тяжкое для Пскова время испытания Божия, когда следовали друг за другом нападения со стороны лифляндцев, литовцев и поляков, когда обрушивались на город то моровые язвы, то пожары, когда слабые в вере упадали духом, беспомощные нуждались в помощи благодатной, и еще скорбели о том, что родная нам по Православию мать-Греция пала от меча Магомета Второго за охлаждение к Православию и свои беззакония, а также и за принятие от латин унии, – Патриарх Цареградский Геннадий II предпослал Пскову в новоустроенную Елеазаровскую обитель список с Цареградской чудотворной иконы Божией Матери. Святой образ был предпослан как дар Небесный – прибежище православных, щит против врагов, утверждение и избавление от всех бед и зол; как указание на то, что единоверная ему Греция под Святым Покровом Церкви дотоле росла, укреплялась и возвышалась, доколе крепко держалась Православия и не впадала в новшества Рима; как урок не вдаваться в латинство под опасением гнева Божия, какому подверглась Греция. Юная обитель Елеазаровская поняла этот урок, столь ясно сам за себя говоривший, и приняла с верою и благоговением святую Цареградскую икону, как приснотекущий источник спасения Пскову и верным латышам и эстам, подающий и ей самой твердое ограждение и защищение. И сама обитель еще крепче стала на Божественной страже, как занявшая, по неисповедимому Промыслу Божию, свой пост на рубеже Псковской области и на границах Лифлянции и Ливонских шведов – врагов Православия.
Преподобный Евфросин с братиею для встречи Цареградской иконы Божией Матери вышел по Гдовскому от Пскова тракту на источник воды, отстоящий от монастыря на одну версту, и там приветствовал Божию Матерь пением акафиста и водосвятным молебном, и в то же время в память Сретения иконы Царицы Небесной заложил на сем источнике деревянную часовню с кладезем, так как воды сего источника издревле считались христолюбцами и до сего времени считаются целебными. Эта часовня и поныне существует, будучи вместо ветхой по време нам заменяема новой, и доселе носит имя «часовня Пречистой». Монастырь же долгое время именовался Сретенским, Елеазаровою пустынью. Святая Цареградская икона Божией Матери со времени Своего пришествия в Елеазаровский монастырь прославилась многими чудесными знамениями благодати Божией. Множество страждущих от духов нечистых и других душевных и телесных болезней и не из одной Псковской области, но из соседних латышей и эстов-чухон получали свыше утешение, здравие, отраду, благовременную помощь к устроению себя, умиротворение, милосердие, призрение, облегчение, врачевство и всякую благопотребную отраду и спасение.

Часовня у Пречистенского источника

Лютеранка Эмилия, страдавшая от кровотечения много лет, впала от истощения сил в совершенное изнеможение и едва могла ходить. При пении акафиста пред Цареградским образом Божией Матери она помазана была святым елеем от лампады, зажженной перед этой иконой. Очистившись от кровотечения, она исцелилась. Видя благодатную помощь, Эмилия присоединилась к Православию и с радостью возвратилась в дом свой, славя Христа Бога и Его Пречистую Матерь.

Андрис (Андрей) от юности был слеп. Имея веру и любовь к Божией Матери, он любил часто ходить в Елеазарову пустынь и там пред чудотворным Цареградским образом молить Ее. Молился он всегда усердно. Однажды при совершении водосвятного молебна он плакал горько и взывал из глубины души: «Пречистая Дево Богородице, Мати Христа Бога нашего! Умилосердись над грешным мною, сподоби меня, хотя бы однажды взглянуть на образ Твой Святый, и Тебя, Благодатная, узреть на нем изображенную и Твоего Сына Спасителя мира, держимого Тобою, Благосердая! Я знаю, что я до того грешен и окаянен, Владычице Неба и земли, что ни там, ни здесь я недостоин видеть Тебя, Радость наша, если Ты не умилосердишься и не помилуешь меня, убогого раба Твоего!» Андрей был окроплен святою водою, и – о чудо! – святая вода попала на глаза слепого и, омыв их, подала зрение. Андрей ясно узрел чудную икону Богоматери. На ней лица Приснодевы и Предвечного Младенца сияли светом Божественной красоты и благодати; он увидел потом и преподобных отцов Евфросина и Серапиона, предстоящих при сей святой иконе и радостно взирающих на него. Будучи при видении сем восхищен от страха и радости, Андрей воскликнул к удивлению всех с ним бывших: «О Премилостивая Владычице – Свет очей моих и радование сердца моего! Благодарю Тя, Благодатная! Ты не ради моего моления, но ради Твоего благосердия и человеколюбия Сына Твоего Христа Бога нашего удивила на мне, Пречистая, милости Своя. Ныне очи мои зрят то спасение, которое подал Сын Твой и Бог наш всем верующим во имя Его». Пробыв три дня, молясь неотступно за всеми службами пред Святою Цареградскою иконою Богоматери, Андрей возвратился в дом свой к удивлению всех, с очами, ясно видящими, и все, знавшие его, прославили величие Божие. Некий Кармич (Карп) был глухонемым и много лет находился в телесном расслаблении. Он нередко бывал в обители преподобного Евфросина и веровал, что Царица Небесная молитвы его, приносимые пред Цареградскою Ее чудотворною иконою, услышит и присущею Ей благодатию подаст цельбу недугам его. «Силен, – немотствовал он, – Христос Бог наш молитвами Пренепорочной Своей Матери жилы мои расслабленные укрепить и подать ушам моим слух и языку речь благовещанную». Однажды при пении службы утренней глухонемой, стоявший на коленях пред чудотворной иконою Богоматери, был возбужден живою верою к молитве. В тайне сердца он молился в глубине души своей. В это время от святой иконы услышал глас, повелевающий ему в слух всех молиться к ней; поэтому он внезапно воззопил: «Благосердая Госпожа Владычица, подай мне молитвами Твоими благодатную помощь Сына Твоего и Бога нашего отныне слышать все хвалы Его и поведать вся чудеса Его на всяко время и Тебе,Богомати преблагая, величать, яко спасения нашего виновную и ходатаицу ко Творцу непостыдную!» Пришед же еще в больший восторг молитвенный и, не помня себя, он вскочил на ноги и начал припадать к Пречистой иконе Приснодевы и часто класть поклоны, быстро вставая и преклоняясь, так что все бывшие в церкви приведены были в великое изумление и воскликнули: «Что сталось с Карпом: глухой слышит, немой вопиет, весь расслабленный стал до того в силе своей крепок, что и не расслабленный не может так скоро класть земные поклоны, как он ныне их кладет».

Цареградская икона Божией Матери написана древним греческим письмом на кедровых досках, плотно склеенных и плотно приложенных одна к другой. Мера ее в вышину три четверти аршина, в ширину – девять с четвертью вершков, в толщину полных полвершка. Изображение на ней Божией Матери поясное. Лик Богоматери несколько склонен налево к находящемуся на левой Ее руке Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу, а правая Ее рука приложена к Его груди. Молитвенный взор Богоматери исполнен сострадания и соболезнования о грешных. Богомладенец же Христос Господь изображен несколько восклонившимся к Богоматери с поникшей головой и взором, обращенным направо. В Его взоре видна не столько милость, сколько строгость, похожая на гнев к согрешившим. Правой рукой Он держит конец литона, коим покрыта глава Богоматери и Ее правое плечо, а левой – Духа Святаго в виде голубя, готового слететь и почить на раскаявшихся. Правая нога Спасителя свесилась долу, как бы готовая стать в помощь погибающим, если они истинно покаются, а левая нога поднята так, чтобы от себя с силою дать толчок отриновения нераскаянному грешнику. По одеждам Богоматери и Предвечного Младенца пробликнуто золотом.

Сочинитель грешный архимандрит Платон.

Чтобы отыскать ответы на поставленные вопросы, давайте внимательно прочитаем очерк Д. Белоусова «Щит на вратах Цареграда».

Жанр баллады прекрасно иллюстрируют произведения В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, но «Песнь о вещем Олеге» оставляет неизгладимый след в памяти юного читателя. И не только потому, что приходится учить большой фрагмент из баллады наизусть. Много вопросов у внимательного читателя!

Опыт медленного чтения, когда ставишь вопросы к тексту и ищешь ответы, выручает и здесь. Как выглядит «цареградская броня»? Где находится этот самый Царьград? И как всё-таки будет правильно: Царьград или Цареград?

Чтобы отыскать ответы на поставленные вопросы, давайте внимательно прочитаем очерк Д. Белоусова «Щит на вратах Цареграда».

Щит на вратах Цареграда

Знакомая с детства тоненькая книжечка, на титульном листе: «Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»».

Как ныне сбирается вещий Олег…

Конечно, я помнил это стихотворение, знал, какие строчки последуют сейчас, поэтому как живой встал перед глазами грозный воин в тяжёлых доспехах, восседающий на могучем коне. За ним движется дружина.

С дружиной своей,
В цареградской броне,
Князь по полю едет
На верном коне.

И тут какая-то неуверенность появилась у меня. А хорошо ли я знаю это произведение, всё ли в нём ясно? Что это за «цареградская броня»? В стихотворении об этом ни строчки.

Но прочитал дальше. Там речь о кудеснике, предсказавшем судьбу Олега. Внимательно читаю его слова и вижу не очень понятные строки. Волхв говорит: «Победой прославлено имя твоё: Твой шит на вратах Цареграда…»

Из учебника истории я помнил, что Олег совершил военный поход на Царьград (русское название Константинополя), а там в знак победы повесил свой щит на воротах. А ведь мне неизвестно ни зачем (Пушкин писал «Цареград», сейчас принято называть Царьград) он туда ходил, ни как воевал, не знаю и почему щит оказался на воротах.

Энциклопедия не дала полных ответов, а вопросы показались настолько интересны, что пришлось бежать в библиотеку и засесть там за летописи и данные археологических раскопок. Вот что я узнал…

За 33 года правления Олега, по свидетельству летописца, Русь окрепла, разгромила основных врагов и, расширив свои границы, стала могучим государством, а вооружённые силы славян заставляли соседей относиться к Руси с уважением. Но не в войнах богатела страна. Русичи торговали: мёд, воск, меха, лён — всё это шло в обмен на другие товары.

Русь богатела и стремилась торговать со всеми странами. Однако не все государства были в хороших отношениях с ней. Богатая и сильная Византия была обеспокоена ростом своего соседа. Греки не оставляли попыток хоть как-нибудь ослабить молодое, набиравшее силу, государство. Конфликт можно было разрешить только военной силой.

И вот, в 907 году русские выступают в поход.

В старинной летописи «Повесть временных лет» сказано: «…пошёл Олег на конях и ладьях: и было кораблей числом 2000». В каждой ладье по 40 воинов. Таким образом, в походе Олега участвовало окаю 80 тысяч человек — гигантское по тем временам войско.

Как же князь довёл столько людей до Царьграда?

Археологические раскопки свидетельствуют, что ладьи, на которых плавали славяне, выдалбливались из цельного ствола дерева, были легкими и удобными для прохождения мелких рек, остроносые с обеих сторон, чтобы можно было, не разворачиваясь, двигаться вперёд и назад. Но, оказывается, в поход на Царьград отправились наборные ладьи, то есть борта их набирались из досок, набитых ряд за рядом. На этих судах с высокими бортами и выпуклыми днищами можно было смело выйти в море.

Не сохранилось изображений князя, но можно примерно представить, как он выглядел. Уже пожилой: по некоторым источникам в 907 году ему было около 60 лет. Вот почему Пушкин писал: «И кудри их белы, как утренний снег».

Ещё, судя по летописи, у князя были длинные свисающие усы, густые брови. Фигура плотная, крепкая, даже под одеждой выступают налитые мускулы. Одет в длинную, до колен, рубаху, а на ней… Как у Пушкина? «Грозная броня», «цареградская броня».

Что говорят о том времени археологи? Оказывается, в IX—X веках основным защитным вооружением была кольчуга без каких-либо дополнительных металлических пластин, или, как её тогда называли,— броня. Сейчас уже известно, что кольчуги издавна делали на Руси, но во времена Пушкина этого не знали, и поэт под словами «цареградская броня» подразумевал защитное вооружение, сделанное на Востоке и в числе других товаров попавшее к Олегу.

Итак, поверх рубахи была надета длинная кольчуга, у князя, наверно, золочёная, с мелкими украшениями. На голове остроконечный узорчатый шлем, с него свисает бармица — небольшая кольчужка, защищающая затылок. А на плечах красный плащ, подбитый дорогим мехом. В руке длинное копьё, у пояса меч. Поскольку Олег плыл в ладье, его щит был навешен с наружной стороны борта. Примерно так же выглядели и остальные воины, только их вооружение ещё дополняли сулицы (копья для метания), луки и топоры. 

Вот впереди показалась столица Византии. Увидев разноцветные паруса приближающегося русского флота, греки перекрыли гавань цепью, а сами заперлись в городе. Мощные стены Царьграда ощетинились копьями, камни и стрелы, летящие вниз, встретили русичей.

Но не устрашил славян яростный отпор. «Вышел Олег на берег и начал воевать», повествует летопись. Гигантское войско с разноцветными щитами, в блестящих на солнце доспехах высыпало на берег, окружило прекрасный город и начало готовиться к осаде. Стали вязать штурмовые лестницы, натягивать луки, воины строились плотными рядами. Невольная дрожь пробирает защитников Царьграда от этой картины. Но летопись говорит, что город был взят, когда Олег велел поставить ладьи на колеса и поднять паруса. С попутным ветром двинулись они на Царьград. Где же, в каком месте то произошло? Взглянем на карту.

С одной стороны города мощные стены. Если подогнать туда ладьи, то толку от них будет мало. Другое дело со стороны гавани. Там укрепления гораздо слабее и, если на ладьях располагались какие-нибудь метательные орудия, а некоторые источники указывают на возможность этого, то, появившись там, они представляли бы большую угрозу. Именно поэтому вход в гавань со стороны моря преграждала цепь. Скорее всего Олег приказал перевезти ладьи через мыс, что и было сделано таким необычным способом.

Представьте себе ужас греков, ждавших штурма со стороны суши, когда они увидели, что на их самый слабый участок обороны движется армада кораблей, наверное, не менее тысячи! В каждой ладье грозные воины с копьями, торчащими из-за громадных щитов. Греки поняли, что им не устоять, побросали оружие и сдались на милость победителя. Олег взял с них большой выкуп «по 12 гривен на уключину» (конь стоил 2—3 гривны) и подписал очень выгодный для Руси мир, а затем повесил свой щит на главные ворота крепости. Об этом событии и говорит кудесник: «Твой щит на вратах Цареграда».

Интересно, как выглядел этот щит, где сделан и зачем его надо было вешать на ворота?

В Древней Руси щиты делали ремесленники, которых так и называли — щитники. В Новгороде есть Щитная улица, где они селились. Учитывая, что до своего прихода в Киев Олег княжил в Новгороде, можно предположить, что шит, сделанный в этом городе, и совершил столь далёкое путешествие.

Основа русского миндалевидного щита была сделана из дерева. Сверху он обтягивался кожей. В центре красовалась блестящая металлическая бляха, служившая для отражения прямых ударов. С внутренней стороны крепились ремни для руки; наверное, за них его и повесили. Именно повесили, а не прибили, как иногда считают. К такому выводу пришёл, узнав, что не один Олег, но и его воины вешали свои щиты на ворота. Если бы их прибивали, они были бы испорчены, а совершить обратный путь без них было бы небезопасно.

Обычно щиты были красными или украшались цветным орнаментом. Таким же был и тот, что повесил князь. Правда, до сих пор мне не совсем ясно, зачем он это сделал. Щит тогда являлся символом воинской доблести, чести. На нём воины-язычники клялись и присягали. Потеря его считалась позором. Очевидно, он сыграл примерно ту же роль, что сейчас знамя, водружаемое на взятом бастионе.

Цареградская (Константинопольская) икона Божией Матери. Спасо-Елеазаровский женский монастырь

Цареградская (Константинопольская) икона Божией Матери, название трех различных икон, сильно отличающихся друг от друга

Икона, явленная в 829 году

Празднование 11 мая

Об этой чудотворной иконе известно, что она явилась в 829 году в Константинополе, отчего и называется Константинопольской. Богородица изображена на ней с лилией в руке.

Цареградская икона Божией Матери

Икона, явленная в 1071 году

Празднование 25 апреля

Написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется.

Списки с этой иконы находятся в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке, в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии, и в Спасо-Елеазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова. Первоначальное название Спасо-Елеазаровского монастыря было Сретенский — в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери, которая была принесена в обитель после падения Константинополя преподобным Евфросином Псковским, получившим список от Константинопольского патриарха.

Тропарь, глас 1

Возсия́ на́м, я́ко со́лнце светоза́рное от восто́ка в велеле́пии/ Твоя́, Влады́чице, ико́на,/ озаря́ющи чуде́с сия́нием пресла́вно/ все́х, приходя́щих к не́й с ве́рою и любо́вию/ и моля́щихся усе́рдно к Твоему́, е́же о Сы́не Твое́м и Бо́зе, вели́чию./ Сла́ва Бо́гу, Евфроси́ном сию́ да́вшему на́м!/ Сла́ва Приве́дшему ю́ от Царьгра́да!// Сла́ва Даю́щему то́ю все́м исцеле́ния.

Кондак, глас 8

Препросла́вленная Вы́шняго Ма́терь/ созыва́ет к песнопе́нию на́с Своего́ о́браза прише́ствием от Царьгра́да/ и возбужда́ет зре́нием того́ на по́двиг,/ побежда́ти сопроти́вных си́лу/ и к Не́й, я́ко на́шея ра́дости вино́вней, пе́ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Цареградская икона Божией Матери, Палех

Икона на грифельной доске

Празднование 17 сентября

Икона выбита на грифельной доске и имеет весьма небольшие размеры — всего 2 дюйма. Относится к иконографическому типу Одигитрии.

О явлении её предание рассказывает, что в давние времена два греческих монаха проездом из Царьграда были в Старой Руссе и слушали здесь в соборной церкви Божественную литургию. На память о своём пребывании здесь они оставили в соборе икону Божией Матери. Эта икона прославилась затем многими чудотворениями и хранилась Старорусском соборе.

Литература

  • Изображение Икон и Полн. М. Арх. Сергия.
  • Косолапов.

Использованные материалы

  • Евгений Поселянин. Богоматерь. Описание Её земной жизни и чудотворных икон. — М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002:
    • — Апрель
    • — Май
    • — Сентябрь
  • «Цареградская икона Божией Матери»
  • «Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий совершил чин освящения шести крестов Спасо-Елеазаровского монастыря», 6.XI.2007, сайт Псковское информационное бюро:
  • Шулика, Вячеслав Викторович, «Икона «Пасовская-Цареградская». Ее место в Богородичной иконографии», Харьков, 2003:
  • (образ)
  • (иной образ)
  • Полный Тропарион. — Издательство «Троица». — 2006. — Т. 1. — С. 49.
  • Православный Церковный Календарь 2015. Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене (официальный календарь РПЦЗ). — С. 29.
  • О Цареградской чудотворной иконе Божией Матери

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *