Мiръ Россия Санкт-Петербург поселок Стрельна Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь

Идёт загрузка карты…

Свя́то-Тро́ицкая Се́ргиева Примо́рская пу́стынь (Троице-Сергиева пустынь, Сергиева пустынь) — православный мужской монастырь (пустынь), сейчас формально находится на территории посёлка Стрельна, ныне в черте города Санкт-Петербурга. Основан в 1734 году; до 1918 года имела статус первоклассной обители; с 1819 до 1834 год находилась в ведении петербургских викариев — епископов Ревельских. Примыкающий к пустыни посёлок Сергиево с одноименной железнодорожной станцией в 1918 г. переименован в посёлок Володарский. В 2010 г. железнодорожной станции возвращено её первоначальное название.

История

В 1734 году императрица Анна Иоанновна передала земли в 19 верстах от Петербурга на берегу Финского залива своему духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (Василию Высоцкому). Ранее на этих землях была мыза («Приморская дача») старшей сестры Анны Иоанновны, дочери царицы Прасковьи — Екатерины, герцогини Мекленбург-Шверинской.

Варлаам перенес из Петербурга в обитель деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника. По проекту П. А. Трезини кельи в 1756—1760 годах были выстроены из кирпича, а к 1764 году на углах стен появились башни. В том же году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом.

Около 1773 года в пустынь поступил послушником в возрасте 16 лет будущий преподобный Герман Аляскинский и пробыл здесь пять лет, после чего ушёл на Валаам.

Расцвет пустыни начался в 1834, когда её наместником был назначен архимандрит Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых «Аскетических опытов». Уже через год он объединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привёл в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нём руководил известный духовный композитор протоиерей П. И. Турчанинов, который в 1836—1841 был священником в соседней Стрельне.

Дело архимандрита Игнатия продолжал в 1857—1897 архимандрит Игнатий (Малышев). Большой известностью пользовался в то время в столице духовник братии иеромонах Герасим, выпускник столичного университета, скончавшийся в 1897 году.

С 1915 года до конца 1918 настоятелем был архимандрит Сергий (Дружинин) (впоследствии епископ); с начала 1919 до своей кончины в январе 1930 года — игумен Иоасаф (Меркулов); последний настоятель до закрытия — архимандрит Игнатий (Егоров).

Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

В 1919 году пустынь была закрыта, насельники отправлены в ссылку, монастырское кладбище начало уничтожаться. Часть братии осталась жить среди воспитанников основанной в зданиях монастыря детской трудовой колонии — коммуны «Труд»; в школе при колонии в 1925 г. обучалось 265 детей.

В 1930-е годы в монастырские здания въехала Школа переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева. Свято-Троице-Сергиева пустынь серьёзно пострадала в 1930-х годах, а также была затронута разрушениями в период Великой Отечественной войны.

В 1960-е гг. в здания монастыря въехала Специальная средняя школа милиции. Наибольшие потери монастырские храмы и кладбище понесли в 1960-е годы.

Пустынь была вновь открыта в 1993 году, когда был принят приказ о её поэтапном возвращении церкви.

Кладбище

На кладбище, ещё с екатерининских времен, «подобно кладбищам Александро-Невской лавры, Донского и Симонова монастырей в Москве, » хоронили умерших из знатных родовитых семей: Апраксины, Дурасовы, Мятлевы, Строгановы; здесь упокоились также Ольденбургские, Потемкины, Шереметевы, Зубовы, Энгельгардты, Нарышкины, Опочинины, Голенищевы-Кутузовы, Разумовские, Фредериксы, Стенбок-Фермор и члены других известнейших в русской истории фамилий. На кладбище хоронили министров, сенаторов, членов Государственного совета, высших сановников, среди них были:

  • государственный деятель князь П. А. Зубов
  • дипломат, канцлер, лицейский товарищ Пушкина — князь Горчаков, Александр Михайлович
  • генерал П. А. Чичерин,
  • а также потомки великого русского полководца А. В. Суворова.

В 1813 году, после кончины М. И. Кутузова, в период с 24 мая по 11 июня 1813, его прах покоился в Троицком соборе обители, для всенародного прощания, на то время, пока в Казанском соборе готовили его усыпальницу.

В 19 веке здесь были похоронены строители храмов пустыни — архитекторы А. М. Горностаев и А. И. Штакеншнейдер; поэт И. П. Мятлев, артист и оперный певец В. М. Самойлов.

Массированное уничтожение кладбища началось в 1930-е годы, после того, как в монастырские здания въехала Школа переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева; кладбище сровняли с землей, но уничтожить его окончательно помешала начавшаяся война. В 1930 г. главный хранитель музеев-некрополей в Александро-Невской лавре Н. В. Успенский составил список двадцати пяти надгробных памятников, находящихся в пустыни и «подлежащих непременному сохранению». Из родовой усыпальницы Зубовых в фонды Русского музея передали бронзовые и мраморные бюсты работы С. П. Кампиони, С. С. Пименова, П . А. Ставассера. В Некрополь XVIII в. перенесли надгробия А. А. и С. А. Баташевых. В 1931 г., прах В. М. Самойлова и его дочерей Веры и Надежды перенесли в Некрополь мастеров искусств. Уцелело надгробие архитектора А. М. Горностаева.

К 1993 году, когда в монастыре вновь появились насельники, кладбища уже не существовало, на его месте находился плац, покрытый асфальтом.

В 1995—2000 годы восстановлены надгробия над некоторыми захоронениями: канцлера А. М. Горчакова, архитектора А. И. Штакеншнейдера, принцев П. Г. Ольденбургского и К. П. Ольденбургского, генерала П. А. Чичерина и его супруги, А. А. Куракиной.

Храмы

Троицкий собор

Троицкий собор (Приморская мужская пустынь)

Троицкий собор был заложен в 1756 г. Строительство храма велось по проекту и под руководством П. А. Трезини и закончилось в 1760 году. На освящении собора в августе 1763 года присутствовала императрица Екатерина Вторая, посещавшая пустынь и ранее.

Пятиглавый собор возвышался в центре архитектурного ансамбля монастыря. Храм эффектно возвышался над остальными монастырскими постройками. Купола его были широко расставлены. Стены расчленены пилястрами, особую нарядность придавали лепные украшения. Внутренняя отделка храма отличалась пышностью и богатством. На горнем месте до 1917 г. стоял образ Пресвятой Троицы, написанный в 1840 г. акад. К. П. Брюлловым.

Главными святынями храма была чудотворная икона прп. Сергия Радонежского и два креста с частицами мощей прп. Сергия и вмц. Варвары.

Приделы храма были освящены — правый, во имя свв. апостолов Петра и Павла; левый, во имя свв. Захарии и Елизаветы. Этот последний придел был позднее, закрыт, и затем вновь освящён во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Перестройкой придела руководил архитектор А. Мельников.

Над могилой основателя монастыри архимандрита Варлаама (Высоцкого, Василия Антиповича, 1665—1737) неподалёку от алтаря Троицкого собора, стояла часовня. В 1864 г. она была перестроена А. М. Горностаевым, и в 1873 году в ней погребли духовного композитора схимонаха Михаила (Чихачёва) и схимонаха Макария (Макарова) В часовне находилась икона Тихвинской Божией матери.

Службы в соборе продолжались вплоть до 1931 года. Собор был взорван в 1960 году, во время хрущёвской антирелигиозной кампании.

Церковь святого мученика Валериана

Церковь святого мученика Валериана имеет следующую историю. В 1804 г. от ран, полученных в персидском походе, скончался покоритель Дербента, граф Валериан Александрович Зубов, завещавший выстроить над своей могилой церковь с инвалидным домом для «увечных воинов». Выполнить волю покойного взялись его братья Платон и Николай Зубовы, впоследствии оба захороненные в этой церкви. Всё время своего существования храм и богадельня содержались на средства Зубовых. 16 сентября 1805 года в западной части монастыря, рядом с оградой, над могилой Зубова по проекту Л. Руска была заложена церковь во имя св. мученика Валериана с богадельней. В 1805—1809 гг., в западной части Сергиевой пустыни, было построено двухэтажное ампирное здание с портиком, проект которого выполнил Л. Руска. Церковь святого Валериана, выстроенная в виде овальной ротонды, находилась в центральной части строения; иконостас в этом храме (одноярусный) был также размещён полукругом. Храм был освящён 21 июня 1809 архимандритом Порфирием (Кирилловым) в 1808—1809 гг. бывшего настоятелем пустыни, в годовщину смерти графа В. А. Зубова. Первые инвалиды — насельники Зубовской богадельни появились в 1814 году.

В крипте церкви святого Валериана находилась семейная усыпальница графов Зубовых, где к началу XX в. насчитывалось двадцать семь захоронений, многие из которых были украшены мраморными и бронзовыми бюстами. В крипте церкви были похоронены братья Николай, Дмитрий и Платон Зубовы, их дети и внуки, а также дочь и внук А. В. Суворова — Наталья Александровна Суворова-Зубова и Александр Аркадьевич Суворов. Над входом в усыпальницу была помещена доска из черного мрамора, на которой вызолоченными буквами написано: «Храм вечного упокоения роду светлейшего князя и графов Зубовых сооружен 1809 г.». В 1865—1866 акад. Н. А. Лавров написал четыре новых образа для иконостаса церкви Св. Валериана.

Церковь, как и все остальные храмы пустыни, был закрыта в 1919 г. В здании храма разместились мастерские трудовой колонии. В 1923 году были уничтожены все захоронения Зубовых. Здание сохранилось, но вследствие перестроек 1935 г. его вид искажён: оно надстроено (в центре на один этаж, по краям на два), изменены некоторые детали отделки.

Церковь Покрова пресвятой Богородицы

Покровский храм был основан в 1844 г., по заказу князя Михаила Викторовича Кочубея. Храм возводился над могилой его внезапно умершей молодой жены, княгини Марии Ивановны Кочубей (05.12.1818—20.01.1843). Проект, начатый архитектором Р. И. Кузьминым, в 1859—1863 гг. был переделан архитектором Гаральдом Боссе. Покровский храм был освящён архимандритом Игнатием в 1863 году.

Церковь была взорвана в 1964 году.

Церковь Воскресения Христова

Троицкая пустынь в начале 1840-х гг.

Церковь Воскресения Христова был заложена в 1877 г. и освящена в июле 1884 г. петербургским митрополитом Исидором. Проект храма в византийском стиле, вмещающего две с половиной тысячи человек, принадлежал А. А. Парланду. Храмовые фасады из разноцветного кирпича были украшены барельефами, изображающими русских святых (скульптор Р. Р. Бах), в окнах храма стояли витражи. По модели скульптора А. М. Опекушина были сделаны два посеребренные Ангела Воскресения, поддерживающие золоченые царские врата. Образа царских врат были написаны па перламутре. Перед низким иконостасом с иконами на золотом фоне стояли два великолепных многосвечника, исполненных из лазурита и золоченой бронзы на фабрике Шопена. В храме было освящено три придела.

В 1877 году архимандрит Игнатий освятил нижний придел Архистратига Михаила, в память погребенного в нем вице-адмирала М. П. Голицына. Нижняя церковь называлась, вследствие этого захоронения, «Голицынской», и именно в ней находились все почетные захоронения: герцог Н. М. Лейхтенбергский и его супруга графиня Надежда Сергеевна Богарне (урожд. Анненкова), министр народного просвещения А. С. Норов, генерал, сенатор Ф. Я. Миркович, генерал-адъютант А. А. Кавелин. Здесь же был погребён и сам скончавшийся 16 мая 1897 г. архимандрит Игнатий, в течение сорока лет возглавлявший пустынь. В настоящее время его останки покоятся в храме преподобного Сергия, куда они, по инициативе иеромонаха Игнатия (Бузина), были перенесены в 1997 году, в год столетия со дня преставления архимандрита.

Церковь была снесена в 1968 году.

Церковь Григория Богослова

Храм Григория Богослова тоже был выстроен, как усыпальница, в 1855—1857 гг, в русско-византийском стиле, по проекту А. И. Штакеншнейдера. Храм строился над могилой генерал-лейтенанта Григория Григорьевича Кушелёва (младшего), на пожертвования его вдовы, Е. Д. Кушёлёвой (урожд. Васильчиковой), владелицы имения в Лигово.

Другие храмы и усыпальницы

В церкви преподобного Сергия Радонежского в приделе мученицы Зинаиды (освящен в 1861 г.) покоилась княгиня Зинаида Ивановна Юсупова. Нижние приделы занимали богатые семейные гробницы Клейнмихелей, Карцевых, Шишмарёвых, Игнатьевых и других богатых фамилий.

В 1862 году над монастырскими воротами была возведена церковь во имя св. Саввы Стратилата. Церковь строилась про проекту А. М. Горностаева, на средства М. В. Шишмарёва, в память крупнейшего российского предпринимателя, мецената С. Я. Яковлева.

В восточной части монастыря находилась часовня с иконой Рудненской Божией матери. На Большой Петергофской дороге стояли ещё две часовни. Настоятельские кельи монастыря были выстроены в 1760 году, в них располагалась также картинная галерея. Каменная братская трапезная была построена по проекту настоятеля Игнатия Брянчанинова, а двухэтажные корпуса братских келий со святыми воротами — по проекту А. М. Горностаева в 1862 году. При монастыре находились, кроме общих братских келий, обширная библиотека, двухклассная церковно-приходская школа с общежитием, инвалидный дом и монастырская больница.

Закрытие храмов монастыря началось в 1919 году, но Троицкий собор действовал до 1931 года. С его закрытием были арестованы или разогнаны последние монахи пустыни. Известно, что двое из них, последний настоятель пустыни архимандрит Игнатий (Егоров) и иеромонах Филимон (Алексеев), служили на приходах Ленинградской епархии до Большого террора 1937—1938 годов, когда были арестованы и расстреляны.

В 1968 году была снесена Воскресенская церковь. В 1960 и в 1964 гг. был взорваны Троицкий собор и Покровская (Кочубеевская) церкви. Распоряжение о сносе храмов было подписано главным архитектором Ленинграда В. А. Каменским и членом-корреспондентом Академии архитектуры СССP И. И. Фоминым.

Сохранившиеся храмы монастыря

  • Церковь преподобного Сергия Радонежского (1854—1856, арх. А. М. Горностаев) — Герб России Объект культурного наследия РФ № 7810427021
  • Придел Христа Спасителя
  • Придел Спаса Происхождения Честных Древ.
  • Придел мученицы Зинаиды
  • Церковь Святителя Григория Богослова (1855—1857, арх. А. И. Штакеншнейдер) — реставрируется Герб России Объект культурного наследия РФ № 7810427019
  • Церковь Саввы Стратилата (1859—1864, арх. А. М. Горностаев) — надвратная церковь Герб России Объект культурного наследия РФ № 7810427008
  • Часовня Покрова Пресвятой Богородицы (1873, арх. Д. И. Гримм) не сохранилась.

Церковь во имя преподобного Сергия

12 мая 1735 архим. Варлаам освятил во имя прп. Сергия первую церковь в пустыни, подарив ей серебряные сосуды. Она была деревянной и привезена из усадьбы царицы Параскевы Феодоровны на Фонтанке, где именовалась Успенской.

В 1756—1758 эту церковь заменили новой, разместив на первом этаже в северном флигеле. Иконостас и утварь были в неё перенесены из прежней постройки; Иконы написал М. Довгалев. После новой отделки это помещение освятил 18 июня 1822 епископ Ревельский Григорий, а 26 апреля 1852 в подвале, в усыпальнице кн. Чернышёвых, был освящён «пещерный» придел Спаса Происхождения Честных Древ.

Опираясь на денежную помощь кн. 3. Н. Юсуповой, арх. А. М. Горностаев в 1854 году приступил к полной перестройке храма в византийском стиле. Он сделал его пятиглавым и двухэтажным, внизу разместив приделы — Христа Спасителя с усыпальницей Апраксиных (освящён 4 июля 1857) и мц. Зинаиды (освящён 28 апреля 1861) с могилами кн. Юсуповых, где стоял иконостас из розового кипариса. Освящение главного придела произвел 20 сентября 1859 митрополит Григорий в присутствии великих князей Константина Николаевича и Николая Константиновича.

Вмещавший 2000 человек храм освещался двумя рядами романских окон с витражами. Внутреннее его пространство делилось на нефы восемью колоннами из полированного тёмно-красного гранита, которые поддерживали хоры. Потолок, как в ранне-византийских базиликах, был перекрыт деревянными балками. Меж арок Р. Ф. Виноградов (по эскизам М. Н. Васильева) написал на золотом фоне византийский орнамент.

Иконостас был сделан по рисунку А. М. Горностаева, с колоннами из порфира и деталями из каррарского мрамора, малахита, лазурита и полудрагоценных камней. Образа в царских вратах из золочёной бронзы исполнили акад. Н. А. Лавров, автор фресок, и М. Н. Васильев.

А. Н. Муравьёв, видный духовный писатель, пожертвовал в 1861 храму серебряный ковчежец с частицами святых мощей, который он получил от александрийского патриарха Иерофея, а в следующем году А. С. Норов — мраморную колонну высотой 60 см с образом Рождества Богородицы, привезенную им из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны. Из золочёного серебра была сделана дарохранительница.

Храм был закрыт в 1920-е годы; сохранился, но сильно переделан. Вновь открыт в 1993 (первая служба состоялась в праздник Введения 1993 года). В 1994—1995 гг. алтарная апсида храма была расписана, в технике фрески художником С. Н. Спицыным. Создавая проект росписи алтарной апсиды, художник взял за образец византийскую иконографию собора Монреале.

Разрушенные храмы монастыря

Святые

  • свт. Игнатий (Брянчанинов)

Престольные праздники

  • День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи
  • Сергий Радонежский, преподобный — Собор Московских святых, 18 июля, 8 октября
  • Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября
  • Савва Стратилат, мученик, и с ним 70-ти воинов — 7 мая

Фото

  • План монастыря

Видео

Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь. Экскурсии по Петербургу Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь Свято-Троицкая Сергиева приморская мужская пустынь

Как добраться

Проезд: месторасположение Троице-Сергиевой пустыни — на выезде из С.-Петербурга в сторону Стрельны-Петергофа на шоссе. Проезд: электричкой до ст. Володарская, от ст. метро «Автово» — трамвай 36, комм. автобус 224-К, до монастыря; или любой другой транспорт в сторону Стрельны, Петергофа, Ораниенбаума.

Адрес: Санкт-Петербург, Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, д. 15.

Телефоны: (812)647-07-30 (проходная); (812)647-07-45 (книжная лавка)

E-mail: sergieva_pustin@mail.ru

Официальный сайт

Расписание богослужений

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте обители.

Ссылки

  • Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь. Краткая информация
  • Санкт-Петербург. Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь. Фотографии
  • Свято Троице-Сергиева приморская пустынь. Фотографии и описание
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ. Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
  • Троице-Сергиева Приморская пустынь. История
  • Троице-Сергиева Приморская пустынь на портале «Стрельна»
  • История Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни
  • Свято Троицкая Сергиева Приморская муж. пустынь. Группа ВКонтакте

Троице-Сергиева Приморская пустынь

Санкт-Петербург, г. Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 15

Подъезжая из столицы к Стрельне, паломник уже издали с левой стороны дороги замечал среди зелени окружающих садов и полей золотые кресты и главы, разноцветные стены и крыши монастыря, который на 19-й версте Петергофской дороги основал в 1732 архимандрит Варлаам (Высоцкий, 1665-1737), настоятель Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшую мызу своей сестры — царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Мекленбург-Шверинской.

Варлаам в 1735 перенес в обитель из Петербурга деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника, в котором Екатерина II узнала об отречении своего мужа. По проекту П. А. Трезини кельи в 1756-1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 по углам стен появились четыре башни. В том же году монастырь, где жило около 11 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом, однако монашеская жизнь протекала по традициям лавры. В 1819 обитель была приписана к Ревельскому викариатству.

Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архимандрит Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых «Аскетических опытов». Уже через год он соединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привел в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нем руководил известный духовный композитор прот. П. И. Турчанинов, который в 1836-1841 был священником в соседней Стрельне.

Дело своего наставника продолжал в 1857-1897 архимандрит Игнатий (Малышев), который, получив художественное образование, украсил пустынь прекрасными постройками и довел ее духовное состояние до очень высокого уровня. Он был погребен в Михайловском приделе Воскресенской церкви. Большой известностью пользовался в то время в столице и духовник братии иером. Герасим, выпускник столичного университета, скончавшийся в 1897 году.

Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

При монастыре имелись часовни:

Покровская и Спасская — у монастырских ворот, перестроены в 1844-1845 А. М. Горностаевым, который в 1868-1871 также возвел гранитную ограду;

Тихвинской Божией Матери (с чтимым образом), которую тот же зодчий выстроил в 1863 у алтаря Троицкого собора над могилой основателя пустыни. В ней же был погребен духовный композитор схимонах Михаил (Чихачев), сподвижник архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Честные останки Варлаама, Михаила, Игнатия-младшего ныне находятся в Сергиевском храме;

Рудненская — на берегу пруда Иорданка в восточной части обители, которую для древней и чтимой иконы Рудненской Божией Матери возвел в 1876 Д. И. Гримм в подражание Никоновскому скиту в Новом Иерусалиме. К ней 1 августа для водосвятия шел крестный ход.

Тихвинская и Рудненская часовни погибли в последнюю войну.

К пустыни была приписана также церковь прп. Андрея Критского, выстроенная по проекту арх. М. М. Долгополова и освященная в 1903 у ст. Сергиево при приюте Братства ревнителей веры и милосердия, и пятиглавая Скорбященская часовня, выстроенная в пос. Сергиево в 1904-1905 в русском стиле.

В настоятельских покоях хранилось много ценных исторических портретов и картин. Последним до революции настоятелем пустыни был архимандрит Сергий (Дружинин), будущий епископ Нарвский, расстрелянный в 1937 в Йошкар-Оле.

Со времен Екатерины II на монастырском кладбище хоронили умерших из знатных и родовитых семей: принцев Ольденбургских, Апраксиных, Мятлевых, Нарышкиных, Чичериных, Строгановых, Дурасовых и др. Здесь были погребены потомки Суворова и Кутузова, канцлер А. М. Горчаков, поэт И. П. Мятлев, архитекторы А. И. Штакеншнейдер и А. М. Горностаев. Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Неподалеку от монастыря находилось кладбище для бедных.

Пустынь закрыта в 1919, но богослужения в ней продолжались еще более десяти лет. Хотя братия была в основном разогнана, в 1930, когда было уничтожено кладбище, в пустыни еще оставалось «около десятка монахов-стариков». Они жили среди воспитанников детской трудовой колонии, которую в середине 1930-х сменила школа переподготовки начсостава им. Куйбышева. В 1932 монастырь окончил свое существование, когда арестовали последних монахов.

В 1964 в нем расположилась Школа милиции, уничтожившая остатки кладбища и ряд зданий. В 1973 старинный комплекс был поставлен под государственную охрану, а 29 марта 1993 принято решение о его поэтапной передаче епархии (этот процесс завершился в мае 2001). Предстоит огромная работа по реставрации переданных зданий.

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь (конец XIX — начало XX вв.)

Другие здания на территории пустыни:

20. Мастерские — Санкт-Петербургское шоссе, 15И

21. Школа милиции — Православная школа — Санкт-Петербургское шоссе, 15Е

22. Котельная — Санкт-Петербургское шоссе, 15Р

На этом месте в XVIII в. располагалась приморская дача царевны. Великой княжны Екатерины Иоанновны, дочери царя Иоанна Алексеевича, в последствии герцогини Мекленбург-Шверинской.

В 1732 г. императрица Анна Иоанновна подарила эту дачу своему духовнику, архимандриту Сергиевой лавры Варлааму Высоцкому), настоятелю московской Троице-Сергиевской лавры. Архимандрит Варлаам построил здесь деревянную церковь. 12 мая 1735 г. храм был освящен во имя преподобного Сергия. Штата церковь не имела, для богослужений назначались монахи из Троицко-Сергиевой лавры. Тогда же было построено несколько деревянных келий для монашествующих и каменный флигель для настоятеля. В церковь было переданы реликвии и утварь из домовой Успенской церкви загородного дома матери императрицы царицы Прасковьи Федоровны, который стоял на левом берегу Фонтанки возле Лештукова пер. (ныне пер. Джамбула), на том месте где позднее расположились мещанская гильдия, а потом Санкт-Петербургская мещанская управа.

Императрица Анна Иоанновна 5 июля 1735 г. в день памяти прп. Сергия Радонежского посетила обитель со всем штатом, причем добиралась водой до Екатерингофа, а оттуда четыре версты пешком до новопостроенной пустыни.

В 1836 г. Сергиева пустынь была возведена в 1-й класс.

Архимандрит Варлаам скончался 27 июля 1737 г. в Санкт-Петербурге и был похоронен в основанной им обители. 30 января 1738 г. Анна Иоанновна повелела Приморский Троицко-Сергиев монастырь описать, подав ведомость в ее кабинет. После этого церковь числилась приписанной к Сергиевой лавры, откуда присылались для управления строители. До 1764 г. их перебывало тринадцать.

При учреждении монастырских штатов в 1764 г. пустынь поступила в Санкт-Петербургское епархиальное ведомство и была возведена во 2 класс.

Императрица Екатерина II в день своего восшествия на престол 28 июня 1762 г., отправляясь во главе гвардейских полков из Санкт-Петербурга в Петергоф, останавливалась в Сергиевой пустыни. Сюда прибыл к ней, присланный Петром III, вице-канцлер А. М. Голицын и письмом и предложением разделить власть. В память об этом событии в обители хранилась выгравированная тогда же картина с изображением Сергиевой пустыни.

В 1763 г. Екатерина II присутствовала вместе с наследником, великим князем Павлом Петровичем при освящении нового каменного Троицкого соборного храма, выразив своим присутствием благоволение к обители.

К началу ХХ в. в пустыни находилось семь каменных церквей с одиннадцатью освященными в них престолами: св. Троицы, св. прп. Сергия радонежского, св. мученика Валериана, св. Георгия Богослова, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова и св. Саввы Стратилата.

(Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии сост. Н. М. Кутепов, СПб, 1899 г. С.23-24)

(Лавры монастыри и храмы на святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб 1909. С.39-44)

Монастырь со всеми храмами был закрыт в 1919 г. Через два года его настоятель игумен Сергий был расстрелян, а монахи разогнаны, хотя в 1930 г. в пустыни еще оставалось «около десятка монахов-стариков», живших среди воспитанников детской трудовой колонии.

Массированное уничтожение комплекса началось после того, как в монастырские здания въехала Школа переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева. Исторические здания стали приспосабливать для новых целей: купола собора сломали, устроили наблюдательную вышку, Зубовский инвалидный дом надстроили, кладбище сровняли с землей.

Последний удар был нанесен монастырскому кладбищу и ансамблю в 1960-е гг., когда в здание въехала Специальная средняя школа милиции.

Только в 1973 г. изуродованный архитектурный комплекс был поставлен под государственную охрану. С 1994 г. возобновлено монашеское служение. В 2001 г. завершился процесс передачи архитектурного комплекса епархии.

( с, 696-697 — Наталия)

Хронология монастыря

20 ноября имп. Анна Иоанновна подарила дачу родной сестры герцогини Мекленбург-Шверинской Екатерине Иоанновны своему жуховнику, архимандриту Троице-Сергиевскрй Лавры, Варлааму (Высоцкому). В 1734 г. Варлаам основал здесь Свято-Троицкую Сергиеву Пустынь.

Перестроен храм прп. Сергия.

В Пустыни, по проекту арх. П. Трезини, были сооружены основные каменные постройки монастырского комплекса. (Сейчас от тех построек сохранились настоятельский корпус м угловая башня)

Воздвигнут пятиглавый Троицкий собор (под смотрением Б.Растрелли).

29 июня будущая импю Екатерина II провела несколько часов в Пустыни, куда граф Г.Г. Орлов привез ей письмнное отречение от престола Петра III.

Арх. В. В. Растрелли закончил постройку собора во имя Святой Живоначальной Троицы.

26 февраля имп. Екатерина II издала указ, по которому Пустынь изымалась из ведения Сергтевой Лавры и передавалась в ведение Сакт-Петербургской Епархии с возведением в степень второклассного монастыря.

С 1765 пл 1819 Пустынь управлялась ректорами СПб Академии, а с 1819 по 1834 — преосвященными викариями Сакт-Петербургской Епархии.

  • Заложен храм св.мч. Валериана с инвалидным домом
  • Освящен храм св.мч. Валериана

Имп. Николай Павлович лично назначил настоятелем Пустыни архимандрита Игнатия (Брянчанинова), впоследствии канонизированного РПЦ в лике Святителей в 1988 г.

Заложен храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Заложен Григорьевский храм.

Освящен Григорьевский храм.

27 октября архимандрит Игнатий (Брянчанинов) возводится в сан Епископа Казанского и Черноморского, а настоятелем Пустыни становится ближайший его ученик архимандрит Игнатий (Малышев).

Заложен надвратный храм сщмч. Саввы Стратилата.

  • Заложен храм Воскресения Христова.
  • Освящен храм Воскресения Христова.

После революции 1917 г. монастырские здания стали постепенно изыматься из ведения Епархии.

  • Монастырь закрыт, но богослужения продолжались еще более 10 лет. Закрыт храм мч. Валериана
  • 1920-е
  • Закрыт храм Воскресения Христова.

Пустынь была окончательно закрыта. Здесь в различное время размещались: детская трудовая колония «Труд», при которой была школа и мастерские, и колония несовершеннолетних преступников, школа переподготовки военного нач. состава, а с 1960-х гг. средняя школа милиции. За это время архитектурному ансамблю и некрополю Пустыни был нанесен значительный ущерб.

  • Взорван Троицкий собор.
  • Уничтожено кладбище, взорван Покровский храм.
  • Снесен храм Воскресения Христова.
  • Архитектурный комплекс монастыря поставлен под государственную охрану.

В Пустыне вновь поселились монахи и стали регулярно совершать богослужения.

В мае вышло правительственное распоряжение о полной передаче арх. ансамбля Пустыни в ведение Сакт-

Петербургской Епархии.

(инф. со стенда и сайта Пустыни , . С. 76-78, Mary)

В 1886 г. от станции Сергиево до Троице-Сергиевой лавры на средства купца К. Цоппи была проведена конно-железная дорога, и многочисленным поломникам стало проще добираться до монастыря. (. С. 78)

Приморская Троице-Сергиева монастыря дача, Сергиева пустынь (пустынь – уединенное поселение отшельников), как обычно называли монастырь, сегодня это – Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь. Во многом, судьба ее необычна.

1730-1740 годы – время правления родной племянницы Петра I, Анны Иоанновны, которая в делах просвещения и миссионерской деятельности сделала очень многое в интересах Русской Церкви. В 1732 году был подписан указ о передаче Приморской дачи, что по Петергофской дороге, «Троицкому Сергиеву монастырю и Архимандриту Варлааму, и кто по нем, в оной обители, Архимандриты будут в вечное владение». Архимандрит Варлаам (Высоцкий), духовный отец Анны Иоановны, был достойным наместником Троице-Сергиевой Лавры под Москвой. Основанная им Сергиева пустынь, имела положительное значение и для Петербургской епархии, и для всей Русской Церкви.

Скромная обитель занимала небольшой, почти квадратный, участок со стороной около 140м. Она была обнесена деревянной оградой с наугольными башнями. На центральной площади стояла деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, освещенная в честь преподобного Сергия Радонежского. По обеим сторонам церкви – монашеские кельи и каменный дом настоятеля. Обремененный многими церковными делами, Архимандрит Варлаам не так часто посещал обитель, но похоронить себя завещал именно здесь. Над его могилой была воздвигнута деревянная часовня Тихвинской Божией Матери.

Подъезжая из столицы к Стрельне, паломник уже издали замечал среди зелени окружающих садов и полей золотые кресты и главы, разноцветные стены и крыши монастыря, который на 19-й версте Петергофской дороги основал в 1732 году архимандрит Варлаам (Высоцкий), настоятель Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшую мызу своей сестры — царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Меклен-бург-Шверинской.

Варлаам перенес из Петербурга в обитель деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника. По проекту П. А. Трези-ни кельи в 1756-1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 на углах стен появились башни. В том же году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом.

Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архим. Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых «Аскетических опытов». Уже через год он объединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привел в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нем руководил известный духовный композитор прот. П. И. Турчанинов, который в 1836-1841 был священником в соседней Стрельне.

Хроника

  • 1732 — основание монастыря, подчинен Троице-Сергиевой Лавре.
  • 1735 — освящен деревянный храм прп. Сергия Радонежского.
  • 1756-1758 — перестроен храм прп. Сергия.
  • 1760 — воздвигнут пятиглавый Троицкий собор (под смотрением Б.Растрелли).
  • 1764 — монастырь стал самостоятельным.
  • 1805 — заложен храм св.мч. Валериана с инвалидным домом
  • 1809 — освящен храм св.мч. Валериана
  • 1844 — заложен храм Покрова Пресвятой Богородицы.
  • 1854 — храм преп. Сергия полностью перестроен в византийском стиле.
  • 1855 — заложен Григорьевский храм.
  • 1859 — заложен надвратный храм сщмч. Саввы Стратилата
  • 1857 — освящен Григорьевский храм.
  • 1877 — заложен храм Воскресения Христова.
  • 1884 — освящен храм Воскресения Христова.
  • 1919 — монастырь закрыт, но богослужения продолжались еще более 10 лет. Закрыт храм мч. Валериана
  • 1920-е — закрыт храм Воскресения Христова.
  • 1962 — взорван Троицкий собор.
  • 1964 — уничтожено кладбище, взорван Покровский храм.
  • 1968 — снесен храм Воскресения Христова.
  • 1973 — архитектурный комплекс монастыря поставлен под государственную охрану.
  • 1993 — принято решение о поэтапной передаче уцелевших монастырских строений епархии.
  • 1994 — открытие монастыря.

Троице-Сергиева Приморская пустынь , мужской монастырь

Историк В.О. Ключевский писал о том, что русское монашество — это отречение от мира во имя идеалов, ему непосильных; c тремление покидать мир усиливалось не от того, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы.

Решение о возрождении монастыря и о постепенной передаче участка Русской Православной Церкви было принято в 1993 году. Как и в Александро-Невской лавре, здесь также покоились останки известных деятелей нашей культуры — политических деятелей 19 века, архитекторов, священнослужителей, полководцев. Однако во времена хрущёвской оттепели все монастырские постройки были окончательно снесены, а усыпальницы сровняли с землёй. После запустения и разрухи, вызванной революциями и войнами, шаг за шагом восстанавливается деятельность монастыря. В воскресной и общеобразовательной школах проходит первый учебный год. Но начнём по порядку о том, кто прославил эту обитель.

Венчавшись на царство в Москве, как и все российские самодержцы, Анна Иоанновна совершила паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Будучи поражена благолепием древней обители, она возжелала, чтобы имя Святой Троицы и преподобного Сергия прославилось на берегах Балтики так же, как оно прославлено в окрестностях Первопрестольной. Для этой цели духовнику Императрицы архимандриту Троице-Сергиевой Лавры Варлааму (Высоцкому) была отдана в вечное владение приморская дача, прежде принадлежавшая сестре Государыни Екатерине Иоанновне, герцогине Мекленбург-Шверинской. Таким образом, осенью 1732 года в 19 верстах от Петербурга была основана новая обитель, называвшаяся в первые годы «Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей «.

Сохранилось всего три прижизненных портрета Анны Иоанновны, племянницы Петра Первого. Да и те смахивают скорее на карикатуры, чем на серьёзную попытку передать характер императрицы. Разве что этот, — где художник, не стараясь вырисовывать аксессуары, не приукрашивая и не впадая в шаржирование, постарался передать особенности её облика.

Первое время на центральной площади стояла деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, перевезённая из усадьбы царицы Параскевы Федоровны и освящённая в честь преподобного Сергия Радонежского. По обеим сторонам церкви располагались монашеские кельи и каменный дом настоятеля.

На снимке видны три храма и несколько надгробий, возведённых на протяжении двух веков. Ни одна их этих построек не уцелела.

В царствование Елизаветы Петровны монастырь преобразился. Ко времени ее правления относится немало замечательных памятников зодчества: Зимний Дворец в Петербурге, Большой Дворец в Петергофе, Большой Царскосельский Дворец, собор Смольного монастыря и др. Все эти шедевры были созданы В.В. Растрелли. В 1760 году, по проекту П.А. Трезини , под смотрением Б. Б. Растрелли (первая его работа в России), — был завершен пятиглавый каменный собор — во имя Святой Живоначальной Троицы. По его проекту в 1756 году на месте старой церкви был заложен пятиглавый Свято-Троицкий собор, в 1756-58гг. — церковь преподобного Сергия Радонежского, а также новые монашеские кельи, каменные стены и башни, вместо деревянных.

Императрица Елизавета Петровна

В Троицком соборе в особом киоте стоял прекрасный образ Пресвятой Троицы, написанный К.П. Брюлловым . Главной святыней храма была привезенная из Троицкой лавры основателем пустыни чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского. В ризнице хранились два креста с частицами мощей прп. Сергия и вмц. Варвары. Собор был освещен во имя Пресвятой Троицы в 1763 году в присутствии императрицы Екатерины II и ее сына.

Собор во имя Святой Живоначальной Троицы, построен в 1763 году архитектором Франческо Бартоломео Растрелли. Это первая работа зодчего в России. В 1960-е годы собор взорван.

Для самой Екатерины Алексеевны Сергиева пустынь имела особое значение, с пустынью были связаны незабываемые переживания. В дни государственного переворота 1762 года гвардейские войска под предводительством Екатерины II и Е.Р. Дашковой дошли в походе на Петергоф до монастыря и остановились за его стенами. В покоях настоятеля Екатерина Алексеевна дождалась ответ на свой ультиматум: император Петр III дал согласие на отречение от престола. В тот же час в пустыне состоялось самое первое богослужение по случаю счастливого исхода опасного предприятия. С тех пор Екатерина II щедро одаривала монастырь и ежегодно в памятный день справляла в его храме благодарственный молебен.

Пётр III и Екатерина II

Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архим. Игнатий (Брянчанинов) , автор знаменитых «Аскетических опытов». Игнатий Брянчанинов , ученик иеромонаха Леонида, (Оптинского старца в 1829-1841 гг.), начал восстановление обители с возрождения строгого устава монашеской жизни и упорядочения богослужения, введения «практики умного делания», ежедневной исповеди, как в Оптиной пустыни.

Постижение искусства молитвы начиналось с клиросного пения, и все новоначальные иноки, придя в пустынь, получали послушание в братском хоре. Лучшие церковные композиторы того времени П.И. Турчанинов, А.Ф. Львов (гимн «Боже, царя храни») писали свои музыкальные произведения для монастырского хора, который в 1840 годы был возведен на степень первого в России монашеского хора. Особенно прославился сподвижник Игнатия Брянчанинова духовный композитор схимонах Михаил (Чихачев).

Пение как врачевание, как путь разрешения от земных скорбей — один из символов культуры XIX века. При этом Троице-Сергиева пустынь, находясь на перекрестке культуры и религии, была местом притяжения музыкантов, композиторов. Кроме П.И. Турчанинова, А.Ф. Львова, здесь бывал также М.И. Глинка, прибегая, как и многие другие, к духовным советам отца Игнатия. За духовным советом к святителю Игнатию приезжали великие князья и княгини, в беседах с ним искали вдохновения Н.И. Гнедич, И.А. Крылов, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин.

Хозяйство на этом крошечном участке было настолько налажено, что своего урожая монастырю хватало на целый год. Масло и молоко в дальнейшем также не покупали. Монастырский фруктовый сад был приведен в отличное состояние, — в нем имелось 300 яблонь и 100 вишен.

Достойным продолжателем дел настоятеля Игнатия Брянчанинова стал его бывший келейник Игнатий (Малышев) в течение следующих 40 лет (1857-1897 гг.) Он учился в Императорской Академии художеств у К.П. Брюллова , М.И. Скотти . Многие иконы были выполнены им для монастыря, а сама обитель превращена в образец архитектурного искусства. При нем была завершена архитектором А.М. Горностаевым перестройка храма преподобного Сергия Радонежского, закончен Братский корпус с надвратной церковью во имя Св. Саввы Стратилата. Другой известный архитектор А.И. Штакеншнейдер руководил (1855-1857гг.) последней при Игнатии Брянчанинове постройкой церкви Григория Богослова над могилой графа Г.Г. Кушелева.

В 1884 году Игнатием Малышевым вместе с профессором Академии художеств А.А. Парландом был возведен Храм Воскресения Христова. Выполненный в византийском стиле, вмещающий до 2 500 человек, этот храм стал украшением Сергиевой пустыни. Также совместно с А.А. Парландом, Игнатием Малышевым был создан проект знаменитого «Спаса на Крови» , храма-памятника на месте смертельного ранения императора Александра II.

интерьер Воскресенского храма, 1890-е годы Заботясь о внешнем украшении, настоятели монастыря не забывали о внутреннем созидании, поддерживали высокий духовный авторитет. Из монашеской братии пустыни по традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

внутренний вид Воскресенского храма, 1909 год

По ходатайству настоятеля Игнатия Брянчанинова пустынь была наделена лесным участком в 50 десятин. Земля была заболочена, но после многих трудов полевое монастырское хозяйство поднялось на очень высокий уровень. Достаточно сказать, что в 1882 году в России на выставке хлеборобов Сергиевой пустыни была присуждена большая серебряная медаль за семена ржи, две медных медали — за семена пшеницы и ячменя.

В пустыни действовал инвалидный дом, школа, больница для бедных, странноприимная (ежедневный приют для 15-20 странников), госпиталь во время войны. При монастыре существовала первая Российская Сергиевская школа трезвости, основанная игуменом Павлом (Горшковым). Основатель Александро-Невского общества трезвости отец Александр Рождественский ввел в обычай крестные ходы трезвенников в Троице-Сергиеву пустынь в одно из летних воскресений.

В 1843 году началась постройка каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь строилась на средства князя М. В. Кочубея, над могилой его супруги Марии Ивановны, урождённой Барятинской. Проект храма был составлен в норманнском стиле, строили его архитекторы Р. И. Кузьмин и Г. Г. Боссе. Церковь представляла собой копию знаменитого Флорентийского собора.

Внизу: храм прп. Сергия

внутренний вид Сергиевского храма, 1898 год

Пустынь с ее строгим уставным богослужением и прекрасным пением монахов, самоотверженным подвигом любви привлекала потоки богомольцев. Жители Петербурга любили свою Сергиеву пустынь. А знать Петербурга, еще со времен Екатерины II, выбрала пустынь местом погребения своих родных, устраивая фамильные склепы под храмами или рядом с ними. В 1804г. графы Зубовы избрали Троице-Сергиеву пустынь местом захоронения героя суворовских войн, генерала от инфантерии, члена Государственного совета, директора 2-го Кадетского корпуса В.А. Зубова . На средства Зубовых в 1809 году был построен на 30 человек «увечных воинов» Инвалидный дом с церковью Святого великомученика Валерьяна. В подземной части этой церкви — фамильный склеп (27 погребений).

Среди погребенных на монастырском кладбище — представители таких семей, как: Адлерберги, Апраксины, Зубовы, Голицыны, Кочубеи, Кушелевы, Мятлевы, Нарышкины, Перовские, Строгановы, Толстые, Чичерины, Юсуповы, Яковлевы и многие другие. Почетным по своему статусу считалось погребение «Его Императорского Высочества герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, князя Романовского «. Здесь также были похоронены канцлер Российской империи А. М. Горчаков; министр народного просвещения А. С. Норов; выдающийся общественный и культурный деятель принц П. Г. Ольденбургский; военные губернаторы Петербурга; выдающиеся архитекторы А.И. Штакеншнейдер и А.М. Горностаев; потомки А. В. Суворова и М. И. Кутузова.

Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Территорию обители украшали изящной архитектуры ротонды и оранжереи — усыпальницы: ротонда-усыпальница семьи Толстых, оранжерея-усыпальница семьи принцев Ольденбургских. Из безжалостного разграбления в 30-е, а особенно в 60-е годы, спасти удалось немногое. В фонды Русского музея из родовой усыпальницы Зубовых были переданы бронзовые и мраморные бюсты работы С. Кампиони, Н. Пименова, П. Ставассера. В Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры были перенесены художественные надгробия А.А. и Ф.А. Баташевых, Ф.А. Яковлева.

Крест над могилой архитектора А.М. Горностаева (+1862)

Пустынь закрылась в 1919 году, но богослужения еще продолжались. Число братии постепенно сокращалось, последнее пострижение в монашество было в 1926 году. В 1931 году монастырь полностью прекратил свое существование. Перед войной здесь открыли школу переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева. Во время Великой Отечественной войны с сентября 1941г. вплоть до снятия блокады в январе 1944г. на территории бывшего монастыря находились оккупанты, фашистский штаб армии. Отсюда велась корректировка артобстрела Ленинграда. Монастырские строения, в особенности Троицкий собор и Воскресенская церковь, сильно пострадали от артиллерийских обстрелов. В послевоенные годы начались реставрационные работы. Был составлен проект реставрации Троицкого собора, но в 1962г. собор сняли с государственной охраны и снесли. На его месте устроили плац для открытой на территории бывшего монастыря Средней школы милиции. Несколько ранее та же участь постигла церковь Воскресения Христова и другие церковные постройки. Надгробные памятники, чудом уцелевшие до лета 1964 года, в один день были снесены бульдозером. Правда, два памятника оставили: фамильный склеп Чичериных (возможно, из уважения к наркому иностранных дел в правительстве Ленина Г. В. Чичерину), и мраморный крест на могиле известного архитектора А. М. Горностаева.

Последним перед революцией настоятелем монастыря был архимандрит Сергий, духовник великих князей Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича Романовых, живущих в Стрельне и часто молящихся в пустыни. В 1937 году архимандрит был расстрелян, причислен к лику святых Русской Православной Церковью За Границей.

Собор во имя преподобного Сергия Радонежского, построен в 1859 году стараниями архимандрита Игнатия (Брянчанинова) и его преемника архимандрита Игнатия (Малышева) по проекту архитектора А.М. Горностаева

В 1993г. территория бывшего монастыря возвращена Санкт-Петербургской епархии. Это знаменательное событие положило начало возрождению обители. Идут сегодня богослужения в храме преподобного Сергия Радонежского. В 2009 году открылись воскресная и общеобразовательная школы. Светлые идеалы подвижника Сергия о христианской любви к людям будут всегда с нами, как и благоговейная память об ушедших. Память традиций, рода, собственной человеческой истории и благодарность к тем, кто был в ней до тебя — необходимая ступень нравственной зрелости каждого из нас.

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь (конец XIX — начало XX вв.)

1. — Санкт-Петербургское шоссе, 15А и 15Б

1847 —

2. — Санкт-Петербургское шоссе, 15В

1862 —

3. (не сохран.)

1884 —

4. (не сохран.)

1763 — арх. В. В. Растрелли

5. — Санкт-Петербургское шоссе, 15Л (прав.ч.)

1859 — арх. П. Трезини

6. — Санкт-Петербургское шоссе, 15М

1855-1857 — арх. А. И. Штакеншнейдер

7. (не сохран.)

конец XIX в. —

8. (не сохран.)

1863 —

9. (не сохран.)

1876 —

10. (не сохран.)

1859 —

11. (не сохран.)

1864 —

12. — Санкт-Петербургское шоссе, 15Л (центр.ч.)

1834 —

13. — Санкт-Петербургское шоссе, 15Л (лев.ч.)

1755 — арх. Трезини Пьетро-Антонио

14. и усыпальница гр. Зубовых — Санкт-Петербургское шоссе, 15К
1809 —

нач. ХХ в.

(не сохран.).

— Санкт-Петербургское шоссе, 15Х

1750-е — арх. Трезини Пьетро-Антонио

16. — Санкт-Петербургское шоссе, 15Ж

1907 —

17. — Санкт-Петербургское шоссе, 17А — Монастырская ул., б/н

конец XIX в.-

Другие здания на территории пустыни:

20. — Санкт-Петербургское шоссе, 15И

21. — Санкт-Петербургское шоссе, 15Е

22. — Санкт-Петербургское шоссе, 15Р

На этом месте в XVIII в. располагалась приморская дача царевны. Великой княжны Екатерины Иоанновны, дочери царя Иоанна Алексеевича, в последствии герцогини Мекленбург-Шверинской.

В 1732 г. императрица Анна Иоанновна подарила эту дачу своему духовнику, архимандриту Сергиевой лавры Варлааму Высоцкому), настоятелю московской Троице-Сергиевской лавры. Архимандрит Варлаам построил здесь деревянную церковь. 12 мая 1735 г. храм был освящен во имя преподобного Сергия. Штата церковь не имела, для богослужений назначались монахи из Троицко-Сергиевой лавры. Тогда же было построено несколько деревянных келий для монашествующих и каменный флигель для настоятеля. В церковь было переданы реликвии и утварь из домовой Успенской церкви загородного дома матери императрицы царицы Прасковьи Федоровны, который стоял на левом берегу Фонтанки возле Лештукова пер. (ныне пер. Джамбула), на том месте где позднее расположились мещанская гильдия, а потом Санкт-Петербургская мещанская управа.

Императрица Анна Иоанновна 5 июля 1735 г. в день памяти прп. Сергия Радонежского посетила обитель со всем штатом, причем добиралась водой до Екатерингофа, а оттуда четыре версты пешком до новопостроенной пустыни.

В 1836 г. Сергиева пустынь была возведена в 1-й класс.

Архимандрит Варлаам скончался 27 июля 1737 г. в Санкт-Петербурге и был похоронен в основанной им обители. 30 января 1738 г. Анна Иоанновна повелела Приморский Троицко-Сергиев монастырь описать, подав ведомость в ее кабинет. После этого церковь числилась приписанной к Сергиевой лавры, откуда присылались для управления строители. До 1764 г. их перебывало тринадцать.

При учреждении монастырских штатов в 1764 г. пустынь поступила в Санкт-Петербургское епархиальное ведомство и была возведена во 2 класс.

Императрица Екатерина II в день своего восшествия на престол 28 июня 1762 г., отправляясь во главе гвардейских полков из Санкт-Петербурга в Петергоф, останавливалась в Сергиевой пустыни. Сюда прибыл к ней, присланный Петром III, вице-канцлер А. М. Голицын и письмом и предложением разделить власть. В память об этом событии в обители хранилась выгравированная тогда же картина с изображением Сергиевой пустыни.

В 1763 г. Екатерина II присутствовала вместе с наследником, великим князем Павлом Петровичем при освящении нового каменного Троицкого соборного храма, выразив своим присутствием благоволение к обители.

К началу ХХ в. в пустыни находилось семь каменных церквей с одиннадцатью освященными в них престолами: св. Троицы, св. прп. Сергия радонежского, св. мученика Валериана, св. Георгия Богослова, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова и св. Саввы Стратилата.

(Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии сост. Н. М. Кутепов, СПб, 1899 г. С.23-24)

(Лавры монастыри и храмы на святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб 1909. С.39-44)

Монастырь со всеми храмами был закрыт в 1919 г. Через два года его настоятель игумен Сергий был расстрелян, а монахи разогнаны, хотя в 1930 г. в пустыни еще оставалось «около десятка монахов-стариков», живших среди воспитанников детской трудовой колонии.

Массированное уничтожение комплекса началось после того, как в монастырские здания въехала Школа переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева. Исторические здания стали приспосабливать для новых целей: купола собора сломали, устроили наблюдательную вышку, Зубовский инвалидный дом надстроили, кладбище сровняли с землей.

Последний удар был нанесен монастырскому кладбищу и ансамблю в 1960-е гг., когда в здание въехала Специальная средняя школа милиции.

Церковь во имя Спаса Преображения Господня (Преображенская) была возведена в 1707 г. рядом с I.

Одно предание гласит, что придворная Преображенская церковь была выстроена по воле Петра Великого, который, как говорят, сам принимал участие в ее рубке. В другом предании говорится. Что на этом месте была немецкая кирха, которая по приказанию Петра I была обращена в православную церковь. Она была выстроена из соснового леса и окрашена без обшивки. В 1708 г. церковь была освящена, как значится на старом антиминсе, освященном Варлаамом, митрополитом киевским и галицким. Церковь освящена во имя Преображения Господня и имеет придел св. Николая Чудотворца. В 1767 г. церковь была исправлена.Антиминс главного престола освящен митрополитом Григорием в 1857 г. антиминс придела митрополитом Исидором в 1863 г.

Рассказывают, что спустя некоторое время после постройки главного корпуса к церкви были пристроены с боков две большие четырехугольные ниши для расширения церкви, а по бокам алтаря комнатки для ризницы, камина и пономарской. В последней был устроен вход прямо в алтарь.

В 1855 г. церковь была обшита тесом и выкрашена желтой краской усердием отставного солдата Бориса Патрикеева при участии петергофского купеческого сына Максима Малахиева. Патрикеев украсил также придельный иконостас серебряными ризами. В том же 1855 г. по воле Великой Княгини Александры Иосифовны обновлены украшения придела и вся церковь внутри вместо прежней белой выкрашена голубой краской.

В пределе находился иконостас, перенесенный из , в которой император Петр Великий венчался с Екатериной. В храме хранились стул готического устройства с вышитой золотой полосой на спинке, на котором, говорят, сидел Петр I, ожидая приезда своей невесты, шведский колокол, по преданию взятый Петром I при взятии Нарвы. На колоколе имелась шведская надпись, что он отлит в Стокгольме в 1686 г.

При Константине Павловиче по западной стене храма были поставлены штандарты и знамена 25 гвардейских полков.

В прежние времена в Стрельнинском дворце была церковь свв. Константина и Елены. В 1861 г. она была упразднена, а ее утварь частью перешла в Преображенскую церковь, частью в в Петербурге.

В версте от церкви на берегу моря в низменной местности находилось кладбище, на котором имелась

(Э. А. фон-дер-Брюгген, Н. М. Евреинов Лавры, монастыри и

храмы на Св. Руси. С-Петербургская епархия. СПб 1909 г. Наталия)

В 1732 году был подписан указ о передаче Приморской дачи, что по Петергофской дороге, «Троицкому Сергиеву монастырю и Архимандриту Варлааму, и кто по нем, в оной обители, Архимандриты будут в вечное владение». Архимандрит Варлаам (Высоцкий), духовный отец Анны Иоановны, был достойным наместником Троице-Сергиевой Лавры под Москвой. Основанная им Сергиева пустынь, имела положительное значение и для Петербургской епархии, и для всей Русской Церкви.

Пустынь закрылась в 1919 году, но богослужения еще продолжались. Число братии, тем не менее, постепенно сокращалось, последнее пострижение в монашество было в 1926 году. Около десяти монахов-стариков жили среди воспитанников детской колонии «Труд», открытой на территории обители. В 1931 году монастырь прекратил свое существование. Перед войной здесь открыли школу переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева. Во время Великой Отечественной войны с сентября 1941г. вплоть до снятия блокады в январе 1944г. на территории бывшего монастыря находились оккупанты, фашистский штаб армии. Отсюда велась корректировка артобстрела Ленинграда. Монастырские строения, в особенности Троицкий собор и Воскресенская церковь, сильно пострадали от артиллерийских обстрелов.

В 1993г. территория бывшего монастыря возвращена Санкт-Петербургской епархии. Это знаменательное событие положило начало возрождению обители. Часть надгробий сегодня восстановлена при деятельной помощи монастыря, его настоятеля отца Николая и благочинного отца Варлаама. Идут сегодня богослужения в храме преподобного Сергия Радонежского.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *