Советуем ознакомиться молитва иже пресвятого твоего духа в третий час с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Православный Молитвослов

За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь

Царю небесныи. Трисвятое. И по Отче наш. Молитва Исусова. Аминь. Господи помилуй (12). Слава, и ныне.

Приидите поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).

Приидите поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

Приидите поклонимся и припадем к Самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

Услыши Господи правду мою, вонми моление мое. Внуши молитву мою, не во устнах льстивых. От лица Твоего судьба моя изыдет, очи мои да видите правоты. Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих за словеса устен Твоих. Аз сохраних пути жестоки. Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя. Аз возвах, яко услыша мя Боже, приклони ухо Твое ко мне, и услыши глаголы моя. Удиви милости Твоя, спасаяи уповающих на Тя. От противящихся деснице Твоей, сохрани мя Господи, яко зеницу ока. В крове крилу Твоею покрыеши мя, от лица нечестивых острастьших мя. Врази мои душу мою удержаша. Тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню. Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов, и яко скимен обитая в сокровищих. Воскресни Господи, предвари я, и запни им; изми душу мою от нечестивых оружия Твоя, от рук враг Твоих. Господи, отмаль от земли раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися утроба их. Насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим. Аз же праводю явлюся лицу Твоему, насыщуся внегда явитмися слава Твоя.

К Тебе Господи, воздвигох душу мою. Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во веки. Ни посмеютмися врази мои, ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Да постыдятся беззаконнующии всуе. Пути Твоя Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день. Помяни щедроты Твоя Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея и невежествия моего не помяни. По милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи. Благ и прав Господь, сего ради закон положит согрешающим на пути. Наставит кроткия на суд, и научит кроткия путем своим. Вси путие Господни, милость и истина, взыскающим завета Его и свидения Его. Ради имене Твоего Господи, очисти грех мой, мног бо есть. Кто есть человек бояися Господа? Закон положит ему на пути, иже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю. Держава Господь боящимся Его, и завет Его явит им. Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои. Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищь есмь аз. Скорби сердца моего умножишася, и от бед моих изведи мя. Виждь смирение мое, и труд мой, и отпусти вся грехи моя. Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя. Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся яко уповах на Тя. Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи. Избави Боже, Израиля от всех скорбей его.

Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей. И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих. Яко да оправдишися в словесех Своих и победиши внегда судити. Себо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом и очищуся. Омыеши мя и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отверзи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и духом владычным утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровий Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел жертвы, дал бых убо; всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи Господи, благоволением Твоим Сиона; и да созиждутся стены Иеросалимския. Тогда благоволиши жертву правде, возношение и всесожигаемая. Тогда возложат на олтарь Твой тельца.

Слава, ныне. Аллилуия (трижды). Господи помилуй (трижды): Слава, тропарь дню, или святому. И ныне: Богородице, Ты еси лоза истинная.

Аще ли есть пост, глаголи сие, на глас 6, трижды: Господи Иже Пресвятыи Свой Дух, в третии час апостолом Своим пославыи, того Благии не отими от нас, но обнови нас молящихтися.

Стих: Сердце чисто созижди во мне Боже, и Дух прав обнови во утробе моей.

Стих: Не отверзи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. И по коемждо стисе: Господи, Иже Пресвятый Свой Дух. весь до конца. И поклоны три. Посем, Слава, и ныне.

Богородице, Ты еси лоза истинная, возрастившая нам плод животный, Тебе молимся молися Владычице, со святыми апостолы, помиловатися душам нашим.

Аще ли велкий пост, бывает чтение в лествице. По скончании же чтения, псаломщик глаголет: аминь. Господь Бог благословен, благословен Господь день дне. Поспешит нам Бог спасении наших, Бог наш, Бог спасати. Трисвятое. И по Отче наш, кондак дню, или святому, или празднику.

Аще ли же пост, глаголем тропари сия, глас 8. Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлеи, низпослав им Дух Святыи, и теми уловлеи вселенную. Человеколюбче, слава Тебе.

Слава. Егда сшед языки размеси, разделяше племена Вышнии. Егда же огненыя языки раздая, в совокупление вся призва, единогласно славити Всесвятыи Дух.

И ныне. Надеже и заступнице, и прибежище християном, и необоримая стено, изнемогающим и труждающимся в пучине, пристанище тихое Ты еси, Пречистая Богородице. Но яко мир избавляеши непрестанною Си молитвою, помяни нас, Дево Всепетая. Господи помилуй (40).

Посем молитва святаго Великаго Василия: Иже на всяко время, и на всяк час, на небеси и на земли, покланяемыи и славимыи, Боже Благии, долготерпеливе и многомилостиве; Иже праведники любя и грешных милуя; Иже всех зовыи ко спасению, обещания ради будущих благ; сам Господи, приими молитвы наша в час сий, и в благости исправи живот наш, к заповедем Твоим. Душа наша освяти, и телеса очисти, помышления исправи, и мысли очисти, разум уцеломудри и истрезви, и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, и душевных страстей, и огради нас святыми ангелы Твоими, яко да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем во единство веры, и в разум неприкосновенныя Ти славы, яко благословен еси во веки, аминь.

Таже, Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне. Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем (поклон). Именем Господним благослови, отче. За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.

Аще есть пост, или кроме поста, егда поем Аллилуия, и творим три поклоны великия, глаголюще молитву святаго Ефрема: Господи и Владыко животу моему. И прочих поклонов, 12.

И паки: Господи и Владыко животу моему. с поклоном.

И по сем молитва святаго Великаго Василия. Владыко Боже, Отче Вседержителю, и Господи Сыне Единородныи Исусе Христе, и Святыи Душе. Едино Божество и едина сила, помилуй мя грешнаго, и ими же веси судьбами, спаси мя недостойнаго раба Твоего, яко благословен еси во веки, аминь.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Молитва иже пресвятого твоего духа в третий час

На тропарь»Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа»

Во вторник 1-й седмицы Великого поста

после третьего часа

Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся Ти ся

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Во время чтения третьего часа в сегодняшнем Богослужении прозвучал проникновенный тропарь: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся Ти ся». Слова эти побуждают нас к важным размышлениям.

Постараемся ответить на вопрос, что является главным и основополагающим для всех христиан во время Великого поста? Духовное совершенствование, очищение души через покаяние, обновление и преобразование себя в стремлении к горнему, а не к дольнему, к небесному, а не к земному. Именно об этом и молим все мы Господа нашего Иисуса Христа, хорошо понимая, что без Его помощи, без участия Святого Духа очень трудно преодолеть в себе самолюбивого и корыстолюбивого человека, подняться на высоту, преобразиться до чистоты ангельской.

Мы помним, как в благословенный день Пятидесятницы на верных последователей Спасителя — апостолов — был ниспослан с небес Святой Дух, преобразивший и переменивший всю их сущность. Ученики Господа обновились, да еще как обновились! В одно мгновение им открылось множество знаний, они уразумели истину Христова учения, никогда не учась, заговорили на самых разных языках, чтобы суметь донести слово Божие как можно большему количеству людей. Господь, по неизреченному Своему обетованию, наделил их многими дарами и способностями, в том числе исцелять, изгонять бесов и совершать иные чудесные знамения. Сверхъестественность на том этапе веры необходима была для зрительного подкрепления подлинности учения Христа, потому что люди в то время больше верили глазам, чем словам, какими бы впечатляющими и правильными они ни были. Эту силу и уверенность благовестия апостолам дал Господь, ниспослав на них Божественную благодать.

Стяжание Святого Духа для верующих людей имеет особое значение. Порой всю свою жизнь мы посвящаем этой благой цели. И надо приложить немало усилий для того, чтобы действительно почувствовать в себе духовное обновление, очистить паче первого снега свою душу. Преподобный Макарий Египетский пишет: «Горе душе, если она останавливается на своей природе и уповает только на свои дела, не имея общения с Божественным Духом, потому что она умирает, не сподобившись вечной Божественной жизни».

Нет ничего страшнее, чем гибель души! Потому что физическая смерть человека побеждается воскресением, но смерть душевная безысходна, она не побеждается ничем. Вот что по этому поводу сказал преподобный Ефрем Сирин: «Кто спасет душу, тот напитает Бога, а кто погубит душу, тот напитает диавола».

Но отчего же умирает душа? От грехов наших, от нечестия и беззаконной жизни. Если в душе нет Бога, если в смраде ее не может пребывать Христос, то образуется пустота, которая тут же наполняется всякими страстями и пороками, нечистыми помышлениями и грехами. Человек начинает жить земными удовольствиями, которые приносят только временное удовлетворение. Но при этом душа все больше и больше скорбит и страдает от собственной греховности, потому что ничем иным, кроме Бога, она утолиться не может. Святитель Тихон Задонский говорит: «Христос обретает покой в душе человеческой, и душа обретает покой, когда Христос посещает ее». Как же счастлив бывает тот человек, в котором душа украшена подобной гармонией! Потому что во всей жизни его, как солнце в каплях росы, отражается Вездесущий и Вселюбящий Бог! А ощущение Божественной близости приносит ни с чем не сравнимое наслаждение, обеспечивая душевное спокойствие и сердечную умиротворенность. Безмятежность души обретается только тогда, когда обуздываются греховные страсти, ее порабощающие, — гордость, ненависть, зависть, злоба, осуждение… Список можно долго продолжать.

Грехов много, но путь спасения и избавления от них один — искреннее покаяние. Когда душа полностью предается Богу и взывает Всевышнему о помощи, тогда Всещедрый Господь не оставляет ее без Своего участия, даруя дух истинного покаяния, очистительные и утешительные слезы, избавляет от страстей и пороков. Святитель Иоанн Златоуст вдохновенно восклицает: «О покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы ангельские, приближаешь через посредство Духа Божия к Престолу Господню, становишься собеседником Бога, ты из сокровищ Божиих, как бы из своих собственных, получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою».

Во дни Великого поста вместе со Святой Церковью мы взываем ко Господу Сил: «Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Не отними Духа Святого, Который наполнил Божественной благодатью апостолов! в нас тоже есть стремление к обновлению, желание покаяться, обрести душевную чистоту, обновиться Христа ради. Сегодня нас мало волнуют всякие житейские проблемы. Мы пришли в храм Божий для того, чтобы оторваться от всего временного и тленного. Мы пришли пострадать вместе с Господом нашим Иисусом Христом и стоим сейчас преисполненные страха Божия, трепета и сострадания. Бог видит нашу любовь! Бог слышит наши молитвы! Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Мы не для того родились, чтобы только есть, пить и одеваться, но чтобы, приняв Божественную любовь к мудрости, избегать зла и стремиться к добродетели… Ибо, созидая человека, Бог сказал: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26), а подобными Богу мы становимся не тогда, когда едим, пьем и одеваемся (потому что Бог не ест, не пьет, не облекается в одежды), но когда храним правду, проявляем человеколюбие, бываем снисходительны и кротки, милуем ближнего и украшаемся всякой добродетелью».

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Все, что нас окружает, имеет свое начало и окончание. Но душа человеческая бессмертна, по дару Божию. Бессмертие души есть отражение в нас вечности Божественной, — один из аспектов образа Божия в человеке. Она — бессмертная душа — связывает мир видимый с миром невидимым. Когда душа находится в теле человеческом, она познает вещественное. Но, отделяясь от плоти в час смертный, душа вступает в общение с вечностью, озаряется беспредельным светом Христовым, обретает в праведности нескончаемую радость, или, при нераскаянных грехах, отягощающих ее, вечную скорбь и страдание. Вот почему мы должны с особым благоговением относиться к этой «частице» вечности в нас! И, прежде всего, заботиться о душе своей, а не о теле. Но как часто нас влекут плотские желания, в ущерб потребностям духовным. И когда мы думаем о телесных удовольствиях, душа наша пребывает в забвении, потому что ей-то ничего этого не надо, ей нужен только Бог!

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Как Благой, Бог сотворил нас не для того, чтобы наказывать, но чтобы мы были причастниками Его благости».

Великим постом, в который по Божией милости мы сейчас вступили, постараемся приложить все усилия, чтобы сподобиться от Господа духовного обновления, искренней молитвы и истинного очищения души. Аминь.

Войти с помощью:

Чинопоследование третьего часа

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Трижды.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Священник: Ибо Твое Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков.

Господи, помилуй (12 раз).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых. От лица Твоего судьба моя изыдет, oчи мои да видита правоты. Искусил eси сердце мое, посетил eси нощию, искусил мя eси, и не обретеся во мне неправда. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки. Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя. Аз воззвах, яко услышал мя eси, Боже, приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя. Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей. Сохрани мя, Господи, яко зеницу oка, в крове крилу Твоeю покрыеши мя. От лица нечестивых острастших мя, врази мои душу мою одержаша. Тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню. Изгонящии мя ныне обыдоша мя, oчи свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных. Воскресни, Господи, предвари я и запни им, избави душу мою от нечестиваго, oружие Твое от враг руки Твоея. Господи, от малых от земли, раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их, насытишася сынов, и оставиша останки младенцeм своим. Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей.

К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои, ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Да постыдятся беззаконнующии вотще. Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день. Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи. Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим. Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его. Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть. Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит eму на пути, eгоже изволи. Душа eго во благих водворится, и семя eго наследит землю. Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им. Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои. Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз. Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя. Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя. Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя. Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи. Избави, Боже, Израиля от всех скорбей eго.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и вовеки веков, аминь: Аллилуиа (трижды). Господи, помилуй (трижды).

Во время Великого поста читается положенная по уставу кафизма Псалтири.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: тропарь святого или праздника

И ныне и присно и вовеки веков, аминь:

Во время Великого поста вместо этого тропаря поется тропарь 3-го часа, глас 6

Стих 1: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Стих 2: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Священник: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу!

Чтец: И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородице, Ты еси лоза истинная, / возрастившая нам Плод живота, / Тебе молимся: / молися, Владычице, со святыми апостолы / помиловати души наша.

Господь Бог благословен, / благословен Господь день дне, / поспешит нам Бог спасений наших, / Бог наш, Бог спасати.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Трижды.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Священник: Ибо Твое Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков.

Читается кондак сегодняшнего праздника или святого.

Во время Великого поста поются тропари, глас 8

Благословен еси Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Скорое и известное даждь утешение рабом Твоим, Иисусе, / внегда унывати духом нашим, / не разлучайся от душ наших в скорбех, / не удаляйся от мыслей наших во обстояниих, но присно нас предвари. / Приближися нам, приближися везде Сый, / якоже со Апостолы Твоими всегда еси, / сице и Тебе желающым соедини Себе, Щедре, да совокуплени Тебе поем / и славословим Всесвятаго Духа Твоего.

И ныне и присно и во веки веков, аминь: Надежда, и предстательство, и прибежище христиан, необоримая стена, / изнемогающим пристанище небурное, Ты еси Богородице Пречистая, / но яко мiр Спасающая непрестанною Твоею молитвою, / помяни и нас, Дево Всепетая.

Господи, помилуй (40 раз)

Иже на всякое время и на всякий час, на Небеси и на земли, покланяемый и славимый, Христе Боже, Долготерпеливе, Многомилостиве, Многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков, аминь.

Господи, помилуй (трижды)

Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем.

Именем Господним благослови, отче.

Священник: Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

Во время Великого поста священник читает Великопостную молитву Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми. Поклон.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. Поклон.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Поклон.

Совершаются 12 малых поклонов с молитвой: Боже, очисти меня, грешного.

И снова читается вся молитва: Господи и Владыка живота моего. Творится один великий поклон.

Молитва святого Мардария

Владыко Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе, Едино Божество, Едина Сила, помилуй мя, грешнаго, и имиже веси судьбами, спаси мя, недостойнаго раба Твоего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала eго во устех моих. О Господе похвалится душа моя; да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя eго вкупе. Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищiй воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся eго и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает нань. Бойтеся Господа, вси святiи eго, яко несть лишенiя боящымся eго. Богатiи обнищаша и взалкаша; взыскающiи же Господа не лишатся всякаго блага. Прiидите, чада, послушайте менe, страху Господню научу вас. Кто eсть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла и устне твои, eже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо; взыщи мира и пожени и. Oчи Господни на праведныя, и уши eго в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, eже потребити от земли память их. Воззваша праведнiи, и Господь услыша их и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смирeнныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни eдина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящiи праведнаго прегрешат. Избавит Господь душы раб своих, и не прегрешат вси уповающiи на него.

Перевод на русский язык:

Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его. Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе. Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится. Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут. Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.

Миниатюра из средневекового Часослова

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?

Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись»(Мф. 27, 47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела.

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм ( Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».

Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы, которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.

В данной статье Часовая литургия рассматривается как специфическое проявление публичной молитвы римского обряда католической церкви. О его применении в других литургических обрядах католической церкви и в других общинах см. Канонические часы . Монахи- бенедиктинцы поют вечерню, которая является частью Часовой литургии.

Литургия часов ( Latin : Liturgia Horarum ) или Божественное Управление (лат Officium Divinum ) или работа Бог (латынь: Opus Dei ) или канонические часы , часто упоминается как требник , является официальным набором молитв «маркировка часов каждого дня и освящение дня молитвой «. Он состоит в основном из псалмов, дополненных гимнами , чтениями и другими молитвами и антифонами . Вместе с мессой он составляет официальную публичную молитвенную жизнь Церкви. Часовая литургия также составляет основу молитвы христианского монашества .

Совершение Часовой литургии является обязанностью священников и диаконов, намеревающихся стать священниками, тогда как диаконы, намеревающиеся остаться диаконами, обязаны читать только часть. Устав религиозных институтов обычно обязывает их членов праздновать по крайней мере части, а в некоторых случаях делать это совместно («хором»). Миряне не имеют никакого публичного обязательства сделать это, но могут обязать себя делать это по личному обету, и «рекомендуются читать бревиарий, либо со священниками, или между собой, или даже по отдельности».

Литургия Часов, наряду с Евхаристией , с древнейших времен составляла часть публичного богослужения Церкви. Христиане как западных, так и восточных традиций (включая латинскую католическую , восточно-католическую , восточно-православную , восточную православную , ассирийскую , англиканскую , лютеранскую и некоторые другие протестантские церкви) совершают Часовую литургию в различных формах и под разными названиями.

В Латинской церкви нынешняя официальная форма всей Литургии Часов — это та, которая содержится в четырехтомном издании Liturgia Horarum , первое издание которого вышло в 1971 году. Вскоре были выпущены английские переводы, которые стали официальными для их территорий. компетентные епископские конференции . Трехтомное » Божественное служение» , в котором для отрывков из Священного Писания используются различные английские Библии, было опубликовано в 1974 году; Четырехтомная Литургия часов с чтением Священных Писаний из Новой американской Библии появилась в 1975 году. До 1971 года официальной формой Латинской церкви была Breviarium Romanum , впервые опубликованная в 1568 году.

В византийском обряде , соответствующие службы находятся в Часослове ( Ὡρολόγιον ), а это означает Часослов . Часовая англиканская литургия содержится в Книге Ежедневной общей молитвы и Книге общей молитвы , а также в англиканском Бревиарии . Лютеранский аналог содержится в литургических книгах, используемых различными организациями лютеранской церкви.

Другие названия в латинских литургических обрядах для Часовой литургии включают «Дневное и ночное служение», «Духовное служение», Cursus ecclesiasticus или просто cursus .

Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою
и давшего нам служение примирения
(2 Кор. 5, 18).

Цель занятия: знакомство с особенностями чтения Часослова, осознание роли Часослова на богослужении, приобретение опыта практической деятельности в чтении на церковнославянском языке текстов Часослова.

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Часослов – наиболее распространенная и чаще всего употребляемая богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга: часов с междочасием, изобразительных, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, а также тексты некоторых из наиболее употребляемых изменяемых молитвословий.

Состав Часослова
Часослов содержит неизменяемые элементы (молитвословия) чинопоследований суточного круга богослужения, которые поются и читаются певцами и чтецами. Часослов предназначен для клироса, т.е. чтецов и певцов. Неизменяемые молитвословия богослужения суточного круга, используемые священнослужителями, содержатся не в Часослове, а в Служебнике.

Начинается Часослов с утренних молитвословий, хотя суточный богослужебный круг начинается с вечера. Часослов включает утренние молитвы, полунощницу, утреню, 1 час, 3 час, 6 час, изобразительные, чин о Панагии, 9 час, вечерню, молитвы в трапезе, повечерие. В качестве приложения в Часослове печатается 17 кафизма (118 псалом), воскресные тропари и богородичные, богородичные отпустительные во все лето, отпустительные тропари всей седмицы, общий молебен (с каноном Богородице), тропари по непорочных, тропари для пения на молебнах. Иногда в Часослове печатается наставление о том, как вести себя в храме.

Таким образом, Часослов включает последования всех девяти суточных служб. Только кроме литургии в нем представлен чин изобразительных, который совершается в тех случаях, когда литургия не служится. Службы суточного круга, представленные в Часослове, образуют три группы. Вечернее богослужение: 9 час, вечерня, повечерие. Утреннее богослужение: полунощница, утреня, 1 час. Дневное богослужение: 3 час, 6 час, изобразительные (вместо литургии). Хотя 9 час в богослужебной практике соединяется с вечерней, относится он не к наступающему дню, как вечерня, а к дню уходящему. Поэтому на 9 часе используются тропари и кондаки уходящего дня, а на вечерне – дня наступающего.

Особенности служб суточного круга в Часослове
Следует обратить внимание на то, что в Часослове имеется три варианта полунощницы – вседневная полунощница (на которой читается 17 кафизма), субботняя полунощница (на которой читается 9 кафизма) и воскресная полунощница (на которой читается канон Святой Троице из Октоиха).

В Часослове имеется полный вариант утрени с двупсалмием, которое предшествует шестопсалмию и используется в современной практике только в Великий пост. В числе молитвословий утрени есть такие, которые характерны для великопостного богослужения. Там же дается два варианта славословия.

Иногда в Часослове печатаются и междочасия, традиция совершения которых существует в палестинских монастырях на Афоне. Чин о Панагии совершается в монастырях в праздничные дни после литургии на трапезе. Часослов содержит два варианта повечерия – малое и великое повечерия.

Особенности использования приложений Часослова

Богородичные отпустительные
Тропари по непорочных, которые имеются в конце Часослова, используются на воскресной утрене. Они поются при каждении храма на полиелее. Наименование их происходит от того, что когда-то на утрене вместо полиелея («Хвалите имя Господне…») могли петься «непорочные», т. е. 17 кафизма (118 псалом), начинающийся словами «Блаженны непорочные в путь…».

В конце Часослова находятся и богородичные отпустительные.
Богородичными называются краткие молитвословия, посвященные Божией Матери. Богородичные присоединяются чаще всего к тропарям и стихирам и предваряются пением «Слава, и ныне», или «и ныне». Богородичные, присоединяемые к тропарям, называются богородичными отпустительными. Богородичные отпустительные находятся в приложении Часослова и Минеи. При их подборе к конкретному тропарю конкретного дня учитывают знак святого в уставе (праздничный знак), день недели, глас тропаря. Глас богородичного в большинстве случаев определяется по гласу того молитвословия, к которому богородичен присоединяется. Так глас богородичного отпустительного определяется по гласу тропаря. Если тропарей несколько, учитывается глас последнего тропаря, к которому богородичен присоединяется непосредственно.

Богородичные отпустительные воскресные используются в том случае, когда святой славословный, полиелейный или бденный, т.е. в праздники, имеющие в уставе красный знак. Знаки в уставе подробно будут рассматриваться немного позднее. Всего таких богородичных восемь. Это количество соответствует количеству гласов. При поиске богородичного отпустительного воскресного учитывается только глас.

Богородичные отпустительные во все лето используются в будние дни, когда празднуемый святой не имеет знака, или является шестеричным, т.е. в праздники, не имеющие в уставе знака или имеющие черный знак. При поиске Богородичного отпустительного во все лето учитывается не только глас тропаря, но и день недели .

Часы – краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы.

На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом – Его крестная смерть.

В древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи», а день, в соответствии с солнечным кругом, – на четыре «часа», которые позднее, применительно к общепринятой римской традиции, получили название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого».

Обычно Часы совершаются в следующем порядке: 1-й – по завершении всенощного бдения (после утрени); 3-й и 6-й – непосредственно перед Литургией; 9-й по Уставу должен совершаться в начале всенощного бдения, перед вечерней (во многих приходских храмах он не совершается).

Молитвенную основу Часов составляют псалмы (на каждом – по три), а также песнопения текущего дня – тропари и кондаки. Чинопоследования часов содержатся в Часослове.

Великопостные Часы
Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными (невеликопостными) часами свои особенности.

а) На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду). Номера кафизм см. здесь.

б) На каждом часе троекратно поется постoвой тропарь часа, с земными поклонами.

в) На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии.

г) В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», с великими (земными) поклонами.

д) Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником). См. последование великопостных Часов.

Великие (царские) Часы
Трижды в год установлены особенные чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются великими, а в народе – царскими. Царские часы совершаются накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу – ради Страстей Господних.

Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам Император, для того оставлявший все государственные дела. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия – отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии. Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Не забудем же о великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха в Великую Пятницу.

Часы пасхальные
Часы пасхальные – часть богослужения дня Пасхи (состоящего из утрени, пасхальных часов, литургии и вечерни). Читаются в Светлую седмицу (до утра субботы включительно) вместо утренних и вечерних молитв (молитвенного правила) .

Схема часов

Обычное начало.

Три псалма.

На 1-м часе – 5, 89 и 100;

На 3-м часе – 16, 24, 50;

На 6-м часе – 53, 54, 90;

На 9- м часе – 83, 84 и 85 пс.

Слава и ныне, аллилуиа.

Тропарь часа, праздника или Святого.

Богородичен.

Трисвятое по «Отче наш». Кондак праздника или Святого.

«Господи помилуй» 40 раз. «Слава и ныне». «Честнейшую Херувим».

Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час».

Заключительная молитва к Господу Иисусу.

Практикум

Задание: используя ПРИЛОЖЕНИЕ 14, прочитайте службы 1, 3, 6, 9 часа.

Домашнее чтение: дома пробуйте самостоятельно читать часы, пользуясь схемой для чтения (ПРИЛОЖЕНИЕ 14).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *