Свято-Успенский Трифонов монастырь в Кирове (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Мужской Свято-Успенский Трифонов монастырь был основан в 1580 г. св. Трифоном. Это прекрасный архитектурный ансамбль из множества зданий, которые в комплексе причислены к архитектурным памятникам федерального значения. Его «сердце» — Успенский собор, который в архитектурном смысле перекликается с массивной четырёхугольной надвратной церковью-твердыней и отдельно стоящей многоугольной колокольней.

Св. Трифон Вятский сперва выстроил на территории нынешнего монастыря деревянную церковь Благовещения, а спустя порядка 20 лет — другую, Успенскую, тоже деревянную, но гораздо более величественную. Вокруг монастыря, который первые 100 лет оставался полностью деревянным, разрасталась слобода, и впоследствии все постройки понемногу были перестроены в каменные. Трифонов монастырь в Кирове — самый старый на всей Вятской земле, и он имеет огромное духовное значение для православных верующих. Именно отсюда отправляется Великорецкий крестный ход.

Трифонов монастырь в Кирове — самый старый на всей Вятской земле, и он имеет огромное духовное значение для православных верующих.

В последующие века монастырь царскими указами получил немало земель с крестьянскими сёлами и стал в конце концов весьма обеспеченным и процветающим. Но в 1918 г. монастырь закрыли, а монахов расстреляли. Успенский собор, однако, продолжал действовать после этого ещё 10 лет. В 1988 г. вопрос о передаче монастыря Краеведческому музею либо епархии был решён благодаря массовому сбору подписей, и в 1991 г. монастырь был открыт, а Успенский собор был вновь освящён.

Виды Трифонова монастыря в Кирове

Успенский собор Трифонова монастыря представляет собой почти эталонную церковную постройку 17 века. Это крупный храм с шестью куполами, немного напоминающий Успенский собор в Московском Кремле. Здание строго симметрично и достаточно сдержанно в экстерьере, как и диктовали каноны русского православного зодчества. Высокие и мощные барабаны венчают чёрные купола-луковки, под кровлей можно увидеть ленту закомар, образующую полукруглые своды. При строительстве собора, как и полагалось в то время, учитывалось то, какой вид он будет иметь издали, в перспективе. Поэтому он прекрасно выглядел и с Кикиморской горы, и со старой рыночной площади, и с левого берега оврага. К сожалению, сегодня эти перспективы нарушены.

Обязательно стоит побывать и в Никольской надвратной церкви. Внутри можно увидеть прекрасный иконостас и очень красивые росписи стен и сводов.

Всего в состав монастырского комплекса входят немногим меньше 20 построек. Самые значимые из них — это четыре церкви: Успенская, Благовещенская, Трёхсвятительская и Никольская надвратная. Самой ранней из них в их нынешнем виде стал собор Успения Богородицы, выстроенный в конце 17 века. Почти сразу за ним появилась церковь над воротами, а две другие были перестроены в камне в первой половине 18 века.

Другие примечательные монастырские постройки — это колокольня, первоначально выстроенная в 18 веке, затем разрушенная и вновь восстановленная только в 1990-х гг.; четыре угловые башни 18 века (две из них также восстановлены в конце 20 века) и часовня преподобного Трифона.

Практическая информация

Адрес: ул. Горбачева, 4.

Ансамбль Успенского Трифонова монастыря

Мужской монастырь во имя Успения Богородицы был основан в XVI столетии. Успенский собор Трифонова монастыря является самым старым каменным храмом в г. Кирове и вторым по древности в Кировской области (после Благовещенской церкви в г. Яранске).

В 1580 году под монастырские постройки по жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами. Строителем монастыря и его первый настоятелем стал инок Пыскорского монастыря, известный просветитель малых народов прикамских и вятских земель Преподобный Трифон.

Первые постройки Трифон соорудил на средства горожан. Также благодаря пожертвованиям местных жителей в 1588 году новую обитель украсил шестишатровый деревянный собор, заменивший ветхую Успенскую церковь. Трифон сумел не только расположить к новому делу хлыновцев, но и завоевал покровительство царской власти и знатных вельмож. Ростом своего благосостояния монастырь обязан неустанным заботам отца Трифона, который нередко совершал визиты в Москву с целью получения земель и денежных пожертвований для монастыря. Труды настоятеля не прошли даром — сберегательные грамоты, земли, денежные подаяния и богатые вклады в дар вятской обители вносили представители древнейших боярских родов. Крупные земельные владения и привилегии, которыми монастырь обладал уже к концу XVI века, его активная хозяйственная и просветительская деятельность способствовали росту престижа монастыря, постепенно набиравшего силу и власть. Большой доход, приносимый с вотчинных земель, позволял активно вести на его территории строительные работы. Из маленькой обители вырос живописный деревянный ансамбль. Четыре храма, часовня над источником, которую по легенде строил сам Трифон, шатровая звонница на столбах с восемью колоколами, кельи и многочисленные хозяйственные постройки, окружённые деревянным заплотом со святыми вратами, составляли эффектную композицию.

Согласно древнерусским традициям, новые храмы строились на местах старых, поэтому последующие перестройки не изменили исторически сложившийся комплекс. Первое каменное здание ансамбля — Успенский собор, было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 году. В 1690-е годы к северо-западу от него был возведён Никольский надвратный храм. При архимандрите Александре из камня были выстроены колокольня (1714 г.), церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла при больничных кельях (1711 — 1717 гг.). Несколько позже в монастыре «выросли» каменные настоятельские палаты (1719 г.), Благовещенский храм (1728 г.) и братский корпус (1742 г.).

Большой урон монастырским строениям был нанесён пожаром 1752 года. Восстановительные работы и строительство каменной ограды с башнями, прерванные в 1770 году новым пожаром, были окончены только к 1799 году. Испытывая большие материальные затруднения после реформы 1764 года, монастырские власти стали широко прибегать к сбору пожертвований и купеческому меценатству, что позволило не только содержать в порядке постройки монастыря, но и вести новое строительство. В 50-е — 60-е годы XVIII столетия были восстановлены пострадавшие во время пожаров завершения Никольской надвратной церкви и колокольни, отремонтирован храм Афанасия и Кирилла переименован в честь Алексея и Ионы, Московских святителей. Пристрой к северному фасаду братского корпуса 1823 год и переделка настоятельских палат начало XIX столетия завершили формирование монастырского комплекса.

Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки. Позднее здесь был организован музей церковных древностей. С 1744 года в стенах монастыря располагалась славяно-греко-латинская школа.

После 1917 года храмы Успенского Трифонова монастыря были переданы по договору религиозной общине, в братском корпусе и настоятельских палатах разместилась губсовпартшкола. Однако в 1929 году общине было отказано в пользовании храмами, и Успенский собор стал использоваться как книгохранилище губернского архивного бюро, остальные здания отвели под жильё. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений была утрачена. Работы по реконструкции монастыря начались только в 1980 году. Силами Кировских специальных научно-реставрационных производственных мастерских был разработан проект реставрации монастырского комплекса, восстановлен внешний облик Трёхсвятительской церкви, юго-восточной башни, воссоздан южный участок ограды с воротами.

В настоящий момент монастырём владеет русская православная церковь, работы по его реконструкции продолжаются.

Архитектура

Успенский собор, 1689 г.
Первое каменное сооружение ансамбля — Успенский собор, строительство которого велось с 1684 по 1689 годы, является самым древним из дошедших до нас каменных сооружений Вятского края. Назначение храма быть главным монастырским зданием и определило его тип: пятиглавый, четырёх-столпный, с тремя полукружиями апсид тип, освящённый традицией. Внешний облик собора отличается простотой и скромностью архитектурного образа.
Гладкие и широкие лопатки, соответствующие конструктивной структуре собора, членят фасады на три вертикальных части, что подчеркивают и полукруглые наружные участки стены. Горизонтальные линии составляют лёгкий междуярусный поясок и нарядный карниз. Богато декорированные карнизы украшают барабаны глав.
В интерьере собора сохранилась роспись. Первые живописные композиции на стенах храма появились ещё в XVIII столетии. В 1811 году местные иконописцы Яков Чарушин, Иван Мамаев и Демид Меньшиков расписали интерьеры на темы, связанные с посвящением храма Богородице. Росписи алтарной части собора, выполненные губернским секретарем Иваном Пинаевым, относятся к 1873 году.
Главным же украшением собора служит резной пятиярусный иконостас. По своим художественным качествам он представляет блестящий образец высокого профессионального мастерства местных резчиков.
Никольская надвратная церковь, 1692 — 1695 гг.
Деревянный Никольский надвратный храм был построен в конце XVI века, обозначив северную границу монастырской территории. В 1690 — 1695 годах он перестроен в камне. Первоначально храм имел пятиглавое завершение, но после пожара 1752 года надвратная церковь получила деревянный сводообразный потолок, четырёхскатную кровлю и одну деревянную главку на тонком барабане. К 1764 году глава на Никольском храме уже была обита железом.
Композиционное решение Никольской церкви традиционно для надвратных комплексов. К основному кубу храмового объёма, поднятому на высокий нижний этаж, с востока и запада примыкают равные по высоте полукруглая апсида и небольшая трапезная. Высокое мастерство отличает художественное решение фасадов памятника. Два яруса тройных окон обрамлены изящными наличниками.

Ворота,из которых одни (восточные) назывались Святыми, а другие являлись проезжими, хорошо увязаны с общей композицией храма.

Колокольня, 1998 гг.
Деревянная шатровая звонница на четырёх столбах была срублена в Успенском монастыре в конце XVI в. В 1714 году звонница пополнила каменные здания монастыря, связывая воедино всю центральную группу строений монастыря.
После пожара 1752 года завершение колокольни было перестроено, работы по её восстановлению были окончены к 1764 году. В XIX столетии её верхний ярус украсили часы.
Среди особо ценных колоколов имелся большой колокол весом 525 пудов с изображением на одной стороне образа Успения Божией Матери, а на другой — Преподобного Трифона. Колокол был отлит хлыновцем Иваном Головиным в 1762 году. В начале XX столетия колокола были перелиты на Слободском заводе наследников Бакулева без сохранения надписей и форм.
В 1935 году колокольня была разобрана, а в конце 1990-х годов вновь воссоздана по архивным описям и старым фотографиям.
Настоятельские палаты, 1719 г.
В линию северной границы монастырской территории в 1719 году был возведён двухэтажный корпус настоятельских келий. В помещениях первого этажа, перекрытых сводами, размещались казначейская и монастырский приказ, в верхнем этаже — комнаты настоятеля.
Надкладезная часовня, 1990 г.
Из-под уступа западного склона к речке Хлыновице бьют родники. В период основания монастыря для сбора ключевой воды здесь был устроен колодец, который по преданию выкопал сам архимандрит Трифон. В это же время над колодезным срубом поставили деревянную часовню.
В течение XVIII — XX веков часовню не раз перестраивали, а в 1930-е годы разобрали. В ходе реставрации монастырского ансамбля было принято решение о воссоздании надкладезной часовни.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *