам вынуждены полностью отказаться от деторождения, например, из-за серьезной болезни: тогда они тоже должны воздерживаться. У любой супружеской пары, воодушевляемой настоящей любовью, существуют периоды воздержания – более или менее длительного. Эти периоды становятся благодатным моментом для взаимного возрастания в любви-самоотдаче, в уважении и чуткости друг к другу. Это тоже выражение добродетели целомудрия.

«Девственность» можно понимать по-разному. В обыденном смысле она обозначает состояние невинности, когда человек еще не вступал в сексуальные отношения. В этом случае речь идет о физиологической девственности. В самом узком смысле девственность означает, что человек ни разу в жизни не нарушил шестой заповеди.

Существует также нравственная девственность. Такую девственность можно не только вернуть, но и взращивать. Не случайно святой Августин, говоря о Марии Магдалине, отождествляемой с грешницей, утверждал, что после встречи с Господом и покаяния ее по чистоте превзошла только Дева Мария.

«Девственность», «девство» может быть синонимом добровольного безбрачия. Слово Божие обильно подтверждает, что девство играет особую роль в домостроительстве спасения. Дева Израилева, о которой часто говорят ветхозаветные пророки, символизирует верность и любовь к Богу. С пришествием Христа Дева Израилева именуется Церковью, а само девство становится эсхатологической реальностью, которая обретет полный смысл только в последнем, окончательном свершении мессианского брака народа со своим Господом. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее», — говорит апостол Павел (Еф 5,25). Обращаясь к общине Коринфа, Павел желает представить её Христу «девою чистою и непорочною» (2 Кор 11,2).

Девство обретает особую красоту и особое значение в образе Пресвятой Девы Марии. В ней были благословлены и одарены великой духовной плодовитостью те многочисленные чада Церкви, которые сделали выбор в пользу безбрачия ради Царства Небесного.

Девство не является повелением Господа: «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным», — пишет апостол Павел (1 Кор 7,25). Это не предписание, а личное призвание от Бога, особый дар. Основа христианского девства – Царство Небесное: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф 19,11) — говорит Господь. Безбрачные – продолжает апостол Павел – предвосхищают состояние воскресших из мертвых, когда все будут подобны ангелам. Павел считает, что девство актуально для «века сего», и оно хорошо «по настоящей нужде», как он пишет в Первом Послании к Коринфянам (7,26). Не случайно обет безбрачия, приносимый монахами, называют «евангельским советом». Путь девства ради Царства Небесного, согласно Божественному откровению, является средством достижения более глубокого союза с Богом, союза, не отвлекающегося ни на что иное.

Таким образом, целомудрие и девственность являются синонимами только в отношении тех людей, которые еще не вступили в брак или выбрали безбрачие.

Преимущества целомудрия

  • Целомудрие уберегает – от необдуманных поступков и непредсказуемых последствий.
  • Целомудрие даёт силы – для того, чтобы управлять своими желаниями.
  • Целомудрие даёт освобождение – от греховных отношений и низменных мыслей.
  • Целомудрие даёт уверенность – в правильности пути.
  • Целомудрие даёт открытость – без доступности и самоуважение – без гордыни.

Проявления целомудрия в повседневной жизни

  • Религиозность. Христианство проповедует целомудрие, освящая лишь те физические отношения, в которые молодые люди вступают после заключения брака.
  • Монашество. Обет целомудрия (или целибат) – непременное условие для каждого, независимо от возраста и пола, желающего идти монашеским путем.
  • Межличностные отношения. Люди, умеющие ограничивать свои плотские желания, воздерживающиеся от случайных связей – демонстрируют целомудренность.
  • Семейные отношения. Целомудрие в браке – это верность супругов друг другу и отсутствие излишеств в их сексуальной жизни.

Как развить в себе целомудрие

  • Семейное воспитание. Разумная строгость родителей по отношению к детям, пример верности в браке – помогают сформировать в детях целомудренность.
  • Религиозное воспитание. Поистине религиозный человек целомудрен по определению — проникаясь религиозностью, люди встают на путь целомудрия.
  • Самосовершенствование. Умение согласовывать эмоции с разумом, умение отличать необходимое от чрезмерного, борьба с внутренними проявлениями лживости, распущенности – верный путь к воспитанию в себе целомудрия.

Золотая середина

Похоть Целомудрие Абсолютное воздержание

Крылатые выражения о целомудрии

Небо всегда покровительствует невинности. — Бомарше — Кому целомудрие в тягость, тому не следует советовать его, чтобы не сделалось оно путем в преисподнюю, превратившись в грязь и похотливость души. — Фридрих Ницше — Разнузданная чувственность приводит к убеждению, что мир бессмыслен. Целомудрие, напротив, возвращает миру смысл. — Альбер Камю — Целомудрие в старости — не целомудрие, но немощь бессилия: мертвец не венчается. — Василий Великий — Репутация сродни целомудрию: и то, и другое больше страдает от подозрения, чем от искушения. — Джош Биллингс —

Что почитать?

Жак Лекаррьер / Мария Египетская, или Испепеленное желание Данная книга будет интересна, прежде всего тем, кто предпочитает изучать добродетель в контексте художественного жизнеописания. Не смотря на ряд спорных с канонической точки зрения моментов, роман раскрывает личность Преподобной Марии Египетской во всей душевной красе и эволюции характера: от сладострастия – к вере и целомудрию. Девство и целомудрие Книга, выпущенная издательством «ДарЪ», от первой до последней страницы посвящена добродетели целомудрия, как она понимается в православии. Здесь Вы найдете слова святителей и подвижников прошлого, а также современных священников – о роли целомудрия в духовной жизни, истинные определения этой добродетели и советы сохранения духовной чистоты.

Как святые отцы понимали добродетель целомудрия? Каким образом взращивали это важное качество в себе и в детях? Беседа с кандидатом педагогических наук игуменом Киприаном (Ященко).

Остров невезения

Господь, предвидя, что люди будут уклоняться от продолжения рода, дал им влечение друг к другу. Правда, современный человек все исказил, превратив естественную потребность во множество извращений, в целую индустрию. В Европарламенте узаконены однополые браки, усыновление детей в таких браках. Содомский грех оказался законодательной нормой. Во многих американских университетах абитуриенты нетрадиционной ориентации пользуются преимуществом при поступлении. Множество мэров европейских городов, епископов, священников были брошены за решетку за то, что выступили против гей-парадов, выразили свое недовольство. Грех стал нормой, а нормальный человек, который реагирует на грех, оказался преступником.

Игумен Киприан

Ко мне как-то одна наша прихожанка пришла с проблемой: у нас, говорит, семья распадается. Они очень обеспеченные люди, глава семьи – крупный банкир, у них все есть. И жена говорит: «Батюшка, познакомьте нас с нормальной православной семьей, чтобы мы с них брали пример, пригласили бы в гости, сами бы пришли. Потому что в нашем окружении – только ненормальные семьи». И я не смог, к сожалению, посоветовать ни одной семьи, которая могла бы стать для них образцом. Сложно найти нормальную целомудренную семью, которая так же, в целомудрии воспитывает детей. В такой реальности мы сейчас живем.

– Батюшка, а как же многодетные семьи священников?

– Есть, конечно, замечательные священнические семьи, которые передают традицию из поколения в поколение, – слава Богу. Но что произошло? У нас священников, епископов репрессировали, а потом говорят: давайте пастырей. А где их взять-то? Чтобы возникло священство, надо нескольким поколениям трудиться, передавать традицию. И все священники современные – как бы «новоделы», без корней. Я, к несчастью, такой же. Пути Господни неисповедимы, бывает, что из несвященнической семьи выходит хороший пастырь.

Ты на свете всех милее

Иоанн Лествичник говорит, что целомудрие – это целостное воззрение на мир. Нецеломудренный человек не может в целости воспринять ни другого человека, ни самого себя. Он видит фрагментарно, выхватывает какой-то аспект и абсолютизирует его. Но как Козьма Прутков говорил, всякий специалист подобен флюсу.

А как проявляется целомудрие? Как ведет себя целомудренный человек? Скромно, глаз потупя. Амвросий Медиоланский в «Увещевании к девству» пишет о том, что целомудренный человек молчалив и стыдлив. «Сусанна была в опасности и молчала, чтобы тем красноречивее можно было ей говорить своим молчаливым целомудрием. И вот стыдливость нашла себе защитника, который защитил ее целомудрие. И именно в приложении к ней прекрасно говорится в Писании, что Господь скрыл ее от бича языка». Действительно, целомудренный человек защищен Господом.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что ничто так не выражает эту добродетель, как любовь к своей жене, мужу: «Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех на свете. И станет смотреть на нее с великой любовью. И иметь с ней большое согласие. А с миром и согласием войдут в дом все блага». Еще Иоанн Златоуст пишет, что есть «две цели, для которых установлен брак. Чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами. Но главнейшая из этих двух целей – целомудрие».

Иоанн Златоуст

Действительно, в благочестивой семье, когда спросишь супруга, кто самая красивая в мире? «Ну конечно, моя жена». А жену – «Конечно, мой муж». И люди любят друг друга, и эта любовь заслоняет им всех. И наоборот, у нецеломудренных людей: только совершили брак, только их повенчали, начинает корабль штормить. Приходят и рассказывают истории: «Ничего не могу с собой поделать, остыл к жене, полюбил другую, все сердце горит. Батюшка, сердцу не прикажешь. Благословите». Как благословить, на что?! Человек, в блуде находящийся, просит еще благословения на этот блуд.

Мир вообще очень подвержен этой страсти. Один из старцев Печерского монастыря, отец Андриан, мне рассказывал, что было ему видение. Над Россией летает демон и кричит: «Я всю молодежь утоплю в блуде! Всех до единого, никто от меня не уйдет!»

Действительно, такое демонское воздействие, окружение влияет на многих молодых людей. Пребывая на дискотеке или даже в каких-то общественных местах, в транспорте, например, человек может заразиться этим духом.

Как приобрести целомудрие для себя, воспитать детей в целомудрии? Забор высокий построить? Такой опыт описан в житиях святых, когда некоторые отцы, дабы уберечь своих детей, их ограждали, строили заборы, и дети ни с чем грязным не соприкасались. Но так не может продолжаться до самой смерти.

Сейчас мы вторгаемся в область педагогики, где нет общих рецептов. Для некоторых детей как раз и нужна плотная опека, а для других – такой «прессинг» смерти подобен. Им, наоборот, надо дать возможность быть самостоятельными.

Существует педагогический закон: чем выше духовность, нравственность человека, тем больше степень его свободы. Чем ниже нравственность и духовность – тем ниже степень свободы. Если он совсем безнравственный и не может не совершать преступлений, то общество ограничивает его свободу стенами тюремной камеры. Вообще закон духовной жизни – это, прежде всего, свобода. Невольник – не богомольник.

Жизнь или добродетель?

В Хабаровске на праздник мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба беседовал с молодежью. Зал собрался тысячный, и я рассказывал о подвиге исповедничества, о мученичестве. После беседы ко мне подошла молодая девушка Женя, у которой было много накипевших вопросов. И мы с ней проговорили, наверное, часа три, вышли на улицу, ходили вокруг храма. Главным образом ее интересовала степень нашей жертвы Христу. Если мы преданы Спасителю, действительно ли эта ценность выше, чем человеческая жизнь? Человек ведь слаб, страстен. Что будет, если ему подставят нож к горлу? Ради того, чтобы спасти жизнь, можно отказаться от ценностей, кошелька, но можно ли отказаться от целомудрия и предать Христа? Она выясняла много таких подробностей, деталей.

Святитель Лука-Войно-Ясенецкий

На следующий день я улетел из Хабаровска в Москву. Прошло буквально три дня, и мне пришла телеграмма о том, что ее зверски убили. Она поехала в православный лагерь, но внезапно заболела мама. И девушка темным лесом, напрямую, пошла к электричке, чтобы навестить ее. И попала в руки даже непонятно кого, трудно сказать, как происходили события. Но в результате на следующий день нашли ее труп: несколько десятков ножевых ран, изуродованное, изнасилованное тело. Но лицо ее сияло, на нем была улыбка. Она мученица, да. Я помню ее последние слова, которые она произнесла, когда мы прощались: «Теперь мне все понятно. Действительно, за Бога можно даже жизнь отдать. Можно пострадать».

И вот Господь, видя ее решимость, взял ее в такой твердости, фактически причислив к лику святых, – она действительно пострадала как мученица. Многие ее любили, она была лидером – красивая, умная.

Господь даже намерения видит. Она дерзала, помню, пострадать. Я говорю: «Ничего не ищи, никаких приключений, не надо. Господь Сам все устроит, каждому Он дает по силам».

Вот Господь и дал по силам.

Неприкасаемые

Целомудрие начинается с простых вещей – поменьше говорить, смеяться, глазеть, отвлекаться, слушать. А как же быть с интернетом, без которого мы не можем творить ничесоже? Там же множество картинок. Вот отцы и говорят: не нужно заострять на них внимание, пусть мелькают, главное – чтобы не зацепили и не стали образом, который вошел бы в сердце.

«Если хочешь избавиться от постыдных страстей, не обращайся ни с кем свободно, особенно же с теми, к которым сердце твое склоняется по страсти похотения…» – пишет преподобный авва Дорофей. А что такое свободное обращение? Можете привести пример? Тактильное, да. Вроде бы дружеские у нас приветствия, поцелуи при встрече, при прощании. Но они могут передавать страсть. Особенно если мы к этому человеку питаем какое-то расположение. Это тоже некая вольность.

Некоторые священники в Москве строго запрещают юношам и девушкам друг до друга дотрагиваться, ходить ручка в ручку. И под ручку не разрешают. Как быть? Предложить клюшку, палочку спутнице, чтобы та не поскользнулась? Начинается с невинных прикосновений, надо же как-то выразить чувства. Они бурлят у молодежи. Потом молиться не могут, сон теряют, у них фантазии играют, целое кино в голове крутится. Это называют любовью. Но это не любовь, а влюбленность, страсть. И она подпитывается через тактильные ощущения, взгляды, через свободное или развязное общение.

– А смотреть человеку в глаза можно?

– Детям надо смотреть в глаза. Если виноваты – они сразу взор опускают. А в транспорте, при общении с людьми страстными я бы вам не рекомендовал долго смотреть глаза в глаза. Через такой взгляд передаются страсти.

Порок не должен именоваться

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3), – пишет апостол Павел в послании к Ефесянам. Если кто-либо где-то грешил блудной страстью или помыслами, святые отцы запрещают оказываться в этих местах. Это может всколыхнуть воспоминания и быть причиной того, что страсть воспламенится. Я уж не говорю про разглядывания своих «возлюбленных», каких-то школьных, юношеских увлечений.

Редко сейчас кто минует блудных пороков в своей жизни. И если уж человек впал в блуд, но все-таки пришел к созданию семьи, малой церкви, венчается – надо забыть все, перечеркнуть, больше никогда не вспоминать. Как будто этого ничего не было. Перед тобой супруг, супруга – и все.

Иногда приходит – поссорились. «Почему?» – задаю вопрос. «А он у меня спрашивал, не было ли кого у меня?» Оказывается, и она у него тоже допытывалась. «Вы что – сумасшедшие, зачем вы об этом говорите? Что за любопытство? Это же разрушение семьи!»

Старец Фаддей Витовницкий пишет, что «мысли, настроения, желания управляют жизнью нашей. Какие мысли нас занимают, такова и жизнь наша». А Паисий Святогорец дополняет: «Надо ежедневно вытеснять из своей души что-либо мирское или нечистое и заменять чем-то духовным, заменять коренящиеся в памяти греховные картины святыми образами, мирские песни – церковными песнопениями, вместо светских журналов читать духовную литературу».

Природа не терпит пустоты. Одна раба Божия страдала любовью к рок-музыке. Вообще подобная музыка, ритмичные произведения возбуждают блудную страсть, они на это направлены. Мы с ней два года боролись, чтобы перейти на классику. Вначале на бардовскую песню переключились, на Жанну Бичевскую – с «легким ударом», потом – к классическим произведениям. Через три-четыре года перешли к духовным песнопениям.

Потушить страсть

Святой старец Паисий пишет: «Юноша, повстречав красивую девушку, должен включить в работу добрые помыслы, чтобы смотреть на нее, как на живой образ какой-либо святой. А встретив девушку развращенную, он должен посмотреть на нее как на свою сестру. Ибо все мы дети Адама. И пожалеть ее, как сделал бы, если бы его родная сестра дошла до такого».

Один из монахов на Афоне обладал такой молитвой, что поднимался над землей. Его спрашивают: «Ты как этого достиг?» А он отвечает: «Да у меня был грех, я очень любил рассматривать красивые женские лица. Пришел к духовнику – как побороть такую страсть? А тот советует: «Ты, когда смотришь на красивое лицо, возводи молитву благодарения Богу, говори: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты создал такую красоту». Она ж не сама себя вылепила такой, это Господь создал ее». И вот он начал с искренностью, с той силой, которую питал к красоте, молиться Богу, благодарить его, и достиг такой молитвы, что стал подниматься над землей.

А как еще можно потушить страсть?

– Некоторые подвижники сжигали себе руки, лишь бы не согрешить. Вплавь удалялись в море…

– Да, если сильное разжение плотское – причиняли себе физическую боль.

– Поклоны поделать.

– Поклоны земные помогают. Дрова поколоть, душ принять холодный, в источнике искупаться – тоже отрезвляет.

– Старцы советуют представить себе этого человека в гробу, чтобы возникло чувство временности земной жизни, понимание, что плоть наша – тленна.

– Еще, говорят, если нравится девушка, сразу вспыхивают чувства – представь ее старухой. И у тебя ничего не будет вспыхивать.

– А если по-прежнему вспыхивает, то женись…

– Это тоже сразу охлаждает, да? Мысль о браке трезвит. Это действительно так. Если относиться к объекту своего вожделения, пристрастия как к настоятелю будущей малой церкви, отцу твоих детей, то все выглядит совсем иначе. Если бы юноша смотрел на девушку как на мать, которая родит детей, продолжателей его рода, это был бы совсем другой взгляд, другие отношения, иное общение. Господь дал потребность в продолжении рода, вот где корень-то. Такое понимание охлаждает, конечно, страсть блудную.

Силы души

«Я думаю, что страсти – это силы души. Бог дает человеку не пороки, но силы», – пишет святой старец Паисий. Бог же не создал блудную страсть. Он дал влечение, расположение, а это мы, искажая дары, превратили их в страсти.

Педагог и психолог начала XX в. протоиерей Василий Зеньковский писал, что энергия пола может быть преобразована, сублимирована в духовную творческую силу. И вообще – может ли человек молиться, вместо того чтобы перемалывать ненужные мысли? Вот приходят ко мне юноша и девушка. «Ты ее любишь?» – «Люблю». – «А ты?» – «До смерти люблю». – «Ну давайте тогда, молитесь друг за друга всеми силами своей души, просите, чтобы Господь вас соединил. Каждый вечер и каждое утро ты молись за него. А ты – за нее. И днем, когда вспоминаешь, говори: Господи, дай ей благодать быть моей святой женой». И они начинают молиться. Когда сила любви к другому человеку (может быть, не совсем чистая, так как к ней примешана физиология) начинает вливаться в слова молитвы, соединяться с именем Христа, Божией Матери, то происходит чудо. Действительно, Господь соединяет. А бывает, и разъединяет.

У меня одна прихожанка, чадо мое с малых лет, Наталья, очень хотела стать матушкой. Удивительной красоты и ума девица, такая русская красавица. Я преподавал в семинарии, думаю – познакомлю ее с хорошим семинаристом. Делал это не раз. Все время разворачивался один и тот же сценарий. Ее не полюбить невозможно, она очень красивая, умная и очень тихая, женственная. Семинарист влюблялся, начинал за нее молиться. Она молилась за него, но потом что-то происходило, никто не мог объяснить – что, какая-то тайна, и этот семинарист принимал монашество. Семь монахов для Русской Православной Церкви подготовила эта девица. Таковы плоды благочестивой молитвы. Если разобрать этот случай: у нее было сильное желание быть матушкой. У семинаристов – желание сделать ее матушкой. А Бог решал нечто третье – полезное для спасения души.

Вышла замуж за военного. Сейчас трое детей у нее.

Еще один важный момент, касающийся силы молитвы. Одна девушка, тоже удивительной красоты, пожаловалась: «Батюшка, не могу выйти замуж, мне уже 28 лет». Я спрашиваю: «С твоей-то внешностью? На тебя что, внимания не обращают?» – «Наоборот, проходу не дают. Но я не могу понять почему: с кем только ни начинаю дружить – ничего не получается». – «Ты сама-то замуж хочешь?» – «Да я мечтаю об этом, это главное дело моей жизни. Я детей хочу, мужа». Спрашиваю: «Как, сильно хочешь?» – «Каждый вечер с этим ложусь, каждое утро – встаю». По страсти ничего хорошего не бывает, и я ей говорю: «Давай мы это дело прекратим. Будем молиться, чтобы Господь устроил так, как полезно для спасения твоей души. Может, тебе в монахини надо пойти. Если Господу угодно, Он тебе Сам даст твоего спутника жизни, твою половинку».

Она серьезно к этому отнеслась и начала молиться. И у нее возникло спокойствие… Она приходила, исповедовалась частенько. Даже какие-то ребята появлялись, интересовались, а ей было все это неинтересно. Два или три месяца прошло – находится богатырь. Она его привела, говорит: «Батюшка, вот, не отстает». – «Тебе-то нравится?» – «Нравится». – «Ну давайте, полгода подружите». Полгода подружили, приходят. «Как, чувства прошли?» – «Нет, еще больше». – «Ну, Бог благословит». И хороший брак получился. Как страсть остыла, пошла молитва друг за друга, так Господь и соединил.

Или еще одна моя прихожанка пришла: «Батюшка, полюбила мусульманина». Я говорю: «Зови». Приходит азербайджанец, красивый, вежливый. Они умеют ухаживать. Я его спрашиваю: «Ты любишь Таню?» – «Ой, люблю, больше жизни, все отдам». Я спрашиваю: «А кто у тебя папа?» А папа у него – муфтий в мечети. Вся семья верующая, не просто рядовой мусульманин. Я говорю: «Слушай, тогда сделай доброе дело по любви к ней. Если ты ее любишь, оставь ее. Я не могу благословить ее на брак с иноверцем. У нее найдется жених, мы ее отдадим замуж». Он спрашивает: «Другой вариант есть?» – «Есть. Принимай Крещение, и мы вас с радостью повенчаем». – «А третий вариант есть?» – «Нет, третьего нет. Либо-либо». – «А сколько я могу подумать?» – «Месяц хватит тебе?» – «Хватит». Пришел через месяц: «Батюшка, крести». Я говорю: «Тебя же убьют». – «Господь меня защитит».

Вот пример настоящей любви. Действительно, Господь защитил, живут счастливо. Вот что по молитве бывает.

Хватай себя на месте преступления

«Научившись хватать нашего ветхого человека на месте преступления, мы поймаем и прочих грабителей, похищающих те блага, которые делает нам Господь. Таким способом мы сохраним наш духовный капитал».

Это пишет старец Паисий. Как только возник грязный помысел, здесь же, на месте, кайся перед Богом, не жди, когда в субботу будет исповедь. Хватай себя на месте преступления: «Ах ты такая, паршивая, что ты думаешь-то!»

Есть знаменитая афонская молитва от блудной страсти: «Иисусе мой, Господи, сладчайший мой Иисусе, ускори на помощь мне, и не даждь врагам моим полонить меня».

Паисий Афонский говорит, что если в юности человек поборол страсть, сохранил целомудрие, то Господь дает ему благодать на всю жизнь. За это полагается величайшая награда, потому что в старости плоть уже не восстает, пожилой человек живет в целомудрии естественным образом.

«Молодые люди, с ранних лет подогревающие в себе интерес к другому полу, спускают курок, не дождавшись благоприятного для этого времени, – пишет старец Паисий Афонский. – А когда должный срок подходит, они уже не могут ощутить радость, потому что пережили это раньше времени. А вот те юноши и девушки, которые были осмотрительны в этом вопросе, сохраняют душевный покой, а дождавшись подходящего времени, переживают большую радость. Посмотрите на женщин, которые до свадьбы сохранили целомудрие. Они имеют мирный дух, хотя обременены множеством забот… Пока девушка не примет решение, станет она инокиней или добродетельной женой и матерью, она должна жить целомудренно. Поэтому до этого она должна постараться по возможности всю себя посвятить учебе».

Важно найти детям достойное занятие. Безделие, праздность, неимение каких-то постоянных обязанностей в доме – почва для всех пороков. Святитель Лука Войно-Ясенецкий пишет: «Православные воспитатели всегда советовали родителям: держите дочь подальше от мира грез и фантазий. Постарайтесь лучше заинтересовать ее естественными науками, приучить к полезному рукоделию, дайте постоянное поручение домашнему хозяйству, требующему времени и ответственности. Девочка-подросток охотно принимает на себя такое постоянное поручение, особенно когда чувствует, что оно дано не в воспитательных целях, а всерьез, что она приносит реальную пользу семье».

А вот что сказал святитель Иоанн Златоуст: «Будем удалять детей и не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных, развратных песен, чтобы у них не польстилась душа».

Важно сохранить детскую стыдливость. Преосвященный Ириней в своей книге о воспитании детей дополняет: «Не допускайте, чтобы дитя перед другими показывалось голым или раздетым, чтобы дети одевались и раздевались вместе. Не оскорбляйте никогда чувство стыдливости ребенка, требуя от него сделать то, что противно его врожденной стыдливости. Не смейтесь над ним, когда он обнаруживает чувство стыда. Напротив, благодарите Бога, что имеете такое дитя и хвалите его за это».

Наши жены – ружья заряжены

Какова награда целомудренным? Об этом мы узнаем из жития преподобной Марии Египетской, которая поднималась в воздух во время молитвы. Целомудренному Господь дает благодать, в нем открываются духовные дары. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

В Киево-Печерской Лавре был монах Иоанн Многострадальный, который долго боролся против блудной страсти, пока, наконец, в ночь Христова Воскресения ему не явился Господь.

Иоанн Многострадальный

«И нисшел на меня неизреченный свет, в котором пребываю я, и теперь не нуждаюсь в свете ни днем ни ночью, и все приходящие ко мне достойно восхищаются этим светом, видя явное утешение, осветившее меня в ту ночь Воскресения, как надежда будущего света», – пишет Иоанн Многострадальный.

Когда меня постригли в монахи, старец Кирилл (Павлов) сказал: «Я тебя благословляю никогда не снимать подрясник, где бы ты ни находился».

Я не понял вначале всего замысла старца, но потом в своей жизни испытал множество удивительных моментов. Идешь в подряснике, например, по перрону вокзала, а бомжи, пьяницы вдруг встают и начинают креститься на меня, как на икону. Некоторые бегут за мной, каются, грехи называют. То есть человек, видя что-то достойное, начинает к этому тянуться. В этом мы действительно можем быть неким светом миру.

Поэтому я вас благословляю вести себя целомудренно, поскольку это вообще основа существования народа. Чтобы народ прекратил свое существование, его надо развратить. Иоанн Златоуст говорил: если в народе есть целомудренные жены, то этот народ непобедим.

Сейчас появились написанные и уже осуществляемые целые «программы» развращения молодежи. Мы наблюдаем, что множество умов не в состоянии сформулировать, куда идти, какова цель, даже если речь идет о простых вещах. У людей нет цельной картины мира. А спросите любого батюшку, любого монаха, любого духовного человека – и они вам скажут, что нужно сделать, чтобы народ воспрял.

Божие вам всем благословение, укрепляй, Господь, хранить целомудрие в себе, в своих детях, во вверенных людях. Если мы будем это в тихости сохранять, тем самым окажем великую помощь всему нашему Отечеству.

Мне много приходится ездить по миру, и я могу сказать: все-таки до сих пор русский народ – один из самых целомудренных в мире. Генетически это заложено в нас. И как бы этот народ ни развращали, он таким и остается. Будем благодарить Господа за это, будем достойными восприемниками нашего народа и Отечества.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *