Плиний Старший
Гай Плиний Секунд

Статуя Плиния Старшего на фасаде собора Санта-Мария-Маджоре в Комо

Родился

23 или 24 год нашей эры
Novum Comum (Комо), Римская Италия , Римская империя

Умер

79 г. н.э. (55 или 56 лет)
Стабии , Кампания , Римская империя

Гражданство

Римский

Образование

Риторика , грамматика

профессия

Юрист , писатель , натурфилософ , естествоиспытатель , военачальник, губернатор провинции

Известная работа

Naturalis Historia

Дети

Плиний Младший (племянник, впоследствии приемный сын)

Родители)

Гай Плиний Целер и Марселла

Гай Плиний Секунд (AD 23/24 — 79), называемый Плиний Старший ( / р л ɪ н я / ), был римский автор , натуралист и естествоиспытатель , морской и командарм ранней Римской империи , и друг императора Веспасиана . Он написал энциклопедическую книгу Naturalis Historia ( Естественная история ), которая стала редакционной моделью для энциклопедий . Он проводил большую часть своего свободного времени, изучая, сочиняя и исследуя природные и географические явления в этой области.

Его племянник Плиний Младший писал о нем в письме историку Тациту :

Со своей стороны, я считаю благословенными тех, кому по милости богов было дано либо делать то, о чем стоит писать, либо писать то, что стоит читать; Вышеуказанная мера благословила тех, кому были вручены оба дара. В последнем номере будет мой дядя, в силу его собственного и вашего сочинения.

Плиний Младший ссылается на то, что Тацит полагался на книгу своего дяди » История германских войн» .

Плиний Старший умер в 79 году нашей эры в Стабиях, когда пытался спасти друга и его семью на корабле от извержения Везувия , которое уже разрушило города Помпеи и Геркуланум . Ветер, вызванный шестой и самой большой пирокластической волной извержения вулкана, не позволил его кораблю покинуть порт, и Плиний, вероятно, погиб во время этого события.

Силиус Италикус

Силий Италик , полностью Тиберий Катий Асконий Силиус Италик (ок. 28 — ок. 103 г. н.э.), был римским консулом , оратором и латинским эпическим поэтом I века нашей эры ( Серебряный век латинской литературы ). Его единственная сохранившаяся работа — это » Пуница» из 17 книг , эпическая поэма о Второй Пунической войне и самая длинная из сохранившихся стихотворений на латыни, состоящая из более чем 12 000 строк.

Картина Джозефа Райта из Дерби, изображающая Силиуса Италика у гробницы Вергилия .

Жизнь

Источники и место рождения

Источниками жизни Силия Италика являются, прежде всего, Письмо 3.7 Плиния Младшего , которое представляет собой описание жизни поэта, написанное по случаю его самоубийства, некоторые надписи и несколько эпиграмм поэта Марциала . Считается, что Силиус родился между 23 и 35 годами нашей эры, но его место рождения точно не установлено. Italica в римской провинции Hispania (современная Испания ) когда-то считалась главным кандидатом, основываясь на его когномене Italicus, но если бы это было так, латинское использование потребовало бы формы Italicensis , и очень маловероятно, что Марсьяль не смог бы назвать его одним из литературных знаменитостей Испании второй половины I века. Дж. Д. Кэмпбелл предложил город Патавиум, Падуя на севере Италии , на основании кажущегося предубеждения в пользу региона Пуника и преобладания имени Асконий в надписях этого региона.

Политическая карьера

В молодости Силиус был известным оратором-криминалистом, позже — безопасным и осторожным политиком. Считалось, что Силий добровольно и с энтузиазмом стал информатором при Нероне , преследуя в суде лиц, которых император хотел осудить. Он был консулом в год смерти Нерона (68 г. н.э.), а затем стал близким другом и союзником императора Вителлия , которому, по словам Плиния sapienter et comiter , он служил мудро и дружно. Он упоминается Тацитом как один из двух свидетелей, которые присутствовали на совещании между Вителлием и Флавием Сабином , старшим братом Веспасиана , когда легионы с Востока быстро маршировали на столицу. Силий стал проконсулом Азии в 77-78 гг. Н. Э., Что подтверждается надписью Афродисиаса, в которой описывается его деятельность по поддержанию институтов города. По словам Плиния ( Эпоха 3.7), он хорошо выполнял свои обязанности и заслужил себе важное место в империи.

Кампанская пенсия и самоубийство

После проконсулирования в Азии Силиус, похоже, оставил политику в пользу неторопливой жизни; несмотря на свое богатство и важность в государстве, он, похоже, не проявил особой власти и избегал обид. Таким образом, он без происшествий пережил династию Флавиев.

Плиний изображает, как он проводит время за ученым разговором на своих виллах, пишет, страстно собирает книги и скульптуры и читает декламации своих произведений. Силиус, очевидно, писал стихи еще в 88 году нашей эры. Твердо полагают, что Пуница была написана в этот уединенный период жизни Силия. Марсьяль 7.63 указывает на то, что часть Пуницы была опубликована к 92 г. н.э. и что Силий больше не выступал в суде. Книга 14 была ориентировочно датирована 96 годом нашей эры на основании трактовки поэтом Домициана. Его стихотворение содержит несколько отрывков, относящихся к Флавианам, а Домициан восхваляется как воин и певец, чья лира слаще, чем у самого Орфея . Стихотворение упоминает в первую очередь Домициана, но позже, кажется, обсуждает императора Нерву , хотя Домициан может иметь в виду последнее упоминание. Отношение поэта к Домициану, как правило, хвалебное и дружелюбное, с использованием всего спектра вергилианского панегирика и образов.

Современники считали Силиуса высокообразованным. Философ Эпиктет считал его самым философским духом среди римлян своего времени, а Корнут , стоик, ритор и грамматист , посвятил Силию комментарий к Вергилию. У него было два сына, один из которых, Северус, умер молодым. Другой, Дециан, стал консулом. С возрастом он переехал на постоянное жительство в свои виллы в Кампании, даже не уезжая, чтобы присутствовать на церемонии воцарения Траяна . Силий идеализировал и почти поклонялся двум великим римлянам прошлого, Цицерону и Вергилию . Он купил имение Цицерона в Тускулуме и гробницу Вергилия в Неаполе , которую он восстановил. Плиний пишет, что Силиус особенно почитал Вергилия, отмечая день рождения Вергилия более щедро, чем его собственный, и относился к могиле поэта как к святыне. Его двойные интересы — сочинение эпической поэзии и обсуждение философских вопросов — сравнивают с интеллектуальными усилиями его героев Вергилия и Цицерона соответственно.

Силий был одним из многочисленных римлян ранней империи, которые имели смелость высказывать свои мнения и претворяли в жизнь теорию самоубийства, разработанную стоицизмом ; Punica 11.186-88 содержит похвалу самоубийства. Пораженный неизлечимой опухолью в возрасте 75 лет, он умер от голода около 103 г. н.э., сохраняя бодрость до конца. Плиний отмечает, что Силий был последним умершим консулом при Нероне.

Работает

Мы не можем сказать, записывал ли Силиус свои философские диалоги и речи на бумаге или нет. Его единственное сохранившееся произведение — это его эпическая поэма » Пуница» о Второй Пунической войне (218–201 гг. До н.э.) в семнадцати книгах, включающих около двенадцати тысяч строк, что делает ее самой длинной сохранившейся поэмой в латинской литературе.

Punica

» Видение рыцаря » Рафаэля основано на эпизоде ​​из 15-й книги Пуницы , выбранной Сципионом. Основная статья: Пуница (стихотворение)

Датировка Пуницы была трудным вопросом для ученых-классиков, но два отрывка, 3.594 и 14.680 и далее, наряду с несколькими цитированными выше стихотворениями Марсьяля, указывают на то, что она была составлена ​​где-то между 83 и 103 годами, а Книга 3 датирована 84 г. н.э. и книга 14 около 96 г. н.э. Другие книги нельзя датировать с какой-либо точностью. Поэма разделена на 17 книг и составлена ​​дактильным гекзаметром. Считалось, что стихотворение изначально планировалось в гексадах, и первоначальная цель заключалась в том, чтобы завершить композицию в 18 книгах.

Стихотворение берет Вергилия в качестве основного стилистического и драматического вдохновения; С самого начала Пуника представляет собой продолжение вражды Юноны против Рима, развившейся в Энеиде . Ливий и Энний являются важными источниками исторической и поэтической информации, и Гомер, в частности, объявлен важной моделью Силиусом, который замечает о нем в 12.788-9: «его поэзия охватывала землю, море, звезды и тени, и он соперничал с Музы в песнях и Феб во славе «. Лукан также является важной моделью для написания исторического эпоса, географических экскурсов и стоического тона, хотя подход Силиуса к богам гораздо более традиционный.

Поэма начинается с обсуждения гнева Юноны против Рима из -за обращения Энея с Дидоной, а также характера и воспитания Ганнибала . Ганнибал нападает на Сагунтум и принимает римское посольство. В Книге 2 римская миссия слышна в Карфагене , но Ганнибал берет город после того, как защитники героически совершают самоубийство. Карфагеняне каталогизированы, Ганнибал пересекает Альпы, а Юпитер раскрывает, что Пуническая война — это испытание римской мужественности в Книге 3. В 4 и 5 римляне терпят поражение при Тицине , Требии и озере Тразимен . В 6 — й книге рассказывается о подвигах Марка Атилиуса Регула в Первой Пунической войне , а в 7-й книге описывается стратегия задержек Квинта Фабия Максима Веррукоса . Книги 8-10 ярко описывают битву при Каннах ; Юнона предотвращает поход Ганнибала на Рим. В Книге 11 армия Ганнибала зимует в Капуе, где Венера лишает их роскоши. Ганнибал терпит поражение при Ноле в 12 году, обнадеживая римлян. Он совершает покушение на город, но Юнона останавливает его, показывая, что боги против него. Книга 13 сообщает о вторжении римлян в Капую и смерти двух Сципионов , что приводит к путешествию Сципиона Африканского в подземный мир ( некия ), его встрече со знаменитыми мертвыми героями и пророчеству сивиллы Ганнибала о поражении. В 14 описывается успешная сицилийская кампания Марцелла и осада Архимеда . В 15 Сципион, выбрав Добродетель вместо Порока, проводит успешную кампанию в Испании, в то время как в Битве при Метавре брат Ганнибала убит. 16 описывает союз между Римом и Масиниссой и переход Сципиона в Африку, а 17 описывает перенос статуи Кибелы в Рим, бурный переход Ганнибала в Африку, обращение Юноны к Юпитеру с просьбой о спасении Ганнибала и битву при Заме . Поэма заканчивается триумфальным возвращением Сципиона в Рим.

Стиль Силиуса отличается от Вергилия тем, что он не сосредотачивается на нескольких центральных персонажах, а делит свои действия между многими значительными героями. Это побуждает его представить важные события из римского прошлого как отражение персонажей и их действий в настоящем стихотворения, вторя римской традиции использования примеров . Несмотря на то, что включены многие важные элементы эпоса, такие как тщательно продуманные сравнения, экфразы объектов, такие как щит Ганнибала в 2.391-456, некия , божественное участие и пророчество событий, есть также важные элементы историографии, такие как парные контрастные выступления и подробное географическое описание. Аллегория особенно важна для Силиуса, и он включает такие фигуры, как Фидес, вера, в Книге 2, Италия в 15, и Виртус и Волуптас, также в Книге 15, продолжая тенденцию к аллегории, которая была значительна в Статиусе , современнике Силия. Метрики и язык Силиуса можно сравнить с использованием Вергилия, особенно с использованием им спондей . Стоицизм и стоическая этическая мысль — важные темы Пуницы . Война устроена как испытание римского virtus, которое необходимо преодолеть упорным трудом, что сродни стоическому идеалу преодоления невзгод внутренним мужеством и испытаниями. » Выбор Геракла «, излюбленная притча стоиков, дан Сципиону в Книге 15, и везде война приносит моральные уроки и дискуссии о таких стоических концепциях, как эмоции, разум и судьба.

Влияние

Единственные древние авторы, которые ссылаются на Силиуса, — это Марциал, Плиний и Сидоний Аполлинарий . Суждение Плиния о том, что Силиус писал стихи maiore cura quam ingenio (с большим рвением, чем с гением), способствовало мнению, что Силиус — талантливый, но посредственный и невдохновленный поэт. Похоже, что в средние века эта поэма была практически неизвестна. Петрарка «s Африка была написана независимо от Punica , как рукопись была обнаружена Поджо Браччолини в 1417 году в аббатстве Сен — Галлен во время собора в Констанце . Суровое мнение Юлия Цезаря Скалигера о Силии подорвало его репутацию. Многие авторы были знакомы с работами Силиуса, такие как Монтень , Милтон , Драйден (считавший его лучше Лукана), Гиббон и Александр Поуп . Джозеф Аддисон, в частности, включает много цитат Силиуса в свой » Диалог о медали», как и Томас Маколей в своих работах.

Интерес к Силиусу практически исчез в 19 веке. Что касается изобразительного искусства, то » Видение рыцаря» Рафаэля — это обработка выбора Силиуса Сципиона. Несмотря на плохую репутацию Силиуса, ученые-классики с возобновившимся интересом к более позднему имперскому эпосу, кажется, наконец обращают свое внимание на поэзию Силиуса.

дальнейшее чтение

  • Августакис, Антоний. 2010. Материнство и другое: формирование женской силы в эпосе Флавиев. Оксфорд: Oxford Univ. Нажмите.
  • Августакис, Антоний. 2008. «The Other так же: Non-римская Мать в Силия Италик Punica ,» классическая филология 103.1: 55-76.
  • Доминик, Уильям Дж. 2010. Прием Silius Italicus в современной науке. В » Спутнике Брилла к Силию Италику». Под редакцией Энтони Аугустакиса, 425–447. Лейден, Нидерланды: Brill.
  • Кейт, Элисон М. 2010. «Зарождение ориентализма в Пунице Силиуса». В » Спутнике Брилла к Силию Италику». Под редакцией Энтони Аугустакиса, 355–373. Лейден, Нидерланды: Brill.
  • Маркс, Раймонд. 2005. От республики к империи. Сципион Африканский в Пунике Силиуса Италика. Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг.
  • Маркс, Раймонд. 2010. «Песня и меч: Пуница Силия и кризис раннего имперского эпоса». В эпосе и истории. Под редакцией Дэвида Костана и Курта Раафлауба, 185–211. Молден, Массачусетс: Wiley.
  • Сантини, Карло. 1991. Силиус Италик и его взгляд в прошлое. Амстердам: JC Gieben.
  • Акции, Клэр. 2014. Римский Ганнибал: Вспоминая врага в Silius Italicus «Punica». Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета.
  • Чаевые, Бенджамин. 2010. Образцовый эпос: Пуница Силиуса Италика. Оксфорд: Oxford Univ. Нажмите.

внешние ссылки

Библиотечные ресурсы о
Silius Italicus

  • Интернет-книги
  • Ресурсы в вашей библиотеке
  • Ресурсы в других библиотеках

Силиус Италикус

  • Интернет-книги
  • Ресурсы в вашей библиотеке
  • Ресурсы в других библиотеках

  • Рид, Джеймс Смит (1911). «Силиус Италикус» . В Чисхолме, Хью (ред.). Encyclopdia Britannica . 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 95–96.
  • Работы Силиуса Италикуса в Project Gutenberg
  • Работы Силиуса Италикуса или о нем в Internet Archive
  • Работы Силиуса Италика в Цифровой библиотеке Персея
  • Punicorum Libri Septemdecim (на латыни)
  • Запись фон Альбрехта на Silius Italicus
  • Английский перевод Пуницы, сделанный Даффом, как чистый HTML- код с тегами и географическими названиями мест в ToposText

Политические офисы
Предшественник
Аппия Анний Gallus ,
и Луций Verulanus Северуса ,
как Suffect консулов
Консул в Римской империи
с Публий Галерий Trachalus
68
Преемник
Nero V,
и Игнотус ,
как Suffect консулов

Оратор Элий Аристид

Элий Аристид — представитель так называемой Второй Софистики, один из самых известных ораторов II века. Уроженец Смирны — столицы римской провинции Азия — Аристид, выходец из богатой семьи, обучался там у Александра-грамматика (будущего учителя императора Марка Аврелия), с которым изучал Гомера, Пиндара и Платона. Совершенствуясь в ораторском искусстве, он отправился в Афины, чтобы послушать там известного ритора Герода Аттика (тоже учителя Марка Аврелия). В Афинах он посещал лекции платоника Лукия, ученика Музония Руфа. Как и Дион Хрисостом, он много странствовал, выступая с речами в городах по всей Римской империи, но защищал не философию, а риторику.

Из-за того, что Аристид был слаб здоровьем, большую часть времени он проводил в родном городе. В 178 году Смирна была разрушена землетрясением, на что Аристид написал речь: в ней оплакиваются разрушенные улицы, агора, театры, портики, гавани, гимнасии и другие исчезнувшие достопримечательности; кроме того, он отправил Марку Аврелию личное письмо, в котором красноречиво расписал постигшее город «вселенское горе». По словам Филострата, прочтя письмо, император прослезился и освободил город от уплаты налогов. Местные жители возвели оратору бронзовую статую, а Филострат нарек его «основателем Смирны». Регулярные болезни и невозможность гастролировать с декламациями вынудили Аристида обратиться к религии — много времени он проводил в пергамском святилище бога медицины Асклепия (в честь которого написал «Похвалу источнику в святилище Асклепия») и родовом имении. Во время одного из обострений он, не покидая поместья, на протяжении месяца описывал симптомы и методы лечения, основанные на советах Асклепия, полученных им во сне. Дневник получил название «Священных речей» — это одно из немногих сочинений Аристида, переведенных на русский:

«На семнадцатый день сон положил мне запрет мыться, на восемнадцатый — опять запрет мыться. На девятнадцатый день мне приснилось, что я оказался во власти каких-то варваров, и один из них подошел ко мне с таким видом, будто хотел уколоть меня. Затем опустил палец вот так, по самую глотку, и что-то всыпал туда, по какому-то местному обычаю, и это свое действие назвал «пищеварением”. Потом, когда я рассказал об этом сне, то слушатели удивились и сказали, что переваривание пищи — это причина, по которой мне следует терпеть жажду, а пить нельзя. После этого мне было назначено очищение желудка. И варвар предписал мне не мыться и держать при себе одного слугу. В этот день я не мылся и, очистив желудок, почувствовал облегчение».

Всего же сохранилось более 50 речей, приписываемых Аристиду. Как и многие писатели той эпохи, он был аттикистом и ориентировался на древнегреческих авторов: Фукидида, Платона, Исократа, Демосфена (с двумя последними позднее его сравнивали византийские риторы). Среди его речей есть восхваления отдельных городов, панегирики историческим лицам, речи о богах, речи на социальные и политические темы, напоминающие диатрибы Диона Хрисостома. Любопытно, что на английском языке в серии Loeb Classical Library первый том Аристида выйдет только в следующем году.

Врач Гален

«В это время в Пергаме жил врач Сатир, знаменитый софист, как уже было сказано. Этот человек подошел ко мне, лежавшему в храме, и ощупал мою грудь и живот. Когда же он услышал, сколько раз мне очищали кровь, то приказал лучше беречь ее и не разрушать свое тело. «А я, — сказал он, — дам тебе очень легкую и простую мазь, чтобы ты помазал ею живот и под ребрами. И увидишь, как она поможет!”»

«Врачом Сатиром» Аристид в своем ипохондрическом дневнике назвал Галена — лейб-медика при дворе Марка Аврелия и главного врача античности после Гиппократа. Посетил он его в Пергаме, родном городе врача. По некоторым данным, семья будущего врача разбогатела на строительных подрядах при вооружении храма Асклепия. Сначала отец-архитектор отправил 14-летнего сына изучать философию, но на судьбу Галена повлиял, как это постоянно случалось в античности, вещий сон: Асклепий во сне сказал отцу выбрать для Галена профессию врача. Не бросив философию, он начал изучать анатомию и фармакологию, закончив образование у александрийских врачей. Он будет всю жизнь настаивать на необходимости сочетания философии и медицины и напишет отдельный трактат на эту тему «О том, что лучший врач — еще и философ».

Поначалу Гален устроился лекарем гладиаторов в Пергаме. В его обязанности входило не только зашивать раны бойцов после выступлений, но и следить за их общим состоянием, например, планировать диету. По словам Галена, под его присмотром умерли только два гладиатора, а при его предшественнике — шестнадцать. В 162 году он переехал в Рим, где прослыл талантливым врачом не среди гладиаторов, а уже в императорских и сенатских кругах. Любопытно, что один римский философ решил, будто Гален приехал в столицу делать карьеру мыслителя, а не медика. Его анатомические демонстрации посещали дядя и зять императора; один из знатных пациентов, вылеченный Галеном от меланхолии, сказал, что речи его лечащего врача подобны вещанию оракула. Преданный клятве Гиппократа, он лечит не только богатых, но и нищих с рабами, не требуя никакой платы. Врачебную практику Гален всю жизнь совмещал с сочинением медицинских и философских трактатов, наиболее полная подборка которых на русском издана в 2014 году сотрудниками кафедры истории медицины, истории отечества и культурологии МГМУ им. И. М. Сеченова:

«Не могу точно сказать, какими обладал природными свойствами, поскольку естество мальчика уже трудно понятно для взрослого мужа. Что касается меня, то я наслаждался выпавшей мне удачей иметь самого лучшего, самого понимающего, негневливого, справедливого и человеколюбивого из всех отцов. Моя мать, напротив, была настолько склонна к гневу, что порою даже кусала своих служанок. Она постоянно кричала и корила моего отца, более чем даже Ксантиппа нападала на Сократа. Я любил благородные дела моего отца, и, когда сравнивал его поступки со страстями моей матери, мне хотелось бежать от ее позорных наклонностей. Мне стало ясно особое отличие между родителями: например, мой отец никогда не огорчался при любом несчастье, в то время как мать всегда раздражалась по пустякам. А дети, как вы знаете, подражают тому, от чего они получают удовольствие, и всегда избегают того, что вызывает их отвращение».

Вошедшие в издание восемь текстов, даже если к ним присовокупить отдельные сочинения, выходившие в журнале, а также советские переводы — лишь малая часть Galenic corpus, включающего десятки трактатов, посвященных анатомии, физиологии, патологии, фармакологии, философии, этике и логике (всего он написал более пятисот сочинений, но сохранилось менее трети). Гален стал последним большим врачом античности, чей авторитет был настолько велик, что на его медицинские теории ориентировались многие столетия: даже в эпоху Ренессанса врачи все еще высоко ценили Галена, а в 1540-х его сторонники организовали Nova Academia Galenica для популяризации идей врача-философа.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *