Именно Абгара Уккама традиция считает первым христианским правителем Осроены, относя тем самым появление христианства в месопотамском регионе к апостольским временам. С его именем связано несколько древнехристианских апокрифических преданий, из которых наиболее известна «Переписка Авгаря с Иисусом Христом», первоначальный оригинал которой не сохранился.

О существовании переписки известно из двух основных источников: греческого перевода сирийских документов из архивов Эдессы, сделанного около 303 года Евсевием Кесарийским, и более пространного сирийского сказания начала V века, известного как «Учение Аддая апостола».

Согласно преданию, Абгар Уккама, больной проказой, послал к Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Эдессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Абгар поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Эдессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Абгару одного из Своих учеников.

Получив портрет, Абгар исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Эдессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70 апостолов, закончил исцеление Абгара и обратил его в христианство. Абгар прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Святой образ прославился великими чудесами, и многие христиане из отдаленных стран стали путешествовать в Эдессу для поклонения этой святыне.

Впоследствии Абгар написал несколько писем своему двоюродному брату, армянскому царю Санатруку и другим царям, рассказывая о своем исцелении и призывая их принять христианство. Он скончался через три года после своего обращения и крещения.

Имя Абгара Уккамы вошло в гимнографическую традицию: службы в праздник Перенесения Нерукотворного Образа (16 августа) и в день памяти Cвятого апостола Фаддея (21 августа).

24 августа 2009 года в Армении была введена банкнота номинальной стоимостью в 100 тысяч драмов. На лицевой стороне банкноты изображен фрагмент иконы Мкртума Овнатаняна – образ эдесского царя Абгара V. На заднем плане лицевой стороны банкноты изображен фрагмент карты, дающий представление о местоположении Эдессы, которая очень близко располагалась к исторической Армении. На оборотной стороне банкноты изображен элемент древнего холста, ныне хранящегося в Ватикане, повествующего о том, как царь Абгар V обратился к Иисусу Христу.

В 2009 году День памяти Святого Абгара, первого уверовавшего во Христа царя Армении, отмечается 19 декабря.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Возникло после распада государства Селевкидов. Основано было правителями племени оррои (осрои). Почти все время своего существования Осроена находилась в зависимости то от Рима, то от Парфии.

Все правители этой страны носили титул Авгарь, что значит: великий муж.

Царь Авгарь V Ухама (правил с 13 по 50 г.) исцелился от проказы благодаря нерукотворному образу Христа, присланного Спасителем по его просьбе. При нем же апостол Фома начал в Эдесском царстве проповедовать христианское учение.

При императоре Траяне Лузий Квиет (Lusius Quietus) разрушил Эдессу, жители которой оказались ненадежными союзниками римского народа, и заставил Эдесское царство платить римлянам дань. Император Адриан облегчил дань и восстановил Эдесское царство, но оно и в последующее время оставалось в зависимости от Рима.

Осроена стала первым христианским государством (между 170 и 214 гг. при царе Авгаре IX).

Около 216 г. после Р.Х. город был превращен в военную римскую колонию под именем Colonia Marcia Edessenorum. В 217 г. здесь был убит император Каракалла.

Император Гордиан III еще раз в 240 восстановил Эдесское (Осроенское) царство и поставил царем Авгаря X, из потомков старой царской династии; но уже в 242 царство снова перешло в непосредственную зависимость от римлян.

Правители

Абгар VIII

Абгар VIII как король на аверсе римской монеты.

Король Осроена

Царствовать

177-212 гг. Н. Э.

Предшественник

Ману VIII бар Ману

Преемник

Абгар IX

Родился

Эдесса , Верхняя Месопотамия

Умер

c.  212

Религия

христианство

Абгар VIII из Эдессы , также известный как Абгар Великий или Абгар бар Ману , был арабским королем Осроена с 177-212 гг.

Больше всего Абгар Великий запомнился своим якобы обращением в христианство примерно в 200 г. н.э. и провозглашением христианства официальной религией города в то время. Было высказано предположение, что крест, изображенный на тиаре Абгара VIII на монетах, которые он чеканил, имеет христианское значение.

Osrhoene был клиент состояние в Римской империи в эпоху, До Абгар VIII, в 165 н.э. , то римский военный был восстановлен Abgar VII , и они по- прежнему имеют значительное присутствие в регионе. Однако поведение Абгара VIII указывает на то, что он не был полностью лоялен Риму и не находился под пристальным наблюдением со стороны Рима. В то время как на монетах Абгара VIII изображен римский император Коммод , цели Абгара состояли в том, чтобы сохранить определенную степень независимости и максимально расширить свое влияние географически, не нарушая могущества Рима и Парфии . Абгар VIII поддержал Пескенния Нигера как римского императора в 193 году н.э. , который был быстро оспорен и свергнут императором Септимием Севером . Покорность Абгара VIII Септимусу Северу изображена на Арке Северуса в Риме. Он не был низложен, но Осроен был превращен в римскую провинцию, а королевство Абгара было уменьшено до состояния осколка, включающего только город Эдесса. Абгар полностью примирился с Септимусом Северусом и позже был принят с почетом в качестве гостя Септимуса Северуса в Риме. В качестве дополнительной демонстрации преданности Абгар VIII взял имя Северуса как свое собственное.

Христианство значительно распространилось в Эдессе во время правления Абгара VIII. Хроника Эдессы (540 CE ) сообщает о том , что христианская церковь здание в Эдессе был поврежден в результате наводнения в ноябре 201 CE . При дворе Абгара VIII жил христианский философ Бардайсан .

После его смерти в 212 году н. Э. Авгару Великому наследовал его сын Абгар IX, прозванный Северусом в современной римской манере. Хотя Абгар Северус был вызван со своим сыном в Рим в 213 году нашей эры и убит по приказу Каракаллы . Год спустя Каракалла положил конец независимости Осроэна и включил его как провинцию в состав Римской империи.

БОГОСЛОВИЕ. ИСТОРИЯ

УДК 616.5

Диак. Олег Терлецкий, свящ. Григорий Григорьев*

ОБ ИСТИННОЙ БОЛЕЗНИ ЦАРЯ АВГАРЯ, СТАВШЕЙ ПРИЧИНОЙ СОТВОРЕНИЯ ГОСПОДОМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ, ПЕРВОЙ ИКОНЫ ХРИСТА — НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА

В статье рассматривается малоисследованный вопрос: какая болезнь, проказа или псориаз, стала причиной приобретения человечеством первой иконы Христа — Нерукотворного образа?

В церковном восточном предании повествуется о «царе Авгаре, который правил в городе Эдессе. Заболев проказой, царь долго и тщетно искал того, кто мог бы его вылечить».

В вавилонской и ассирийской медицине для обозначения псориаза использовался термин «quliptu» или «garabu», в Древней Греции — «alphos», «lepra» или «psora». Во времена Гиппократа псориаз был известен под названием «1ерга» и «psora» (по-греч. psora — чесотка, парша).

В сирийских источниках VII-VIII вв. указывается, что царь Авгарь болел подагрой, а в армянском апокрифе подагру называют «болезнью Авгаря».

В результате исследования мы пришли к выводу, что царь Авгарь проказой не болел, а, вероятнее всего, был болен псориазом, осложненным псориатическим артритом, что объясняет наличие у него так называемой подагры.

Ключевые слова: церковное восточное предание, царь Авгарь, проказа, псориаз, «Святой Мандилион», первая икона Христа — Нерукотворного образа, «икона икон».

* Терлецкий Олег Васильевич — диакон, кандидат медицинских наук, консультант Международного института резервных возможностей человека, docterl@yandex.ru; Григорьев Григорий Игоревич — священник, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, декан факультета психологии и философии человека РХГА, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, дидог^@ hotmail.com.

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 4

В статье рассматривается малоисследованный вопрос: какая болезнь, проказа или псориаз, стала причиной приобретения человечеством первой иконы Христа — Нерукотворного образа? Изучение этого вопроса непосредственно связано с царем Авгарем, «мучимым болезнью, излечить которую было не в силах человеческих» . Авгарем в христианском предании именуется правитель «арамееязычной Осроены, эдесский царь Абгар V (или Абгар Эдес-ский, Абгар Большой, Абгар Уккама (Чёрный), правивший с 4 г. до н. э. до 7 г. н. э. и затем вновь в 13-50 гг. н. э.)» . Исцелившись от недуга по воле Божьей с помощь «Святого Мандилиона», Абгар принял христианство и стал первым в истории христианским монархом. Такой вывод делает азербайджанский историк Рамиз Мехтиев: «Как бы то ни было, большинство источников сходится во мнении, что Абгар V Чёрный лично принял христианство и разрешил последователю Иисуса Аддаю Эдесскому проповедовать его в Осроене, тем самым превратив эту религию в официальную и став первым в истории христианским монархом» .

С целью установления истинной болезни царя Авгаря, которая стала причиной обретения человечеством первой иконы Христа — Нерукотворного образа на плате, «иконы икон», которую называли в Византии «Святым Мандилионом», а в Древней Руси — «Святым Убрусом» или «Спасом Нерукотворным» , мы решили изучить сохранившиеся церковные предания и письменные источники.

Согласно церковному восточному преданию, первым изображением лика Христа был именно Спас Нерукотворный. Этот тип воплощения образа Спасителя известен со времен иконоборчества, когда философ и богослов, преподобный Иоанн Дамаскин в свой труд «Точное изложение православной веры» включил рассказ об Авгаре, царе Эдесском:

«.когда царствовавший в Эдесском городе Авгарь послал живописца, чтобы он нарисовал похожий образ Господа, и когда живописец был не в состоянии по причине сиявшего блеска Его Лица, то Господь Сам, приложив кусок материи к Своему божественному и животворящему Лицу, напечатлел на куске материи Свой образ, и при таких обстоятельствах послал это сильно желавшему Авгарю» .

Первый историк Церкви Евсевий (IV в.) «на основании одного сирийского документа, говорит, что Авгарь, страдая тяжкою болезнью, просил Иисуса Христа о помощи, признавая Его Сыном Божиим и предлагая ему свою столицу для проповеди.» .

Стоит упомянуть, что и в своем «Первом защитительном слове против порицающих святые иконы» прп. Иоанн привел такое свидетельство из труда св. Дионисия Ареопагита «О церковной иерархии»:

«До нас дошло издавна переданное повествование о том, что Авгарь, — разумею Эдесского царя, — воспламененный тем, что он слышал о Господе, до божественной любви, отправил послов, просивших посетить его. Если же Он отказался бы сделать это, то Авгарь приказал, чтоб живописец срисовал бы Его изображение. Узнавши это, Тот, Кто все знает и все может, взял кусок холста и, приблизивши Свое лицо, в это время напечатлел Свой собственный образ, что сохраняется и доныне» .

А. М. Лидов, зав. отделом культуры древности Института материальной культуры МГУ, академик Российской академии художеств, указывает на то, что «первые упоминания о существовании Образа относятся к концу VI века. В середине X века создается «Повесть о Нерукотворном Образе», в которой излагаются два предания о возникновении Нерукотворного образа Спасителя. Согласно первой истории, топарх Эдессы по имени Авгарь, страдавший от тяжелых болезней , узнал о чудесах Христа и уверовал в Него. Он отправил Спасителю письмо с просьбой прийти и исцелить его» (Повесть, 13). Согласно второй истории, Нерукотворный образ возникает во время молитвы в Гефсиманском саду, когда Христос предвидит Свои крестные муки: «Когда Христос должен был идти на вольную смерть, когда, являя человеческую немощь, Он явился борящимся и молящимся, когда пот капал с него, подобно каплям крови, как указывает евангельское повествование (Лк 22: 44), тогда, говорят, взяв у одного из учеников этот ныне видимый кусок ткани, он вытер им ручейки пота, и тотчас отпечатался Его боговидный образ» (Повесть, 17 и 21) . Апостол Фаддей рассказал Авгарю об «изображении без красок, от пота» (Повесть, 21).

Таким образом, Сам Христос создал Спас Нерукотворный — Свой образ, послуживший достоверным источником к написанию целого ряда списков «иконы икон». По некоторым источникам, икона Спаса Нерукотворного получила распространение в Древней Руси уже с IX в.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Те же сведения приводятся во многих современных работах с прибавлением того, что называется страшная болезнь царя Авгаря — проказа. Правда, откуда взяты сведения, что Авгарь болел проказой, авторы не уточняют, ограничиваясь глухими ссылками на церковное предание. Например, И. Языкова сообщает, что в церковном восточном предании говорится о «царе Авгаре, который правил в городе Эдессе. Заболев проказой, царь долго и тщетно искал того, кто мог бы его вылечить» . Епископ Иларион (Алфеев) в книге «Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие», рассказывая о князе Авгаре и обретении Нерукотворного образа Христа, пишет: «Согласно преданию, первая икона Христа появилась при Его жизни. Эдесский князь Авгарь, больной проказой, послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его» .

Где именно церковное восточное предание сообщает о проказе царя Авгаря, нам в процессе исследования данного вопроса, к сожалению, так и не удалось выяснить.

В западном предании существует рассказ о «праведной женщине Веронике».

Вероника, «видя Спасителя, шедшего с крестом на Голгофу, прониклась к Нему чувством сострадания и отерла Его лицо своим платком. И тут чудесным образом Лик Спасителя запечатлелся на ее платке. Западная иконография изобилует изображениями праведной Вероники, держащей в руках плат с запечатленным на нем нерукотворным Ликом. Обычно это Лик страдающего Спасителя, в терновом венце, со следами бичевания. В XVII веке этот извод получает распространение и в России» .

В результате мы пришли к выводу, что при рассмотрении этого сюжета исследователи используются два вида источников: одни опираются на церковное предание, а другие — на древние письменные источники, дошедшие до нашего времени, где «проказа» в качестве заболевания царя Авгаря не упоминается. Например, епископ Кесарийский Евсевий Памфил (ок. 263-340), создатель первой «Церковной истории» (нач. IV в.), охватывающей время от начала христианства до 324 г. (при ее написании он пользовался не только всеми главными церковными библиотеками того времени, но и государственными архивами), пишет: «Поэтому и царь Авгарь, славно управлявший народами по ту сторону Евфрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих, узнав об имени Иисуса и Его чудесах — о них согласно свидетельствовали все, — решил умолять Его, послав гонца с письмом и просьбой об избавлении от болезни» .

Евагрий Схоластик (ок. 536-594), автор «Церковной истории» (кон. VI в.), охватывающей время с 431 по 594 г., «описывает предания древних об Эдессе и Авгаре, и о том, что Христос писал к Авгарю послание» , но какой болезнью царь страдал, не говорит. Также он пишет, что некогда избавлению Эдессы от персидской осады споспешествовала «Богозданная нерукотворная икона», которую «Христос Бог прислал Авгарю, когда сей хотел Его видеть» .

«Литургическое предание Церкви сохранило в богослужебных книгах историческую память об истории царя Авгаря. Она передается в стихирах на великой вечерне, каноне на утрене и в особой молитве образу» . Например, вот стихира на «Господи, воззвах»:

«Пречистаго Твоего лица зрак изобразив, Авгарю верному послал еси, воз-желавшу Тя видети, по Божеству Херувимы невидимаго. Яко да Твой образ зряще, нас ради воплощшагося и пострадавшего волею, к Твоей любви распалаемся, юже на нас излиял еси, великия ради Твоея милости» .

Как видим, в этой стихире о болезни царя Авгаря ничего не сказано. Информацию о болезни царя Авгаря и чудотворениях «Святого Манди-лиона» в Эдессе находим в сирийских источниках VП-VШ вв. и армянском апокрифе.

В сирийских источниках присутствует предание о чуде:

«Оно рассказывает, что некий человек с Востока украл Нерукотворный образ, который хранился в церкви Эдессы. Когда вор остановился на ночлег в монастыре свв. Козьмы и Дамиана за пределами города, Мандилион вдруг наполнился огнем и стал жечь похитившего его. Вор бросил реликвию в глубокий монастырский колодец, и немедленно огненный столп спустился с небес на колодец. Мандилион был найден, и с того времени каждый, кто омывался водой из колодца, получал исцеления, особенно те, которые, подобно царю Авгару, были больны подагрой» .

В армянском апокрифе содержится предание о происхождении этого колодца, созданного самим Авгарем, который, получив Мандилион, «выкопал колодец, омыл свое тело, затем облобызал образ Спасителя и исцелился и многие другие с ним. После того он построил церковь и с великой честью поместил божественный образ в ней на святую трапезу» 1. Вода колодца, согласно более поздним свидетельствам, исцеляла и христиан, и иноверцев. Она особенно помогала от проказы, «слоновой болезни» и подагры («болезни Авгаря»). Вскоре после разгрома Эдессы в 1144 г. колодец в разрушенном монастыре посетил новый правитель края, Занги, который, исцелившись от болезни ног, повелел основать при колодце лечебницу» 2.

Учитывая приведенные ранее сведения, попытаемся установить истинную болезнь царя Авгаря.

1. Как мы установили, самым древним письменным источником, где указывается о болезни царя Авгаря, дошедшим до нашего времени, является «Церковная история» Евсевия, епископа Кесарийского.

2. В ней Евсевий Кесарийский характеризует царя Авгаря как «мучимого болезнью, излечить которую было не в силах человеческих». Но какой именно болезнью страдал царь, не говорится.

3. Мы знаем из этого же источника, что больной не был изолирован от окружающих его людей, как, например, царь Озия: «И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли» (2 Пар 26: 21). В глаголемые времена изгнание прокаженного из города (селения) или его изоляция, как в случае с царем Озией, были обязательными.

4. Стремление израильтян во что бы то ни стало избежать проказы объяснялось тем, что прокаженный на все время болезни считался нечистым в культовом отношении (Лев 13: 3) и поэтому изолировался от общества и отстранялся от участия в богослужении. Хроническое заболевание становилось тяжелым несчастьем и испытанием для больного (Иов 2:7-8). Необходимо отметить, что изоляция прокаженного от общества имела не медицинскую, а религиозную причину: считалось, что нечистота передается через прикосновение (Лев 15: 4-12). Заболевших не допускали в стан (Лев 13: 46; Числ 5: 2; 12:14), и они жили за го-

1 Апокриф, известный в ХП-ХШ вв., восходит к более раннему сирийскому источнику.

2 Этот чудотворный колодец почитался еще в XIX в. Согласно сказаниям армян Урфы (Эдессы), близ города находился «колодец Мандилиона» (Джеб-аль-Мендиль): Авгарь исцелился от проказы водой, наполнившей колодец, в котором спрятан был Нерукотворный образ.

родскими воротами, как те четверо прокаженных, которые были вынуждены находиться вне стен Самарии даже во время войны (4 Цар 7: 3-10) . Профессор А. П. Лопухин в толковании на книгу Левит пишет:

«Раз объявленный нечистым, прокаженный должен был немедленно облечься в костюм носящего траур и носить его в течение всей болезни: голова его была обнажена, одежда (на груди) разодрана, волосы на голове в беспорядке, подбородок подвязан, и он должен, предупреждая чистых от осквернения, взывать: «тамэ, тамэ» («нечисть, нечисть!»), ср. Плач 4:15. Этим уже предполагается заразительность проказы по древнееврейскому воззрению (в медицине об этом в древнее и новое время существовали два противоположных взгляда). По талмудистам, прокаженный, войдя в чистый дом, осквернял всех, там находящихся, и все сосуды, исключая только покрытых или обвязанных (Мишна, Келим 1:4; Негаим 13:11). Так как одно прикосновение к прокаженному оскверняло, то прокаженный во все время болезни должен был жить отдельно от здоровых вне стана или города (ср. Числ 5: 2-3; 4 Цар 7: 3; Лк 17: 12) в особых, нарочито для прокаженных отведенных строениях. В позднейшее время, если прокаженный хотел посетить синагогу, храм, то он занимал особо отгороженное там место и должен был первый войти в здание и последним выйти (Негаим, 13:12). Это талмудическое свидетельство, впрочем, мало согласуется с библейскими данными (Лев 13; 14)» .

5. Возможно, что язычники придерживались других правил и больного проказой не изгоняли и не изолировали, как это было с Нееманом Сириянином: «Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что через него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный» (4 Цар 5: 1); «И пошел и передал это3 господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской» (4 Цар 5: 4). В предыдущей нашей работе мы определили, что Нееман Сириянин болел не проказой, а псориазом. Поэтому, даже если учесть, что Авгарь был язычником, аргументов все равно больше в пользу того, что царь болел псориазом, осложненным псориатическим артритом. Также важно то, что проказа не относится к наследственным заболеваниям, а мы знаем из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, что сын царя Авгаря болел подагрой и был исцелен апостолом Фаддеем, одним из семидесяти.

«И начал Фаддей силой Божией врачевать всякую болезнь и всякую немощь, так что все изумлялись. Изумился Авгарь: что слышал он об Иисусе, то на деле свершилось на нем через Его ученика Фаддея, который исцелил его без лекарств и трав, и не его только, но и сына его Авда, болевшего подагрой. Тот тоже, подойдя к Фаддею, упал ему в ноги и был исцелен молитвой и прикосновением руки. Фаддей исцелил много их сограждан, творил великие чудеса и проповедовал слово Божие» .

Наследственным заболеванием как раз таки является псориаз, но не проказа. Как мы помним, в сирийских и армянских источниках говорится, что царь

3 Рассказ пленной маленькой девочки из земли Израильской, которая служила жене Неемановой, о пророке: «И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!» (4 Цар 5: 2-3).

Авгарь болел подагрой . Но в те далекие времена подагрой называли практически все заболевания суставов. Современной медицине известно, что псориатический артрит, как и псориаз, относится к наследственным заболеваниям. Причем псориаз может начинаться именно с поражения суставов. Поэтому мы предполагаем, что сын Авгаря Авда имел поражение суставов, связанное с псориазом.

6. К сожалению, описательной картины кожного поражения у царя Авгаря не существует, и в Библии об Авгаре нет упоминаний. И тем не менее такой косвенный признак, как отсутствие его изоляции или изгнания, а также уточнение случая с Нееманом Сириянином наталкивают на мысль, что этот человек страдал все же от псориаза, несмотря на существующее мнение церковного восточного предания о том, что царь Авгарь болел проказой. Потому что в греческой медицине слово «проказа» означало прежде всего псориаз, симптомы которого во многом совпадают с симптомами проказы.

Более подробно «ключевые слова», относящиеся к описанным в Библии кожным болезням, помогающие понять, где речь идет о псориазе, а где о проказе, мы разобрали в нашей предыдущей работе «Псориаз и кожные болезни в Библии» . Например, учитывая описанную в Библии клиническую картину: «.и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом» (Числ 12: 10), авторы настоящего доклада как врачи (один из которых дерматолог) считают, что Мариам и Нееман Сириянин болели псориазом, а также и своего слугу Гиезия пророк Елисей наказал передающимся по наследству псориазом, потому что сказано: «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него от проказы, как снег» (4 Цар 5: 27).

В настоящее время медицинской науке известно, что псориаз является наследственным заболеванием, а проказа — инфекционным, но не наследственным.

Также думаем, что речь идет о псориазе и в том случае, когда перед тем, как отправить Моисея с Аароном к старейшинам сынов Израилевых, Господь показывает Моисею чудеса: «Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег» (Исх 4: 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соответственно, мы предполагаем, что Симон прокаженный (Мф 26: 6-13) был ранее исцелен Иисусом или у него был незаразный псориаз, как, по нашему мнению, и у нищего Лазаря (Лк 16: 20-21).

Высыпания при псориазе, как правило, покрыты серебристо-белыми чешуйками, которые по внешнему виду вполне сравнимы со «снегом». При проказе высыпания, похожие на снег, совершенно не характерны. Поэтому можно предположить, что, когда в Библии высыпания на коже человека сравниваются со «снегом» или говорится, что «все превратилось в белое», а также и в тех случаях, когда больного не изолируют и не изгоняют за пределы города (селения), речь идет все же о псориазе.

Таким образом, подытожив имеющуюся у нас информацию по исследуемому вопросу, мы пришли к выводу, что царь Авгарь все же проказой не болел, а если и был болен, то, вероятнее всего, псориазом, при этом так называемая

подагра — не что иное, как одно из осложнений псориаза в виде псориатиче-ского артрита.

Стало быть, икона Спаса Нерукотворного — величайшая святыня христианского мира — была сотворена Христом, Сыном Божьим благодаря болезни царя Авгаря. Как мы установили, Авгарь был «мучим» псориазом, осложненным псориатическим артритом. По преданию, изображение Господа чудесным образом запечатлелось на куске ткани, которым Он отер лицо после омовения, а затем отдал убрус (плат) со Своим «Божественным и животворящим» ликом посланнику эдесского царя. Образ исцелил Авгаря, который, крестившись, стал первым христианским царем4.

Чудо исцеления Нерукотворным образом было первым, совершенным не Самим Господом, а Его изображением. Оно стало знамением святости изображений Церкви, чудотворности ее икон.

Патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима в форме соборного постановления, именуемого «Послание трех восточных патриархов императору Феофилу», Эдесский образ ввели в контекст основных аргументов иконопо-читателей, и им возглавили перечень из 12 важнейших чудотворных икон 5.

«Итак, прославляя Нерукотворный образ, Церковь говорит о Христе как о вочеловечившемся Боге» . Его «икона есть видимое и осязаемое свидетельство припряжения сотворенного человеческого начала нетленному божественному бытию» .

В результате становится понятна спасительность почитания священных изображений. Руководствуясь определением Седьмого Вселенского собора, следует помнить, что через почитание иконных образов все внимание и ум возносятся к невидимому Первообразу. «Такое исповедание почитания икон ставит священное изображение как бы на грани видимого и осязаемого мира и мира духовного, божественного. Икона становится как бы видимым символом невидимого мира, его осязаемой печатью, и смысл ее — быть светлыми вратами неизреченных таин, путем божественного восхождения» .

К сожалению, «икона икон» была утрачена в 1204 г., после разграбления Константинополя крестоносцами, когда «корабль, на котором они везли похищенный образ, утонул во время крушения на море. Так что подлинник оказался потерян» .

Известно, что псориазом в мире болеет примерно 110 млн человек. Хотя на самом деле эта цифра значительно выше. Нашедшему лекарство от псориаза гарантировано получение Нобелевской премии и еще нескольких миллионов евро из разных фондов. В настоящее время на поиск и разработки лекарственных препаратов потрачены уже сотни миллионов евро, однако универсальной мази или таблетки не найдено.

Изучение истории обретения человечеством первой иконы Христа — Нерукотворного образа, приводит к мысли, что, кроме молитвы к Господу, веры и покаяния, Богу угодно, чтобы болеющий человек, имея нужду и желая

4 Армянская апостольская церковь 19 декабря поминает святого Абгара, первого царя, уверовавшего в Иисуса Христа .

5 The letter of the Three Patriarchs, 1997. — P. 32-35.

исцелиться, прикладывал собственные усилия к выздоровлению. Царь Ав-гарь страдал от мучительной кожной болезни и поражения суставов. Сам он из-за невыносимой боли и страданий не мог совершить длительное путешествие в Иерусалим к Иисусу Христу. Но он не впал в уныние, а с великой верою в исцеляющую силу Сына Божьего отправил к Спасителю своего посланника Ананию с просьбой прийти и исцелить его. Господь не смог посетить Авгаря, но с помощью Своего Нерукотворного образа исцелил больного. И эта история еще раз подтверждает слова апостола, что «без веры невозможно угодити Богу» (Евр 11: 6). «Без веры в Бога невозможно ни любить Его, ни надеяться на Него. Поэтому вера в Бога есть первейшая нравственная обязанность христианина к Богу» . Поэтому оптимальными для выздоровления больного, как мы считаем, являются условия, когда он с верою, покаянием, молитвою ко Господу прикладывает усилия к выздоровлению, в том числе выполняя рекомендации лечащего врача, в результате чего Господь может его исцелить.

Итак, на примере исцеления царя Авгаря от псориаза, осложненного псо-риатическим артритом , можно с уверенностью сказать, что, взывая к помощи самого совершенного и искусного врача и целителя — Господа Иисуса Христа, человечество все же сможет избавиться от этого мучительного недуга.

ЛИТЕРАТУРА

4. Евсеева Л. М., Лидов А. М., Чугреева Н. Н. Спас Нерукотворный в русской иконе. — М., 2005. — С. 12-39.

5. Иларион (Алфеев), епископ. Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие. — М.: Эксмо, 2012. — С. 138.

7. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. — М.: Отчий дом. 2011. — 480 с.

9. История иконы «Спас Нерукотворный». URL: http://blagosever.ru/novosti/istorija-ikony-spas-nerukotvornyj.

10. Лидов А. М. Нерукотворные образы в Византии. URL: http://wiki.ru/sites/ vizantiyskaya_imperiya/ articles-8144.html.

13. Минея. — Август. — Ч. II. — Изд-во Московской Патриархии, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Святой Абгар, первый уверовавший во Христа царь Армении. URL: http://ria. ru /religion/20091219/200085797.html.

16. Терлецкий О. В., Григорьев Г. И. Духовно ориентированная терапия. — СПб., 2013. — С. 190.

17. Терлецкий О. В., Григорьев Г. И. Псориаз и кожные болезни в Библии // Вестник РХГА. — 2014. — Т. 15, № 4. — С. 220-228.

18. Терлецкий О. В., Григорьев Г. И. Об истинной болезни царя Авгаря, побудившей Господа Иисуса Христа Сына Божьего сотворить «Святой мандилион». — СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2015. — С. 192-193.

19. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. — Изд-во ЗападноЕвропейского экзархата МП, 1996.

20. Языкова И. Со-творение образа // Богословие иконы. — М.: Изд-во ББИ, 2012. — С. 97. — Серия «Современное богословие».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *