Александр Македонский (356 – 324 года до н. э.) – македонский царь, великий полководец, основатель Македонской империи, более известный на западе как Александр Великий.

Ранние годы

Родился Александр Македонский осенью 356 года до н. э. в столице Древней Македонии – городе Пелла. С самого детства в биографии Македонского проходило обучение политике, дипломатии, военному мастерству. Он учился у лучших умов того времени – Лисимаха, Аристотеля. Увлекался философией, литературой, не придавался физическим радостям. Уже в 16-летнем возрасте примерил на себя роль царя, а позже – полководца.

Приход к власти

После убийства царя Македонии в 336 году до н. э. Александр был провозглашен правителем. Первыми действиями Македонского на столь высоком государственном посту стали отмена налогов, расправа с врагами отца, подтверждение союза с Грецией. После подавления восстания в Греции Александр Македонский начал обдумывать войну с Персией.

Затем, если рассматривать краткую биографию Александра Македонского, последовали военные действия в союзе с греками, франкийцами против персов. В битве поблизости Трои многие поселения открыли свои ворота великому полководцу. Вскоре ему покорилась почти вся Малая Азия, а затем Египет. Там Македонский основал Александрию.

Царь Азии

В 331 году до н. э. произошла следующая важнейшая битва с персами при Гавгамелах, в ходе которой персы были разгромлены. Александр покорил Вавилон, Сузу, Персеполь.

В 329 году до н. э., когда царь Дарий был убит, Александр стал правителем Персидской империи. Став царем Азии, подвергался неоднократно возникающим заговорам. В 329-327 годах до н. э. воевал в Средней Азии – Согдеане, Бактрии. Александр в те года одержал победу над скифами, женился на бактрийской княжне Роксане и двинулся в поход в Индию.

Домой полководец вернулся лишь летом 325 года до н.э. Период войн закончился, царь занялся управлением покоренных земель. Он провел несколько реформ, в основном военных.

Смерть

С февраля 323 года до н. э. Александр остановился в Вавилоне и начал планировать новые военные походы на арабские племена, а дальше – на Карфаген. Он собирал войска, готовил флот и строил каналы.

Но за несколько дней до похода Александр заболел, а 10 июня 323 года до н. э. скончался в Вавилоне от сильной лихорадки.

Историками до сих пор не установлена точная причина смерти великого полководца. Некоторые считают его смерть естественной, другие выдвигают версии о малярии или раке, третьи – об отравлении ядовитым медицинским препаратом.

После смерти Александра его великая империя распалась, начались войны за власть среди его полководцев (диадохов).

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Тест по биографии

Прочитав краткую биографию Македонского – проверь себя тестом:

Начать тест(новая вкладка)

Оценка по биографии

Зулькарнайн – праведник, упоминаемый в Коране (18:83–98). Точно неизвестно, был ли он пророком Аллаха (наби) или нет. В некоторых преданиях назван Искандаром; некоторые люди отождествляли его с Александром Македонским, другие – с персидским царем Дарой (Дарием); все эти предположения необоснованны.

Историки аль-Куртуби, ат-Табари, Ибн Асир утверждали, что Зулькарнайн жил во времена пророка Ибрахима (Авраама), совершил с ним хадж и получил его благословение. Затем стал военачальником и выступил против варварских племен Йаджудж и Маджудж (Гог и Магог), которые творили нечестие по отношению к другим народам. Дойдя до их местности, Зулькарнайн возвел стену из камня и железа, чтобы отделить их от остального мира. В далеком будущем незадолго до дня Страшного суда Йаджудж и Маджудж должны пробить в стене брешь и совершить нашествие на другие страны.

Зулькарнайн завоевал большие территории в Европе и Азии и повсюду устанавливал законы Аллаха, проповедовал веру в Единого Бога. Яростно сражался с язычниками и покровительствовал верующим. Считается, что Зулькарнайн умер в Думат аль-Джандале (между Сирией и Мединой) и был похоронен там же на горе Тахама; по другой версии – похоронен возле Мекки.

31. Филипп II, царь Македонский

К северу от Фессалии и Олимпийских гор находилась Македония (Емафая), суженная дикими горами и отрезанная от моря греческими поселениями Халкидики и Фермейского залива, — первоначально маленькое государство, имевшее с небольшим 100 квадратных миль. Македоняне, состоявшие под властью царей, которая была ограничена необузданной и склонной к разладу и мятежу аристократией, считались у греков варварами; и однако же это было племя родственное с греками, и цари их уже со времени Пелопоннесской войны прилагали все свое старание, чтобы ввести в свое государство греческие нравы и образование. После Пелопоннесской войны эта страна приведена была в большое расстройство частыми спорами за наследство престола, которыми пользовались варварские соседние народы для разбойнических набегов, а греческие республики — как Фивы и Афины — для своекорыстного вмешательства. В 359 году царь Пердикка III был убит в кровавой встрече с вторгнувшимися иллирийцами; вслед за тем начали грабить Македонию пеонийцы, пришедшие с севера. Войско упало духом; наследник престола, сын Пердикки, был еще ребенком, а два соискателя трона, Павсаний и Аргэй, проникли в страну, поддерживаемые один фракийским, другой — афинским войском. Тогда Филипп, брат Пердикки, третий сын прежнего царя Аминты III, двадцатитрехлетний юноша, выступил в качестве опекуна и защитника своего малолетнего племянника и спасителя своего отечества.

История юности Филиппа темна и малоизвестна. Еще в отроческих летах был он заложником у иллирийцев, потом заложником у фиванцев, переданный последним иллирийцами или братим своим, царем Александром. В Фивах жил он три года, в доме Памменеса или Эпаминонда; но это трехлетнее пребывание в Фивах не согласуется с известием, что Филипп только по смерти брата своего Пердикки переселился из Фив в Македонию. Вероятнее то предположение, что Филипп еще при жизни Пердикки возвратился на родину и поставлен был от брата своего регентом на частью Македонии. Филипп твердой рукой взял бразды правления и в короткое время спас свое царство от погибели. Он вытеснил обоих претендентов, успокоил подарками и обещаниями пеонийцев и фракийцев; афинян же привлек на свою сторону объявлением города Амфиполя свободным. Ободрив и укрепив дух народа своими самоуверенными и решительными действиями и улучшением быта и состоянием войска,* он устремился на иллирийцев и в кровопролитном сражении разбил их наголову, так что они принуждены были очистить Македонию и вскоре после того даже уступить часть собственной своей земли до озера Лихнитиса. Таким образом, Филипп в течение года снова утвердил македонский престол, на который вступил по избранию народа. Что сталось с его племянником, неизвестно.

*Филипп создал так называемую македонскую фалангу, которая состояла из 8000 тяжеловооруженных воинов, отлично обученных, строившихся большими, густыми массами в 16 рядов. Главное их оружие было копье, длиной в 20 футов, так называемая македонская сарисса, и кроме того, короткий греческий меч. При построении фаланги выступали вперед фронта острие копий первых пяти рядов, так что наступающему неприятелю противостояла непроницаемая, неприступная стена; нападение же фаланги, при тяжести напора ее густой массы, было неотразимо. Говорят, что косвенный боевой порядок Эпаминонда навел Филиппа на мысль этого нового строя.

Как скоро границы государства были обеспечены и внутренние отношения установились, Филипп приступил к осуществлению планов, которые уже давно созрели в его голове. Главной целью его было подчинить своему скипетру все греческие государства, которых слабость и внутренний разлад были ему известны, или по крайней мере, основать над ними Македонскую гегемонию; шаг за шагом, с необыкновенною мудростью и хитростью, пользуясь всеми благоприятными обстоятельствами, осмотрительно и настойчиво, смело и решительно умел он привести в исполнение этот план, в течение своего двадцатитрехлетнего царствования. Все, что он сделал и чего достиг, доказывает величие его, как полководца и как государственного человека. В нравственном отношении он хотя не уступал тогдашним грекам, но и не возвышался над ними. Греки вообще склонны были порицать его, как человека, лишившего их свободы: они выставляют его недобросовестность, лукавство, притворство, несправедливость и жажду власти, но не могут отказать ему в силе духа, мудрости и неустрашимости. Друзья его хвалят в нем еще утонченность в обращении, ловкость речи и научное образование. Упрек в невоздержной жизни мог быть в отношении к нему справедлив до известной степени, но он никогда не погружался в чувственность и изнеженность, и достоинство царя оставалось всегда неприкосновенным при увлечениях его в присутствии тесного круга друзей.

Первым делом Филиппа, после обеспечения безопасности его государства, было приобретение прибрежья Македонии, на котором находились греческие города, и открытие для себя и для своего народа торговых морских путей. Прежде всего, завладел он богатым торговым городом Амфиполем (358), обладания которым тщетно домогались афиняне. Вскоре за тем взял он у них Пидну, По-тидею, Анфемунт и Мефону, при осаде которой он от стрелы лишился глаза. Афиняне, впутанные тогда в союзническую войну, вяло действовали против Филиппа; воспользовавшись этим, хитрый царь умел воспрепятствовать союзу Афин с сильным халкидикским городом Олинфом, дружелюбно обращаясь с олинфийцами и отдав им отнятые от афинян города, Потидею и Анфемунт. Щадя покуда Олинф и Хадкидику, он укрепился в Эвбее, за обладание которой спорили когда-то афиняне и фиванцы, захватил Фракию до Песта и богатые золотые рудники пангейские, пошел с оружием в Фессалию, куда его призвали на помощь против Ликофрона, тирана ферейского (375). Он явился как освободитель фессалийских городов, но не удалил ферейского тирана, чтобы иметь впереди снова повод вмешаться в дела их. Фессалийский народ вполне доверялся ему и радовался при виде веселого, остроумного собеседника на буйных пирах своих.

Вскоре после этого возгорелась так называемая первая священная война, продолжавшаяся с 355 по 346 год. Фокийцы, присужденные Амфиктионовым судом к огромной денежной пене за присвоение принадлежащего Дельфийскому богу участка земли при Кирре, предвидя вооруженное на себя нападение, насильственно завладели Дельфийским храмом, заведование которым еще прежде было отнято у них дельфийцами, и рассчитывали на доходы от него, чтобы набирать наемное войско. Возбужденные фиванцами, судьи Амфиктиона подняли всю Элладу на войну с фокийцами. Сначала воевали с ними только фиванцы и фессалийцы, но мало-помалу была вовлечена в эту войну большая часть государств Средней и Северной Греции, а между тем в Пелопоннесе старые враги подняли оружие против Спарты, которая также присуждена была Амфиктионовым судом к денежной пене за занятие Кадмеи Фивидом. В Фессалии находились Дикофрон и брат его, тираны Фер, союзники фокийцев; это дало повод Филиппу вмешаться в войну и вступить в Дельфы в качестве защитника национальной греческой святыни. Он победил в Фессалии фокийского полководца Фаилла, но затем был разбит в двух сражениях братом Фаилла, Ономархом. В третьей битве, однако, он совершенно разбил Ономарха, который был при этом убит вместе с 6000 фокийцев, и 3000 были захвачены в плен (352). Филипп приказал бросить в море пленных, как осквернителей храма, а труп Ономарха — повесить. Разыграв таким образом роль мстителя за греческую религию, он вознамерился сам проникнуть в Фокиду через Фермопилы, но на этот раз был здесь отброшен приспевшим афинским флотом.

Видя себя, таким образом, отрезанным с юга, Филипп обратил свою деятельность к северу. Он сделал новые приобретения во Фракии; очередь дошла наконец до Олинфа, главы городов Халкиды. Меньшие союзные с Олинфом города Халкидики были вскоре завоеваны; тогда уже Филипп стал перед стенами Олинфа. Олинфийцы оказали ему упорное сопротивление и обратились к афинянам, с которыми уже прежде заключили союз против Филиппа, требуя скорой помощи. Афиняне, подвигнутые настоятельными убеждениями Демосфена, послали помощь, но раздробленную на три отдельные отряда, так что когда третий отряд дошел до Олинфа, город нельзя уже было спасти. После осады, продолжавшейся почти целый год и стоившей Филиппу множества людей, город был взят, благодаря измене двух граждан — Ласфена и Эвфикрата. Филипп часто сражался серебряными копьями, чему давала повод и случай испорченность тогдашних нравов. «Нет такой высокой и крутой городской стены, — говорил он обыкновенно, — чтобы осел, нагруженный золотом, не мог перешагнуть через нее». Город был сравнен с землей; все, что избегло меча, было отведено в рабство. Филипп ознаменовал завоевание города блистательными празднествами. Теперь только считал он владычество свое на севере вполне обеспеченным. Он часто говаривал, что или олинфяне должны удалиться из своего города, или он из Македонии. Когда Ласфен и Эвфикрат явились к ему в лагерь, чтобы получить вознаграждение за свою измену, воины называли их негодяями и изменниками. Они принесли на это жалобу самому царю. Он отвечал им: «Не оскорбляйтесь этим. Македоняне — люди грубые и простые; они каждую вещь называют настоящим ее именем», — и отдал их на произвол воинам, которые умертвили их.

Олинф пал в 348 году; два года спустя пала и Фокида. После уничтожения Олинфа Филипп предложил мир афинянам, чтобы иметь возможность беспрепятственно проникнуть в Фокиду через Фермопильское ущелье. Из всех его противников одни только афиняне могли еще воспрепятствовать движению его в Среднюю Грецию. Афиняне надеялись посредством мира спасти владения свои во фракийском Херсонесе, которые одни только и оставались за ними, и включить в мирные условия фокийцев, чем могло бы быть отвращено вторжение Филиппа в Среднюю Грецию, а потому вступили в переговоры о мире и дали клятву соблюдать его ненарушимо. Филипп же с умыслом медлил со своей клятвой, поддерживаемый в этом присланными к нему для отобрания присяги афинскими гражданами, которых он отчасти подкупил; медлил до тех пор, пока достиг исполнения своих замыслов во Фракии и привел свое войско к Фермопилам. Фокийцев он исключил из проекта мирных условий и повел свои войска через Фермопильское ущелье в то самое время, когда афинские послы возвратились в свой город. Фалек, сын Ономарха, который занимал своим отрядом Фермопилы, пропустил македонян через ущелье. Соединясь с фиванским войском, Филипп вторгнулся в Фокиду, жители которой не посмели ему противиться. По требованию его, судьи Амфиктиона постановили приговор над фокидцами; города их были мастью разрушены, частью обращены в открытые местечки; городские общины их уничтожены и целые толпы жителей переселены в Македонию. У них отняли оружие и обложили их ежегодной податью до совершенного возвращения сделанных из храма похищений. Оба голоса, которые они имели на Амфиктионовом судилище, были предоставлены царю македонскому. Таким образом Фокида перестала существовать в Греции как самостоятельное государство; с этих пор Филипп не считался более иноземцем и варваром, а сделался равноправным членом в совете эллинов и приобрел законное влияние на судьбы Греции.

Афины с сухопутной стороны были совершенно обессилены. Вскоре Филипп утвердился в Акарнании и Этолии и обеспечил свое влияние в Пелопоннесе, в Эвбее; потом предпринял блистательный поход во Фракию, во время которого проник до самой Византии. Афины, усмотрев грозящую опасность для владений своих в Херсонесе и для плавания своих кораблей в Понте, объявили мир нарушенным и с величайшей поспешностью снарядили флот, чтобы поспешить на помощь к городам Перинфу и Византие, осажденным Филиппом. Персидский царь также не считал себя более в безопасности и отдал приказание своим сатрапам защищать Перинф всеми силами. Таким образом, на этот раз планы Филиппа не удались: он принужден был отступить от обоих городов (349). Вслед за тем, в то время как Филипп, по-видимому, вовсе не заботясь о делах Греции, обратил свое оружие на Скифию, в Амфиктионовом суде сторонниками его, между которыми самым деятельным был Эсхин, подготовлялся последний решительный удар эллинам.

Жители Амфиссы обработали землю, принадлежавшую Дельфийскому храму; по жалобе на это Эсхина, имфиктионцы положили наказать их оружием. Так как первое нападение на них было отражено, и амфисцы, поддерживаемые Афинами, изгнали из своей области всех приверженцев Амфиктионова суда, то Амфиктионы избрали Филиппа неограниченным предводителем войска и поручили ему заступиться за Аполлона и воспрепятствовать безбожным амфисцам оскорблять Дельфийскую святыню. Филипп явился с войском и окончил войну против Амфиссы, но вслед за тем неожиданно завладел городом Элатеей при Кефиссе, в Фокиде, — ключом к Виотии и Аттике. Панический страх овладел афинянами, а также и фиванцами, которые постоянно бывали на стороне Филиппа, но в последнее время находились с ним в натянутых отношениях. Афиняне начали вооружаться; Демосфен поспешил в Фивы и силой своего красноречия так подействовал на граждан, что они, забыв старую вражду свою к Афинам, соединились с ними против общего врага. Соединенное войско обоих городов, усиленное эвбейцами, мегарцами, ахейцами, керкирцами, коринфянами и левкадцами, выступило против Филиппа и в двух сражениях одержало верх над его войском; наконец все силы обеих сторон встретились на полях Херонеи.

Филипп II, Копенгаген

Это было в первых числах августа 338 года. Оба войска на рассвете выстроились друг против друга в боевом порядке. Филипп имел всего около 32000 человек; силы эллинов простирались до 50000. На правом крыле командовал сам Филипп, на левом — восемнадцатилетний сын его Александр, в центре стояли союзные с Македонией фессалийцы и этолийцы. Афинское войско, под предводительством Лизикла и Хареса, стояло против правого крыла Филиппа; фиванское — против левого крыла Александра; остальные греки расположились против македонского центра. Сражение началось с убийственной горячностью и долго оставалось нерешительным, пока Александр с неудержимой силой, ниспровергая все перед собой, не ворвался в ряды виотийцев. Священны и отряд фиванцев, до сих пор считавшийся непобедимым, лежал рядами, друг на друге, там, где его поставили. На другом фланге афиняне ворвались, наконец, победоносно в ряды македонян. «За мной, — вскричал Лизикл, — победа наша! Прогоним этих несчастных назад в Македонию!» Филипп взирал со спокойным взглядом с высоты на общее замешательство. «Неприятели не умеют побеждать», — сказал он и повел свою вновь быстро приведенную в порядок фалангу на толпы афинян, которые в упоении победы расстроили ряды свои. Вскоре все греческое войско обратилось в беспорядочное бегство; из афинян убито более 1000, не менее 2000 попалось в плен; фиванцы также потеряли много пленными и убитыми.

Битва при Хероне решила участь Греции; свобода ее погибла; Филипп достиг цели своих желаний. В первые мгновения после победы он предался необузданной и недостойной радости. Рассказывают, что после праздничного пира, возбужденный вином, окруженный плясунами и скоморохами, он отправился на поле сражения, издевался над пленными, наругался над убитыми и, стуча в такт ногой, с насмешкой повторял вступительные слова определения народного собрания, которыми Демосфен возбудил афинян к битве против него. Тогда афинский оратор Димад, бывший в числе пленников, сказал ему: «Царь, судьба указала тебе роль Агамемнона, а ты не стыдишься поступать подобно Ферситу!» Это свободное слово образумило царя; взвесив важность возбужденной против него войны, в которой он мог потерять и свое господство, и свою жизнь, он устрашился могущества и силы великого оратора Демосфена; он бросил на землю венок с головы своей и даровал свободу Димаду.

Трудно поручиться за верность этого рассказа; но известно, что Филипп, достигнув своей цели, обращался с побежденными врагами с благоразумной умеренностью, без ненависти и страсти. Когда друзья советовали ему разрушить Афины, которые так долго и упорно ему противодействовали, он отвечал: «Боги не хотят, чтобы я разрушил обитель славы, для славы только и сам я тружусь беспрестанно». Он выдал афинянам всех пленных без выкупа и в то время, как они ожидали нападения на свой город, предложил им дружбу и союз. Не имея другого исхода, афиняне приняли это предложение, т. е. они вступили в союз, который признал гегемонию за царем Македонии. Фиванцы были наказаны за свою измену; они принуждены были снова принять в свой город 300 граждан, изгнанных ими, удалить из своих владений врагов Филиппа, поставить друзей его во главе управления и взять на себя содержание македонского гарнизона в Кадмее, который должен был наблюдать не только за Фивами, но и за Аттикой и всей Средней Грецией. Устроив свои дела в Средней Греции, Филипп отправился в Пелопоннес и усмирил. Спарту, по крайней мере до такой степени, что она не могла уже думать впоследствии о серьезном сопротивлении.

Так Филипп, не изменяя заметным образом внутреннего порядка вещей, приобрел гегемонию над всей Грецией и стал теперь помышлять, об осуществлении плана, которым занимался уже давно и который должен был увенчать дело всей его жизни. Он хотел соединенными силами греческого народа завоевать персидское царство. Для этой цели он созвал депутатов от всех греческих государств на союзный совет в Коринф и заставил избрать себя неограниченным предводителем эллинов против персов (337). Одни только спартанцы, исполненные бессильной гордости, исключили себя из союза и не прислали депутатов, да еще аркадцы отклонились от утверждения избрания Филиппа. Определив число войск, которое должно было выставить каждое государство, — полагают, что оно составляло в совокупности 200000 человек пехоты и 15000 всадников, — Филипп целый год приготовлялся к великому своему предприятию. Уже он послал передовое войско в Малую Азию, под начальством Пармениона и Атгала, чтобы освободить тамошних греков от персидского ига, уже делал он сам распоряжения к скорому походу со всеми своими силами, ободренный казавшимся ему благоприятным оракулом Пифии, близок конец, жертва увенчана, уже ожидает жертвователь, — как посреди его благополучия и надежд поразил его меч убийцы. Венчанной жертвой был он сам.

Перед своим отправлением в Азию Филипп праздновал в своей резиденции Эгах свадьбу дочери своей Клеопатры с эпирским царем, Александром, братом супруги своей Олимпии. Свадебное празднество, при участии многочисленных гостей, было необыкновенно пышно и блистательно; царь сделал все, чтобы показать грекам в полном блеске свое могущество. Когда он, на второй день празднеств, в богатом наряде, с радостным лицом, в сопровождении сына и зятя, показался из дверей театра, один знатный македонский юноша, стоявший у входа, пронзил его мечом в бок; Филипп мгновенно упал мертвый. Павсаний, его убийца, был одним из телохранителей царя, любимый и отличаемый им; но когда вследствие чувствительного оскорбления, нанесенного ему Атталом, родственником царя и доверенным его полководцем, по жалобе его не сделано было никакого удовлетворения, он обратил весь свой гнев на Филиппа и в крови его утолил свое мщение. Совершив преступление, он бросился бежать к лошадям, приготовленным для его бегства; но в то мгновение, когда уже хотел вскочить на лошадь, запутался в лозах виноградника, упал на землю и был изрублен преследовавшими его.

Рассказывают, будто Павсаний был вовлечен в заговор против Филиппа и что в этом заговоре принимал участие персидский царь, чтобы отвратить опасность, грозившую его царству. Но персидское царство не избежало роковой судьбы своей: планы умерщвленного Филиппа воскресли в душе великого сына его Александра, который вскоре мощной рукой сокрушил дряхлый трон Ахеменидов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Имя Зуль-карнайн (обладатель двух рогов) упоминается в Священном Коране в суре «Пещера». Его имя в Коране упоминается вместе с повествованием о Йаджудже и Маджудже (Гоге и Магоге). Среди толкователей Священного Корана имеются различные мнения относительно личности Зуль-карнайна. Разговоры о том, кем был Зуль-карнайн и какая историческая личность носила это имя, не утихают вот уже на протяжении более тысячи лет.

На наш взгляд, прежде всего необходимо сказать несколько слов об особенностях Зуль-карнайна, а уже потом постараться понять, какую историческую личность называли этим именем. Священный Коран является наилучшим и самым достоверным источником, который поможет нам узнать об особенностях Зуль-карнайна. Итак, в аятах Корана сказано, что ему были присущи следующие особенности:

1. Аллах наделил его властью и предоставил в его распоряжение все возможности для победы и успеха: «Воистину, Мы наделили его (Зуль-карнайна) властью на земле и одарили его всякими возможностями».

2. Он совершил три важных военных похода. Первый – на запад, второй – на восток, а третий – в местность, где располагались две горные преграды. В одном из этих походов он столкнулся с группой людей, не понимающих его речи.

3. Зуль-карнайн был верующим человеком, единобожником и праведником. Он никогда не сходил с пути справедливости и благочестия, по причине чего милость и благосклонность Аллаха не покидала его. Он был помощником благодетелей и спасителем угнетённых, он был врагом тиранов и угнетателей. Его сердце не было привязано к богатству и усладам этого мира.

4. Он имел веру в Аллаха и убеждённость в наступлении судного дня.

5. Он построил преграду, которая спасла людей от Йаджуджа и Маджуджа. Эта преграда была выстроена не из камня и песка. В её строительстве Зуль-карнайн использовал железо и медь, и этим помог угнетённым людям, уставшим от мучений Йаджуджа и Маджуджа.

6. Имя Зуль-карнайна было известно жителям Хиджаза ещё до ниспослания Корана. Об этом свидетельствует то, что они (курайшиты или иудеи) спрашивали о нём у Посланника Аллаха (ДБАР), о чём повествуется в Коране: «Они спрашивают тебя о Зуль-карнайне».

Итак, после знакомства с особенностями Зуль-карнайна, описанными в Священном Коране, посмотрим, какой из исторических личностей, совершавших военные походы, соответствуют эти особенности. По этому поводу среди исследователей имеется множество точек зрений, важнейшими из которых являются три:

Первая точка зрения: Зуль-карнайн – это Александр Македонский. Некоторые называют его Александр Зуль-карнайн. Александр Македонский прожил в этом мире не более тридцати шести лет. После смерти его тело перевезли в Александрию и там предали земле.

Однако данная точка зрения не может быть верной, так как история свидетельствует, что Александр Македонский был язычником, поклонявшимся идолам. Более того, после победы над династией Ахеменидов он провозгласил себя божеством. А всё это противоречит описанным в Коране особенностям Зуль-карнайна.

Вторая точка зрения: Часть историков и толкователей Корана считают, что Зуль-карнайн – это один из йеменских правителей. Согласно данной точке зрения, преграда, которую построил Зуль-карнайн, является знаменитой йеменской дамбой.

Но и эта точка зрения не выдерживает критики. Во-первых, йеменская дамба не соответствует особенностям преграды, построенной Зуль-карнайном и описанной в Коране. Зуль-карнайн выстроил преграду из железа и меди, и сделал он её для того, чтобы спасти людей от Йаджуджа и Маджуджа. Тогда как йеменская дамба сделана не из железа. И причина её возведения заключается в том, чтобы вода орошала земли и чтобы она защищала людей от наводнений. Во-вторых, в Йемене было несколько правителей, которые были известны под именем Зуль-карнайн. И мы не знаем, были ли они единобожниками или нет.

Третья точка зрения: Согласно этой точки зрения Зуль-карнайн – это Кир Великий (основатель персидского государства). Эту новую точку зрения высказал мусульманский исследователь, имеющий индийские корни, которого зовут Абу Калам Азад. Кир Великий был персидским правителем, принадлежащим к династии Ахеменидов. Жил он в шестом веке до нашей эры. Кир имел все предпосылки для того, чтобы быть праведным и справедливым человеком, каким был описан в Коране Зуль-карнайн. Религия, которую исповедовал Кир, являлась не искажённой религией древнего Ирана, призывающей к единобожию. В те далёкие годы эту религию исповедовали жители востока и запада Ирана.

Приведём несколько доказательств того, что Кир Великий соответствует описанию коранического Зуль-карнайна:

1. Кир был верующим человеком, единобожником, познавшим Аллаха.

2. Он был справедливым правителем, милосердным и щедрым.

3. Он был гениальным политиком, твёрдым по отношению к тиранам и врагам.

4. Аллах даровал ему множество возможностей и способностей.

5. В нём сочетались религиозность, ум и возвышенные моральные качества.

6. Кир Великий совершил поход на запад (в Малую Азию), подчинив Лидию и окрестные государства.

7. Он совершил поход и на восток (по свидетельствам историков на кочевые племена массагетов).

8. Кир выстроил преграду, которая имеется в Дарьяльском ущелье кавказских гор недалеко от города Тбилиси.

Следует заметить, что Зуль-карнайн упоминается не только в Коране, но и в предыдущем небесном писании – в Торе. Связь между двумя этими источниками заключается в том, что согласно хадисам, повествующим о ниспослании 83 аята суры Пещера (Они спрашивают тебя о Зуль-карнайне), этот вопрос задали Посланнику Аллаха (ДБАР) иудеи или курайшиты, подстрекаемые иудеями. Этим вопросом иудеи хотели поставить Посланника Аллаха в затруднительное положение, чтобы у людей появились сомнения в его пророческой миссии. Таким образом, нет сомнений в том, что Зуль-карнайн, о котором повествуется в Священном Коране, является тем самым Зуль-карнайном (обладателем двух рогов), о котором говорится в Торе. Особенности, которыми описан он в двух небесных писаниях, во многом совпадают. Поэтому личность Зуль-карнайна, упомянутого в Торе, для всех очевидна – это Кир Великий, персидский царь. В книге Пророка Даниила повествуется, что персидский царь Кир приснился Даниилу в образе овна с двумя рогами. Одним рогом он вспахал восток, а другим рогом – запад. Этим было сказано, что Кир завоюет восток и запад. Пророк Ишаягу с восторгом называет Кира божьим помазанником и пастырем.

Индийский исследователь Абу Калам Азад пишет в своей книге: Вполне возможно, что история о сне Пророка Даниила была выдумана, и в действительности этого не было. Однако то, что говорится о Зуль-карнайне в Коране, является истиной, в которой нет сомнений и на которую можно опереться. Историки разных эпох в своих трудах свидетельствуют, что Кир Великий был великой личностью, которой были присущи справедливость, мораль и возвышенные достоинства.

Связь между Киром Великим и двумя рогами:

В девятнадцатом веке недалеко от древнего города Эстахр (этот город находится рядом с Персеполем – столицей древнего персидского государства) была найдена статуя Кира Великого. Размер этой статуи был равен росту человека. Кир Великий в этой статуе представал в образе человека с двумя крыльями, подобными крыльям орла. Крылья располагались на его спине и расходились в две стороны. А на его голове была корона, которая имела два рога, похожие на рога овна. Эта бесценная статуя, являющая собой пример древнего искусства, привлекла к себе внимание историков и археологов всего мира, многие из которых (например, группа германских учёных) совершили поездку в Иран только для того, чтобы с близи увидеть эту статую. Сопоставление этой статуи с описанием, которое даёт Киру Великому Тора, для многих историков и исследователей не оставило сомнений в том, почему Кир в Торе описывается как обладатель двух рогов (зуль-карнайн). Ранее по этому поводу среди них были только предположения и догадки. Также они поняли причину того, почему в одной из книг Торы Кир Великий был описан как обладатель двух орлиных крыльев. Всё это убедило группу историков и исследователей в том, кто именно является исторической личностью, называемой Зуль-карнайн.

Великие историки древности, описывая Кира Великого, отмечали его нравственные достоинства. Древнегреческий историк Геродот писал: Кир – великодушный и щедрый правитель, которого отличают мягкость и милосердие. Он не был похож на других правителей, жадно стяжающих богатство и имущество. Другой историк писал о нём: Кир был мудрым и милосердным правителем, в нём сочетались величие правителей и достоинство мудрецов. Его отличали высокая мораль и великодушие. Он был признанным победителем. Его лозунгом была помощь людям, а его характером была справедливость. Скромность, великодушие и терпение в нём вытеснили тщеславие и высокомерие.

Итак, сказанное выше не оставляет места для сомнений касательно личности Зуль-карнайна. Бесспорно, им был Кир Великий – персидский правитель из династии Ахеменидов. Сегодня многие учёные и исследователи (включая мусульманских исследователей и толкователей Корана) пришли к этому выводу. Они безоговорочно поддерживают точку зрения, согласно которой Зуль-карнайн, описанный в Коране, и обладатель двух рогов, о котором повествуется в Торе, это один и тот же человек – Кир Великий.

Остался ещё один вопрос, который часто возникает у мусульман. Был ли Зуль-карнайн пророком и посланником Аллаха? По этому поводу толкователи Корана оставили после себя разные мнения. Алламе Табатабаи пишет в своём тафсире, что согласно одним хадисам Зуль-карнайн является представителем человечества, но в других хадисах сказано, что он был небесным ангелом. Несмотря на противоречивые хадисы все толкователи Корана единодушны в том, что Зуль-карнайн был человеком, а не ангелом. И во множестве хадисов говорится, что он не был пророком или посланником, он был лишь праведным и благочестивым рабом Аллаха. Имам Бакир (ДБМ) в связи с этим говорил: Зуль-карнайн не был пророком. Но он был благочестивым человеком, которого любил Аллах.

О Йаджудже и Маджудже рассказывается в вопросе 2241 (на сайте 2699).

Сура «Пещера», аят 84.

Тафсир Намуне, т.12, стр.544 (Сура «Пещера», аяты 88, 95 и 98).

Тафсир Намуне, т.12, стр.544, (Сура «Пещера», аят 98).

Тафсир Намуне, т.12, стр.545, (Сура «Пещера», аяты 94-96).

Сура «Пещера», аят 83.

Тафсир Намуне, т.12, стр.542.

Тафсир Намуне, т.12, стр.543.

Тафсир Намуне, т.12, стр.542.

Тафсир Намуне, т.12, стр.543.

Тафсир Аль-мизан, Сейид Мухаммад Хусейн Табатабаи, т.13, толкование аятов суры «Пещера», в которых повествуется о Зуль-карнайне.

Тафсир Намуне, т.12, стр.543; Тафсир Аль-мизан, т 13, толкование суры «Пещера».

Тафсир Намуне, т.12, стр.549; Тафсир Аль-мизан, т 13, толкование суры «Пещера».

Тафсир Намуне, т.12, стр.546 и 547; Тора, книга Пророка Даниила, глава восьмая, книга пророка Ишаягу, 45.

Кир Великий (Зуль-карнайн), Абу Калам Азад, стр.192.

Тафсир Намуне, т.12, стр.547.

Тафсир Намуне, т.12, стр.547 и 548.

Тафсир Намуне, т.12, стр.548.

Тафсир аль-мизан, т.13, толкование аятов суры «Пещера», в которых повествуется о Зуль-карнайне.

Тафсир Нур ас-сакалейн, т.3, стр.294 и 295.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *