Анания, Азария и Мисаил

Анания, Азария и МисаилТри отрока и Архангел Михаил. Армянская миниатюра, Торос Рослин

Имя в миру Седра́х, Миса́х и Авденаго́

Рождение

День памяти 30 декабря (17 декабря по ст.стилю)
Покровитель Пожарная охрана (Греция)

Три отрока в пещи огненной (VI век до н. э.) — иудейские юноши в вавилонском пленении, по имени Анания, Азария и Мисаил (ивр. חֲנַנְיָה Хананья, עֲזַרְיָה Азарья, מִישָׁאֵל Мишаэль), друзья пророка Даниила, которые были брошены в огонь царем Навуходоносором за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми. В пленении носили имена Седра́х, Миса́х и Авденаго́ (ивр. שַׁדְרַך Шадрах, מֵישַׁך Мейшах, עֲבֵד נְגוֹ Авед-Него) соответственно (Дан.1:7).

Память трём отрокам вавилонским в православной церкви совершается 30 декабря (17 декабря по старому стилю).

Библейский рассказ

Ангел, покрывающий отроков своими крыльями,
фреска в Каппадокии, XII век. Лики повреждены в эпоху иконоборчества

Повествование о трёх отроках в пещи огненной содержится в первых трёх главах «Книги пророка Даниила». (Эту же историю без каких-либо серьёзных изменений пересказывает Иосиф Флавий в «Иудейских древностях»).

Начало придворной карьеры

Анания, Азария, Мисаил и их товарищ Даниил, от лица которого написана эта библейская книга, входили в число знатных иудейских юношей в вавилонском плену, приближённых царем Навуходоносором II ко двору.

И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому. И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя. Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. И переименовал их начальник евнухов — Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.

— Дан.1:3-8

Четыре отрока, несмотря на то, что их должны были кормить едой с царского стола, не стали осквернять себя ею. Обеспокоенный начальник евнухов через некоторое время убедился, что всё равно юноши оказываются красивее прочих, кто ел царскую еду. Через три года они предстали перед царем, и он убедился в их превосходстве перед остальными: «о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его». Товарищи заняли место при дворе.

Во второй год царствования Навуходоносора ему приснился сон, и он приказал, чтобы мудрецы истолковали его. На просьбу мудрецов рассказать хотя бы содержание сна, царь ответил, что если они мудрецы, они должны сами догадаться, о чём был сон, и истолковать его. В противном случае он прикажет казнить их всех. Угроза смерти нависла и над четверыми иудеями, но Бог поведал Даниилу о чём был сон царя — это был сон про колосса о глиняных ногах. После успешного толкования царь поставил Даниила «над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими», а его трое друзей были поставлены «над делами страны Вавилонской» (Дан.2:49).

«Архангел Михаил и три отрока в пещи огненной», икона

Чудо в пещи огненной

Третья глава «Книги Даниила» содержит непосредственный рассказ о прославившем отроков чуде. Создав золотого истукана, царь повелел всем своим подданным поклониться ему, как только они услышат звуки музыкальных инструментов, под страхом смерти от сожжения. Трое иудеев не сделали этого (так как это противно их вере), о чём их враги незамедлительно донесли царю. Навуходоносор ещё раз приказал им поклониться идолу, но Анания, Мисаил и Азария отказались, заявив: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит», после чего Навуходоносор отдает приказ об их казни, и юношей бросают в жарко истопленную печь.

И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго. А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные. После явления ангела отроки «как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога». Текст этой песни приводится в Дан.3:52-90. Навуходоносор изумленно рассмотрев, что творится в пламени, воскликнул: «не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Вот, я вижу четырёх мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвёртого подобен сыну Божию». После чего приказал прекратить казнь. Когда трое отроков вышли из печи, вавилонцы убедились, что огонь не только не опалил им ни волоска на голове, но даже одежды не пахнут огнем. После чего, изумленный властью Бога, который умеет так спасать верующих в него, снова возвысил этих трёх иудеев. На этом рассказ о трёх отроках в «Книге Даниила» заканчивается.

Дальнейшая судьба

Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского, святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

Анализ библейского текста

Молитвы отроков с исповедью в грехах народа иудеев и их благодарственная песнь после явления ангела (3, 24-90) появляются только в Септуагинте, в изначальном тексте Ветхого Завета их нет.

О сложности сложения данного сюжета свидетельствует то, что вавилонские имена, данные иудеям, изначально принадлежали местным богам или же жителям, то есть, существует возможность, что тема с неудавшимся сожжением трех персонажей в огне была иудейской мифологией заимствована, как и некоторые другие, из вавилонской, с сохранением имен первоначальных героев, приложенных к Анании, Мишаэлю и Азарии с объяснением обрядом переименования.

Фольклористы отмечают родство сюжета огненной пещи с распространенным среди многих народов мифологическим сюжетом «огненного закаливания» (закаливание Деметрой-служанкой младенца Демофонта в очаге, один из вариантов закаливания Фетидой Ахилла — в огне, печь Бабы-Яги, которая позволяет Иванушке и прочим не умереть, а набраться сил, чтобы сокрушить старуху, и проч.). Исследователи предполагают, что корнем этих мотивов является древний (недошедший) обряд инициации огнем — испытание, закаливание, наделяющее подростка качествами мужчины.

Перемена имени отроков

Отроки отзывались на нареченные им имена при общении с язычниками, но сохраняли свои первоначальные имена в общении между собой и с соплеменниками (см. например Дан.2:17).

Еврейское имя Языческое имя
Хана́ния (ивр. חֲנַנְיָה — «милость Господня») Шадра́х (аккадское имя, ивр. שַׁדְרַךְ — «постановления Аку») Имя дано в честь шумерского божества мировых вод, мудрости и судьбы Энки, чьё имя в поздневавилонской традиции могло читаться как «Аку», хотя обычно произносилось как «Эйа».
Мишаэ́ль (ивр. מִישָׁאֵל — «Тот, кто есть Бог») Мейша́х (аккадское имя, ивр. מֵישַׁךְ — «тот, кто есть Аку») Имя дано в честь описанного выше шумерского божества Энки.
Аза́рйа (ивр. עֲזַרְיָה — «помощь Господня») Авед-Него (халдейское имя, ивр. עֲבֵד־נְגוֹ — «служитель Него») Имя дано в честь шумеро-аккадского божества подземного мира Нергала, но, возможно, имеется в виду Нево (Набу) — бог-писец, покровитель книжности, по имени которого был назван и сам Навуходоносор (Набу-кудурри-уцур — «Набу, оберегай мой удел»).

Икона из села Верховье, 1776 год

Богословское толкование

Рассмотрение истории трёх отроков встречается уже у ранехристианских богослов. Так Киприан Карфагенский (первая половина III века) в своём сочинении о мученичестве ставит отроков в пример, считая, что они «несмотря на свою молодость и стесненное положение в плену, силою веры победили царя в самом царстве его… Они верили, что могут избегнуть смерти по вере своей…».

Иоанн Златоуст в своём сочинении «Слово о трех отроках и о печи вавилонской» подчёркивает, что отроки идя в печь не искушали Бога, надеясь на непременное избавление, но в доказательство что они не за плату служат Богу, но чистосердечно исповедуют истину. Также святитель отмечает, что отсутствие в печи Даниила было особым промыслом Божьим:

После истолкования Даниилом царского сна, царь воздал ему поклонение как богу и почтил его именем Валтасара, производным от имени вавилонского бога. Так вот, чтобы не подумали, что этим именно божественным по их мнению именем Валтасара побеждается сила огня, Бог устроил так, что Даниил не присутствовал при этом, чтобы чудо благочестия не потерпело ущерба.

— Иоанн Златоуст, «Слово о трех отроках и о печи вавилонской»

Василий Великий в своём Слове о Святом Духе в главе о современном ему состоянии церкви ставит вавилонским отрокам в заслугу, что они будучи одни среди иноверцев не рассуждали о своей малочисленности, но «они и среди пламени песнословили Бога, не рассуждая о множестве отметающих истину, но довольствуясь друг другом, когда их было трое».

Григорий Богослов приводит отроков как образец должного состояния священников: «Дерзновенно подойдя под иго Священства, право твори пути свои и право правь слово истины, со страхом и трепетом творя этим свое спасение. Ибо Бог наш есть Огонь поядающий, и если ты коснешься Его как золото или серебро, то не бойся сожжения, подобно вавилонским отрокам в печи. Если же ты из травы и тростника — из горючего вещества, как мудрствующий о земном, то бойся, чтобы не сжег тебя Небесный Огонь».

Почитание в России

Тема трех отроков в пещи огненной пользовалась на Руси любовью. Помимо «Пещного действа» стоит отметить частый повтор сюжета во фресковом цикле.

В русском апокрифе «Сказание о Вавилоне» (XIV—XV века) содержится сказание, связанное с отроками, а точнее, с их гробницей и воздвигнутой на ней церкви. Оно связано с распространенной в то время на Руси легендой, по которой власть московских государей получает свою верховную санкцию не от кого иного, как от царя Навуходоносора. Поскольку предание гласит, будто бы священные регалии царской власти, в том числе Шапка Мономаха, перешли к московским князьям от их предка, великого князя Владимира Мономаха, который в свою очередь получил их в дар от императора Константина Мономаха, данная легенда предлагает объяснение, откуда они появились на Византии.

Рассказ о чуде в пещи содержался в бытовавшем на Руси сборником «Физиолог», где он являлся, видимо, поздним прибавлением к рассказу о саламандре.

См. также

  • Пророк Даниил
  • Книга пророка Даниила
  • Отрочь монастырь — монастырь в честь трех отроков
  • Семь спящих отроков эфесских
  • Сорок Севастийских мучеников
  • Неопалимая купина

Ссылки

  • Пророк Даниил и святые три отрока Анания, Азария и Мисаил на pravoslavie.ru
  • Н. И. Костомаров о Пещном действе
  • Скоморохи, маскарады. О «Пещном действе».
  • Фейерверки в России. О пещном действе

Литература

  • Ошарина О. В. Изображение сюжета «Три отрока в пещи огненной» в коптском искусстве».
  • «Пещное действо» было описано в издававшейся Н. И. Новиковым «Древней Российской вивлиофике», т. 6, СПб., 1774 («Чин бываемых пред Рождеством Христовым, в неделю святых отец, так называемого пещного действия, или воспоминание бывших в пещи трех отроков Анания, Азария и Мисаила»). Приведенное в повести описание составило и отдельную брошюру Мордовцева: «Пещное действо на Москве в 1675 г.», вышедшую в популярной серии «Библиотечка русских писателей для самообразования» (кн. 17, СПб., 1910).

Примеры употребления слова пещь в литературе.

Гаврила допоздна слушал, как она выговаривала, помахивая лебединым пером, складные вирши, и казалось ему, — не один ли он из трех отроков, готовый неистово голосить от счастья, стоя наг в огненной пещи.

Однако душа, ввергнутая в горячку, в пламя божественной любви, в пещь огненную, где ей вконец истлеть и истончиться, и превратиться в известь, счастлива даже и этой пыткой, даже и этим кровавым мучением.

Этот ревностный монах был извещен анонимным письмом, врученным ему неким пилигримом, о том, что в замке Эвенелов живет воспитанный в католической вере ребенок, которому, говорилось в письме, грозит такая же опасность, как тем трем отрокам, что были ввергнуты злодеями в пещь огненную.

Полагаю, что, если бы кто-нибудь из ваших был брошен в самую раскаленную пещь Навуходоносора, он бы выбрался оттуда невредимым, даже не ощутив огня.

Сущность — это вещь, которая, я полагаю, имеется за тем чтоб я вижу в пещи, за ее видимостью.

Милость Его спасает и во рву со львами, и в пещи огненной оставляет в живых.

На вечный пыл В пещи смоляной поэтовой Крестил — кто меня крестил Водою неподогретою Речною, — на свыше сил Дела, не вершимы женами — Крестил — кто меня крестил Бедою неподслащенною: Беспримесным тем вином.

Эта идея субстанциального и статического бытия в высшей степени справедлива и нерушима, если не иметь других реальностей, кроме приходящих к нам извне, воспринимаемых нами, так как в действительности от этих внешних пещей перед нами лишь видимости.

Источник: библиотека Максима Мошкова

51.Тогда сии трое, как бы одними устами, воспели в печи, и благословили и прославили Бога:

52.»Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки.

53.Благословен Ты в храме святой славы Твоей, и прехвальный и преславный во веки.

54.Благословен Ты, видящий бездны, восседающий на Херувимах, и прехвальный и превозносимый во веки.

55.Благословен Ты на престоле славы царства Твоего, и прехвальный и превозносимый во веки.

56.Благословен Ты на тверди небесной, и прехвальный и превозносимый во веки.

57.Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

58.Благословите, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

59.Благословите, небеса, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

60.Благословите Господа, все воды, которые превыше небес, пойте и превозносите Его во веки.

61.Благословите, все силы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

62.Благословите, солнце и луна, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

63.Благословите, звезды небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

64.Благословите, всякий дождь и роса, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

65.Благословите, все ветры, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

66.Благословите, огонь и жар, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

67.Благословите, холод и зной, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

68.Благословите, росы и инеи, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

69.Благословите, ночи и дни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

70.Благословите, свет и тьма, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

71.Благословите, лед и мороз, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

72.Благословите, иней и снег, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

73.Благословите, молнии и облака, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

74.Да благословит земля Господа, да поет и превозносит Его во веки.

75.Благословите, горы и холмы, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

76.Благословите Господа, все произрастания на земле, пойте и превозносите Его во веки.

77.Благословите, источники, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

78.Благословите, моря и реки, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

79.Благословите Господа, киты и все, движущееся в водах, пойте и превозносите Его во веки.

80.Благословите, все птицы небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

81.Благословите Господа, звери и весь скот, пойте и превозносите Его во веки.

82.Благословите, сыны человеческие, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

83.Благослови, Израиль, Господа, пой и превозноси Его во веки.

84.Благословите, священники Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

85.Благословите, рабы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

86.Благословите, духи и души праведных, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

87.Благословите, праведные и смиренные сердцем, Господа, пойте и превозносите Его во веки.

88.Благословите, Анания, Азария и Мисаил, Господа, пойте и превозносите Его во веки; ибо Он извлек нас из ада и спас нас от руки смерти, и избавил нас из среды печи горящего пламени, и из среды огня избавил нас.

89.Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

90.Благословите, все чтущие Господа, Бога богов, пойте и славьте, ибо вовек милость Его».

Поделиться «»Песнь трех отроков». Книга пророка Даниила (3:51-90)»

Подготовил Дмитрий Антонов

Три отрока в пещи огненной. Новгород, XV–XVI векаФотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник

В ветхозаветной Книге пророка Даниила рассказано о том, как во времена вави­лонского пленения три еврейских отрока отказались поклоняться золотому идолу и были за это брошены по приказу царя Навуходоносора в печь. Однако в огне им явился ангел (позднее христианские авторы утверждали, что это был архангел Михаил) и встал рядом, спасая их от огня. Чудо удивило Навуходоно­сора, и он приказал прославить иудейского Бога. Это ветхозаветное событие изображено на иконе: три безбородых юноши в ярких иудейских шапках стоят в печи рядом с ангелом; внизу — павшие ниц халдеи (жители Вавилона); спра­ва — Навуходоносор на троне. Нагая фигура с копьем и щитом, стоящая сверху на колонне, — тот самый идол, которому не поклонились отроки. Идолы в ико­ногра­фии чаще всего изображались так, как здесь: нагими монохромны­ми фи­гурами. Это отсылка к нагим античным статуям, которые христиане ви­дели на всей территории бывшей Римской империи. На Руси такие скульптуры на­зывали просто — еллинские и римские истуканы (идолы).

См. также материалы «Как смотреть иконы» и «Как смотреть иконы — 2».

Другие выпуски Икона дня[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *