Каждый верующий в своей жизни хотя бы раз, но обращался к священнослужителю, напрямую или через лавку, с просьбой о совершении того или иного церковного обряда. Кому-то нужно крестить ребенка, а кто-то просит батюшку помолиться о здоровье близких или освятить квартиру. О церковных требах, их смысле, видах, предназначении и как заказать требы, мы поговорим в нашем материале.

Что такое треба и для чего она нужна?

Для начала разберемся с понятиями.

Как можно догадаться, треба есть действие, совершаемое по требованию человека. В церковном значении слово приобрело смысл просьбы верующего к священнику о совершении по нужде таинства или молитвословия.

Священник имеет данную Богом благодать и является служителем Господа, то есть человеком, посвящающим всю свою жизнь вере и ее делам.

Основная задача батюшки – молиться. А также совершать таинства, через которые верующим подаются Дары Святого Духа, необходимые для полноценной жизни христианина, дающие силы, духовное и физическое здоровье.

Например, одна из распространенных треб – молебен о здравии. В нем верующий, называя имя больного человека, просит, чтобы священник вместе с ним помолился Богу о здоровье пораженного недугом человека. Как сказано в Евангелии, основополагающей христианской книге, «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Бывает, что к Богу обращаются и самые разные житейские просьбы:

  • о помощи в сдачи экзамена,
  • успешном замужестве,
  • трудоустройстве,
  • благополучном путешествии.

И в этих случаях верующий может призвать священника совершить молитву к Богу вместе – посредством заказа требы. Священника также можно просить о совершении таинств в частном порядке. Например, венчание молодой семейной пары или крещение ребенка, и даже исповедь и причастие немощного и больного человека на дому. Ниже мы подробнее рассмотрим требы и их виды, а главное – значение для верующего.

Крещение человека

Крещение называют «духовным рождением». В этом таинстве человек становится членом Церкви, проходя специальный обряд, совершаемый священнослужителем. Читая особые молитвы, священник освящает воду в заранее приготовленной купели и троекратно погружает крещаемого в воду с головой, произнося молитву: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь».

Человек, над которым совершается обряд крещения, должен верить в учение Православной Церкви. В случае, когда крестят ребенка, «Символ веры» за него читают крестные родители, они же отрекаются за малыша от сатаны и берут на себя обязанности по духовному воспитанию.

После крещения человек получает возможность полноценно участвовать в Церковной жизни. Теперь за него можно молиться, он может приобщаться к таинствам и ему открыта дорога к спасению души.

Крестить человека могут как в храме, так и вне его. В случае с маленькими детьми практикуется возможность вызова священника на дом. Над больными, умирающими людьми таинство также совершается по месту их пребывания, и в этом случае крещение может по нужде совершаться не в три погружения, а в три окропления освященной водой.

Бывает так, что крещение проводят на водоемах, особенно это практикуется в сельской местности в летнее время или во время духовных миссий в отдаленные населенные пункты, в том числе там, где христианство не имеет распространения.

Крещение на Филиппинах

Если вы хотите попросить священника совершить обряд крещения – для вас или другого человека – вам необходимо обратиться в ближайший храм и задать данный вопрос служителю церкви, который направит к ответственному человеку.

Исповедь

Каждый человек имеет примерное представление о грехе и понимает, что это – плохо. Грех есть преступление против Бога и собственной души. Человек совершает какой-то поступок (от мысли до практического внешнего действия) и тем самым наносит себе вред. Согрешивший обычно чувствует, что сделал что-то не так интуитивно, его действие отражается на его настроении, физическом состоянии, даже внешнем облике. Грех влияет на всю жизнь человека, события, которые с ним происходят, здоровье, умственную деятельность. Происходит отпадение от Бога.

Исповедь в Церкви

Чтобы восстановить духовное здоровье, избавиться от греха, установлено таинство исповеди, в котором искренне кающийся через внешние действия священника получает внутреннее прощение, освобождение от недуга.

На исповеди священник читает специальные приготовительные молитвы, перечисляет общеизвестные грехи, чтобы верующие имели возможность вспомнить о забытых поступках и проникнуться чувством покаяния. После этого кающийся подходит к священнику и называет ему грехи, в которых хочет исповедоваться. В завершении батюшка накрывает верующего епитрахилью – специальной частью священнического облачения – и совершает разрешительную молитву. Обычно именно так проходит исповедь в храме, когда люди приходят на исповедь, и по очереди подходят к аналою с исповедующим священником.

Но случается так, что исповедовать священник может и отдельного одного человека, чаще всего это бывает связано с невозможностью того прийти в храм (если он тяжело болен или находится в местах лишения свободы). Но бывают и исключения, например, когда исповедь может по обоюдному согласию провести священник в храме во внебогослужебное время. Бывает так, что и духовники исповедуют своих духовных чад отдельно, после предварительной духовной беседы. Но чаще, все-таки, «частная» исповедь как треба совершается в исключительных случаях для людей больных, заключенных, находящихся при смерти.

Если вы хотите попросить священники исповедовать на дому или вне храма кого-то из близких, то необходимо обратиться в ближайший храм или лично к священнику, которого вы бы хотели попросить о помощи.

Исповедь – очень важное таинство, облегчающее душу и способное изменить жизнь человека. Но только при его желании измениться, то есть сильном внутреннем желании отказаться от совершения греха в будущем.

Это особенно необходимо человеку на смертном одре, ведь в загробном мире возможности исповедоваться уже не будет.

Причащение на дому

Объяснить человеческим языком, что такое таинство Причастия – крайне сложно, потому что именно здесь начинается язык условностей. Понимание важности этого действа доступно только христианину, и каждый крещенный в Православной Церкви человек должен регулярно прибегать к Причастию.

Причастием называется таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает Само Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог заповедал причащаться, сказав: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54).

Таинство причастия в церкви

Опыт, переживаемый верующим в таинстве причастия, можно передать как неизмеримую поддержку Бога из вечности, обращенную к немощной человеческой душе. Именно после причастия человек во всей полноте ощущает, что такое Божья любовь и благодать.

Таинство причастия проходит в конце Божественной Литургии, во время соборного богослужения Церкви, совершаемого утром (за исключением некоторых великих праздников, как Рождество Христово и Пасха, когда Литургия совершается ночью).

Но в особых случаях, причащать людей священник может вне храма. Для этого он берет с собой дароносицу – особый сосуд для переноса частиц Святых Даров и идет к больному.

Причащение на дому

После совершения нескольких молитв у постели пораженного недугом человека священник его причащает. С таинством Причастия неразрывно связано таинство исповеди, поэтому как правило, больной сначала исповедуется священнику, а уже затем принимает Святые Дары. Кстати, на больных может и не распространяться необходимый перед причастием пост.

Христианину необходимо заботиться о своих близких, и если кто-то из родственников тяжело заболел, или находится в состоянии, близком к смерти, необходимо позвать священника со Святыми Дарами и просить причастить больного.

Соборование

О таинстве соборования слышали многие, и, как правило, оно совершается в некоторых приходах Православной Церкви в первые недели Великого Поста. Прощение забытых грехов и исцеление от болезней – вот что широко известно о таинстве.

Соборование возникло в Древней Церкви. Таким названием таинство обязано количеству священников, которые призывались для совершения особого обряда над больным – «собору». В крайнем случае, таинство совершалось одним священником. Над больным соборно (вместе) произносились молитвы, его тело мазалось елеем (оливковым маслом), у Бога испрашивалось исцеление от телесных и духовных недугов. Елей в таинстве символически означает милость Божью, а добавляемое в него вино искупительную кровь Спасителя.

Священника приглашают домой к больному, после совершения специальных молитв он помазывает крестообразно лоб, ноздри, щеки, губы, грудь, внешнюю и тыльную сторону ладоней маслом. Оставшееся после таинства масло бережно хранят, с верой употребляют внутрь во время болезней или помазывают больные места.

Соборование больного

О таинстве соборования известно из послания апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне…» (Иак. 5:14). Речь именно о лежачих больных. И соборование ни в коем случае не заменяет таинств исповеди и Причастия. Человеку относительно здоровому, способному посещать храм Божий, рекомендуется участвовать в Божественной Литургии и нет нужды усиливать таинством Причастия усиление дополнительным таинством –соборования.

А вот в случае тяжелой болезни, в том числе близких людей, необходимо, как и сказано у апостола, призвать священников Церкви к одру больного.

Освящение имущества и всякой вещи

Освящением в Церкви называется священнодействие, имеющее целью призвание Божьей благодати на тот или иной объект человеческой жизнедеятельности. Каждый предмет освящается прежде всего для того, чтобы он не стал оружием зла, а если это имущество – чтобы в нем и на его жителях прибывала Божья благодать.

Рассмотрим несколько видов освящения.

Освящение продуктов питания и освящение предметов

Как правило, есть даже возможность принести их в храм. Верующие часто освящают куличи и яйца, а также другие яства на Пасху, бывает, что просят освятить иконы, нательные крестики и цепочки. Священник кропит предметы святой водой и читает специальную молитву.

Освящение вещи нужно как шаг к приобщению к Богу, когда человек стремится все пространство жизни одухотворить, наполнить высшим содержанием.

Освящение куличей на Пасху

Само участие в этом коротком действе – даже если вы отдали священнику цепочку от нательного креста, а он ушел молиться в алтарь – полезны для вас. Ведь вы зашли в храм, приложили внутренние усилия для того, чтобы потратить свое время на Бога, а это очень благодатно сказывается на душе.

Освящение жилища

Во время освящение дома священник наносит на стены дома изображение креста (обычно это специальные наклейки), а стены кропит водой.

На живущих в доме людей призывается Божья благодать.

Важно помнить, что человек сам должен молиться Богу, стремиться изменить образ жизни в лучшую сторону, только тогда Дух Божий будет пребывать в жилище человека. Перед тем, как пригласить священника в дом, очень важно навести в нем порядок, объяснить всем домашним смысл происходящего и вести себя, так бы вы вели себя на богослужении. Семью называют «малой Церковью», также и жилье можно назвать «малым храмом» человека. Освящение дома совершается один раз в жизни, в будущем хозяин сам с молитвой «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякого зла» кропит стены дома святой водой и окуривает их фимиамом с помощью ручной кадильницы (кацеи).

Освящение квартиры

Освящение транспортного средства

Часто верующие просят освятить их машину, в чине освящения называемую «колесница». Транспортное средство становится незаменимым спутником человека в жизни, благодаря ему он перемещается в пространстве, перевозит груз, зарабатывает на жизнь.

Безусловно, важно, чтобы на этот значимый инструмент была призвана Божья благодать. Но она призывается и на владельца, который дает обещание, что не будет делать за рулем ничего дурного и богопротивного.

Освящение автотранспорта

Нужно помнить о том, что освященный предмет принадлежит после совершенного обряда и Богу, а значит и требует особого отношения.

Молебен о здравии и других нуждах

Одной из самых распространенных треб является молебен о здравии. «Иди закажи за здравие» – наверняка слышали вы в разговоре двух женщин за пятьдесят в больничной очереди или другом общественном месте, активно обсуждающих личные проблемы.

Во время молебнов верующие просят Бога о помощи в своих нуждах или благодарят за уже посланный дар. На молебнах о здравии священник и прихожане молятся Богу или Его святым о здоровье и сохранении людей, имена которых предварительно записываются на специальном листке бумаги.

Образец заполнения записок за здравие и за упокой

В определенный момент священник произносит имена, а верующие про себя молитвенно просят Господа о даровании здоровья близкому человеку. То же самое происходит и на молебнах, посвященных другим просьбам, или же направленным на молитву конкретному святому, иконе, празднику, во время которых верующие про себя сами молятся о своих нуждах. Бывает так, что священника приглашают в дом, и он служит молебен там. Как правило, все молебны завершаются окроплением верующих святой водой.

На молебне верующий получает возможность помолиться «о малом», то есть о земном, насущном, прямо, может быть, и не касающемся нашего спасения.

Обедня о здравии или упокоении

А что же такое обедня? И ведь на ней тоже молятся о здравии человека!

Обедней в простонародье на Руси называлась Божественная Литургия, потому по времени она совершается перед обедом. Именно на Литургии совершается главное христианское поминовение всех живых («о здравии») и усопших («об упокоении»).

Во время проскомидии (одной из «приготовительных» частей Литургии) из просфор извлекаются частицы по числу имен, заранее просимых к поминовению. Каждая вынутая частица, пропитанная чуть позже Кровью Спасителя, становится как бы просительницей за того, о чьем имени она вынималась, не важно, живой ли это человек, или уже отошедший в мир иной. Очень важно заказывать поминовение близких вам людей на Божественной Литургии.

Отпевание

Бог отмеряет человеку ограниченное время жизни, кроме того, к сожалению, случается так, что причиной физической смерти становится трагедия. Христиане верят, что умирает лишь тело человека, а его душа бессмертна. Поэтому смерть рассматривается лишь как временное состояние до всеобщего воскресения мертвых.

Отпевание – это совершаемое священником действие, в котором усопшего молитвенно провожают в жизнь вечную и просят для него у Бога прощения грехов и упокоения в Царстве Небесном. Отпеванием треба названа в народе потому, что большая часть молитв пропевается.

Этот обряд совершается на третий день после смерти (в день похорон), гроб приносят в храм и над ним священник читает молитвы, Апостол и Евангелие, а хор поет стихиры и канон. Гроб с покойником до конца отпевания остается открытым, по завершении молитвенного последования все близкие подходят к гробу и прощаются с усопшим. Все молитвы обряда полезны не только умершему, но и живым людям, поскольку напоминают о бренности мира. Нужно помнить, что Церковь отпевает лишь крещеных людей. Не отпеваются самоубийцы, за исключением случаев, когда это было совершено в невменяемом состоянии.

Отпевание в храме

Панихида об упокоении и лития

В 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, а также в день рождения и именин, годовщину смерти по успошим совершаются панихиды, особые богослужения Церкви, на которых молятся об упокоении их душ.

Кроме того, существуют также Родительские субботы, установленные Церковью как дни особого поминовения всех почивших православных христиан. Душам усопших, ожидающим Страшного Суда в загробном мире, требуется молитвенная поддержка, ведь сами они помолиться уже не могут. Молитвы живых доставляют небывалую радость их душам.

Панихида может совершаться как в храме, так и на могиле умершего. Краткий вариант панихиды называется литией. Как правило, именно для совершения этого молитвенного последования и приглашают священнослужителя на могилу к усопшему.

Требы – незаменимая часть церковной жизни. Молитва вне богослужения, совершаемая при поддержке священника положительным образом влияет на духовную жизнь человека, одухотворяет пространство его жизни, находит в соборной с батюшкой молитве отклик у Бога и Его святых.

К основным требам также относят водоосвящение, освящение предметов и пищи. Усиленное моление о живых людях называется молебном. Молебны — это краткие службы, в которых верующие, по своим частным нуждам и обстоятельствам, обращаются с молитвой к Господу Богу, Божией Матери и святым. Это может быть молебен благодарственный за полученные от Бога милости, молебен об исцелении больного, молебен перед учением, путешествием. Молебен бывает простой, водосвятный (то есть с освящением воды) или с акафистом. Также в молитвенной практике Православной Церкви широко распространен обычай молиться в приходе о болящих, недужных или усопших православных христианах в течение определенного количества времени. Такое молитвенное поминовение в течение сорока дней именуется сорокоустом. Если же мы просим приход молиться в течение года, то это годовое поминовение. (Сорокоусты и иные записки обычно подают за свечным ящиком.) К заупокойным требам относятся отпевание, панихида и лития. Они совершаются только по крещеным людям. Литиями называются краткие службы, состоящие из молитв о прощении грехов и упокоении умершего в Царстве Небесном. Панихида — это более полный чин поминовения. Сорокоуст о упокоении заказывают после смерти или отпевания, либо в любое желаемое время. Церковь своими последованиями освящает весь уклад человеческой жизни, в том числе предметы, которыми мы пользуемся, и пищу, которую вкушаем. Освящение пищи бывает по определенным дням — например, накануне Пасхи освящаются куличи и яйца, а в праздник Преображения — виноград, яблоки и другие фрукты. Существует чин освящения дома, колесницы (машины).

В храмах нашего благочиния совершаются следующие требы: исповедь, крещение, венчание, соборование, отпевание, предание земле, панихиды, молебны, освящение квартир и офисов, транспорта, а также проводится соборование и причастие болящих на дому

Церковные требы

Ситуации, в которых нам требуется Божия помощь, многообразны. Зная потребности человека, Православная Церковь составила ряд чинопоследований, просящих о помощи свыше. Они получили название треб — так как совершаются по требованию верующих.

Основные виды треб — молитвы о живых, об усопших, освящение предметов и пищи.

Все требы и поминовения совершаются только за крещеных в Православной Церкви. Самоубийц в храме поминать нельзя.

Молебен. Усиленное моление о живых людях называется молебном. Молебны бывают общие и частные (заказные). Заказные молебны совершаются священником по просьбам и нуждам отдельных верующих.Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды. Общие молебны совершаются в храме обычно после литургии.

Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на церковный Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождии и т.д.

Молебен -особое богослужение, при котором верующие просят Господа, Богородицу , святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний.

Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.

Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.

Записка на молебен начинается с указания , какому святому возносится молебен.

К заупокойным требам относятся панихиды и отпевания. Они совершаются только по крещеным людям. Нельзя отпевать самоубийц.

Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно «,Всякий, живущий и верующий в Меня не умрет во век» ( Ин. 11, 26).

Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными её чадами.

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них. В заупокойном богослужении, на котором молитвенно поминаются усопшие в уповании на милосердие Божие, испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь.

Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после-в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти.

Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, на панихиде, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия. Также как и в записке «о здравии», в первую очередь поминаются усопшие священнослужители, а затем миряне.

Поминание на Великий пост. Во время великого поста в храмах и монастырях совершается особое поминовение о усопших, которое совершается в течение всего Великого поста.

В записке необходимо указать «Поминовение на пост».

Сорокоуст – особый вид молитвенного поминовения, совершаемый Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока на Литургии за поминаемого из просфоры вынимается частичка.

Число сорок- знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Спаситель после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжении сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божиего.

Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. На основании этого Святая Церковь с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших в продолжении сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день.

Как Христос победил искушения диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшем,

помогает почившему силой Божией победить воздушного князя тьмы и получить Царство Небесное.

По традиции в течении 40 дней Церковь молится не только за усопших, но и за живых. Сорокоусты о «о здравии» заказывают для совершения сорокадневной церковной молитвы за живых на Литургии, на молебнах и при чтении псалтыри. Особенно хорошо заказывать сорокоуст о тяжелобольных.

Сорокоусты обычно заказывают по только что усопшим – новопреставленным – одновременно с отпеванием.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется «седминами и сороковинами» Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой- сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе- Вознесение Господне. Сорокоусты — сорок дней поста, сорок дней Пасхи, все сороковинами идет, седминамии сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами».

Церковь своими последованиями освящает весь уклад человеческой жизни, в том числе те предметы, которыми пользуемся, и ту пищу, которую вкушаем. Освящение пищи бывает по определенным дням, например, накануне Пасхи освящаются куличи и яйца, а в праздник Преображения — яблоки и другие фрукты.

Существует чин освящения дома, колесницы (машины). Об этих требах надо договариваться лично со священником, чтобы он совершил их в удобное время. Военнослужащим весьма полезно освящать свое оружие.

Церковная записка

Первая записка, подаваемая нами, — «О здравии».

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие.

В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от «здравия» которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха Кирилла, а за ним – Архипастыря – епископа Горловского и Славянского Митрофана, поставленного от Бога духовного владыку, далее отца-настоятеля прихода, священнослужителей, заботящихся и приносящих Господу молитвы и жертвы за врученную им паству.

Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13,7).

Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1 Тим. 5,8).

За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: «отдавайте всякому должное… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13,7-8).

Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.

Правила оформления:

Имена архиереев и иереев, причем указывается их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».

Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).

Ставьте полную форму христианского имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).

Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей) .

Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

Допускается включение в записку слов «воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».

За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в потир со Святыми Тайнами (Телом и Кровью Господа Иисуса Христа ) с молитвой о прощении грехов поминаемых.

Таким образом, душа человека, за которого приносится на престоле эта очистительная жертва, получает благодать и освящение.

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Это особое прошение за человека во время Божественной литургии, которое произносится священником вслух перед престолом Божиим. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Обычно такое поминовение заказывают за болящих, путешествующих, в других жизненных обстоятельствах, а также за усопших.

Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Свеча

Что делает обычно человек, переступающий порог храма? В девяти случаях из десяти — подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей…

Толкователь Литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви. Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному Свету. Она выражает пламень нашей любви ко Господу, Матери Божией, Ангелам или святым.

Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами и осененением себя крестным знамением.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз ставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; ко Кресту на прямоугольный подсвечник (канун) о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, если вашу недогоревшую свечу погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом. Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла, — значит, будут несчастья; что опалять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т. д.

Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в Богослужении не ограничиваются свечкой. Она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

Пожертвования за совершение треб

В храме люди не платят за записки, за молебны или панихиды, а жертвуют, причем жертва может быть и в денежном выражении, и в виде приношений (продукты, ткани, стройматериалы и т.п.).

Многие люди, приглашая священника для совершения частного богослужения, задают вопрос: «А сколько будет стоить?». Людей этих понять можно, и нельзя их ругать за то, что они, сами того не осознавая, ставят священника в неловкое положение. Дорогие прихожане, запомните, что священник не работает по найму, а служит. Служит же он Богу, а Богу не платят, а жертвуют. Священник же питается долей от этой жертвы. Об этом сказано в писании: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования».(1Кор.9:13-14)

А размер жертвы каждый определяет сам. В качестве совета и поучения приведем замечательные слова Святого Апостола Павла: » При сем скажу: кто сеет скупо, скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца. Не с огорчениенм и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. (2Кор.9:6-11)

Монастыри и Храмы Божии всегда были и будут центрами духовности, которые воодушевляют человека, отвлекают его от повседневной суеты, заставляют задуматься о своём настоящем предназначении. Монастыри – это нравственный ориентир в водовороте современной мирской жизни.

Самарский мужской монастырь имеет многовековую историю, перенёс смутные времена, был подвергнут надруганию и разрушению и снова по воле Божьей возродился. Уже многое проделано (об этом подробно написано на страницах сайта о монастыре), но ещё больше планируется сделать для полного возрождения святой обители.

Всё, что сделано не было бы возможным без участия добрых людей. Благодаря пожертвованиям удаётся выполнить и довести до завершения начатое. Всякому, кто побуждается к благим делам будут утешением слова Спасителя: ”…какой мерой мерите, такой будет отмерено вам…”.

Благодарная молитва о вас и ваших родных и близких – ответ на вашу помощь, на ту посильную лепту в возрождение духовной, культурной, исторической святыни нашего края. Помните, жертвуя на монастырь, вы даёте Богу взаймы и вам, и потомкам вашим это воздастся сторицей.

С глубоким уважением, архимандрит Досифей, наместник Самарского мужского монастыря. Требы – священный обряд

совершается священнослужителем по просьбе верующего (требованию, отсюда назв. треб) за близких, родных или за него самого. Треб – это ваша просьба к Господу. С этой просьбой обращается просящий вместе со священником. Заказ треб в монастырях осуществляется обращением к священнослужителю или подачей соответствующей записки с внесением пожертвования.

Монастырь: требы, пожертвования

В Самарском мужском монастыре можно подать требы.

Записки принимаются только за крещёных в Православной Церкви.

Записки НЕ ПОДАЮТСЯ за сектантов, самоубийц, раскольников, инославных.

Перечень треб:

1 ЛИТУРГИЯ (СОРОКОУСТ) с частичкой 50 грн
2

ЛИТУРГИЯ (СОРОКОУСТ) на ПОЛГОДА

с частичкой

125 грн имя
3 ЛИТУРГИЯ (СОРОКОУСТ) на год с частичкой 250 грн имя
4

ЛИТУРГИЯ (СОРОКОУСТ) на ТРИ ГОДА

с частичкой

750 грн имя
5 ЛИТУРГИЯ на ОДИН ДЕНЬ 2 грн имя
6 НЕУСЫПАЕМАЯ ПСАЛТИРЬ 1 месяц 35 грн имя
7 НЕУСЫПАЕМАЯ ПСАЛТИРЬ 6 месяцев 80 грн имя
8 НЕУСЫПАЕМАЯ ПСАЛТИРЬ 12 месяцев 150 грн имя
9 СУГУБОЕ ПРОШЕНИЕ 30 грн записка
10 Просфора средняя/служебная 3/10 грн
11

МОЛЕБЕН общий

МОЛЕБЕН с акафистом или водосвятием

ПАНИХИДА (ЛИТИЯ)

ЗАКАЗНАЯ ПАНИХИДА

25 грн

30 грн

60грн

12 ВЕЛИКИЙ ПОСТ имя 5 грн
13 ЗАКАЗНАЯ ЛИТУРГИЯ (отдельно ) за единого записка 1500 грн
14 ЗАКАЗНОЙ ОБЕД о здравии и упокоении записка 1500 грн записка

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

ПОЖЕРТВОВАНИЯ

на карту МОНОБАНК : 5375 4141 1906 5851

или на расчётный счёт

Отримувач: СВЯТО-МИКОЛАЇВСЬКИЙ САМАРЬКИЙ ПУСТИННИЙ ЧОЛОВІЧИЙ МОНАСТИР ДНІПРОПЕТРОВСЬКОЇ ЄПАРХІЇ УКРАЇНСЬКОЇ ПРАВОСЛАВНОЇ ЦЕРКВИ ЄДРПОУ 25536517 АТ «ПУМБ» МФО 334851 РАХУНОК UA 7333 4851 0000 0000 2600 1104 697 ПРИЗНАЧЕННЯ ПЛАТЕЖУ: Благодійна допомога монастирю від… ПІП (Прізвище Ім’я Побатькові) + + + + + + + +
… Дополнительно: квитанцию (подтверждение) о пожертвовании, ФИО заявителя, информацию о заказанных требах отправляйте на вайбер (098) 850 50 33 или на почту монастыря

Молебны совершаются после Божественной литургии:

  • понедельник – Святым Ангелам, Архангелам, св. Иоанну Предтече
  • вторник – Святым мученикам, святителям, преподобным
  • среда – Пресвятой Божией Матери
  • четверг – Святителю Николаю, святителю Спиридону Тримифунтскому
  • пятница – Святым мученикам, святителям, преподобным
  • суббота – Пресвятой Божией Матери
  • воскресенье – Благодарственный Господу.

Молебны о здравии (записка):

  • общий
  • благодарственный
  • с акафистом
  • с водосвятием
  • с акафистом и водосвятием.

Сугубое прошение подают о следующем:

  • о недужных многих или одном
  • о путешествующих или одном
  • о призывании помощи, благодати и дара Пресвятого Духа в начале всякого дела
  • благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии от многих или от единого
  • о в темницах и в заточении сущих многих или едином
  • на всякое другое прошение.

Заказать требы можно в церковной лавке монастыря или в её филиале (магазин Сити-центр, 1 эт., Новомосковск), а также во время Православной выставки.

Время работы церковной лавки монастыря: с 7:00 до 18:00, перерыв 11:55 – 12:20 без выходных.

Церковная лавка в г. Новомосковск ТРК Сити-Центр работает с 10:00 до 18:00 без перерыва и выходных.

Церковные таинства

Таинствами в православной церкви называются священные действия, через которые верующим невидимым образом подается благодать Святого Духа (спасительная сила Божья).

В Православии принято семь Таинств:

Всякое действие Церкви в некотором смысле является таинством. Но вышеперечисленные таинства Церковь выделяет особенно — в них дается некое новое качество человеку, некий особенный духовный дар, который качественно изменяет жизнь человека.

Так в Крещении человек получает второе рождение — духовное; в Миропомазании укрепляется Божией благодатью; в Причащении духовно питается, становясь частью Тела Христова — Церкви. В покаянии и сязанной с ним исповеди подается прощение грехов и врачуются духовные (душевные) раны от этих духовных болезней. В Таинстве Брака освящается супружество и соотвественно вся семейная жизнь. Так жизнь человека чрез таинства освящается Божией благодатью и дарами.

Отметим, что когда Церковь учит о благодатных дарах, то подразумевает сам Дар жизни, непрестанным потоком изливающийся от Бога к человеку. Для того чтобы питать жизненные силы человека, необходимо постоянное общение с Богом – Источником Жизни. И таинства как средства Богообщения приобретают первостепенное значение. Посредством таинств Церкви становится возможной совершенная, благодатная, преизбыточествующая жизнь.

Видимым образом таинства выражаются в обрядовых священнодействиях. Совершитель Таинств — Бог, совершающий их руками священнослужителей, по вере

Требы

Ситуации, в которых нам требуется Божия помощь, многообразны. Зная потребности человека, Православной Церковь составила ряд специальных священнодействий, обрядов и молитвословий, которые получили название треб, — так как совершаются «по требованию» верующих. К требам, совершаемым священником относятся:

  • записки на литргию о здравии или о упокоении
  • молебен
  • панихида
  • лития
  • отпевание
  • сорокоуст

К основным требам также относят: молитвы о живых, об усопших, водоосвящение, освящение предметов и пищи.

Усиленное моление о живых людях называется молебном. Молебны — это краткие службы, в которых верующие, по своим частным нуждам и обстоятельствам, обращаются с молитвой к Господу Богу, Божией матери и святым. Это может быть молебен благодарственный за полученные от Бога милости, молебен об исцелении больного, молебен перед учением, путешествием и пр. Молебен бывает: простой, водосвятный (то есть с освящением воды) или с акафистом.

Заказные (частные) молебны совершаются священником по просьбе молящихся, а общие — как правило по окончании литургии.

Также в молитвенной практике Православной церкви широко распространен обычай молиться в приходе о болящих, недужных или усопших своих членах в течение определенного количества времени. Такое молитвенное поминовение в течение сорока дней именуется сорокоуст. Если же мы просим приход молиться в течение года, то это годовое поминовение. (Сорокоусты и иные записки обычно подают за свечным ящиком.)

К заупокойным требам относятся панихида, лития и отпевание. Они совершаются только по крещеным людям. Панихидами называются краткие службы, состоящие из молитв о прощении грехов и упокоении умершего в Царстве Небесном. Панихида — это более полный чин поминовения, а лития — его краткий вариант. Сорокоуст о упокоении заказывают после смерти или отпевания, или в любое желаемое время.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *