Около 1337 года там, где сейчас величественно возвышается Троице-Сергиева Лавра, был глухой лес, в котором Сергий Радонежский со своим братом Стефаном основали небольшую обитель, чтобы сосредоточившись в уединении, слать Создателю молитвы о помощи всей Руси.

Дело в том, что было это в те далекие времена, когда Русь страдала от постоянных опустошительных набегов ордынских войск. Спасая свою семью от гибели, родители будущего Сергия — Кирилл и Мария с тремя детьми бежали из Ростова в городок Радонеж. В конце жизни родители ушли в Хотьков монастырь, где впоследствии и скончались. А Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и его брат Стефан решили стать отшельниками.

Основание Троице-Сергиевой Лавры

Вместе срубили братья келью и маленькую церквушку в честь Троицы в глухом необитаемом месте. Однако Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу: скудности постной растительной пищи и тяжких трудов по ее добыванию, зимних морозов и страха от диких зверей, вскоре ушел в благоустроенный московский монастырь. Преподобный Сергий остался один среди елей и медведей. Но душой он был не одинок – с ним были Бог и его Святые.

Слух об отшельнической жизни Сергия прошел по всей Руси, а его сопребывание с Богом притягивало к себе души людей, искавших праведности. И стекались люди к Сергию, и многие оставались с ним жить – так образовалась Сергиева община, которая в первые десятилетия своего существования жила в страшной нищете. Но постепенно лесная глушь превращалась в монашеский город. А Сергия Радонежского за его безграничную любовь к Богу и людям стали называть святым.

И именно к святому Сергию обратился за благословением московский князь Дмитрий Донской перед решающим сражением с монгольскими супостатами – Куликовской битвой. Преподобный укрепил дух русского войска, предсказав ему победу, в результате которой Дмитрий стал национальным вождем всех русских земель, а Москва – центром объединения Руси.

Благодаря поддержке святого старца Дмитрий Донской ввел на Руси единодержавие и новый порядок престолонаследования, что способствовало централизации власти. Преподобный Сергий всегда выступал за прекращение междоусобных войн, за единение и укрепление русского государства.

После смерти святого Сергия в обитель стекались помолиться у гроба Преподобного и русская знать и простой народ. Российские монархи не оставляли без внимания Лавру — правление каждого из них было ознаменовано какой-либо постройкой или перестройкой на территории обители. И с течением времени монастырь превратился в красивейший архитектурный ансамбль.

В начале 15 века на месте самой первой деревянной церковки был возведен белокаменный Троицкий собор, при постройке которого были обретены мощи Преподобного. Так началось формирование каменного храмового комплекса Лавры.

В середине 16 века при Иване Грозном монастырь в Сергиевом Посаде, в котором, кстати, Иван и был крещен, превратился в оборонительное сооружение – были построены кирпичные стены, укреплённые башнями, вырыты рвы и сооружены запруды. Тогда же возводится мощный Успенский собор, как образ и подобие московского.

Во времена Смуты за этими стенами иноки обители мужественно выдерживали шестнадцатимесячную осаду польских войск. После Смуты начались времена быстрого развития монастыря. Количество относящихся к нему крестьянских хозяйств было много больше, чем у самого царя. При монастыре работали заводы, производящие кирпич для строительных нужд. Вокруг обители создавались фруктовые сады, в прудах разводилась рыба.

При Петре Первом были построены нарядные и фундаментальные Трапезная церковь и Царские Чертоги, а также Церковь Иоанна Предтечи. Но после вступления России в противоборство со Швецией и начала создания новой столицы на Неве в начале 18 века – по указу царя строительство на территории монастыря временно прекратилось.

Однако, в середине 18 века, при царице Елизавете, начался новый этап в развитии Лавры. Была открыта Духовная семинария, а позднее сюда же переехала и Московская Духовная академия. Сама Елизавета посещала монастырь часто, сопровождая свои посещения увеселительными мероприятиями, для которых был построен специальный Дворец за стенами обители (ныне это Парк «Скитские пруды»). При Елизавете же началось строительство Колокольни.

К середине 19 века монастырь — крупный и богатый землевладелец, который вел торговлю зерном, предметами быта, солью. К началу 20 века при монастыре функционировали: типография, гостиницы, торговые лавки, различные мастерские.

После революции монастырь был закрыт, монахи выселены, церковные ценности изъяты, многие колокола уничтожены, храмовые помещения использовались в качестве учебных заведений, клубов, столовых.

Но история Лавры на этом не закончилась.

История Сергиевой Лавры после революции

Интересно, что в самый разгар Великой Отечественной войны Сталин пошел на переговоры с Православной церковью, в результате которых часть культовых сооружений была возвращена верующим. Это коснулось и Сергиевой Лавры, в которой с 1946 г. начало вновь функционировать здание Духовной академии, в Успенском соборе возобновились службы, монахи начали возвращаться в обитель.

В 90-х 20 века в Лавре начались активные восстановительно-реставрационные работы по спасению памятников зодчества и культуры. А у стен монастыря был сооружен бронзовый Памятник Преподобному Сергию Радонежскому.

Сегодня Сергиева Лавра – один из мировых центров православной культуры и просвещения. Здесь расположена Московская Духовная академия и семинария, Регентская и Иконописная школы, проходят Рождественские и Глинские чтения, богословские конференции и т.д.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Основание Троице-Сергиева монастыря, расположенного в живописной местности под Москвой, связано с именем одного из наиболее почитаемого на Руси святых — преподобного Сергия Радонежского.

Начало городу положил Троицкий монастырь. Слава Преподобного Сергия и основанного им монастыря влекли к обители иноков и богомольцев. Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне. Первыми поселениями, ставшими основой будущему городу, были села Кокуево, Панино и Клементьево.

Троицкий монастырь всегда был крупным землевладельцем. Принадлежавшие монастырю земли имели большие государственные льготы, что способствовало развитию торговли и ремесел. На территории вокруг монастыря постепенно создавались слободы мастеровых людей. Так появились Иконная и Поварская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая слободы.

Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра основана в 1345 г. (по другим сведениям в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизни идеи нестяжательства и трудолюбия.

В 1355 г. в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему плана монастырь сохранил до наших дней.

Особый этап в истории монастыря — канонизация его основателя Сергия Радонежского в 1422 г. Это событие в 1422 г. было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора над гробом Сергия.

В монастыре получил крещение Иван Грозный, в годы правления которого придавалось большое значение превращению монастыря в мощную крепость, имевшую важное значение на подступах к Москве. Вместо деревянной ограды в 1540-1550 гг. была выстроена мощная стена с башнями из кирпича и камня.

В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря приобрел широкую известность в стране и способствовал дальнейшему росту авторитета обители.

При Петре I монастырь по-прежнему сохранял значение царской крепости. В 1689 г. во время стрелецкого бунта в Москве царь Петр укрылся за стенами монастыря.

В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула «лавра» В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.

В 1764 г. в результате секуляризации монастырских земель (объявления их государственной собственностью) Лавра лишилась всех своих владений. Для содержания «штата»: 100 иноков и 100 служителей, средства выделялись государством.

С 1919 по 1946 г. Троицкий монастырь был закрыт.

На рубеже третьего тысячелетия Троице-Сергиева лавра — действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России. На территории монастыря находятся Московские Духовные академия и семинария, а также музей-заповедник. Все они по-своему служат сохранению духовных традиций, истории и памятников этого удивительного места, где жива душа России.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.). Многочисленные лаврские сооружения, возведенные на протяжении XV — XIX вв. лучшими мастерами России, представляют собой своеобразное наглядное пособие по истории русского зодчества.

Самые древние церкви Сергиева Посада — это расположенные с юго-восточной стороны от Троице-Сергиевой лавры, у поножия холма, «на Подоле» — церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы. В 1547 г. на месте деревянной приходской церкви Служней слободы выстроили сразу две каменные церкви. Введенская церковь была построена на средства боярина И. Хабарова, строительство Пятницкой церкви финансировал Троицкий монастырь.

Троицкий собор (1422 — 1423 гг.) — один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного строительства. Традиционный крестово-купольный четырехстолпный храм отличается небольшими размерами и скромным резным декором. Своеобразие постройке придает многоярусное завершение, образованное системой закомар и кокошников.

Духовская церковь (1476 — 1477 гг.) — оригинальное кирпичное сооружение, особенностью которого является наличие открытой шестипролетной звонницы у основания барабана купола.

Успенский собор (1559 — 1585 гг.) — самый большой храм Троице-Сергиевой лавры, повторяющий по внешним формам Успенский собор Московского Кремля XV в.

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635 — 1637 гг.) — один из немногих дошедших до наших дней памятников гражданского средневекового зодчества. Между двухэтажными больничными корпусами располагается единственная сохранившаяся в ансамбле монастыря шатровая церковь.

Трапезная палата с церковью Сергия Радонежского (1686 — 1692 гг.) — великолепный образец «русского узорочья». Снаружи и внутри палаты и церковь пышно декорированы росписью, лепниной, белокаменной резьбой. Так же нарядно выглядят и другие постройки монастыря конца XVII в.: здание Чертогов и Надкладезная часовня.

Колокольня (1741 — 1769 гг.) — самое высокое сооружение монастыря. Ее высота вместе с крестом составляет около 88 м. Построенная по канонам классической архитектуры, колокольня производит впечатление отлично найденными пропорциями ярусов и гармоничным сочетанием плоскостей стен и арочных проемов. Венчает здание необычное завершение в форме раковины.

Колокольня — последняя по времени значительная монастырская постройка, своеобразный финальный аккорд уникального архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры.

В 1782 г. слободам и селам был присвоен статус посада и название «Сергиевский». Капитальное строительство в городе вела в основном только Лавра. Поблизости от монастыря были построены монастырские гостиницы, богадельни, лавки, доходные дома и т.д. Такому строительству способствовал приток богомольцев, возросший в связи с постройкой благоустроенного шоссе (1845) и открытием железной дороги (1865) между Москвой и Сергиевым Посадом. Экономическая жизнь города также находилась в зависимости от нужд монастыря. В связи с большим спросом у паломников на предметы религиозного культа здесь было развито производство крестов, подсвечников, икон и т.д.

Но наибольшую популярность завоевала сергиевская игрушка. Недаром Сергиев Посад называли «столицей потешного царства». Купить игрушку у стен Лавры — значит совершить богоугодное дело. Ведь сам Преподобный Сергий резал игрушки на потеху ребятишкам.

Официальный сайт http://www.stsl.ru/

Расстояние: 71 км к северо-востоку от Москвы

Как добраться: электрички с Ярославского вокзала Москвы; автобусы (от Метро «ВДНХ» №388, каждые 15 мин)

Экскурсию в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру вы можете заказать в туристическом агентстве «Бюро путешествий «ТУРПОСАД+» (г. Сергиев Посад)

  • Все новости раздела >>

Знаменитый православный монастырь, основанный прп. Сергием Радонежским в 1337 году. Находится на территории города Сергиев Посад Московской области. Здесь действует Московская Духовная академия. В Свято-Троицком соборе хранятся мощи Сергия Радонежского. В 1993 году ансамбль монастыря вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь при Сергии Радонежском

В 1337 году инок Варфоломей вместе с братом Стефаном поселились на холме Маковец, находившимся недалеко от Радонежа. Здесь они выстроили бревенчатую келью и Троицкую церковь. Вскоре Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу, ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Некоторое время Варфоломей жил один, но постепенно слух о молодом отшельнике начал распространяться в монашеской среде. К нему начали приходить иноки, желавшие разделить с ним духовный подвиг. Пустынь разрасталась. Варфоломей, постриженный в монахи игуменом Митрофаном и получивший имя Сергий, стал игуменом нового монастыря в 1354 году. Тогда же он был рукоположен в сан священника епископом Волынским Афанасием. Вскоре в Троицком монастыре был введен общежительный устав. Это было новшеством, так как почти все русские монастыри того времени придерживались особножительного устава, при котором иноки жили отдельно и устраивались согласно своим личным средствам. Общежительный монастырь (киновия) был устроен иначе. Здесь предусматривалось имущественное равенство монахов, которые отказывались от личной собственности. Всем распоряжалась иноческая община во главе с игуменом. Насельники жили одинаково, одинаково ели и одевались. Различие было только в степени подвижничества каждого из них. Сергий и его ближайшие ученики основали десятки новых монастырей-киновий.

Постепенно Троицкий монастырь становился центром духовной жизни страны. Именно сюда в 1380 году приехал князь Дмитрий Донской для благословения на Куликовскую битву. Иноки монастыря Ослябя и Пересвет, присоединившиеся к походу князя, прославились своей храбростью. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в Троицком храме.

XV-XVII века

Новым игуменом стал ученик Сергия Никон Радонежский. В 1408 году обитель пострадала от набега татар хана Едигея, устремившегося в поход на Москву. После этого монастырь восстанавливался. В 1422-1423 годах на месте старого деревянного был построен новый белокаменный Троицкий собор. При его возведении были обретены мощи св. Сергия. Храм расписывали знаменитые иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев, специально для нового собора создавший легендарную «Троицу». В 1469 году была построена каменная трапезная. В 1476 году к востоку от Троицкого собора псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия Св. Духа на апостолов.

Монастырь почитался московскими князьями. Здесь они совершали молебны по случаю важных событий, здесь крестили наследников престола (например, в 1530 году в монастыре был крещен будущий царь Иван Грозный).

В 1540-1550-е годы обитель опоясали крепостные стены с 12 башнями общей протяженностью 1370 м. Современный вид они приобрели в XVII веке. В 1559-1585 годах создавался Успенский собор. В 1684 году в нем появились фрески, а в 1780 году на месте западной паперти собора была устроена усыпальница Годуновых.

К концу XVI века Троицкий монастырь был крупнейшим в стране.

В 1608-1610 годах, во время Смуты, обитель пережила осаду польско-литовских войск. Об этом событии повествует «Сказание Авраама Палицына», бывшего монастырским келарем. Монастырь внес большой вклад в деятельность Второго ополчения Минина и Пожарского. После Смуты монастырь восстанавливался. В 1635-1638 годах напротив Успенского собора появился комплекс казначейского корпуса и больничных палат с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1682-1692 годах в стиле «нарышкинского» барокко была возведена трапезная с храмом прп. Сергия Радонежского В 1692-1699 годах был построен пятиглавый надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Также в конце XVII века были созданы Царские чертоги и Надкладезная часовня.

В 1688 году Троицкий монастырь получил статус ставропигиального.

В 1689 году в нем укрылся от царевны Софьи царь Петр I. Отсюда он выехал уже полноправный правителем, здесь же пытали сторонников Софьи.

XVIII-XIX века

В 1738 году управление обителью было передано Духовному совету. В 1742 году здесь была открыта духовная семинария. В 1744 году монастырь получил почетный статус Лавры, его главой теперь был митрополит Московский.

В 1734 году над гробом прп. Михея Радонежского была возведена церковь. В 1746-1748 годах появилась церковь Смоленской иконы Богоматери, выполненная в стиле елизаветинского барокко. К лучшим памятникам русского зодчества XVIII века относится пятиярусная колокольня (1741-1770), занявшая одно из центральных мест архитектурного ансамбля лавры.

В XVIII-XIX веках обитель стала одной из самых богатых в России, чему способствовали обильные пожертвования и торговля, которую вели монахи. Также лавра являлась образовательным и культурным центром. В 1814 году сюда была переведена Московская Духовная академия.

В 1895 году в монастыре был построен больнично-богадельный корпус с храмом прп. Иоанна Лествичника. В настоящее время здесь находится Московская духовная семинария.

XX-XXI века

С 1905 года в лавре существовала своя типография, лавки и мастерские. В самом Сергиевом Посаде ей принадлежали две гостиницы. К лавре были приписаны малые монастыри и скиты.

В 1918 году, с приходом к власти большевиков, монастырь стал трудовой артелью. В следующем году его монахи были переселены в Черниговский скит, Московская Духовная академия была распущена. В 1920 году лавра превратилась в историко-архитектурный музей. Также на территории обители до 1953 года располагался Загорский учительский институт.

Еще в 1918 году была создана комиссия по охране памятников искусств и старины Троице-Сергиевой лавры. Тогда же предпринимались первые попытки реставрации, возобновленные в 1920-1930-е годы. В 1940 году памятники лавры вошли в Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Реставрационные работы велись вплоть до 1970-х годов. Они проводились и в 1990-2000-е годы. В 1993 году ансамбль Троице-Сергиевой лавры был включен в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Духовная жизнь в лавре возобновилась в 1946 году, новым настоятелем стал патриарх Алексий I (до 1983 года обитель была основным местом пребывания патриархов). Тогда же в Свято-Троицкий собор были перенесены мощи Сергия Радонежского, которые с 1919 года были экспонатом музея. В 1949 году в стенах лавры вновь заработала Московская Духовная академия. В 1959 году был принят новый устав монастыря. В лавре проходили Поместные церковные соборы 1971, 1988, 1990 годов.

С 1988 года и по настоящее время наместником Троице-Сергиевой лавры является архиепископ Феогност (Гузиков). Настоятель – патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас в монастыре подвизается около 200 монахов. При нем действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой лавры) и паломнический центр.

Троице-Сергиева Лавра, в церковной литературе обычно Свято-Троицкая Сергиева Лавра, находится в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основана в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. Самым ранним строением монастыря считается белокаменный Троицкий собор, возведенный в 1422 году на месте деревянного храма. Он построен силами сербских монахов из Косово, нашедших здесь прибежище после битвы на Косовом Поле. Это уникальный исторический объект, один из немногочисленных соборов, где сохранился иконостас, расписанный величайшими мастерами-иконописцами — Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В Троицком соборе лежат мощи Сергия Радонежского, поклониться которым ежедневно приходят сотни прихожан. Собор увековечил традиции московского зодчества XIV-XV столетий. С течением времени вокруг храма сформировался архитектурный ансамбль. В 1744 году Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула Лавры. Сегодня это действующий мужской монастырь, духовный центр православной России. Монастырский комплекс составляют 45 строений и памятников. На его территории проживают около 300 служителей церкви. Главные ворота Лавры — Святые с надвратной церковью Иоанна Предтечи. За ними расположена самая большая постройка — главный Собор Успения Богородицы. С северо-запада к собору примыкает небольшая палатка — Усыпальница Годуновых. В ней находятся останки царя Бориса, его жены Марии, сына Федора и дочери Ксении. С XVII века здесь стали хоронить русских митрополитов. Многочисленные сокровища хранятся в монастырской Ризнице — это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. В Лавре веками собиралась единственная в своем роде библиотека рукописных и старопечатных книг. С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. С 1940 года Троице-Сергиева Лавра — государственный музей-заповедник. Находится под охраной ЮНЕСКО.

Отзывы Троице-Сергиева лавра (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Сергиева Лавра, Сергиев Посад

Так сложилось, что скромная хижина в глухом безлюдном лесу, сложенная отроком Варфоломеем для уединенных молитв и праведной жизни, выросла в духовный центр православной Руси, а ее принявший монашеский постриг строитель стал прославленным Сергием Радонежским. Его личность оставила глубокий отпечаток в истории церкви и государства, во многом сформировав знаменитую «загадочную русскую душу». Свято-Троице-Сергиева лавра и сегодня продолжает дело своего основателя.

Немного истории

В 1337 г. будущий святой преподобный Сергий основал обитель Живоначальной Троицы на холме Маковец неподалеку от Москвы. Постепенно вокруг него собрались такие же искатели спасения души. Авторитет игумена непрерывно рос, именно он благословил князя Дмитрия Донского на битву с темником Мамаем, победа на Куликовом поле стала для молодого государства судьбоносной. Позже, в Смутное время, монастырь выдержал осаду литовцев, но был сожжен ханом Едигеем. И снова возродился, став крупнейшим культурным центром страны. В 1920 г. лавру преобразовали в музей, но в 1946 г. вернули церкви. До 1983 г. здесь находилась резиденция патриарха РПЦ.

Что посмотреть

Первым каменным храмом лаврского архитектурного ансамбля был Троицкий собор, возведенный на пепелище Никоном Радонежским, учеником и преемником преподобного Сергия. Храм расписывала артель Андрея Рублева, для его иконостаса он сотворил знаменитую «Троицу». Оригинал иконы сейчас находится в Третьяковской галерее, в соборе — точный список. Главная святыня храма — серебряная рака с мощами преподобного Сергия, обретенными при его закладке. В Серапионовой палате рядом с ними находятся еще около 500 православных реликвий.

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры возведена в конце 18 века. Ее высота 88,5 м, это самое высокое подобное сооружение в стране. 42 колокола, среди которых 67-тонный гигант, в 1920 г. были сброшены с высоты и разбиты. Сегодня колокольня отреставрирована, на ее звонницу уже вернулись 26 колоколов.

Лаврский перезвон славится своей силой и мелодичностью. Многие приезжают сюда только ради того, чтобы его послушать.

Из общего стиля архитектуры заметно выделяется здание Царских чертогов, бывшего путевого дворца царя Алексея Михайловича. В них находится Церковно-археологический музей, где выставлены драгоценная утварь, старинные книги и облачения.

Троице-Сергиева Лавра

Экскурсии в Свято-Троице-Сергиеву лавру

Для туристов работает Паломнический центр, организующий обзорные и тематические экскурсии по достопримечательностям лавры. На специальной странице оф. сайта приведены их полный перечень и расценки. Для детей открыты мастер-классы по гончарному делу, росписи и изготовлению витражей.

Практическая информация

Адрес: Сергиев Посад, Свято-Троице-Сергиева лавра. Веб-сайт.

Время работы: ежедневно с 5:00 до 21:00. На церковные праздники лавра работает круглосуточно.

Как добраться: на электричке с Ярославского вокзала Москвы; на автобусе №388 от метро «ВДНХ»; на автомобиле из Москвы по Ярославскому шоссе.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *