История киновии началась в 1714 году, когда Петр I именным указом пожаловал эти земли Александро-Невскому монастырю. Здесь косили сено, разбивали огороды, организовали скотный двор. Позднее построили небольшую деревянную часовню, рядом с ней находился дом с кельями для монахов, отошедших от службы. Хоронили их тут же — так зародилось Киновеевское кладбище.

В 1840 году у киновии нашелся покровитель Федор Набилков, на его деньги началось активное строительство. В 1868-м по проекту архитектора Григория Карпова центр подворья дополнила церковь святой Троицы. Она стала главной доминантой правобережья.

После революции храмы оказались не нужны советскому государству. Свято-Троицкая церковь лишилась куполов, останки похороненных в подвале священнослужителей извлекли и выбросили, интерьеры разбили на три этажа, уничтожили декор, старые окна заложили, прорубили новые.

В 1936 году то, что осталось от храма, было передано под мастерские промкомбината Володарского района: здесь разместили фабрику военного обмундирования, а в подвале хранили картошку. Вокруг построили котельную, склад, проходную и автомобильную стоянку. В 1950-х церковь превратили в общежитие Легпромстроя, в 1960-х — в штаб комсомольской молодежи. Епархии истерзанное здание вернули в 2001 году, начались службы.

Попечительский совет храма много лет пытался найти финансирование на восстановление церкви исторического облика. Осенью 2015 года на киновию обратил внимание Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры. Основная часть работ по возвращению вида на XIX век была завершена в 2019 году. А этим летом КГИОП выдал разрешение на ввод церкви в эксплуатацию.

Сегодня на территории храма не найти следов ремонта и советского прошлого: на солнце сверкают новые купола из белого золота, во дворе, похожая на изящную беседку, стоит электронная звонница. «Звонарь у нас есть, но работает он только по большим праздникам, — заверяет встретивший нас настоятель архиерейского подворья Свято-Троицкой церкви игумен Фома (Александр Василенко), статный мужчина в черной маске на лице, отсылающей к карантинному времени. — А так мы и сами можем пультом включать колокола».

В самой церкви много света, но ладан и воск еще перебивает запах цементного раствора. Новенький алтарь, отражая солнечные лучи, сияет так, что его сложно рассмотреть — глаза слепит.

Отец Фома сопровождает нас в подвал храма, где расположились музей и крестильня: «Любой человек, необязательно прихожанин, может спуститься сюда и познакомиться с церковной «кухней», посмотреть на детали облачения священников, потрогать образцы тканей».

В музее представлены предметы, найденные во время реставрации, старинные псалтыри, среди которых есть Евангелие начала XIX века, на отдельном стенде — подарки прихожан. Также оставили нетронутой часть дренажных сооружений, по которым вода из подвала уходила в Неву.

Через музей проходим в крестильню, посреди которой, прямо под алтарем, устроена современная мраморная купель для крещения взрослых. А рядом оборудована комнатка для подготовки к обряду и детская купель. Лично меня в ней тронул заботливо поставленный пеленальный столик.

«Ну пойдемте наверх, покажу наш многофункциональный религиозный центр», — отец Фома торопится: через 20 минут должны привезти рояль в трапезную, ему нужно лично проследить за доставкой. Выйдя из подвала, идем к бывшей проходной и автосервису. Их перестроили под причтовый дом, да так, что не узнать. Сейчас здесь та самая трапезная, библиотека, в которой любой желающий может познакомиться с духовной литературой, воскресная школа из двух классов, рассчитанная на десять детей, администрация и церковная лавка.

«В планах у нас восстановить бывшие кельи, где сейчас квартиры, и устроить в них гостиницы для паломников. Таких сейчас очень мало в Санкт-Петербурге, а паломников много». Затем отец Фома прощается с нами и убегает принимать рояль.

А мы остаемся посреди мощеной территории подворья, дополненной детскими площадками и деревьями. На другом берегу Невы виднеется второй крупный проект фонда — Скорбященская церковь, завершить ее воссоздание планируется в следующем году. А в дальнейших планах фонда преобразить невский берег еще, возведя колокольню Смольного собора, которую в середине XVIII века начал строить, но не завершил зодчий Растрелли.

Ксения Гуршал
Фото Дмитрия Ратникова

Свято-Троицкая церковь киновии, интерьерСвято-Троицкая церковь киновии, сводСвято-Троицкая церковь киновии, иконостасСвято-Троицкая церковь киновии, подвалСвято-Троицкая церковь киновии, купельАрхиерейское подворье на Октябрьской набережнойСвято-Троицкая церковь киновии, многофункциональный религиозный центрРояль в киновии

Троице-Измайловский собор (Троицкий собор) — православный собор на Троицкой площади в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Полное наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.
Первый, походный, храм лейб-гвардии Измайловского полка был освящён 12 (23) июля 1733 года, вскоре после прибытия полка в Санкт-Петербург.
1 (12) июля 1754 года епископом Сильвестром (Кулябкой) был заложен новый деревянный пятиглавый храм с приделом мученика Иоанна Воина, освящённый 1 (12) июня 1756 года.
В 1824 году церковь сильно пострадала во время наводнения.
Закладка нового храма произошла в 1828 году, а 25 мая 1835 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) торжественно освятил храм.
Собор был закрыт 22 апреля 1938 года. Предполагался его снос или перестройка в городской крематорий. Здание храма пострадало в Великую Отечественную войну В 1952—1953 и 1966—1967 годах была осуществлена реставрация внешнего вида. В самом здании находился склад.
Возвращён Русской православной церкви в 1990 году. В 2004 году была возобновлена реставрация.
25 августа 2006 года произошло возгорание строительных лесов, установленных для реставрации купола собора, переросшее в сильный пожар. В результате пожара произошло обрушение внешних конструкций большого купола собора на внутренний свод. От огня пострадали также два малых купола, уже отреставрированных к июню 2007 года.
В конце 2007 года были завершены работы на малом северном куполе и ликвидация последствий пожара. В главном куполе собора были проведены подготовительные работы, монтаж конструкций из клееного бруса, которые стали основой главного купола.
В 2009-2010 годах силикатной системой Caparol был сделан фасад здания. При реставрации гипсовых элементов использовалась силиконовая система.
Архитектура, убранство
Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.
Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.
Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.
Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором.

Краткая история храма.

Свято-Троицкий храм — один из старейших храмов Санкт-Петербурга. Построен в 1733–1735 (арх. И. Я. Бланк). 2 августа 1735 главный престол был освящен настоятелем Исаакиевской церкви прот. Иосифом Чедневским, в 1737 – правый придел, во имя вмц. Екатерины. Позже, в 1738, пристроен левый придел, во имя Свт. Николая Чудотворца (освящен в 1761); в 1822 в средней части храма, с правой стороны, был устроен придел во имя св. прав. Симеона и Анны (освящен в том же году). В 1854 перестроен арх. А. И. Резановым при участии А. М. Камуцци. В 1939 храм закрыт. В 1941, сразу же после оккупации Красного Села, немецкое командование разрешило открыть Троицкую церковь, и в ней на протяжении двух лет совершались богослужения. С 25 января 1995 после освящения главного престола Св. Троицы малым чином возобновлены богослужения. Престолы Свт. Николая Чудотворца (престольные праздники: 19 декабря и 22 мая) и св. вмц. Екатерины (престольный праздник 7 декабря) повторно не освящались. Памятник федерального значения, охраняется государством. С 1995 реставрируется.

Первозданный вид Свято-Троицкого гарнизонного храма

был восстановлен и освящен великим чином

5 сентября 2011 года епископом гатчинским Амвросием,

ректором СПДАиС.

Храм четырёх престольный.

Центральный придел освящен в честь

Святой Живоначальной Троицы

Справа от главного придела

расположен придел в честь

Святителя Николая Чудотворца

Ближе к притвору расположены еще два придела:

Слева — придел св. преп. Александра Свирского

Справа — придел св. прав. Симеона Богоприимца

Святыни храма

В храме находится старинный моленный образ

святого Симеона Богоприимца,

память которого празднуется 16 февраля.

Ковчег с частицами 11 мощей святых:

1. Преп. Моисея Уфимского

2.Преп. Феофана Постника

3. Св. блаж. Варвары, затворницы Уфимской

4. Свмч. Симона (Шлеева), еп. Уфимского

5. Преп. Феодора, кн. Острожского

6. Преп. Илии Муромца

7. Преп. Агапита, врача-бессеребренника

8. Преп. Анатолия Затворника

9. Преп. Иулиании, кн. Ольшанской

10. Преп. иеросхимонаха Евфимия

11. Свт. Нифонта, архиеп. Новгородского

12. Преп. Марка гробокопателя, Киево — печерского

Храмовая икона св. преп. Марии Гатчинской

с частицей ее гроба

Икона преп. Александра Свирского

с частицей его мощей

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *