Свято-Троицкий собор в Саратове (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Свято-Троицкий собор — главная православная церковь Саратова. Она была основана еще в 17 веке, и, как многие культовые сооружения в России, не единожды уничтожалась, отстраивалась заново, закрывалась и вновь открывалась. Сегодня один из древнейших храмов Нижнего Поволжья переживает рассвет: недавно здесь закончилась масштабная реставрация, работают воскресная школа, библиотека. Помимо саратовских верующих, частые гости Свято-Троицкого собора — паломники из других городов России и туристы, приезжающие сюда поклониться древним реликвиям и полюбоваться замечательной росписью.

История

Строительство первого предка Троицкого собора датируется 1675 г. Храм успел прослужить лишь 10 лет, так как был из дерева: церковь сгорела, ее еще несколько раз восстанавливали после пожаров. После очередного уничтожения в 17 веке было решено строить абсолютно новый храм, который в целом без потерь простоял до 20 века.

В 1936 г. собор был национализирован, его здание передали Краевому музею. Это сыграло ключевую роль в сохранении церкви, музей приспособил здание под хранилище фондов. В 1939 г. в Троицком соборе планировалось открыть Музей истории религии и атеизма. Начавшаяся война эти планам помешала.

В 1942 г. в соборе разместилось Главное архивное управление НКВД СССР. Осенью этого же года городские власти приняли историческое решение: Свято-Троицкий собор отдали в аренду верующим. Таким образом, в тяжелейший для города и страны 1942 г. собор стал духовной опорой для прихожан. Горожане приносили сюда деньги и вещи, которые затем отправлялись на фронт.

После войны церковь была отреставрирована — специалисты выполнили ремонт фасада, воссоздали новые фрески.

Что посмотреть

Свято-Троицкий собор — уникальный для Саратовской области памятник, созданный в редком стиле московского барокко.

Покрывающие своды, проемы окон и стены росписи придают храму удивительную красоту. У алтаря размещены красивейшие композиции «Великий вход», «Собор апостолов» и «Служба святых отцов».

Над царскими вратами расположена главная реликвия храма: образ Спаса Нерукотворного.

В центральной части собора находится роспись, повествующая о последних днях земной жизни Иисуса: молитва о чаше, предательство Иуды, суд Пилата, восхождение на Голгофу и распятие. Притвор Успенского храма украшен ветхозаветными сценами. По традиции на западной стене изображен страшный суд.

На паперти можно увидеть картину об истории Саратова: здесь иллюстрировано предание об основании города московскими стрельцами и принесении ими из Троице-Сергиевой лавры иконы Спаса Нерукотворного, по сей день пребывающей в Троицком соборе.

При храме работает воскресная школа, выпускается газета. Чтобы сохранять и изучать церковные древности и исторические сведения о клириках, прихожанах и событиях многовековой истории собора, при нем создан церковный музей. Посетить его может любой желающий.

Практическая информация

Адрес: Саратов, ул. Московская, 6. Веб-сайт.

Добраться до Свято-Троицкого собора можно на троллейбусах №№ 1, 4, 5, автобусах № 11, 33 и маршрутном такси № 3, 32, 33, 82 (остановка «Музейная площадь»).

Литургии проводятся с понедельника по субботу в 8:00. По воскресеньям и церковным праздникам ранняя литургия начинается в 7:00, а поздняя — в 9:00.

Свято-Троицкий Кафедральный собор — главный православный храм Калуги. Он был построен на рубеже XVIII–XIX веков, знаменит своим крупнейшим в России безопорным куполом и занимает важное место в истории города. Главная ценность собора — чудотворный список Калужской иконы Божией Матери, переданный в дар Патриархом Алексием II. Кроме того, в соборе хранятся списки Черниговской и Иверской икон Божией Матери.

Расписание богослужений

В Троицком соборе проходят богослужения, проводятся чтения Евангелия. При соборе учрежден духовно-просветительский центр «Фавор». Каждый четверг в 19:00 все желающие могут посетить катехизические беседы для подготовки к Таинствам Крещения, Венчания, Причастия, первой Исповеди. Действует детская воскресная школа.

Храмовыми праздниками являются День Святой Троицы, дни празднования Калужской иконы Божией Матери — 2-я Неделя по Пятидесятнице, 18/31 июля, 2/15 сентября, 12/25 октября и Тихвинской иконы Божией Матери — 26 июня/9 июля.

Режим работы собора

Ежедневно с 8:00 до 19:00. Во время богослужений и проведения обрядов храм может быть закрыт для туристов.

© LEXX ZORG

История

Деревянный храм, стоявший на этом месте, упоминается еще в 1610 году. Однако затем он приходит в негодность, пока в 1686 году боярыня А. П. Хитрово не отстраивает храм на свои деньги. Он становится первым каменным зданием города. Однако спустя 100 лет в 1786 году храм снова ветшает. Тогда императрица Екатерина II велит заложить новый храм севернее старого и жертвует на стройку 30 000 рублей. От этого момента ведет историю существующий Троицкий собор.

Строительство

Возведение храма началось в 1786 году, через два года был готов фундамент и возведен цоколь, однако, из-за начала Русско-шведской войны строительство было отложено и возобновлено только в 1803 году. Проект плана и фасада на основании готового цоколя создал губернский архитектор И. Д. Ясныгин. Он же спроектировал и уникальный безопорный купол в византийском стиле диаметром около 17 метров.

Купол Троицкого собора и по сегодняшний день является крупнейшим безопорным куполом в России.

У Казанского собора в Санкт-Петербурге, например, купол всего около 14 м в диаметре. Строительство было даже в какой-то момент остановлено из-за сомнений в правильности расчета конструкции купола. Однако все было в порядке и сооружение храма было закончено в 1811 году. Тогда же начались работы по внутренней отделке. Первый иконостас был заказан в Москве у архитектора Казакова и выполнен местным мастером Дмитриевым в формах классицизма. Однако иконостас сгорел во время страшного пожара в Москве, оставленной русскими войсками после Бородинского сражения. Дмитриев воссоздал иконостас и в 1814 году он был установлен в церкви. Троицкий собор был освящен в 1819 году.

Период Российской империи

Троицкий собор быстро становится главным храмом города. Здесь хранились флаги и знамена воинских формирований Калуги. Особенно важным для истории города был флаг Азовского пехотного полка. Знамя было героически спасено калужцем С. А. Старичковым в 1805 году во время битвы при Аустерлице, когда союзные войска были разбиты.

Губернатор в конце XIX века выделает средства для обустройства сквера вокруг собора. За строительные работы ответственным назначили начальника Калужской полиции. По его плану были высажены деревья и проложены дорожки. Кроме того, были устроены фонари и скамейки. С течением времени площадь сквера увеличилась и сейчас это Городской парк Калуги.

Советский период

В 1924 году Свято-Троицкий Собор был закрыт. По требованию Городского совета сняли кресты, закрасили росписи на куполе и стенах. Иконостас разобрали и увезли. В дальнейшем он был утерян. Колокола сняли и отправили на переплавку.

Собор было решено приспособить под гражданское учреждение, однако, советские власти не могли решить, что будет находиться в соборе. Вариантов было несколько: предлагалось устроить клуб, дом народных собраний или театр. Возникали и отметались разные планы, однако, средств не хватало, как и грамотных проектов переустройства.

В 30-х гг. было решено устроить здесь Дом обороны. Внутри храма был склад оружия, а в подвалах находилась школа противовоздушной и химической обороны (ПВХО). В конце десятилетия появилась мысль взорвать храм, но расчеты показали, что завал будет такой площади, что не хватит средств, чтобы его разобрать. Во время войны перед приходом немецких войн в Калугу, военное командование поручило начальнику школы ПВХО взорвать собор. Однако взрывчатки было выделено крайне мало и ее не хватило бы, чтобы взорвать монументальное строение, поэтому храм просто подожгли изнутри. В парке вокруг собора в 1943 году располагался эвакуационный пункт. После войны собор находился в удручающем состоянии, от него, фактически остались одни стены. В послевоенные годы храм долго стоял в запустении, пока в 1960 году здесь не разместили спортивную школу. В 1991 году Троицкий собор возвратили церкви.

Наше время

В 1992 году был построен временный придел, где начали совершаться службы. Новый крест на купол собор был установлен только в 1994 году. И лишь спустя 3 года началось полномасштабное восстановление. Позолотили кресты, внутреннее убранство отремонтировали, купол и шпиль покрыли медью. Были изготовлены Царские ворота высотой более 5 метров. В начале XXI века специально для собора отлили главный колокол весом более 5 тонн. Затем он был освящен. Одновременно расписывали храм изнутри и изготавливали резные детали для иконостаса. К 2012 года был окончательно закончен иконостас и Троицкий собор в Калуге был восстановлен окончательно.

Архитектура и убранство

Собор в плане выполнен в виде латинского креста и выстроен в стиле классицизма. Фасад здания тесно окружают колонны, а боковые входы украшены фронтонами, в которых — росписи на духовные темы.

Четырехъярусная колокольня (ее высота вместе со шпилем около 70 метров) изначально стояла отдельно, соединенная с храмом переходом, который в дальнейшем был застроен. Первый ярус колокольни имеет квадрат в основании и портики с каждой стороны. Следующий ярус сделан восьмигранным, чтобы выполнить удобный переход к третьему ярусу, который является круглым в основании. На верхнем ярусе колокольни на каждой из четырех сторон сделаны часы.

Расстояние от пола до купола — 36 метров. Первый иконостас был создан в стиле классицизма. Стены были расписаны лишь частично. Иконостас вывезли из храма в советское время, дальнейшая его судьба неизвестна. Работы над современным иконостасом велись с 1998 по 2012 годы. Если снаружи собор выглядит как удачное сочетание классицизма и ампира, то внутренняя отделка тяготеет к древнерусской школе. Поэтому протоиерей Александр Кадин в наше время разработал проект нового иконостаса именно в стиле Древней Руси. Резные детали для иконостаса изготавливали мастера из Калужской области. Здесь же были написаны иконы. К концу 2012 года было полностью закончено золочение иконостаса.

В 1998 году храм получил в дар от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II чудотворный список Калужской иконы Божией Матери, ранее находившийся в Троице-Сергиевой лавре.

Троицкий собор в Калуге на панорамах Google Maps

Как добраться

Троицкий собор расположен в центре Калуги, на площади Старый торг (на территории Городского парка). До остановки «Пл. Старый торг» едут:

В Калуге действуют приложения для вызова такси: Яндекс. Такси, Такси. Везет и Gett.

Видео: Свято-Троицкий собор, Калуга

Троицкий собор – самый древний храм Саратовской митрополии, живой памятник русской культуры и истории, духовный символ нашего города.

Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом. Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году (1). После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший(2). В 1685 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается деревянным строением. В 1694 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к митрополиту Савватию с прошением о разрешении собирать «всякие припасы» для строительства каменного двухэтажного Троицкого собора и Савватий дает на это свое благословение(3). Следует отметить, что царь Петр 1 в ответ на челобитную соборного протопопа Данилова в 1696 году одарил Троицкую церковь земельными угодьями, по его же указу была приписана к Троицкой церкви и часовня за Московскими воротами. Доходы от земли, умета и 2-х часовен позволили собрать средства на строительство каменного Троицкого собора, заменившего собой деревянный. В 1697 году протопоп Игнатий Данилов с соборным духовенством обращается к новопоставленному Астраханскому митрополиту Сампсону с прошением о разрешении начать строительство каменного собора. Митрополит дает свое благословение, и в том же году закладывается и отстраивается фундамент собора. В 1698 году было завершено строительство нижнего, Успенского храма. Полностью собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 гг (4).

Таким образом, Саратовский Троицкий собор является единственным архитектурным памятником Саратова рубежа 17-18 вв. и единственным сохранившимся храмом в Саратовской митрополии, построенным в стиле «московского» барокко.

Имя архитектора Троицкого собора остается неизвестным.

В течение 18 века архитектура собора претерпела значительные изменения, которые сделали его облик уникальным. Были проведены две значительные реконструкции – пристройка к западной стороне собора поздней (2-й) трапезной и «устиновская» реконструкция, после чего храм в целом приобрел тот вид, в котором существует и поныне. Чтобы понять, как выглядел собор первоначально, нужно мысленно убрать 2-ю, пристроенную позже, трапезную и крытую галерею, тогда мы будем иметь типичный, ярусный, стремящийся вверх, памятник стиля московского, или «нарышкинского» барокко: алтарная часть, восьмерик на четверике, трапезная. Отличался этот стиль и великолепным праздничным декором и характерным двуцветием, что также нашло свое воплощение в облике Троицкого собора. Однако при этом собор имеет шатровую колокольню, отнести которую исключительно к «нарышкинскому» стилю нельзя. Шатровая форма колокольни Троицкого собора-это исконно русская форма, выработанная деревянным русским зодчеством. Установить точное время ее постройки на сегодняшний день не представляется возможным. Есть основания утверждать, что одновременно с собором была построена лишь нижняя часть колокольни, четверик (5).

Поздняя трапезная пристроена к собору предположительно в 50-60-х гг. 18 столетия(6) .

Собор вместе с городом неоднократно страдал от пожаров. Наиболее разрушительные последствия для храма имел пожар 1774 года – в его стенах появились трещины. Примечателен тот факт, что через несколько лет после пожара 1774 года по распоряжению Екатерины II из «отнятого от мятежников (пугачевцев) имущества», которого в Астраханской губернской канцелярии хранилось 81 руб. 91/2 коп., была выделена половина суммы для «исправления» погоревшего в Саратове собора. В 1786 году Астраханский митрополит Антоний прислал грамоту, предписывающую даже разобрать храм по причине ветхости и выстроить новый. Но саратовцы тогда лишь временно закрыли храм, особенно любимый горожанами. За трещинами наблюдал специальный комитет из почетных прихожан. В частности, в него входили известные купцы М.А. Устинов, Г.Я. Волков и И.М. Пулькин. В 1798 – 1799 гг. на средства Михаила Андрияновича Устинова под стены собора были подведены контрофорсы, укрепившие здание, и возведена над ними крытая галерея (в связи с чем собор утратил часть своего декора), на западной стороне над галереей была устроена 2-х этажная паперть, которую венчал треугольный фронтон.

Перестройки храма существенно изменили его первоначальный облик, собор потерял часть своего внешнего декора и присущую этому архитектурному стилю динамику, но приобрел яркую индивидуальность, а своим силуэтом стал больше походить на корабль – «ковчег спасения».

Поскольку Троицкий собор был кафедральным, то именно в нем зачитывались манифесты, провозглашались указы Синода и Сената. Собор посещали многие приезжие исторические личности, а также царственные особы.

Точно известно о посещении Троицкого собора императором Петром I в июне 1722 г., во время его Персидского (или Каспийского) похода в Закавказье. Остановка царского каравана, плывшего по Волге, была сделана в Саратове ради встречи с калмыцким ханом Аюкой – правителем и владыкой калмыцких племен, почевавших в междуречье Волги и Урала. Запись в «Походном журнале» о пребывании Петра I в Саратове гласит: «с утра Его Величество был у тамошнего управителя, оттуда был в соборной церкви у обедни» (Походный журнал 1722 г. СПб, 1855)(7) . В 1809 года Императором Александром I в Саратовский Троицкий собор была «всемилостивейше пожалована» новая «крещатая» ризница, состоявшая из нескольких дорогих облачений и наделавшая «много шуму в городе, ибо столь счастливого происшествия он от бытия своего не видел!» – повествует об этом событии в своем дневнике протоиерей Троицкого собора Н.Г. Скопин(8). В 1863 г. наш храм посетил наследник всероссийского престола великий князь Николай Александрович, брат будущего императора Александра III. В целях ознакомления будущего императора со страной в июле 1863 г. было предпринято путешествие цесаревича со свитой по Волге. Великий князь отстоял литургию в соборе и приложился к особо чтимой иконе – Спаса Нерукотворного. В июне 1913 г. Саратов посетили великие княгини Мария Александровна (дочь императора Александра II) и Мария Павловна, вдова великого князя Владимира Александровича, третьего сына Александра II, президент императорской Академии художеств. Хроника «Саратовского листка» за июнь 1913 г. повествует о пышной встрече царственных особ и посещении ими старого собора.

Принимал у себя Саратов и цесаревичей Александра Николаевича (будущего императора Александра II) и будущего императора Александра III с супругой. Однако не все царственные особы во время своих визитов в Саратов посещали Троицкий собор, так как с 1826 г. он перестал быть кафедральным и гостей встречал «новый» собор – Святого благоверного князя Александра Невского. Интересен тот факт, что уже в «перестроечные» времена саратовский Троицкий собор вновь принимал у себя представителей Дома Романовых. До 1992 года династической главой семейства Романовых являлся великий князь Владимир Кириллович (правнук Александра II, 1917–1992). В год 380-летия дома Романовых Саратов посетили приехавшие из Франции супруга великого князя Леонида Георгиевича, его единственная дочь Мария Владимировна, которая унаследовала положение главы династии, и ее сын и наследник великий князь Георгий Михайлович. В сопровождении Архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) высокие гости посетили Троицкий собор.

В веке 20-м собор уцелел чудом. 13 сентября 1934 г. прозвучал приговор Свято-Троицкому собору – президиум Саратовского горсовета постановил: «В виду бесхозяйственности в церкви, разрушения кирпичной кладки стен, оград и наличия трещины в арках колонн, невыполнении обязательства о произведении ремонта – договор с коллективом верующих расторгнуть и церковь передать Краевому Музею для научных целей». В течение 1934 г. община верующих пыталась опротестовать это решение. Обращались в краевую прокуратуру, в крайисполком, писали в Святейший Синод, митрополиту Сергию и даже в канцелярию председателя ВЦИК М.И. Калинина. Давление на православную общину Свято-Троицкого собора было столь сильным, что в 1935 г. «коллектив верующих» попросил горсовет расторгнуть с ними договор, т. к. они не имели средств для выплаты причитающихся с них платежей ренты и налога со строений, «ввиду того, что не имели в церкви службы с июля 1934 г.»

Президиум ВЦИК 20 февраля 1936 г. вынес окончательное решение о закрытии собора.

С 20 февраля 1936 г. собор стал собственностью государства, которое передало реквизированное здание Краевому музею. Именно этот собственник фактически спас старейший в Поволжье храм от уничтожения, приспособив здание храма под фондохранилище. В 1942 г. при «уплотнении» в соборе размещалось и ГАУ НКВД СССР (Главное архивное управление НКВД СССР). Намеченное в 1939 г. размещение в соборе самостоятельного музея Истории религии и атеизма не состоялось. В тяжелый для страны и города 1942 год собор вновь стал духовной опорой для прихожан и одним из центров сбора материальных средств для воинов, сражающихся с фашистской Германией. Подготовка «старого» собора к открытию, комплектование причта и двадцатки, а также назначение настоятеля было осуществлено архиепископом Саратовским Андреем (Комаровым). Решением Исполкома Саратовского горсовета депутатов трудящихся 3 октября 1942 г. Свято-Троицкий собор был передан общине верующих в арендное пользование.

Через три дня – 6 октября — назначенный архиепископом Андреем настоятель храма иеромонах Борис (Вик, будущий Епископ Саратовский и Вольский) подписал договор о передаче собора в арендное пользование с областным отделом народного образования в лице директора Областного музея краеведения М.А. Голубевой.

Уже вечером 7 октября в праздник преподобного Сергия Радонежского в храме состоялось первое богослужение. 8 октября на утренней литургии свою первую проповедь произнес отец Борис. И в тот же день был подписан договор «группой верующих, в числе 20 чел.» и заместителем председателя горсовета Андреем Фроловичем Железняковым о передаче собора «группе верующих православного вероисповедания в бессрочное бесплатное пользование». В это время собор вновь стал кафедральным, т.к. «новый» собор был уже разрушен.

Окончательно решением арбитражного суда Саратовской области собор был передан в собственность прихода в сентябре 2004 года.
До 50-х гг. прошлого века Троицкий собор не был расписан.22 июня 1949 г. Свято-Троицкий собор посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I, путешествовавший по Волге. Осмотрев храм, он благословил произвести в нем ремонт и расписать стены собора. Настоятель собора протоиерей Иоанн Цветков привлек к написанию фресок артель иконописцев из Палеха. Росписи были сделаны в обоих храмах Троицкого собора.

С 1972 по 1976 годы под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова купола собора были покрыты медью и позолочены.

В 1988 году весь православный народ торжественно отмечал 1000-летие Крещения Руси. Основные торжества по этому поводу в Саратовской епархии проходили в стенах Троицкого собора.

В этом юбилейном году наш храм посетили многочисленные зарубежные делегации.

Свято-Троицкий собор хранит память о многих поколениях верующих, возносивших здесь молитвы, просящих милости и заступления Господа в тяжелые дни, которых было много в истории России. Собор был местом служения множества архипастырей и пастырей, некоторые из которых прославлены в лике святых. Святитель Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский, незадолго до своей кончины побывал в Саратове. Последнее свое Богослужение он совершил именно в Свято-Троицком соборе. Епископ Саратовский и Царицинский Гермоген (Долганев), по чьей инициативе вначале XX века был создан «Строительный Комитет по ремонту и благоукрашению Троицкого собора» и настоятель нашего храма протоиерей Геннадий Махровский закончили свое служение Церкви подвигом мученичества. В нижнем Успенском храме Троицкого собора хранится частица мощей священномученика Гермогена (Долганева), переданная в Саратов из Тобольской епархии. 62-летнего
заслуженного протоиерея Геннадия Махровского, прослужившего в Троицком соборе 37 лет, продержав почти два месяца в концентрационном лагере, расстреляли 30 сентября 1919 года в рамках объявленного ЧК «красного террора». Похоронен О. Геннадий в общей с остальными убиенными могиле на Воскресенском кладбище г. Саратова.

Служили здесь и другие известные и любимые саратовцами Владыки, в том числе первый епископ вновь учрежденной в 1799 году Саратовской Епархии Гаий Такаов епископ (впоследствии архиепископ) Иаков (Вечерков) епископ Вениамин (Милов), архиепископ (затем митрополит) Григорий Чуков, епископ (впоследствии митрополит) Борис (Вик), митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Пимен (Хмелевской).

В июне 1993 года Саратовскую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и впервые за всю историю города Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Богослужение в Саратове, в Свято-Троицком соборе.

На рубеже 20-21 вв. собор вновь остро нуждался в ремонте. С конца 1990-х гг. начались серьезные работы по укреплению фундамента собора и колокольни, которая к тому времени приобрела опасный наклон. В марте 2001 года ввиду аварийного состояния Троицкого собора статус кафедрального был временно перенесен на саратовский Духосошественский собор. В 2000-х гг. была произведена самая масштабная реконструкция в истории Троицкого собора. Инициатором и организатором процесса восстановления, а вернее – спасения саратовской святыни является Высокопреосвященнейший Лонгин, митрополит Саратовский и Вольский. Нижний Успенский храм был отреставрирован в ходе работ 2004–2007 годов и освящен 10 декабря 2006 года. Все работы по реставрации нижнего Успенского храма Свято-Троицкого собора велись под руководством настоятеля Свято-Троицкого собора игумена Пахомия (Брускова), ныне Преосвященнейшего Пахомия, епископа Покровского и Николаевского. В октябре 2014 года была полностью окончена реставрация верхнего храма Троицкого собора. Все работы с высоким качеством, профессионализмом и добросовестностью произведены бригадой строителей-реставраторов под руководством М.Д. Фунта. В ходе реставрационных работ не представлялось возможным сохранить прежние палехские росписи собора, т.к. со стен полностью снимался штукатурный слой, производились вычинки поврежденной кирпичной кладки, укреплялись в проблемных местах своды и устанавливались новые потолочные перекрытия, монтировалась новая система отопления и вентиляции, устанавливались утраченные железные связи. Однако была сохранена преемственность стилистического оформления интерьеров храма. Новые росписи собора были выполнены мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» под руководством О.Р. Шуркуса.

24-25 октября 2014 года во время Первосвятительского визита в Саратов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по окончании великого освящения семинарского храма огласил указ о возвращении Свято-Троицкому храму г. Саратова статуса кафедрального собора. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл с Митрополитом Лонгином и епископом Покровским и Николаевским Пахомием посетил и осмотрел Троицкий собор. Святейший Патриарх передал в дар храму образ Покрова Пресвятой Богородицы и дарохранительницу.

2 ноября 2014 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин с собором духовенства совершил чин великого освящения верхнего храма Троицкого собора и первую в нем, после освящения, Божественную литургию. Новые росписи верхнего, Троицкого, храма собора были выполнены мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» под руководством О.Р. Шуркуса.

В настоящее время клирики собора, певчие и все прихожане стремятся, чтобы Свято-Троицкий собор сохранил значение средоточия церковной традиции. Здесь находятся старинные иконы, многие из которых не только являются святыней, но и представляют историко-культурную ценность. Икона Спаса Нерукотворного – самая древняя почитаемая святыня Саратовской Митрополии. В соборе пребывают образы особо чтимой иконы Казанской Божией Матери, Ветхозаветной Троицы, чудотворная Иверская икона Божией Матери, образы святителей Феодосия Черниговского и Иннокентия Московского с частицами святых мощей. В январе 2004 года в соборе была обретена икона преподобного Серафима Саровского с фрагментами его одежды. В январе 2005 года состоялась торжественная передача Саратовской епархии святыни, многие годы хранившейся в Саратовском музее краеведения: уникального мощевика, который содержит 132 частицы мощей святых. Хранится он в нижнем Успенском храме Троицкого собора. В нашем соборе также находится несколько икон, принесенных с Афонской горы в XIX веке. Это иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Взыскание погибших», образ святого великомученика целителя Пантелеимона. В 2010 году в Свято-Троицкий собор доставлена Иверская икона Божией Матери, специально написанная и освященная на Святой Горе Афон по заказу прихожан собора — копия с той самой иконы, которая за свою более чем тысячелетнюю историю прославилась по всему миру многими чудесами.

Для сохранения и изучения церковных древностей и исторических сведений о клириках, прихожанах и событиях многовековой истории нашего собора при нем был создан в 2012 году первый в Саратовской митрополии церковный музей.

В 2012 году на территории Свято-Троицкого собора завершилось строительство нового административного корпуса, в котором располагаются воскресная школа, просветительский центр, службы административно-хозяйственного назначения.

Итак, на рубеже 3-го тысячелетия саратовцы снова сохранили и восстановили свой старый собор, по-прежнему в нем возносится молитва к Богу, в Троице Единосущному, по-прежнему собор служит людям и является украшением нашего города.

Свято-Троицкий кафедральный собор — одна из ключевых достопримечательностей Поволжья. Был построен в XVII столетии. Как и большинство других религиозных сооружений, не раз подвергался уничтожению, строился опять, был закрыт и снова распахивал двери верующим.

Сейчас собор вновь переживает рассвет. Не так давно он был отреставрирован, при нем открылись воскресная школа и читальный зал, издается газета. Кроме верующих из Саратова, нередкими посетителями являются паломники из других российских городов, а также туристы, съезжающиеся на поклон древнейшим реликвиям. Искусно выполненная роспись храма не оставляет равнодушными никого из пришедших сюда.

Датой начала строительства считается 1675 г. Собор простоял только десятилетие: он был деревянным и во время пожара полностью выгорел. Потом — отстроен заново. Еще не раз он был охвачен стихией и уничтожен. В конечном итоге, в XVII веке было принято решение построить совершенно новую святыню, простоявшую без значительных повреждений вплоть до XX века.

В 1936 г. произошла национализация священной постройки, и она перешла во владение Краевого музея. Это явилось важным моментом в сохранности собора, поскольку музей определил здание под хранение фондов. Спустя три года здесь было запланировано открытие Музея истории религии и атеизма. Начало Второй мировой войны воспрепятствовало реализации идеи.

В 1942 г. в здании расположилось Главное архивное управление НКВД СССР. Через несколько месяцев глава города распорядился, чтобы собор вернули верующим. Так, в сложные для народа годы собор явился духовной поддержкой, дающей силы и веру в лучшие времена. Сюда любой желающий мог принести деньги, вещи и продукты, которые впоследствии переправлялись фронтовикам. По окончании военных действий собор подвергся реставрационным работам — мастера обновили фасад и восстановили фрески.

Свято-Троицкий собор — удивительный архитектурный памятник, выполненный в стилевом направлении — московское барокко. Росписи, украшающие своды, стены и оконные проемы, придают убранству храма неповторимость и изысканность. Возле алтаря располагаются великолепнейшие рукописные творения — «Великий вход», «Собор апостолов» и «Служба святых отцов». Образ Спаса Нерукотворного — главная ценность собора, находящаяся над царскими вратами.

В центре здания можно увидеть роспись, рассказывающую о последних днях жизни Господа на земле: моление о чаше, предательство Иуды Искариота, суд Пилата, путь на Голгофу, казнь на кресте. На притворе изображены сцены из Ветхого Завета. Традиционно на западной стороне — картины страшного суда.

Изображения на паперти наглядно иллюстрируют историю Саратова: легенда о том, как стрельцы из Москвы основали город и принесли икону Спаса Нерукотворного, до сих пор хранящуюся здесь.

С целью сохранения и изучения церковных реликвий и сведений о священнослужителях, прихожанах и событиях на территории собора создан музей, открытый для посещения всем желающим.

Адрес
История

Троицкий собор

Дата: 2010 год

Собор во имя Живоначальной Троицы – старейший храм Саратова, одна из главных достопримечательностей города.
Адрес
Находится собор возле набережной, на Музейной площади .
История
Троицкий собор был построен по инициативе саратовских жителей с благословения митрополита Парфения в 1674–1675 годах, став одной из первых и центральных построек вновь основанного на правом берегу Волги Саратова. Престолов в первом деревянном храме было четыре: в верхнем храме во имя Святой Троицы, в нижнем в честь Успения Божией Матери (главный), во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (правый) и во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии (левый). В 1684 году здание полностью сгорело. К строительству каменного собора на месте утраченного деревянного приступили лишь в 1695 году, закончен он был в 1701 году. Пожар 20 мая 1712 года вновь нанёс серьёзный ущерб зданию, которое впоследствии восстанавливалось до 1723 года. В ходе работ храм был расширен и обрёл колокольню. В 1796 году на средства саратовского купца М. А. Устинова была проведена новая реконструкция, однако в последующие несколько лет здание трижды охватывал пожар, и в результате сильно повреждённый и обветшавший храм был закрыт. В 1814 году была завершена перестройка здания под руководством архитекторов В. И. Суранова и Н. В. Урюпина, позволившая возобновить богослужения и давшая зданию его современный облик. Приход храма в 1912 году насчитывал около сотни домов, штат причта состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков, живших в церковных зданиях.
В советский период с 1936 года нижний этаж собора использовался под хранилище научных фондов краеведческого музея. С 1937 по 1942 годы богослужения не проводились. За этот короткий период было полностью утрачено внутреннее убранство, сохранилась лишь настенная роспись. В таком состоянии вновь открытый верхний Троицкий храм был заново освящён архиерейским чином. В 1946 году общине верующих были переданы иконы из запасников саратовских музеев, из которых в нижнем храме был собран иконостас. Год спустя здание было окончательно возвращено Православной Церкви, после чего в 1948 году был освящён нижний Успенский храм, а вокруг здания появилась новая кирпичная ограда. В 1950 году в верхнем храме был установлен пятиярусный иконостас, выполненный иконописцем П. Л. Париловым. Трехъярусный иконостас нижнего храма был установлен в 1954 году, тогда же был перекрыт и засыпан подвал. 30 августа 1960 года Свято-Троицкий храм был признан памятником истории и культуры общесоюзного значения. В 1972–1976 годах производились реставрационные работы, однако вплоть до конца 1980-х годов помещения продолжали использоваться не по назначению, колокольня была полностью недоступна, что не позволяло начать полноценное восстановление здания. 21 октября 1989 года на вновь открытой колокольне впервые в Саратове после многолетнего запрета зазвонили колокола.
Масштабный ремонт аварийного здания собора был начат в 2000-х годах. В ходе реставрации к 2008 году были обновлены колокольня и купола, проведены штукатурные работы, восстановлены кладка и декор. Также была расширена прихрамовая территория. Помимо главного престола в честь Успения Божией Матери (освящён в 2006 году архиерейским чином) в нижнем храме также имеется приставной престол во имя преподобного Сергия Радонежского. В соборе хранятся иконы с частицами мощей святителей Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, Феодосия Черниговского, равноапостольного Иннокентия Московского, а также икона Серафима Саровского с частицей его погребального облачения. При храме открыта воскресная школа, организована помощь престарелым.

И. Козловский, 2011 (последнее изменение: 25.07.2011)

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *