Сегодняшнее апостольское чтение касается очень важной темы: Христос как Первосвященник Нового Завета.

Апостол Павел строит свои рассуждения на двух эпизодах из ветхозаветных Книг Библии. В Книге Бытия, в рассказе о возвращении Авраама после победы над четырьмя царями, встречаются загадочные строки: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14:18–20).

Этот странный отрывок не имеет ни предыстории, ни продолжения. Непонятно, почему Авраам отдал десятую часть добычи и по какому праву Мелхиседек благословил его как больший меньшего – Авраама, кого Писание называет «другом Божиим» (2 Пар. 20:7)! Не менее таинствен образ самого Мелхиседека, неизвестно откуда взявшегося и тут же пропавшего из поля зрения автора Книги Бытия. Более того, нигде в Ветхом Завете Мелхиседек уже не упоминается, кроме одного места. В 109-м псалме, который Церковь называет «мессианским», потому что он представляет собой пророчество о Мессии, говорится: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Это и есть второй ветхозаветный эпизод. Он нужен Павлу для рассуждений. А рассуждение необходимо, ибо ничего не понятно. Что значит «по чину Мелхиседека» и почему Господь клянется?

Непонятность подобных мест Ветхого Завета, как и вообще неправильные подходы к толкованию его, апостол Павел метко назвал «покрывалом», которое «снимается Христом» (2 Кор. 13:14). Значение личности Мелхиседека могло раскрыться только в Новом Завете. И здесь уже пора дать слово апостолу Павлу. Пройдем по страницам Послания к евреям и посмотрим, что еще Павел говорит о Мелхиседеке.

«Мелхиседек… – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7:2–3).

Действительно, имя Мелхиседек в переводе значит «царь правды», «салим» – значит «мир». Кого еще можно назвать Царем правды и мира, как не Иисуса, примирившего небесное и земное? «Отрасль правды… Господь праведен наш», – так говорит о Христе пророк Иеремия (Иер. 33:15–16). «Солнце правды», – подтверждает Малахия (Мал. 4:2). «Князь мира», – пророчествует о Христе Исаия (Ис. 9:6). «Ибо Он есть мир наш», – свидетельствует и сам Павел (Еф. 2:14).

Далее, Мелхиседек есть царь Салима. Библейские археологи говорят, что Салим – древнее название Иерусалима. А кого еще можно назвать царем Иерусалима, как не Христа? «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19) – было написано на Кресте Господнем. Царь Иудейский значит царь Иерусалима, ибо Иерусалим есть столица Иудеи. И об этом тоже можно найти пророческое свидетельство. Одно из них мы вспоминаем в праздник Входа Господнего в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

Продолжаем исследовать учение апостола Павла. «Без отца и без матери» Мелхиседек не потому, что у него не было земных родителей, но из-за того, что о таковых ничего не сказано в Писании (весьма необычная деталь для библейского текста, изобилующего родословиями). И это тоже о Христе! Ибо и Он «без отца» по человечеству, а «без матери» – по божеству. «Не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» – о Мелхиседеке это говорится из-за полного отсутствия в Писании сведений о его рождении и смерти. Мы видим намек на вечность Того, Кто стоит за этим образом – на Сына Божия. Ибо «Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр. 7:24). Ему сказано: «Ты священник вовек».

Сын Божий «пребывает священником навсегда» не только по причине Своего приснобытия, но и потому, что Его Жертва принесена однажды и на все времена. Она неиссякаема и покрывает все и всех, так как выше всего.

Также Павел отмечает, что в лице Авраама весь народ израильский дал десятину Христу в образе Мелхиседека. В том числе и Левий, по закону не дающий, но принимающий десятину от остальных одиннадцати израильских колен. Мелхиседек, благословляющий Авраама, – это Христос, дающий благословение Своему народу – всем верующим в Него.

Еще интересная деталь. Мелхиседек был царем и не происходил из священнического колена. Ничего не сказано о том, кто из людей избрал его на священническое служение. Также происходил из царского рода (из колена Иуды) и не был избираем в священство от людей и Христос, но был поставлен на священство Самим Отцом: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Поэтому Христос и не имел законного помазания на священство. Он был помазан на служение Самим Богом Отцом, причем с клятвой.

Интересно, что слово «священник» употребляется в Библии впервые именно в отношении Мелхиседека. Возможно, это намек на то, что он является образом Священника Единственного, Первого и Последнего – Иисуса Христа. Мелхиседек принес хлеб и вино, Христос в сионской горнице также подает ученикам хлеб и вино, но под их видом скрываются Его Плоть и Кровь.

Таким образом, братья и сестры, еще в Ветхом Завете, задолго до установления закона о ветхозаветном священстве, мы видим пророчество о новом и истинном Первосвященнике и о будущем новозаветном благодатном священстве во Имя этого Первосвященника – Иисуса.

Это такой Первосвященник, который познал все немощи наши, кроме греха, и сострадает нам в них (слово «сострадать», слышанное нами в сегодняшнем апостольском чтении, с греческого переводится как «участвовать в страдании» (συμπαθῆσαι)). Он Сам есть Приносимый, Приносящий и Принимающий, Раздающий и Раздаваемый (литургическая молитва «Никтоже достоин»). Заметьте, наш Первосвященник не стоит перед Отцом, а Сам сидит на Божественном престоле.

Ветхозаветные первосвященники входили в святая святых Храма один раз в год, принося за грехи свои и всего народа кровь жертвенных животных. Христос же вошел в святая святых скинии истинной, «которую воздвиг Бог, а не человек» (Евр. 8:1–2); той скинии, что служила образом для земного святилища. Вошел со Своей Кровью, принеся жертву умилостивления за беззакония всех людей, сделавшись «для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:9), и «приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12).

В прощении грехов и заключается суть Нового Завета, как и сказал пророк Иеремия: «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их не воспомяну более» (Иер. 31:33). Бог, со Своей стороны, прощает грехи. Мы, со стороны своей, должны в сердце и мыслях (а это касается самой сокровенной области человеческой жизни) носить закон Его, т. е. заповеди. В этом и состоит Новый Завет: в прощении грехов и жизни по заповедям.

Почему же Церковь вспоминает о Первосвященстве Христа в Крестопоклонную Неделю? Дело в том, что священство тесно связано с жертвой и жертвенником. В Ветхом Завете жертвенник почитался великой святыней. Господь, подробно объяснив Моисею, как устроить жертвенник и богослужебные предметы, сказал: «И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх. 30:29). Таков ветхозаветный жертвенник, на который полагались жертвы, не дающие прощения грехов. А новозаветный жертвенник – это Крест. На нем была принесена новая Жертва, тело Богочеловека. Благодаря этой Жертве мы получаем прощение наших преступлений, освящение, оправдание, избавление от власти дьявола и примирение с Богом. Поклоняясь Кресту, мы должны иметь в уме Великого Первосвященника, устроившего наше спасение Своею Кровью. Вот для чего Церковь прилагает к евангельскому чтению о Кресте и слова Апостола о Мелхиседеке как о прообразе новозаветного Первосвященника Иисуса Христа.

В Крестопоклонную Неделю все православные христиане стараются причаститься Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Литургия – это тоже плод Христова подвига, продолжение Его священнодействия, в котором участвуем все мы. Давайте постараемся причаститься хотя бы с частичным осознанием того, какой ценой устроено спасение наших душ и какое неслыханное дело сотворил Господь на земле ради нас. Для того, чтобы вот так просто выносились перед нами эти дары Божии, нужна была непостижимая уму смерть Бога и таинственное священнодействие Христово в невидимой, духовной реальности. Да умолкнет же перед Чашей всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом! И пусть в этой тишине души тихо звучат лишь одни возможные здесь слова, слова благодарения: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115:3).

Мы все хорошо знаем о ринопластике, операциях на веках и о том, что еще нужно подогнать под стандарты красоты Кореи. Но есть некоторые операции, которые еще более странные и остаются незаметными для многих.

Хотя эти другие процедуры, возможно, были приглушены постоянным вниманием, притягиваемым к пластике двойного века, вы когда-нибудь думали о пластике подмышек или изменении формы уголков ваших губ? Если нет, то этот пост именно для вас, так как этот список потрясет вас некоторыми странными косметическими процедурами!

Ботокс в подмышки

Вы когда-нибудь задавались вопросом, каково это, никогда не потеть? Ну, так вы можете сделать реальностью эту мечту в Корее. Врачи вводят ботокс в подмышки, и он забивает клетки, которые производят пот. Отсутствие дезодоранта в течение 2 месяцев звучит неплохо.

Филлер для груди («уколы в грудь»)

«Если вы не хотите, чтобы поклонники думали, что вы сделали операцию, но действительно хотите показать свои прелести во время этих длительных промоушенов, это может быть для вас решением», — отметил пластический хирург. Как вы и ожидали, эти уколы, так называемые гибридные наполнители, превращают ваши дыньки в арбузы, но лишь на некоторое время.

Инъекции в ноги

Для всех девчушек Барби из Барби-мира это существенный косметический аксессуар. Кукольные ножки, хоть это и может показаться странным, тоже обычно «сделаны». Инъекции карбокситерапии делают ноги стройными, подтянутыми и с очень гладкой кожей без изъянов. Просто добавьте немного масла для небольшого блеска. Предположительно, Girls Generation и Кристал из f(x) являются поклонницами этого улучшения.

Aegyo Sal (Эгьё саль)

Эгьё саль, что переводится как «Детская припухлость(мешочек) под глазом», довольно широко распространенная процедура в Корее. Врачи вводят наполнители под глазом, чтобы создать этот восхитительный, пухлый вид. Это также предотвращает от тех противных гусиных лапок.

Smile Lift (Улыбка Джокера)

Хотя это может показаться… жутковатым, в Корее очень важно иметь улыбку на симпатичном личике. Люди режут и поднимают уголки рта, чтобы иметь более «естественную» улыбку. Ужасная улыбка Джокера или просто симпатичное дополнение к своим чертам? Ходят слухи, что Син Мин А сделала подобную операцию.

Коррекция линии волос

Коррекция линии волос предназначена не только для лысеющих, старых аджосси. Это процедура, позволяющая скорректировать линию роста волос, исправляя ее недостатки, или асимметричность, придавая аристократичность и ухоженный вид очертаниям лица. Хотя это и не пластическая операция, это все еще считается косметическим улучшением. Сюзи из miss A является одним из многих идолов, обвиненных в использовании этой процедуры.

Увеличение лба

Это коррекция формы плоского лба, в более выразительный, мягкий и женственный, чтобы заставить его казаться круглее и даже более гладким. Актрисы, такие как Ким Тхэ Хи, подозревались в этом.

Удаление рёбер

Как бы ужасно это ни звучало, коррекция грудной клетки — это вещь! Забудьте о корсетах и поясах для похудения, просто возьмите и удалите пару рёбер полностью. Ли Су Мин из C.I.V.A рассказала в шоу «Такси», что многие фанаты обвинили ее в этом.

Подтяжка живота

Женщины далеко не единственные в своем косметическом совершенствовании, мужчины тоже не отстают. Если ваши шоколадные кубики больше похожи на шоколадный пудинг, то в Корее существует множество хирургов по подтяжке живота, которые быстро помогут превратить вашу мечту в реальность.

Хотя это происходит не только в Южной Корее, но и в других странах, обычно в других местах это разрешено только по медицинским причинам, тогда как в Южной Корее это может быть сделано исключительно по косметическим соображениям. Это очень опасная процедура, в ходе которой они вынимают всю челюсть, вырезают кусочки ее, а затем снова соединяют челюсть для более тонкого образа. ЮнА была заподозрена в том, что делала такую операцию.

МЕЛХИСЕДЕК, царь салимский

Среди праведников Ветхого Завета, о которых в Писании даются исторические повествования, Мелхиседек – лицо наиболее загадочное. В книге Бытия ему посвящены всего три стиха (см.: Быт. 14,18-20). После того как Авраам освободил своего племянника Лота вместе с прочими плененными жителями Содома (о чем будет сказано в житии Авраама), ему навстречу вышел содомский царь, благодаря его за возвращение плененных, также и царь салимский Мелхиседек встретил его и вынес ему хлеб и вино, бяше бо священник Бога Вышняго (Быт. 14, 18). Он благословил Авраама, и Авраам дал Мелхиседеку десятую часть из всей добычи.

О Мелхиседеке многие написали различные свои мнения. Некоторые из евреев полагали, что это был Сим, сын Ноя, а может быть, и сам Ной, другие же в нем видели Еноха. Ориген и Дидим считали Мелхиседека за Ангела, а некоторые из еретиков говорили, что это был Дух Святой, почему они и получили название мелхиседекиян. Нам же пусть будет известно то, что Мелхиседек во всем был подобен нам, имел отца и мать из племени Хамова и был одним из царей или царьков земли Ханаанской; но из всех ханаанских царей он один познал Единого истинного Бога, сотворившего небо и землю, и служил ему чистыми жертвами; царем же был он в городе Салиме. Почему же святым апостолом Павлом Мелхиседек называется не имеющим ни отца ни матери и ни священного рода (см.: Евр. 7, 3), это пояснил святой Иоанн Златоуст, говоря следующее: «Мы не знаем, кого и когда он имел отцом, или кто была его мать; не знаем также, когда он получил начало и когда скончался. И далее он говорит: Уподоблен Сыну Божию (Евр. 7, 3). В чем же уподобление это? В том оно заключается, что мы не знаем ни начала и ни конца ни Сего и ни другого, но последнего (то есть Мелхиседека) потому, что о нем не написано, а Сего (то есть Христа) потому, что Он не может быть уподоблен ничему» (Беседа 25-я на книгу Бытия, раздел 5). Не потому написано о Мелхиседеке у Апостола – без отца и матере, будто бы он не от людей произошел, ибо он был человек по плоти и во всем нам подобен, но потому так написано, что святой пророк Моисей, первый писатель святой истории, не написал имени его отца и матери и не указал рода, из которого происходил Мелхиседек. Почему же он не написал? Потому что Моисей предположил писать только об одном роде Авраамовом, идущем от сына Симова Арфаксада, из которого (рода) произошел Христос; а так как Мелхиседек не был от этого рода, то (бытописатель) и не написал имен его отца и матери.

Мелхиседек был образом и подобием Сына Божия в следующих отношениях: имя Мелхиседеково в толковании означает «царь правды», а Христос Господь есть сама правда, ибо Он оправдал нас кровию Своею, дабы мы спаслись чрез Него от гнева Божия. Мелхиседек был царем города Салима, то есть мира; Христос же есть самый мир, примиривший нас с Богом Отцом, как говорит Апостол: Той есть мир наш, сотворивый обоя едино (Еф. 2,14). Как Мелхиседек в Салиме, так и Христос в Иерусалиме был прославлен, как царь, когда на молодом осленке входил в город при восклицаниях отроков: Благословен грядый Царь (Лк. 19, 38; Ин. 12, 13), а также и тогда, когда над Ним распятым было написано титло: Иисус Назарянин Царь (Ин. 19, 19). Мелхиседек без отца и без матери в книгах, так как по имени не упомянуты ни отец и ни мать его; Христос же поистине – без матери от Отца прежде веков и без отца от Матери во времени. Мелхиседек не имеет во Священном Писании начала и конца дней своих, так как не написано, когда он родился и когда скончался, а несомненно его рождение и смерть; Христос же на самом деле безначален и бесконечен, Он – вечен. Мелхиседек в роде своем первый и последний священник, ибо мы не читаем, чтобы кто-либо другой после него был таковым; Христос же Господь наш – Архиерей великий, прошедший небеса, и Он один первый и последний таковой Первосвященник, который Себя принес в жертву на Кресте Отцу Своему за грехи всего мира. Мелхиседекова жертва состояла в хлебе и вине; Христос, Спаситель наш, оставил нам в жертву Самого Себя, пречистую Плоть Свою и животворящую Кровь Свою под видом хлеба и вина. Поэтому и предсказано о Нем у Давида: Ты ecu иерей во веки, по чину Мелхиседекову (Пс. 109,4). Не в вечности лет по чину Мелхиседекову, но в Бескровной Жертве, совершаемой хлебом и вином, ибо один Сын Божий вечен, а Мелхиседек скончался, как о нем и говорит святой Златоуст: «Он умер и не был священником вовеки».

Игнатий Богоносец в своем послании к филадельфийцам о Мелхиседеке пишет следующее: «Так как он был царь и первосвященник и девственник во все дни жизни своей, то этим он и был прообразом Сына Божия, Царя и Архиерея, Источника девства и чистоты и Жениха девствующих».

Мелхиседек, царь салимский (Быт. 14,18). Салим город упоминается в Евангелии Иоанна в 11-м зачале в следующих словах: Бе Иоанн крестя в Еноне близ Салима, яко воды мнози бяху тамо (Ии. 3, 23). Думаем, что тот Салим не был Иерусалимом, хотя многие так полагали, называя Салим Иерусалимом; он был иным городом. Ибо Салим был в участке Манассиином, близ Енона и Скифополя, при реке Иордане, Иерусалим же в участке Вениаминовом, на горе Мориа, называвшейся впоследствии Сионом, на которой горе Авраам приносил своего сына Исаака в жертву Богу, когда там в то время еще не было города, но было пустое место, разве немногими окрестными земледельцами населяемое. А когда Мелхиседек встретил возвращающегося с сечи Авраама, в то время Исаак еще не родился. Отсюда ясно, что Мелхиседек был царем того Салима, который при Иордане, близ которого впоследствии во дни Христовы крестил Иоанн. В этом же смысле повествует и Иероним, в подтверждение чего и до настоящего времени показывается место бывших в древности палат Мелхиседековых.

Святой МЕЛХИСЕДЕК, царь салимский

Что же касается того, что Мелхиседек, как говорят, был создателем Иерусалима, то он был разве только после той жертвы, которую Авраам приносил на горе Мориа, вознося Исаака в жертву. Это сказание может быть достоверным, именно то, что святой муж Мелхиседек, исполненный пророческого дара, предуведав имевшие совершиться на сем месте в последнее время чудеса, переселился сюда из Салима, расположенного при Иордане, и создал город, назвав его именем Иерусалим.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

«Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека»

(Псалтирь 109:4)

Множество людей, читающих Библию, рано или поздно встречают в ней личность по имени Мелхиседек, что означает «Царь Праведности». Эта личность довольно загадочная, потому что, о ней очень мало сказано в Библии, и не совсем понятно, что она собой представляет. Из-за этого, появилось множество догадок, от Библейских до сказочных. Так одни люди утверждают, что Мелхиседек правил Содомом, а другие вообще считают его могущественным существом одним из многих подобных ему. Однако, давайте посмотрим на эту личность с Библейской точки зрения.

Первое упоминанием в Библии Мелхиседека видим, когда Авраам вернулся с победой над четырьмя царями, которые разграбили имущество Содома и Гомморы. Когда Авраам возвращался, тогда его встретили, как царь Содома, так и Мелхиседек царь Салима, о чем написано: «Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. дал ему десятую часть из всего»(Бытие 14:17-20). В этом тексте видим, что Мелхиседек является царем Салимским, и одновременно священником Бога Всевышнего. Салим, это местность в Ханаане, где в будущем был основан город Иерусалим. Здесь Мелхиседек является царем и священником. Этот момент интересен тем, что видим священника Бога, еще до появления Закона, в котором было постановление, о священстве и священниках.

Отсюда, возникает вопрос, кто и по какому закону поставил Мелхиседека священником? Ответ на этот важный вопрос, открывается в Псалме 109 (110), часть которого детально разберем. Первый важный текст: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»(Псалтирь 109:1). Здесь видим, что согласно еврейскому тексту, Бог Яхве (Иегова) обращается к Адонаю (Господу), и говорит «сиди одесную Меня». Большая часть этого Псалма является речью, которую Яхве говорит Адонаю. И здесь Яхве говорит: «… Ты священник вовек по чину Мелхиседека»(Псалтирь 109:4). Этот текст показывает нам священство Мелхиседека, которым наделен Адонай, сидящий по правую руку Бога Яхве. Возникает вопрос, неужели Мелхиседек выше Того, Кто сидит по правую руку Бога, что Сидящий одесную Бога имеет чин Мелхиседека? Этот текст не унижает Адоная, который назван священником по чину Мелхиседека, но наоборот показывает преимущество этого чина. Значит, Мелхиседек должен был быть личностью не ниже Адоная, Который сидит по правую руку Бога. Но в Библии мы не находим еще кого-то, кто был бы равен или выше Адоная, Сидящего по правую руку Бога. Библия вообще говорит только об одной Личности сидящей по правую руку Бога, а не нескольких таких личностей. Итак, получаем, с одной стороны, Мелхиседек должен быть, как минимум равным Тому, Кто сидит по правую руку Бога, а с другой стороны, подобная Адонаю личность в Библии не упоминается.

Суть священства и чина Мелхиседека более детально описывает Апостол Павел в Послании к Евреям. Он сразу показывает, что священство Мелхиседека отличалось от священства Аарона, которое было определено в Законе данном Моисею, о чем Павел говорит: «Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?»(Послание к Евреям 7:11). Павел говорит, что священство Мелхиседека более совершенное, чем священство Аарона и левитов. Такое совершенное священство имеет очень важную характеристику — его принял Иисус Христос, о чем Апостол Павел говорит: «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека»(Послание к Евреям 5:5-6). Интересная ситуация, когда Спаситель мира принимает чин священства Мелхиседека. Неужели Иисус Христос принимает чин того, кто ниже Него? Об этом чине говорится, как о лучшем и совершенном священстве, о чем Павел пишет: «ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, — то лучшего завета поручителем соделался Иисус»(Послание к Евреям 7:21-22). Священство Мелхиседека, чин которого принял Иисус Христос, имеет еще одну важную характеристику, о которой написано: «а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее»(Послание к Евреям 7:24). То есть вечный Иисус Христос, Он же имеет вечное священство по чину Мелхиседека, то есть это священство никогда не переставало быть, как во дни Авраама, так и во дни Апостолов. Это важно, потому что, для сохранения левитского священства, оно передавалось от одного священника другому. Но в Библии нет указаний, чтобы Мелхиседек передавал свое священство кому-то другому, чтобы сохранить его, и при этом говорится, что это не перестающее священство. Как может не прекращаться священство, если его не передают другим священникам?

Существует два варианта ответа на поставленный вопрос: либо священство все-таки передавалось, либо Мелхиседек был всегда живой, и не имел нужды передавать священство. Здесь мы подходим к Новозаветному объяснению личности Мелхиседека, которое Апостол Павел детально описывает так: «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда»(Послание к Евреям 7:1-3). Данный текст позывает природу Малхиседека, что он из себя представлял. Первое, что видим, это то, что у него не было ни отца, ни матери. Некоторые богословы говорят, что не было отца и матери, потому что неизвестна его родословная, то есть она не сохранилась, и потому так написано. Но возникает вопрос, неужели Апостолы, с которыми имел общение Иисус Христос, и которые имели мудрость от Святого Духа, не знали кто такой Мелхиседек? Данный текст говорит прямо, о том, что у Мелхиседека не было отца и матери, и как следствие, не было родословной. Более того, говорится, что он не имеет ни начала дней, ни конца жизни. Если бы мысль была в том, что неизвестно, когда Мелхиседек родился и умер, то так было бы написано. Утверждения о неизвестности рода, и времени рождения и смерти Мелхиседека беспочвенны, потому что от сотворения мира известно, сколько прожил даже Адам, и его потомки, и потому возникает вопрос: почему, Моисей смог узнать период жизни Адама, а период жизни Мелхиседека, который жил намного позже Адама, не смог узнать? Потому, можем с уверенностью сказать, что Апостол Павел, если и говорит, что у Мелхиседека нет начала и конца жизни, значит так оно и есть. Более того, здесь Павел говорит, что Мелхиседек пребывает священником навсегда. Если бы Мелхиседек умер, то нельзя было бы так сказать, что он пребывает священником навсегда. Это, в свою очередь, подтверждает, что слова «не имеющий начала дней, ни конца жизни» означают вечность Мелхиседека. И здесь не говорится о вечном священстве Мелхиседека, но о нем самом, что он вечный. Это наталкивает на вопрос, а кто же такой Мелхиседек, что он является вечным священником Бога, и неужели есть какой-то вечный священник, по чину которого Иисус Христос получил священство? Апостол Павел дает ответ на этот вопрос, когда говорит «уподобляясь Сыну Божию», то есть Павел говорит, что Мелхиседек уподобился Сыну Божьему. Но мы знаем только одного Сына Божьего — Иисуса Христа. Интересно, что Апостол говорит, что он уподобился не «сыновьям Божьим», как в Библии называются ангелы, но именно Сыну Божьему, указывая на Христа.

Какой же вывод можно сделать о личности Мелхиседка, неужели он и есть Иисус Христос, Который явился в древности Аврааму? Некоторые богословы утверждают, что не может быть такого, чтобы Христос был царем земного царства. Ответом на это является текст Псалма: «Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе»(Псалтирь 75(76):2-3). Видим, что Библия говорит, что у Бога было жилище в Салиме. Это и дает ответ на вопрос, почему Мелхиседек не имеет начала дней, ни конца жизни. Чтобы лучше понять, был ли Иисус Христос — Мелхиседеком во времена Авраама, посмотрим на сравнительную таблицу качеств:

Мелхиседек Иисус Христос
Описание Текст Библии Описание Текст Библии
Сидящий по правую руку Бога назван священником по чину Мелхиседека.
Значит Мелхиседек не ниже Того, Кто сидит по правую руку Бога.
«Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»(Псалтирь 109:1).
«Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека»(Псалтирь 109:4)
Иисус Христос является Сидящим по правую руку Бога, и назван священником по чину Мелхиседека. «Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.»(Деяния апостолов 2:34-36).
«Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека»(Послание к Евреям 5:5-6)
Мелхиседек является вечным священником «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда»(Послание к Евреям 7:3) Иисус Христос имеет вечное священство «а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,»(Послание к Евреям 7:24)
Не имеет ни начала, ни конца жизни Иисус Христос — вечный, и всегда живой «посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них»(Послание к Евреям 7:25)
Мелхиседек уподобился Сыну Божьему Иисус Христос является Сыном Божьим «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его»(От Иоанна 20:31)
В Салиме — месте царства Мелхиседека жил Бог «Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе»(Псалтирь 75(76):2-3) Иисус Христос — Бог «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»(От Иоанна 1:1)
«их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь»(Послание к Римлянам 9:5)

Среди ряда богословов существует мнение, что Мелхиседек был прообразом Иисуса Христа. Но у этого мнения есть проблемы, и первая проблема в том, что прообраз — временный образ будущего, и когда это будущее наступает, прообраз теряет свой смысл. Так прообразом будущей жертвы Христа были жертвоприношения животных, но когда Христос принес в жертву Себя, то жертвоприношение животных потеряло свой смысл, чем Апостол Павел говорит: «Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе»(Послание к Евреям 10:8-9). Если Мелхиседек был прообразом Христа, то после Его прихода на землю, Мелхиседек, как образ, должен был потерять свой смысл. Но Апостол Павел подчеркивает, что Мелхиседек «пребывает священником навсегда», то есть Мелхиседек, как прообраз, не никуда не исчез, но пребывает вечно, а значит Мелхиседек не является прообразом. Вторая проблема Мелхиседека, как прообраза, в том, что он уподобился Сыну Божьему. Ведь прообраз будущего не может стать самим будущим, но будущее имеет свой прообраз, а не наоборот. Если Мелхиседек был прообразом Христа, то должно было быть, чтобы Сын Божий уподобился Мелхиседеку, но сказано наоборот, что Мелхиседек уподобился Сыну Божьему. Здесь смысл в том, что Мелхиседек стал Тем, Кого называют Сыном Божьим, то есть одна и та же Личность принимает новое подобие. Поэтому, Мелхиседек никак не может быть прообразом Иисуса Христа, потому что он пребывает вовек и никуда не делся, и уподобился Сыну Божьему. Некоторые задаются вопросом, если Мелхиседек — Иисус Христос, получается, что в момент встречи с Авраамом Христос был в человеческом теле? Нет, потому что о человеческом теле Христа говорится всего один раз, когда Он пришел в мир для спасения людей, о чем сказано так: «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне»(Послание к Евреям 10:5). Бог приготовил Христу тело, когда Он пришел в мир. Других случаев в Библии нет. И здесь возникает вопрос, как же тогда Христос говорил с Авраамом и принес ему пищу? Здесь нет ничего удивительного, потому что в Библии множество примеров, когда Ангелы принимали вид людей, и окружающие люди не знали, что это Ангелы. Эти Ангелы свободно разговаривали с людьми, приносили им пищу, и даже сами употребляли пищу. Если так могли делать Ангелы, то что удивительного в том, что так мог делать Христос?

Подводя итоги, нужно сказать, что мы не знаем в Библии никого другого Сидящего по правую руку от Бога, кроме Иисуса Христа. Также, Иисус Христос назван священником по чину Мелхиседека, а значит Мелхиседек не ниже Иисуса Христа, потому что для Него является достоинством быть священником по чину Мелхиседека. Но другой личности, кроме Бога Отца и Святого Духа, которая была бы выше или равна Христу, мы не находим, что и подтверждает Иоанн Креститель, когда говорит о Христе: «Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех»(От Иоанна 3:31). Неужели Иисус Христос являясь выше всех, принимает чин священства того, кто ниже Него, и при этом еще и подчеркивает этот статус? Вряд ли Небесный будет считать достоинством иметь земной статус. Судя по одинаковым качествам, можно смело сказать, что Мелхиседек, это и есть Иисус Христос, Который явился Аврааму. Здесь возникает вопрос: получается, что Христос является священником по чину Самого Себя? Да, именно так и есть, по той причине, что Он выше всех, и нет никого другого, по чину которого Он мог бы называться. Это нормальная ситуация у Бога, которую мы можем наблюдать в Библии, когда Он давал клятву, и не имея никого выше Себя, клялся Самим Собой, о чем написано: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою»(Послание к Евреям 6:13). Так и Христос, не имея никакого другого священника выше Себя, становится священником по Своему же чину — Мелхиседека.

УДК 94(478) «15/18”

ХУШСКАЯ ЕПАРХИЯ: КАНОНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ И ВЛАДЕНИЯ В КОНЦЕ XVI -НАЧАЛЕ XIX в.

Д.К. Чучко

Черновицкий национальный университет им. Юрия Федьковича

(Украина) e-mail: tschutschko@.ukr.net

Авторское резюме

В статье автор рассматривает комплекс вопросов, связанных с обстоятельствами возникновения Хушской епископии православной церкви Молдавии. Отдельное внимание уделяется проблеме датирования ее создания. Прослеживается место епископской кафедры Хуша среди других молдавских епископских кафедр. Определены изначальные территориальные рамки канонической юрисдикции епископов Хушских и их динамика вследствие изменения границ Молдавской земли.

Ключевые слова: Молдавия, Хуш, епархия, православная церковь Молдавии, демографический рост, воеводство, юрисдикция, кафедра.

Diocese of the Hush: Canonical Territory and Possession in late 16th — early 19th C.

D.K. Chuchko

Fedkovich National University of Chernivtsi (Ukraine) e-mail: tschutschko@.ukr.net

Keywords: Moldova, Hush, Diocese, Orthodox Church of Moldova, demographic growth, principality, Jurisdiction, Chair.

Различные аспекты истории Хушской епископии времен Молдавского воеводства уже нашли определенное освещение как в специальных исследованиях, так и в обобщающих работах. Более всего история этой епархии рассмотрена в научных трудах румынских учёных1. В меньшей мере ее исследовали российские дореволюционные историки2. В украинской историографии, за исключением случайных упоминаний о Хушской епископии3, какие-либо специальные исследования по ее истории совершенно отсутствуют.

При этом в работах румынских исследователей, за исключением разве что трудов владыки Мельхиседека (Штефанеску)4 и К. Клита5 основное внимание уделялось почти исключительно конкретно-событийному анализу прошлого Хушской епархии, тогда как причины ее возникновения, вопрос о дате основания этого епископства как одной из довольно обширных в территориальном плане епархиальных структур православной церкви Молдавии рассматривались косвенно6. Нельзя также обойти вниманием некоторые аспекты, которые непосредственно связаны с определением канонических владений Хушксой епископии.

Прежде чем приступить к освещению обозначенных проблем, которые не нашли должного освещения ни в зарубежной, ни в отечественной историографии, стоит коротко остановиться на истории города Хуш до открытия в нем епископской кафедры. Это городское поселение было одним из древнейших на территории Молдавии. Сведения о нем относятся к XV в. В 1495 г. молдавский господарь Штефан III Великий уже построил в этом городе церковь Св. апостолов Петра и Павла7. Начиная с XVI в., в Хуше часто бывали господари Молдавии и даже издавали в этом городе жалованные грамоты8.

Несмотря на все вышеизложенное, Хуш оставался ничем особо не примечательным поселением, пока в нем не было открыта православная епископская кафедра, а позднее, во время Прутского похода Петра !, там произошло сражение русских с турками. Это отмечает в «Описании Молдавии» воевода-просветитель Димитрий Кантемир: «Далее в глубь округа (Фальчинский округ. — Д.Ч.) лежит Хуш, город, хотя и небольшой, однако являющийся местопребыванием епископа; он ничем особенно не знаменит, за исключением сражения, происшедшего в тысяча семьсот одиннадцатом году, в котором Петр Великий, самодержец российский, храбро выдерживал в течение четырех дней многократные атаки турок и с малочисленным войском отразил их»9.

Причины образования Хушского епископства исследователи в разное время указывали разные. Так, уже первый историк, писавший о Хушской епархии, владыка Мельхиседек (Штефанеску) выделил

среди причин появления епископии в Хуше такие, как угроза со стороны Оттоманской Порты, демографический рост населения и т. д. Другой румынский исследователь, Скарлат Порческу, кроме указанных причин, выделяет еще и противодействие молдавских властей и духовенства распространению католицизма и протестантизма10. Но объективности ради следует отметить тот факт, что на момент образования Хушской епархии непосредственной угрозы со стороны осман не было. В тот период Молдавия зависела от турецкого султана косвенно (молдавские господари платили ежегодную дань), а сам мусульманский правитель не вмешивался в дела подвластных ему государств, в том числе в их религиозную жизнь. Это было следствием предоставленного турецкими властями статуса ‘ahd (dar al-‘ahd — дом мира или дом договора, который предусматривал сохранение личной собственности, земель и государственного устройства; сохранение в неизменном виде церковной структуры и иерархии; невмешательство во внутренние дела и судопроизводство; сохранение существующей налоговой системы; отсутствие оккупационных войск; возможность вмешательства мусульманских властей лишь в случаях допущения несправедливости)11. Согласно этому же статусу, для перехода Дуная османские подданные нуждались в специальных фирманах султана, которые предъявлялись господарю Молдавского воеводства. Они были обязаны покинуть страну сразу же по завершении дел, ради которых приехали, не могли строить на территории Молдавии мечетей и жить среди христиан12.

На это же указывал в своей работе «Изследовашя и монографии по истории Молдавской церкви» владыка Арсений (Стадницкий), отмечая, что «ни о каких бы то ни было религиозных притеснениях со стороны турок мы не знаем на всем пространстве румынской истории. Кроме Белгородского и Килиийского округов, взятых турками у Молдавии при Штефане Великом, господарь Молдавии Аарон Злой для получения престола от турок во второй раз уступил им еще Бендеры, вместе со 120 окрестными селениями»13.

Из этого можно предположить, что, выделяя османскую угрозу как причину основания епархии, владыка Мельхиседек (Штефанеску) находился под влиянием начавшегося в Румынских княжествах освободительного движения и воспринимал ситуацию с позиций своего времени.

Что касается вопроса угрозы со стороны католицизма и протестантизма, то эта причина нам также кажется явным преувеличением, хотя еще в XIV-XV вв. в Молдавии существовали католические епископства в Серете и Байе14, а сам город Хуш, по утверждению некоторых авторов, появился благодаря гуситам, нашедшим прибежище в Молдавском государстве15.

Более весомыми причинами образования Хушского епископства можно считать демографический рост населения страны и территориальные изменения ее границ как следствие антиосманских восстаний, которые на протяженнии XVI в. были довольно частым явлением. Так, в 1538 г. конфликт между молдавским господарем Петру Рарешем и турецким султаном Сулейманом завершился для первого потерей престола, а Молдавское воеводство лишилось ряда областей (занятые турками крепость Тигина и прилегающие территории были превращены в Бендерскую райю, а вся южная часть Пруто-Днестровского междуречья перешла под турецкий контроль)16. Новые территориальные потери Молдавия пережила при воеводе Иоане Лютом (1572-1574). Этот господарь отказал османам в выплате дани и отвоевал у них Брэилу, Тигину и Четатя-Албэ (Белгород-Днестровский). Но после предательства нескольких бояр летом 1574 г. потерпел поражение под Рошканами от превосходящих сил турок. Османы жестоко расправились с захваченным в плен Иоаном, а отвоеванные им территории вернули себе17. Такого рода события, очевидно, не могли не повлиять на состояние дел в регионе, особенно на церковно-религиозную жизнь.

Примечательно, что на демографический и территориальный аспекты как причину создания Хушской епархии, наряду с образованными ранее епископскими кафедрами в Романе и Рэдэуць, указывает в «Описании Молдавии» воевода-просветитель Димитрий Кантемир, утверждая: «Но так как с увеличением числа жителей Молдавии этот труд стал не под силу одному человеку, то для облегчения его были учреждены три епископии: в Романе, Рэдэуць и Хуше»18.

Дата основания Хушской епископии также вызывает много вопросов. Первый исследователь истории епархии владыка Мельхиседек, работая над данным вопросом, не нашел оригинала документа об основании Хушского епископства в епархиальном хранилище, но в ходе исследования отыскал в реестре (codicä) его репродукцию19. На основании этой грамоты, датированной 1592 г., он предположил что Хушская епископия была основана молдавским господарем Ароном-Водэ Тираном (который правил в 1591-1592 гг. и с перерывом в июне-октябре на протяжении 1592-1595 гг.), несмотря на то, что в самой грамоте речь идет о Иеремии Могиле как о воеводе, который издал данный акт.

Трудно сказать, чем руководствовался владыка Мельхиседек, полагая основателем епископии в Хуше Арона-Водэ, а автором грамоты — Иеремию Могилу, поскольку время ее издания и время правления в Молдавии последнего явно не совпадают (точно известно, что он правил Молдавским воеводством в 1595-1600 гг. и после

перерыва в июне-ноябре на протяжении 1600-1606 гг.). Тем не менее дату, введенную в историографию владыкой Мельхиседеком, т. е. 1592 г., приняли как год основания Хушской епархии и русский исследователь владыка Арсений (в труде «Изследованія и монографии по истории Молдавской церкви»)20, и румынский историк из Буковины Ион Нистор (в работе «История Бессарабии»)21.

На рубеже ХХ-ХХІ вв. некоторые румынские исследователи22, основываясь на грамотах господаря Молдавии Иеремии Могилы, выдвинули гипотезу о том, что годом основания Хушской епископии следует считать 1598-й — дату, когда впервые упоминается первый епископ Хушский Иоанн. Именно в этом году, 15 декабря, Иеремия Могила выдал в Сучаве грамоту, которая подтверждала за монастырями Быстрица и Рышка часть пруда Кахова и где в числе свидетелей среди других архиереев православной церкви Молдавии впервые был упомянут епископ Хушский Иоанн23.

Вполне вероятно, что именно эту дату можно считать если не годом основания, то, во всяком случае, первым документальным упоминанием Хушской епархии и ее владыки. Сомнение вызывает только тот факт, что 1598 г. и есть дата основания Хушской епископии. Характерно, что до этого года в грамотах молдавских воевод не было никаких упоминаний об этой епархии, а везде указывались лишь три молдавских церковных иерарха — митрополит Молдавский и Сучавский, а также епископ Романский и епископ Рэдэуцкий. Так, в акте от 10 августа 1594 г., которым господарь Арон Тиран подтверждал Побратскому монастырю пруд Бялеу со всеми реками, как свидетели были упомянуты митрополит Митрофан, епископ Романский Никанор и епископ Рэдэуцкий Мардарий24. В грамоте Иеремии Могилы от 12 июля 1597 г., в которой идет речь о покупке воеводой сел Верхний и Нижний Хородник Сучавской волости и о дарении этих поселений Сучевицкому монастырю, в качестве свидетелей названы митрополит Георгий Могила (брат господаря), епископ Романский Агафтон и епископ Рэдэуцкий Амфилохий25. Примечательно, что даже в начале 1598 г. в документах воеводской канцелярии нет никаких сведений о Хушской епископии. Например, в грамоте от 6 мая 1598 г., которой господарь Молдавии Иеремия Могила пожаловал Галатскому монастырю в Яссах несколько сел с мельницами, пасеками и прудами с рыбой в волостях Нямц, Роман, Хырлэу, Яссы, Кырлигатура и Ковурлуй, в качестве свидетелей акта дарения упомянуты вместе с митрополитом Георгием Могилой только епископ Романский Агатон и епископ Рэдэуцкий Амфилохий26.

Таким образом, Хушская епархия была образована, вероятнее всего, в промежутке между маем и декабрем 1598 г. — и никак не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ранее. Ее создание было следствием взаимодействия светской и духовной власти Молдавии в лице господаря Иеремии Могилы и его брата — митрополита Молдавского и Сучавского Георгия Могилы. Воевода одарил новое епископство селами, а его наследники из рода Могил жертвовали многие дары27.

Среди других иерархов Молдавской церкви епископ Хушский занимал лишь четвертое место. Об этом свидетельствуют грамоты воевод Молдавии, в которых архиереи упоминаются строго по-стар-шинству и значимости их кафедр28. Это было следствием позднего основания Хушской епархии по сравнению с более давними православными архиерейскими кафедрами, такими как митрополия в Сучаве (позднее переведенная в Яссы) и епископства в Романе и Рэдэуць. Господарь-просветитель Димитрий Кантемир, говоря о степени старшинства молдавских владык, замечает по этому поводу, что владыки «Рэдэуцкий и Хушский носят сан епископов, в то время как Романский является архиепископом и ему предоставлено право носить митру во время литургии. Над двумя другими епископами он не имеет никакой власти и является высшим только по порядку»29.

По замечанию владыки Арсения (Стадницкого), «в силу неписаных правил, в случаях, когда епархии Молдавской церкви бывали вакантными, соблюдался обыкновенно следующий порядок: епископ Хушский перемещался в Рэдэуць, епископ Рэдэуцкий — в Роман, а епископ Романский занимал митрополию, так что наречение и рукоположение бывало большей частью только в епископа Хушского»30. Разумеется, этот порядок не всегда соблюдался. Епископы, в силу не зависевших от них обстоятельств, могли переходить с одной кафедры на другую — вплоть до митрополичьей. Скорее всего, это решал молдавский господарь, который имел право избирать и утверждать епископов, исходя из их образа жизни и учености, или лишать сана. И только рукоположение по апостольским правилам оставлено было за митрополитом31.

Территория Хушской епископии включала четыре волости, которые входили в ее каноническую юрисдикцию. Владыка Мельхиседек (Штефанеску) представляет следующий их перечень в «Chronica Hu§ilor»:

1. Фальчийский цинут (Jinutul FaLciuLui) размещался на берегу р. Прут с главным городом Фальчиу;

2. Лэпушнянский цинут (Jinutul Lapu§nei) — после занятия турками Тигины (Бендер) осталась только небольшая часть с городом Лэпушна;

3. Орхейский цинут (Jinutul Orhei) — небольшой по территории с главным городом Орхей;

4. Сорокский цинут (Jinutul Soroca) размещался на правом берегу Днестра с главным городом Сороки32.

Характерно, что от времени своего возникновения и до середины XIX в. Хушская епархия не раз претерпевала территориальные изменения. Так, еще при господаре Иеремии Могиле туркам было отдано семь молдавских сел в Буджаке. Ранее, как уже отмечалось, турки отделили от Лэпушнянского цинута крепость Тигина с прилегающими территориями, что в значительной мере уменьшило его размеры33.

В 1771 г., когда скончался владыка Проиловский Даниил, митрополит Молдавии Гавриил Каллимахи и митрополит Угро-Влахий-ский Григорий совместно решили ликвидировать эту Проиловскую (Брэиловскую) епархию, а ее территорию разделить следующим образом: цинут Брэила включить в епархию Бузэу, цинуты Измаил, Рени, Килию, Аккерман и Бендеры отдать под юрисдикцию Хушского епископства, а Хотинский цинут вернуть Рэдэуцкой епископии34. Однако в 1774 г. территориально Хушская епархия вернулась в прежние канонические границы35.

По состоянию на 1810 г. в церковную юрисдикцию Хушской епархии входили цинуты:

1. Сорока (136 больших поселков и сел, 137 приходских церквей,

3 протопопа, 281 священник, 30 диаконов, 144 служителя и пономаря);

2. Лэпушна (58 городских и сельских поселений, 59 церквей, 1 протопоп, 130 священников, 35 диаконов, 81 служитель и пономарь);

3. Гречень (18 населенных пунктов, 11 церквей, 1 протопоп, 19 священников, 1 диакон, 8 служащих и пономарей);

4. Кодрень (17 населенных пунктов, 15 церквей, 1 протопоп, 23 священника, 1 диакон, 7 служащих и пономарей);

5. Хотерничень (20 населенных пунктов, 21 церковь, 1 протопоп, 52 священника, 4 диакона,19 служащих и пономарей);

6. Фэльчиу, или Фальчиу (111 городов и сел, 113 церквей, 1 протопоп, 198 священников, 96 диаконов, 123 служащих и пономарей)36.

В заключение необходимо отметить, что в течение двух лет, с 1810 по 1812 г., Хушское епископство потеряло большую часть своей канонической территории. По состоянию на 1812 г., после присоединения к России Бессарабии, являвшейся частью исторической Молдавии, а именно территории между Днестром, Прутом, Дунаем и Черным морем, Хушская епархия осталась по сути с одним Фаль-чийским цинутом, расположенным на правом берегу Прута37.

Таким образом, подводя общие итоги, можно констатировать, что главными причинами основания в конце XVI в. в Молдавском воеводстве четвертой архиерейской кафедры в г. Хуш являлись рост населения страны и территориальные изменения, что, очевидно, поставило вопрос об изменениях канонических границ епархий на востоке Молдавии. Исходя из этих соображений, между маем и декабрем 1598 г. молдавским господарем Иеремией Могилой при содействии его брата — митрополита Молдавского и Сучавского Георгия была создана новая Хушская епархия, архиереи которой традиционно занимали четвертое место среди других молдавских владык. Каноническая территория Хушского епископства охватывала поначалу четыре восточных молдавских цинута, а ХІХ в. их число возросло до шести. После территориальных изменений 1812 г. рамки церковной юрисдикции епископов Хушских сократились до цинута Фэльчиу в Запрутской Молдавии.

литература

2. Голубинскій Е. Краткий очерк истории православных церквей: Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. M.,1871; Арсеній, eпископъ Псковскій. Иccледовaния и монографии по истории Молдавской церкви. СПб., 1904.

3. Чучко М.К. «И възят Бога на помощь»: соціально-релігійний чинник в житті православного населення північних волостей Молдавського воєводства та австрійської Буковини (епоха пізнього середньовіччя та нового часу). Чернівці, 2008.

4. Melchisedek, §tefânescu. Op. cit.

5. Clit C. Op. cit. Р. 5-7.

7. Clit C. Op. cit. Р. 7.

8. Ispisoace §i zapise (Documente slavo-române) / Publ. de Gh. Ghibanescu. Vol. 1. Part 1 (1400-1600). Ia§i, 1906. P. 44, 47, 60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Кантемир Д. Описание Молдавии. Кишинев, 1973. С. 18.

10. Porcescu S. Op.cit. P. 33.

11. История Румынии / И. Болован, И.- А. Поп (координаторы) и др. С. 284.

12. Там же. С. 284.

13. Арсеній, enискоnъ Псковскій. Указ. соч. С. 95.

14. История Румынии / И. Болован, И.- А. Поп (координаторы) и др. С. 224.

15. Арсеній, enискоnъ Псковскій. Указ. соч. С. 94.

16. История Румынии/ И. Болован, И.- А. Поп (координаторы) и др. С. 273.

17. Там же. С. 275.

18. Кантемир Д. Указ. соч. С. 180.

19. Melchisedek, §tefânescu. Op. cit. Р. 207.

20. Арсеній, enискоnъ Псковскій. Указ. соч. С. 95.

21. Nistor I. Istoria Basarabiei. Bucureçti, 1991. Р. 83.

22. Pacurariu M. Op. cit. Vol. 1. Р. 480; Porcescu S. Op.cit. P. 32; Clit C. Op. cit. Р. 8.

23. Documente privind istoria României. Veacul XVI. A. Moldova. Vol. 1 (1591-1600). Bucureçti, 1952. Р. 240.

24. Op. cit. P. 113.

25. Ibid.

26. Op. cit. P. 223.

27. Pacurariu M. Istoria Bisericii Ortodoxe romane. Bucure§ti, 1994. Vol. 2. Р 120-121.

28. Documente privind istoria Românilor. Veacul XVI. A. Moldova. Vol. 1 (1591-1600). P. 240.

29. Кантемир Д. Указ. соч. С. 180.

30. Арсеній, enискоnъ Псковскій. Указ. соч. С. 98.

31. Чучко М. К. Вказ. праця. С. 76.

32. Melchisedek, §tefânescu. Op. cit. Р. 96 — 97.

33. История Румынии/ И. Болован, И.- А. Поп (координаторы) и др. С. 273.

34. Plugaru §., Candu T Op. cit. Р. 35-36.

35. Арсеній, enискоnъ Псковскій. Указ. соч. С. 97.

36. Clit C. Op. cit. Р. 8.

37. Арсеній, enискоnъ Псковскій. Указ. соч. С. 98.

38. Pacurariu M. Istoria Bisericii Ortodoxe romane. Bucure§ti, 1994. Vol. 3. Р. 549-550.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Clit C. Op. cit. Р. 5-7.

5. Melchisedek, §tefânescu. Op. cit.

7. Clit C. Op. cit. Р. 7.

8. Ispisoace §i zapise (Documente slavo-române) / Publ. de Gh. Ghibanescu. Vol. 1. Part 1 (1400-1600). Ia§i, 1906. P. 44, 47, 60.

9. KantemirD. Opisanie Moldavii. Kishinev, 1973. S.18.

10. Porcescu S. Op.cit. P.33.

11. Istoriya Rumynii / I. Bolovan, I.-A. Pop (koordinatory) i dr. S. 284.

12. Tam zhe. S. 284.

13. Arseny episkop’ Pskovskiy. Ukaz. soch. S. 95.

14. Istoriya Rumynii / I. Bolovan, I.-A. Pop (koordinatory) i dr. S. 224

15. Arseny episkop’Pskovskiy. Ukaz. soch. S. 94.

16. Istoriya Rumynii / I. Bolovan, I.-A. Pop (koordinatory) i dr. S. 273.

17. Tam zhe. S. 275.

18. Kantemir D. Ukaz. soch. S. 180.

19. Melchisedek, §tefânescu. Op. cit. Р. 207.

20. Nistor I. Istoria Basarabiei. Bucureçti, 1991. Р. 83.

21. Arseny episkop’Pskovskiy. Ukaz. soch. S. 95.

22. Pacurariu M. Op. cit. Vol. 1. Р. 480; Porcescu S. Op.cit. P. 32; Clit C. Op. cit. Р. 8.

23. Documente privind istoria Românilor. Veacul XVI. A. Moldova. Vol. 1 (1591-1600). Bucuresti, 1952. Р. 240.

24. Op. cit. P. 113.’

25. Ibid.

26. Op. cit. P. 223.

27. Pacurariu M. Istoria Bisericii Ortodoxe romane. Bucureçti, 1994. Vol. 2. Р. 120-121.

28. Documente privind istoria Românilor. Veacul XVI. A. Moldova. Vol. 1 (1591-1600). P. 240.

29. Kantemir D. Ukaz. soch. S. 180.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Arseny episkop’Pskovskiy. Ukaz. soch. S. 98.

31. Chuchko M. K. Vkaz. pratsya. S.76.

32. Melchisedek, Çtefânescu. Op. cit. Р. 96- 97.

33.Istoriya Rumynii / I. Bolovan, I.-A. Pop (koordinatory) i dr. S. 273.

34. Plugaru S., Candu T. Op. cit. Р. 35-36.

35. Arseny episkop’Pskovskiy. Ukaz. soch. S. 97.

36. Clit C. Op. cit. Р. 8.

37. Arseny episkop’Pskovskiy. Ukaz. soch. S. 98.

38. Pacurariu M. Istoria Bisericii Ortodoxe romane. Bucureçti, 1994. Vol. 3. Р. 549-550.

Чучко Дмитрий Константинович — аспирант кафедры истории нового и новейшего времени Черновицкого национального университета им. Юрия Федьковича. e-mail: tschutschko@.ukr.net

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *