Преподобный Севастиан Карагандинский – знаменитый русский святой XX века, жизнь и подвижничество которого тесно связано с народом Казахстана. Преемник оптинских старцев, юность свою он провёл в Оптиной пустыни, где был пострижен в монахи. После Октябрьской революции, повторив судьбу многих неправедно гонимых священнослужителей, он более десяти лет провел в тюрьмах и лагерях, последним из которых был Карлаг – лагерь для заключенных недалеко от г. Караганды. После освобождения из лагеря в 1939 году о. Севастиан остался жить в Караганде, организовав и возглавив небольшую православную общину. В Караганде в те годы жилось трудно. Морозными зимами люди сотнями умирали от голода, болезней и непосильной работы. Отец Севастиан был молитвенником за всех, вместе с немногочисленными прихожанками помогал ссыльным, порой отдавая им последний кусок хлеба. До самой своей кончины в 1966 году Св. Севастьян был духовным наставником своих многочисленных духовных чад, светильником душ, никому он не отказывал в посильной помощи. Мощи Преподобного Севастиана Карагандинского покоятся в Свято-Введенском монастыре г. Караганды.

К святому старцу обращаются с молитвами об исцелении от тяжелых болезней, в том числе от раковых заболеваний, об укреплении любви, о даровании терпения и смирения.

Тропарь преподобному Севастиану Карагандинскому, глас 3

Троицы Святыя служителю, земне ангеле и небесне человече, духовнаго Оптинскаго старчества преемниче, Христов священнотаинниче и исповедниче, Духа Святаго обитель всечестная, преподобне отче Севастиане, досточтиме, испроси мирови мир и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 3
В радость Господа Воскресшаго вшедшаго, преподобным Oптинским старцем сликовника, мучеников и исповедников сопричастника, священнотаинникам Божиим сослужителя, земна Aнгела и небесна человека, града Караганды боголепное украшение, Казахстанския страны богомольца изрядна, Церкви Русския похвалу ублажим, вернии, с веселием ему вопия: радуйся, Севастиане, преподобне отче наш.

Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Севастиане, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Заказать молебен прп. Севастиану Карагандинскому можно на сайте нашей Церковной лавки.

На фото: икона прп. Севастиана Карагандинского с частицей мощей, постоянно пребывающая в Храме свт. Луки (Войно-Ясенецкого), г. Екатеринбург

О своем желании покинуть Липецкую и Елецкую епархию Севастиан уведомил заранее. Месяц назад архимандрит написал прошение епископу Липецкому и Елецкому Никону с просьбой о выведении его за штат. Скоропалительного ответа тогда не последовало. Ситуация разрешилась после Поместного собора, который избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Кирилла. На следующий день состоялась встреча нареченного Патриарха и епископа Никона. После чего, в Липецкой и Елецкой епархии была образована комиссия, которая по сведениям GOROD48, должна проанализировать деятельность архимандрита Севастиана на липецкой земле.
Напомним, с именем Севастиана связывают несколько скандалов, прогремевших на всю Россию. Самый крупный произошел 17 марта 2008 года. Тогда у здания епархиального управления устроили пикет около сотни сторонников архимандрита, который в этот момент был вызван на епархиальное собрание. По сведениям пикетчиков, священник должен был подвергнуться санкциям за свои взгляды, идущие вразрез с политикой Русской Православной Церкви. Архимандрит Севастиан, как и епископ Диамид в открытую проповедовали отказ от паспортов нового образца, ИНН, яростно выступали против глобализации и экуменизма.
После откровенного демарша Диамида в отношении Московской патриархии и лишении его поста, игумен Знаменского монастыря продолжал придерживаться раскольнической позиции. Письма о поддержке «епископа Динамида» неоднократно публиковались в СМИ. Поэтому прошение Севастиана об уходе за штат не было сенсационным. Он предполагал, что митрополит Кирилл в случае избрания на патриарший престол церемонится с раскольниками не станет. Однако дата ухода из монастыря настоятеля держалась в тайне не только от прихожан, но и от большинства насельников обители. 29 января в Троицком монастыре, домовой церкви Иоанна Златоуста, церкви Рождества Богородицы, которые находились в введении Севастиана произошла опись имущества. 30 января в присутствии настоятеля Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря Трифона Севастиан передавал управление Знаменской обителью.
Как сообщил GOROD48, настоятель Трифон новым руководителем обители временно назначен игумен Зинон (Романенко).
— Никаких проблем при передачи имущества не возникло. Все было сдано в полном объеме: документация, помещения, строения, облачения, иконы, церковная утварь. Сегодня произойдет вечернее богослужение.
Вслед за игуменом из Липецкой области отправились священнослужители и насельницы Знаменского монастыря. Однако в каком направлении, неизвестно. Не исключено, что новой дислокацией опального архимандрита станет Крым, где он накануне приобрел земельные участки. Напомним, Украина – родина Севастиана.
Именно на Украине Севастиан «прославился» в 2002 году. Служа в Харьковской епархии, Севастиан покинул Свято-Покровский монастырь, где являлся наместником, без согласования с благочинным игуменом Димитрием (Матвейчуком). После демарша архимандрит Севастиан был запрещен в служении. После покаяния в 2004 году запреты в священнослужении были сняты. После этого он покинул Украину и «всплыл» в Липецкой и Елецкой епархии, где епископ Никон доверил ему восстановление женского монастыря в Ельце. К появившемуся в городе архимандриту потянулись паломники из Украины. За рвение в восстановлении Знаменского монастыря епископ Липецкий и Елецкий Никон вручил Севастиану высокую церковную награду — Орден преподобного Серафима Саровского III степени.
Основными прихожанами монастыря являлись выходцы из Украины. Оттуда же текли финансовые потоки на восстановление знаменитой обители.

Память 19 апреля (6 апреля по ст. ст.), 9 октября (обретение мощей в 1997), в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Воронежских святых.

В миру Степан Васильевич Фомин, родился 28 октября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. После смерти родителей пятилетний Степан стал жить с семьёй старшого брата. Средний его брат принял постриг в Оптиной Пустыни. Степан хорошо окончил трёхклассную приходскую школу, книги ему давал читать приходской священник. Мальчик был слаб здоровьем, в полевых работах участвовать не мог, а ходил за скотиной, был пастухом. Часто зимой посещал он брата в Оптиной пустыни.

3 января 1909 года был принят в скит Оптиной Пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти которого в 1911 году, перешёл под старческое руководство к отцу Нектарию и остался при нём до 1923 года келейником.

В 1917 году пострижен в мантию с именем Севастиан.

10 января 1918 года Оптина пустынь была закрыта, хотя монастырь и продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. Многие, особенно молодые послушники, не выдержав тяжелого труда и суровых требований, покинули Оптину. Одновременно на её территории был устроен музей. Скитов к этому времени уже не существовало. Все жили практически одним днем. В 1923 году монастырские службы были полностью прекращены и власти приступили к выселению монахов. Братские келии сдавались музеем, желающим в качестве летних дач. Все это время отец Севастиан находился под духовным окормлением старца Нектария Оптинского.

В 1927 году рукоположен в сан иеромонаха от епископа Калужского.

Был келейником старца иеросхимонаха Нектария до самой его кончины 29 апреля 1928 года. По благословению старца после его смерти ехать служить на приход, отец Севастиан уехал сначала в Козельск, затем в Калугу, а потом в Тамбов, где получил назначение на приход в город Козлов, в Ильинскую церковь, настоятелем которой был протоиерей Владимир Нечаев, отец будущего митрополита Питирима (Нечаева), от которого впоследствии отец Севастиан примет схиму. Во время ареста протоиерея Владимира отец Севастиан заботился о его многодетной семье.

В Ильинском храме он служил с 1928 по 1933 годы вплоть до своего ареста. Батюшка не любил немолитвенного нотного пения и старался устроить на своем приходе благоговейное монастырское пение. В этот период он вёл в Козлове борьбу с обновленцами и не оставлял общения с жившей в рассеянии братии Оптиной Пустыни.

В феврале 1933 года был арестован. На допросах батюшка дал прямой ответ: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие же взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся. Я мало был доволен советской властью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера».

Впоследствии отец Севастиан рассказывал: «Когда меня принуждали отречься от православной веры, то поставили в одной рясе на всю ночь на мороз и стражу приставили. Стража менялась через 2 часа, а я бессменно стоял на одном месте. Но Матерь Божия опустила надо мной такой «шалашик», что мне было в нем тепло. А утром меня повели на допрос и говорят: «Коль ты не отрекся от Христа, так иди в тюрьму».

Его приговорили к 7-летнему заключению на лесоповал, несмотря на слабое здоровье и повреждённую левую руку.

Заключение отбывал в Карагандинском исправительно – трудовом лагере (Карлаг) — «Карагандинском совхозе-гиганте ОГПУ».

К середине 30-х годов в Карлаге было создано огромное «образцовое» хозяйство со своими заводами, промышленными цехами, научными программами. Тогда же, начинает зарождаться будущая карагандинская община. У отца Севастиана появляются на зоне духовные чада, постепенно собираются и ждут его освобождения прежние его чада.

«В заключении я был, — вспоминал батюшка, — а посты не нарушал. Если дадут какую-нибудь баланду с мясом, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба».

После освобождения 29 апреля 1939 года отец Севастиан поселился в пригороде Караганды. «Дорогие мои, — сказал сестрам батюшка, — будем жить здесь. Мы здесь больше пользы принесем, здесь наша вторая родина».

Он окормлял всех стремящихся к Богу, приходя к ним в дома и совершая требы, хотя разрешение на это со стороны властей не было — «народ в Караганде был верный — не выдадут». Батюшку полюбили и в окрестностях, со всех концов страны стали съезжаться духовные чада старца, всех он принимал с любовью и помогал устроиться на новом месте. Часто старец благословлял приезжавших к нему за духовным окормлением монахинь жить в какую-нибудь семью, что было в духе Оптинских старцев. Такие матушки становились как бы ангелами-хранителями дома.

В 1944 году община устроила себе домовую церковь в селе Большая Михайловка — село стало потихоньку заселяться «батюшкиными». В 50-е годы жизнь карагандинской общины начала налаживаться.

В 1953 году было получено разрешение на молитвенный дом, а в 1955 году удалось добиться регистрации религиозной общины.

Священников батюшка подбирал себе сам. Вокруг него собралась монашеская женская община. О его общине архиепископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф (Чернов) так говорил: «батюшка насадил здесь виноград, который потом и слезами вырастил». «Маленькая церковь, от земли не видно, а столп горит до неба».

22 декабря 1957 года возведен в сан архимандрита.

Батюшка сохранял безупречное исполнение церковного устава, не допуская при богослужении пропусков или сокращений. Церковные службы были для него неотъемлемым условием его внутренней жизни. В беседах его любимым образом был святой апостол Иоанн Богослов — он часто призывал паству к почитанию этого апостола Любви. Отец Севастиан очень почитал святые иконы и говорил, что он даны нам в помощь от темных сил, что есть иконы, особые по славе благодати, есть намоленные веками чудотворные образы, которые, как ручейки, несут от Господа благодать. Он приводил слова старца Нектария Оптинского о том, что мудрость, разум и рассудительность есть дары Святого Духа, которые приводят к благочестию.

Батюшка обладал тонким юмором и любил пошутить, но всегда доброжелательно. Он не жалел времени на беседу с человеком. Каждый его совет приводил к благополучию.

Власти, видя его авторитет, всячески старались закрыть храм, но это им не удавалось: батюшка — как только они его вызовут — обезоруживал их так, что они совершенно лишались дара слова и после его ухода удивлялись: «Что это за старичок такой, что мы сделать ничего не можем?»

Батюшка всегда и во всём учил полагаться на волю Божия Промысла. Он также любил природу, жалел животных, однажды спас только что родившихся котят.

О бесноватых он говорил: «Здесь они потерпят, а там мытарства будут проходить безболезненно… Я не хочу с вас кресты снимать. Здесь вы потерпите, но на Небе большую награду приобретёте». У батюшки была духовная мудрость, великое терпение. Если кто при нём роптал на ближнего, он скажет: «Я вас всех терплю, а вы одного потерпеть не хотите». Не поладит кто, он волнуется: «Я настоятель, а всех вас слушаю».

Он заботился о спасении каждого, это была его цель. Он просил: «Мирнее живите». Однажды, среди беседы о нравах людей батюшка сказал и даже указал: «Вот этих людей нельзя трогать, они, по гордости, не вынесут ни замечания, ни выговора. А других, по их смирению, можно». Очень важное значение он придавал молитвам за усопших, и других призывал: «молитесь за усопших больше всего. За всё слава Богу! Слава Богу за всё!»

16 апреля 1966 года принял постриг в схиму от владыки Питирима (Нечаева).

Впитав в себя традиции и благодатный святоотеческий дух Оптиной Пустыни и будучи учеником её великих старцев, перенеся изгнания и заключения в большевицких концлагерях, он по неисповедимым судьбам Божиим пронёс своё старческое служение в столице знойных степей центрального Казахстана, многострадальной Караганде.

Скончался 19 апреля 1966 года, на Радоницу. Погребён он был на Михайловском кладбище.

Прославлен в 1997 году как местночтимый святой Алма-Атинской епархии. 4 ноября 1997 года были обретены его святые мощи и перенесены в новый храм Рождества Пресвятой Богородицы в Караганде.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *