В продолжении нашей воездке по местам православных паломников в Сергиево-Посадском районе, хочу показать вам Сергиеву Лавру. Перед посещением самой лавры, как вы помните, мы заехали на место погребения родителей Сергия Радонежского. Сейчас на этом месте находится Покровский Хотьков монастырь.
Троице-Сергиева лавра (в церковной литературе обычно Свято-Троицкая Сергиева Лавра) — крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви с многовековой историей. Расположен в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре.
Датой основания Троице-Сергиевой пустыни является 1337 год. В те далекие времена, будущий преподобный Сергий Радонежский, тогда ещё носивший мирское имя Варфоломей, и его старший брат Стефан, инок хотьковского Покровского монастыря, поселились на холме Маковец, в десяти верстах от Хотькова. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы (был освящён в 1340 году). С тех пор небольшое поселение сильно разрослось и превратилось в целый монастырский комплекс за могучими крепостными стенами.
* Все фотки кликабельны и имеют ссылку на полноразмерное изображение.
Подъехали мы не с центрального входа, а прямо с противоположной стороны. Там была большая парковка и какой-то рынок.
Как раз в это время прибыли автобусы с паломниками, и мы влившись в общий поток, направились к центральным воротам.
1

2

Площадь перед Лаврой
3

4

5

6

И первое что нас встречает, это небольшая Духовская церковь с синей маковкой.
Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг.)
Вторая каменная церковь монастыря возводилась в 1476-1477 гг. к северо-востоку от Троицкого собора. Она расположена на месте более ранней деревянной Троицкой церкви, поставленной игуменом Никоном около 1412 г. при восстановлении разоренного во время набега хана Едигея монастыря.
7

8

9

На фотографии ниже скромно выглядывающая красная церковь, это:
Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753)
Церковь расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади.
10

Колокольня (1741 – 1770)
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1770 гг., замыкает собой северную сторону соборной площади Троице-Сергиевой лавры. Высота её составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
В ней смотреть особо нечего, а прикупить различных ювелирных изделий, запросто. Весь первый этаж заняли торговые павильоны.
11

12

Успенский собор (1585)
Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте.
13

14

15

На фотографии слева прямо перед успенским собором из красного кирпича расположилась часовня.
Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.)
Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.
16

А вот эта очередь тянется к Троицкому собору.
Троицкий собор (1422-23 гг.)
Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского — Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, — святая святых монастыря.
17

Местное кладбище. Исключительно для церковных служителей высших чинов.
18

В момент съемки, проходило захоронение архимандрита. Старец 98 лет прожил.
19

20

21

Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.)
Трапезный храм — один из самых больших и красивейших в лаврском архитектурном ансамбле, благодаря разноцветной росписи стен «в шахмат», имитирующей руст, благодаря искусной белокаменной резьбе колонн малого и большого ордеров, благодаря многопрофильному карнизу, увенчанному парапетом с поясом скульптурных раковин. Пышный декор фасадов в совокупности с широким гульбищем придает зданию монастырской Трапезной вид прекрасного дворца.
22

23

24

В обзор вошли не все церковные сооружения расположенные на территории лавры. Так в объектив не попали: Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637), Михеевская церковь (1734 г.) и церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623). А еще рядом с лаврой, но уже за крепостными стенами, находится множество других построек: мастерские, гостиницы для паломников, трапезные.
Так же, особого внимания заслуживает крепостная стена с её башнями. К сожалению, на это времени не хватило. Десять башен возведенные в разные времена поражают своей красотой и индивидуальностью. Каждая имеет свое название и форму.
Ещё посты по теме:
ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ
ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФОТО

ВОСКРЕСЕНСКИЙ
НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

САМЫЙ СТАРЫЙ ХРАМ В ГРОДНО.
БОРИСОГЛЕБСКАЯ (КОЛОЖСКАЯ) ЦЕРКОВЬ

СОБОР СВЯТОГО ФРАНЦИСКА КСАВЕРИЯ. ФОТО.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА В МОСКВЕ
«ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

МОРСКОЙ CОБОР НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В КРОНШТАДТЕ.

СВЯТЫЕ МЕСТА ЧЕРНОЗЕМЬЯ. КОРЕННАЯ ПУСТЫНЬ.

МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В НОВОМ АФОНЕ. ФОТО.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА В ПОДМОСКОВЬЕ
«ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ».

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА В ПОДМОСКОВЬЕ
«ХРАМ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ».

Фото Троице-Сергиевой Лавры – май 2017 год 24 голосов

Фото Троице-Сергиевой Лавры или Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – это продолжении серии фотографий, сделанных в Сергиевом Посаде в начале мая 2017 года.

Как я уже писал, с погодой не повезло, но с другой стороны не так уж и катастрофично. Снимки получились на мой взгляд вполне приличными и даже есть какой-то драматизм в облаках и свете пробивающемся сквозь них.

Итак Троице-Сергиева Лавра – именно так привычно говорят об этом крупнейшем и известнейшем монастыре России. Официальное название монастыря — Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Традиционно годом основания лавры считается 1337 год, когда Варфоломей, принявший позднее после пострига в 1342 году имя Сергия, и его брат Стефан основали Троицкую пустынь.

Монастырь рос, строился – в 50-х годах 14 века вокруг монастыря начали селиться крестьяне. В это же время шло активной строительство и развитие монастырского общежития.

Монастырь был центром духовной жизни Московского княжества и центром сопротивления. Именно тут преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского на битву, а знаменитые Пересвет и Ослябя, участвующие в Куликовской битве, были иноками Троицкого монастыря.

Конечно популярность и значение монастыря было связано с личностью его основателя — Сергия Радонежского, сыгравшего одну из ключевых ролей в становлении государства и в развитии духовности на Руси.

Первоначально в монастыре строились деревянные церкви и от первых строений уже не осталось и следа. Первый каменный храм был построен в 1423 году – Троицкий собор.

Троицкий собор — построен в 1423 году. Главный собор Лавры.

В украшении и росписи собора участвовал Андрей Рублев. Некоторое время Троицкий собор оставался единственным каменным храмом обители.

Следующим каменным храмом, построенным в монастыре, стала Духовская церковь.

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Духовская церковь, 1476-1477 гг.

Следующим был построен Успенский собор. Этот храм был построен по велению Ивана Грозного, который не дождался окончания его строительства. Его сын Федор Иоанович с семейством присутствовал на его освящении в 1585 году.

Успенский собор

Как и многие монастыри того времени Троицкий монастырь был не просто местом монашеского послушания. Времена были суровые и монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорению. Со временем вокруг монастыря были построены стены и он превратился в серьёзную тем временам крепость с высокими стенами и башнями.

Главный вход в Лавру

В начале 17 века, в так называемое Смутное время монастырь выдержал многомесячную осаду. Погибло множество защитников святыни и не только от оружия, но и от болезней.

Значение монастыря было велико и его ценили практически все правители сначала Московского княжества, а затем Российского государства. Монастырь рос и процветал. Вокруг него вырос целый город Сергиев Посад.

В 1744 году Троице-Сергиев монастырь получил почетное звание Лавры. До этого в Российском государстве была только одна лавра — Киевско-Печерская. После появились Александро-Невская лавра и Почаевско-Успенская Лавра.

В том же 1742 году в монастыре появилась духовная семинария, а в 1814 году сюда из Санкт-Петербурга была переведена Духовная Академия, что еще более упрочило положение Троице-Сергиевой Лавры, как ведущего центра Российского Православия.

После революции, как и все храмы и монастыри Троице-Сергиеву Лавру ждали трудные времена — Лавра была закрыта и на ее территории находились не только музеи, но и различные учреждения. Возрождения лавры началось в 1946 году, когда Лавра стала местом прибывания Патриарха Русской Православной церкви. В 1948 году в Лавру вернулись семинария и академия.

Сейчас Троице-Сергиева Лавра почитаемое и посещаемое место — ежедневно суда прибывают тысячи паломников и туристов со всей России.

Вообще, на мой взгляд Сергиев Посад и Троице-Сергиева Лавра посетить нужно обязательно, даже если вы и не верите в бога. Ведь это место не просто монастырь, но духовный центр в более широком, смысле этого понятия. По сути — это центр того, что мы называем Русью.

Краткая история монастыря

Троице-Сергиева Лавра, или Свято-Троицкая Сергиева Лавра – это мужской ставропигиальный монастырь, основанный в XIV столетии преподобным Сергием Радонежским (в миру Варфоломеем). Он расположен в 52 км от Москвы, в г. Сергиев Посад. Как свидетельствуют исторические источники, будущий основатель Лавры родился весной 1314 г. в боярской семье, проживающей в Ростове.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта

Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения. Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.

Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.

Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.

Красная надвратная башня со Святыми ворота

Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.

Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.

Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском

Первоначально монастырь располагался на юго-западном склоне Маковецкого холма. Троицкий храм с трапезной стоял в окружении деревянных келий, и все постройки утопали в зелени вековых деревьев.

Собор Троицы Живоначальной

Сразу за кельями находились огородики, разбитые монахами. Там они выращивали овощи и возводили небольшие хозяйственные постройки.

Оградой Троицкой обители служил деревянный забор, а верхушку въездных ворот украшала церковь, увековечившая память о Святом великомученике Дмитрии Солунском. Попасть в монастырский двор можно было по узкой тропинке, впоследствии расширенной для проезда подвод. В целом все здания Лавры подразделялись на 3 части: общественную, жилую, оборонительную. Примечательно, что неоднократные реконструкции, проводившиеся на территории Троице-Сергиевой Лавры, не затронули план расположения построек.

Церковь Сошествия Святого Духа

По данным Лаврской летописи, в 60-х годах XIV столетия Сергий не только принял сан священника, но и получил грамоту, крест и простое благословение в словесной форме от Фелофея – патриарха Константинопольского (он одобрил решение Сергия о введении в монастыре правил «Общежитийного устава»). Численность насельников в обители неуклонно росла, а в 1357 г. сюда переехал архимандрит Симон. За счет его богатых пожертвований в монастырском дворе был отстроен новый Троицкий храм и здания разнообразного назначения.

Умер Сергий Радонежский в конце сентября 1392 г. в собственно созданной Свято-Троицкой обители. Похоронили святого основателя Лавры при Троицкой церкви.

Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах

Основные сооружения Троице-Сергиевой Лавры, ставшие ее достопримечательностями

Белокаменный Троицкий собор, возведенный с 1422 по 1423 гг., стал первым российским памятником архитектуры, чествующим основателя Лавры Сергия Радонежского. Златоглавая святыня появилась на территории монастыря в год канонизации Сергия, когда его имя было официально объявлено «покровителем земли Русской». Прах усопшего святого хранится здесь же, в помещении собора, а надгробная пелена с его изображением находится в музее. Иконостас собора богат работами Андрея Рублева, Даниила Черного и лучшими мастерами их школы. Среди всех икон особо выделяется «Троица», созданная самим Рублевым. Как главный храм Лавры Троицкий собор при строительстве украшался строгими орнаментальными лентами, соответствуя традициям аскетизма.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Второе по значимости здание-святыня – это храм Сошествия Святого Духа на апостолов. Его строительство велось в 1476 г. псковскими каменщиками, которые в своей работе использовали кирпич. Результатом их труда стала Духовская церковь, привлекательная необычным расположением колокольни под главкой. В древности церкви с такой верхушкой назывались «иже под колоколы», что подразумевало сочетание церкви и звонницы в одной постройке. Но в целом ее стиль незамысловат.

Успенский собор признан главным в Лавре. Его строительство начиналось еще в 1559 г. умельцами Ивана Грозного. А заканчивались работы по возведению собора в 1584 г., при царе Федоре Ивановиче.

Митрополичьи покои

Внешний облик святыни отличается одновременной простотой и строгостью, и лишь пятиглавый верх указывает на ее величие. Внутреннее убранство собора привлекательно огромным резным иконостасом. Позади его, высоко вверху оборудованы площадки для певчих. Во время песнопений монахов прихожанам кажется, что их голоса доносятся «аки с небес». Все стены и своды этого собора покрыты уникальными фресками. Их изготовление приходится на лето 1684 г., а имена художников можно прочесть на западной стене храма, под полотенечной росписью.

Храм Зосимы и Савватия Соловецких – это аккуратная шатровая церковь, появившаяся в монастырском дворе в честь учеников Сергия Радонежского. Она входит в комплекс Больничных палат.

Колокольня

Долгое время ее благоустройством никто не занимался, и она постепенно разрушалась. Но благодаря умелым действиям опытного реставратора Трофимова И.В. красно-белый храм вновь обрел былое величие и стал одним из живописных уголков обители. Внутри он декорирован поливными изразцами зеленого цвета.

Смоленская церковь – это изящное здание, входящее в состав Троице-Сергиевой Лавры. Своим появлением она обязана архитектору Ухтомскому, который выполнил ее в стиле «Елизаветинского барокко». Необычность планировки строения состоит в его 8-гранной форме с криволинейными выпукло-вогнутыми гранями. Нижняя часть церкви представлена высоким белокаменным цоколем. На сегодняшний день в здании святыни восстановлено 3 крыльца-паперти с парадными лестницами.

Усыпальница Годуновых

Венцом главы-кивера служит крест, попирающий полумесяц. Такое оформление верхушки церкви объясняется войнами с мусульманской Турцией – частым явлением в XVIII веке.

Надкладезная часовня расположена рядом с Успенским собором. Ее необычный внешний вид сразу привлекает внимание прихожан. Три восьмерика, установленные на четверике – такое архитектурный замысел часто встречался в конструкции построек XVII столетия, и Надкладезная часовня стала очередным воплощением нарышкинской архитектуры. Другая Надкладезная часовня – Пятницкая, стоит к востоку от Пятницкой и Введенской церквей. За несколько веков своего существования она утратила множество украшений и не переживала реставраций.

Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи

Но ее волнистая кровля со световыми восьмериками, остатки наличников и мастерски обработанный входной портал говорят о былой красоте этого небольшого сооружения.

Царские Чертоги – это огромный царский дворец, выстроенный для Алексея Михайловича. Столь знатный гость часто посещал Троице-Сергиеву Лавру, а в его свиту входило более 500 душ. Такое большое количество посетителей нуждалось в определенном приюте, чем и объяснялось появление Чертогов на монастырском дворе. Несмотря на свое предназначение – давать крышу над головой царю и его приближенным, вместительное здание имело простые формы. Однако и отделка его интерьеров, и наружные изразцы, и 2 изразцовые печи как бы намекали на то, для каких дорогих гостей готовилась эта постройка.

Пятницкая башня

Митрополичьи покои на первый взгляд кажутся двухэтажным зданием. Но на самом деле этажей три. Самый древний – это нижний этаж, построенный в XVI веке. Второй этаж появился над ним в XVII столетии, а третий – ближе к середине XVIII столетия, став завершением всего ансамбля Троице-Сергиевой Лавры.

Примерно в тот же отрезок времени появилась и небольшая Михеевская церковь. Найти ее можно рядом с Трапезной палатой – большой и пышной постройкой с необычной конструкцией и огромным, богато оформленным залом с широким сомкнутым сводом. Трапезную видно издали – она высится на подклете, а ее украшением служат резные полуколонки, наличники с узорами «под виноградную гроздь», полуциркульные раковины.

Водосвятная часовня-сень со святым источником

Живопись на стенах и сводах относится к XIX веку. Зал Трапезной отделен от ее остальных помещений позолоченной кованой решеткой. Привлекательно и таинственно выглядит резной иконостас, а пол здесь выложен брусками красно-коричневой яшмы.

Надвратная церковь построена знаменитыми в XVII столетии Строгановыми в честь Иоанна Предтечи. Когда-то она была пятиглавой, но с течением времени из пяти глав осталась только одна. Несмотря на такую значительную утрату, старинная святыня всё равно остаётся прекрасным памятником старорусского зодчества, а ее декор аналогичен декору Трапезной палаты.

Рейтинг достопримечательности

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *