ИКОНА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, НАПИСАННАЯ АНДРЕЕМ РУБЛЕВЫМ

Самое известное и прославленное произведение Андрея Рублева — образ Св. Троицы. Икона происходит из местного ряда Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (с 1929 г. — в Третьяковской галерее); почиталась в монастыре как чудотворная. В «Сказании о святых иконописцах» сохранилось свидетельство о том, что игумен Никон просил «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию». Об авторстве Рублева свидетельствует и постановление Стоглавого Собора 1551 г., где было указано писать Св. Троицу, «как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев». В вопросе датировки иконы существуют 2 мнения: ряд ученых предполагают, что она была написана для деревянной церкви Троицкого монастыря, построенной игуменом Никоном после нашествия Едигея, и датируют икону 1412 г., другие определяют 20-ми гг. XV в., связывая ее происхождение с каменным собором монастыря, заложенным в 1422 г. В XVI в. царь Иоанн IV Васильевич Грозный сделал в монастырь вклад, украсив икону басменным золотым окладом с золотыми венцами, эмалевыми цатами, перенесенными позднее на оклад времени царя.

Православная энциклопедия

ПРЕПОДОБНЫЙ АНДРЕЙ РУБЛЕВ

В страшные времена войн и усобиц XIV-XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублёв. Сохранилось представление о Рублёве, как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости». Ему была свойственна большая внутренняя сосредоточенность. Все созданное им — плод глубокого раздумья. Окружающих поражало, что Рублёв подолгу, пристально изучал творения своих предшественников, относясь к иконе как к произведению искусства.

Хотя имя Рублёва упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 г. «Троицы» — главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублёв. Только тогда начались поиски других произведений художника.

Андрей Рублёв родился в конце 60-х годов XIV века в небольшом городке Радонеже неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. По всей вероятности, в юности Андрей был послушником этого монастыря, а потом принял сан монаха. Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублёв уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы. Невозможно последовательно проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы. Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублёва крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу. Бесспорны лишь два сообщения, фигурирующие в летописях под 1405 и 1408 годами. Вот первое, где говорится о том, что Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублёв начали работу над иконостасом Благовещенского собора Московского Кремля. «Тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Грьчин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю». Исследователи установили, что Рублёв написал для собора одну из лучших своих икон — «Преображение».

По-видимому, к тому же времени относится и исполненный Рублёвым настоящий памятник книжного искусства — «Евангелие Хитрово». Это название рукопись получила по имени боярина, которому она принадлежала в XVII веке. Рукопись выделяется безупречностью выполнения. Миниатюры, заставки, фигурки зверюшек-букв — это особый мир, где все живет, все одухотворено. Здесь много выдумки, юмора, все проникнуто глубоко народным простодушием, каким овеяны наши русские сказки. Мягко вьются линии орнаментов, напоминающие стебли трав, формы листьев, цветов. Ощущение радости и непринужденности создают легкие, светлые краски: лазоревая голубизна сочетается с нежной зеленью, алеет киноварь и поблескивает золото. Ученые предполагают, что такая драгоценная рукопись, как «Евангелие Хитрово», могла быть создана на средства великого князя или самого митрополита.

Во втором сообщении 1408 г. говорится о том, что мастера Даниил Черный и Андрей Рублёв отправлены расписывать Успенский собор во Владимире: «Того же лета мая в 25 начата подписывати церковь каменую великую съборную святая Богородица иже в Владимире повеленьем князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Владимирский Успенский собор особо почитался в Древней Руси, и великие князья московские не переставали заботиться о его убранстве. Так произошло и в 1408 г., когда великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, повелел заменить новыми фресками утраченные части его росписей XII века. Сохранившиеся фрески представляют фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену храма. Анализ стилистических особенностей помог ученым определить группу изображений, принадлежащих Рублёву: в них ощущаются артистизм, музыкальность линии, грациозность. Юношески прекрасен трубящий ангел, вдохновенно решителен Петр, увлекающий праведников в рай.

Трактовка сцены Страшного суда, ее эмоциональный настрой необычны: здесь нет ощущения ужаса перед страшными карами и торжествует идея всепрощения, просветленное настроение; в этом ясно ощущается мировосприятие Рублёва. Долгие годы исканий, которые проявились уже во фресках Успенского собора, нашли завершение в образах так называемого «Звенигородского чина». В них Рублёв обобщил размышления своих современников о моральной ценности человека. «Звенигородский чин» — это часть иконостаса, созданного для одного из звенигородских храмов. Время создания этого иконостаса точно не известно. Сейчас от росписей в соборах сохранились только фрагменты, а из икон дошли лишь три. Они были обнаружены в 1919 году советскими реставраторами. «Их создателем, — писал о звенигородских иконах И.Э. Грабарь, первый исследователь драгоценной находки, — мог быть только Рублёв, только он владел искусством подчинять единой гармонизирующей воле эти холодные розово-сиренево-голубые цвета, только он дерзал решать колористические задачи, бывшие под силу разве лишь венецианцам, да и то сто с лишком лет спустя после его смерти». Из всего монументального замысла Рублёва сохранились только поясные изображения «Спаса», «Архангела Михаила» и «Апостола Павла».

Пока иконописцы работали во Владимире, на Москву двинулось войско татарского хана Едигея. Не сумев взять Москву, татары сожгли множество городов, и в том числе Троицкий монастырь. Настоятелем монастыря был игумен Никон. Он с большим рвением принимается за восстановление и украшение монастыря. На месте деревянного храма возводится в 1423-1424 гг. белокаменный. В середине двадцатых годов Даниил Черный и Андрей Рублёв были приглашены Никоном расписать новый каменный собор Св. Троицы. Эти работы Рублёва относятся к 1425–1427 годам.

Рублёв написал главную икону монастыря — знаменитую «Троицу». Три ангела — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух — вписаны художником в треугольник и круг. Линии крыльев и одежд перетекают одна в другую, как мелодии, и рождают чувство равновесия и радостного покоя. Особо поражает общая светозарность иконы. Художник нашел идеальные пропорции не только в решении фигур композиции. Совершенны также отношения светлых тонов, не вступающих в борьбу с контрастными темными цветами, а согласно и тихо поющих с ними гимн радости бытия. Это мерцание цвета позволяет художнику достичь поистине симфонического звучания оркестра красок палитры. Чуть-чуть поблескивает стертое старое золото на темном от времени левкасе. Мудрое переплетение форм, силуэтов, линий, прочерков посохов, округлости крыльев, падающих складок одежд, сияющих нимбов — все это вместе со сложной мозаикой цвета создает редкую по своеобразию гармонию, благородную, спокойную и величавую. И только два черных квадрата на фоне — вход в дом Авраамов — возвращают нас к сюжету Ветхого завета. Светоносность «Троицы» настолько разительна, что иные иконы экспозиции Третьяковской галереи кажутся темными и красно-коричневыми.

Вскоре после завершения работ в Св. Троице, по-видимому, умер Даниил, похороненный в Троице-Сергиевом монастыре. Потеряв своего друга, Рублёв вернулся в Андроников монастырь, где выполнил свою «конечную» (то есть последнюю) работу. Если верить Епифанию Премудрому, Рублёв принимал участие не только в росписи церкви Спаса, но и в ее построении. Эта церковь была возведена около 1426-1427 гг. Вероятно, ее фрески были написаны в 1428-1430 гг. Рублёв скончался 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре в Москве, который сейчас носит его имя. В 1988 г., году тысячелетия крещения Руси, Русская православная церковь причислила Рублёва к лику святых. Он стал первым художником, который был канонизирован христианской церковью.

100 великих художников

Троица

Художник

Андрей Рублев

Год

1411 или 1425–27

средний

Темпера

Размеры

142 см × 114 см (56 дюймов × 45 дюймов)

Расположение

Третьяковская галерея , Москва

Троица ( рус . Троица , тр. Троица , также называемая Гостеприимством Авраама ) — икона, созданная русским художником Андреем Рублевым в 15 веке. Это его самая известная работа и самая известная из всех русских икон, и она считается одним из высших достижений русского искусства . Ученые считают, что это одно из двух произведений искусства ( второе — фрески Успенского собора во Владимире ), которые можно с какой-либо достоверностью приписать Рублеву.

Троица изображает трех ангелов , посетивших Авраама у Дуба Мамре ( Бытие 18: 1–8 ), но картина полна символизма и интерпретируется как икона Святой Троицы . Во времена Рублева Святая Троица была воплощением духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения.

Икона была заказана в честь преподобного Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой Лавры под Москвой , ныне в городе Сергиев Посад . Об истории Троицы известно немного , и историки искусства делают предположения, основанные только на немногих известных фактах. Под вопросом даже авторство Рублева. Различные авторы предлагают разные даты, например, 1408–1425, 1422–1423 или 1420–1427. Официальная версия — 1411 или 1425–1427 гг. Сейчас Троица находится в Третьяковской галерее в Москве.

Описание

Троица была нарисована на вертикально выровненной доске. На нем изображены три ангела, сидящие за столом. На столе стоит чашка с головой теленка. На заднем плане Рублев нарисовал дом (предположительно, дом Авраама ), дерево ( Дуб Мамре ) и гору ( гора Мориа ). Фигуры ангелов расположены так, что линии их тел образуют полный круг. Средний и левый ангелы благословляют чашу жестом руки. На картине нет действия или движения. Фигуры смотрят в вечность в состоянии неподвижного созерцания. На полях, ореолах и вокруг чашки запечатаны следы гвоздей от ризы иконы (металлической защитной крышки) .

Иконография

Смотрите также: Икона Святой Троицы

Икона основана на истории из Книги Бытия под названием «Гостеприимство Авраама и Сары» или «Гостеприимство Авраама» (§18). В нем говорится, что библейский Патриарх Авраам «сидел у дверей своего шатра в знойе дня» у дуба Мамре и увидел трех мужчин, стоящих перед ним, которые в следующей главе были показаны как ангелы. «Увидев их, Авраам побежал от дверей шатра им навстречу и поклонился до земли». Авраам приказал мальчику-слуге приготовить отборного теленка и поставил перед ними творог, молоко и теленка, ожидая их, под деревом, пока они ели ( Бытие 18: 1–8 ). Один из ангелов сказал Аврааму, что Сарра скоро родит сына .

Ветхий Завет с делами , икона XVII века. Композиция включает в себя сцену встречи Авраама с ангелами, омовения их ног, Сарры, готовящей тесто, слуги, убивающей теленка. Ангел выводит Лота и его дочерей из Содома , и жена Лота превращается в соляной столб, затем Лот изображен со своими дочерьми. В иконе Рублева этих деталей нет.

Тема «Троицы» в разные периоды времени получала различные толкования, но к 19–20 векам ученые пришли к единому мнению: три ангела, посетивших Авраама, представляли христианскую Троицу, «одного Бога в трех лицах» — Отца , Сын ( Иисус Христос ) и Святой Дух . Искусствоведы считают, что икона Андрея Рублева создана в соответствии с этой концепцией. Стремясь раскрыть учение о Троице, Рублев отказался от большинства традиционных сюжетных элементов, которые обычно присутствовали в картинах «Гостеприимство Авраама и Сары» . Он не рисовал Авраама, Сарру, сцену заклания теленка, и не давал никаких подробностей относительно трапезы. Ангелы изображались говорящими, а не едящими. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, демонстрируют возвышенный характер их разговора». Безмолвное общение трех ангелов — центр композиции.

В иконе Рублева форма, наиболее ярко отражающая идею единосущности трех ипостасей Троицы, — круг. Это основа композиции. В то же время ангелы не вставляются в круг, а создают его вместо этого, поэтому наши глаза не могут остановиться ни на одной из трех фигур и скорее останутся внутри этого ограниченного пространства. Эффектный центр композиции — чашка с головой теленка. Он намекает на распятие в жертву и служит напоминанием о Евхаристии (фигуры левого и правого ангелов образуют силуэт, напоминающий чашу). Вокруг чашки, которая ставится на стол, происходит немой диалог жестов.

Левый ангел символизирует Бога-Отца. Он благословляет чашу, но его рука нарисована вдалеке, как будто он передает чашу центральному ангелу. Виктор Лазарев предполагает, что центральный ангел представляет Иисуса Христа, который, в свою очередь, также благословляет чашу и принимает ее с поклоном, как бы говоря: «Отец мой, если возможно, пусть эта чаша отнимется у меня. Но не так, как Я хочу. , а как пожелаешь «. ( Матфея 26:39 ) Природа каждой из трех ипостасей раскрывается через их символические атрибуты, то есть дом, дерево и гору. Отправной точкой божественного управления является творческая Воля Бога , поэтому Рублев помещает дом Авраама выше головы соответствующего ангела. Дуб Мамре можно интерпретировать как древо жизни , и он служит напоминанием о крестной смерти Иисуса и его последующем воскресении , открывшем путь к вечной жизни . Дуб расположен в центре, над ангелом, который символизирует Иисуса. Наконец, гора является символом духовного восхождения, которое человечество совершает с помощью Святого Духа. Единство трех ипостасей Троицы выражает единство и любовь между всеми вещами: «Дабы все они были одно, как ты, Отец, во Мне, и я в тебе, чтобы и они были в нас, чтобы мир может поверить, что ты послал меня «. ( Иоанна 17:21 )

Крылья двух ангелов, Отца и Сына, пересекаются. Синий цвет одежды Сына символизирует божественность , коричневый цвет представляет землю, его человечность, а золото говорит о царстве Бога . Крылья Святого Духа не касаются крыльев Сына, они незаметно разделяются копьем Сына. Синий цвет одежды Святого Духа символизирует божественность, зеленый цвет представляет новую жизнь. Позы и наклонности Святого Духа и головы Сына демонстрируют их подчинение Отцу, однако их положение на тронах на одном уровне символизирует равенство.

Ризас

Риза Бориса Годунова для «Троицы» с добавленными при Михаиле I цатами из золота и серебра с драгоценными камнями, жемчугом. Конец 16 века.

Согласно записям Троице-Сергиевой Лавры 1575 года, икона была «покрыта золотом» по приказу Ивана Грозного , то есть золотая риза была заказана им и добавлена ​​к иконе. Золотой риза была возобновлена в 1600 году во время царизма от Бориса Годунова . Новая риза скопировала картину Ивана Грозного, а оригинал перенесен в новую копию «Троицы», написанную специально для этой цели. В 1626 году Михаил I приказал добавить в ризу золотые цата с эмалью и драгоценными камнями. В 18 веке были добавлены позолоченные серебряные чеканные одежды ангелов. Еще один экземпляр ризы изготовлен в 1926–1928 гг. Оба экземпляра сейчас хранятся в иконостасе Троицкого собора Троицкой Лавры .

Датировка и происхождение

Датировка Троицы неизвестна. Исторических данных по этому поводу немного, и даже в начале ХХ века историки не решались утверждать какие-либо факты, а могли только делать предположения и предположения. Впервые икона упоминается в 1551 году в «Книге ста глав» , сборнике церковных законов и постановлений Стоглавого синода . Среди прочего, в Книге излагались решения Синода, которые были приняты в отношении иконографии Святой Троицы, в частности детали, которые считались канонически необходимыми для таких икон, такие как кресты и нимбы .

… иконописец писать иконы по древним образцам, как это делали греческие иконописцы, и как это делали Ондрей Рублев и другие предшественники … ( русский : Писати иконописцем иконы с древних переводов, како греческие) иконописцы писали, и как писал Ондрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы … )

Из этого текста видно, что участникам Стоглавого Синода была известна некоторая Троицкая икона, созданная Андреем Рублевым, которая, по их мнению, соответствовала каждому церковному канону и могла быть взята за образец.

Следующий известный источник , который упоминает о Троице является Легендой о Святом иконописцев ( русский : Сказание о святых иконописцев ) , составленных в конце 17 — го века-начале 18 — го века. В нем много полулегендарных рассказов, в том числе упоминание о том, что Никон Радонежский , ученик Сергия Радонежского , попросил Андрея Рублева «написать образ Святой Троицы в честь отца Сергия». К сожалению, этот поздний источник рассматривается большинством историков как ненадежный. Однако из-за отсутствия других фактов эта версия создания Троицы является общепринятой. Вопрос о том, когда произошел разговор с Nikon, остается открытым.

Первоначальная деревянная Троицкая церковь, находившаяся на территории Троицкой лавры, сгорела в 1411 году, и Никон Радонежский решил построить новую церковь. К 1425 году был возведен каменный Троицкий собор , который стоит до сих пор. Считается, что Никон, ставший настоятелем после смерти Сергия Радонежского, почувствовал его грядущую кончину и пригласил Андрея Рублева и Даниила Черного завершить отделку недавно построенного собора. Иконописцы должны были изготовить фрески и создать многоярусный иконостас. Но ни в житии преподобного Сергия , ни в житии его жизни, ни в житии преподобного Никона Троицкая икона не упоминается , она написана лишь в убранстве собора 1425–1427 годов.

Единственная сохранившаяся фреска Андрея Рублева внутри Успенского собора .

Эта датировка основана на датах постройки обеих церквей. Тем не менее искусствоведы, учитывая стилистику иконы, не считают вопрос решенным. Игорь Грабарь датировал Троицу 1408–1425 гг., Юлия Лебедева — 1422–1423 гг., Валентина Антонова — 1420–1427 гг. Неизвестно, была ли «Троица» создана на пике творчества Рублева в 1408–1420 годах или в конце его жизни. Стилистический анализ показывает, что он мог быть создан около 1408 года, поскольку стилистически похож на его фрески в Успенском соборе (созданные примерно в то же время). С другой стороны, «Троица» демонстрирует стойкость и совершенство, которым не могли сравниться даже лучшие иконы Троицкого собора, написанные между 1425 и 1427 годами.

У советского историка Владимира Плугина была теория, что икона не имела ничего общего с Никоном Радонежским, а была принесена в Троицкую лавру Иваном Грозным. Он предположил, что все предыдущие ученые после известного историка Александра Горского ошибочно полагали, что Иван Грозный лишь «покрыл золотом» икону, которая уже хранилась в Троицкой Лавре. Плагин сказал, что икона была принесена в Лавру самим Иваном, и что Троица была создана намного раньше, вероятно, за 150 лет до этой даты. Однако еще в 1998 году Борис Клосс указывал, что в так называемой » Троицкой повести об осаде Казани» , написанной до июня 1553 года, есть четкая ссылка на то, что Иван Грозный лишь «украсил» существующую икону для Лавры.

Авторство

Впервые Рублева назвали автором иконы Троицы в середине текста XVI века «Книга ста глав» . Ученые могут быть уверены, что к середине XVI века Рублев считался автором иконы с таким названием. Русский этнограф Иван Снегирев высказал предположение , что Троица хранится в Троице — Сергиевой лавре, на самом деле икона Рублева, который затем был один из немногих русских иконописцев , известных по имени. Идея приобрела популярность среди ученых и к 1905 году стала преобладающей. Троица до сих пор считается его работой.

Тем не менее, после очистки иконы искусствоведы были настолько поражены ее красотой, что возникли теории о ее создании итальянским художником. Первым предложение сделал Дмитрий Ровинский еще до чистки, но его идея «тут же погасла запиской митрополита Филарета; и опять же, по легенде, икона приписана Рублеву. Она продолжала служить. тем, кто изучал стиль этого художника как одно из его главных произведений искусства «. Дмитрий Айналов , Николай Сычев, а затем Николай Пунин сравнивали «Троицу» с произведениями Джотто и Дуччо . Виктор Лазарев сравнил его с работами Пьеро делла Франческа . Однако, скорее всего, они намеревались указать на высокое качество картины, поскольку никто из них не утверждал, что она создана под влиянием итальянцев. Виктор Лазарев резюмирует это: «В свете недавнего анализа мы с уверенностью можем сказать, что Рублев не был знаком с произведениями итальянского искусства и поэтому не мог ничего из них заимствовать. Его основным источником было византийское искусство эпохи Палеологов , в в частности, картины, созданные в его столице, Константинополе . Именно оттуда произошли элегантность его ангелов, мотив наклоненных голов, прямоугольная форма трапезы «.

История

Троица, какой ее могли видеть до 1904 года ( фотомонтаж ). Картина покрыта ризой и слоем олифы .

Согласно архивам Свято-Сергиевой Лавры , икона хранилась в Троицком соборе с 1575 года. Она занимала главное место (справа от царских дверей ) в нижнем ярусе иконостаса . Это был один из самых почитаемых икон в монастыре, привлекая щедрые пожертвования от царствующих монархов (сначала Ивана Грозного , затем Бориса Годунова и его семьи), но главным объектом поклонения в монастыре был Сергий Радонежский «s реликвий . До конца 1904 года Троица была скрыта от глаз тяжелой золотой ризой , которая оставляла открытыми только лица и руки ангелов (так называемое «изображение лица»).

На рубеже XIX и XX веков русская иконография была «открыта» искусствоведами как вид искусства. Иконы вынимали из риз, которые покрывали их почти полностью, за исключением лиц и рук, а затем очищали. Расчистка была необходима, потому что иконы традиционно были покрыты олифой . В нормальных условиях олифа полностью потемнела через 30–90 лет. Новый значок можно было нарисовать поверх затемненного слоя. Обычно это та же тема, но стиль был изменен в соответствии с новыми эстетическими принципами того времени. В некоторых случаях новый художник сохранил пропорции и композицию оригинала, но в других случаях художник скопировал тему, но внес изменения в пропорции фигур и поз, а также изменил другие детали. Это называлось «обновление иконки» ( рус . Поновление икон ). Троица подвергалась «обновлению» четыре или пять раз. Первое обновление, вероятно, произошло во время царствования Бориса Годунова. Следующий, скорее всего, был завершен к 1635 году, когда были обновлены все монументальные росписи и иконостас Троицкой лавры. Историки искусства относят большую часть повреждений красочного слоя к этому периоду. Ущерб, нанесенный пемзой , особенно заметен на одежде ангелов и на заднем плане. Дальнейшее обновление Троицы произошло в 1777 году при митрополите Платоне , когда был переделан весь иконостас. Василий Гурьянов заявил, что он обновлялся еще два раза в 1835 и 1854 годах: художниками палехской школы и художником И. М. Малышевым соответственно.

Уборка 1904 года

В начале 20 века многие иконы очищались одна за другой, и многие из них оказались шедеврами. Со временем ученые заинтересовались Троицей из Троицкой Лавры. По сравнению с другими иконами, такими как Владимирская Богородица или Казанская Богоматерь, Троица особо не почиталась, потому что ничего особенного в ней не было, она не была » чудотворной » или мироточивой , и не стала источником за большое количество копий. Однако он имел определенную репутацию из-за того, что считался самой иконой из Книги ста глав . Поскольку имя Андрея Рублева также появилось в Книге , он пользовался большим уважением среди верующих христиан. Ему приписывают множество различных икон и фресок , например, фрески в Успенской церкви в Городке . Чистка Троицы теоретически могла бы показать прекрасный пример его стиля и помочь в исследовании других икон, которые были приписаны ему на основании легенд или общепринятых верований.

По приглашению настоятеля Троицкой Лавры весной 1904 года Василий Гурьянов вынул икону из иконостаса, снял ризу, а затем очистил ее от «обновлений» и олифы. Илья Остроухов рекомендовал его на эту работу. Ему помогали В. А. Тюлин и А. И. Изразцов. Сняв ризу, Гурьянов не обнаружил картину Рублева, но обнаружил результаты всех «обновлений». Под ними было искусство Рублева. Он писал: «Когда с этой иконы сняли золотую ризу, мы увидели идеально нарисованную икону. Фон и поля были окрашены в коричневый цвет, золотая надпись новые. Все ангельские одежды были перекрашены в сиреневые тона и побелены не краской. , но золотом, перекрашивали стол, гору и дом… Остались только лики, по которым можно было судить, что эта икона древняя, но даже они заштрихованы коричневой масляной краской. «. Как выяснилось при очередной реставрации в 1919 году, Гурьянов местами не дошел до первоначального слоя. После того как Гурьянов удалил три верхних слоя, последний из которых был написан в стиле палехской школы, он раскрыл первоначальный слой. И реставратор, и очевидцы были ошеломлены. Вместо характерных для иконописи того времени темных дымных тонов олифы и коричневой одежды они увидели яркие цвета и прозрачную одежду, напомнившую им итальянские фрески и иконы 14 века. Затем он перекрасил иконку в соответствии со своими представлениями о том, как она должна выглядеть. После этого Троица была возвращена в иконостас.

Попытку Гурьянова осудили даже его современники. В 1915 году Николай Сычев отмечал, что его реставрация фактически скрыла от нас произведение искусства. Позже его пришлось ликвидировать. Ю. Малков резюмировал:

Только экспозицию картины 1918 года можно назвать «реставрацией» в современном научном понимании этого слова (да и то без оговорок); все предыдущие работы по «Троице» были, по сути, только «обновлениями», в том числе «реставрацией», которая проходила в 1904–1905 годах под руководством В.П. Гурьянова … Несомненно, реставраторы сознательно стремились усилить все графическое и линейная структура иконы, с грубым увеличением контуров фигур, одежды, нимбы. Имело место даже явное вмешательство во внутреннее святилище , зону «изображения лица», где были недостаточно очищенные остатки авторских .. линий … (которые уже довольно схематично воспроизводились последними обновлениями XVI — XIX веков). буквально помятый и поглощенный жесткой графикой В.П. Гурьянова и его помощников.

Икона в ризе Середина 19 века — 1904 г. 1904 г. 1905—19 Текущее состояние
Икона в ризе Бориса Годунова. Фотография 1904 года, сделанная Гурьяновым и его командой.
Икона в 1904 году риза просто сняли. Оригинальная картина скрыта под слоем «обновления» 19 века. Попытку удаления обновления можно увидеть в правом верхнем углу (голова и плечо правого ангела). Фотография 1904 года, сделанная Гурьяновым и его командой.
Фотография 1904 года, сделанная после уборки Гурьянова.
Фотография 1905 года, сделанная после перекраски Гурьянова, подверглась критике искусствоведов того времени.
Реставрация 1919 года раскрыла искусство Рублева. Сохранились многочисленные следы творчества Гурьянова и следы прошлых веков. В настоящее время поверхность значка представляет собой комбинацию слоев, созданных в разные периоды времени.

Уборка 1918 года

Световое пятно на мантии правого ангела — холст, который возник при очистке из-под нового слоя краски Василия Гурьянова. Фотография 1918–1919 годов.

Как только икона вернулась в иконостас Троицкого собора, она снова очень быстро потемнела. Пришлось снова открывать. В 1918 году реставрацией занимался Комитет по очистке старинной живописи России. Руководителем группы был Юрий Олсуфьев, в который также входили Игорь Грабарь , Александр Анисимов , Алексис Гриченко и Комитет по охране произведений искусства при Троице-Сергиевой лавре. , в которую вошли сам Юрий Олсуфьев, Павел Флоренский , Павел Каптерев. Реставрационные работы начались 28 ноября 1918 г. и продолжались до 2 2 января 1919 г. Их проводили И. Суслов, В. Тюлин, Г. Чириков. Все этапы уборки подробно записывались в Дневник . На основании этих записей и личных наблюдений Юрия Олсуфьева в 1925 году был составлен реферат произведений, именуемый Протоколом №1 . Эти документы хранятся в архивах Третьяковской галереи. Некоторые детали и линии были восстановлены, другие были признаны поврежденными без возможности восстановления.

Проблемы с сохранностью Троицы констатировали в 1918–1919 годах сразу после ее очистки. Дважды в год, весной и осенью, влажность в Троицком соборе повышалась, и икона передавалась в так называемое Первое иконохранилище. Постоянные перепады температуры и влажности повлияли на его состояние.

В Третьяковской галерее

До Октябрьской революции Троица оставалась в Троицком соборе, но после того, как Советское правительство отправило ее в недавно основанную Центральную национальную реставрационную мастерскую . С 20 апреля 1920 года Совет Народных Комиссаров издал указ под названием О превращении исторического и художественного ценностей Троице — Сергиевой Лавры в музей ( русский : Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры ). Он передал Лавру и все ее коллекции в ведение Народного комиссариата просвещения «с целью демократизации художественных и исторических зданий путем преобразования этих зданий и коллекций в музеи». Троица оказалась в Загорском национальном парке и историко-художественном музее . В 1929 году икона поступила в Третьяковскую галерею в Москве, а копия Николая Баранова заменила оригинал в иконостасе.

Комната Андрея Рублева в Третьяковской галерее .

Икона хранится в комнате Андрея Рублева Третьяковской галереи. Он покинул Галерею всего дважды. Впервые это произошло в 1941 году во время эвакуации во время Второй мировой войны . Временно переведен в Новосибирский театр оперы и балета в Новосибирске . 17 мая 1945 года «Троица» была возвращена в Третьяковскую галерею. В мае 2007 года «Троица» была вывезена на выставку » Европа-Россия-Европа» , но часть доски была смещена и ее пришлось закрепить и укрепить. С 1997 года икону каждую Пятидесятницу переносят из комнаты Андрея Рублева в церковь Третьяковской галереи. Его размещают под специальной витриной с идеальным температурно-влажностным режимом. Первому Президенту Российской Федерации Борису Ельцину пришла в голову идея передать икону церкви. Однако Валентину Янину при содействии тогдашнего министра культуры Юрия Мелентьева удалось встретиться с президентом и заставить его передумать. Дело завершилось указом, опубликованным в » Российской газете» : «Троица» навсегда объявлена ​​собственностью Третьяковской галереи.

В 2008 году Левон Нерсесян, один из сотрудников Галереи, сообщил, что Патриарх Алексий просил привезти икону в Лавру на религиозный праздник летом 2009 года. Большинство ученых сошлись во мнении, что климат внутри Собора совершенно не подходит для Хранение икон, что свечи, ладан и транспорт могли разрушить его. Единственным, кто поддержал этот шаг, был директор Галереи. Все остальные сотрудники, искусствоведы и искусствоведы были против. Режиссера обвинили в проступке . Валентин Янин сказал: » Троица — выдающееся произведение искусства, национальное достояние , которое должно быть доступно людям всех вероисповеданий, независимо от их вероисповедания. Выдающиеся произведения искусства предполагается хранить не в церквях для узкого круга прихожан. видеть, но в общественных музеях «. Икона в итоге осталась в музее.

Сохранение

Трещина проходит по лику правого ангела, местами содрана краска, есть следы от гвоздей, которыми когда-то риза крепилась к иконе.

Нынешнее состояние Троицы отличается от его первоначального состояния. Изменения в него вносили как минимум еще в 1600 году, а, скорее всего, и раньше. Состояние, наиболее близкое к первоначальному, которого удалось достичь реставраторам, было после реставрации 1918 года. Эта реставрация выявила большую часть оригинальных работ Рублева, но сохранились многочисленные следы работы Гурьянова и других веков. Настоящая поверхность представляет собой комбинацию слоев, созданных в разные периоды времени. В настоящее время икона усилена шпонками , то есть небольшими дюбелями , которые используются специально для икон.

В настоящее время Троица хранится в специальном стеклянном шкафу в музее в постоянных условиях влажности и температуры.

Третьяковская галерея оценила нынешнее состояние как «стабильное». Между слоями грунта и краски остаются постоянные промежутки, особенно на полях. Основная проблема — это вертикальная трещина, проходящая через поверхность спереди, вызванная разрывом между первой и второй платами заземления в неизвестное время. Гурьянов зафиксировал трещину во время чистки: на фотографии 1905 года трещина изображена уже существующей.

Трещина стала заметной в 1931 году и частично была устранена весной 1931 года. Тогда зазор достигал 2 мм в верхней части иконы и 1 мм на лицевой стороне правого ангела. Юрий Олсуфьев попытался отремонтировать икону, переместив икону в специальное помещение с искусственно созданной высокой влажностью около 70%. Промежуток между досками почти полностью закрылся за 1–5 месяцев. К лету 1931 года процесс сокращения разрыва за счет воздействия влажности прекратился. Тогда было решено укрепить слой левкаса и слой краски мастикой и заполнить ею зазор.

Реставраторы не могли сказать наверняка, как разные слои краски разного времени могли отреагировать на малейшие изменения окружающей среды. Малейшее изменение климата может вызвать непредсказуемый ущерб. Комитет реставраторов Третьяковской галереи подробно обсудил различные предложения по дальнейшему укреплению иконы, и 10 ноября 2008 года комиссия пришла к выводу, что ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать нынешнее стабильное состояние иконы.

Копии

Есть два освященных экземпляра Троицы . По православной церковной традиции освященная копия иконы и оригинал (также называемый протографом ) полностью взаимозаменяемы.

  • Копия Годунова, заказанная Борисом Годуновым в 1598–1600 годах с целью переноса на нее ризы Ивана Грозного. Он хранился в Троицком соборе Троицкой Сергиевой лавры.
  • Копия Баранова и Чирикова, заказанная в 1926–28 для Международной выставки реставрации икон в 1929 году. Она заменила оригинальную икону после того, как она была перенесена в Третьяковскую галерею в Москве.

Обе иконы сейчас хранятся в иконостасе Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

дальнейшее чтение

  • Святой Фома Аквинский. «Благодарственная молитва после мессы» . Архивировано 20 января 2018 года. «И я молю, чтобы Ты привел меня, грешника, на пир, где ты с Твоим Сыном и Святым Духом являешься истинным и совершенным светом, полным исполнением, вечной радостью, безграничной радостью. конец и совершенное счастье для ваших святых. Даруйте это через Христа, Господа нашего. Аминь «.
  • Гавриил Бунге, «Рублевская Троица: Икона Троицы монаха-художника Андрея Рублева», Крествуд, Нью-Йорк, Издательство Св. Владимирской семинарии, 2007.
  • Троица Андрея Рублева , Герольд И. Вздорнов (ред.), М .: Искусство, 1989.
  • Конрад Онаш, Das Problem des Lichtes in der Ikonomalerei Андрей Рублев. Zur 600 – Jahrfeier des grossen russischen Malers , vol. 28. Берлин: Berliner byzantinische Arbeiten, 1962.
  • Евгений Николаевич Трубецкой, Русская иконопись. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни с древнерусской религиозной живописью. Красочное созерцание.
  • Наталья Анатольевна Демина, Троица Андрея Рублева . Москва: Наука, 1963.
  • Михаил Васильевич Алпатов , Андрей Рублев , М .: Искусство, 1972.
  • Флоренский, Павел А. Троице-Сергиева Лавра и Россия. В Троицком Андрее Рублеве , Герольд И. Вздорнов (ред.), 52-53, Москва: Искусство, 1989.
  • Николай Алексеевич Голубцов, Престая Троица I домостроительство (Обь иконе инока Андрея Рублева ), Журнал Московского Патриархата 7, 32–40, 1960.
  • Сергий Голубцов, Иконка Живоначальной Троицы, Журнал Московского Патриархата, 7, 69–76, 1972.
  • Виктор Николаевич Лазарев , Русская srednevekovaya живопись В Троицкой Андрее Рублево , Герольд И. Вздорнов (ред.), 104-110. Москва: Искусство, 1989.
  • Анри Дж. М. Нувен, Узрите красоту Господа: молитва с иконами , Нотр-Дам, Индиана, AveMariaPress, 1987, стр. 23–24.
  • Джинкинс, Майкл (2001). Приглашение к богословию: руководство для изучения, разговора и практики . Даунерс Гроув: InterVarsity Press.CS1 maint: ref = harv ( )
  • Георгий Ю. Сомов, Семиотическая системность произведений изобразительного искусства: на примере Святой Троицы Рублева . Семиотика 166 (1/4), 1–79, 2007.
  • Хуэлин, Скотт, «Гостеприимство Авраама: размышление», SEEN Journal 14/2 (весна 2014 г.), стр. 16–18.
  • А. Криза, «Легитимизация Рублёвской Троицы: аргументы византийских иконофилов в средневековых русских дебатах о репрезентации Божественного», Byzantinoslavica 74 (2016) 134–152

внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с иконой Святой Троицы (Андрей Рублев) .

  • «Троица Андрея Рублева» . Официальный сайт Третьяковской галереи .

«Троица» — это произведение Андрея Рублева, наиболее известного и почитаемого русского иконописца. В 1551 году на одном из соборов Русской православной церкви иконопись Рублева была провозглашена совершенным образцом для подражания.

Сведения о биографии Андрея Рублева крайне скудны: неизвестны даже дата и место его рождения. Доподлинно мы знаем только то, что он был монахом Троице-Сергиева монастыря, расположенного в 70 километрах от Москвы. Здесь он провел много лет на рубеже XIV и XV веков, а затем переселился в Москву, в Андроников монастырь, где и скончался 29 января 1430 года.

Икона «Троица» — это наиболее известное его произведение, шедевр, написанный в память об основателе Троице-Сергиевой Лавры.

В основу иконы положен сюжет о явлении к Аврааму трех ангелов, которые принесли ему весть о грядущем рождении сына. На иконе изображены три почти одинаковых ангела, сидящие за столом. Они символизируют — слева направо — Отца, Сына и Святого Духа. Одежды ангелов отличаются по цвету. Ангел слева одет в хитон (то есть нижнюю одежду) синего, божественного цвета и в фиолетовую накидку, указывающую на величие Отца. Второй ангел, изображенный в центре, носит типичную одежду Иисуса Христа согласно канону: красный цвет символизирует человеческую природу Христа, а голубой цвет — его божественную природу. Третий ангел, справа, одет в синий хитон и зеленую накидку, которые означают землю и миссию Святого Духа по обновлению. Зеленый в Православной церкви — это также цвет богослужебных облачений в день Святой Троицы. В этот день празднуют сошествие Святого Духа на апостолов в 50-й день после Воскресения Иисуса Христа. Головы ангелов в центре и на правой стороне иконы слегка наклонены влево, что символизирует, что Сын и Святой Дух происходят от Отца.

На дальнем плане изображены дом Авраама, дуб, напоминающий о дереве жизни в Эдемском саду, и крест, приняв смерть на котором, Иисус Христос искупил первородный грех.

«Среди ночи глубокой, среди тьмы беспросветной
С изумленьем и страхом я Христа созерцаю.
Небеса отверзая, Он нисходит оттуда
Со отцом мне являясь и Божественным духом.
Он один, но в трех Лицах: Три в единстве всецелом,
Трисвятое сиянье в трех Божественных солнцах».

Имя Андрея Рублёва неразрывно связано с его знаменитой на весь мир иконой «Святой Троицы». Даже если бы Рублёв, иконописец конца XIV — начала XV века, написал один этот образ, то и тогда он был бы признан первым среди выдающихся древнерусских иконописцев.

Когда в начале XX века икона «Святой Троицы» была расчищена от потемневшей олифы и трех более поздних записей, она потрясла первых зрителей не только своим художественным решением, но и духовной глубиной. Яркие, легкие, прозрачные краски, обилие света и воздуха, вливаясь в человеческую душу, рождали в ней ощущение гармонии, дарили радость и покой. В одно мгновение образ «Троицы» перевернул представление о средневековье как о времени упадка и варварства. Застигнутый врасплох одухотворенностью образа современный человек внезапно ощутил силу веры своих далеких предков.

Образ «Святой Троицы» явился плодом духовных исканий целого поколения. Он рождался из непрестанной молитвы Сергия Радонежского и его многочисленных духовных учеников, к которым принадлежал и Андрей Рублёв. Написанные им иконы и фрески уже при жизни мастера стали эталоном, которому стремились подражать все лучшие иконописцы. Но никому не удалось превзойти Андрея.

XX век признал русского средневекового мастера одним из самых замечательных живописцев мира, а Православная церковь, причислив его уже в наше время к лику святых, поставила имя Андрея Рублёва в один ряд с именем первого иконописца, апостола и евангелиста Луки.

Чем же столь прославился Андрей Рублёв?

Духовный подвиг преподобного Андрея в том, что он не только сам достиг святости, но и смог языком красок раскрыть перед своими современниками и грядущими поколениями внутренний мир преображённой души. Древнерусский иконописец зримо явил миру опыт Богообщения, ибо сам был удостоен созерцать Божественный свет.

Андрею повезло. Он родился в трудное, но одновременно прекрасное время. Хотя Русь переживала глубокий кризис, теснимая монголо-татарами и ослабляемая междоусобными войнами, страна стояла на пороге Возрождения. Андрея Рублёва окружали святые люди, ученики и последователи Сергия Радонежского, в общении с которым шло формирование его души и оттачивалось иконописное мастерство.

Мы не знаем достоверно даты рождения великого православного иконописца. Когда Русь в 1380 году году испытала радость долгожданной победы на Куликовом поле, Андрей, по всей вероятности, был ещё отроком, только вступавшем во взрослую жизнь. Биографы называют две возможные даты его рождения — 1360 или 1370 год.

На долю его поколения выпала не только радость победы. Последовавшее спустя два года поражение от ордынского хана Тохтамыша и новое разорение страны могло стать тем внешним толчком, которое привело Андрея в монастырь.

Андрей мог принять монашеский постриг либо в Троице-Сергиевой Лавре, либо в Спасском монастыре в Москве, который впоследствии получил название Спасо-Андроникова монастыря, по имени своего основателя и первого игумена Андроника, ученика Сергия Радонежского. Вся жизнь Андрея Рублёва была связана с Москвой и подмосковными обителями.

В Троицкой Лавре по просьбе игумена Никона «в похвалу Сергию» Андрей написал знаменитый образ «Святой Троицы». Работал преподобный Андрей и во Владимире, и в Звенигороде, и в самом сердце Москвы — в Благовещенском соборе Кремля, вместе со знаменитым иконописцем Феофаном Греком, которого биографы называют в числе возможных учителей Андрея.

В Спасо-Андрониковом монастыре Рублёв принимал участие в росписи главного храма. В этой обители он провёл последние годы своей жизни, здесь и обрёл в 1430 году вечный покой. Преподобный Андрей, по всей вероятности, происходил из знатной семьи, на что указывает наличие фамилии, мог обучаться иконописному мастерству не только в одном из московских монастырей, но и в Византии.

Византийская империя, переживавшая в то время так называемый Палеологовский ренессанс, связанный с духовным подъёмом в монашеской среде, привлекала русских иноков, которые, по свидетельству летописей, предпринимали длительные путешествия в Константинополь, Никею, стремились посетить Афон. Следуя за великими мистиками раннего христианства, посвящая себя уединённой молитве, византийские монахи-исихасты свидетельствовали своим личным опытом о возможности Богообщения и Боговидения. Тварными, человеческими очами они созерцали нетварный Божественный свет, преображающий всё человеческое существо.

На Руси практика «исихазма» получила название «умного делания». Так молился святой Сергий Радонежский, живя много лет в полном одиночестве, в глуши непроходимого леса. Испытав на себе силу преображения, Сергий смог указать путь спасения своим современникам и ученикам.

«Игумен земли русской» призывал людей «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». Каждый человек воспринимал призыв Сергия в меру своих сил, но все были объединены одним желанием спасти страну. Крестьяне мечтали о мирном труде, тоскуя по земле; князья о независимом и сильном государстве, способном сбросить ненавистное монгольское иго. И только духовным ученикам старца было дано понять истинное значение его слов. Монахи направляли все свои усилия на преодоление «ненавистной розни» прежде всего в своём сердце, ясно сознавая прямую связь между внешними потрясениями и внутренним состоянием человеческой души.

Когда покидает сердце любовь, уходят радость и покой, человек теряет силы. Без любви к Богу жизнь увядает, а человеческой род обречён на гибель. Об этом языком красок через столетия говорит с нами преподобный Андрей Рублёв.

Рублёвская «Троица» лишена бытовых и исторических деталей. Все внимание зрителя иконописец сосредотачивает на жертвенной чаше, стоящей на престоле, вокруг которого возвышаются три ангела. Триединый Бог раскрывает себя людям через жертвенную любовь. Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой едины в Своём стремлении к спасению человеческого рода. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Андрей Рублёв не только осознал эту Евангельскую истину, но и пропустил через своё сердце. Путь к Божественному свету лежал через аскетические подвиги, слёзы покаяния и очищение. Образ «Троицы» явился плодом «невидимой брани». Процесс духовной работы сокрыт от людей, но его результат мы постигаем, вглядываясь в рублёвские образы. Когда благодать Святого Духа касается очищенной души, то её заполняют «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Сам Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал о подвижниках, подобных Рублёву: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Нам не дано увидеть лик Божественной Троицы, нам не дано познать сущность Её Божественной природы, но дано познать Бога как любовь и ответить на неё всем своим сердцем.

Светом и любовью напоён образ Спаса-Вседержителя, написанный Андреем Рублёвым для Звенигородского чина. Эта икона посвящает нас в тайну воплощения на земле Сына Божия, благодаря которому невидимый Бог становится ближе и понятнее человеку. Строго следуя канону, выражая духовный опыт Церкви, Андрей соединяет в единый образ лик Спасителя и лик русской святости, наделяя Спаса чисто русскими чертами.

Икона, испытавшая на себе длительный период забвения, утратившая значительную часть красочного слоя, по сей день оказывает огромное воздействие на человеческую душу.

Израненная иконная доска, на которой оголённые места, воспринимаются как шрамы, являет одухотворённый, прекрасный лик Христа. Тихий, ласковый, всепрощающий свет струится из глаз Спасителя, одаривая духовной силой тех, кто и в наши дни с благоговением и надеждой обращается к Нему, напоминая Евангельские слова: «Всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся».

Расписывая Успенский храм во Владимире, Рублёв обращается к теме «Страшного Суда», весьма волновавшей умы его современников. Многие воспринимали нескончаемые бедствия, обрушившиеся на русскую землю с приходом монголо-татар, как конец света, многие теряли надежду и веру в будущее. Отчаянию и унынию Рублёв противопоставляет Евангельское видение истории.

Страшный Суд, связанный со Вторым Пришествием Иисуса Христа, преподобный Андрей изобразил как самый важный и радостный момент в жизни человеческого рода, ибо он связан с преображением Земли, упразднением зла и торжеством справедливости. В центре грандиозной композиции — светоносная фигура Христа в золотом одеянии, которая приближается к земле. Трубят трубы, созывая живых и мёртвых на суд. Торжественно возвышаются на 12 престолах апостолы с открытыми Евангелиями в руках. Их окружают сонмы ангелов. Рядом с «Престолом уготованным» застыли в ожидании Богоматерь и жёны-мироносицы.

Композиция не устрашает и не подавляет человеческую душу, а поднимает её к Божественному престолу, помогая современному человеку восстановить утраченную связь с Божественным миром. После Андрея Рублёва так «Страшный Суд» не писал никто. Душа Рублёва, познавшая Бога не только как Вседержителя, но и как любящего Отца, приобщает и нас к этой истине. На его иконах и фресках «милость превозносится над судом».

Господь не суров, Он справедлив. Таков мир святого Андрея. Это мир всепобеждающий любви.

Примечательно, что один из наиболее почитаемых русских святых, игумен земли Русской — преподобный Сергий Радонежский, основатель ставших духовным средоточием Руси храма и обители в честь Пресвятой Троицы, не писал никаких богословских произведений. Но именно он является, по слову известного русского христианского мыслителя, подлинным благодатным руководителем русского богословия. Он самой жизнью своей явил пример деятельного стяжания Святого Духа, Который вселившись в него преобразовал его в живую обитель Святой Троицы, ибо Отец и Сын нераздельны от Божества Духа. Именно об этом говорится в церковном песнопении: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне”. Созерцание Пресвятой Троицы стало для преподобного Сергия содержанием всей его подвижнической жизни, а не предметом интеллектуальной деятельности. И именно обитель Преподобного Сергия явила миру чудо сверхинтеллектуального откровения о Троице – икону, написанную преподобным Андреем Рублевым, о которой священник Павел Флоренский сказал так: «Если есть Троица Рублева – значит есть Бог».

Из приветствия приснопамятного Патриарха Алексия II на богословско-философской конференции «Пресвятая Троца» 6-9 июня 2001 года

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *