Персидская империя была централизованным монархическим государством. Успехи и поражения персов зависели от личных качеств царя и его способности принимать верные решения. Основные повороты персидской внешней политики связаны с решениями, которые принимали цари. Даже самые могущественные сатрапы, военачальники и правители вассальных областей зависели от милости Ахеменидов. Основные этапы истории Персидской империи можно связать с деятельностью ее верховных правителей, управлявших державой из Персеполя.

Первые Ахемениды. Царский род, из которого вышли Кир II и Дарий I, правил персами, по крайней мер, с VII века до н.э. Его основателем считали Ахемена, царствовавшего на рубеже VIII-VII столетий до н.э. Следующим царем был его сын Чишпиш (Теисп).

Известно, что в VII веке до н.э. царем Персиды был Кир I. В первой половине VI века до н.э. персами правил Камбиз I, а после него трон унаследовал его сын по имени Кир.

Кир II правил в 559-530 гг. до н.э. Этот правитель смог из царька маленькой Персиды стать основателем мировой империи. Он завоевал Мидию, Вавилонию, Малую Азию и ее греческие города, обширные земли в Средней Азии. Кир позволил вернуться на родину иудеям, угнанным в Месопотамию после Вавилонского завоевания.

Камбиз II (530-522 гг. до н.э.). Был ближайшим соратником своего отца Кира. Несколько месяцев при жизни отца он правил как царь Вавилона. Перед последним походом против массагетов Камбиз стал соправителем Кира.

В 525-522 годы до н.э. царь Камбиз II организовал вторжение и подчинил Египет. Он был провозглашен царем этой страны в соответствии с египетскими традициями и считается основателем XXVI династии.

Геродот создал образ Камбиза как жестокого и безумного тирана, глумящегося над религиозными традициями египтян. Аутентичные тексты это не подтверждают, подчеркивая уважение царя к египетской религии.

Дарий I (522-486 гг. до н.э.). Добился власти после смуты, последовавшей за смертью Камбиза. Сверг узурпатора Бардию и подавил восстания. Реорганизовал систему сатрапий. При Дарии I границы империи достигли максимума: была завоевана северо-западная Индия, часть Фракии, греческие острова в Эгеиде.

Артаксекс I (465-424 гг. до н.э.). При этом царе завершились войны с греками. Он сумел сохранить контроль над восставшими Египтом и Кипром. Он начал политику сотрудничества с греческими полисами к выгоде Персии.

Артаксеркс II (404-359 гг. до н.э.). Вскоре после прихода к власти подавил восстание брата Кира Младшего, выступившего к Вавилону. При Артаксексе II Персия активно вмешивалась в дела греческих полисов, поддерживая попеременно разные полисы, чтобы греки не могли стать опасными.

В 386 году до н.э. в союзе со Спартой продиктовал грекам Анталкидов (Царский) мир, по которому эллинские полисы Ионии и Эолиды возвращались в состав империи Ахеменидов. В 375, 371, 366 годах до н.э. при участии Артаксеркса II между греческими полисами заключались новые мирные договоры. В 391-382 годах до н.э. подчинил сильного правителя Кипра Евагора.

Артаксекс III (359-338 гг. до н.э.). Продолжал политику отца в отношении греческих полисов. В 355 году до н.э. вмешался в Союзническую войну Афин против Византия, Родоса и Хиоса. Он обещал этим полисам поддержку против Афин и добился заключения мира, по которому Византий, Родос и Хиос выходили из союза, возглавляемого Афинами.

В 349-344 годах до н.э. подавил восстания в Финикии. В ходе кампаний 344-342 годах до н.э. полководцы Артаксеркса вновь завоевали Египет, отсоединившийся в конце V столетия до н.э.

Дарий III (336-330 гг. до н.э.). Был представителем боковой ветви царского дома, возводящей происхождение к Дарию II. До прихода к власти был наместником Армении под именем Кодоман. Получил трон в зрелом возрасте в результате заговора, организованного придворным евнухом. На его правление пришлось вторжение Александра Македонского. После череды поражений и потери столицы Дарий был убит своими приближенными.

После смерти большинства царей в Персии империю сотрясали мятежи. Сатрапы и зависимые правители старались отложиться от центральной империи, а представители боковых ветвей Ахеменидов занять трон. Чтобы удержать власть от царя требовались решимость, жестокость и дар политика.

Деятельность царей из рода Ахеменидов был связана, прежде всего, с приобретением новых земель и стремлением удержать в подчинении уже завоеванные.

Персидская община — одна из самых древних в еврейском мире. Евреи оказались в тех местах еще во времена первого изгнания. Знаменитая история праздника Пурим произошла как раз на территории Персии в дни правления царя Ахашвероша (Артаксеркса, а по некоторым мнениям, Ксеркса I). Потом было возвращение евреев в Землю Обетованную, но вернулись не все. Часть осталась. И вот они-то и составили основу современных персидских, бухарских и горских еврейских общин.

Расцвет общины наступил после разрушения Второго Храма, во времена написания Талмуда и эпоху Гаонов — глав Академий и духовных лидеров Вавилонии. На протяжении всего этого времени правящие династии в империи, а также ее название неустанно менялись. От Мидии, империи Ахеменидов, империи Александра Македонского до второй Персидской империи — Ираншахр — под управлением Сасанидов, Халифата Омейядов. Империя занимала обширную территорию. Даже в Свитке Эстер говорится о многочисленных провинциях, принадлежащих Персии : «И было во дни Ахашвероша, — это Ахашверош, что правил от Оду и до Куша над ста двадцатью семью областями”. Могучие Ассирия и Вавилония в свое время тоже были захвачены персами.

Все это время положение евреев менялось от относительно благополучного до плохого. Один из правителей во времена монгольского правления Аргун Хан предпочитал брать евреев и христиан на посты государственных деятелей. Он выбрал себе в визири еврея по имени Саад аль Даул. Когда же его сын принял ислам в 1295 г., это ознаменовало поворот к худшему для евреев Ирана. Вскоре многие синагоги были разрушены, а сами евреи должны были носить особый знак на головах, отличавший их от мусульман. Ну, в общем, все, как всегда.

В правление Сефевидов — иранской шахской династии, правившей с начала XIV века — ситуация стала еще хуже. Евреи были объявлены «нечистыми» вплоть до того что они не смели выходить на улицу во время дождя или снега так как в этом случае «нечистота» могла бы быть смыта с них на мусульманина.

Лорд Керзон, путешествуя по Ирану в XIX веке, описывал региональные различия в положении персидских евреев. В каких-то местах они процветали и были свободными от преследований, в каких-то были ограниченны в правах, а в каких-то еле сводили концы с концами.

В 1839 г. евреи поселения Машхад были поставлены перед выбором, к сожалению, часто встречающимся в еврейской истории, — принять ислам или умереть. Поэтому в середине 19 века значительная часть еврейского населения эмигрировала в Страну Израиля.

В двадцатом веке во времена правления шаха Пехлеви, склонного к европеизации страны, евреи начали процветать и оказались самой богатой еврейской общиной в мире. После образования государства Израиль иранские евреи не стремились уехать туда, так как ничто не вынуждало их покинуть страну, что очень необычно для мусульманского мира. Однако после исламской революции 1979 года евреи внезапно из элиты общества превратились в преследуемых. Именно в это время началась массовая эмиграция. Большинство постаралось выехать из страны, несмотря на то что им пришлось оставить большую часть своего богатства в Иране. В результате этого численность евреев в Иране резко упала с 100000 в 1948 г. до приблизительно 9000 в наши дни.

Сейчас значительная персидская диаспора существует в Израиле и Америке, с особенно крупными общинами в Калифорнии и в Нью-Йорке.

Две другие группы отделились в свое время от иранской общины. В XVI веке часть Персидской империи была завоевана кочевниками узбеками. Те евреи, которые жили на территории Средней Азии, оказались оторванными от иранских собратьев. Это стало началом бухарского еврейства как самостоятельной культурной общины. Горские евреи также являются потомками персидских. Их предки впервые появились в кавказском регионе приблизительно в пятом веке. Об истории этих общин вы узнаете в следующих главах.

1.1.7. Дарий I Великий — царь Персии и реформатор

Современный Иран стоит на плечах одной из древнейших мировых цивилизаций. Можно без всякого преувеличения утверждать, что один из наиболее выдающихся представителей Древней Персии — это царь Дарий I, который правил в 522–486 гг. до н. э.

При вступлении на престол в результате заговора и убийства Гауматы Дарию было двадцать восемь лет.

Основным занятием персидского царя в начальный период правления стало подавление восстаний, карательные экспедиции в различные части страны — Мидию, Маргиану, Парфию, Армению, Египет, Элам и т. д. В ходе двадцати битв погибло около ста пятидесяти тысяч восставших. Десятки тысяч были обращены в рабство. Власть персидского царя установилась на всей территории Ахеменидской державы. Восставшие народы действовали разрозненно. Дарий опирался на полки царской гвардии (так называемые десять тысяч бессмертных), армии оставшихся верными ему сатрапов и гарнизонные войска, которые, как правило, в каждой области состояли из чужеземцев. Персы покорили часть северо-западной Индии, а также острова Самос, Лемнос и Хиос в Эгейском море.

Но Дарий I не только махал мечом, но и управлял своим сложным по структуре государством, провел административную, налоговую и денежную реформы.

Административная реформа заключалась в разделении государства на сатрапии, или податные округа. Границы сатрапий почти совпадали с прежними государственными и этнографическими границами территорий, вошедших в состав державы Ахеменидов. Во главе округов Дарий поставил персов, а не местных чиновников, которым, как показывали восстания, самим рано или поздно хотелось порулить.

Слово «сатрап» в российском политическом лексиконе конца XIX — начала XX в. имело большое распространение. Не только революционеры, но и просвещенная общественность «сатрапами» обычно называли губернаторов и других начальствующих лиц. При Дарии сатрапы были гражданскими руководителями. Местные военные формирования возглавляли военачальники. Сатрапы и военачальники находились под постоянным контролем царя, тайной полиции и начальника гвардии царя (хазарапат).

Налоговая реформа заключалась в том, что часть земель раздавалась Дарием воинам, которые в мирное время обрабатывали наделы коллективно, отбывали воинскую повинность, платили денежную и натуральную подати. Все сатрапии платили фиксированные денежные налоги в зависимости от количества обрабатываемой земли и степени ее плодородности. Денежных налогов не платили только персы. Остальные народы вносили в год около 7740 вавилонских талантов серебра (более 230 тонн).

Дарий I начал чеканить единую для империи золотую монету дарик весом 8,4 г. Дарики ходили в течение нескольких веков. Серебряные и мелкие медные монеты могли печатать персидские сатрапы, автономные города и зависимые цари. Так была проведена денежная реформа.

Персидский царь одним из первых понял значение хороших путей сообщения. Широкие дороги, проложенные в стране (например, от Суз к Эфесу — на берегу Эгейского моря), имели сеть станций. Царские письма и посылки доставлялись со скоростью скачущей лошади. При Дарии был восстановлен древний канал от Нила до Суэца протяженностью 84 километра.

Все принятые меры создавали благоприятные условия для развития экономики, международной торговли. Дарий построил новую столицу Персеполь («город персов»).

Дарий I наладил внутреннюю жизнь страны, но, как и многие выдающиеся правители, не сумел справиться со своими амбициями. В 512 г. до н. э. он совершил поход против скифов, которые умело уклонялись от сражений, применяя тактику выжженной земли. Скифы уничтожали при отступлении все, что могло пригодиться персам. После безрезультатного преследования скифов войска персов вынуждены были ретироваться. В России «метод скифов» использовался в войне против Наполеона в 1812 г. и в войне против Гитлера в 1941 г.

В 499 г. до н. э. начались греко-персидские войны. Военное противоборство продолжалось с переменным успехом. Греки с самого начала показали: им есть что противопоставить многочисленному персидскому войску. 13 сентября 490 г. до н. э. в знаменитой Марафонской битве греки разбили численно превосходившее их персидское войско.

Вскоре началось восстание в Египте. Для Дария I это восстание было ситуацией дежавю. Он словно начинал все сначала. Но пережить новый цикл ему было не суждено. Дарий I умер в 486 г. до н. э. в возрасте шестидесяти четырех лет. Его гробница находится в скалах Накше-Рустам близ Персеполя. Еще при жизни правителя началась борьба за власть между его сыновьями, победителем из которой вышел Ксеркс, сын Дария от Атоссы. «Держащий добро» или «добронравный» (так переводится имя Дарий) закончил свой жизненный путь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2009 КИСЛЕВ 5770 – 12(212)

ХАСМОНЕЙСКАЯ ДИНАСТИЯ И МУДРЕЦЫ

Ицхак Стрешинский

Хасмонеи руководили восстанием против Селевкидской Сирии, начавшимся в 167 году до н. э., а затем были правителями еврейского государства на протяжении более чем ста лет. В этой статье мы приведем краткий обзор истории этой династии и выясним, как относились еврейские мудрецы к ее представителям.

Йеуда Маккаби, победитель. Гравюра Г. Доре

Происхождение родового имени «Хасмонеи» – на иврите «Хашмонаим» или «Бейт-Хашмонай» («дом Хасмонеев») – не установлено с полной определенностью. Иосиф Флавий производит его от имени прадеда Матитьяу, родоначальника династии, поднявшего знамя восстания. Отметим: в Первой книге Маккавеев упоминаются только имена отца и деда Матитьяу и то, что он был коеном из рода Йегоярива, а имя его прадеда не упоминается. Исследователи видят связь этого имени с городом Хашмон в Иудее.

Хасмонеев часто называют Маккавеями (на иврите «Маккабим»), однако изначально слово «Маккаби» было личным прозвищем Йеуды, одного из сыновей Матитьяу. Именно Йеуда Маккаби (Маккавей) возглавил повстанцев после смерти отца, и после победы его армии над греческими поработителями и их еврейскими союзниками в 164 году до н. э. и был учрежден праздник Ханука. Освободив Храмовую гору, повстанцы очистили оскверненный греками жертвенник и возобновили служение в Храме. Освящение жертвенника продолжалось восемь дней. В талмудических источниках упоминается также чудо с единственным неоскверненным сосудом масла, которого хватало на один день, но после того, как победившие повстанцы зажгли его, оно горело восемь дней.

После событий, ставших причиной учреждения праздника, борьба продолжалась. Йеуда Маккаби нанес несколько поражений селевкидским войскам, но силы были неравны, и он пал в бою в 160 году до н. э. После гибели Йеуды борьбу возглавили его братья Йонатан и Шимон. Йонатан воспользовался борьбой за власть между различными селевкидскими правителями, каждый из которых, стремясь обеспечить себе спокойный тыл, пытался заручиться поддержкой командира еврейских отрядов. В 152 году до н. э. Александр Балас, один из тех, кто боролся за власть в Селевкидском государстве, назначил Йонатана первосвященником и пожаловал ему титул «друг царя». С тех пор Хасмонеи удерживали за собой пост первосвященника. Кроме того, различные претенденты на власть отдали под контроль Йонатана и Шимона разные районы Эрец-Исраэль (Экрон, прибрежная полоса, юг Самарии).

В 143 году до н. э. селевкидский военачальник Трифон коварством захватил Йонатана, а затем и убил его. После его гибели сопротивление возглавил Шимон. В 142 году до н. э. Деметрий II согласился освободить Иудею от уплаты дани, что фактически означало признание ее независимости. Шимону удалось изгнать противника из его последних оплотов в стране, в том числе и из иерусалимской цитадели Акра. В 140 году до н. э. Великое собрание в Иерусалиме провозгласило Шимона правителем и первосвященником «навек, пока не придет истинный пророк» (Первая книга Маккавеев, 14:41). То есть власть потомства Шимона должна была продолжаться, пока не возобновится пророчество и не наступит период мессианского Избавления. Скорее всего, эта формулировка была компромиссом между Шимоном и мудрецами Торы, которых называли «прушим» («фарисеи»). Считалось, что Шимон и его династия не выполняют мессианскую функцию и их власть не представляет собой часть мессианского Избавления. По-видимому, так полагал и сам Шимон, иначе он не согласился бы на такую формулировку.

В 135 году до н. э. Шимон и два его сына, Матитьяу и Йеуда (судя по всему, названные в честь его отца и брата), были предательски убиты в Иерихоне зятем Шимона, пытавшимся захватить власть. Еще одному сыну Шимона, Йоханану, при поддержке народных масс удалось одержать верх и стать следующим правителем Хасмонейской династии. Йоханан Гиркан (135–104 годы до н. э.) значительно расширил границы Хасмонейского государства, используя для этого и наемные части. Он завоевал значительную часть Заиорданья и покорил эдумеев, заставив их принять еврейскую веру. Кроме того, Йоханан Гиркан овладел Самарией и разрушил святилище самаритян на горе Гризим. В конце своего правления Йоханан Гиркан принял сторону цадоким (саддукеев) – группы, к которой принадлежали военная знать, крупные землевладельцы и отдельные коены. Они отрицали Устную Тору, понимая то, что написано в Торе, буквально. Тогда же начался конфликт Хасмонеев и прушим.

Сын Йоханана Гиркана Йеуда Аристобул (104–103 годы до н. э.), согласно Иосифу Флавию, стал первым правителем Хасмонейской династии, который объявил себя царем. При нем была завоевана Галилея. Еще больше границы Хасмонейского царства расширил Александр Янай (103–76 годы до н. э.), брат Аристобула и сын Гиркана. Он завоевал приморские территории от горы Кармель на севере до границы с Египтом на юге и территории на восточном берегу Иордана. При нем разразилась гражданская война, в которой царю, ставшему сторонником цадоким, противостояли широкие массы еврейского населения под руководством прушим. В этой гражданской войне погибло не менее 50 тыс. евреев.

В Вавилонском Талмуде (Кидушин, 66а) упоминается инцидент, ставший причиной конфликта между Янаем и мудрецами. Завоевав шестьдесят городов, царь Янай очень обрадовался, созвал всех мудрецов еврейского народа и устроил пир. Нечестивец и насмешник Эльазар бен Поира посоветовал Янаю появиться перед мудрецами в венце первосвященника. Когда тот последовал его совету, один из присутствующих, старец Йеуда бен Гдидья, сказал ему: «Царь Янай, достаточно тебе царской короны, оставь корону первосвященства потомству Аарона». Он произнес это потому, что говорили, будто мать Яная была в плену, а в таком случае ее сын не может выполнять службу коена. Начали искать подтверждение этому слуху и не нашли его. В гневе Янай прогнал мудрецов, а после этого по совету Эльазара бен Поиры стал преследовать их. Отметим, что Иосиф Флавий приводит в «Иудейских древностях» похожую историю о конфликте отца Яная, Йоханана Гиркана, с мудрецами и указывает ту же причину, которая упомянута здесь.

После смерти Александра Яная власть перешла к его жене Шломцион (76–67 годы до н. э.). Согласно Талмуду, мудрец Шимон бен Шатах был братом царицы Шломцион и пользовался большим влиянием при дворе. Когда отношение Яная к прушим ухудшилось, Шимона бен Шатаха спрятала царица, его сестра. Во время правления Шломцион Шимон бен Шатах и вернувшийся из изгнания Йеуда бен Табай восстановили судебное и религиозное руководство мудрецов и приняли ряд важных постановлений.

После смерти Шломцион началась междоусобная война между ее старшим сыном Гирканом и младшим сыном Аристобулом. В 63 году до н. э. обе враждующие стороны обратились за помощью к римскому полководцу Помпею, и тот воспользовался этим, чтобы подчинить Иудею Риму. При вступлении войск Помпея в Эрец-Исраэль выявилось различное поведение двух враждующих братьев: сторонники Гиркана открыли перед войском Помпея ворота Иерусалима, а приверженцы Аристобула три месяца удерживали Храмовую гору. Римляне оставили за Гирканом титулы первосвященника и этнарха, но упразднили царскую власть и отторгли значительные территории от бывшего Хасмонейского царства. В окружении Гиркана большим влиянием стали пользоваться эдумей Антипатр и его сын Ирод, именуемый в еврейских источниках Гордусом.

В последующие годы было несколько неудачных восстаний против римлян, возглавляемых Аристобулом и его сыном Александром. Последнюю попытку восстановить прежнее величие Хасмонейской династии предпринял второй сын Аристобула – Матитьяу Антигон (40–37 годы до н. э.). Воспользовавшись враждой парфян с Римом и овладев с их помощью Иерусалимом, он стал царем и первосвященником. Матитьяу Антигон выпустил монету с изображением меноры – в ознаменование победы Хасмонеев. Копию этой древней монеты можно увидеть на современной израильской монете достоинством 10 агорот.

В 37 году до н. э. римские войска взяли Иерусалим после длительной осады. Матитьяу Антигон был казнен, и римляне возвели на престол Ирода. Желая, чтобы евреи относились к нему не как к чужаку, а как к законному царю, Ирод решил породниться с династией Хасмонеев и женился на Мирьям, внучке Гиркана и Аристобула. В 29 году до н. э. Мирьям была казнена по приказу Ирода, который уничтожил также ее брата, деда Гиркана и мать. А в 7 году до н. э. Ирод казнил своих сыновей от Мирьям, Александра и Аристобула. Последним правителем Иудеи, имеющим отношение к Хасмонейской династии, был внук Ирода и Мирьям, царь Агриппа I (41–44 годы), которого, в отличие от других представителей династии Ирода, евреи любили, видя в нем потомка династии Хасмонеев.

После краткого обзора правления династии Хасмонеев попробуем выяснить, верно ли распространенное представление о том, что мудрецы пытались предать забвению героизм Хасмонеев и не упоминают их в талмудических источниках или упоминают только в негативном контексте. Начнем с того, что события и даты, связанные с Хасмонеями, неоднократно упоминаются в «Мегилат Таанит» («Свиток поста»). Это сочинение на арамейском языке, представляющее собой список 36 дней, ознаменованных благоприятными для евреев историческими событиями и потому запрещенных для поста, было написано или окончательно отредактировано, по-видимому, незадолго до разрушения Второго храма. Согласно Талмуду (Шабат, 18б), авторами «Мегилат Таанит» были мудрецы, и это сочинение можно считать полноправной частью литературы мудрецов.

Хотя в талмудических источниках сообщается, что первосвященник Йоханан (Йоханан Гиркан) в конце жизни стал саддукеем, кое где о нем отзываются с почтением. Вавилонский Талмуд (Мегила, 11а) упоминает Хасмонеев среди спасителей еврейского народа в эпоху греческого владычества. В Мишне (Мидот, 1:6) сообщается, что Хасмонеи спрятали камни жертвенника, оскверненные греками. В арамейском переводе-толковании книг Пророков (Таргум Йонатан) стих: «Луки героев ломаются, а слабые препоясываются силою» (Шмуэль I, 2:4) разъясняется как пророчество о том, что луки македонян будут сломлены, а для Хасмонеев, которые были слабы, будут совершены чудеса и они победят. Годы правления Шломцион и Шимона бен Шатаха представлялись как годы благословения и благополучия, когда «дожди выпадали с ночи на субботу до ночи на субботу и семена стали размером с золотой динар» (мидраш Сифра, глава Бехукотай).

Завоевание Иерусалима Иродом Великим. Миниатюра Жана Фуке из трактата И. Флавия «Иудейские древности».
1470–1475 годы

Теперь, когда мы привели примеры того, что Хасмонеи не были преданы забвению в талмудической литературе, можно спросить, почему не обсуждаются в Мишне законы Хануки? Существует мнение, что рабби Йеуда а-Наси (около 135–220), составитель Мишны, не мог публично обсуждать законы национального праздника Ханука из-за римской цензуры. По той же причине в Мишне не выражена надежда на приход Машиаха из дома Давида. Между тем Пурим, возможно, казался римлянам далекой по времени политической интригой, а не событием национального масштаба, имеющим актуальное значение, поэтому с обсуждением законов этого праздника не возникало проблем. Кроме того, Ханука уже упоминалась в «Мегилат Таанит», составленной раньше, чем Мишна. Законы Хануки можно также сравнить с теми, которые связаны с цицит, тфилин и мезузой, ибо Мишна не обсуждает их в особых трактатах. Рамбам пишет, что эти законы были общеизвестны во время составления Мишны, поэтому рабби Йеуда а-Наси не видел смысла обсуждать их (см. Комментарий Рамбама к Мишне, Менахот, 4:2). По-видимому, то же можно сказать и о законах Хануки.

Формулировка, сопровождающая назначение Шимона Хасмонея, а также и то, что ничего не сообщается о конфликтах с ним мудрецов, позволяет предположить: мудрецы считали власть Хасмонеев легитимной, поскольку она была временной и без мессианских притязаний. И во время описанного в Талмуде конфликта с Янаем ему также говорили, чтобы он довольствовался царской короной, не прельщаясь венцом первосвященника, а в дни царицы Шломцион мудрецы были частью руководства страны. Нельзя согласиться, на мой взгляд, и с мнением тех исследователей, которые приписывают мудрецам антимилитаристские взгляды и считают, что причиной их конфликта с Янаем были его многочисленные войны. Так, нам не известны протесты мудрецов в дни царицы Шломцион, хотя она продолжала военные кампании. Да и упомянутая ссора мудрецов с Янаем произошла на пиру, где праздновали его победы. Все это позволяет прийти к выводу, что мудрецы преследовали цель исправить общество, а не отделиться от него. Так, Шимон бен Шатах находился в окружении царя Александра Яная, пока считал, будто можно что-то исправить. Несмотря на все проблемы, которые были у мудрецов с некоторыми правителями Хасмонейской династии, нет свидетельств о том, что мудрецы, подобно Кумранской общине, предпочитали отделение от общества и отшельничество.

В середине VI в. до н. э. на арену мировой истории вышли персы — загадочное племя, о котором ранее цивилизованные народы Ближнего Востока знали только понаслышке.

О нравах и обычаях древних персов известно из сочинений народов, живших рядом с ними. Помимо могучего роста и физической развитости, персы обладали волей, закалённой в борьбе с суровым климатом и опасностями кочевой жизни в горах и степях. В то время они славились своим умеренным образом жизни, воздержанностью, силой, храбростью и сплочённостью.

По словам Геродота, персы носили одежду из шкур животных и войлочные тиары (колпаки), не употребляли вина, ели не столько, сколько хотели, а сколько имели. Они были равнодушны к серебру и золоту.

Простота и скромность в пище и одежде оставались одной из основных добродетелей и в пору господства персов над всем Ближним Востоком, когда они стали облачаться в роскошные мидийские наряды, носить золотые ожерелья и браслеты, когда к столу персидских царей и знати доставляли в свежем виде рыбу из отдалённых морей, фрукты из Вавилонии и Сирии. Даже тогда во время обряда коронации персидских царей вступающий на престол Ахеменид должен был надеть одежду, которую носил не будучи царём, съесть немного сушёных фиг и выпить чашу кислого молока.

Древним персам разрешалось иметь много жён, а также наложниц, жениться на близких родственницах, например на племянницах и единокровных сестрах. Древнеперсидские обычаи запрещали женщинам показываться посторонним (среди многочисленных рельефов в Персеполе нет ни одного женского изображения). Античный историк Плутарх писал, что персам свойственна дикая ревность не только по отношению к жёнам. Даже рабынь и наложниц они держали взаперти, чтобы посторонние не видели их, и возили в закрытых повозках.

История древней Персии

Персидский царь Кир II из рода Ахеменидов за короткий срок завоевал Мидию и многие другие страны и имел огромную и хорошо вооружённую армию, которая начала готовиться к походу против Вавилонии. В Передней Азии появилась новая сила, сумевшая за короткий срок — всего за несколько десятилетий — полностью изменить политическую карту Ближнего Востока.

Вавилония и Египет отказались от многолетней враждебной политики по отношению друг к другу, ибо правители обеих стран хорошо осознавали необходимость подготовки к войне с Персидской империей. Начало войны было только делом времени.

Поход персов против Вавилона начался в 539 г. до н. э. Решительное сражение между персами и вавилонянами произошло у города Описа на реке Тигр. Кир одержал здесь полную победу, вскоре его войска взяли хорошо укреплённый город Сиппар, и персы без боя овладели Вавилоном.

После этого взоры персидского правителя обратились на Восток, где в течение нескольких лет он вёл изнурительную войну с кочевыми племенами Средней Азии и где в итоге погиб в 530 г. до н. э.

Преемники Кира — Камбис и Дарий завершили дело, начатое им. в 524—523 гг. до н. э. состоялся поход Камбиса на Египет, в результате чего установилась власть Ахеменидов на берегах Нила. Древний Египет превратился в одну из сатрапий новой империи. Дарий продолжал укреплять восточные и западные границы империи. К концу правления Дария, умершего в 485 г. до н. э., персидская держава господствовала на огромной территории от Эгейского моря на западе до Индии на востоке и от пустынь Средней Азии на севере до порогов Нила на юге. Ахемениды (Персы) объединили почти весь известный им цивилизованный мир и владели им до IV в. до н. э., когда их держава была сломлена и покорена полководческим гением Александра Македонского.

Хронология правителей династии Ахеменидов:

Карта Персидской империи

Племена ариев — восточная ветвь индоевропейцев — к началу I тысячелетия до н. э. населили почти всю территорию нынешнего Ирана. Само слово «Иран» является современной формой названия «Ариана», т. е. страна ариев. Первоначально это были воинственные племена полукочевых скотоводов, сражавшихся на боевых колесницах. Часть ариев ещё раньше переселилась в Северную Индию и захватила её, дав начало индоарийской культуре. Другие арийские племена, более близкие иранцам, остались кочевать в Средней Азии и северных степях — скифы, саки, сарматы и пр. Сами же иранцы, осев на плодородных землях Иранского нагорья, постепенно отказались от кочевого быта, занялись земледелием, перенимая навыки месопотамской цивилизации. Высокого уровня достигло уже в XI—VIII вв. до н. э. иранское ремесло. Его памятником являются знаменитые «луристанские бронзы» — искусно выполненные оружие и предметы быта с изображениями мифических и действительно существующих животных.

«Луристанские бронзы» — памятник культуры Западного Ирана. Именно здесь, в непосредственном соседстве и противостоянии с Ассирией сложились наиболее сильные иранские царства. Первым из них усилилась Мидия (на северо-западе Ирана). Мидийские цари участвовали в сокрушении Ассирии. История их государства неплохо известна из письменных памятников. Но мидийские памятники VII—VI вв. до н. э. изучены очень плохо. Не найдена пока даже столица страны — город Экбатаны. Известно лишь то, что она находилась в окрестностях современного города Хамадан. Тем не менее уже исследованные археологами две мидийские крепости времён борьбы с Ассирией говорят о довольно высокой культуре мидийцев.

В 553 г. до н. э. против мидийцев восстал Кир (Куруш) II, царь подвластного племени персов из рода Ахеменидов. В 550 г. до н. э. Кир объединил иранцев под своей властью и повёл их на завоевание мира. В 546 г. до н. э. он покорил Малую Азию, а в 538 г. до н. э. пал Вавилон. Сын Кира, Камбис, покорил Египет, а при царе Дарий I на рубеже VI—V вв. до. н. э. Персидская держава достигла наибольшего расширения и расцвета.

Памятниками её величия являются раскопанные археологами царские столицы — самые известные и лучше всего исследованные памятники персидской культуры. Самая древняя из них — Пасаргады, столица Кира.

Сасанидское возрождение — Сасанидская держава

В 331—330 гг. до н. э. прославленный завоеватель Александр Македонский уничтожил Персидскую империю. В отместку за некогда разорённые персами Афины грекомакедонские солдаты жестоко разграбили и сожгли Персеполь. Династия Ахеменидов пресеклась. Наступил период греко-македонского владычества над Востоком, который обычно именуется эпохой эллинизма.

Для иранцев завоевание явилось катастрофой. На смену власти над всеми соседями пришло униженное подчинение давним врагам — грекам. Традиции иранской культуры, уже поколебленные стремлением царей и знати подражать в роскоши побеждённым, теперь были окончательно попраны. Немногое менялось и после освобождения страны кочевым иранским племенем парфян. Парфяне изгнали греков из Ирана во II в. до н. э., но сами немало заимствовали из греческой культуры. На монетах и надписях их царей ещё используется греческий язык. Храмы по-прежнему возводятся с многочисленными изваяниями, по греческим образцам, что казалось многим иранцам кощунством. Заратуштра в древности запретил поклонение идолам, заповедав почитать в качестве символа божества неугасимое пламя и ему приносить жертвы. Именно религиозное унижение было наибольшим, и недаром города, возведённые греческими завоевателями, в Иране позднее называли «строениями Дракона».

В 226 г. н. э. восставший владетель Парса, носивший древнее царское имя Ардашир (Артаксеркс), сверг парфянскую династию. Началась история второй персидской империи — державы Сасанидов, династии, к которой принадлежал победитель.

Сасаниды стремились возродить культуру древнего Ирана. Сама история Ахеменидской державы к тому времени стала смутной легендой. Так что в качестве идеала было выдвинуто то общество, которое описывалось в преданиях зороастрийских жрецов-мобедов. Сасаниды выстраивали, по сути, никогда не существовавшую в прошлом культуру, насквозь проникнутую религиозной идеей. Это имело мало общего с эпохой Ахеменидов, которые охотно перенимали обычаи покорённых племён.

При Сасанидах иранское решительно восторжествовало над эллинским. Полностью исчезают греческие храмы, греческий язык выходит из официального употребления. На смену разбитым статуям Зевса (которого при парфянах отождествляли с Ахура-Маздой) приходят безликие жертвенники огня. Новыми рельефами и надписями украшается Накш-и-Рустем. В III в. второй сасанидский царь Шапур I велел высечь на скалах свою победу над римским императором Валерианом. На рельефах царей осеняет птицеобразный фарн — знак божественного покровительства.

Столицей Персии стал город Ктесифон, построенный ещё парфянами рядом с пустеющим Вавилоном. При Сасанидах в Ктесифоне строятся новые дворцовые комплексы и разбиваются огромные (до 120 га) царские парки. Самый знаменитый из сасанидских дворцов — Так-и-Кисра, дворец царя Хосрова I, правившего в VI в. Наряду с монументальными рельефами дворцы теперь украшались тонким резным орнаментом по известковой смеси.

При Сасанидах была усовершенствована система орошения иранских и месопотамских земель. В VI в. страну охватила сеть каризов (подземных водопроводов с глиняными трубами), тянувшихся до 40 км. Очистка каризов проводилась через специальные колодцы, вырытые через каждые 10 м. Каризы прослужили долго и обеспечили бурное развитие земледелия в Иране в сасанидскую эпоху. Именно тогда в Иране начали выращивать хлопок и сахарный тростник, развились садоводство и виноделие. Тогда же Иран стал одним из поставщиков собственных тканей — как шерстяных, так и льняных и шёлковых.

Сасанидская держава была гораздо меньше Ахеменидской, охватывала лишь сам Иран, часть земель Средней Азии, территории нынешних Ирака, Армении и Азербайджана. Ей пришлось долго бороться сначала с Римом, затем с Византийской империей. Несмотря на всё это, Сасаниды продержались дольше Ахеменидов — более четырёх веков. В конечном счёте, истощённое непрерывными войнами на западе государство было охвачено борьбой за власть. Этим воспользовались арабы, нёсшие силой оружия новую веру — ислам. В 633—651 гг. после ожесточённой войны они завоевали Персию. Так было покончено с древнеперсидским государством и древнеиранской культурой.

Персидская система управления

Древние греки, познакомившиеся с организацией государственного управления в империи Ахеменидов, восторгались мудростью и дальновидностью персидских царей. По их мнению, эта организация была вершиной развития монархической формы правления.

Персидское царство делилось на большие провинции, называвшиеся сатрапиями по титулу их правителей — сатрапов (перс, «кшатра-паван» — «блюститель области»). Обычно их было 20, но это число колебалось, так как иногда управление двумя или более сатрапиями поручалось одному лицу и, наоборот, одна область делилась на несколько. Это преследовало главным образом цели налогообложения, но также учитывались иногда особенности народов, населявших их, и исторические особенности. Сатрапы и правители более мелких областей были не единственными представителями местного управления. Кроме них во многих провинциях существовали наследственные местные цари или владетельные жрецы, а также вольные города и, наконец, «благодетели», получившие в пожизненное, а то и наследственное владение города и округа. Эти цари, управители и первосвященники по положению отличались от сатрапов только тем, что были наследственны и имели историческую и национальную связь с населением, видевшим в них носителей древних традиций. Они самостоятельно осуществляли внутреннее управление, сохраняли местное право, систему мер, язык, налагали подати и пошлины, но находились под постоянным контролем сатрапов, которые часто могли вмешаться в дела областей, особенно при смутах и волнениях. Сатрапы также решали пограничные споры между городами и областями, тяжбы по делам, когда участники были гражданами различных городских общин или различных вассальных областей, регулировали политические отношения. Местные правители, как и сатрапы, имели право непосредственно сноситься с центральным правительством, а некоторые из них, такие как цари финикийских городов, Киликии, греческие тираны, содержали свои войско и флот, которыми лично командовали, сопровождая персидскую армию в больших походах или исполняя военные поручения царя. Однако сатрап мог во всякое время потребовать эти войска на царскую службу, поставить во владениях местных правителей свой гарнизон. Главное командование над войсками провинции также принадлежало ему. Сатрапу разрешалось даже самостоятельно и за свой счёт вербовать солдат и наёмников. Он был, как бы назвали его в более близкую нам эпоху, генерал-губернатором своей сатрапии, обеспечивая её внутреннюю и внешнюю безопасность.

Высшее командование войсками осуществлялось начальниками четырёх или, как во время подчинения Египта, пяти военных округов, на которые было разделено царство.

Персидская система управления даёт пример удивительного уважения победителями местных обычаев и прав покорённых народов. В Вавилонии, например, все документы времён персидского владычества в юридическом отношении не отличаются от тех, которые относятся к периоду независимости. То же самое было в Египте и Иудее. В Египте персы оставили прежними не только деление на номы, но и владетельные фамилии, расположение войск и гарнизонов, а также податную неприкосновенность храмов и жречества. Конечно, центральное правительство и сатрап во всякое время могли вмешаться и решать дела по своему усмотрению, но большей частью им было достаточно, если в стране спокойно, подати поступают исправно, войска находятся в порядке.

Такая система управления сложилась на Ближнем Востоке не сразу. Например Ассирия первоначально на завоёванных территориях опиралась только на силу оружия и устрашение. Области, взятые «с боем», включались непосредственно в Дом Ашшура — центральную область Ассирийской империи. Сдавшиеся на милость победителя часто сохраняли свою местную династию. Но со временем эта система оказалась мало приспособленной для управления разрастающимся государством. Реорганизация управления, проведённая царём Тиглатпаласаром III в УНТ в. до н. э., помимо политики насильственных переселений изменила и систему управления областями империи. Цари старались не допускать возникновения чересчур могущественных родов. Чтобы воспрепятствовать созданию наследственных владений и новых династий среди управителей областей, на важнейшие посты часто назначались евнухи. Кроме того, хотя крупные чиновники получали огромные земельные владения, они не составляли единого массива, а были разбросаны по всей стране.

Но всё же основной опорой ассирийского господства, как и вавилонского впоследствии, была армия. Военные гарнизоны буквально опоясывали всю страну. Учтя опыт своих предшественников, Ахемениды к силе оружия присоединили идею «царства стран», т. е. разумного сочетания местных особенностей с интересами центральной власти.

Обширное государство нуждалось в средствах сообщения, необходимых для контроля центральной власти над местными чиновниками и правителями. Языком персидской канцелярии, на котором издавались даже царские указы, был арамейский. Это объясняется тем, что фактически он был общеупотребительным в Ассирии и Вавилонии ещё в ассирийские времена. Завоевания ассирийскими и вавилонскими царями западных областей, Сирии и Палестины, ещё более содействовали его распространению. Этот язык постепенно занял место древней аккадской клинописи в международных сношениях; он использовался даже на монетах малоазиатских сатрапов персидского царя.

Ещё одной восхищавшей греков особенностью персидской империи были прекрасные дороги, описанные Геродотом и Ксенофонтом в рассказах о походах царя Кира. Самыми известными были так называемая Царская, шедшая от Эфеса в Малой Азии, у побережья Эгейского моря, на восток — в Сузы, одну из столиц персидской державы, через Евфрат, Армению и Ассирию вдоль реки Тигр; дорога, ведшая от Вавилонии через горы Загрос на восток к другой столице Персии — Экбатане, а отсюда к бактрийской и индийской границе; дорога от Исского залива Средиземного моря к Синопу на Чёрном море, пересекавшая Малую Азию, и пр.

Эти дороги прокладывали не только персы. Большинство из них существовало в ассирийское и даже более раннее время. Начало строительства Царской дороги, которая была главной артерией персидской монархии, вероятно, относится к эпохе Хеттского царства, находившегося в Малой Азии на пути из Месопотамии и Сирии в Европу. Сарды, столица покорённой мидийцами Лидии, были соединены дорогой с другим большим городом — Птерией. От него дорога шла к Евфрату. Геродот, говоря о лидийцах, называет их первыми лавочниками, что было естественно для хозяев дороги между Европой и Вавилоном. Персы продолжили этот путь от Вавилонии далее на восток, к своим столицам, усовершенствовали его и приспособили не только для торговых целей, но и для государственных потребностей — почты.

Персидское царство воспользовалось и другим изобретением лидийцев — монетой. До VII в. до н. э. на всём Востоке господствовало натуральное хозяйство, денежное обращение лишь начинало зарождаться: роль денег выполняли слитки металла определённого веса и формы. Это могли быть кольца, пластины, кружки без чеканки и изображений. Вес везде был различен, а потому вне места происхождения слиток просто терял значение монеты и должен был каждый раз вновь взвешиваться, т. е. делался обычным товаром. На границе между Европой и Азией лидийские цари первыми перешли к чеканке государственной монеты чётко определённого веса и достоинства. Отсюда употребление таких монет распространилось по всей Малой Азии, на Кипр и в Палестину. Древние торговые страны — Вавилон, Финикия и Египет — ещё очень долго сохраняли старую систему. Они начали чеканить монету уже после походов Александра Македонского, а до этого использовали монеты, изготовленные в Малой Азии.

Устанавливая единую налоговую систему, персидские цари не могли обойтись без чеканки монет; кроме того, потребности государства, державшего наёмников, а также небывалый расцвет международной торговли вызвали необходимость в единой монете. И в царстве была введена золотая монета, причем право чеканить ее имело только правительство; местные правители, города и сатрапы для платежа наёмникам получили право чеканить только серебряную и медную монеты, которые вне их области оставались обыкновенным товаром.

Итак, к середине I тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке усилиями многих поколений и многих народов возникла цивилизация, которая даже свободолюбивыми греками считалась идеальной. Вот что писал древнегреческий историк Ксенофонт: «Где бы царь ни жил, куда бы ни отправлялся, он заботится, чтобы везде были сады, называемые парадисами, полные всем красивым и хорошим из того, что может производить земля. В них он проводит большую часть времени, если этому не препятствует время года… Некоторые говорят, что, когда царь даёт подарки, сначала вызываются отличившиеся на войне, ибо бесполезно много пахать, если некому защищать, а потом — наилучшим образом обрабатывающие землю, ибо не могли бы существовать и сильные, если бы не было обрабатывающих…».

Неудивительно, что эта цивилизация сложилась именно в Западной Азии. Она не только возникла раньше других, но и развивалась быстрее и энергичнее, имела наиболее выгодные условия для своего развития благодаря постоянным контактам с соседями и обмену нововведениями. Здесь чаще, чем в других древних очагах мировой культуры, возникали новые идеи и совершались важные открытия едва ли не во всех областях производства и культуры. Гончарный круг и колесо, изготовление бронзы и железа, боевая колесница как принципиально новое средство ведения войны, различные формы письма от пиктограмм до алфавита — всё это и многое другое генетически восходит именно к Западной Азии, откуда эти новшества распространялись по остальному миру, включая и иные очаги первичной цивилизации.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *