Собор — архитектурный комплекс, с которым связано множество исторических событий.

Монастырский собор, изначально деревянный, был построен на этом месте уже в 1576 году. Инициатором его постройки на северном склоне бугра был игумен Кирилл — один из первых православных миссионеров края. Об этом известно благодаря царской грамоте Царя Иван Васильевича, в которой говорится, что он жалует «богомольца своего игумена Кирилла» всевозможными льготами за то, что он «… в монастыре общую обитель построил и храм Живоначальной Троицы поставил.»

Инициатором строительства современного каменного храма был митрополит Савватий. По существовавшим тогда правилам, монахи Троицкого монастыря имели в городе торговые лавки и беспошлинно в них торговали, кроме этого монастырю принадлежали рыбные ловли (учуги). Это позволило накопить достаточно средств для строительства каменного собора, который был возведён к 1603 году.

В те времена в Астрахани были не редки крупные пожары, так в 1623 году пожар бушевал не только на территории города, он перекинулся и на кремлевский двор. После пожара Троицкий монастырь был в скором времени восстановлен.

В 1700 году Троицкий монастырь был приписан к Троице-Сергиевой Лавре, в ведении которой находился до 1764 года.

С 1765 года по 1807 год монастырские здания находились под управлением Приказа Общественного призрения, и астраханские власти даже решили сломать все сооружения монастыря. Кельи и Святые ворота разобрали, кирпич пошел на сооружение гимназии, настала очередь церквей, но астраханский архиепископ Анастасий Братановский сумел их отстоять.

Архитектура

Храм является сложным архитектурным комплексом. С западной стороны он представлен трапезными палатами — Большой и Малой (отреставрированы в 1974 году), с севера двумя церквями, которые с трех сторон окружены одноярусными галереями на подклети.

Церкви крестово-купольные, четырехстолпные, трехапсидные с пониженными подпружными арками; пятиглавые; ветви креста и угловые компартименты перекрыты крестовыми сводами, с круглыми столбами.

Изначально купола собора были шлемоподобными (что хорошо видно на старых фотографиях), но при реставрации в 1974 году их сделали луковичной формы, тогда же храм был покрыт кровельной листовой медью; изготовлены новые кресты, конуса, позолоченные и установленные на место; белокаменные детали по карнизу осторожно расчищены и реставрированы.

В Большой трапезной палате столп незаметно переходит в своды, которые плавно опускаются на массив стены. В основании столпа — своеобразная спиралевидная кладка. Между окнами по стенам в определенном порядке устроены стрельчатые ниши, наподобие бойниц в зубцах кремля, только глухие. В этих нишах устанавливались светильники, и вдоль стен тянулись длинные столы для трапезы монастырской братии.

Интерьер

Троицкий монастырь был настоящей сокровищницей древнерусского искусства. В монастырской описи, составленной в июне 1769 года, приводятся в пример следующие описания: на многих иконах через венцы были накинуты расшитые полотенца или платы, на иконе Владимирской Божией Матери накинут «Плат голи красной, низан жемчугом мелким, бахрома синяя…», на другой иконе «Плат камчатный, весь низан разноцветными зернами». Троицкий собор неоднократно подвергался разграблению, и поэтому до наших дней ни один предмет, ни одна древняя икона Троицкого монастыря не сохранились.

23.08.2019 Троицкий собор Астраханского кремля – возрождение 1918-2019 гг. (к 100-летию государственной системы реставрации и охраны памятников)

Астраханский кремль – памятник общегосударственного значения, сегодня мы наблюдаем результат проведения длительной и кропотливой работы научной реставрации 1948-2019 гг. Возвращаясь к истокам, заметим, что система реставрации памятников архитектуры прошла долгий путь от строительно-ремонтных работ до научного исследования исторических объектов России и дальнейшей реставрации. Результатом этого процесса стали многочисленные публикации, научно-практические конференции, а в 1918-1920 гг. были проведены первые реставрационные выставки, на которой ЦГРМ представили 13 расчищенных и отреставрированных икон из Кремля и проекты реставрации памятников Московского Кремля и Ярославля. В 1921 г. был подведен итог трехлетней работы, обсуждались принципы и методы реставрации, выявлялись спорные вопросы, предпринимались попытки решения разногласий, намечались дальнейшие пути развития теории и методологии реставрации, решались организационные вопросы.

В довоенный период реставраторы накопили достаточный опыт теоретической и практической реставрации, отработали методы механические, химические и электротехнические. Дальнейшее развитие охранной и реставрационной деятельности в прежних формах было прервано войной 1941-1945 гг. и было заморожено вплоть до конца 1960-х гг.

В годы Великой Отечественной войны дело охраны памятников подверглось серьезному испытанию. По окончанию войны охрана памятников становится одной из важнейших задач государства, война стала мощным стимулом для возрождения взглядов на памятники как на бесценное культурно-историческое достояние народа, его национальную гордость, требующее защиты от варварского разрушения.

Решениями правительства создавались специальные органы, в обязанности которых входили учет, охрана, восстановление памятников истории и культуры на территориях, освобождаемых от оккупантов.

И.Э. Грабарь планирует восстановление памятников после освобождения городов, в число таких городов в 1947 году была включена Астрахань – тыловой город Сталинградского направления фронта, с Астраханским кремлем, символом нерушимости устоев государства. Масштабные мероприятия по реставрации Астраханского кремля были проведены к 400-летию Астрахани (1949-1958 гг.) и продолжались до 1983 года. В ходе обследования состояния объектов кремля одним из первых стал комплекс Троицкого монастыря, овеянного мифами, легендами, тайнами на каждом этапе развития Астраханского кремля. Группа московских реставраторов ЦПРМ министерства городского строительства под руководством А.В. Воробьева провели полный анализ памятника и разработали план научно-реставрационных мероприятий по восстановлению и проектная документация. 2 декабря 1952 года вышло Постановление Совета Министров РСФСР № 1572 «О мерах по восстановлению Астраханского кремля». Осуществление столь масштабных задач восстановления ансамбля памятников кремля потребовало огромных материальных затрат и творческих усилий. Первоочередной задачей стало создание реставрационных мастерских, привлечение к работе лучших специалистов, обучение новых кадров. Вопросы, связанные с организацией Центральных реставрационных мастерских и мастерских и реставрационных отделов при крупных музеях, поднимались еще в 1942 году и разрабатывались в музейной комиссии при Комитете по делам искусств.

Троицкий собор пережил немало испытаний после революционных событий 1917 года. В январе 1918 года, в связи с проходившими в Астрахани боями между красноармейцами и белоказаками, храм по решению военных революционных властей был закрыт. После разгрома в том же январе в помещение бывшей трапезной палаты, перевезли остатки консисторского

архива, который и был свален в хаотическом порядке. Сам Троицкий храм, вместе с большей частью кремля, был огорожен от Успенского собора деревянным забором, что сделало невозможным доступ в него. В октябре 1928 года храм окончательно перешел в ведение государства. В результате был разграблен, иконостас разломан и сожжён, согласно акту, составленному 5 июля 1930 года (В акте говорилось, «что за время с 29-го июня по 5-е июля с/г включительно, в помещении б/Троицкого собора, занимаемого канцелярией и архивохранилищем Октябрьской революции Окрархбюро, тов. Бриллиантовым (представитель Московского хоз. отдела ГПУ) производилась в спешном порядке поломка иконостаса б/собора с целью смывки химическим путём с такового золота” (см. ГААО. — Ф. 1922. — Оп. 1. — Д. 442. — Л. 397). В самих помещениях собора и трапезных палат было размещено Окрархивбюро (Окружное архивное бюро).

В 1950-х годах архив из Троицкого собора перевели, а в 1970-х годах на его территории постепенно начались реставрационные работы. Была разобрана южная парадная лестница, а на её месте построено гульбище.

С северной стороны восстановлена галерея с парадной лестницей. Реставрационные работы затянулись надолго, ведутся поэтапно до настоящего времени. Из древних святынь, составлявших некогда достояние Троицкого монастыря, ничего не дошло до наших дней. Однако, и сам монастырь представляет собой величайшую духовную ценность. Здесь под сводами собора производили первые захоронения астраханских архиереев, а вокруг собора хоронили братию монастыря. Собор свидетель смут и волнений, побед и поражений. По преданию к северу от храма в братской могиле были погребены казненные по приказу Степана Разина астраханцы — числом 441 человек.

Троицкий собор символ православной веры, свидетель российской истории, который Астрахань пронесла через века.

Г.Г. Карнаухова



Координаты: N46 21.012 E48 1.926.

Троицкий собор (Астрахань) начинает свою историю еще с 1576 года, когда игумен Кирилл был послан Иоанном Грозным в астраханские земли для построения им храма Николы Чудотворца. Игумен Кирилл – первый православный миссионер в астраханском крае, сам выбрал место под строительство монастырского собора. Об этом свидетельствует грамота Царя Ивана Васильевича, в которой написано, что игумен Кирилл «в монастыре общую обитель построил, и храм Живоначальной Троицы поставил новый, да прирубил трапезу шести сажен, да поставил двенадцать келий, да хлебню, да поварню и ограду круг монастыря досками огородил». Также игумен Кирилл соорудил храм Пречистыня Введения и храм Николы Чудотворца.

В 1603 году при игумене Ионе на средства монахов Троицкого монастыря в Астрахани был построен каменный собор. Однако в 1623 году пожар обрушился на территорию Астраханского кремля, в том числе, выгорел почти весь Троицкий монастырь (Астрахань). После пожара собор был полностью восстановлен, а на 17 век приходится настоящий рассвет Троицкого собора в Астрахани.

Недолго Троицкий собор (Астрахань) находился на пике своего рассвета, после реформ, проведенных Петром 1, он приходит в упадок.

С 1700 года в течение 64-х лет Троицкий собор в Астрахани находился в ведении Троице-Сергиевской Лавры. С 1765 по 1807 год собор находился под управлением Приказа Общественного призрения. Троицкий монастырь был местами разломан и разобран, когда же настала очередь церквей, архиепископ Анастасий Братановский сумел их сохранить.

В 1819 году этот архитектурный памятник был восстановлен на средства купца Л.Ф. Абезьянина. К концу 19 века церковь представляла собой комплекс из двух трапезных палат и трех церквей: Троицкой, Сретенской и Введенской. К 1930-му году иконостас собора был все же уничтожен, иконы сожжены, однако само здание уцелело, так как оказалось вполне годным для складского помещения. Восстановление Троицкого собора в Астрахани началось только в 70-е годы 20-го века, в рамках реставрационных работ всего Астраханского кремля.

Троицкий собор в Астрахани представляет собой сложное архитектурное строение: в западной его части располагаются Большая и Малая палаты, в северной – две церкви, которые окружены одноярусными галереями. Церкви имеют купола луковичной формы, покрытые медью. Еще до реставрации 1974 года они имели шлемоподобную форму. В ходе реставрации были установлены новые позолоченные кресты и конусы. Также были реставрированы детали на карнизе из белого камня.

Троицкий собор (Астрахань) был по-настоящему сокровищницей древнего искусства, однако ни иконы, ни убранства до наших дней не дошли, слишком уж часто он подвергался разграблению и уничтожению.

Фото: Павел Бутенко, s42s.

Добавить фото/информацию

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *